Формы реализации общественного контроля в сфере историко-культурного наследия — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Формы реализации общественного контроля в сфере историко-культурного наследия

2021-06-01 26
Формы реализации общественного контроля в сфере историко-культурного наследия 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Введение

Культурно-историческое наследие – духовный, культурный, экономический и социальный капитал общества, основа национальной идентичности и одно из условий (наравне с природными богатствами) его успешного развития. Сохранение исторического наследия, по мнению экспертов – один из вопросов национальной безопасности[1]. Утраты культурных ценностей невосполнимы и необратимы.

Вопрос сохранения объектов культурного наследия (ОКН) в России сегодня стоит крайне остро. Многие объекты не имеют юридически оформленного статуса. Физическое состояние памятников официально находящихся под охраной государства в целом характеризуется как крайне неудовлетворительное и ежегодно ухудшается. Данная работа посвящена вопросам общественного контроля в этой сфере.

В советский период тема общественного контроля за сохранение культурного наследия была связана, в основном, с работой организации ВООПиК, успешно решавшей свои задачи. Как пишет М.А. Полякова, в постсоветский период деятельность ВООПиК кардинально изменилась: ухудшилось его финансовое положение (упразднились членские взносы), значительно сузились рамки его деятельности, во многих регионах закрылись его отделения. В новых реалиях рыночной экономики постсоветского периода работать этой организации стало необычайно трудно[2].

На современном этапе развития в обществе идут активные изменения, формируются новые общественные институты – общественные объединения, стремящиеся занять позицию полноправных участников диалога «государство-общество», влияющих на широкий спектр общественно значимых вопросов (от благоустройства двора до принятия федеральных законов). Во многих российских городах появляется новая общественная сила –организации и сообщества нового формата, занимающиеся в т.ч. вопросами сохранения исторического наследия. Эти организации не имеют четкого членства, структуры, системы отчетности и находятся вне государственной системы (а значит, не подвержены бюрократизации и контролю со стороны государственной системы). Наиболее влиятельная и известная из них - общественная организация "Архнадзор" (г. Москва). Инициативы этой организаций очень многоплановые, помимо защиты исторических объектов организация активно занимается просветительской, экскурсионной деятельностью, проводит обучение в "Школе наследия"[3]. "Архнадзор" является одним из центров координации всероссийского градозащитного движения, периодически организуя съезды градозащитников[4]. К сожалению деятельность таких организаций, воспринимается больше как оппозиционная, поскольку она привлекает внимание широкой общественности к наиболее острым и "неудобным" проблемам в сфере сохранения наследия, и вынуждена порой буквально «кричать» в защиту того или иного объекта. Важной частью деятельности таких организаций становится выстраивание контактов с госорганами.

Одновременно с этим в современном обществе появляются новые угрозы для культурного наследия, связанные с общей тенденцией коммерческой "уплотнительной" застройки в городах. Как отметает М.А. Полякова, в этой сфере тесно переплетены экономические и политические факторы: там, где речь идет о больших деньгах и недвижимости, возникает переплетение интересов[5].

В связи с этим, мы полагаем, что исследование деятельности общественных организаций, осуществляющих общественный контроль в сфере сохранения объектов культурного наследия на современном этапе развития общества, является сейчас крайне актуальным.

Данное исследование основано на материалах работы общественности г. Ижевска, на материалах и  личном опыте автора, в т.ч. как члена и руководителя ОО "Общественный Градсовет г. Ижевска". В основе исследования лежит обширный практический материал, публикации в местных СМИ, интерне-публикации, накопленные автором за период участия в общественном деятельности за период с 2013 по 2017 г.

Исследование основано на междисциплинарном подходе и, надеемся, будет интересно специалистам, занимающимся решением вопросов сохранения культурного наследия изучающим культурологические, социальные (в т.ч. конфликтные), правовые  процессы в современном российском обществе, особенности формирования гражданского общества, стремящегося отстаивать свои законные права в специфических условиях российского государства в  XXI  веке.

Полагаем, результаты исследований внесут свой вклад в сохранение особого "культурного кода" г. Ижевска и Удмуртии, материальными носителями которого являются исторические, архитектурные, археологические, природные объекты и достопримечательности г. Ижевска.

Приложение

Ил. 1. Карта объектов культурного наследия г.Ижевска. (источник- Карта объектов культурного наследия. Сайт Агентства по государственной охране объектов культурного наследия УР URL: http://www.aoknur.ru/ag/info/map.html   (дата обращения 05.02.2018)

 

Ил.2. Проект зон охраны памятников истории и культуры г.Ижевска, разработки 1987г. (из архива архитектора И.Н.Казариновой)

                                            

Ил. 3. План поселения Ижевский завод 1908 г. (Источник: Материалы для оценки недвижимого имущества в городах Вятской губернии. Выпуск 6. Ижевский завод. - Вятка.: Издание Вятского губернского земства, 1908. - 35 с. - Сайт Национальной электронной библиотеки УР. URL: http://elibrary.unatlib.ru/handle/123456789/24712 (дата обращения 17.04.2018)

 

Ил. 4. Схема границ зон охраны объектов культурного наследия на территории г.Ижевска в варианте проекта зон охраны объектов культурного наследия г.Ижевска 2017г. (источник- Проектная документация проекта зон охраны объектов культурного наследия г.Ижевска. Разработана на основании договора № 4 от 17 августа 2015 года, в соответствии с Приказом Министерства Культуры Российской Федерации от 4 июня 2015 года №1745 «Об утверждении требований к составлению проектов границ территорий объектов культурного наследия» по разработке проекта зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, расположенных на территории г. Ижевска. - URL:  http://www.udmgp.ru/download/file-090617101939.zip) (дата обращения 25.04.2018)

 

 

Ил.5. Карта градостроительного зонирования г.Ижевска в генплане 2005г.

Ил.6. Карта градостроительного зонирования г.Ижевска. Приложение к решению Городской думы г.Ижевска от 14 ноября 2014г № 344.

 

Ил.7. Карта функциональных зон г.Ижевска. Утверждена в 2016 года Распоряжением Правительства Удмуртской Республики от 30.12.2016 №1837-р.

Ил.8 Схема объекта культурного наследия "Ижевский завод". Из заявления о внесении объекта "Поселения Ижевский завод" в реестр объектов культурно наследия (памятников истории и культуры) народов РФ кафедры истории Удмуртии, археологии и этнологии УдГУ, 2017г. (источник - архив АГО ОКН УР)

Ил.9 Ил.10 Ил.11

Ил.12

Ил.13

Ил. 9-13. Выдержки из проекта разработки единой концепции набережной Ижевского пруда, предложенного общественниками (архив авторов проекта социолога А. Смакотина, архитектора Е. Лабинской).

Ил. 14,15. Выдержки из материалов проекта единой концепции набережной Ижевского пруда, предложенного членами ОГС (архив авторов проекта архитекторов Л. Яковицкой, И. Казариновой)

 

   

 

Ил. 23-28. Флешмоб и молодежный праздник "Танцы на траве", организованный общественностью г.Ижевска 28 августа 2013 г


 


[1] Лариса Романова: сохранение исторического наследия - вопрос национальной безопасности. Сайт Новости VTOMSKE.RU URL: https://news.vtomske.ru/interview/114358-larisa-romanova-istoricheskoe-nasledie-eto-vopros-nacionalnoi-bezopasnosti (дата обращения 12.02.2018)

[2] Полякова М.А. Охрана культурного наследия России: учебное пособие для вузов / М.А. Полякова. - Москва:Дрофа. - 2005. - С.246

[3] Марта Полякова: Научить охранять наследие нельзя. Научиться - можно. Сайт "Хранители наследия" 08.12.2015. URL: http://hraniteli-nasledia.com/articles/person/marta-polyakova/marta-polyakova-nauchit-okhranyat-nasledie-nelzya-nauchitsya-mozhno/index.php?back_url_admin=%2Fbitrix%2Fadmin%2Fiblock_element_admin.php%3FIBLOCK_ID%3D3&type=articles&lang=ru&find_section_section=91 (дата обращения 11.06.2018)

[4] Резолюция и заявление 4 Съезда градозащитных организаций России. Интернет-газета АРНАДЗОР 09.04.2018. URL: http://www.archnadzor.ru/2018/04/09/rezolyutsiya-vi-sezda-gradozashhitnyih-organizatsiy-rossii/ (дата обращения 11.06.2018)

[5] Марта Полякова: Научить охранять наследие нельзя. Научиться - можно. Сайт "Хранители наследия" 08.12.2015. URL:http://hraniteli-nasledia.com/articles/person/marta-polyakova/marta-polyakova-nauchit-okhranyat-nasledie-nelzya-nauchitsya-mozhno/index.php?back_url_admin=%2Fbitrix%2Fadmin%2Fiblock_element_admin.php%3FIBLOCK_ID%3D3&type=articles&lang=ru&find_section_section=91 (дата обращения 11.06.2018)

[6] Бередсон В.Д. Как организовать и провести гражданский контроль: новый набор "простых советов" для инициативных групп и НКО. / В.Д. Берденсон. - Пермь. - Пермская гражданская палата. - 2013. - 51 с.;

Материалы семинара "Курсы общественного контроля", прошедшего в г.Ижевске 29-30 ноября 2014г, проводимого "Пермской гражданской палатой"

[7] Сабурова Л.А. Горизонтальная социальная организация: возможности и тенденции развития гражданского общества в информационную эпоху / Сабурова Л.А. // Социально-коммуникативные технологии формирования информационного общества в Удмуртии: монография / Изд-во "Удмуртский университет" - Ижевск, 2015. - С. 169-187

[8] Черных Е.М. Сохранение историко-культурного наследия народов России: информационно-справочные материалы к спецкурсу. Общая часть / Е.М.Черных. - Ижевск: Изд-во "Удмуртский университет", 2012. - 54 с.

[9] Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. URL: http://constitution.kremlin.ru (дата обращения: 10.03.2018)

[10]  Федеральный закон "Об основах общественного контроля в Российской Федерации" N 212-ФЗ от 21.07.2014, принят Государственной Думой 04.07.2014г (ред. от 29.12.2017) URL: http://legalacts.ru/doc/federalnyi-zakon-ot-21072014-n-212-fz-ob/ (дата обращения 10.03.2018г)

[11]   Федеральный закон об общественных объединениях № 82-ФЗ от 19.05.1995, принят Государственной Думой 14.04.1995г (ред.от 20.12.2017) URL: http://legalacts.ru/doc/FZ-ob-obwestvennyh-obedinenijah/ (дата обращения 10.03.2018)

[12] Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации "№ 73-ФЗ от 26 июня 2002г, принят Государственной Думой 24.05.2002г. (ред.от 29.12.2017) URL: http://legalacts.ru/doc/federalnyi-zakon-ot-25062002-n-73-fz-ob/ (дата обращения 10.03.2018);

Федеральный закон " О внесении изменений в Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" № 315-ФЗ от 22.10.2014г., принят Государственной Думой 10.10.2014 URL: http://legalacts.ru/doc/federalnyi-zakon-ot-22102014-n-315-fz-o/ (дата обращения 10.03.2018)

[13] Иванов А.В. Горнозаводская цивилизация. – Москва: АСТ, - 2014. – 283 с

[14] Мельникова О.М. Методологический словарь студента-историка / О.М.Мельникова. - Ижевск: УдГУ, 2007. - С.21, 28

[15] Генеральский дом: возвращение в будущее. Информационный каталог об открытии музея Ижевска 12.06.2014г / под ред. И.Н.Вахрушева - Ижевск, 2014. - 18 с.; Марина Рупасова: "Самый ценный экспонат определяется не суммой, которую за него заплатили". Сайт МКRU.Ижевск 06.10.2015. URL: http://izhevsk.mk.ru/articles/2015/06/10/marina-rupasova-samyy-cennyy-eksponat-opredelyaetsya-ne-summoy-kotoruyu-za-nego-zaplatili.html (дата обращения 20.04.2018)

[16] Музей завода Ижмаш. Сайт "Тонкости туризма. URL: https://tonkosti.ru/Музей_завода_Ижмаш (дата обращения 28.04.2018)

[17] Останина, Т.И. Ижевский могильник. Погребальный обряд, социальная структура общества. Удмуртия: новые исследования / Т.И. Останина. - Ижевск:Удмуртия, 1991 - С. 31-47

[18] Ижевск: история, повседневность, образы. Сборник статей / под ред. Е.В.Поповой, М.Б. Рупасовой, Г.В. Таранухи. - Ижевск, 2014. - С. 7-15

[19] Карта объектов культурного наследия. Сайт Агентства по государственной охране объектов культурного наследия УР.  URL:  http://www.aoknur.ru/ag/info/map.html (дата обращения 05.02.2018)

[20] Запарий, В. В. Общемировые тенденции в изучении, сохранении и реабилитации мирового индустриального наследия / В. В. Запарий // Годы поисков и свершений: кафедра Истории науки и техники УГТУ-УПИ — УрФУ в 1999–2014 гг.: в рамках Пятой ежегодной научной конференции кафедры Истории науки и техники "История науки и техники в современной системе знаний", 8 февраля 2015 г. — Екатеринбург: УМЦ УПИ, 2015. — С. 93-108.

[21] Музей Ижевска: концепция / сост. Г.В. Тарануха, М.Б. Рупасова, Е.В. Попова. - Ижевск, 2014. – 84 с.; Тарануха, Г.В. Новые смыслы промзоны / Г.В. Тарануха // МД. - 2014г. - №10. - С.28-33; Сайт музея Ижевска.  URL: http://muzeiizhevska.ru/about/concept/ (дата обращения 05.03.2018)

[22] Павлова Г. Музей прошлого и настоящего / Г.Павлова // МК в Ижевске. - 2015. - 10 июня

[23] Музей Ижевска: концепция / сост. Г.В. Тарануха, М.Б. Рупасова, Е.В. Попова. - Ижевск, 2014. – С.7

[24] Гордон, Л.Э. Первый Всероссийский Форум Живых городов прошел в Ижевске / Л.Э.Гордон // МД. - 2014. - № 10. - С. 8-9

[25] Селивановский, С.Н. 900 дней Устинова. Блог Сергея Селивановского.  URL: http://selivanovskiy.ru/2011/08/900-дней-устинова/ (дата обращения 15.03.2018)

[26] Жители Ижевска против отеля "Калашников". Сайт PROОТЕЛЬ от 23.05.2007. URL: http://prootel.ru/obschaya/zhiteli-izhevska-protiv-otelya-kalashnikov/ (дата обращения 15.03.2018)

[27] По указанию Путина власти Ижевска сносят Заводоуправление - объект истории охраняемый государством. Сайт LIVEJOURNAL 04.06.2010. URL: https://hook8h.livejournal.com/4105.html (дата обращения 15.03.2018); Бывшее здание заводоуправления на набережной Ижевского пруда снесут. Интернет-газета Комсомольская правда 05.06.2010. URL: https://www.izh.kp.ru/daily/24502/654883/ (дата обращения 15.03.2018)

[28] Ренессанс Багратиона. Сайт Новости ГородаБезФормата.RU 23.07.2014. URL: http://ijevsk.bezformata.ru/listnews/renessans-bagrationa/22318226/ (дата обращения 16.03.2018)

[29] Вырубку деревьев начали возле Дворца пионеров в Ижевске. Интернет-газета SUSANIN 22.09.2016. URL: https://susanin.news/udmurtia/business/20160922-225054/

[30] Открытое письмо Президенту Удмуртской Республики А.А. Волкову: Защитить набережную г.Ижевска от строительного произвола. Сайт CHANGE.ORG.  URL: https://www.change.org/p/президенту-удмуртской-республики-а-а-волкову-защитить-набережную-г-ижевска-от-строительного-произвола (дата обращения 16.03.2018)

[31] Танцы против Багратиона. Интернет-газета День.org, 28.08.2013. URL: http://www.dayudm.ru/article/60496/ (дата обращения 20.04.2018); Танцы на траве устроила молодежь в Ижевске. Интернет-газета Udm-info 25.08.2013. URL: https://udm-info.ru/news/politics/25-08-2013/tantsy-na-trave-ustroila-molodezh-v-izhevske (дата обращения 13.06.2018); Танцы на траве, флешмоб 23 августа 2013г. Видео-сюжет в передаче Вести Удмуртия URL: https://www.youtube.com/watch?v=MNTRS82Qwuc (дата обращения 13.06.2018)

[32]  Об утверждении правил землепользования и застройки г. (с изменениями на: 27.12.2017). принято Городской Думой г.Ижевска от 27.11.2007г № 344. Сайт "Электроннй фонд правовой и нормативно-технической документации". URL: http://docs.cntd.ru/document/430559183 (дата обращения 14.04.2018)

[33] Официальное опубликование нормативных актов УР. Официальный сайт Главы УР и Правительства УР. URL: http://www.udmurt.ru/regulatory/?typeid=352494&year=2017&doccnt=ybzpggigw&page=10&doccnt=ybzpggigw (дата обращения 14.04.2018)

[34] Зоны охраны засекречены и подлежат отмене. Сайт "Хранители наследия" 03.03.2017. URL: http://hraniteli-nasledia.com/articles/pamyatniki-v-regionakh/zony-okhrany-zasekrecheny-i-podlezhat-otmene/ (дата обращения 14.04.2018)

[35] Распоряжение Правительства УР от 27.12.2017 г. № 1713-p. Правила землепользования и застройки. Текстовая часть. Официальный сайт МО г.Ижевск. URL: http://www.izh.ru/i/info/14721.html (дата обращения 14.04.2018)

[36] Земельный кодекс РФ. от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 31.12.2017) Принят Государственной Думой 28.09.2001г. Статья 99. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_33773/ (дата обращения 17.04.2018)

[37] Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 23.04.2018). Принят Государственной Думой 22.12.2004г. Статья 24. URL: http://legalacts.ru/kodeks/Gradostroitelnyi-Kodeks-RF/ (дата обращения 17.04.2018)

[38] Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации "№ 73-ФЗ от 26 июня 2002г, принят Государственной Думой 24.05.2002г. (ред.от 29.12.2017). Статья 5. URL: http://legalacts.ru/doc/federalnyi-zakon-ot-25062002-n-73-fz-ob/ (дата обращения 10.03.2018

[39] Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части пресечения незаконной деятельности в области археологии" от 23.07.2013 г.№ 245-ФЗ. Принят Государственной Думой 2 июля 2013г. Статья 6. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_149696/ (дата обращения 17.04.2018)

[40] Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ" и отдельные законодательные акты РФ. Принять Государственной Думой 10.10.2014г. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_170104/ (дата обращения 17.04.2018)

[41] В Удмуртии по инициативе Прокуратуры за нарушения законодательства о культурном наследии к ответственности привлечены 19 должностных лиц органов государственной власти республики и территориального управления Росимущества. Сайт Прокуратуры УР 26.11.2014г. URL: https://udmproc.ru/news/show/v-udmurtii-po-initsiative-prokuratury-za-narusheniya-zakonodatelstva-o-kulturnom-nasledii-k-otvetstvennosti-privlecheny-19-dolzhnostnyh-lits-organov-gosudarstvennoj-vlasti-respubliki-i-territorialnogo-upravleniya-rosimuschestva (дата обращения 17.04.2018)

[42] Перевозчикова С.А., Черных, Е.М. Столетие - это повод не только для праздника? / С.А. Перевозчикова, Е.М. Черных // Иднакар: методы историко-культурной реконструкции: научно-практический журнал. - 2014. - №8. - С.118-133

[43] У дома пионеров в Ижевске в 2015 г.появится скейт-парк. Интернет-газета IZHLIFE 16.10.2014 URL: http://izhlife.ru/events/47143-u-doma-pionerov-v-izhevske-v-2015-godu-poyavitsya-skeyt-park.html (дата обращения 20.04.2018)

[44] Проектная документация проекта зон охраны объектов культурного наследия г.Ижевска. Разработана на основании договора № 4 от 17 августа 2015 года, в соответствии с Приказом Министерства Культуры Российской Федерации от 4 июня 2015 года №1745 «Об утверждении требований к составлению проектов границ территорий объектов культурного наследия» по разработке проекта зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, расположенных на территории г. Ижевска. - URL: http://www.udmgp.ru/download/file-090617101939.zip) (дата обращения 25.04.2018)

[45] Пеньевский И.М. Нормативы градостроительного проектирования в управлении развитием территорий / И.М. Пеньевский//Управление развитием территории. - 2015. - №2. - С. 17-22

[46] там же

[47] Чернова Е.Б. Социологические аспекты качества городской среды / Е.Б. Чернова // Управление развитием территории. - 2015. - №2. - С. 24-27

[48] там же

[49] Генеральный план г.Ижевска (утвержден Решением Городской Думы от 06.06.2006 № 96). Официальный сайт МО г.Ижевск URL: http://www.izh.ru/i/info/14720.html (дата обращения 25.04.2018)

[50] Скандал на видном месте. Интернет-журнал СВОЕДЕЛО 28.08.2013 URL: http://svdelo.ru/zhurnal/skandal-na-vidnom-meste (дата обращения 25.04.2018)

[51] Архив внесения изменений в генплан г.Ижевска). Официальный сайт МО г.Ижевск URL: http://www.izh.ru/i/info/14720.html (дата обращения 25.04.2018); Архив редакций правил землепользования и застройки Официальный сайт МО г.Ижевск URL: http://www.izh.ru/i/info/17444.html (дата обращения 25.04.2018)

[52] Градсовет Ижевска подготовил открытое обращение к Главе Удмуртии. Интернет-газета Аргументы и Факты 30.11.2015. URL: http://www.udm.aif.ru/society/urban/gradsovet_izhevska_podgotovil_otkrytoe_obrashchenie_k_glave_udmurtii

[53] Набережную Ижевского пруда будут застраивать в соответствии с концепцией развития. Интернет-газета SUSANIN 09.08.2016 URL: https://susanin.news/udmurtia/business/20160809-222551/# (дата обращения 05.03.2018)

[54] В Ижевске прошли публичные слушания по внесению изменений в Генеральный план города. Официальный сайт МО г.Ижевск 20.09.2016. URL: http://www.izh.ru/i/promo/35065.html (дата обращения 03.03.2018)

[55] О внесении изменений в генеральный план г.Ижевска, утвержденный решением Городской думы г.Ижевска от 06.06.2006г № 96 "Об утверждении генерального плана г.Ижевска. Распоряжение Правительства УР от 30.12.2016 № 1837-р URL: http://docs.cntd.ru/document/445097376 (дата обращения 03.03.2018)

[56]  Проект внесения изменений в генеральный план города Ижевска. Положение о территориальном планировании, С. 38. Официальный сайт МО г.Ижевск URL: http://www.izh.ru/res_ru/0_hfile_50993_1.pdf (дата обращения 27.02.2018)

[57] Генплан Ижевска: не стратегия, а формальность. Интернет-журнал СВОЕДЕЛО 12.09.2016 URL: http://svdelo.ru/zhurnal/genplan-izhevska-ne-strategiya-a-formalnost (дата обращения 20.04.2018); Ижевск не Чикаго. Любовь Яковицкая о новом генплане Ижевска. Интернет-журнал СВОЕДЕЛО 30.03.2016 URL: http://svdelo.ru/zhurnal/zhurnal-svoe-delo-intervyu-lyubov-yakovickaya-o-novom-genplane-izhevska (дата обращения 20.04.2018)

[58] Об утверждении Схемы развития и размещения особо охраняемых природных территорий регионального значения, расположенных на территории города Ижевска, и о внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты Совета Министров Удмуртской АССР и Правительства УР. Утверждено Постановлением Правительства УР от 05.08.2013г. № 354. Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации URL: http://docs.cntd.ru/document/463802163 (дата обращения 28.04.2018)

[59] Приказ №110 от 4.08.2017 Об утверждении границ территории выявленного объекта культурного наследия "Поселение "Ижевский завод" (RU18000201700615 от 14.08.2017). Сайт Агентства по государственной охране объектов культурного наследия УР. URL: http://www.aoknur.ru/ag/info/14212.html (дата обращения 20.04.2018); Пузанова,Н. Запрос времени- цивилизованный строитель (интервью с Е.М.Черных) / Н.Пузанова //Удмуртская правда. - 2017. - 22 июня

[60] Сунцова Ю. Аудиенция у премьера. Савельев не стал обнадеживать борцов с уплотнительной застройкой в Ижевске. Интернет-газета ДЕНЬ.ORG. 20.11.2015 URL: https://day.org.ru/news/4322 (дата обращения 20.04.2018);  Ильдар Бикбулатов встретился с жителями домов по улице Ленина в Ижевске, протестующих против застройки. Сайт "Новости Ижевска" 04.12.2015. URL: http://izhevsk-news.net/politics/2015/12/04/60987.html (дата обращения 20.04.2018)

[61] Что нам стоит дом построить и кому о том решать? Сайт БЕЗФОРМАТА.RU 01.02.2016 URL: http://ijevsk.bezformata.ru/listnews/postroit-i-komu-o-tom-reshat/43170000/ (дата обращения 20.04.2018)

[62] Смолина, А. Когда начнется диалог? Проблема точечной застройки Ижевска усугубляется /А.Смолина //Аргументы и Факты. - 2015. - 26 ноября

[63] Сунцова, Ю.  «Выпил или вылил?» Новый архитектор Ижевска всех затроллил на конференции по градостроительству. Интернет-газета ДЕНЬ.ORG. 17.12.2015. URL: https://day.org.ru/news/4760 (дата обращения 20.04.2018)

[64] Гулакова, Ю.И. Экскаватором по истории /Ю.И.Гулакова //АиФ в Удмуртии. - 2014. - №4

Романова,Е. Ижевск - город талантливых людей (интервью с Ю.Гулаковой) / Е.Романова // Удмуртская правда. - 2014. - 10 июня;

Гладыш, Н.П. Если копнуть поглубже. Что скрывает археология Ижевска? (интервью с Т.И.Останиной и Ю.И.Гулаковой) / Н.П.Гладыш //День. - 2014. - 1 октября;

Пузанова, Н. История города может быть утеряна (интервью с Ю.Гулаковой) /Н.Пузанова // Удмуртская правда. - 2016. - 28 июля;

Стеклова, М. Место притяжения. Может ли мнение горожанина повлиять на будущее? (интервью с Ю.Гулаковой) / М.Стеклова // АиФ в Удмуртии. - 2016. - №50 URL: http://www.udm.aif.ru/society/urban/mesto_prityazheniya_mozhet_li_mnenie_gorozhanina_povliyat_na_budushchee (дата обращения 10.06.2018);

Гулакова Ю. Лед тронулся? Новости Министерства культуры и туризма.. Сайт "Ижевск и Удмуртия" 01.11.2015 URL: http://loveudm.ru/led-tronulsya/ (дата обращения 10.06.2018);

Застройка набережной в Ижевске прекращена. Видео-сюжет ТК "ВестиУдмуртия" 10.03.2018 URL: https://www.youtube.com/watch?v=04xcwcRM0cQ&feature=youtu.be (дата обращения 20.04.2018);

Ардашева, Ю. Генплан, оживи! Кто спасет Ижевск от застроечного бардака?/ Ю.Ардашева //Аргументы и Факты. - 2015. - 23 декабря;

Романова, Е. Город теряет лицо? Генплан Ижевска составлен с нарушением законодательства? / Е.Романова// Аргументы и Факты. - 2016. - 3 марта;

[65] Пузанова Н.Чтобы история не захлопнула двери. В Международный день охраны памятников и исторических мест в Ижевске обсудили их состояние / Н.Пузанова //Удмуртская правда. - 2017. - 20 апреля

[66] В Госсовете прошли публичные слушания по вопросам сохранения культурного наследия Удмуртской Республики. Официальный сайт Государственного Совета УР 01.02.2018 http://www.udmgossovet.ru/press/news/23177/ (дата обращения 10.06.2018)

Введение

Культурно-историческое наследие – духовный, культурный, экономический и социальный капитал общества, основа национальной идентичности и одно из условий (наравне с природными богатствами) его успешного развития. Сохранение исторического наследия, по мнению экспертов – один из вопросов национальной безопасности[1]. Утраты культурных ценностей невосполнимы и необратимы.

Вопрос сохранения объектов культурного наследия (ОКН) в России сегодня стоит крайне остро. Многие объекты не имеют юридически оформленного статуса. Физическое состояние памятников официально находящихся под охраной государства в целом характеризуется как крайне неудовлетворительное и ежегодно ухудшается. Данная работа посвящена вопросам общественного контроля в этой сфере.

В советский период тема общественного контроля за сохранение культурного наследия была связана, в основном, с работой организации ВООПиК, успешно решавшей свои задачи. Как пишет М.А. Полякова, в постсоветский период деятельность ВООПиК кардинально изменилась: ухудшилось его финансовое положение (упразднились членские взносы), значительно сузились рамки его деятельности, во многих регионах закрылись его отделения. В новых реалиях рыночной экономики постсоветского периода работать этой организации стало необычайно трудно[2].

На современном этапе развития в обществе идут активные изменения, формируются новые общественные институты – общественные объединения, стремящиеся занять позицию полноправных участников диалога «государство-общество», влияющих на широкий спектр общественно значимых вопросов (от благоустройства двора до принятия федеральных законов). Во многих российских городах появляется новая общественная сила –организации и сообщества нового формата, занимающиеся в т.ч. вопросами сохранения исторического наследия. Эти организации не имеют четкого членства, структуры, системы отчетности и находятся вне государственной системы (а значит, не подвержены бюрократизации и контролю со стороны государственной системы). Наиболее влиятельная и известная из них - общественная организация "Архнадзор" (г. Москва). Инициативы этой организаций очень многоплановые, помимо защиты исторических объектов организация активно занимается просветительской, экскурсионной деятельностью, проводит обучение в "Школе наследия"[3]. "Архнадзор" является одним из центров координации всероссийского градозащитного движения, периодически организуя съезды градозащитников[4]. К сожалению деятельность таких организаций, воспринимается больше как оппозиционная, поскольку она привлекает внимание широкой общественности к наиболее острым и "неудобным" проблемам в сфере сохранения наследия, и вынуждена порой буквально «кричать» в защиту того или иного объекта. Важной частью деятельности таких организаций становится выстраивание контактов с госорганами.

Одновременно с этим в современном обществе появляются новые угрозы для культурного наследия, связанные с общей тенденцией коммерческой "уплотнительной" застройки в городах. Как отметает М.А. Полякова, в этой сфере тесно переплетены экономические и политические факторы: там, где речь идет о больших деньгах и недвижимости, возникает переплетение интересов[5].

В связи с этим, мы полагаем, что исследование деятельности общественных организаций, осуществляющих общественный контроль в сфере сохранения объектов культурного наследия на современном этапе развития общества, является сейчас крайне актуальным.

Данное исследование основано на материалах работы общественности г. Ижевска, на материалах и  личном опыте автора, в т.ч. как члена и руководителя ОО "Общественный Градсовет г. Ижевска". В основе исследования лежит обширный практический материал, публикации в местных СМИ, интерне-публикации, накопленные автором за период участия в общественном деятельности за период с 2013 по 2017 г.

Исследование основано на междисциплинарном подходе и, надеемся, будет интересно специалистам, занимающимся решением вопросов сохранения культурного наследия изучающим культурологические, социальные (в т.ч. конфликтные), правовые  процессы в современном российском обществе, особенности формирования гражданского общества, стремящегося отстаивать свои законные права в специфических условиях российского государства в  XXI  веке.

Полагаем, результаты исследований внесут свой вклад в сохранение особого "культурного кода" г. Ижевска и Удмуртии, материальными носителями которого являются исторические, архитектурные, археологические, природные объекты и достопримечательности г. Ижевска.

Формы реализации общественного контроля в сфере историко-культурного наследия

Термин общественный контроль (ОК)является новейшим понятием в современном обществе и общественно-научных дисциплинах. По этой причине данная тема пока не имеет глубоко проработанной правовой и научной базы, находится на стадии сбора "полевой информации". Кратко опишем суть данного понятия по материалам Пермской региональной общественной организации "Пермская гражданская палата", проводившей "Курсы общественного контроля" в г. Ижевске 29-30 ноября 2014 г.[6].

В широком смысле контроль – одна из важнейших функций управления в обществе. В результате контроля различные структуры управления получают возможность оценивать эффективность своей работы, осуществлять коррекцию и повышать её эффективность. Контроль, проводимый органами власти – это всегда самоконтроль, т.е. контроль в интересах власти. Цель такого контроля – устранение неэффективности государственного управления с точки зрения какого-либо ведомства. С точки зрения исторической ретроспективы, контроль по своей сути являлся всегда функцией государства, т.е. "низы" раньше никогда не могли контролировать "верхи". Но на современном этапе развития общества различные общественные институты все больше и больше стремятся контролировать деятельность государственных органов в интересах общества. Общественный контроль – это всегда внешний по отношению к органам власти контроль, т.е. контроль в интересах общества.

В западных странах функция контроля, как правило, находится в руках оппозиционных партий и СМИ. В России же пока наблюдается иная ситуация – оппозиционные партии и СМИ юридически являются свободными организациями, но не обладая реальной свободой и независимостью, прежде всего финансовой, не контролируют государственные органы. Поэтому последние 20 лет "с низов" начали формироваться различные институты общественного контроля. Они уникальны тем, что обычные люди имеют возможность взять на себя управленческие функции. По сути, управляемые берут на себя функцию управления. Контролируя власть, группа граждан сама становится властью. При этом гражданский активист не хочет власти, но хочет влиять на неё в интересах граждан.

Таким образом, общественный контроль – это непосредственное и ответственное наблюдение представителями граждан, общественных организаций, инициативных групп за соблюдением законных прав граждан и общественных интересов в деятельности органов государственной власти, местного самоуправления, их учреждений, организаций различной формы собственности.

Обозначим значение общественного контроля для современного общества:

Для граждан:

- это способ "поднять проблему", привлечь внимание властей и общества к тому, что волнует пока лишь отдельную группу граждан. Это способ "тайное сделать явным", "частное сделать общественным";

- это способ влияния на власть в общественных интересах, это самая простая, самая дешевая и самая демократичная форма влияния граждан на власть. Она не требует специальных экспертных знаний (но требует особых качеств и навыков), не требует принадлежности к той или иной политической структуре (но требует определенной организации работы);

- это первый шаг к реальному самоуправлению, вовлечение граждан в процессы управления на различных уровнях;

- это формирование ответственной гражданской позиции.

Для властей:

- это возможность получать обратную связь от общества и стимул для внесения корректировок в свою работу (чем больше ОК за деятельностью властей, тем качественнее власти обслуживают население);

- это стимул для создания реально действующих органов самоуправления, общественных советов в различных сферах (градостроительство, здравоохранение, образование, экология, историко-культурное наследие и других).

Для общества в целом – это способ реального улучшения качества жизни.

В своей работе общественники используют различные формы работы:

1. Проверка – установление соответствия реального положения дел некому образцу (законам, правилам, стандартам, идеалам, принципам). Административные и законодательные стандарты отражены в федеральных, региональных, муниципальных правовых актах, опубликованы в свободном доступе и во многом облегчают ОК. Нарушение данных стандартов является основанием для обращений в надзорные, правоохранительные органы, Прокуратуру. В случае, если нет разработанных законодательных актов, невозможно осуществлять какой-либо контроль.

2. Наблюдение – проверка через непосредственное наблюдение за соответствием чего-либо чему-либо. ОК в этом случае может быть существенно ограничен или невозможен, когда отсутствует свободный доступ к наблюдаемому объекту (например, невозможно проконтролировать строительные работы на огороженной забором территории).

3. Сбор доказательств. Невозможно осуществлять контроль без документально подтвержденных доказательств (документирование, протоколы, официальная переписка, аудио-, видеозаписи, фотографии, сбор предметов, опросы людей и т.д.).

4. Оценка. Вся практика контроля (проверки, наблюдения, запросы, протоколирование) преследуют одну цель - собрать достаточно информации для оценки объекта контроля.

5. Общественное обсуждение значимых вопросов с участием широкой общественности, представителей государственных, муниципальных структур, различных организаций, экспертов, СМИ.

6. Требование принятия мер для устранения нарушений. Результат ОК – не само по себе выявление нарушений, а их устранение или создание условий для их устранения, а также создание условий для недопущения этих нарушений в дальнейшем. Только в этом случае действия общественности могут считаться эффективными. Для этой цели может быть использован очень широкий комплекс мер, оказывающих влияние на органы власти. Если по истечении определенного времени никакие меры не приняты и нарушения не устранены, то можно сделать вывод, что ОК потерпел неудачу и действия общественности были неэффективны.

7. Проведение различных публичных акций и мероприятий. Имеет целью привлечь внимание общества, чиновников, СМИ к проблеме, создание общественного мнения.

8. Сетевые коммуникации в интернете и социальных сетях во многом создают предпосылки для организации и координации работы гражданских инициатив[7].

Практика показывает, что объектом общественного контроля может стать очень широкий круг общественных явлений, находящихся в юрисдикции государственных органов разного уровня, в том числе объекты и действия той или иной государственной структуры (транспорт, школы, тюрьмы, раздельные мусоросборники, начисление квартплаты, налоговые сборы, государственные закупки и другое). Очень часто именно вмешательство общественности позволяе


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.