Восприятие объемности и удаленности предметов. — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Восприятие объемности и удаленности предметов.

2021-06-01 26
Восприятие объемности и удаленности предметов. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

При восприятии объемности или глубины предметов основную роль играет бинокулярное зрение (восприятие двумя глазами). Монокулярное зрение определяет правильную оценку расстояния одним глазом в очень ограниченных пределах. Если смотреть одним глазом на нитку, натянутую на некотором расстоянии от нас трудно определить точно, впереди или позади нее падает бросаемый сверху маленький шарик. Если же смотреть двумя глазами, нам нетрудно будет правильно воспринять это же явление.

При бинокулярном зрении изображение предмета падает на диспаратные, т.е. на не вполне соответствующие точки сетчатки правого и левого глаза. Эти точки располагаются на некотором неодинаковом расстоянии от центральных ямок сетчатки (в одном глазу – справа от центральной ямки, в другом – слева от нее). Когда изображение падает на идентичные, то есть вполне совпадающие точки сетчатки, оно воспринимается как плоское. Если диспаратность изображения слишком велика, то изображение начинает двоиться. Так, если смотреть на вертикально висящий в нескольких метрах шнур и в то же время держать перед глазами карандаш, то увидим два карандаша. Переведя взор на карандаш, мы увидим двоящийся шнур.

Если же диспаратность не превышает определенной величины, возникает восприятие глубины.

Для восприятия глубины немалое значение имеют мускульно-двигательные ощущения, возникающие при сокращении и расслаблении глазных мышц. Медленное приближение пальца к носу вызывают заметные проприоцептивные ощущения как результат напряжения глаз. Эти ощущения идут от мышц, сближающих (явление конвергенции) и разводящих (явление дивергенции) оси глаз, и от мышцы, изменяющей кривизну хрусталика (явление аккомодации).

 

При одновременном видении двумя глазами соответствующие возбуждения от правого и левого глаза объединяются в мозговой части зрительного анализатора. Возникающие ощущения создают впечатление объемности воспринимаемого предмета.

При удаленности предметов большое значение в восприятии пространства имеет взаиморасположение светотеней, которое зависит от расположения предметов. Человек подмечает эти особенности и приобретает умение, пользуясь светотенями, правильно определять положение предметов в пространстве.

В восприятии пространства, в частности в оценке расстояния, играют роль обонятельные и слуховые ощущения. По возникшему запаху можно, например, определить, что где-то недалеко находится столовая, по звуку шагов – распознать, далеко ли от вас идет человек.

 

Восприятие времени

 

Восприятие времени –  это отражение длительности и последовательности явлений или событий. Благодаря восприятию времени отражаются изменения, происходящие во внешнем мире.

Физиологической основой этого процесса, как это доказали И.П.Павлов и его последователи, являются условные рефлексы на время, которые постоянно вырабатываются у человека.

Временные промежутки определяются ритмическими процессами, происходящими в организме человека. Ритм в работе сердца, в дыхании, ритмический характер ежедневной жизни влияют на выработку рефлексов на время. Точному, непосредственному восприятию поддаются лишь короткие промежутки. Установлено, что наиболее точной оценки времени способствуют слуховые и двигательные ощущения. При восприятии времени обнаруживается склонность преувеличивать небольшие и преуменьшать большие промежутки времени.

Восприятие длительности времени зависит от содержания деятельности человека. Время, заполненное интересными, значимыми делами, течет быстро. Если же события неинтересные, малосущественные, время тянется медленно. Учащиеся не замечают как «летит время» на уроке, когда они заняты активной деятельностью.

На оценке времени сказывается также установка личности. Ожидание неприятного вызывает восприятие быстрого течения времени. И наоборот, при ожидании приятного

или желанного события, кажется, что оно долго не наступает.

При воспоминаниях наблюдается иная оценка времени. Время, насыщенное в прошлом переживаниями, деятельностью, вспоминается как более продолжительное, а длительные периоды жизни, наполненные малоинтересными и однообразными событиями, вспоминаются как быстро прошедшие.

Некоторый субъективизм в оценке времени зависит и от возраста человека: детям кажется, что время тянется медленно, взрослые поражаются, как быстро оно летит.

Субъективизм в восприятии времени преодолевается опытом и практической деятельностью человека. Некоторые виды профессиональной деятельности вырабатывают умение очень точно оценивать промежутки времени. Так опытный учитель без часов свободно ориентируется во времени на уроке и правильно оценивает временной интервал в 45 минут.

 

Восприятие движения

 

Восприятие движения – это отражение направления и скорости пространственного существования предметов. Оно дает возможность людям и животным ориентироваться в относительных изменениях взаимоотношений и взаиморасположения предметов окружающей среды.

Знания о перемещении предметов человек получает, непосредственно воспринимая движение. Куда пошел ребенок, с какой примерно скоростью прошел поезд можно установить, имея опыт практической ориентировки.

Восприятие движения может осуществляться также на основе умозаключений.

Например, о незначительных изменениях скорости автомобиля судят по показателям спидометра. Существуют позы бега, ходьбы, ползания, прыжка, падения, по которым на основании личного опыта делают заключения о совершаемом движении.

Впечатление движения может возникнуть и при отсутствии реального перемещения или вращения предмета, если через небольшие промежутки времени показывать ряд изображений, воспроизводящих этапы движения предмета, то складывается впечатление перемещения.  Это явление получило название стробоскопического эффекта. На нем основано восприятие кинофильмов. Исследования В.П.Зинченко показывают, что знания о движении возникают как при фиксированном взгляде, так и при прослеживании взором движущегося предмета.

Восприятия движения осуществляется зрительным, слуховым и кинестетическим анализаторами. Восприятию движения способствует осмысление изменений во внешнем мире на основе индивидуального опыта и знаний личности.

 


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.