Воспитание у младших школьников культуры здорового образа жизни — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Воспитание у младших школьников культуры здорового образа жизни

2021-05-28 18
Воспитание у младших школьников культуры здорового образа жизни 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Содержание

Введение

. Воспитание у младших школьников культуры здорового образа жизни

1.1 Воспитательный потенциал пространства физической культуры и спорта в школе

1.2 Здоровьесберегающая организация учебного процесса

. Описание дневника здоровья для младших школьников

. Сценарий праздника “В здоровом теле - здоровый дух”

Заключение

Список использованных источников

Приложение 1


Введение

 

Здоровье человека - проблема достаточно актуальная для всех времен и народов, а в настоящее время она становиться первостепенной.

Всемирная организация здравоохранения определила здоровье как состояние «полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».

Как и в воспитании нравственности и патриотизма, так и в воспитании уважительного отношения к здоровью необходимо начинать с раннего детства. По мнению специалистов-медиков, 75% всех болезней человека заложено в детские годы. Почему это происходит? Видимо, все дело в том, что взрослые ошибочно считают: для ребенка самое важное - это хорошо учиться. А можно ли хорошо учиться, если у тебя болит голова, если твой организм ослаблен болезнью и леностью?

Деятельность педагогов и медицинского персонала в направлении укрепления здоровья учащихся следует считать оздоровительно-образовательной работой, которая является комплексом оздоровительных мер гигиенической, лечебно-профилактической, физкультурной, психолого-педагогической, природно-оздоровительной, художественно-эстетической направленности в сочетании с образованием детей по вопросам укрепления и сохранения здоровья. Вопросам, позволяющим понять значимость оздоровительных мероприятий, особенности их использования в личном оздоровлении и формировании осознанного отношения к своему здоровью.

Школа - это не только учреждение, куда на протяжении многих лет ребёнок ходит учиться. Это ещё и особый мир детства, в котором ребёнок проживает значительную часть своей жизни, где он не только учится, но и радуется, принимает различные решения, выражает свои чувства, формирует своё мнение, отношение к кому-либо или чему-либо.

Объектом исследования являются воспитание у младших школьников культуры здорового образа жизни.

Предметом исследования были социально-педагогические механизмы воздействия на личность ребенка.

Цель работы является описание воспитания у младших школьников культуры здорового образа жизни.

Задачи:

- Изучить воспитательный потенциал пространства физической культуры и спорта в школе;

-  Изучить здоровьесберегающую организацию учебного процесса;

-  Описать дневник здоровья для младших школьников;

-  Составить сценарий праздника “В здоровом теле - здоровый дух”.

 


Воспитание у младших школьников культуры здорового образа жизни

Рис. 2.1. Обложка дневника

 

Открыв эту тетрадь (показ “знакомство”, “карты”), ребёнок вовлекается в игру, причём на основе собственных наблюдений за своим здоровьем.

 

Рис. 2.2. Игра

Каждая четверть представлена страницей, где первоклассник, играя, отмечает своё настроение, состояние здоровья, следит за осанкой, тем самым, приучая себя выполнять самые элементарные гигиенические требования.

 

Рис. 2.2. Куклы

 

Итог работы за каждую четверть напоминает игру “Одень куклу”:

-       соблюдал правила личной гигиены надеваем чистый комбинезон для мальчиков, для девочек чистое платье;

-  случилось так, что заболел, нарисуем градусник;

-  а улыбку нарисуем в зависимости от настроения [9,c.78].

-      

Рис. 2.2. Игра

 

Таким образом, играя, занимаясь любимым привычным делом ребёнок включается в мониторинг собственного здоровья.

Как работать с дневником здоровья

Начинается работа со страницы знакомства.

Это я (первоклассник рисует свой портрет по заготовке).

Меня зовут (пишет имя).

Мне... лет (закрашивает в таблице 7 вишенок).

Я живу в городе или в деревне (обвести нужный рисунок).

Это мой дом (рисует).

Это моя школа (рисует).

Мой рост...

Мой вес...

Два последних пункта выполняются по желанию с помощью родителей.

Работа с этим дневником предполагается на уроке природоведения, рисования, труда. Свой портрет ребёнок рисует дома вместе с родителями. Если родители и первоклассник хотят дополнительно что-либо сообщить, они могут построить страничку фантазии с обратной стороны листа. Затем страничка фантазии представляется на классном часе семейно.

Первыми такой дневник увидят родители на родительском собрании.

По каждой страничке дневника предполагается работать одну четверть, отслеживание состояния здоровья ведёт первоклассник, учитель, родители.

На обратной стороне страницы-человечка есть таблица. Сверху над ней написано: “Организм познаю свой, соревнуюсь сам с собой”. В таблице ребёнок раз в неделю (каждую неделю) отмечает разноцветными кружками (это сигналы светофора) такие параметры:

. Режим дня:четверть - утро (адаптация к школе - умей вовремя вставать, всё успеть и не опоздать на урок);четверть -утро + время в школе (адаптация к школе - умей слушать и работать на уроке, всё успевай; на перемене отдыхай);четверть -утро + время в школе + отдых (умей правильно использовать свободное время после уроков);четверть - все отработанное ранее + вечер (умей вовремя лечь спать) [15,c.301].

. Гигиена.

. Заболеваемость.

. Осанка.

. Правила безопасного поведения.

. Настроение.

Внизу под таблицей родители могут внести свои отметки (сигналами светофора) или словесно.

Учитель делает свои отметки, отмечая положительное продвижение ребёнка. В конце четверти эти наблюдения и отметки обобщаются и заносятся в карту на стр. 2 дневника. В классе имеется большая карта, где учитель по четвертям отмечает общее продвижение класса.

Основная и главная задача - вовлечь ребёнка в мониторинг собственного здоровья.

В конце учебного года в классе планируется праздник здоровья, на котором будут отмечены дети в различных номинациях:

-       ни разу не заболевший;

-  выполняющий режим дня;

-  не нарушивший правила безопасного поведения;

-  за правильную осанку.

 


3. Сценарий праздника “В здоровом теле - здоровый дух”

 

Цель: Укрепление здоровья, развитие мышечной системы.

Образовательные задачи: способствовать всестороннему, гармоническому, физическому развитию (силы, выносливости) школьников, координации и выразительности движений, вооружить учащихся знаниями, умениями и навыками в трудовой деятельности, активному участию в общественной жизни.

Воспитательные задачи: продолжить работу по формированию коллективизма и взаимопомощи, дисциплинированности, смелости, настойчивости, упорства, выдержки, развития интереса к спорту, привлечения к массовым мероприятиям.

Инвентарь для 3-х групп:

-     3 волейбольных мяча;

-  3 кубика;

-  6 скакалок;

-  3 набивных мяча или (3 ложки +3 картошки)

-  20 примеров по математике + 3 авторучки;

-  3 скамейки;

-  3 обруча;

-  9 кеглей;

-  теннисные ракетки с шариками (3+3);

Домашние заготовки:

) показательные выступления (музыкальное сопровождение);

) спортивные эмблемы;

) спортивная форма;

) спортивные плакаты, лозунги, стенгазеты;

) ватман, карандаши, краски, кисточки;

) рисунки о спорте;

) группа (класс) готовит название отряда, девиз и эмблемы [11,c.203].

За 3-4 дня до открытия праздника физорги сдают в судейскую коллегию заявки на участие в соревнованиях. На основании заявок заранее оформляются протоколы соревнований. Для успешной подготовки детей к соревнованиям, назначаются шефы из числа физоргов-старшеклассников, которые проводят беседы об одежде физкультурника, о мерах предупреждения травм, разучивают с детьми подвижные игры, включенные в программу праздника, комплектуют команды; помогают учащимся организовать выпуск настенной газеты. В газете помещаются материалы о значении занятий спортом для укрепления здоровья и закаливания детей, спортивные эмблемы групп (классов). Кроме того, в группах проводится конкурс на лучший рисунок, посвященный предстоящему физкультурному празднику. Такой конкурс, значительно повышает интерес к празднику. В результате проведения конкурса, в вестибюле школы организуется выставка детских рисунков.

Завуч по воспитательной работе, совместно с учителями физической культуры, медицинским персоналом, обеспечивают общее руководство ходом мероприятий, соблюдение правил техники безопасности. Классные руководители обеспечивают организацию участия школьников своего класса.

Во время соревнований и игр врачу и организаторам необходимо вести постоянное наблюдение за состоянием здоровья учащихся, учитывать уровень физической подготовки и индивидуальные особенности физического развития школьников.

В день праздника члены оргкомитета приходят на спортивную площадку за 1-1,5 часа до открытия, проверяют подготовку мест соревнований, наличие грамот, дипломов, памятных подарков. Члены судейской коллегии проверяют разметку мест соревнований, исправность спортивного инвентаря.

План-сценарий праздника. “В здоровом теле - здоровый дух”

За полчаса до открытия праздника школьный радиоузел транслирует спортивные песни и марши. После позывных праздника звучит припев песни “Внимание! На старт!” (слова Львовского, музыка И.О. Дунаевского). Ведущий приглашает школьников строиться, в заранее установленном порядке, в колонны по 3 человека. Звучит песня “Друзья на стадионы!” (слова Рудермана, музыка Б. Терентьева). Под музыку друг за другом идут классы во главе с физоргами. Физорги несут табличку с изображением спортивной эмблемы класса. Группа (класс) становится и поворачивается лицом к месту, где располагается судейская коллегия. Физорги сдают рапорт председателю школьной комиссии и представляют на “смотр-конкурс” эмблему класса.

После приветствия ведущий представляет зрителям членов жюри и почетных гостей. Слово предоставляется ветерану физкультурного движения города (мастеру спорта), директору школы.

После подъема флага лучшими спортсменами школы ведущий объявляет о начале показательных выступлений.

Чтоб с болезнями не знаться,

К докторам не обращаться,

Чтобы сильным стать и смелым,

Быстрым, ловким и умелым,

Надо с детства закаляться

И зарядкой заниматься.

Физкультуру всем любить

И со спортом в дружбе быть.

Учитель: “Что нам дети помогает быть здоровым, смелым?”

Учащиеся: “Помогает нам всегда - Солнце, воздух и вода.”

Учитель: “Крепла чтоб мускулатура, занимайтесь …”

Учащиеся: “Физ-куль-турой!!!”
Учащиеся от каждого класса выступают с показательными выступлениями.

Показательные выступления:

А) спортивный танец;

Б) пирамида;

В) физ. зарядка;

Г) акробатические упражнения;

Д) фокусы и т.д [13,c.89].

Учитель: “Сегодня мы проведем спортивные состязания, проверим свою ловкость и сноровку. Для того, чтобы соревнования прошли успешно, необходимо соблюдать правила игр, быть дисциплинированными, “болеть” за своих товарищей.

Дети, которые участвуют в играх и выполняют упражнения (“болельщики”), тоже получают дополнительные очки команде. Итак, приступаем к соревнованиям.”

Задания командам:

Приветствие командам;

Эстафеты: (Учитель: “Надо препятствиями путь пройти и обратно быстрее в отряд свой прийти”)

Чье звено быстрее построится в колонку;

Передать мяч над головой;

Перенести кубик до скакалки

Пройти по скакалке (как по канату);

Перепрыгнуть через набивной мяч двумя ногами;

Решить пример;

Боком перепрыгнуть через скамейку двумя ногами (4 прыжка)

Прыжки через скакалку;

Надеть обруч;

Прокатить обруч;

Последнее препятствие - ложка,

А в ложке картошка,

Бежать нельзя,

Дрожать нельзя,

Дышать можно,

Только осторожно.

Обежать 3 кегли (можно использовать также теннисную ракетку и теннисный мячик).

А теперь возвращаемся, выполняя те же упражнения.

За нарушение правил - минус 1 очко;

Ответственные стоят на старте и финише, за нарушение снимают 0,5 очка.

Ребята, пришедшие:- ми получают 20 очков;- ми - 15 очков;- ми - 12 очков;

Ответственные подводят итоги эстафеты.

Задание болельщикам:

Рисунок о спорте на асфальте-1человек.- место 3 очка, II место 2 очка, III место 1 очко;

Ответственный ученик 9 класса _______________.

Прыжки через скалку 2 человека.

-м: 6 очков, 2-м: 5 очков, 3-м: 4 очка, 4-м: 3 очка, 5-м: 2 очка, 6-м: 1 очко;

Ответственный ученик 9 класса _______________.

Вращение обруча по одному человеку от класса
1-м: 3 очка, 2-м: 2 очка, 3-м: 1 очко;

Ответственный ученик 9 класса ______________

Прыжки в длину с места, от класса 3 человека. (Зачитывается общее количество);

а)________ _____ _____ III- место

б)_________ ______ _________ II- место

в)__________ _______ ___________ I- местоочка;очка;очко;

Ответственный ученик 9 класса _________________________.

Спортивно-оздоровительная реклама.

Спортивная фотография
(Нужно замереть, изобразив какой-нибудь вид спорта);

Подведение итогов участия болельщиков (6 заданий).

Учитель: - Приглашаю детвору на веселую игру.

а) “Перетягивание каната” (от класса 4 мальчика и 1 девочка)

) 5а-5б,

)5а-5в,

)5б-5в;

Ответственный ученик 9 класса ____________________.

б) “Удержи равновесие”.

На скамейке сбить мешком (с опилками или тряпками) соперника. Около скамеек для безопасности лежат маты.

в) “Втроем сквозь обруч”.

Команды, в каждой из которых по 3 игрока, строятся в колонны по одному, за общей линией старта. Перед каждой командой на расстоянии 10 метров кладется обруч. По сигналу судьи, игроки, стоящие первыми, устремляются вперед, пролезают сквозь обруч и вернувшись, берут за руки вторых игроков своих команд. Не разрывая рук, они подбегают к обручу и выполняют то же задание. Затем то же ребята выполняют втроем, держась за руки. Побеждает команда, быстрее других закончившая игру.

г) “Малая эстафета по кругу”.

(Участвуют по 5 человек от класса)

Ответственный ученик 9 класса ________________________.

Участники строятся с одинаковым количеством игроков в колонны по 1-му и располагаются, как спицы в колесе, лицом к центру. Игроки, стоящими крайними от центра круга, держат в правой руке по эстафетной палочке (кегле).

Подведение итогов за участие в играх.

Описание игры:

По сигналу учителя, игроки с эстафетными палочками (кеглями) бегут в правую (левую) сторону по окружности построения и, возвращаясь к своей команде с другой стороны, передают эстафету очередному игроку в правую руку, сами же становятся во главе колонны. Очередные игроки, получившие эстафету, повторяют пробежку таким же образом, как и первые. Когда от последнего игрока по порядку, эстафета будет передана вновь первому, команда заканчивает пробежку. I номер, приняв эстафету поднимает ее к верху и говорит: “Есть!”. Команда раньше других закончившая перебежки, выигрывает.м: 3 очка; II-м: 2 очка; III-м: 1 очко;

Правила:

) После того, как выбежит очередной игрок, вся колонна делает шаг назад, уступая место у центра круга подбегающему.
2) Во время бега по кругу нельзя касаться крайних игроков, толкать бегущих товарищей, пробегать между шеренгами, сокращать путь (смотреть Приложение рис.1)

д) Пионербол - по олимпийской системе (по 6 девочек+1 запасной от группы)

Ответственный ученик 9 класса ______________________.

е) Игра в мини футбол (мальчики).(1 вратарь+5 в поле) по 10 минут
Ответственный ученик 9 класса _________________.

Подведение итогов: вручение грамот и переходного кубка победителям.

Учитель:

“На этом наш спортивный досуг заканчивается. Все хорошо выполнили задания, победили сильнейшие. Это не последние старты, поэтому занимайтесь дома зарядкой, закаляйтесь, стремитесь к спортивным высотам, будьте здоровы”.

Движение-это жизнь и здоровье!!!

Чтоб расти и закаляться,

Надо спортом заниматься,

Закаляйтесь детвора,

В добрый путь

Физкульт- все УРА!!!


Заключение

Проблема здоровья нации стала сегодня самым серьёзным вызовом системе управления государством. Как решить эту проблему? На мой взгляд, есть способ: “Здоровый ребёнок - здоровая нация”.

В фокусе этих взаимоотношений - ребёнок. Ведь именно взаимоотношения учителя с детьми значительно влияют на результаты обучения и воспитания. В. А. Сухомлинский писал: “Корень всех трудностей и неудач на уроках в подавляющем большинстве случаев кроется в забвении учителем того, что урок - это совместный труд детей и педагога, что успех этого труда определяется в первую очередь теми взаимоотношениями, которые складываются между преподавателем и учащимися”. Научиться любить детей нельзя ни в каком учебном заведении, ни по каким книгам, эта способность развивается в процессе участия учителя в общественной жизни, его взаимоотношений с другими людьми, в том числе и с учащимися. Знание можно приобрести, любовь же - внутренняя потребность человека отдавать себя людям, детям, делиться с ними всем хорошим, что у тебя есть, думать и заботиться о них. Здесь глубокая моральная основа моей профессии: иметь способность любви к детям, и эта способность не появляется на пустом месте, она вытекает из чувства милосердия к окружающим людям, доброты и участия к ним

Важной задачей физического воспитания в школе является формирование у школьников потребности в личном физическом и нравственном совершенствовании. Поэтому вторая ступень-мотивация- сознательное стремление к нравственному и физическому совершенству.

Для улучшения здоровья детей требуется улучшение всего процесса физического воспитания. И для того, чтобы решить эти задачи, необходимо увлечь ребёнка. Не секрет, что любая деятельность даёт более весомый и эффективный результат, если у человека имеются сильные, яркие, глубокие мотивы, вызывающие желание действовать активно, с полной отдачей сил, преодолевать неизбежные затруднения, неблагоприятные условия и другие обстоятельства.

 


Приложение 1

“Схема игры”

Содержание

Введение

. Воспитание у младших школьников культуры здорового образа жизни

1.1 Воспитательный потенциал пространства физической культуры и спорта в школе

1.2 Здоровьесберегающая организация учебного процесса

. Описание дневника здоровья для младших школьников

. Сценарий праздника “В здоровом теле - здоровый дух”

Заключение

Список использованных источников

Приложение 1


Введение

 

Здоровье человека - проблема достаточно актуальная для всех времен и народов, а в настоящее время она становиться первостепенной.

Всемирная организация здравоохранения определила здоровье как состояние «полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».

Как и в воспитании нравственности и патриотизма, так и в воспитании уважительного отношения к здоровью необходимо начинать с раннего детства. По мнению специалистов-медиков, 75% всех болезней человека заложено в детские годы. Почему это происходит? Видимо, все дело в том, что взрослые ошибочно считают: для ребенка самое важное - это хорошо учиться. А можно ли хорошо учиться, если у тебя болит голова, если твой организм ослаблен болезнью и леностью?

Деятельность педагогов и медицинского персонала в направлении укрепления здоровья учащихся следует считать оздоровительно-образовательной работой, которая является комплексом оздоровительных мер гигиенической, лечебно-профилактической, физкультурной, психолого-педагогической, природно-оздоровительной, художественно-эстетической направленности в сочетании с образованием детей по вопросам укрепления и сохранения здоровья. Вопросам, позволяющим понять значимость оздоровительных мероприятий, особенности их использования в личном оздоровлении и формировании осознанного отношения к своему здоровью.

Школа - это не только учреждение, куда на протяжении многих лет ребёнок ходит учиться. Это ещё и особый мир детства, в котором ребёнок проживает значительную часть своей жизни, где он не только учится, но и радуется, принимает различные решения, выражает свои чувства, формирует своё мнение, отношение к кому-либо или чему-либо.

Объектом исследования являются воспитание у младших школьников культуры здорового образа жизни.

Предметом исследования были социально-педагогические механизмы воздействия на личность ребенка.

Цель работы является описание воспитания у младших школьников культуры здорового образа жизни.

Задачи:

- Изучить воспитательный потенциал пространства физической культуры и спорта в школе;

-  Изучить здоровьесберегающую организацию учебного процесса;

-  Описать дневник здоровья для младших школьников;

-  Составить сценарий праздника “В здоровом теле - здоровый дух”.

 


Воспитание у младших школьников культуры здорового образа жизни


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.086 с.