Формы и средства организации воспитывающей среды в общежитии — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Формы и средства организации воспитывающей среды в общежитии

2021-06-01 26
Формы и средства организации воспитывающей среды в общежитии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Организация воспитывающего познавательного досуга молодежи в общежитии - досуга, который будет ей интересен, - возможна, если воспитатель знает проживающих здесь юношей и девушек, их запросы, знает и то, чего не хватает им. Ведь в своей жизни молодые люди руководствуются определенными потребностями и интересами. В одних случаях эти потребности и интересы носят общественно осознанный, в других - индивидуально-эгоистический характер.

Потребности молодежи довольно многообразны. Они зависят от возраста человека, его общего развития. В общежитии проживает молодежь в возрасте 16-23 лет, и на каждом возрастном этапе у нее проявляются доминирующие потребности и стремления. Этим стремлениям должны соответствовать и формы организации досуга.

У молодёжи 16-18 лет преобладают потребности в активном отдыхе и развлечениях. Отсюда их стремление к таким формам досуга, как дискотеки, развлекательные вечера отдыха. В то же время ориентироваться только на данные потребности нельзя, так как это приведет к односторонности в развитии той или иной группы молодежи. Следует организовать досуг в общежитии таким образом, чтобы постепенно расширить сферу доминирующих потребностей проживающих.

Характер потребностей зависит и от психологического склада личности, уровня ее воспитанности. У менее воспитанных молодых людей потребности часто проявляются в виде влечений или мало осознанных побуждений. Эти люди чувствуют, что им чего-то недостает, не хватает, но не знают, чего именно, не пытаются разобраться в своих желаниях, а разобравшись, мало что делают, чтобы их удовлетворить. К сожалению, таких молодых людей, в общежитии бывает довольно много.

Воспитателям в общежитии всегда необходимо учитывать, что у части молодежи интерес к определенной форме досуга может проявиться стихийно, неосознанно, вследствие ее эмоциональной привлекательности, и уже позже осознается его жизненное значение. Важно не пропустить момент появления «поверхностного» интереса, выяснить мнение проживающих о той или иной форме работы, чтобы закрепить этот интерес.

Особое внимание при изучении и анализе интересов студентов следует обратить на духовные интересы, интересы к общественной и организаторской деятельности, познавательные. Важно различать активные и пассивные интересы молодежи. Только анализ того, чем конкретно занимается человек в свободное время, помогает раскрыть эффективность процесса воспитания.

Опора на групповые и индивидуальные досуговые запросы молодежи делает воспитательную работу в общежитии целенаправленной и активизирует участие в ней самих проживающих. С целью их выявления можно использовать анкетный опрос (приложение 3).

Цель такого опроса - учесть запросы студентов, проживающих в общежитии при планировании воспитательной работы.

Воспитатели должны учитывать обобщенные главенствующие духовные интересы, вкусы и потребности конкретных групп людей. Тогда станет возможной реализация дифференцированного подхода к удовлетворению духовных и культурных запросов конкретных групп молодежи. В общежитии это особенно важно, иначе получается, что организуемые мероприятия как будто бы рассчитаны на всех, а на самом деле ни на кого.

Может возникнуть вопрос: нет ли опасности в том, что, выявляя запросы, потребности молодых людей и соответственно удовлетворяя их, организаторы досуга идут как бы на поводу у отдельных групп молодежи с еще не вполне сформировавшимися вкусами? Сигнал о неудовлетворенных культурных запросах, полученный от самих молодых людей, как и равнодушие последних, должны служить воспитателям своеобразным ориентиром в выборе форм вне учебной работы.

Приобщение человека к культурным ценностям по принципу от простого к сложному - главный путь развития личности.

Методика подготовки и проведения каждого мероприятия имеет свою специфику, обусловленную конкретной целью, содержанием и методами данной работы. Однако существуют и общие закономерности, учет которых способствует успешной реализации поставленной задачи.

Неизменное твердое требование к любому воспитательному мероприятию - его высокий познавательный уровень, глубокий нравственный смысл, красочное, эмоциональное художественное исполнение.

Создание перед проведением мероприятия соответствующей психолого-педагогической атмосферы - предметной среды, - помогает его активному восприятию. А заранее сделанное, построенное в неожиданном ключе объявление привлечет внимание большинства приживающих. Подготовка к мероприятию предполагает красочное оформление помещения, где оно будет проходить. Изобразительно-выразительные средства способствуют углубленному восприятию темы. Здесь можно использовать плакат, графику, живописные работы, цветные и световые эффекты, музыкальный фон, художественное чтение, выставки и т. д.

Основными формами досуга в студенческих общежитиях стали индивидуальное или коллективное прослушивание музыкальных записей, просмотр видеокассет и телевизионных передач.

Часть свободного времени студенты расходуют на общение в «узком кругу» с товарищами. Многие участвуют в праздновании красных дат календаря, встрече Нового года, дней именинников.

Менее популярными в последние годы стали диспуты, тематические вечера, беседы и встречи с администрацией, чтение художественной литературы, прослушивание классической и народной музыки.

Ценность мероприятий, проводимых в общежитии, состоит в том, что они, как правило, носят неформальный характер, отвечают различным интересам студентов.

Методика подготовки воспитательных мероприятий, проводимых в студенческих общежитиях.

К наиболее сложным формам воспитательной работы в общежитии относятся диспуты. Они требуют тщательной подготовки, живой манеры проведения. Диспут - это спор между лицами, имеющими разные взгляды на определённую проблему. Он вырабатывает у молодежи умение логично мыслить, аргументировать свои доводы, отстаивать позицию.

Участниками диспута становятся молодые люди, которых объединяет общее стремление разобраться в моральных ценностях, жизненных идеалах. Ряд проблем, поднимающихся на диспутах, они уже многократно обсуждали в своем кругу (в комнатах, на этажах) и подготовлены к тому, чтобы откровенно высказать свою точку зрения. Воспитательная цель диспута - помочь молодежи выработать социально и лично значимые ценностные ориентации.

При подготовке диспута важно создать в общежитии соответствующую психологическую атмосферу для доброжелательного и активного обмена взглядами и мнениями, для максимального привлечения молодежи к обсуждению поставленных вопросов.

Диспут - наиболее активная форма творческого мышления. Человек высказывает свое мнение по конкретному вопросу, подтверждает это мнение аргументами, вырабатывает точность, логику мышления, показывает умение использовать в споре накопленные знания, формирует культуру ведения спора.

В нравственном воспитании студентов, формировании у них этических оценок и эстетических вкусов важное место занимают различные виды искусства.

Во многих общежитиях проводятся и литературные вечера. Литературные вечера обычно приурочивают к юбилею известного писателя или поэта. Большая подготовительная работа библиотекаря, преподавателей, совета общежития и главное - активное и заинтересованное отношение самих участников вечера - студентов - позволяют проводить вечера на высоком художественном и содержательном уровне, оказывать на аудиторию благоприятное воздействие, показывать молодежи, что такое подлинная духовность и настоящая культура, какие огромные пласты ее заложены в нашей истории.

Сложнее подготовить литературно-музыкальный вечер. На помощь организаторам этого мероприятия должны прийти сотрудник библиотеки и профессиональные музыканты. Чтобы сделать такие вечера более интересными и разнообразными, в них включают музыкальные викторины. Привлекают молодежь «часы музыки», музыкальные вечера, посвященные творчеству композитора или одному из музыкальных жанров.

Устные журналы являются действенной формой воспитания молодежи. Они позволяют оперативно реагировать на различные события, факты. Устный журнал состоит из страниц-разделов. Каждая страница представляет краткое сообщение, которое в зависимости от содержания может быть проиллюстрировано диафильмами, фрагментами из кинофильма, выступлениями спортсменов.

Иллюстрации подаются как в процессе устного выступления, так и после него, являясь своеобразным наглядным дополнением, средством его художественного выражения и эмоционального подкрепления. Художественные выступления могут играть и самостоятельную роль. Например, после страницы, посвященной важному текущему событию, можно дать страницу, знакомящую с новым музыкальным произведением или театральной постановкой.

Чередование страниц при сохранении единства замысла и целостности программы придает устному журналу оригинальный, увлекательный и эмоциональный характер, позволяя знакомить слушателей с самыми различными вопросами, не утомляя их.

Используя эту форму работы в общежитии, важно учесть, что молодежь сейчас получает огромную информацию из различных источников. Поэтому устный журнал должен предложить те сведения, которые относятся к числу последних, освещая одновременно самые различные стороны жизни. Цель каждого устного журнала - рассказать о важнейших событиях, происходящих в стране и за рубежом, о выдающихся достижениях науки, техники, искусства и литературы.

Чтобы выпустить устный журнал, необходима значительная подготовительная работа: надо изучить запросы и пожелания слушателей, найти интересующие всех темы для журнала в целом и его отдельных страниц; подобрать иллюстративный материал, подготовить исполнителей. Все это делает группа активистов.

Самой популярной формой досуга являются вечера отдыха, сочетающие танцы и игры, музыку и художественное слово, конкурсы и викторины.

Так, в общежитии может быть с успехом проведен смотр талантов первокурсников. Задачами конкурса являются:

- использование вне учебного времени в целях адаптации первокурсников к условиям организации учебы и досуга;

- поиск новых форм в организации досуга студентов;

- выявление новых талантов и привлечение их к участию в проведении досуговых мероприятий со студентами.

Конкурс проводится в два тура: первый тур - отборочный, второй - финальный. Конкурс проводится по следующим номинациям: эстрадный и классический вокал, эстрадный и бальный танец, разговорный жанр, игра на музыкальных инструментах.

К участию в конкурсе допускаются студенты-первокурсники, а также студенты старших курсов, ранее не принимавшие в нем участие или принимавшие, но по другой номинации.

Общее руководство конкурсом осуществляет оргкомитет, при котором создается жюри (с привлечением специалистов по вокалу, танцу). Жюри оценивает каждый конкурс и каждую номинацию по десятибалльной системе.

Прошедший отборочный тур получает право на репетиции с педагогами по вокалу, танцу и т. д. и подготовку фонограммы для концертного номера в заключительном туре. Победители конкурса награждаются дипломами лауреатов и ценными подарками. Участники - дипломами участников и памятными сувенирами.

Вечер отдыха в общежитии - своеобразный семейный вечер. Он будет тем удачнее, чем больше инициативы, выдумки, фантазии у людей, готовящих его. Вечер отдыха создает условия для эмоциональной разрядки человека, для восстановления его физических и интеллектуальных сил. Таким образом, вечер отдыха - комплексное массовое мероприятие, отличается разнообразием форм познавательного и развлекательного характера, широкими возможностями активного участия и проявления способностей его участников при полной непринужденности в общении.

Основные методические требования к организации и проведению вечера отдыха таковы:

1. Информация о вечере - заблаговременная, яркая. Лучше, если это будет афиша, в которой раскрывается содержание вечера, указан порядок номеров, а также фамилии его участников.

2. Привлечение к подготовке вечера студсовета общежития и распределение между ними обязанностей; выделение ответственных за игры, викторины, конкурсы; оформление пригласительных билетов.

3. Отбор музыки для танцевальной части вечера.

4. Чередование танцев со зрелищными номерами.

5. Определение ведущего (эту роль лучше предложить эрудированным студентам, проживающим в общежитии, остроумным, веселым, способным «зажечь» аудиторию).

6. Приобретение сувениров для награждения победителей конкурсов, викторин.

7. Приглашение на вечер интересного человека (писателя, композитора, спортсмена, модельера, кулинара и т. д.).

Целесообразной и педагогически обоснованной формой и средством объединения молодежи являются клубы по интересам, способствующие самореализации личности в сфере свободного времени. Добровольно объединяясь в группы на основе общности интересов, сравнительно устоявшемся уровне притязаний и стремлений, участники таких любительских клубов получают возможность заниматься определенным видом интересующей их деятельности.

В клубном объединении проводятся показ и обсуждение тематических программ, встречи с профессиональными, любительскими и индивидуальными исполнителями, вечера отдыха.

Интересы молодежи практически неисчерпаемы, поэтому важным требованием при создании объединения является учет возрастных и индивидуальных особенностей молодого человека, его эстетических интересов и желаний.

Воспитательные цели клубных объединений реализуются в учебно-познавательной работе, в процессе которой у членов клуба накапливаются знания о различных аспектах социальной жизни.

При использовании форм и средств воспитательной работы в общежитии необходимо следовать таким педагогическим условиям, как учет возрастного, образовательного и культурного уровня, интересов и запросов, проживающих в целом, а также индивидуальных особенностей юношей и девушек; проведение досуговых мероприятий систематически, по заранее составленному плану; привлечение к подготовке и проведению мероприятий всех проживающих, что способствует воспитанию взаимной ответственности за порученное дело.

Таким образом, важнейшим фактором воспитательной работы в студенческом общежитии является создание благоприятной психологической атмосферы - педагогически воспитывающей среды. Эта среда может быть, сформирована путем массового, и самое главное, качественного участия студентов в культурно-досуговых и спортивно-оздоровительных мероприятиях, проводимых в общежитии.


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.021 с.