Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Топ:
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Интересное:
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Дисциплины:
2021-05-28 | 32 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
В исследовании определены показатели и уровни усвоения традиций народа для детей старшего дошкольного возраста. Исходные критерии определялись наличием представлений о традициях, интереса к ним и реализацией имеющихся представлений в самостоятельной деятельности (Л.Д. Вавилова, В.И. Логинова, Г.И. Радвил).
Основанием для их характеристики послужили следующие показатели:
• правильность и полнота представлений о родной стране, городе, о своей национальной принадлежности, о традициях, предметах культуры; самостоятельность группировки предметов по разным признакам (дифференцировка понятий);
• наличие интереса к традициям, предметам культуры; устойчивость интереса и мотивация выбора предмета;
• наличие сюжета национальной тематики, умение комбинировать свои знания, детализация образов.
Согласно вышеуказанным критериям и показателям, были выделены уровни усвоения дошкольниками традиций народа: высокий, средний, низкий.
Высокий уровень усвоения традиций старшими дошкольниками характеризуется правильным, обобщенным представлением об объекте культуры, системным отражением его закономерностей, выраженным в развернутом суждении о нем, умением объединять объекты по существенным признакам; выраженной или ярко выраженной избирательностью интереса к предметам родной культуры, осознанностью выбора; умением сознательно использовать знания о традициях в игровой деятельности (комбинирование знаний, самостоятельность в выборе темы, владение всеми свойствами изображения роли).
Средний уровень усвоения традиций дошкольниками характеризуется правильными, но в значительной степени фрагментарными поверхностными представлениями о традициях, дифференцированностъю представлений об объекте по наличию национальных элементов; неустойчивостью интереса к предметам родной культуры, отсутствием мотивации в выборе предметов; умением разворачивать игровую деятельность не по собственному желанию (разворачивает различные сюжеты, действует в принятой роли, игрушки и предметы подбирает в соответствии с ролью).
|
Низкий уровень характеризуется недифференцированностью представлений, неумением выделять объекты; отсутствием или неопределенностью выраженности интереса к предметам родной культуры, отсутствием мотивации или опорой на несущественные признаки; неумением использовать знания о традициях в игровой деятельности (шаблонные игровые сюжеты и действия; затрудняется изменить роль, в роли мало выразителен).
Констатирующий этап работы осуществлялся по двум направлениям: выявление наличия у старших дошкольников интереса, представлений о традициях народа, изучение особенностей проявления традиций в самостоятельной деятельности; изучение отношения взрослых (педагогов, родителей) к традициям родной народа как средству воспитания дошкольников.
Состояние усвоения дошкольниками народных традиций мы определяли следующим образом - каждому признаку был приведен в соответствие балл: 3 балла - при ярко выраженном признаке, 2 балла - при его неустойчивом проявлении, 1 балл - в случае слабого проявления признака, 0 баллов при его отсутствии. Нами было определено следующее соответствие количества набранных детьми баллов по трем уровням усвоения детьми традиций.
- низкий уровень - количество баллов от 0 до 3;
- средний уровень - количество баллов от 4 до 6;
- высокий уровень - количество баллов от 7 до 9.
Диагностическая карта
Ф.И. ребёнка | Представления о традициях родной культуры | Проявление интереса к объектам культуры | Использование в самостоятельной деятельности и игре народных традиций | ||||||
|
Исследование проводилось в дошкольном учреждении № г. Москвы.
В обследовании участвовало 90 детей в возрасте 5-6 лет, 60 родителей и 10 педагогов.
Поставленные задачи решались с помощью разнообразных методов научно-педагогического исследования: индивидуальных бесед, ситуаций "выбора", наблюдений, анкетирования.
На формирующем этапе эксперимента комплексная воспитательно-образовательная работа с детьми решала следующие задачи: обогащение представлений детей о народных традициях, развитие интереса и предоставление возможности для самостоятельной, творческой реализации представлений о народных традициях в игровой деятельности.
Педагогическая технология приобщения дошкольников к народным традициям строилась на основании следующих подходов: вовлечение детей в разнообразные виды деятельности (специально-организованное общение, учебно-познавательная, изобразительная, музыкальная при сохранении приоритета игровой, включающей сюжетно-ролевую, театрализованную); интеграция различных видов искусств (музыкального, танцевального, декоративно-прикладного) при опоре на фольклор; использование взаимодействия в системе "воспитатель-ребенок-родитель", так как семья является одним из основных институтов первоначальной социализации детей, влияющих на становление личности; осуществление воспитательной работы на основе традиций родной культуры; обеспечение активности детей на всех этапах приобщения к народным традициям.
Формы взаимодействия педагога с детьми
1. Организационные занятия с детьми (1 раз в неделю):
· ознакомление с предметным миром;
· устное народное творчество;
· декоративно-прикладное искусство; народная музыка;
· народные игры и хороводы;
· ознакомление с историей Руси, Москвы.
2. Совместная деятельность педагога с детьми.
3. Самостоятельная деятельность детей.
Приоритетные направления, реализуемые в работе с детьми:
Создание атмосферы национального быта.
Широкое использование фольклора.
Знакомство с традиционными и обрядовыми праздниками.
Знакомство с народным искусством.
Знакомство с русскими народными играми.
Знакомство с историей Руси, Москвы.
Одно из приоритетных направлений работы детского сада – ознакомление детей с историей Руси, Москвы. Старшим дошкольникам даются первоначальные сведения о возникновении Москвы, Кремля с их достопримечательностями. Игры-путешествия, сюжетно-ролевые игры развивают у детей интерес к истории и культуре, воспитывают любовь к родной стране и городу.
|
На формирующем этапе педагогического эксперимента мы исходили из того, что эффективное приобщение дошкольников к родной культуре происходит при условии, когда оно естественно вплетается в жизнь группы и связывается с детскими интересами, желаниями, мотивами, ожиданиями. Это потребовало особого построения занятий по приобщению к традициям родной культуры.
Основанием для определения логики построения эксперимента был выбран подход Н.А. Коротковой, Н.Я. Михайленко к организации образовательного процесса в группах детей старшего дошкольного возраста. Работу с детьми мы построили в рамках блоков субъектно-субъектного взаимодействия педагогов и детей и свободной самостоятельной деятельности.
Особенность методики заключалась в том, что освоение детьми намеченного содержания осуществлялось с помощью различных тем ("Я и моя семья", "Народные праздники", "Народные игры" и др.). В процессе своего развития ребенок активно познает окружающий мир, который предстает перед ним в единстве четырех различных сторон, использованных для построения дидактической модели, включающей: природный мир (природные существа и явления); предметный мир (мир вещей, созданных руками и трудом человека); мир других людей (мир общественных отношений); мир моего "я" (внутренний мир человека).
Отсюда запланированные игры и занятия детей способствовали развитию у них представлений о мире природы, предметном мире, мире других людей и, наконец, о внутреннем мире (индивидуальности) каждого ребенка. Данное построение образовательного процесса позволило логически объединить все этапы и вызвать заинтересованное отношение у детей.
Всю работу с детьми по знакомству детей с былинным материалом предлагается вынести в блок совместной деятельности. В данной методической разработке совместная деятельность воспитателя с детьми осуществляется в три этапа:
|
· Предварительная работа;
· Сценарий совместной деятельности;
· Итоговая совместная деятельность.
Предварительная работа предполагает погружение ребёнка в атмосферу русской народной былины, накопление впечатлений, которые могут стать основой сотрудничества, общения с воспитателем и сверстниками. В конечном итоге обогащение ребёнка знаниями об истории России ведёт к воспитанию патриотизма, духовно-нравственному развитию.
В предварительную работу обязательно включается чтение былины с последующей беседой по её содержанию. В содержание этого раздела также могут входить следующие виды деятельности:
· Разучивание русских народных подвижных игр;
· Разучивание пословиц, поговорок, закличек, дразнилок и т. д.;
· Театрализованная деятельность;
· Дидактические и настольно-печатные игры;
· Музыкально-ритмическая деятельност2ь;
· Этюды на создание выразительных образов.
Одним из компонентов предварительной работы может быть изобразительная деятельность, где детям даётся возможность отразить свои впечатления об услышанном и увиденном, раскрыть собственные творческие замыслы.
После этапа предварительной работы мы предлагаем проводить совместную деятельность по заранее разработанному сценарию. В сценариях совместной деятельности педагог не ставит задач прямого обучения, как это делается на занятиях. Организация и планирование сценариев совместной деятельности должно быть гибким, нерегламентированным по времени. Педагог должен быть готовым к импровизации, встречной активности ребёнка. В процессе осуществления такого сценария ребёнок должен чувствовать себя младшим партнёром, ведомого взрослым, который постоянно учитывает его инициативу.
Через сценарий ребёнок "проживает" события, происходящие с былинными героями, систематизирует знания, полученные на предварительном этапе работы, в игровой форме учится пересказывать былины, достаточно объёмные по содержанию, закрепляет в разговорной речи старославянские слова и изречения, потешки, поговорки, пословицы, которыми так богат русский язык.
Для подведения итога очередного этапа работы, после знакомства детей с тремя былинами, проводится итоговая совместная деятельность. По результатам итоговой совместной деятельности педагог может определить сильные и слабые стороны своей деятельности, откорректировать методы и приёмы, используемые с детьми.
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования
Результаты беседы помогли выявить представления детей о традициях и культуре народа. В результате анализа экспериментальных данных было выявлено, что 40% испытуемых называли отдельные, несущественные признаки традиций, выбор не мотивировали; затруднялись в назывании сказок, игр; знания ограничивались одной-двумя сказками; представления о народных праздниках недифференцированы. При этом понимание народных сказок, праздников, игр обнаружено у 57% детей. У детей этой группы каждое понятие наполнено конкретным содержанием, мотивировка выбора осознана. Самую малочисленную группу испытуемых (3%) составили дети, у которых обнаружено правильное обобщенное представление об объектах культуры, выраженное в развернутом суждении о них.
|
Для определения уровней сформированности интереса к предметам народной культуры использовались показатели, учитывающие устойчивость выбора и мотивацию. На основе анализа экспериментальных данных обнаружено, что большинство детей находятся на среднем (55%) и низком (33%) уровнях сформированности интереса к культуре.
Вместе с тем, полученные данные свидетельствуют о появлении детей с выраженным интересом к предметам родной культуры (28%). Наличие детей с высоким уровнем детских интересов, интуитивное тяготение к предметам национальной культуры, умение почувствовать их красоту и своеобразие свидетельствует о потенциальных возможностях детей в усвоении национальных традиций.
В целях изучения умений старших дошкольников использовать представления о традициях родной культуры в самостоятельной деятельности исследовалась игровая деятельность. Полученные результаты свидетельствуют о том, что у детей самостоятельная игра носила выраженный репродуктивный характер, дети не умели руководствоваться имеющимися представлениями о традициях народной культуры в собственной деятельности.
На основании полученных данных дети были сгруппированы по трем уровням усвоения народных традиций. Основанием такой дифференциации послужила качественная и количественная характеристика уровней.
На этапе констатирующего эксперимента значимыми являлись исходные данные об отношении родителей и педагогов к проблеме исследования.
Количественный и качественный анализ результатов, полученных в ходе констатирующего эксперимента показал, что высокий уровень усвоения обнаружен у 3% детей, средний уровень у 55%, низкий уровень у 42% обследованных дошкольников.
На этапе констатирующего эксперимента нами было выявлено отношение родителей и педагогов к проблеме исследования.
Анкетирование родителей показало, что для большинства из них (70%) характерно положительное отношение к традициям, желание узнать больше, помочь детскому саду по мере возможности в приобщении детей к традициям народа. Вместе с тем ответы родителей показали недостаточную информированность семей о традициях народа, отсутствие национальных семейных праздничных традиций. Все это свидетельствует об определенной утрате преемственности поколений к культуре своего народа.
Анкетирование педагогов позволило прийти к следующему заключению: более 60% имеет достаточно верные представления о традициях своего народа, о необходимости использования их в качестве средств воспитания. Однако эти представления не оказывают существенного влияния на содержание их педагогической деятельности. Анализ календарных планов воспитательно-образовательной работы, предметно-игровой среды детского сада по представленности в ней элементов родной культуры, а также непосредственное наблюдение за работой практиков свидетельствуют о недостаточном внимании педагогов к вопросам приобщения дошкольников к традициям народа. Приходится констатировать, что вопросы приобщения детей к традициям народа не находят достаточного отражения в широкой практике детских садов: соответствующее содержание работы обеднено, однообразно, отсутствует система в работе, недостаточно использованы этнографические средства для успешного ознакомления детей с традициями народа.
Контрольный срез выявил уровень усвоения детьми традиций народа и позволил установить позитивные изменения в представлениях дошкольников о традициях предков и умениях использовать их в самостоятельной деятельности.
Результаты констатирующего и формирующего экспериментов для экспериментальной контрольной групп представлены в таблице.
Представленные данные показывают, что к концу опытно-экспериментальной работы в экспериментальной группе увеличилось количество детей высокого и среднего уровней соответственно на 8 (14%) и 7 испытуемых (11%), на низком уровне уменьшилось количество испытуемых на 15 (25%).
Сравнение результатов в экспериментальной и контрольной группах на этапах констатирующего и формирующего экспериментов показывает расхождение результатов этих групп на вышеназванных этапах: на этапе констатирующего эксперимента расхождение незначительное: высокий уровень на 3%, средний уровень на 8%, низкий уровень на 10%.
На этапе контрольного эксперимента расхождение в результатах увеличилось: высокий – на 14%, средний – на 13%, низкий – на 26% (см. таблицу).
Таблица
Результаты усвоения дошкольниками традиций народа, %
Критерии приобщенности к национальным традициям | Уровни усвоения национальных традиций | Констатирующий эксперимент | Контрольный эксперимент | ||
Контр. гр. | экспер. гр. | контр, гр. | экспер. гр. | ||
Представления о национальной культуре | высокий средний низкий | 2 51 47 | 3 57 40 | 3 53 44 | 17 63 20 |
Интерес к традициям | высокий средний низкий | 8 50 42 | 12 55 33 | 10 47 43 | 15 68 17 |
Умение использовать представления в самостоятельной деятельности | высокий средний низкий | 0 43 57 | 2 55 43 | 4 52 44 | 18 66 16 |
Усвоение традиций народа | высокий средний низкий | 0 47 53 | 3 55 42 | 3 53 44 | 17 66 17 |
Результаты контрольного этапа исследования свидетельствуют о состоявшихся позитивных изменениях в усвоении детьми экспериментальной группы представлений и умении использовать их в самостоятельной деятельности.
2.3 Выводы и рекомендации по итогам исследования
С целью систематизации знаний детей о людях разных национальностей, их деятельности, культуре, педагогами следует максимально использовать:
· культурное пространство города (в том числе экскурсии, посещение музеев и др.);
· предметно–развивающую среду;
· расширение представлений об истоках культурно-этнического многообразия (национальные праздники; знаменательные даты в истории разных стран и народов; расширение круга общения с детьми и взрослыми - представителями разных национальностей;
· знакомство с произведениями декоративно-прикладного искусства, живописью, музыкой и предметами быта;
· знакомство с устным народным творчеством, чтение художественной литературы разных народов мира.
Кроме этого в практику работы с детьми следует включать:
· народные игры, народные игрушки и национальные куклы;
· организацию выставок и мини-музеев;
· совместную творческую деятельность детей и взрослых (педагогов, родителей, художников, музыкантов, артистов);
· переписку с детьми других стран.
В качестве средства, стимулирующего желание ребенка познавать культуру своего народа необходимо широко использовать сказки, пословицы, поговорки, произведения народного декоративного творчества. Важной задачей является воспитание уважительного отношения дошкольника к культуре других народов.
Одним из ведущих направлений в работе педагога с детьми должно стать стремление научить постигать культуру других народов, живущих на территории своего государства и за его пределами. Доступные восприятию ребенка элементы культуры (язык, устное народное творчество, декоративно-прикладное, музыкальное искусство и др.) составляют содержательную основу становления этнической толерантности.
Организация работы с детьми в старшем дошкольном возрасте, направленная на приобщение к иным национальным культурам и формированию толерантного отношения к их носителям, должна осуществляться в единстве с обогащением информации о собственной национальной культуре и в тесном взаимодействии с семьей.
Систематическая работа с детьми по данному направлению будет способствовать созданию толерантной среды и принятию жителями города мира во всем его многообразии.
По результатам исследования с опорой на перспективный план работы ДОУ нами разработан план-программа по воспитанию и развитию детей старшего дошкольного возраста средствами русской народной культуры.
Специфика данного плана состоит в возможности его интеграции с перспективными и календарными планами специалистов дошкольного образования для повышения информированности детей о народных традициях, формирования преставлений о родной культуре, а также закреплении полученной информации в различных видах детской деятельности.
Форма взаимодействия педагога с детьми | Содержание взаимодействия педагога с детьми. | |||
Ознакомление с предметным миром | Декоративно-прикладное искусство | Устное народное творчество | Музыкальный фольклор; подвижные игры | |
Сентябрь | ||||
Организация занятий с детьми. | «Своя хатка – родная матка». Цель: Познакомить детей с жилищем русского народа; дать представление о строительстве русской избы; о профессии плотника; инструментах плотника. | Рисование: «Русская изба». Цель: Развить у детей творческие способности при изображении русской избы; передать её своеобразие; закрепить знания об элементах декора русской избы. | Пословицы о труде. | 1. Проживание праздника «Осенины». 2. Прослушивание грамзаписи «Как у наших у ворот», «Ах вы сени». |
Совместная деятельность. | Конструирования макета избы по плану из деревянного строителя. | Драматизация потешки: «Ай, туки, туки, туки, застучали молотки». | Подвижная народная игра «Колышки». | |
Самостоятельная деятельность. | Д\и «Построй избу», «Помоги плотнику». | Д\и «Укрась избушку узором». | ||
Октябрь | ||||
Организация занятий с детьми. | «Без печи хатка – не хатка». Цель: Познакомить детей с предметами обихода в избе; с убранством; рассказать о функциях главного в избе – печи; познакомить с профессией печника и орудиями его труда. | Работа с глиной «Горшки». Цель: Познакомить детей с материалом – глина; научить детей приёмам лепки из глины. | 1. Пословицы о труде. 2. Рассказывание русской народной сказки «Лисичка сестричка и серый волк». | Проживание праздника «Покров». Пение: «Лиса рожью шла»; «Как у наших у ворот». |
Совместная деятельность. | Сюжетно – ролевая игра «Мастерим печь». (Роли: хозяин, хозяйка, печник, подмастерья). | Д\и «Помоги гончару». | Игра драматизация по русской народной сказке «Лисичка сестричка и серый волк». | Подвижная народная игра: «Селезень утку догонял». |
Самостоятельная деятельность. | Д\и «Печь». | |||
Ноябрь | ||||
Организация занятий с детьми. | «Все вместе и печки, и лавочки». Цель: Познакомить детей с предметами быта (стол, лавки, люлька, сундук и др.); рассказать об их значении; о том, что в избе есть красный угол. | Рисование: «Украсим стены и двери в избе». Цель: Познакомить детей с народными промыслами. | Отгадывание загадок о предметах быта. | Проживание праздника: «Кузьминки». Пение: «Вот те гребень, вот те лень». |
Совместная деятельность. | Конструирование мебели для макета избы. | Рассказывание русской народной сказки «Лисичка со скалочкой». | Подвижная народная игра: «На горе-то мак». | |
Самостоятельная деятельность. | Обыгрывание ситуации с атрибутами на макете избы. | Рассматривание иллюстраций изб с предметами декораций | Изготовление настольного театра к русской народной сказке «Лисичка со скалочкой». | Слушание в грамзаписи танцевальные наигрыши на гармошки, шуточные песни. |
Декабрь | ||||
Организация занятий с детьми. | «Подворье». Цель: Рассмотреть макет «Усадьбы» (амбар, загон, навес); рассказать об их значении в жизни домашних животных (корова, лошадь, овца и др.) | Лепка из глины: Игрушка «Лошадка». Цель: Познакомить детей с традиционной игрушкой «Лошадкой»; способ изготовления. | Чтение отрывок из былин «Добрыня и змей», «Садко». | Подготовка к Святкам. Пение: «Баусень», «Пчёлочка златая», «Здравствуйте, с новым годом». |
Совместная деятельность. | Конструирование хозяйственных построек по схемам. | Рассматривание иллюстраций к былинам В. Васнецова «Богатыри». | Подвижная игра «Олень». | |
Самостоятельная деятельность. | Обыгрывание построек с использованием мелких игрушек домашних животных. | Обыгрывание поделки из глины «Лошадка на подворье». | Использование сюжета былин в театрализованной деятельности. | |
Январь | ||||
Организация занятий с детьми. | «Была б мука да сито, и сама б я была сыта». Цель рассмотреть несколько видов различных круп; познакомить детей с блюдами русской кухни из них. | Лепка из глины: «Барыня». Цель: Познакомить детей со способом лепки народной игрушки «Барыня». | Отгадывание загадок о крупах. | Проживание праздника «Святки» Пение: колядные песни. |
Совместная деятельность. | Приготовить вместе с детьми затируху; попробовать готовое блюдо. | Рисование: Украсим «Барыне сарафан» (дымковская роспись). | Заучивание потешки: «Ладушки – оладушки». | Подвижная игра «Как у дяди Трифона». |
Самостоятельная деятельность. | Д\и «Приготовь кашу». | |||
Февраль | ||||
Организация занятий с детьми. | «В меду да в масле и лапоть съешь». Цель: Обратить внимание детей, какие блюда готовили в старину, что они отличаются от современных блюд; способ их приготовления. | Рисование «Я был на Масленице» или «Едет Масленица». Цель: Закрепить знание детей о празднике масленица; всколыхнуть положительные эмоции от праздника; учить способам рисования. | Пословица «В меду да в масле лапоть съешь». | Проживание праздника «Масленица». Пение: «Едет Масленица», «Блины». |
Совместная деятельность. | Приготовление с детьми блюд по их желанию (мучные, крупяные, молочные) | Коллективная работа из глины «Праздничный стол». | Чтение русской народной сказки «Каша из топора». | 1. Прослушивание масленичных песен. 2. Подвижная игра «Мак маковистый». |
Самостоятельная деятельность. | Рассматривание иллюстраций с изображением масленичных гуляний. | Игра – драматизация по русской народной сказке «Каша из топора». | ||
Март | ||||
Организация занятий с детьми. | «Как рубашка в поле выросла». Цель: Рассказать детям о последовательности обработки льна; как выращивают лён; как его обрабатывают, прядут, ткут, шьют. | Рисование: «Жаворонки прилетели к нам». Цель научить детей рисовать разными способами птиц; вызывать положительное отношение к вернувшимся птицам с юга. | Рассказывание сказки: «Как рубашка в поле выросла». | Проживание праздника «Сороки». Пение: заклички «Жаворонушки». |
Совместная деятельность. | Рассматривание приспособлений для ткачих (ткацкий станок и т. д.). | Рассматривание репродукций о весне. | Подвижная игра «Мужичок». | |
Самостоятельная деятельность. | Изготовление с родителями скворечника. | Слушание «Голоса птиц». | ||
Апрель | ||||
Организация занятий с детьми. | «Хвалят на девице шёлк, коли в девице толк». Цель: Познакомить детей с женскими и мужскими традиционными костюмами (рубаха, сарафан, юбка, Плоток, опоясок, кокошник и т. д.). | Рисование: «украсим сарафан девице». Цель «Познакомить детей какими узорами украшались сарафаны, рубахи; научить приёмам декоративного рисования. | Рассказывание русской народной сказки «Ховрошечка». | Весенние хороводы «Улица широкая», «Как у нас было на Дону». |
Совместная деятельность. | Д\и «Соберём приданное девице». | Пословицы о труде. | Подвижная игра «У медведя во бору», «Я на бочке сижу». | |
Самостоятельная деятельность. | Рассматривание иллюстраций с русскими народными костюмами. | Д\и «выложи узор по подолу сарафана». | ||
Май | ||||
Организация занятий с детьми. | «Оберег». Цель: Познакомить детей с оберегами и главной функции оберегов – защитной. | Изготовление бус из глины. Цель: Научить детей способам лепки бусинок из глины, сборке их на нитку. | Подготовка к троице. Пение: «Была у нас Дуня», «Вот пойду я младёшенька». | |
Совместная деятельность. | Сборка бус из бисера. Сюжетно-ролевая игра «Дом». | Подвижная игра «Шишки, жёлуди, орехи», «Горелки». | ||
Самостоятельная деятельность. | Рассматривание сундука с разного рода принадлежностями (одежда, обереги, пояса и т. д.). |
Выводы по второй главе
В процессе опытно экспериментальной работы проводилась проверка разработанных теоретическим путем условий эффективности приобщения детей к национальным традициям. Основная логика эксперимента соответствовала формуле работы с детьми через формирование представлений, закрепление интереса в области родной культуры и стимулирования детей использовать полученную информацию в свободной деятельности и игре.
Результаты беседы помогли выявить представления детей о традициях и культуре народа. В результате анализа экспериментальных данных было выявлено, что 40% испытуемых называли отдельные, несущественные признаки традиций, выбор не мотивировали; затруднялись в назывании сказок, игр; знания ограничивались одной-двумя сказками; представления о народных праздниках недифференцированы. При этом понимание народных сказок, праздников, игр обнаружено у 57% детей. У детей этой группы каждое понятие наполнено конкретным содержанием, мотивировка выбора осознана. Самую малочисленную группу испытуемых (3%) составили дети, у которых обнаружено правильное обобщенное представление об объектах культуры, выраженное в развернутом суждении о них.
В целях изучения умений старших дошкольников использовать представления о традициях родной культуры в самостоятельной деятельности исследовалась игровая деятельность. Полученные результаты свидетельствуют о том, что у детей самостоятельная игра носила выраженный репродуктивный характер, дети не умели руководствоваться имеющимися представлениями о традициях народной культуры в собственной деятельности.
Количественный и качественный анализ результатов, полученных в ходе констатирующего эксперимента показал, что высокий уровень усвоения обнаружен у 3% детей, средний уровень у 55%, низкий уровень у 42% обследованных дошкольников.
Анкетирование родителей показало, что для большинства из них (70%) характерно положительное отношение к традициям, желание узнать больше, помочь детскому саду по мере возможности в приобщении детей к традициям народа. Вместе с тем ответы родителей показали недостаточную информированность семей о традициях народа, отсутствие национальных семейных праздничных традиций. Все это свидетельствует об определенной утрате преемственности поколений к культуре своего народа.
Анкетирование педагогов позволило прийти к следующему заключению: более 60% имеет достаточно верные представления о традициях своего народа, о необходимости использования их в качестве средств воспитания. Однако эти представления не оказывают существенного влияния на содержание их педагогической деятельности. Анализ календарных планов воспитательно-образовательной работы, предметно-игровой среды детского сада по представленности в ней элементов родной культуры, а также непосредственное наблюдение за работой практиков свидетельствуют о недостаточном внимании педагогов к вопросам приобщения дошкольников к традициям народа. Приходится констатировать, что вопросы приобщения детей к традициям народа не находят достаточного отражения в широкой практике детских садов: соответствующее содержание работы обеднено, однообразно, отсутствует система в работе, недостаточно использованы этнографические средства для успешного ознакомления детей с традициями народа.
Результаты формирующего эксперимента показывают, что к концу опытно-экспериментальной работы в экспериментальной группе увеличилось количество детей высокого и среднего уровней соответственно на 8 (14%) и 7 испытуемых (11%), на низком уровне уменьшилось количество испытуемых на 15 (25%).
Результаты контрольного этапа исследования свидетельствуют о состоявшихся позитивных изменениях в усвоении детьми экспериментальной группы представлений и умении использовать их в самостоятельной деятельности.
По итогам эксперимента нами даны рекомендации и разработан план по приобщению детей к национальным традициям.
Заключение
В ходе теоретического исследования проблемы воспитания детей старшего дошкольного возраста в национальных традициях нами определены следующие положения.
1. Психологические особенности детей дошкольного возраста обусловливают основные приобретения ребенка и дидактическую направленность процесса взаимодействия со взрослым.
Базовый процесс «вращивания» ребенка в культуру в дошкольном возрасте определяет изучение форм и содержания родной культуры, помогает ребенку-дошкольнику познать самого себя, гордиться своей страной, осознавая ценность, а главное, необходимость своей жизни не только для самого себя, но и общества в целом.
Теоретический анализ психолого-педагогической литературы показывает, что дети 6-7 лет начинают понимать смысл нравственных требований и правил, у них развивается способность предвидеть последствия своих поступков. Поведение становится более целенаправленным и сознательным. Создаются возможности для формирования у детей ответственности за свое поведение, элементов самоконтроля, организованности по схеме нравственного воспитания: (знания и представления) + (мотивы) + чувства и отношения) + (навыки и привычки) + (поступки и поведение = нравственное качество.
2. Педагогические условия оптимального подхода к воспитанию детей в процессе ознакомления с родной культурой определяют:
- место и роль национальных традиций в воспитании детей, основные подходы к организации образовательного процесса в ДОУ;
- организацию педагогического процесса по ознакомлению детей с родной культурой и национальными традициями.
Народные традиции, будучи значимыми элементами региональной культуры, представляют возможность освоения культурного пространства страны и региона; они позволяют знакомиться не только с образом жизни представителей разных народов, но также раскрыть яркую самобытность соседствующих культур, их внутренне сущностное сходство. Следовательно, раскрытие личности в ребенке полностью возможно только через включение его в культуру собственного народа.
Механизмом, позволяющим включить народную педагогику в современный учебно-воспитательный процесс в ДОУ, является народная традиция, т.к. именно традиция выражает сущность народной культуры и её связь с социальными условиями; она и в настоящее время несёт те же воспитательные и развивающие функции.
Главной задачей детского сада русской культурной традиции является закладывание основ духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, к гармоничному взаимодействию с другими людьми.
Условиями эффективной реализации национальных традиций в процессе ознакомления с родной культурой являются следующие:
- взвешенный подход к конструированию содержания дошкольного образования (включение парциальных программ по приобщению детей к родной культуре в реализацию базовой комплексной программы);
- определение базовых направлений в работе с детьми, раскрывающих окружение ребёнка предметами национального характера, использование фольклора во всех его проявлениях (сказки, песенки, послови
|
|
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!