Основные проблемы и перспективы развития водного транспорта в РФ — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Основные проблемы и перспективы развития водного транспорта в РФ

2021-05-28 19
Основные проблемы и перспективы развития водного транспорта в РФ 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

водный транспорт торговый порт

На экономику двадцать первого века существенное влияние оказывает фактор ее глобализации, что приводит к росту Мобильности управления, повышению производительности труда и эффективности использования ресурсов при одновременном усилении взаимосвязанности и взаимозависимости государств. Этот процесс сопровождается либерализацией внешнеэкономической деятельности, которая означает ослабление или устранение препятствий на пути международного движения товаров и услуг.

Внешнеторговый оборот России составляет около половины величины ВВП в долларовом эквиваленте, что считается достаточно высоким уровень даже применительно к развитым в экономическом отношении странам (в США этот показатель составляет около 20%). Результатом этого является существенная зависимость отечественной экономики от трансформаций, происходящих на международных рынках, в том числе на международном рынке транспортных услуг.

Вовлечение России в глобализационные процессы создает и новые возможности для роста экономики страны, и опасность значительного снижения экономической безопасности страны. В этой ситуации в механизме государственного регулирования водным транспортом усиленное внимание необходимо уделять вопросам, связанным с обеспечением экономической безопасности страны.

Применительно к водному транспорту России экономическая безопасность в условиях глобализации экономики должна обеспечить такое его состояние, при котором:

осуществляется эффективное удовлетворение потребностей внешней торговли в перевозках грузов;

достигается технико-экономическая независимость торгового, которая обеспечивает экономическую самостоятельность и неуязвимость государства от внешних и внутренних угроз;

реализуется защита экономических интересов России в области водного транспорта на внутреннем и внешнем рынках.

Эффективная работа отечественных судоходных компаний определяется не только прямой финансовой поддержкой государства, но и в большей степени, созданием благоприятных экономических условий для национального судоходства.

С учетом специфики отечественной экономики на поддержку флота наиболее реально применение косвенных мер государственной поддержки морского флота. За последнее десятилетие (1992-2002 г.г.) государством были приняты многие законодательные акты в области водного транспорта. Наиболее значимыми из них являются:

Указ Президента Российской Федерации от 03 декабря 1992 г. № 1513 «О мерах по возрождению торгового флота России».

Федеральная целевая программа «Программа возрождения торгового флота России». Утверждена Постановлением Правительства РФ от 08 октября 1993 г. № 996 «О реализации первоочередных мер по возрождению торгового флота России».

Указ Президента Российской Федерации от 17 января 1997 г. № 11 «О федеральной целевой программе «Мировой океан».

Федеральная целевая программа «Мировой океан» подпрограмма «Транспортные коммуникации России в Мировом океане». Утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 августа 1998 г. № 919.

Указ Президента Российской Федерации от 06 июня 1997 г № 554 «Об обеспечении транзита грузов через прибрежные территории Финского залива.

Постановление Правительства Российской Федерации от 16 октября 1997 г. № 1325 «О проектировании, строительстве и эксплуатации Балтийской трубопроводной системы».

Концепция государственной транспортной политики Российской Федерации. Одобрена Правительством Российской Федерации от 08 сентября 1997 г. №1143.

Федеральный закон «О присоединении Российской Федерации к Международной конвенции о морских залогах и ипотеках 1993 года от 17 декабря 1998 года № 184-ФЗ.

Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации. Утвержден Президентом Российской Федерации 30 апреля 1999 г. № 81-ФЗ.

Решение Совета Безопасности Российской Федерации от 23 ноября 1999 г. «Об определении общей стратегии и неотложных мерах по сохранению и развитию морского флота и кораблестроения Российской Федерации».

Постановление Правительства Российской Федерации от 14 января 2000 г. № ВП-П7-МК-0030с «Об определении общей стратегии и неотложных мерах по сохранению и развитию морского флота и кораблестроения Российской Федерации».

Указ Президента Российской Федерации от 04 марта 2000 г. № 471 «О совершенствовании морской деятельности в Российской Федерации».

Постановление Правительства Российской Федерации от 14 июня 2000 г. № 452-33 «О мерах по совершенствованию морской деятельности Российской Федерации».

Концепция судоходной политики Российской Федерации». Одобрена на заседании Правительства Российской Федерации протокой от 22 июня 2000 г № 20 пункт II.

Указ Президента Российской Федерации от 28 октября 2000 г. № 1811c «О внесении изменения и дополнения в Указ Президента Российской Федерации от 04 марта 2000 г. № 471с «О совершенствовании морской деятельности Российской Федерации».

«Морская доктрина Российской Федерации на период до 2020 гота» Утверждена Президентом Российской Федерации 27 июля 2001 г № Пр-1387.

Федеральная целевая программа «Модернизация транспортной системы России». Утверждена Правительством Российской Федерации 05 декабря 2001 г.

Постановление Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2002 г. № 705 «О совершенствовании системы государственного управления морскими торговыми и специализированными портами».

Весь период современного развития водного транспорта по экономическим условиям условно можно разделить на два этапа: 1992-1998 гг. и 1999-2002 гг.

На первом этапе (1992-1998 г.г.) был разработана и утверждена Федеральная целевая программа «Возрождение торгового флота России». Установленный срок действия программы охватывал период с 1993 г. по 2000 г. В связи с тем, что в указанный период в российской экономике происходили кризисные процессы, выразившиеся, в частности, в сокращении производства, падении объемов перевозок грузов, снижении инвестиционной активности - Программу в полном объеме выполнить не удалось. Одной из причин сложившейся ситуации можно назвать невыполнение финансовых обязательств со стороны государства. Поэтому ряд программных мероприятий пришлось перенести на более поздний срок.

Начиная с 1999 года проблемы состояния и развития торгового флота России совместно с военно-морским флотом, стали ежегодно рассматриваться на государственном уровне.

Президентом Российской Федерации утверждена «Морская доктрина Российской Федерации на период до 2020 года», Правительством РФ одобрена «Концепция судоходной политики Российской Федерации», принят Указ Президента Российской Федерации и Постановления Правительства Российской Федерации «О совершенствовании морской деятельности Российской Федерации» и др.

Принятые документы имеют важное политическое и экономическое значение для развития водного транспорта. Тем не менее, эти документы носят концептуальный характер, в них поставлены цели и намечены задачи для реализации перспективных планов. Поэтому для создания благоприятных экономических условий Правительством Российской Федерации по представлению Минтранса России был принят ряд конкретных мер.

Минтранс России совместно с Союзом российских судовладельцев еще в 2000 году подготовили серьезные предложения по повышению конкурентоспособности отечественного торгового флота на международном рынке морских перевозок. Эти предложения были одобрены Экспертным Советом при Правительстве и переданы в Правительство Российской Федерации.

За прошедший период часть этих предложений была реализована. В 2001-2002 гг. принято несколько Постановлений Правительства РФ. Кроме того, во второй части Налогового Кодекса РФ предусмотрено освобождение от НДС работ по обслуживанию морских судов и судов внутреннего плавания.

Анализ принятых решений позволяет отметить, что Правительство Российской Федерации сделало первый шаг по созданию благоприятных экономических условий для деятельности судоходных компаний России, но перечень и темпы принятия решений явно недостаточны.

К настоящему времени не нашли своего решения следующие вопросы.

Обеспечение доступа российских судовладельцев к стратегическим грузам внешней торговли России, т.е. требуется установить квотирование определенных видов грузов, в том числе в рамках соглашений о разделе продукции.

Обеспечение возмещения НДС морским перевозчикам при экспортно-импортных перевозках.

Освобождение от уплаты НДС с судов, построенных на российских верфях или за рубежом при условии регистрации их под флагом России.

Принятие Федерального закона «О Российском международном реестре судов».

Принятие Федерального закона «О государственной поддержке судостроительной промышленности Российской Федерации».


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Итак, оценивая состояние и развитие отечественного водного транспорта можно отметить следующие основные тенденции:

устойчивое снижение объемов перевозок в течение длительного периода (до 1999-2000 гг.), обусловленное общеэкономическим спадом в стране и снижением платежеспособного спроса на транспортные услуги;

низкое участие российских судоходных компаний в перевозках внешнеторговых грузов России;

отставание эксплуатационно-технического уровня транспортной техники, сервиса, организации перевозок от мирового уровня;

постоянный рост тарифов на каботажные перевозки, которые, тем не менее, не компенсируют растущие эксплуатационные затраты;

крайне высокая степень физического и морального износа основных фондов;

ухудшение состояния внутренних водных путей;

низкий уровень информатизации транспортных процессов;

значительное снижение инвестиционных возможностей предприятий транспорта;

несовершенство и несоответствие правовой и нормативной базы, стандартов и критериев безопасности, принципов страхования, используемых на мировом транспортном рынке.

Вместе с тем в развитии водного транспорта России наблюдаются и позитивные тенденции:

в результате процессов приватизации и демонополизации транспортного комплекса, либерализации тарифной политики принципиально сформирован рынок транспортных услуг;

наметилась тенденция роста перевозок грузов и пассажиров;

осуществлен переход от административного управления к регулированию деятельности хозяйствующих объектов на основе лицензирования, тарифной, налоговой, таможенной и бюджетной политики;

повышается активность российских перевозчиков па мировом рынке транспортных услуг.

В связи с этим основной задачей современного периода в области водного транспорта является закрепление достигнутых позитивных позиций в его развитии и эффективное завершение структурной перестройки транспортного комплекса на базе современных рыночных механизмов.


 


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.