Динамика зарегистрированных преступлений, совершенных несовершеннолетними в России в 1997-2004 гг. — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Динамика зарегистрированных преступлений, совершенных несовершеннолетними в России в 1997-2004 гг.

2021-05-28 24
Динамика зарегистрированных преступлений, совершенных несовершеннолетними в России в 1997-2004 гг. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Преступления 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004
Преступления, совершенные несовершеннолетними или при их соучастии 182 798 189 293 208 313 195 426 185 379 139 681 145 368 154 414
Темпы прироста к 1997 г., % - + 3,6 + 14 + 7 + 1,1 - 23 - 21 - 16
Удельный вес в общем числе преступлений, в % 10,9 10,3 9,6 8,9 9,0 9,1 9,6 9,8

Несовершеннолетними или при соучастии, по данным уголовной статистики РФ, совершается каждое 11-е преступление. Однако меняется в России сам характер преступности несовершеннолетних. Появились и развиваются такие ее виды, как наркоторговля, притоносодержательство и сутенерство, разбойные нападения, рэкет, мошенничество с ценными бумагами, компьютерные преступ­ления. Все больше совершается тяжких преступлений, убийств, изнасилований, тяжких телесных повреждений.

Структура преступность несовершеннолетних: 1) кражи (более 65%) – самый распространенный вид преступлений, совершаемый несовершеннолетними; 2) грабежи (около 10%), хулиганство (около 8%); 3) убийства, изнасилования, умышленное причинение вреда здоровью (1%).

70% несовершеннолетних совершают преступления в группах. Большинство преступных групп состоит из двух-трех, максимум пяти-шести человек. Группы обычно нестойкие и в среднем су­ществуют от 1-го до 3-х месяцев. Чаще всего они формируют­ся по территориальному принципу.

Каждое пятое преступление совершается подростками вместе со взрослыми. Лидером в группе обычно является «деловой» или «крутой» несовершеннолетний. Нередко интеллектуальный и культурный уровень лидера выше, чем у остальных членов группы. Повторность совершения преступлений среди несовершен­нолетних составляет примерно 10 %.

Преступность несовершеннолетних в своей основе мужская, на долю девушек в 2003-2004 гг. приходилось около 9% зарегистрированных преступлений, однако при Советском Союзе их вес был еще в 1,5 раза меньше. В то же в крупных городах показатель преступности существенно выше – он равен доле женской преступности (13-17%). Несовершеннолетние девушки не столько принимают участие в «традиционных» преступлениях (кражи, грабежи, хулиганство, убийства), сколько становятся участницами преступных группировок.

Несовершеннолетние по своему возрасту разделяются на две группы: 14-15 и 16-17 лет. При этом коэффициент криминальности вторых в 2,6 раза выше, чем у более молодых. Удельный вес 16-17-летних преступников среди всех несовершеннолетних более 70%.Есть разница и в видах преступлений, совершаемых представителями этих двух возрастных диапазонов. В группе 14-15-летних чаще совершаются кражи, грабежи, причинение вреда средней тяжести. Среди 16-17-летних – выше доля лиц, совершивших убийство, изнасилование, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, разбой, неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения.

Если рассматривать социальную структуру несовершеннолетних, то чаще всего совершают преступления молодые люди, которые нигде не работают и не учатся. Второе место среди несовершеннолетних преступников занимают работающие под­ростки, на третьем - учащиеся ПТУ, на четвертом - учащиеся школ, гимназий, лицеев. На противоправное поведение несовершеннолетних оказывают влияние их возрастные особенности: повышенная внушаемость; склонность к социально-психологическому заражению; подражание; негативизм; несформированность жизненных ориентаций и установок.

Основные причины преступности несовершеннолетних коренятся в сфере формирования личности, в семье, школе, трудовой и досуговой деятельности. Наиболее часто встречаются следующие обстоятельства, толкающие несовершеннолетних на путь преступности:

1) отрицательное влияние семьи (злоупотребление родителей алкоголем, наркотиками, бравирование родителей безнаказанностью);

2) временное или постоянное отсутствие у существенного процента родителей возможности обеспечить минимально необходимые потребности детей и, как следствие, возникновение озлобленности по отношению к преуспевающим в России;

3) настроения безнадежности и озлобленности, которые при отсутствии социальной помощи ведут к формированию преступной мотивации;

3) безнадзорность и беспризорность большого количества детей и подростков в России;

4) несправедливость социально-политического уклада жизни в современной России, отсутствие перспективы у большинства молодежи в этой стране и одновременно хамская демонстрация отдельными преуспевающими гражданами РФ своего чрезмерного, как правило нечестно добытого богатства;

5) неэффективная деятельность правоохранительных органов, которые постоянно подвергаются реформам и из которых систематически уходят наиболее квалифицированные сотрудники ввиду низкого денежного содержания;

6) низкий статус правопослушного поведения и низкий социальный статус таких профессий, как педагоги, врачи, офицеры Вооруженных Сил;

7) проникновение в подростковую и молодежную субкультуры через средства массовой информации в качестве примеров подражания культа насилия, грубости, жестокости, наркотиков, проституции, реклама в СМИ аморального поведения отдельных представителей российской элиты;

8) отсутствие в достаточном количестве сети молодежных клубов и досуговых центров, что ограничивает позитивную досуговую занятость молодежи;

9) постепенная деградация населения России, увеличение в РФ доли физически и психически ненормальных лиц, лиц с отставанием в интеллектуальном и волевом развитии как результат «имперского бремени» для русской нации в прошлые века, поголовного пьянства, наркомании и токсикомании при самоустранении от этих проблем ее властей.

По глубине деформации личности выделим 4-е типа несовершеннолетних преступников: 1) совершившие преступления в результате случайного стечения обстоятельств и вопреки положительной направленности личности; 2) совершившие преступления в результате попадания в ситуацию, связанную с неустойчивостью общей направленности личности; 3) совершившие преступления в результате отрицательной направленности личности, не достигшей уровня устойчивой антиобщественной позиции; 4) совершившие преступления неоднократно в результате сформировавшейся антиобщественной позиции личности.

Учитывая, что большинству из Вас предстоит в будущем работать в системе образования, рассмотрим некоторые варианты криминальных ситуаций в образовательных учреждениях:

- В последние годы в наших школах нарастаетатмосфера насилия. Процесс этот объективен, так как школа - часть реаль­ной жизни. Уже с 1 класса дети могут подвергаться грубому отношению со стороны более старших учеников: их толкают, оскорбляют. Нередко возникают «разборки», т.е. достаточно серьезные выяснения отношений, сопровождающиеся применением физи­ческой силы - избиениями, драками. Насилие со­провождается угрозой применения ножа (в 20 % случаев), кастета (5 %), огнестрельного оружия (5 %), газового пистолета или баллончика, металлических палок, бутылок, кирпичей.

- Дети, начиная с младшего школьного возраста, подвергают­сявымогательству, когда сильный или старший требует от младшего или слабого денег или вещей. Схема стандартная: запугивание и требование вы­нести, например, определенную сумму (в начале не­большую). Напуганный ребенок выпрашивает деньги под разны­ми предлогами у родителей, родственников или крадет дома. Такие случаи имеют регуляр­ный характер. Ребенок облагается «да­нью». При этом если он не принимает активных мер к противо­действию вымогательству, не имеет «крутых» друзей, старших братьев и боится обратиться за помощью к взрослым, то аппети­ты у вымогателей начинают расти, причем в геометрической прогрессии. Они начинают требовать не только все больших де­нежных сумм, но и ценностей, вещей, дорогостоящей аудио-видеотехники и т.д.

- В ряде учебных заведений имеют место фактыростовщиче­ства, деньги даются в долг под %, а также что-либо напрокат.

- Подростки-токсикоманы, уже зная, что попались в сети токсикозависимости, чтобы отомстить «чистюлям» или ради выгоды заманивают молодых ребят для того, чтобы попробовать «кайфануть». Ребенок, чтобы не потерять авторитет, не отказывается. В результате чего в последующем формируется нар­козависимость.

Возле школы и в ее стенах нередко болтаются лица, которые нигде не работают и не учатся, освободившиеся из мест лишения свободы или состоящие на учете в комиссиях по делам несовер­шеннолетних. Они совершают различные сделки (в том числе продажу наркотиков), собирают долги, договариваются о различных видах «услуг».


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.