Русские и украинцы – братские народы. Они сотни лет были едины и в радости, и в горе. Сохранение единого культурно-исторического пространства жизни двух народов – задача политиков в XXI веке. — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Русские и украинцы – братские народы. Они сотни лет были едины и в радости, и в горе. Сохранение единого культурно-исторического пространства жизни двух народов – задача политиков в XXI веке.

2021-06-01 25
Русские и украинцы – братские народы. Они сотни лет были едины и в радости, и в горе. Сохранение единого культурно-исторического пространства жизни двух народов – задача политиков в XXI веке. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

XX столетие вошло в историю как самый кровавый и жертвенный век за всю историю человечества. Две страшные катастрофические мировые войны, унесшие жизни миллионов и миллионов людей. Век, ожесточивший умы и сердца людей, до крайности обесценивший человеческую жизнь…

Ключевые события эпохи всегда находят своё отражение в искусстве, будь то литература, скульптура, музыка. И музыка в этом ряду, пожалуй, один из самых универсальных и уникальных видов искусства. Она знакома человеку с первобытных времён: древние мычали ритм ещё до того, как научились разговаривать. Музыкант, как и любой художник, может управлять своим слушателем, а точнее, его мыслью и эмоциональным состоянием.

Уникальным произведением в XX веке, на мой взгляд, стал вальс «На сопках Маньчжурии». История его создания и удивительной востребованности словно в зеркале отразила переломные вехи минувшего столетия. Оказавшись под неизгладимым впечатлением от этого вальса, я захотел взглянуть на нашу историю сквозь призму одной-единственной песни, с тем, чтобы попытаться понять внутренний мир моих соотечественников на разных временных отрезках.

Мне всегда было очень интересно узнать, следствием каких механизмов мышления является конечный творческий продукт? Как в голове художника рождается творение? Что столь влияет на его сознание? Как выглядит муза?

По-моему, творчество человека, создание чего-то нового – это необычайно увлекательный и интересный процесс, способный исцелить не только страдающую душу, но и возродить жизнь, пробудить стремление к ней. Великое творение может родиться в продолжительном, тянущемся года, десятилетия процессе. Тогда оно может отразить нам лицо эпохи, передав все особенности общественного развития. На мой взгляд, творческая история «Вальса на сопках Маньчжурии» лучше многих красноречивых страниц свидетельствует о главных вехах трагической истории нашей страны. Его изучение дало возможность погрузиться в культурную и историческую атмосферу целого столетия.

При подготовке настоящей работы я обращался к разнообразной литературе, которая, на мой взгляд, позволила лучше понять эпоху. Прежде всего следует выделить работы Е.С. Сенявской, посвященные состоянию человека в войнах XX века. В них отражены многие аспекты, интересовавшие меня в контексте осмысления темы. В работах С.К. Ильина, А.М. Кривеля, Ю.А. Полякова, Н.В. Феденко также содержатся полезные материалы по теме исследования. Многие материалы я получил из ресурсов глобальной сети Интернет.

Также, в данной работе я использовал метод опроса людей, с целью выявления объективного мнения по вопросу популярности различных вариантов текста вальса. Нужно признать, что этот процесс не очень скор, зато даёт искомые результаты. Весьма приятно было узнать, что каждый из респондентов, как минимум, узнавал мелодию вальса, но более того: многие знали название, а несколько человек подпевали.

Предметом моего исследования я выбрал различные варианты стихов музыкального произведения, поставленные в определённые временные рамки различных эпох.

Цель данного исследования - опираясь на конкретные поэтические тексты и исторический материал, доказать тезис: произведение «На сопках Маньчжурии» - это зеркало истории первой половины ХХ столетия. Также я ставил перед собою цели изучения современного общественного мнения, основываясь на объективном массовом выборе определённых вариантов текста.

Работа состоит из введения, четырёх глав, заключения и списка использованной литературы.

В первой главе «Русско-японская война. Рождение вальса» рассматривается эпоха заката монархии в России, конкретнее – Русско-японская война, в которую была создана музыка:

В феврале 1905 года Мокшанский пехотный полк в тяжелейших боях между Мукденом и Ляояном попал в японское окружение. Был убит командир полка. И когда силы оборонявшихся были на исходе и заканчивались боеприпасы, в тылу полка вдруг заиграл духовой оркестр, возглавляемый капельмейстеромИльёй Алексеевичем Шатровым, что придало бойцам силы. Полк сумел прорвать кольцо окружения. Из всего полка вышли живыми только 7 музыкантов оркестра, награжденных впоследствии Георгиевскими крестами, почетными серебряными трубами. Капельмейстер И.А. Шатров «за разновременные отличия против японцев» был отмечен орденом Станислава третьей степени «с мечами».

На первой же остановке Шатров записал музыку, а немногим позже появился первоначальный вариант текста вальса, написанный Степаном Гавриловичем Петровым. Вальс набирает популярность по всей стране, потому что эта война захлестнула каждый её уголок. И вот уже через год появляются новые слова вальса под тем же авторством.

В обоих текстах мы можем найти отражение скорби, печали, грусти – чувств, присущих русскому народу в принципе, и в особенности переживаемых в то драматичное время. Боль поражения усиливалась общественным недовольством, социальной злобой, гражданской ненавистью к монархии.

Во второй главе «”Белый” и ”Красный” вальс» речь идет о новых вариантах лирики вальса уже в эпоху Гражданской войны 1917-1922 годов. В это крайне тяжёлое для нашей страны время противостояние в искусстве не было редкостью: песни времен гражданской войны до сих пор несут в себе чаяния и разочарования тех лет. «По долинам и по взгорьям», «Мы смело в бой пойдём» - истинные явления культуры. И в каждом видна чёткая грань, разделявшая целый народ, великий, могучий, на два лагеря: святость, духовность белых против воинственности и народности красных. Это была страшная эпоха для страны и нации, потому что братоубийство, абсолютная полярность двух лагерей и невозможность мира при их обоюдном существовании не могут не привести к разложению народного сознания. Ужасный по сложности и моральному весу выбор и необходимость срочного решения данного вопроса породили не только подвиги, но и коварство, бездушие, обезличивание.

В обоих текстах проглядываются чёткие политические установки враждующих сторон, очень хорошо видна бескомпромиссность взглядов. Осознание обреченности одних и устремленность к обновленному будущему других отразились в противоположности настроения каждого стихотворения, и тем удивительнее тот факт, что оба текста сливались с искренней интонацией мелодии вальса, в музыке передающего и боль, и готовность к смерти, и жажду жизни.

В третьей главе «Военный вальс» описывается творческая судьба вальса в период 30-х и 40-х годов прошлого века. Новые слова отразили неуверенность в обещанном светлом будущем, более того, страх перед ним, предчувствие небывалых потерь. И стремление домой – на родину, которую так давно не видели и не чувствовали, по которой истосковалась душа, и недоверие к собственному будущему, столь присущие 1945 году, когда был написан последний найденный мною вариант лирической части вальса.

Эта часть включает в себя победы у озера Хасан и реки Халхин-Гол, а также Дальневосточную кампанию 1945 года. Таким образом, большинство исторических событий в данной работе освещает взаимоотношения с Японией в первой половине ХХ столетия.

Лишь четвёртая глава «Современный вальс» переносит нас на Кавказ, где происходили основные конфликты, в которых принимала участие наша страна в конце ХХ -начале XXI веков. Именно в этой главе я использовал данные, собранные посредством опроса людей (респондентов). Результаты несколько удивили меня, впрочем, удалось найти им логическое обоснование. Дело в том, что лидером рейтинга оказался довоенный текст, полный горечи мирного населения о боевых потерях, матерей о сыновьях, желания последних вернуться на родину живыми и здоровыми. Все эти мотивы совпадают и с современными произведениями искусства, посвящёнными теме последних войн и конфликтов.

Учитывая всю эту неуверенность современной России в завтрашнем дне, столь явно перекликающуюся с СССР 30-х годов, возникает закономерный вопрос: что же ждёт нас в скором будущем?

Выводы.

· Русско-японская война, изначально позиционированная как «маленькая победоносная», на деле обернулась большими бессмысленными жертвами, позором государства в глазах его народа. И это ясно и чётко видно в словах вальса.

· Осознание обреченности «белыми» и устремленность к обновленному будущему «красных» отразились в противоположности настроения каждого стихотворения времён Гражданской войны 1917-1922 годов, и тем удивительнее тот факт, что оба текста сливались с искренней интонацией мелодии вальса, в музыке передающего и боль, и готовность к смерти, и жажду жизни.

· Неуверенность в обещанном светлом будущем, более того, страх перед ним, предчувствие небывалых потерь, в которых нет необходимости, и представляет собой текст 30-х годов прошлого столетия. А написанный уже в конце Второй мировой войны вариант Шубина оставляет после себя спокойствие и уверенность за судьбу солдат, сидящих у костра, исполняющих под гитару или баян это уже тёплое и родное произведение. Следующие страницы истории подтверждают обоснованность их спокойствия, мы видим, что после Дальневосточной кампании новый бой предстоит им нескоро.

· Мы с вами, как взятые по отдельности творческие люди, так и взятые массой бытовых мнений, считаем более близким довоенный текст, полный горечи мирного населения о боевых потерях, матерей о сыновьях, желания последних вернуться на родину живыми и здоровыми. Подобные мотивы отражены и в современных произведениях, что как нельзя лучше подтверждает заданный в цели работы тезис.

Вальс «На сопках Маньчжурии» - это сквозное по отношению к временным рамкам произведение. Оно буквально пронизывает первую половину ХХ столетия. Эта музыка и по сей день будет безошибочно узнана не только стариками, но и молодёжью, потому что это музыка памяти, музыка эпох: от заката Царской России до переломного 1945 года. Я считаю, что это произведение по праву занимает место в ряду великих музыкальных композиций, созданных русскими композиторами. Теперь каждый раз, слыша его, в моё сознание будут приходить те исторические эпохи, что я рассмотрел в этой работе. Таким образом, данное произведение стало для меня своеобразной памятью об истории моей страны, таким же значимым памятником, как Разорванное Кольцо Блокады.


III.  Рекомендации

3.1

Приложение 1

Требования к оформлению проектной работы

1. Проектная работа должна

содержать:

1. оглавление (содержание) – перечисление разделов (глав) исследования,

2. определение цели и задач исследования,

3. различного вида справочный аппарат,

4. ссылки на использованные, а также рекомендуемые источники информации,

5. указание всех представленных в проекте печатных, рисованных, графических, фото-, видео-, музыкальных и электронных материалов;

иметь рекламное представление всей творческой группы и куратора, работавших над ней (программа, аннотация, рекомендательные и пояснительные записки, и т.д.).

делиться на разделы или главы, выстроенные в логической последовательности для более четкой передачи собранной информации.

2. Проект должен быть представлен

на бумажном носителе:

· формат листа А4; объем – порядка 25 машинописных страниц, включая текст, рисунки, схемы, таблицы, графики и фотографии;

· текст должен быть оформлен в Word, напечатан шрифтом TimesNewRoman размером 14 через полтора интервала;

· необходимо соблюдение норм и правил цитирования и ссылок на различного рода источники (могут использоваться как постраничные, так и сплошные сноски).

 

на электронном носителе:

· проектная работа, выполненная в гимназии и представляемая на гимназическую научно-практическую конференцию, иную форму защиты, обязательно должна быть оформлена в электронном виде, формат которого выбирает автор проекта, – презентация, сайт, цифровой фильм и т.д.;

· проектная работа рассчитана на просмотр, поэтому информационный материал в ней должен быть подан ярко, занимательно, доступно, но без ущерба для научно-исследовательского уровня;

· внешнее оформление – по установленному образцу: диск – с информацией о проекте, папка-футляр для DVD-диска с двойной цветной обложкой – логотипом и контактными данными гимназии и краткой информацией о проекте;

· перед защитой носитель с проектной работой должен быть тщательно проверен на совместимость с демонстрационным оборудованием и отсутствие вирусов;

· в пояснительной записке, прилагаемой к диску, необходимо указать перечень программ, необходимых для запуска.

Приложение 2

Публичная защита проектной работы

Проектные работы должны быть представлены руководителю за 14 дней до публичной защиты в бумажном и электронном носителях.

Представление работы осуществляется в виде устного доклада и компьютерной презентации

Выступления учащихся должны длиться не более 7-10 минут и сопровождаться необходимыми средствами наглядности.

Публичная защита проекта проводится самим автором (если работа индивидуальная) или двумя представителями творческой группы (как правило, один из них – за компьютером, другой – представляет работу).

Содержание и композиция публичной защиты проекта – инициативное и творческое право его автора (авторов), однако в выступлении обязательно должны быть представлены следующие вопросы:

· обоснование выбранной темы – актуальность ее и степень исследованности;

· определение цели и задач представляемого проекта, а также степень их выполнения;

· краткое содержание (обзор) выполненного исследования, с обязательными акцентами на ключевых положениях и выводах;

· представление всех технических параметров проекта (использованные компьютерные программы, источники, демонстрационно-справочный аппарат, иллюстративные материалы и т.п.);

· обязательное определение степени самостоятельности в разработке и решении поставленных проблем;

· вклад каждого из авторов в создание проекта;

· рекомендации по возможной сфере практического использования данного проекта.

После завершения своего выступления автор (авторы) должен (должны) суметь ответить на вопросы.

· В публичной защите проекта возможно использовать различного рода дополнительную печатную рекламно-пояснительную продукцию (программа, аннотация, рекомендательные и пояснительные записки, и т.д.).

· К участию гимназического проекта в конкурсных мероприятиях внешкольного уровня оформляется сопровождающая проектную работу документация, предусмотренная форматом именно этого конкурса.

· Перед публичной защитой необходимо провести экспертное тестирование демонстрационной техники, записать проект или его демонстрационную версию на компьютер, который будет использоваться во время защиты, проверить качество записи и условия демонстрации.

· Публичная защита проекта предусматривает обязательное предоставление жюри (экзаменационной комиссии) одного экземпляра проекта, оформленного полностью в соответствии с установленными в гимназии требованиями (и одного экземпляра – при наличии какой-либо дополнительной печатной продукции), – для пополнения соответствующего раздела гимназической медиатеки.

 

Приложение 3


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.03 с.