Координация речи с движением «Листья» — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Координация речи с движением «Листья»

2021-05-28 23
Координация речи с движением «Листья» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Речевые пятиминутки

 для детей от 3 до 5 лет

                      

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Речевые пятиминутки – это одна из технологий преодоления речевого нарушения путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций.

Речевые пятиминутки способствуют развитию всех компонентов речевой системы, а также неречевых психических функций. В играх и упражнениях развивается импрессивная и экспрессивная речь: формируется, расширяется уточняется словарь; формируется и совершенствуется грамматический строй речи; развивается фонематическая и фонетическая системы речи, развивается понимание речи, формируется диалогическая речь, развивается речевое общение.

Подвижные игры и упражнения способствуют всестороннему полноценному развитию двигательных способностей детей, обогащают их двигательный опыт, развивают координацию движений, подражательность.

       Речевые пятиминутки включают в себя игры и упражнения, каждое из которых имеет свою цель. Это:

       1. Артикуляционная гимнастика – это упражнения необходимые для того что бы:

- улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводи­мость);

- улучшить подвижность артикуляционных органов;

- укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;

- научить ребёнка удерживать определённую артикуляционную позу;

- увеличить амплитуду движений;

- уменьшить спастичность (напряжённость) артикуляционных органов;

- подготовить ребёнка к правильному произношению звуков.

    2. Упражнения по развитию мелкой и общей моторики. Упражнения развитию внимания, мышления, памяти, оказывает благоприятное влияние на речь ребенка. Движения пальцев и кистей рук имеют особое развивающее значение, так как оказывают огромное влияние на развитие речевой и всей высшей нервной деятельности ребенка. Упражнения способствуют развитию координации речи с движением, а так же улучшения мышечного тонуса, силы, ловкости, быстроты, точности движений, ритмичности, пластичности.

    3. Упражнения на дыхание. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности. Упражнения способствуют развитию нижнего диафрагмального дыхания, плавного и длительного выдоха, не обходимого для правильного развития речи.

    4. Упражнения на развитие эмоций, направлены на развитие мимической мускулатуры лица.

5. Упражнения на релаксацию способствуют расслаблению мышечного тонуса..

6. Упражнение на развитие высоты и силы звучания голоса, просодического компонента речи.

Главный принцип эффективности в работе – это индивидуальный подход к каждому ребенку учитывая возрастные особенности и уровень развития ребенка.

Данный вид деятельности способствует положительной динамике в работе с детьми.

 

«Наша группа»             

 1. Артикуляционная гимнастика

«Дудочка» «Улыбочка» «Лопаточка» «Качели»

2. Дыхательная гимнастика " Вырасти большой". Встать прямо, ноги вместе, поднять руки вверх. Хорошо потянуться, подняться на носки - вдох, опустить руки вниз, опуститься на всю ступню - выдох. Выдыхая, произносить «у-х-х-х-х». Повторить 4–5 раз.

 3.Развитие мелкой моторики  «Дружат в нашей группе»

Дружат в нашей группе девочки и мальчики (пальцы рук соединяются в «замок»).

Мы с тобой подружимся маленькие пальчики (ритмичное касание одноименных пальцев обеих рук).

Раз, два, три, четыре, пять (поочередное касание одноименных пальцев, начиная с мизинцев),

Начинай считать опять.

Раз, два, три, четыре, пять.

Мы закончили считать (руки вниз, встряхнуть кистями).

4. Координация речи с движением «Мячик»

Раз, два, прыгай, мячик (Взмахи правой ладонью, как бы удары по мячу)

Раз, два, и мы поскачем.

Девочки и мальчики

Прыгают как мячики (Ритмичные прыжки на носочках, руки на поясе)

«Вот она какая – осень золотая!»

Артикуляционная гимнастика

 «Заборчик» «Улыбочка» «Лопаточка» «Качели»

2. Дыхательная гимнастика «Осень»

Подул ветер - «У-у-у!» Листья пожелтели, задрожали - «Ф-ф-ф!» Полетели на землю - «П-п-п!» Зашуршали - «Ш-ш, Ш-ш!».

3.Развитие мелкой моторики   «Осенние листья»:

Раз, два, три, четыре, пять, (Загибают пальчики)

Будем листья собирать.   (Сжимают и разжимают кулачки.)

Листья берёзы,                 (Загибают пальчики)

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба мы соберём,

Маме осенний букет отнесём. («Шагают» по столу средним и указательным пальчиками.)

Артикуляционная гимнастика

Язычок пролезает через щель в заборе в огород. «Широкий» язык с силой протискивается между зубами.

Колья забора острые — вот такие. Показать «острый» язык. По очереди высовывать то «широкий», то «узкий» язык.

Язык «лопаткой» положи и  спокойно подержи.      

Язык «колышком» потом потянем тонким острием.

  

2. Дыхательная гимнастика

Вдох носом – повернуть голову влево. Увидели очень большое яблоко. Выдох ртом с произношением звука 0-0-0. Повернуть голову направо. Какая огромная груша! Вдох носом, выдох ртом.

Артикуляционная гимнастика

"Чашечка".  Высунуть «широкий» язык изо рта. Поднять кончик языка вверх «чашечкой» и спрятать язык в рот.

Дыхательная гимнастика

 У мишки дом огромный (выпрямиться, встать на носочки, поднять руки вверх, потянуться, посмотреть на руки, вдох)

У мышки – очень маленький (присесть, обхватить руками колени, опустить голову, выдох с произнесением звука ш-ш-ш)

Мышка ходит в гости к мишке (походить на носочках)

Он же к ней не попадёт.

3.Развитие мелкой моторики«Повстречались».

На каждую фразу соединять одноимённые пальцы левой и правой рук по одному, начиная с мизинца. На последнюю фразу показать «рога», одновременно выпрямив указательные пальцы и мизинцы.

Повстречались два котёнка: «Мяу – мяу».

Два щенка: «Ав – ав». Два жеребёнка: «И-го-го»

Два телёнка, два быка: «Му-у». Смотри, какие рога!

4. Координация речи с движением "Заяц Егорка"

Заяц Егорка

Свалился в озёрко (бегут по кругу, взявшись за руки; в центре на корточках сидит один ребёнок)

Бегите под горку!

Спасайте Егорку! (дети подбегают к сидящему ребёнку и помогают ему встать)

"Я И МОЯ СЕМЬЯ"

 1.Артикуляционная гимнастика "Блинчик".

Положить «широкий» язык на нижнюю губу так,

чтобы он краями касался углов рта. Удерживать

его в спокойном, расслабленном состоянии под

счет до десяти.

2. Дыхательная гимнастика.

Бабушка поднимается по лестнице, ей тяжело: «О-о-о-о-ох! У-у-у-у-ух!»

Артикуляционная гимнастика

«Дудочка» «Улыбочка» «Лопаточка» «Качели»

  2. Дыхательная гимнастика«Приятный запах».

Дети подходят к  й веточке, нюхают, на выдохе

произносят: «Хорошо», «Вкусно», «Приятный запах».

3.Развитие мелкой моторики «Елочка».

Перед нами ёлочка. (Пальцы переплетены, большие подняты вверх.)

Шишечки, иголочки,

Кулачки, «иголочки»-(раздвинуть пальцы)

Шарики, фонарики, (Ладошки держать «ковшиком»)

Зайки и свечки, («Зайчики» - указательные пальцы)

Звёзды, человечки. (Ладошка в виде звезды, «человечки» - походить пальчиками)

  4. Координация речи с движением «С Новым годом!»

С Новым годом!

С Новым годом!

Здравствуй, Дедушка Мороз! (Дети стоят лицом в круг, кланяются)

Он из леса мимоходом

Елку нам уже принес. (Идут по кругу, изображают, как несут елку на плече)

На верхушке выше веток (Стоят лицом в круг)

Загорелась, как всегда, (Опускают руки, произносят фразу на выдохе)

Самым ярким, жарким светом пятикрылая звезда.

 


«ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ»

 1. Артикуляционная гимнастика

«Дудочка» «Улыбочка» «Лопаточка» 

«Качели»

2. Дыхательная гимнастика «Лыжник»

Имитация ходьбы на лы­жах в течение. На выдохе произно­сить «м-м-м-м-м».

Артикуляционная гимнастика

"Комарик". Давай покажем, как

звенит злой комар. Пытаться произнести «дзззз протяжно,

 в течение 10-15 секунд.

 2. Дыхательная гимнастика

 Вращая указательными пальцами перед грудью, продолжительно выдыхать: «ж-ж-ж».Пчелка, гуди, в поле лети.

                               С поля лети, медок неси. Ж-ж-ж...

 3. Развитие мелкой моторики «Пчела»:

Прилетела к нам вчера                      (машут ладошками)

Полосатая пчела.

А за нею шмель-шмелек                  (на каждое название насекомого загибают один пальчик)

И веселый мотылек,                           

Два жука и стрекоза,

Как фонарики глаза.                          (делают кружочки из пальчиков и подносят к глазам)

Пожужжали, полетали,                     (машут ладошками)

От усталости упали.                          (роняют ладони на стол)

4. Координация речи с движением «Здравствуй, солнце золотое!»

Здравствуй, солнце золотое! (описывают руками круг)

Здравствуй, небо голубое! (поднимают руки ладошками вверх)

Здравствуй, вольный ветерок! (покачиваясь на месте, машут поднятыми вверх руками)

Здравствуй, маленький дубок! (показывают высоту дубка)

Здравствуй, утро! Здравствуй, день! (показывают попеременно сначала правую руку, затем левую)

Нам здороваться не лень! (показывают сначала на себя, потом на гостей)

Мы живем в одном краю, (разводят руки в стороны)

Всех мы вас приветствуем! (приветственно помахивают рукой)

"СКОРО ЛЕТО"       

 1. Артикуляционная гимнастик "Окошко"

широко открыть рот — "жарко"закрыть рот — "холодно"

2. Дыхательная гимнастика «Ах, как пахнет!» - вдох через нос - «нюхать» цветок; на выдохе произнести: «Ах, как пахнет!»

 3.Развитие мелкой моторики «Алые цветки»

 Наши нежные цветки Щепоть руки смотрит вверх, руки

перед собой согнуты в локтях.

Распускают лепестки. Медленно раскрываем пальцы.

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет. Плавные движения кистями

вправо- влево.

Наши алые цветки

Закрывают лепестки. Медленно соединяем пальцы в щепоть.

Тихо засыпают, Опускаем кисти вниз, руки согнуты

перед собой в локтях.

Головой качают. Качаем кистями, руки перед собой согнуты в локтях

4. Координация речи с движением «Одуванчик»

 

Как воздушный шар на ножке, Стоят на носочках, сомкнув руки над головой.
Одуванчик у дорожки. Одуванчик – шарик белый. 2 раза делают наклоны вправо - влево. Опять поднимаются на носочки.
Дунул я. И улетел он. Дуют, округлив губы, не раздувая щёк, разбегаются.

«ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ»

1. Артикуляционная гимнастика

«Заборчик», «Улыбочка», "Качели» «Лопаточка».

2. Развитие речевого дыхания и силы голоса

Звукоподражание животным.

Корова: «Му-у-у-у, молока кому?» (громко, низким голосом)

Теленок: «Му-у-у-у» (тихо, высоким голосом)

Кошка: «Мяу-мяу-мяу» (тихо, высоким голосом)

Котенок: «Мяу-мяу-мяу» (тихо, высоким голосом)

  1. Развитие мелкой моторики

Повстречались два котенка: “Мяу-мяу!”,
Два щенка: “Ав-ав!”,
Два жеребенка: “Иго-го!”,
Два тигренка: “Р-р-р!”,
Два быка: “Му!”.
Смотри, какие рога.

4. Речевая зарядка

В доме на окошке,
Встретились две кошки.
Шерсть их дыбом, хвост трубой,
Не хотят идти домой.
Ссорились соседки,
На яблоневой ветке.
Вдруг ветки закачались,
И кошки разбежались.

  1. Координация речи с движением

То прогнет, то выгнет спинку,

Ножку вытянет вперед -

Это делает зарядку

Наш Маркиз -пушистый кот.

Чешет он себя за ушком,

Жмурит глазки и урчит.

У Маркиза все в порядке: когти, шерсть и аппетит.

«ИГРУШКИ»

   

  1. Артикуляционная гимнастика

«Улыбка», «Заборчик», «Окошко», «Качели». «Лопатка»

2. Развитие речевого дыхания и силы голоса.
- Сегодня к нам в гости пришла кукла Катя. Кукла танцует и поет песенку:

"ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ! ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ!" Давайте споем вместе с Катей!

3. Развитие мелкой моторики

 

Есть игрушки у меня - Паровоз и два коня, Серебристый самолет, Три ракеты, вездеход, Самосвал, подъемный кран – Настоящий великан. попеременно хлопать в ладоши и ударять кулачками загибать пальчики на обеих руках

4. Координация речи с движением

Этот мяч, круглый мяч,

Красный мяч, гладкий мяч.

Любит мячик прыгать вскачь.(отбивать от пола)

Вот так мяч, круглый мяч.(подбрасываем мяч вверх)

 

«ОДЕЖДА»

1. Артикуляционная гимнастика

«Улыбка», «Трубочка», «Вкусное варенье», "Накажем язычек"

 

2. Развитие речевого дыхания и силы голоса «Шитье одежды»

Шьем и напеваем песенки: «Ля-ли-ле, ли-ля-лю».
Укололи пальчик. Подуть на больное место (продолжительный выдох через рот), произнести на одном выдохе слоги: «Ой-ой-ой-ой!», а затем предложения: «Ой, ой, ой, болит пальчик мой!», «Уй-уй-уй, ты на пальчик свой подуй!».

 

  1. Развитие мелкой моторики

В понедельник я кроила,
А во вторник - платье шила.
В среду - фартук вышивала,
А в четверг - белье стирала:
Все свои платочки.

И братишкины носочки.
А в пятницу, субботу.

Отдыхала от работы.

 

4. Координация речи с движением

Это платье для Наташки –   Красные горошки.   А на платье два кармашка, Спрячем в них ладошки. Четыре ритмичных поворота влево-вправо, руки на поясе. Четыре ритмичных прыжка на обеих ногах, руки на поясе. «Рисуют» на животике два кармашка. Прикладывают обе ладошки к животику.

 

 

«ПОСУДА»

1. Артикуляционная гимнастика

«Чашечка», «Маляр», Лопаточка"

«Месим тесто»

2. Развитие речевого дыхания и силы голоса

Дуем на горячий чай, губы трубочкой.

Пыхтящий чайник.

Произносить: «Пых-пах-пох! Пых-пих-пых-пих!».

 

3. Развитие мелкой моторики

У пушистой белочки

Круглая тарелочка,

У полосатой кошки

Маленькая плошка!

 

   4. Координация речи с движением

Чашка синяя для Мити, Чтобы чаю мог попить он, Соку сливок, лимонаду. Нам украсить чашку надо Присели, правая рука на поясе, как ручка чашки. Встали, загибают пальчики на правой ладошке левой рукой на каждое название. Показывают, как украшают чашку точками.

 

«ЧАСТИ ТЕЛА И ЛИЦА»

1.Артикуляционная гимнастика

«Улыбка»

«Чистим зубки»

«Окошко»

«Заборчик»

 

2. Развитие речевого дыхания и силы голоса

«Подуй на пальцы».
Сложить пальцы в щепоть, и сделав энергичный вдох носом, дуть на пальцы короткими выдохами, работая мышцами живота.

 

3.Развитие мелкой моторики

Эти пальчики щипают,   Эти пальчики гуляют,   Эти - любят поболтать,   Эти - тихо подремать,   А большой с мизинцем братцем Могут чисто умываться. (большим и указательным пальцем щипаем ладонь другой руки) (указательный и средний "идут" по другой руке)редний и безымянный шевелятся, трутся друг об друга) (б езымянный и мизинец прижимаем к ладони). (крутим большим пальцем вокруг мизинца).

4. Координация речи с движением

Это глазки. Вот. Вот. Это ушки. Вот. Вот. Это нос. Это рот. Там спинка. Тут живот.   Это ручки. Хлоп, хлоп. Это ножки. Топ, топ. Ой устали. Вытрем лоб. Показывают сначала левый, потом правый глаз. Берутся сначала за левое ухо, потом - за правое. Левой рукой показывают рот, правой – нос. Левую ладошку кладут на спину, правую – на живот. Протягивают обе руки, два раза хлопают. Кладут ладони на бедра, два раза топают. Правой ладонью проводят по лбу.

 

 

 «МЕБЕЛЬ»

  1. Артикуляционная гимнастика

«Улыбка»

«Трубочка»

«Часики»

«Лопатка»

«Часики»

  1. Развитие речевого дыхания и силы голоса

Приколачиваем дверку к шкафу.

Произносить на одном выдохе: «Т-т-т-т-т-т, д-д-д-д-д. Та-та-та-та-да, ты-ты-ты-ды, тук-тук-тук»

  1. Развитие мелкой моторики
Это стул. Сиденье, спинка. А на спинке две картинки, А еще четыре ножки, Чтоб сидеть под стулом кошке   К прямой ладони присоединяют левую, получился «стульчик». Показывают два пальчика на правой руке. Показывают по два пальчика на обеих руках. Приседают, делают из ладошек «ушки»
  1. Координация речи с движением
Вот Кирюшкина кроватка, Чтобы спал Кирюшка сладко, Чтоб во сне он подрастал, Чтоб большим скорее стал.   Разводят руки в стороны. Приседают, кладут сложенные ладони под левую щечку. Медленно поднимаются. Встают на носочки, тянутся руками вверх.

«ОБУВЬ»

  1. Артикуляционная гимнастика

«Заборчик»

«Трубочка»

«Качели»

«Лопатка»

«Часики»

  1. Развитие речевого дыхания и силы голоса

- Давайте споем песенки. Вот первая песенка: "А-А-А!" Наберите побольше воздуха - вдохните воздух. Песенка должна получиться длинная.
- Вот вторая песенка: "У-У-У!" Теперь "О-О-О!", "И-И-И!", "Э-Э-Э!"

  1. Развитие мелкой моторики

Посчитаем в первый раз,
Сколько обуви у нас.
Туфли, тапочки, сапожки
Для Наташки и Сережки,
Да еще ботинки
Для нашей Валентинки,
А вот эти валенки
Для малышки Галеньки.

  1. Координация речи с движением
Вот ботинки для Маринки, Не ботинки, а картинки. Чтобы в них гулять ходить, Бегать прыгать и шалить. По два раза ритмично топают каждой ногой. Четыре ритмичных прыжка на обеих ногах. Ходьба по кругу друг за другом. Бегут, делают два прыжка, топают обеими ногами.

«ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ»

1. Артикуляционная гимнастика

Индюки «болбочут».

Индюк из города идет, индюшку за собой ведет. Быстро высовывать «широкий» язык изо рта и произносить: «Бл-бл-бл-бл-бл».

Цыплята клюют зернышки. Вытянуть губы вперед узкой  «трубочкой». Смыкать и размыкать губы.

2. Развитие речевого дыхания и голоса " Птичьи голоса"

Произносить слоговые сочетания и фразы на одном выдохе, изменяя тон голоса. Курица: «Ко-ко-ко-ко». Цыплята: «Пи-пи-пи-пи-пи». Курица: «Куд-кудах, снеслась в кустах». Утка: «Кря-кря-кря-кря, где здесь вода?»

3. Развитие мелкой моторики"На птичьем дворе"

Наши курочки с утра - кря-кря-кря, кря-кря-кря!

Наши гуси у пруда - га-га-га, га-га-га!

А индюк среди двора - бал-бал-бал! Балда-балда!

Наши гуленьки вверх - гру-гру-гру, гру-гру-гру!

Наши курочки в окно - ко-ко-ко, ко-ко-ко!

А как Петя-петушок ранним утром поутру нам споет

«Ку-ка-ре-ку!» (А. Барто)

Поочередно сгибать пальцы рук, начиная с большого, а со слов «пи-пи-пи» ритмично сгибать и разгибать пальцы обеих рук.

4. Координация речи с движением: «Цыплята и кот»

Цыплята по двору гуляли,

Цыплята зернышки искали.

(Прыжки на двух ногах с продвижением вперед.)

Клю-клю-клю, клю -клю-клю.

Так я зернышки клюю. (Приседают, стучат пальчиками по полу).

А как выйдет Васька-кот,

Лапкой мордочку утрет. («Кот» выполняет движения по тексту).

Разбегайся кто куда,

А то птичек ждет беда! (Дети убегают к маме «курочке».)

"ДЕРЕВЬЯ"

Артикуляционная гимнастика

"Дождик" - Узким языком четко упираться в верхние зубы, произнося

т-т-т-т-т-т.

"Сильный дождь". - Произносить д-д-д-д.

 

2. Развитие дыхания " Осенние листочки".

Осенние листочки на веточках висят, осенние листочки с нами говорят: А-О-У-И (вдох носом, на выдохе пропеть гласные звуки).

"Листопад".

Сдувание листочков с ладошки (положить широкий язык на нижнюю губу и плавно выдыхая на язык, сдуть листочек).

3.Развитие мелкой моторики:

Золотым осенним днем

На прогулку в лес идем...(пальчики шагают)

Вот - березка, вот рябинка, (загибают поочереди)

Вот - ольха, а вот - осинка.

Вот кленок, а вот — дубок...

Не узнать теперь лесок! (разводят руки)

Удивились малыши: «Как деревья хороши!

Кто вас так украсил?» - спросим...

Шелестят листочки: «Осень!» (перебирают пальчиками, как игра на пианино)

4. Координация речи с движением:

Мы заходим с вами в лес (Дети маршируют на месте.)
Сколько здесь вокруг чудес! (Удивились, развели руками.)
Сколько ёлочек зелёных,

Столько выполним наклонов. (Раз, два, три.)
Сколько здесь у нас березок,

Столько сделаем прыжков. (Раз, два, три...)

Впереди из-за куста. Смотрит хитрая лиса.
Мы лисичку обхитрим,

На носочках убежим. (Бег на носочках.)
Всё вокруг мы рассмотрели,

И тихонечко все сели.

«ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ И ИХ ДЕТЕНЫШИ»

1. Артикуляционная гимнастика

«Лошадка» - «Останови лошадку»- дуть на расслабленные губы, чтобы задрожали с голосом

2. Развитие речевого дыхания и силы голоса. Звукоподражание животным.

Поросенок: «Хрю-хрю-хрю»

Теленок: «Му-у-у-у»

Козленок: «Ме-ме-ме»

Котенок: «Мяу-мяу-мяу»

3. Развитие мелкой моторики

Кучерявая овечка Показать «кудряшки» на голове
Переходит через речку.  Шагать на месте, приподнимая колени
Щуря желтые глаза, Прищурить глаза
Ей навстречу шла коза. Показываем «рога» - пальцы над ушами
-Не пущу тебя, овечка, Наклонить голову с «рогами» вперед
Не пройдешь ты через речку! Погрозить – указательный палец вправо-влево
Лошадь мимо проходила Пальцы собраны в щепоть, поочередно поднимаем-опускаем руки
И овечку пропустила. Руки отвели в строну – жест, означающий: «Пропускаю»

4. Координация речи с движением " Кошка"

Села кошка под кусточек,

Сыра скушала кусочек,

Встала кошка, потянулась,

Её шёрстка развернулась.

(Импровизация движений: сесть на корточки, похлопать себя по животику, встать, потянуться, погладить руками живот)

 

"ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ И ИХ ДЕТЕНЫШИ"

 

1. Артикуляционная гимнастика.

 "Цыплята пьют водичку." Опустить голову, а затем откинуть ее назад и раскрыть рот, при этом почувствовать напряжение шеи.

"Гуси травушку щипали, потом водичкой запивали". Вытягивать шею, а затем возвращать в исходную позицию.

"Цыплята клюют зернышки". Вытянуть губы вперед узкой «трубочкой». Смыкать и размыкать губы.

"Индюк". Сильно надуть щеки и по возможности долго удержать воздух в ротовой полости

2. Развитие речевого дыхания и голоса "Птичьи голоса". Произносить слоговые сочетания и фразы на одном выдохе, изменяя тон голоса. Курица: «Ко-ко-ко-ко». Цыплята: «Пи-пи-пи-пи-пи». Курица: «Куд-кудах, снеслась в кустах». Утка: «Кря-кря-кря-кря, где здесь вода?»

Речевые пятиминутки

 для детей от 3 до 5 лет

                      

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Речевые пятиминутки – это одна из технологий преодоления речевого нарушения путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций.

Речевые пятиминутки способствуют развитию всех компонентов речевой системы, а также неречевых психических функций. В играх и упражнениях развивается импрессивная и экспрессивная речь: формируется, расширяется уточняется словарь; формируется и совершенствуется грамматический строй речи; развивается фонематическая и фонетическая системы речи, развивается понимание речи, формируется диалогическая речь, развивается речевое общение.

Подвижные игры и упражнения способствуют всестороннему полноценному развитию двигательных способностей детей, обогащают их двигательный опыт, развивают координацию движений, подражательность.

       Речевые пятиминутки включают в себя игры и упражнения, каждое из которых имеет свою цель. Это:

       1. Артикуляционная гимнастика – это упражнения необходимые для того что бы:

- улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводи­мость);

- улучшить подвижность артикуляционных органов;

- укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;

- научить ребёнка удерживать определённую артикуляционную позу;

- увеличить амплитуду движений;

- уменьшить спастичность (напряжённость) артикуляционных органов;

- подготовить ребёнка к правильному произношению звуков.

    2. Упражнения по развитию мелкой и общей моторики. Упражнения развитию внимания, мышления, памяти, оказывает благоприятное влияние на речь ребенка. Движения пальцев и кистей рук имеют особое развивающее значение, так как оказывают огромное влияние на развитие речевой и всей высшей нервной деятельности ребенка. Упражнения способствуют развитию координации речи с движением, а так же улучшения мышечного тонуса, силы, ловкости, быстроты, точности движений, ритмичности, пластичности.

    3. Упражнения на дыхание. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности. Упражнения способствуют развитию нижнего диафрагмального дыхания, плавного и длительного выдоха, не обходимого для правильного развития речи.

    4. Упражнения на развитие эмоций, направлены на развитие мимической мускулатуры лица.

5. Упражнения на релаксацию способствуют расслаблению мышечного тонуса..

6. Упражнение на развитие высоты и силы звучания голоса, просодического компонента речи.

Главный принцип эффективности в работе – это индивидуальный подход к каждому ребенку учитывая возрастные особенности и уровень развития ребенка.

Данный вид деятельности способствует положительной динамике в работе с детьми.

 

«Наша группа»             

 1. Артикуляционная гимнастика

«Дудочка» «Улыбочка» «Лопаточка» «Качели»

2. Дыхательная гимнастика " Вырасти большой". Встать прямо, ноги вместе, поднять руки вверх. Хорошо потянуться, подняться на носки - вдох, опустить руки вниз, опуститься на всю ступню - выдох. Выдыхая, произносить «у-х-х-х-х». Повторить 4–5 раз.

 3.Развитие мелкой моторики  «Дружат в нашей группе»

Дружат в нашей группе девочки и мальчики (пальцы рук соединяются в «замок»).

Мы с тобой подружимся маленькие пальчики (ритмичное касание одноименных пальцев обеих рук).

Раз, два, три, четыре, пять (поочередное касание одноименных пальцев, начиная с мизинцев),

Начинай считать опять.

Раз, два, три, четыре, пять.

Мы закончили считать (руки вниз, встряхнуть кистями).

4. Координация речи с движением «Мячик»

Раз, два, прыгай, мячик (Взмахи правой ладонью, как бы удары по мячу)

Раз, два, и мы поскачем.

Девочки и мальчики

Прыгают как мячики (Ритмичные прыжки на носочках, руки на поясе)

«Вот она какая – осень золотая!»

Артикуляционная гимнастика

 «Заборчик» «Улыбочка» «Лопаточка» «Качели»

2. Дыхательная гимнастика «Осень»

Подул ветер - «У-у-у!» Листья пожелтели, задрожали - «Ф-ф-ф!» Полетели на землю - «П-п-п!» Зашуршали - «Ш-ш, Ш-ш!».

3.Развитие мелкой моторики   «Осенние листья»:

Раз, два, три, четыре, пять, (Загибают пальчики)

Будем листья собирать.   (Сжимают и разжимают кулачки.)

Листья берёзы,                 (Загибают пальчики)

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба мы соберём,

Маме осенний букет отнесём. («Шагают» по столу средним и указательным пальчиками.)

Координация речи с движением «Листья»

Листья осенние тихо кружатся,         (Кружатся на цыпочках, руки в стороны)

Листья нам под ноги тихо ложатся   (Приседают.)

И под ногами шуршат, шелестят,      (Движения руками вправо-влево)

Будто опять закружиться хотят.        (Поднимаются, кружатся.)

 

"Дары осени. Овощи и фрукты"

Артикуляционная гимнастика

Язычок пролезает через щель в заборе в огород. «Широкий» язык с силой протискивается между зубами.

Колья забора острые — вот такие. Показать «острый» язык. По очереди высовывать то «широкий», то «узкий» язык.

Язык «лопаткой» положи и  спокойно подержи.      

Язык «колышком» потом потянем тонким острием.

  

2. Дыхательная гимнастика

Вдох носом – повернуть голову влево. Увидели очень большое яблоко. Выдох ртом с произношением звука 0-0-0. Повернуть голову направо. Какая огромная груша! Вдох носом, выдох ртом.


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.247 с.