Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Топ:
Оснащения врачебно-сестринской бригады.
Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре...
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Интересное:
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Дисциплины:
2021-06-01 | 26 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Организация воспитывающего познавательного досуга молодежи в общежитии - досуга, который будет ей интересен, - возможна, если воспитатель знает проживающих здесь юношей и девушек, их запросы, знает и то, чего не хватает им. Ведь в своей жизни молодые люди руководствуются определенными потребностями и интересами. В одних случаях эти потребности и интересы носят общественно осознанный, в других - индивидуально-эгоистический характер.
Потребности молодежи довольно многообразны. Они зависят от возраста человека, его общего развития. В общежитии проживает молодежь в возрасте 16-23 лет, и на каждом возрастном этапе у нее проявляются доминирующие потребности и стремления. Этим стремлениям должны соответствовать и формы организации досуга.
У молодёжи 16-18 лет преобладают потребности в активном отдыхе и развлечениях. Отсюда их стремление к таким формам досуга, как дискотеки, развлекательные вечера отдыха. В то же время ориентироваться только на данные потребности нельзя, так как это приведет к односторонности в развитии той или иной группы молодежи. Следует организовать досуг в общежитии таким образом, чтобы постепенно расширить сферу доминирующих потребностей проживающих.
Характер потребностей зависит и от психологического склада личности, уровня ее воспитанности. У менее воспитанных молодых людей потребности часто проявляются в виде влечений или мало осознанных побуждений. Эти люди чувствуют, что им чего-то недостает, не хватает, но не знают, чего именно, не пытаются разобраться в своих желаниях, а разобравшись, мало что делают, чтобы их удовлетворить. К сожалению, таких молодых людей, в общежитии бывает довольно много.
|
Воспитателям в общежитии всегда необходимо учитывать, что у части молодежи интерес к определенной форме досуга может проявиться стихийно, неосознанно, вследствие ее эмоциональной привлекательности, и уже позже осознается его жизненное значение. Важно не пропустить момент появления «поверхностного» интереса, выяснить мнение проживающих о той или иной форме работы, чтобы закрепить этот интерес.
Особое внимание при изучении и анализе интересов студентов следует обратить на духовные интересы, интересы к общественной и организаторской деятельности, познавательные. Важно различать активные и пассивные интересы молодежи. Только анализ того, чем конкретно занимается человек в свободное время, помогает раскрыть эффективность процесса воспитания.
Опора на групповые и индивидуальные досуговые запросы молодежи делает воспитательную работу в общежитии целенаправленной и активизирует участие в ней самих проживающих. С целью их выявления можно использовать анкетный опрос (приложение 3).
Цель такого опроса - учесть запросы студентов, проживающих в общежитии при планировании воспитательной работы.
Воспитатели должны учитывать обобщенные главенствующие духовные интересы, вкусы и потребности конкретных групп людей. Тогда станет возможной реализация дифференцированного подхода к удовлетворению духовных и культурных запросов конкретных групп молодежи. В общежитии это особенно важно, иначе получается, что организуемые мероприятия как будто бы рассчитаны на всех, а на самом деле ни на кого.
Может возникнуть вопрос: нет ли опасности в том, что, выявляя запросы, потребности молодых людей и соответственно удовлетворяя их, организаторы досуга идут как бы на поводу у отдельных групп молодежи с еще не вполне сформировавшимися вкусами? Сигнал о неудовлетворенных культурных запросах, полученный от самих молодых людей, как и равнодушие последних, должны служить воспитателям своеобразным ориентиром в выборе форм вне учебной работы.
|
Приобщение человека к культурным ценностям по принципу от простого к сложному - главный путь развития личности.
Методика подготовки и проведения каждого мероприятия имеет свою специфику, обусловленную конкретной целью, содержанием и методами данной работы. Однако существуют и общие закономерности, учет которых способствует успешной реализации поставленной задачи.
Неизменное твердое требование к любому воспитательному мероприятию - его высокий познавательный уровень, глубокий нравственный смысл, красочное, эмоциональное художественное исполнение.
Создание перед проведением мероприятия соответствующей психолого-педагогической атмосферы - предметной среды, - помогает его активному восприятию. А заранее сделанное, построенное в неожиданном ключе объявление привлечет внимание большинства приживающих. Подготовка к мероприятию предполагает красочное оформление помещения, где оно будет проходить. Изобразительно-выразительные средства способствуют углубленному восприятию темы. Здесь можно использовать плакат, графику, живописные работы, цветные и световые эффекты, музыкальный фон, художественное чтение, выставки и т. д.
Основными формами досуга в студенческих общежитиях стали индивидуальное или коллективное прослушивание музыкальных записей, просмотр видеокассет и телевизионных передач.
Часть свободного времени студенты расходуют на общение в «узком кругу» с товарищами. Многие участвуют в праздновании красных дат календаря, встрече Нового года, дней именинников.
Менее популярными в последние годы стали диспуты, тематические вечера, беседы и встречи с администрацией, чтение художественной литературы, прослушивание классической и народной музыки.
Ценность мероприятий, проводимых в общежитии, состоит в том, что они, как правило, носят неформальный характер, отвечают различным интересам студентов.
Методика подготовки воспитательных мероприятий, проводимых в студенческих общежитиях.
К наиболее сложным формам воспитательной работы в общежитии относятся диспуты. Они требуют тщательной подготовки, живой манеры проведения. Диспут - это спор между лицами, имеющими разные взгляды на определённую проблему. Он вырабатывает у молодежи умение логично мыслить, аргументировать свои доводы, отстаивать позицию.
|
Участниками диспута становятся молодые люди, которых объединяет общее стремление разобраться в моральных ценностях, жизненных идеалах. Ряд проблем, поднимающихся на диспутах, они уже многократно обсуждали в своем кругу (в комнатах, на этажах) и подготовлены к тому, чтобы откровенно высказать свою точку зрения. Воспитательная цель диспута - помочь молодежи выработать социально и лично значимые ценностные ориентации.
При подготовке диспута важно создать в общежитии соответствующую психологическую атмосферу для доброжелательного и активного обмена взглядами и мнениями, для максимального привлечения молодежи к обсуждению поставленных вопросов.
Диспут - наиболее активная форма творческого мышления. Человек высказывает свое мнение по конкретному вопросу, подтверждает это мнение аргументами, вырабатывает точность, логику мышления, показывает умение использовать в споре накопленные знания, формирует культуру ведения спора.
В нравственном воспитании студентов, формировании у них этических оценок и эстетических вкусов важное место занимают различные виды искусства.
Во многих общежитиях проводятся и литературные вечера. Литературные вечера обычно приурочивают к юбилею известного писателя или поэта. Большая подготовительная работа библиотекаря, преподавателей, совета общежития и главное - активное и заинтересованное отношение самих участников вечера - студентов - позволяют проводить вечера на высоком художественном и содержательном уровне, оказывать на аудиторию благоприятное воздействие, показывать молодежи, что такое подлинная духовность и настоящая культура, какие огромные пласты ее заложены в нашей истории.
Сложнее подготовить литературно-музыкальный вечер. На помощь организаторам этого мероприятия должны прийти сотрудник библиотеки и профессиональные музыканты. Чтобы сделать такие вечера более интересными и разнообразными, в них включают музыкальные викторины. Привлекают молодежь «часы музыки», музыкальные вечера, посвященные творчеству композитора или одному из музыкальных жанров.
|
Устные журналы являются действенной формой воспитания молодежи. Они позволяют оперативно реагировать на различные события, факты. Устный журнал состоит из страниц-разделов. Каждая страница представляет краткое сообщение, которое в зависимости от содержания может быть проиллюстрировано диафильмами, фрагментами из кинофильма, выступлениями спортсменов.
Иллюстрации подаются как в процессе устного выступления, так и после него, являясь своеобразным наглядным дополнением, средством его художественного выражения и эмоционального подкрепления. Художественные выступления могут играть и самостоятельную роль. Например, после страницы, посвященной важному текущему событию, можно дать страницу, знакомящую с новым музыкальным произведением или театральной постановкой.
Чередование страниц при сохранении единства замысла и целостности программы придает устному журналу оригинальный, увлекательный и эмоциональный характер, позволяя знакомить слушателей с самыми различными вопросами, не утомляя их.
Используя эту форму работы в общежитии, важно учесть, что молодежь сейчас получает огромную информацию из различных источников. Поэтому устный журнал должен предложить те сведения, которые относятся к числу последних, освещая одновременно самые различные стороны жизни. Цель каждого устного журнала - рассказать о важнейших событиях, происходящих в стране и за рубежом, о выдающихся достижениях науки, техники, искусства и литературы.
Чтобы выпустить устный журнал, необходима значительная подготовительная работа: надо изучить запросы и пожелания слушателей, найти интересующие всех темы для журнала в целом и его отдельных страниц; подобрать иллюстративный материал, подготовить исполнителей. Все это делает группа активистов.
Самой популярной формой досуга являются вечера отдыха, сочетающие танцы и игры, музыку и художественное слово, конкурсы и викторины.
Так, в общежитии может быть с успехом проведен смотр талантов первокурсников. Задачами конкурса являются:
- использование вне учебного времени в целях адаптации первокурсников к условиям организации учебы и досуга;
- поиск новых форм в организации досуга студентов;
- выявление новых талантов и привлечение их к участию в проведении досуговых мероприятий со студентами.
Конкурс проводится в два тура: первый тур - отборочный, второй - финальный. Конкурс проводится по следующим номинациям: эстрадный и классический вокал, эстрадный и бальный танец, разговорный жанр, игра на музыкальных инструментах.
К участию в конкурсе допускаются студенты-первокурсники, а также студенты старших курсов, ранее не принимавшие в нем участие или принимавшие, но по другой номинации.
|
Общее руководство конкурсом осуществляет оргкомитет, при котором создается жюри (с привлечением специалистов по вокалу, танцу). Жюри оценивает каждый конкурс и каждую номинацию по десятибалльной системе.
Прошедший отборочный тур получает право на репетиции с педагогами по вокалу, танцу и т. д. и подготовку фонограммы для концертного номера в заключительном туре. Победители конкурса награждаются дипломами лауреатов и ценными подарками. Участники - дипломами участников и памятными сувенирами.
Вечер отдыха в общежитии - своеобразный семейный вечер. Он будет тем удачнее, чем больше инициативы, выдумки, фантазии у людей, готовящих его. Вечер отдыха создает условия для эмоциональной разрядки человека, для восстановления его физических и интеллектуальных сил. Таким образом, вечер отдыха - комплексное массовое мероприятие, отличается разнообразием форм познавательного и развлекательного характера, широкими возможностями активного участия и проявления способностей его участников при полной непринужденности в общении.
Основные методические требования к организации и проведению вечера отдыха таковы:
1. Информация о вечере - заблаговременная, яркая. Лучше, если это будет афиша, в которой раскрывается содержание вечера, указан порядок номеров, а также фамилии его участников.
2. Привлечение к подготовке вечера студсовета общежития и распределение между ними обязанностей; выделение ответственных за игры, викторины, конкурсы; оформление пригласительных билетов.
3. Отбор музыки для танцевальной части вечера.
4. Чередование танцев со зрелищными номерами.
5. Определение ведущего (эту роль лучше предложить эрудированным студентам, проживающим в общежитии, остроумным, веселым, способным «зажечь» аудиторию).
6. Приобретение сувениров для награждения победителей конкурсов, викторин.
7. Приглашение на вечер интересного человека (писателя, композитора, спортсмена, модельера, кулинара и т. д.).
Целесообразной и педагогически обоснованной формой и средством объединения молодежи являются клубы по интересам, способствующие самореализации личности в сфере свободного времени. Добровольно объединяясь в группы на основе общности интересов, сравнительно устоявшемся уровне притязаний и стремлений, участники таких любительских клубов получают возможность заниматься определенным видом интересующей их деятельности.
В клубном объединении проводятся показ и обсуждение тематических программ, встречи с профессиональными, любительскими и индивидуальными исполнителями, вечера отдыха.
Интересы молодежи практически неисчерпаемы, поэтому важным требованием при создании объединения является учет возрастных и индивидуальных особенностей молодого человека, его эстетических интересов и желаний.
Воспитательные цели клубных объединений реализуются в учебно-познавательной работе, в процессе которой у членов клуба накапливаются знания о различных аспектах социальной жизни.
При использовании форм и средств воспитательной работы в общежитии необходимо следовать таким педагогическим условиям, как учет возрастного, образовательного и культурного уровня, интересов и запросов, проживающих в целом, а также индивидуальных особенностей юношей и девушек; проведение досуговых мероприятий систематически, по заранее составленному плану; привлечение к подготовке и проведению мероприятий всех проживающих, что способствует воспитанию взаимной ответственности за порученное дело.
Таким образом, важнейшим фактором воспитательной работы в студенческом общежитии является создание благоприятной психологической атмосферы - педагогически воспитывающей среды. Эта среда может быть, сформирована путем массового, и самое главное, качественного участия студентов в культурно-досуговых и спортивно-оздоровительных мероприятиях, проводимых в общежитии.
|
|
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!