Глава 2. Психология индивидуальных различий в понимании особенностей музыкальных проявлений личности — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Глава 2. Психология индивидуальных различий в понимании особенностей музыкальных проявлений личности

2021-05-28 25
Глава 2. Психология индивидуальных различий в понимании особенностей музыкальных проявлений личности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Индивидуальность - интегральное целое, имеющее разные уровни проявления: организмический (природный) уровень, собственно психологический и социальный. Каждый может быть теоретически разделен на подуровни, но надо помнить, что эмпирия живой индивидуальности всегда есть целое, неделимое и не может быть полностью объяснена с позиции какого-либо отдельного уровня.

Поскольку каждый человек соприкасается с окружающим миром и другими людьми всей своей сложнейшей иерархически устроенной целостной индивидуальностью с бесконечным количеством свойств и особенностей, от химических до мировоззренческих, необходимо выделение тех особенностей, которые наиболее важны для общения ребенка с музыкой и музыкантами, для обучения музыке.

Организмический (природный) уровень интегральной индивидуальности музыкального сознания личности.

В обращении к научным данным о природных предпосылках индивидуально-типологических особенностей музыкантов или музыкально-одаренных детей музыкальная психология и педагогика апеллируют чаще всего к учению И.П. Павлова о специально-человеческих типах: «художниках» и «мыслителях», связывая эти типы, в первую очередь, с выраженной активностью первой или второй сигнальной систем и, следовательно, непроизвольной или произвольной (опосредованной) регуляцией деятельности. И хотя к музыкальной деятельности мы по определению отнесли бы тип «художника», а значит, и к музыкально-одаренным учащимся чаще относим ярко выраженных представителей, опирающихся в психической и музыкальной деятельности на первую сигнальную систему - непосредственно образное прочтение реальности, - не все так однозначно. Успешными или неуспешными учениками могут быть как «художники», так и «мыслители», но учителю музыки важно понимать, что познавательные стратегии их учеников могут быть различны именно в своем базисе: активности сигнальных систем и способа регуляции музыкально-познавательной деятельности.

Очевидно, что для понимания индивидуальных особенностей музыканта - от учащегося до Мастера - недостаточно применения только этого инструмента (чего и не предполагал сам И.П. Павлов). Исследованию «художественного типа» индивидуальности посвящены многие труды ученых лаборатории, основанной Б.М. Тепловым, которые изучали индивидуальные особенности учащихся-музыкантов по параметрам трех противоположных пар свойств нервной системы: сила-слабость; инертность-лабильность; активированность-инактивированность. Исследователями установлена зависимость успешности музыкального обучения от выраженности свойств силы, активированное и лабильности нервной системы (в частности, уровень развития музыкальной памяти). В то же время существуют экспериментальные данные о связи более высокой музыкальности, но оценке педагогов-экспертов, со слабостью нервной системы (данные были получены на базе Московского хорового училища им. Свешникова). Расхождения по фактору силы-слабости нервной системы, по-видимому, отражают качественно-различные проявления Музыкальной личности: так, сила как свойство нервной системы способствует успешности в публичной музыкальной деятельности, сдаче экзаменов по музыкальным дисциплинам, в то время как во внеэкзаменационной обстановке, в творческой работе по интерпретации произведений преимущество на стороне слабой нервной системы.

Тепловым и Небылицыным было доказано, что «слабая нервная система, уступая сильной в пределах работоспособности, имеет перед ней преимущество в том, что обладает более низкими сенсорными порогами», значит, обладает большей чувствительностью. Голубевой отмечается также, что «то обстоятельство, что почти все (за исключением ритмической составляющей) параметры музыкальности обнаружили связь с чувствительностью нервной системы, дает основания высказать гипотезу, что этой характеристике нервной системы принадлежит существенная роль в структуре рассматриваемых музыкальных способностей, а чувствительность может рассматриваться в качестве одной из природных предпосылок музыкальности»

Поэтому каждый ученик, будучи носителем своих индивидуальных свойств, решает свои уникальные жизненные задачи, даже выполняя одно и то же задание, работая над одним и тем же произведением. А если учитель, обладающий сильным типом нервной системы и произвольной регуляцией действий (активностью второй (речевой) сигнальной системы), сталкивается с индивидуальностью учащегося слабого чувствительного типа, да еще с приоритетом непроизвольной саморегуляции в таком случае только психологический профессионализм педагога и его человеческая чуткость помогут найти пути взаимного развития.

К природному, организмическому уровню индивидуальных особенностей, влияющих на овладение музыкальной деятельностью, относится и межполушарная асимметрия мозга, проявляющаяся в таком феномене как «правшество» и «левшество». Такая мануальная особость («рукость») не может быть игнорирована в деятельности, где музыкальное сознание и слух развиваются вместе с руками. Проблема «левшества» (как и «правшества») в контексте музыкальной деятельности и образования еще мало изучена, но важность осмысления в этом контексте исполнительских техник и приемов, методов обучения, не говоря ужеоб устройстве музыкальных инструментов и проблеме приспособления к ним или их к леворуким «гениям» несомненна. (Не каждый учащийся-левша может позволить себе «перевернуть» инструмент, как это проделал, например, П. Маккартни. Да это, наверно, и не обязательно, но понимать эту индивидуальную особенность педагогу и искать приемы работы с левшами необходимо.)



Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.