Особенности цветовосприятия и цветоощущения. Физиологическое, оптическое и эмоциональное воздействие цвета — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Особенности цветовосприятия и цветоощущения. Физиологическое, оптическое и эмоциональное воздействие цвета

2021-05-28 22
Особенности цветовосприятия и цветоощущения. Физиологическое, оптическое и эмоциональное воздействие цвета 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Физиологическое, оптическое и эмоциональное воздействие цвета

Человеком, который никогда не задумывается над вопросом оптики, цвет воспринимается как неотъемлемое свойство предмета. На самом деле понятие цвета значительно шире. Еще в 1756 году М.В.Ломоносов предложил так называемою теорию трехкомпонентного зрения, утверждающую, что в глазу есть нервные клетки, одни из которых вызывают ощущение красного, другие – зеленого, третьи – синего цвета. Этим воздействием и объясняется оптические иллюзии, или явления, вызываемые цветом и изменяющие внешний вид предметов. С точки зрения оптики все цвета можно условно разделить на две группы: красные и синие, так как цвета по своим оптическим свойствам в основном будут тяготеть к одной из этих групп. Исключение составляет только зеленый цвет.

Светлые цвета, например белый или желтый, создают так называемый эффект иррадиации, то есть они как бы распространяются на расположенные рядом с ними более темные цвета и зрительно уменьшают окрашенные в эти цвета поверхности. Так, если через щель дощатой стены проникает луч света, щель кажется шире, чем она на самом деле, а когда солнце светит сквозь ветви деревьев, ветви кажутся более тонкими. Желтый цвет зрительно как бы приподнимает поверхности. Полоски, окрашенные в темно-синий, фиолетовый или черный цвет, наоборот, зрительно уменьшаются и «опускаются вниз».

Также нужно отметить центробежное движение желтого цвета, и центростремительное – синего. Проведем простой опыт. Если сделать два круга равной величины и заполнить один желтым, а другой синим цветом, то уже после короткой концентрации на них становится заметным, что желтое лучеиспускает, приобретает движение из центра и почти осязаемо приближается к человеку. Синее же развивает центростремительное движение и как бы удаляет от нас. Первый круг «колет» глаз, во втором глаз «утопает».[11;13]

Дошкольники обычно в своих живописных работах не обращают внимания на освещение. Солнце практически всегда присутствует в их работах. Дети изображают его кружком, пятном, треугольником в углу. Оно может иметь лучи, сияние, но в то же время не освещает. Поэтому теней в рисунке тоже нет. Деревья, дома, люди, расположенные против солнца, имеют такую же яркость, как и освещенные. Выбор фона работы может говорить о принадлежности времени суток – в зависимости от того, выбирает ребенок желтую бумагу или черную. Но, даже выбрав желтый фон, ребенок нарисует на нем солнечный круг с лучами: «Чтобы было понятней». Внизу полоска зеленого цвета – трава. Вверху – синяя полоска неба. Посередине – пространство воздуха, где растет лес, летают птицы. А на черном фоне могут появиться нарисованные черной или темно-синей краской тучи и желтый круг луны.

Педагог должен обращать внимание ребенка на цветовые нюансы тени и света. При этом для наглядности можно использовать репродукции пейзажей и фотографии. На занятии педагогу вместе с детьми следует рассмотреть, к примеру, как тень ложится на деревья, а свет луны освещает стволы и ветки.

Наука о цвете

  Цветоведение - наука о цвете, включающая знания о природе цвета, основных, составных и дополнительных цветах, основных характеристиках цвета, цветовых контрастах, смешении цветов, колорите, цветовой гармонии, цветовом языке, цветовой гармонии и цветовой культуре.

В настоящий момент можно выделить три относительно самостоятельных подхода к определению понятия «Цвет». Это механистический подход И.Ньютона феноменологический подход Э.Геринга и эстетико-феноменологический подход Гёте. Промежуточное положение между двумя последними занимает точка зрения ряда психологов, изучающих воздействия Цвета на человека. Современные учены, вероятно, раскрывая последнее значение, говорят, что цветхарактерная функция восприятия, передающая выразительность и позволяющая приобрести определенные знания об объекте.

Данное исследование интересует только подход к цвету с точки зрения художника.

Цвет - одно из свойств объектов материального мира, воспринимаемое как осознанное зрительное ощущение. Тот или иной цвет «присваивается» человеком объектам в процессе их зрительного восприятия. Восприятие цвета может частично меняться в зависимости от психофизиологического состояния наблюдателя, например, усиливаться в опасных ситуациях, уменьшаться при усталости.

Цвет служит средством общения, самовыражения. Наука Цветоведение состоит из нескольких разделов. Одни из них близко соприкасаются с областью физики, в других исследуются наши зрительные восприятия, в третьих разрабатывается классификация цветов, и устанавливаются законы цветовой гармонии.

Художников интересуют преимущественно те разделы, знакомство с которыми помогает наблюдать и изображать явления действительности. Здесь же даются лишь самые краткие сведения, необходимые для начинающего художника.

Главным условием для зрительного восприятия является свет. В темноте мир для наших глаз непознаваем. Свет солнца принято считать белым. В действительности он имеет сложный состав цветов, который обнаруживается, если луч света пропустить через стеклянную призму. Полученный таким образом спектр содержит в себе ряд цветов, постепенно переходящих один в другой.

В зависимости от специального оборудования можно получить спектр больших или меньших размеров, но последовательность цветов и их переходы всегда одни и те же. На одном конце спектра находятся фиолетовые, а на другом — красные цвета.

Цвета радуги — это есть спектр, который мы наблюдаем в естественных природных условиях (преломление и отражение солнечных лучей в дождевых каплях, рассеянных в воздухе).

Группу красных, оранжевых, желтых и желто-зеленых цветов принято называть теплыми (по сходству с цветом солнца, огня и т. п.), а голубовато-зеленые, голубые, синие и фиолетовые цвета — холодными (по сходству с лунным сиянием, льдом и т. д.).

Это деление условно. Всякий цвет может иметь разные оттенки и в сочетании с другими казаться теплее или холоднее. Например, красный цвет с легкой примесью синевы будет холоднее оранжево-красного; чем больше в зеленом примеси золотисто-желтого, тем теплее его оттенок; лимонно-желтый холоднее золотисто-желтого и т. д. Понятие тепло-холодных соотношений цвета обогащает наши наблюдения натуры и возможности языка живописи.

В спектре нет белых и серых цветов. Белые и серые цвета составляют особую группу. К ним можно еще добавить черные (которых также нет в спектре). Белые, серые и черные цвета называются ахроматическими, а все остальные — хроматическими. Степень отличия хроматического цвета от ахроматического той же светлоты определяется в цветоведении термином насыщенность цвета. Художники словами «насыщенность цвета» обозначают обычно его звучность, глубину.

Светлота (или светосила) также является свойством цвета. К светлым цветам можно отнести желтый, розовый, голубой, светло-зеленый и т. п., к темным — синий, фиолетовый, темно-красный и т. д. Каждый цвет, конечно, может быть светлее или темнее. Интенсивность цвета зависит как от насыщенности, так и от светлоты (часто художники, не совсем точно, терминами интенсивный и насыщенный цвет пользуются как однозначными).

Видимый цвет зависит от характера освещения. Искусственный электрический свет гораздо желтее естественного, поэтому лучше заниматься живописью при естественном освещении. Если работать при электрическом освещении, то надо учесть, что красные, оранжевые и желтые цвета светлеют, а синие, голубые и фиолетовые темнеют; красные цвета выглядят насыщеннее, светло-желтые становятся трудно отличимыми от белых, голубые иногда мало отличаются от голубовато-зеленых, темно-синие — от черных.

Одним из факторов, влияющих на видимый цвет, является пространство. Воздух сам по себе прозрачен, но в нем содержатся мельчайшие частицы пыли, водяных паров, бактерии. Иначе говоря, он представляет собой так называемую мутную среду. Особенность этой среды состоит в том, что красные, оранжевые, желтые лучи проходят сквозь нее свободно, а синие и фиолетовые — отражаются, рассеиваясь во все стороны. Благодаря этому при большом удалении предметов цвет становится холоднее. Кроме того, изменяется и светлота — темные цвета вдали выглядят светлее, а светлые, наоборот, темнее.

Благодаря тому, что холодные цвета связываются с представлением о дали (а также в связи с некоторыми анатомическими особенностями нашего глаза), существует следующее цветовое явление: если смотреть на поверхность (холста или бумаги), покрытую пятнами теплого и холодного цвета, то кажется, что теплые по цвету пятна ближе, чем холодные. Теплые и светлые цвета во многих случаях воспринимаются ближе своего фактического местоположения, то есть выступают, а холодные и темные — как бы отступают. В живописи свойства выступающих и отступающих цветовых тонов имеют большое значение. Однако всеми общими правилами изменения цвета нельзя пользоваться механически. Видение художника обусловлено бесконечно разнообразными условиями наблюдения натуры, индивидуальным восприятием и творческим замыслом.

Основные понятия в науки «Цветоведение».

Основными цветами могут считаться четыре цвета – красный, желтый, синий так, как они лежать в основе всех остальных цветов.

Смешанные цвета – это те цвета, которые получают путем смешивания основных цветов.

Ахроматические цвета – (неокрашенные) это белый, черный и серый.

Хроматические цвета - (окрашенные) это все цвета, кроме белого, черного и серого.

Теплые и холодные цвета – это деление цветов «по температуре» связанно с эмоционально-психическими особенностями восприятия человеком того или иного цвета. Теплой считается красно-желтая гамма, холодной – сине-голубая.

Для характеристики каждого цвета применяют три объективных показателя, которые входят в международные стандарты на цвет: цветовой тон, насыщенность, светлота.

Цветовой тон – это качество цвета, которое определено его названием.

Насыщенность – степень выраженности определенного цвета.

Светлота – относительная яркость цвета по отношению к образцу, которая может быть выражена в количестве белой или черной краски, добавленной в основную.

Контрастные цвета – противоположные по качеству цвета.

Колорит – (от латинского color - цвет) это взаимосвязь цветовых элементов, создающих определенную цельность произведения и отвечающих его художественным задачам. При контрастном цветовом сочетании каждый цвет сохраняет свои особенности, и они не поглощают друг друга (желто-красное, красно-синее). При нейтральном сочетании цвета «растворяются» друг в друге, и их трудно различить (зелено-желтые, сине-зеленые). Гармоничные цветовые сочетания составляют цвета, которые взаимно дополняют друг друга (красно-зеленое, желто-фиолетовое).

Палитра – 1) небольшая дощечка, на которой художник смешивает краски во время работы; 2) перечень красок, которыми пользуется художник в своей творческой работе.

Для педагога, работающего с дошкольниками, в первую очередь важны эстетические законы восприятия цвета, характеристики самих цветов и их оттенков. Взаимоотношение цветов друг с другом, ведь удачно найденное цветовое сочетание может сделать детскую работу красивой и выразительной. На занятиях педагог вместе с детьми, как начинающий художник, открывает секреты цвета.


Организация исследования

 

В результате изучения, анализа и систематизации психологической и педагогической и методической литературы по ознакомлению старших дошкольников с цветом были выделены следующие аспекты:

- восприятие детьми цвета начинается в младенческом возрасте, дети знакомятся с окружающим миром и цветовыми эталонами, это знакомство происходит при участии взрослого.

- При изучении восприятия детей-дошкольников удалось установить, что цвет предмета является для ребенка опознавательным признаком лишь тогда, когда другой, обычно сильный признак (форма), почему-либо не получил сигнального значения (например, при составлении коврика для цветной мозаики).

 - Цвет - одно из свойств объектов материального мира, воспринимаемое как осознанное зрительное ощущение. Тот или иной цвет «присваивается» человеком объектам в процессе их зрительного восприятия. Восприятие цвета может частично меняться в зависимости от психофизиологического состояния наблюдателя, например, усиливаться в опасных ситуациях, уменьшаться при усталости

- знакомить с цветом можно и по традиционной программе, которая предполагает, что в три года дети должны знать четыре цвета, в четыре года — цветов, в пять лет — цветов, в шесть — одиннадцать –двенадцать цветов. А можно и по нетрадиционной методике знакомить сразу с двенадцатью цветами на любом возрастном этапе, начиная с трехлетнего возраста, и словами обозначающими их.

- дети не умеют пользоваться цветом как средством выразительности, только после специального обучения они используют цвет в своих работах.

- необходимо целенаправленно учить детей различать и называть цвета и их оттенки.

Таким образом, целью данного исследования является выявление влияния знаний детей о цвете на уровень их изобразительных умений.

Задачи исследования:

1. Выявить уровень знаний детей 5-6 лет о цвете.

2. Выявить уровень изобразительных умений детей 5-6 лет.

3. Выявить влияния уровня знаний о цвете на уровень изобразительных умений детей старшего дошкольного возраста.

В соответствии с целью и задачами исследования была разработана программа исследования, состоящая из следующих этапов:

1 Этап: Изучить знания старших дошкольников о цвете на начальном и конечном этапе.

2 Этап: Изучить изобразительные умения и навыки детей 5-6 лет на начальном и конечном этапе

3 Этап: Сопоставить результаты образовательной работы с детьми по ознакомлению с цветом и уровень изобразительных умений и навыков.

Состав испытуемых: в исследовании участвовало одна группа детей в количестве 10 человек: пять девочек и пять мальчиков.

Характеристика испытуемых: все дети одного года рождения (2002г.), имеющие примерно одинаковую базу знаний, являются вторыми детьми в семье, без хронических заболеваний, пять девочек и пять мальчиков.

Методы исследования

 

Исследование уровня знаний детей о цвете предполагает проведение индивидуальных бесед и анкетирование, в ходе которых педагог фиксирует данные на карте ребенка. Анкета по выявлению уровня знаний о цвете состоит из следующих вопросов:

1. Какие цвета ты знаешь? Покажи на карточках и назови их?

2. Что в природе бывает фиолетового цвета? (спросить о 5 цветах)

3. Сколько цветов у радуги? В каком порядке они стоят?

4. Если бы та рисовал(а) весну, то какие цвета и оттенки ты бы использовал(а)? (спросить о зиме, осени, лете)

5. Найди и назови среди цветовых карточек теплые и холодные цвета? Почему их так назвали?

6. Какие два цвета нужно смешать, чтобы получить оранжевый цвет? (розовый, фиолетовый, зеленый)

7. Подбери колорит к платью для девочки?

8. Какими цветами ты нарисовал(а) бы дом доброй волшебницы и дом злой ведьмы?

Эти вопросы были составлены по программе Н.В.Дубровской «Игры с цветом», они отражают задачи работы по ознакомлению детей с цветом и объем знаний детей о цвете.

Высокий балл ставится тогда, когда ребенок полностью дал исчерпывающий ответ на вопрос и удачно выполнил задание.

Средний балл ставится тогда, когда ребенок ответил на вопрос неточно, справился с большей частью задания.

Низкий балл ставится тогда, когда ребенок не смог ответить на вопросы и не справился с заданием.

Были установлены критерии оценки. В старшем дошкольном возрасте ребенок должен знать 7 цветов радуги и их последовательность, называть оттенки цветов (темно-синий, светло-розовый), уметь смешивать цвета и называть получившийся цвет, различать теплые и холодные цвета, уметь сочетать цвета в композиции, иметь представление о контрасте.

Изучение изобразительных умений предполагает проведения занятия-развлечения по рисованию. В ходе занятия детям предлагается отгадать загадки и нарисовать отгадки. На каждый рисунок отгадку детям дается 7-10 минут, материал для работы выбирают сами дети, это могут быть цветные карандаши, восковые мелки, масленые мелки, акварельные и гуашевые краски. Всего 5 загадок:

1. Старый дед, ему сто лет, мост намостил во всю реку, а пришла молода – весь мост размела. (Мороз и весна)

2. Золотое коромысло над рекой повисло. (Радуга)

3. Летом - зеленый, осенью – золоченый, зимой стоит голый, а весной – новый. (Лес)

4. Быстрый маленький зверек по деревьям скок да скок. (Белка)

5. Сам алый, сахарный кафтан зеленый, бархатный. (Арбуз)

 По длительности занятие 40-45 минут. Оценивается по следующим критериям:

- достоверность изображения предмета, все части пропорциональны и находятся на своих местах;

- достоверность изображения цвета предмета;

- использование оттенков цвета или смешанных цветов в работе.

Высокий балл ставится тогда, когда ребенок достоверно изображает предметы и их цвет, использует в работе разные оттенки цвета или смешивает цвета.

Средний балл ставится тогда, когда ребенок достоверно изображает предмет, но не передает натуральный цвет предмета, не умеет смешивать цвета и получать оттенки цвета.

Низкий балл ставится тогда, когда ребенок с трудом изображает предмет и не передает натуральный цвет предмета, не умеет смешивать цвета и получать оттенки.

 

Таблица 1. Исследование первоначальных знаний о цвете у детей 5-6 лет

фамилия имя ребенка Основные цвета и оттенки Знания основных понятий Цветоведения Знания о  Смешивании цветов Знания о композиции Уровень знаний  о цвете
1 Ашрафова Эльвира С С С Н С
2 Иванова Настя С С Н Н С/Н
3 Сафиуллина Регина Н Н Н Н Н
4 Пыркова Софья Н Н Н Н Н
5 Трофимова Зарина Н Н Н Н Н
6 Юлдашев Рамиль С С Н Н С\Н
7 Пеньков Никита С С С Н С
8 Садыков Данил С С С Н С
9 Уразаев Данил С Н Н Н Н
10 Апаев Игорь Н Н Н Н Н

ИТОГО по группе

 С  С/Н  Н  Н  С

В – высокий балл, С – средний балл, Н – низкий балл.

Результаты знаний детей о цвете после проведенной целенаправленной образовательной работы были зафиксированы в таблице 2.

Таким образом, после проведенной образовательной работы результаты знаний о цвете улучшились. Дети, которые не пропускали ни одного занятия, имеют высокие результаты. 10% детей (1 ребенок) имеет высокий уровень знаний, 70% повысили свои знания до среднего уровня (7 детей), с низким уровнем остался 1 ребенок, что составляет 10% от всей группы детей. Остальные 10% (1 ребенок) имеют пограничные результаты уровень между средним и высоким. Уразаев Данил остался на низком уровне в связи с тем, что пропустил цикл занятий из-за болезни.

 

Таблица 2. Исследование уровня знаний о цвете у детей 5-6 лет после проведенной образовательной работы

фамилия имя ребенка Основные цвета и оттенки Знания основных понятий Цветоведения Знания о  Смешивании  цветов Знания о композиции Уровень знаний  о цвете
1 Ашрафова Эльвира В В В С В
2 Иванова Настя В С С С С
3 Сафиуллина Регина В С С С С
4 Пыркова Софья С В В С В\С
5 Трофимова Зарина С С С С С
6 Юлдашев Рамиль С С С С С
7 Пеньков Никита В С С С С
8 Садыков Данил С В С С С
9 Уразаев Данил С Н Н Н Н
10 Апаев Игорь С С С С С

ИТОГО по группе

 С  С  С  С  С

 

В – высокий балл, С – средний балл, Н – низкий балл.

По результатам двух таблиц 1 и 2 можно сделать выводы об эффективности проведенной работы по ознакомлению детей с цветом. На первом этапе изучения знаний о цвете уровень составил 30% (за сто процентов было взято 10 детей с высоким показателем, в числовом коэффициенте -20, то есть 1 оценка В – 2 балла, 1 оценка С – 1 балл, 1 оценка Н – 0 баллов). После проведенной работы уровень составил 50%, что на 20% выше первоначального.

Таблица 3. Исследование уровня изобразительных умений у старших дошкольников

фамилия имя ребенка Точность передачи формы Точность передачи пропорций Точность передачи цвета Использование средств выразительности (цвет и форма) Композиционное посторенние Уровень изобразительных умений
1 Ашрафова Эльвира С Н С Н Н Н
2 Иванова Настя С С С Н С С
3 Сафиуллина Регина С Н С Н Н Н
4 Пыркова Софья С Н С Н Н Н
5 Трофимова Зарина С Н Н Н С Н
6 Юлдашев Рамиль С Н Н С С С
7 Пеньков Никита С Н С С Н С
8 Садыков Данил С С С С Н С
9 Уразаев Данил С Н Н Н Н Н
10 Апаев Игорь Н Н Н Н Н Н

ИТОГО по группе

 С  Н  С  Н  Н  Н

 

В – высокий балл, С – средний балл, Н – низкий балл.

Дети, имеющие высокий показатель изобразительных умений, отсутствуют, имеющие средний уровень (4 ребенка) – составляют 40%, детей с низким уровнем 6 детей, они составляют 60% от всей группы детей. Уразаев Данил и Апаев Игорь показали самый низкий уровень изобразительных так, как мальчики не правильно держат кисть или карандаш в руке, нет точных знаний об окружающих предметов (недостаток в рассматривании предметов, их частей). Не велась индивидуальная работа педагога по обучению детей рассматриванию предметов, описанию характерных признаков и не проводиться работа по постановки руки к письму.

Результаты изобразительных умений детей после проведенной целенаправленной образовательной работы по ознакомлению с цветом были зафиксированы в таблице 4.

Таким образом, можно судить об эффективности проведенной работы по ознакомлению детей с цветом. Судя по результатам таблицы 4 10% детей (1 ребенок) повысил свои изобразительные умения до высокого уровня, 80% детей (8 человек) имеют средний уровень, а 1ребенок (10% детей) остался на низком уровне, из-за пропущенных занятий по ознакомлению с цветом.

 В результате исследования было установлено и подтверждено утверждение о том, что после проведенной работы по ознакомлению детей с цветом уровень изобразительных умений повышается. По результатам таблиц 3 и 4 первоначальный уровень изобразительных умений составляет - 20%, а после проведенной работы – 50%. Таким образом, разница составляет 30%, таким образом можно судить о росте изобразительной грамоты детей.

Данные процентные соотношения были установлены, исходя из следующий формулы: высокий уровень взят как 2 балла, средний уровень взят как 1 балл, низкий уровень – 0. За 100% - это 10 детей с высоким уровнем, то есть в числовом коэффициенте 20.

Таблица 4 Исследование уровня изобразительных умений у старших дошкольников после проведения образовательной работы по ознакомлению с цветом

фамилия имя ребенка Точность передачи формы Точность передачи пропорций Точность передачи цвета Использование средств выразительности (цвет и форма) Композиционное посторенние Уровень изобразительных умений
1 Ашрафова Эльвира В С В В С В
2 Иванова Настя С С В С В С
3 Сафиуллина Регина С С В С С С
4 Пыркова Софья С С В С С С
5 Трофимова Зарина С Н С С С С
6 Юлдашев Рамиль С Н С С С С
7 Пеньков Никита С Н С С Н С
8 Садыков Данил С С В В С С
9 Уразаев Данил С Н Н Н Н Н
10 Апаев Игорь Н С С С Н С

ИТОГО по группе

 С  С  С  С  С  С

 

В – высокий балл, С – средний балл, Н – низкий балл.

 

Таблица 5

Констатирующий эксперимент

Контрольный эксперимент

№ фамилия имя ребенка Результаты таблицы 1 Результаты таблицы 3 Результаты таблицы 2 Результаты таблицы 4   1 Ашрафова Эльвира С Н В В   2 Иванова Настя С/Н С С С   3 Сафиуллина Регина Н Н С С   4 Пыркова Софья Н Н В\С С   5 Трофимова Зарина Н Н С С   6 Юлдашев Рамиль С\Н С С С   7 Пеньков Никита С С С С   8 Садыков Данил С С С С   9 Уразаев Данил Н Н Н Н   10 Апаев Игорь Н Н С С  

ИТОГО по группе

 Н  Н  С  С  

 

Ашрафова Эльвира на начало эксперимента имела низкий уровень изобразительных умений и средний уровень знаний о цвете, после курса по ознакомлению с цветом, она имеет высокие показатели знаний о цвете и уровень изобразительных умений повысился до высокого. Большинство ее успехов связанно с тем, что она обладает высокой заинтересованностью ко всему, что ее окружает, а также свойственным ей любопытством.

Ивонова Настя обладает средними показателями. Девочка очень внимательна и исполнительна, но ее результаты никак не изменились после проведенной работы по ознакомлению детей с цветом.

Сафиуллина Регина имела низкие показатели развития, но входе эксперимента показатели возросли до уровня средних. Девочка очень внимательна и исполнительна, имеет некоторые навыки в опосредованном запоминании, а также она очень впечатлительна и легко запоминает новую информацию.

Пыркова Софья имела довольно низкие результаты, так как она имеет неустойчивое внимание, постоянно отвлекалась на посторонние разговоры, не слушая и не вникая в поставленную перед ней задачу. Но занятия по ознакомлению с цветом, ее заинтересовали, так, что показатели знаний выросли до высокого уровня, а за ними и показатели уровня развития изобразительных умений.

У Трофимовой Зарины повысился уровень знаний о цвете и уровень изобразительных умений. Быстро и легко реагирует на поставленную задачу, без труда воспроизводит материал.

Юлдашев Рамиль, Пеньков Никита, Садыков Данил обладают средними показателями. Их показатели не изменились, остались на первоначальном уровне. На наш взгляд, можно было повысить их уровни, если бы увеличить время проведения эксперимента.

Уразаев Данил имеет низкие показатели, так как он пропустил курс ознакомления с цветом из-за болезни.

У Апаева Игоря повысились знания о цвете и уровень изобразительных умений до среднего уровня.

 

Выводы

 

Из вышепредставленного исследования можно сделать следующие выводы. Результаты проведенного опыта доказывают предложенную в начале исследования гипотезу. Действительно, при целенаправленном ознакомлении детей с цветом на занятиях по рисованию у детей повышаются изобразительные умения. Данное исследование соответствует поставленным задачам.

Было изучены знания старших дошкольников о цвете на начальном конечном этапе,изучены изобразительные умения и навыки детей на начальном и конечном этапе, сопоставлены результаты образовательной работы с детьми по ознакомлению с цветом и уровень изобразительных умений и навыков.

Таким образом, по результатам сопоставительного анализа у большинства детей с повышением знаний о цвете повысились изобразительные умения. По результатам таблицы 5 первоначальный уровень изобразительных умений составляет - 20%, а после проведенной работы – 50%. Таким образом, разница составляет 30%, таким образом можно судить о росте изобразительной грамоты детей. На первом этапе изучения знаний о цвете уровень составил 30%, после проведенной работы уровень составил 50%, что на 20% выше первоначального.

Уровень знаний о цвете вырос на 20%, следом, уровень изобразительных умений на 30%. Что свидетельствует о подтверждении выдвинутой гипотезе.

Было выявлено, что дети, которые не знают ничего о цвете, смешивании цветов, деление цветов на теплые и холодные, сочетаемости цветов, оттенков цвета, скудно передают в рисунках красоту, характерный внешний вид изображаемого предмета. Поэтому, на наш взгляд, следует целенаправленно знакомить детей с цветом.


Заключение

 

Цвет - одно из свойств объектов материального мира, воспринимаемое как осознанное зрительное ощущение. Тот или иной цвет «присваивается» человеком объектам в процессе их зрительного восприятия. Восприятие цвета может частично меняться в зависимости от психофизиологического состояния наблюдателя, например, усиливаться в опасных ситуациях, уменьшаться при усталости. Цвет начинает восприниматься у детей с рождения, так для восприятия цвета необходим зрительный анализатор, к моменту рождения он развит. Дети знакомятся с окружающим миром и цветовыми эталонами, это знакомство происходит при участии взрослого.

Так при изучении восприятия детей-дошкольников удалось установить, что цвет предмета является для ребенка опознавательным признаком лишь тогда, когда другой, обычно сильный признак (форма), почему-либо не получил сигнального значения (например, при составлении коврика для цветной мозаики). В настоящее время существует несколько мнений о там как и когда нужно знакомить детей с цветом. По традиционной методике Т.С. Комаровой детей знакомят с семи цветами радуги так: в 3 года ребенок должен различать четыре основных цвета, в 5 лет цвета радуги. Но в данном исследовании мы опирались на мнение Н.Зайцева, он предлагает знакомить сразу с двенадцатью цветами на любом возрастном этапе, начиная с трехлетнего возраста, и словами обозначающими их.

В ходе исследования было подтверждено мнение о том, что дети не умеют пользоваться цветом как средством выразительности, только после специального обучения они используют цвет в своих работах и необходимо целенаправленно учить детей различать и называть цвета и их оттенки.

Данная работа направлена изучение влияния знаний детей о цвете на уровень изобразительных умений. В дальнейшем можно будет продолжить работу и рассмотреть другие авторские взгляды на ознакомление детей с цветом. А также предложить некоторые пути развития изобразительных умений через ознакомление с цветом детей младшего дошкольного возраста.

Данное исследование имеет практическую ценность, которая заключается в том, что собранные в ней методики могут быть использованы педагогами и родителями, а также студентами средне-специальных и высших педагогических учебный заведений для ознакомления с методиками ознакомления детей с цветом. С научной точки зрения значимость исследования заключается в систематизированном и обобщенном изложении материала о ознакомлении с цветом в дошкольном возрасте, особенностью восприятия детьми цвета, о науке цветоведения, изложены главные научные аспекты особенностей развития дошкольников.

Таким образом, в результате полученных данных определились насколько направлений в работе с детьми.

1. Ознакомление с цветами должно начинаться с рождения. Причем, знакомить нужно сразу с двенадцатью цветами.

2. Учить детей рассматривать и описывать объекты окружающего мира, это помогает ребенку воспринимать внешний вид объекта.

3. В старшем дошкольном возрасте необходимо познакомить детей с основными понятиями цветоведения, научить смешивать цвета и сочетать их.

Для целостной работы необходимо привлекать и родителей. Но для этого нужно просвещать родителей на всевозможных консультациях у педагогов в детских садах, организовывать практикумы по данной проблеме, предлагать им популярную литературу и др.

Данная работа завершена получением новых данных о способах ознакомления детей с цветом, характерных для старшего дошкольного возраста, подтверждена закономерность развития уровня изобразительных умений и уровня знаний о цвете, выявлены наиболее эффективные виды работ по ознакомлению с цветом для старших дошкольников. Работа является учебной, констатирует и подтверждает факты о влиянии уровня знаний о цвете на уровень изобразительных умений старших дошкольников.

Литература

 

1. Тюмасева З.И., Богданов Е.Н., Щербак Н.П. Словарь-справочник современного общего образования: акмеологические, валеологические, экологические тайны. – СПб.: Питер, 2004.

2.  Эльконин Д.Б. Детская психология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений/ Редактор-составитель Б.Д. Эльконин. – М.: Академия, 2004.

3.  Яньшин П. В. Введение в психосемантику цвета. Учебное пособие. - Самара: СамГПУ, 2001.

4. Богуславская З. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1991.

5.  Зайцев Н.А. Каждый охотник желает знать, где сидит фазан. Авторская методика. – СПб.: НОУДО «Методики Н.Зайцева», 20006.

6. КомароваТ.С., Размыслова А.В. Цвет в детском изобразительном творчестве. - М.: Педагогическое общество России, 2002.

7. Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». - М.: Карапуз-Дидактика, 2006.

8.  Сакулина Н.П., Поддьяков Н.Н. Сенсорное воспитание в детском саду. Методические указания. - М.: Просвещение, 199


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.146 с.