Тема № 1.1. Преступность как социальное явление — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Тема № 1.1. Преступность как социальное явление

2021-05-28 27
Тема № 1.1. Преступность как социальное явление 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Основные понятия: преступление, криминология, секьюритология, история науки о преступности, виктимность, латентность преступности, характеристики преступности, динамика, уровень и структура преступности.

 

Вопросы:

1. Введение в курс «Криминальные опасности и защита от них».

2. Преступность, ее основные характеристики и факторы.

Вопрос 1. Введение в курс «Криминальные опасности и

Защита от них»

Сегодня мы с вами приступаем к изучению учебного курса «Криминальные опасности и защита от них». Данный курс является синтетическим и проистекает из трех наук: социологии, криминологии и секьюритологии.

В курсе, опираясь на дисциплину «Социология безопасности», мы посмотрим на общество вообще и на российское общество в частности. Аспекты криминологии мы изучим в рамках 1 и 2 разделов данного курса. Секьюритология является основой 3 и 4 разделов настоящего курса.

Сердцевиной данного курса является преступность и меры защиты от нее. Что же такое преступность? Если говорить кратко – это социальная болезнь. Как болеет человек, точно так же болеет и общество. Болезнь же явление перманентное. С ней человечество не справилось вчера, не справляется сегодня, не справится и в будущем.

Преступность всегда интересовала людей. Человечество жило, живет и будет жить вместе с ней и столько, сколько преступность существует, искало и ищет методы и средства борьбы с ней. Раздумья о том, что это за феномен, кто такие преступники, почему они совершают преступления, можно найти в трудах многих ученых: философов, историков, правоведов с древнейших времен. К ним присоединились и ученые других специальностей, больше всего медики и психологи.

Постепенно человечество пришло к убеждению, что преступность как специфическое явление следует изучать специально, ибо для того, чтобы вести борьбу с преступностью, необходимо познать ее. Появились ученые, занявшиеся этой проблемой, постепенно сформировалась и наука, получившая название криминология, что в переводе с латинского означает «учение о преступлении».

В рамках настоящего курса мы поймем, что такое преступность в целом, как государство и общество могут бороться с ней, какими средствами и методами они обязаны при этом пользоваться, какие меры в борьбе с преступностью первичны, какие вторичны, каково место правоохранительных органов в борьбе с преступностью, и кто же такие преступники - отмеченные печатью Каина люди, или члены общества, поставленные обществом в положение изгоев, что первично в борьбе с преступностью – закон и наказание или меры экономического и социокультурного характера.

Наш курс рассматривает три блока проблем: 1) преступность, ее сущность, причины, закономерности и формы проявления, личность преступника и его жертвы, т.е. образно говоря – идентификация данного явления; 2) проблема борьбы с преступностью, ее предупреж­дения и локализации; 3) как защититься от преступности на личностном  и социальном уровнях, в условиях, когда реально данную проблему настоящее человечество решить не может в принципе.

Преступление всегда совершается в обществе. Объектом настоящего курса является общество со всеми его плюсами и минусами, и именно минусы этого общества нам более всего интересны. Так как мы живем в современном обществе, нас интересует современное общество и его болезни. Поэтому предметом курса «Криминальные опасности и защита от них» является с одной стороны преступность как социальное явление, а с другой - пути и способы защиты от нее, уменьшение и локализация ее опасностей.

В отличие от правовых дисциплин для нас индифферентны проблемы чистого права, в рамках данного курса важнее прагматические аспекты: если невозможно победить преступность, то как жить в ее присутствии, как сгладить ее наиболее отвратительные стороны, как защититься от нее, что необходимо делать для ее предупреждения и локализации. При этом используется многообразие политических, социально-экономических, культурно-воспитательных и других рычагов.

В рамках курса наряду с общенаучными методами (формальная логика, анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия и др.) используются инст­рументы социологии, в частности опрос и изучение документов, наблюдение и эксперимент.

Используя данные социологии и криминологии, мы выявляем и фиксируем те факты социальной действительности, которые в наиболее полной мере отражают свойства и характеристики современного общества, даем им научное описание. Вскрывая на основе эмпирических данных и теоретических положе­ний сущность исследуемых объектов, в частности, устанавливая законо­мерности преступности, действия ее причин, формирования личности пре­ступника и его жертвы, функционирования системы предупреждения преступности, даем им научное объяснение. Соответственно нами прогнозируется будущее состояние общества и его болезни.

В рамках курса нами выделяются следующие задачи:

Аналитическая: исследование преступности, личности преступника и его жертвы, причин и условий преступности, их состояния в целом по категориям преступлений, системы и эффективности предупреждения и локализации преступности, пути и способы наиболее эффективного поведения по защите от криминальных опасностей.

Прогностическая. Курс «Криминальные опасности и защита от них» предлагает, хоть и в меньшей степени чем социология и криминология, долгосрочные и краткосрочные сценарии развития преступности, определяет закономерности конкретных видов преступлений, высказывает предположения о возможном развитии криминальных явлений.

Прагматическая. Вам предлагаются рекомендации по оптимальному поведению нормального человека в ситуации проживания в криминальной среде, каковой с 1917 г. является социальный субъект «Россия».

В нашем курсе, как комплексной области знаний, в качестве методологической базы используются законы, катего­рии и понятия философии (например, законы диалектики Гегеля). Криминальный мир изучается криминологией и мы будем использовать ее наработки. Из социологии мы возьмем то, что касается содержания, форм проявления и механизмов действия функционирования общества. Связь с экономикой определяется тем, что часть процессов, детерминирующих преступность, находится в сфере экономики, соответственно, важную роль играют экономические меры предупреждения преступности. То же самое можно сказать о политологии с учетом того, что суще­ствуют криминогенные факторы в сфере политики. Данные психологии имеют значение для исследо­вания субъективных причин и условий преступности, личности жертвы и правона­рушителя, мотивации и механизма индивидуального преступного поведе­ния, а также для разработки важных аспектов защиты от преступности и ее профи­лактики. С использованием положений и выводов педагогики изучаются детерминанты преступности, связанные с недостатками воспитания и обу­чения, неблагоприятными условиями формирования личности в семье, образовательном учреждении, в современном российском обществе.

Наличие опреде­ленного влияния демографических процессов на преступность обусловли­вает связь криминологии с демографией. Процесс математизации науки в целом потребовал расширения и упрочения связей с мате­матикой, кибернетикой, генетикой, футурологией и т.д.

 

Преступность зародилась с появлением человеческого общества. Она была уже в Древнем Египте, о ней говорит Библия в притче об Авеле и Каине. Наука же о преступности сформировалась только в XIX веке (1885 г.), когда вышла в свет книга итальянского исследователя Р. Гарофало. Однако криминологические идеи суждения о сущности преступности и ее причинах, путях противодействия своими корнями уходят в глубь веков. Уже в работах древних философов (Платона, Аристотеля и др.) можно найти вы­сказывания на сей счет. Уделяли внимание этим вопросам и мыслители Возрождения, а также последующего периода (Мартин Лютер, Джон Локк, Шарль Луи Монтескье, Жан-Жак Руссо, Иеремия Бентам). Можно выделить три периода в истории криминологической мысли: классический, позитивистский, современный.


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.