Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Топ:
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы...
Интересное:
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Дисциплины:
2021-05-28 | 25 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Асинхронные электродвигатели напряжением до 1000 В находят массовое применение в различных отраслях народного хозяйства. Они имеют относительно небольшую мощность и невысокую стоимость. Защита и автоматика таких электродвигателей должны отличаться простотой устройства и обслуживания, малой трудоемкостью ремонта, экономичностью и надежностью. Этим требованиям удовлетворяют устройства защиты и автоматики, выполненные наиболее простыми средствами: плавкими предохранителями, расцепителями автоматических выключателей и тепловыми реле магнитных пускателей. Если коммутационным аппаратом служит контактор, то устройства защиты и автоматики выполняют на оперативном переменном токе, используя первичные и вторичные реле косвенного действия.
Защита от коротких замыканий. В сетях с глухозаземленными нейтралями защита электродвигателя от коротких замыканий выполняется трехфазной. Этим обеспечивается ее действие не только при многофазных повреждениях, но и при однофазных коротких замыканиях. В сетях с изолированными нейтралями трехфазной выполняется только защита предохранителями. При использовании других аппаратов можно ограничиваться включением их в две фазы.
Защита плавкими предохранителями выполняется, как правило, отдельно для каждого электродвигателя. Выбор предохранителей и их плавких вставок осуществляется по условиям (5.1) и (5.2). При этом в качестве максимального рабочего тока Iраб max берется номинальный ток электродвигателя Iд. ном, а ток перегрузки Iпер принимается равным пусковому току Iпcк электродвигателя. В отдельных случаях допускается использовать один комплект предохранителей для защиты нескольких электродвигателей малой мощности, работающих поочередно. В этом случае предохранители выбираются по току электродвигателя наибольшей мощности. Чувствительность предохранителей должна удовлетворять требованиям, изложенным в § 5.3.
|
Защита расцепителями автоматических выключателей более совершенна, чем защита предохранителями. Расцепители позволяют выполнить все виды защиты — от коротких замыканий, перегрузки, снижения напряжений. Для защиты от коротких замыканий используют электромагнитные максимальные расцепители. Их выбирают с учетом правил, изложенных в § 5.5. При этом должны выполняться следующие условия:
для электродвигателя с фазным ротором Iс.з.к ≥ (2,5÷3)Iд.ном; для электродвигателя с короткозамкнутым ротором Iс.з.к ≥ (1,5÷1,8)Iпcк; общим условием является Iрц.ном ≥Iд. ном. Требования к чувствительности расцепителей изложены в § 5.6.
Защита максимальными реле тока выполняется в виде токовой отсечки. Для этого обычно используют электромагнитные первичные реле косвенного действия типов РЭВ-200, РЭВ-570 и др., рассчитанные на различные номинальные токи Iр. ном.
На рис. 14.1, а показана схема токовой отсечки без выдержки времени в трехфазном исполнении. Реле тока КА1—КАЗ включаются в каждую фазу статора непосредственно. При срабатывании хотя бы одного реле размыкается соответствующий контакт КА1— КАЗ в цепи катушки контактора КМ и электродвигатель отключается от сети. Параметры реле токовой отсечки должны удовлетворять следующим условиям: Iр. ном ≥ Iд. ном; Ic.p≥ (1,3÷1,5) Iпcк.
Для защиты можно использовать и вторичные реле косвенного действия, включаемые через трансформаторы тока. При этом ток срабатывания отсечки должен определяться по выражению
Ic.p=kзапkсх(3) Iпск/KI. (14.1)
Чувствительность отсечки считается достаточной, если при коротких
Рис. 14.1. Защита электродвигателя от коротких замыканий и перегрузок |
замыканиях на выводах электродвигателя коэффициент чувствительности kч≥2,0.
|
Защита от перегрузки. При перегрузках появляется сверхток и повышается температура обмотки электродвигателя. Поэтому от перегрузки можно использовать либо токовую защиту, реагирующую на возрастание тока, либо температурную защиту. Токовая защита выполняется электромеханическими или электротепловыми реле. Защита от перегрузки не должна срабатывать при кратковременных перегрузках, поэтому она имеет выдержку времени и действует на отключение, на сигнал или разгрузку механизма. Защита устанавливается в тех случаях, когда возможна технологическая перегрузка механизма, а также когда требуется ограничить длительность пуска или самозапуск при пониженном напряжении [31].
Защита от перегрузки, выполняемая посредством электромагнитных реле, содержит реле тока, включаемое непосредственно в фазу двигателя или во вторичную цепь трансформатора тока, и реле времени (реле КА4 и КТ на рис. 14.1, а). Если защита от перегрузки должна отключать электродвигатель и при обрыве фазы, то ее выполняют двухфазной. В защите можно применять такие же реле, какие используются для защиты электродвигателей от коротких замыканий. Включая реле через трансформатор тока, защиту можно сделать более чувствительной, используя в ней реле с более высоким коэффициентом возврата, чем у первичных реле.
Ток срабатывания реле выбирают, исходя из следующих требований: реле не должно срабатывать в нормальном режиме работы электродвигателя, т. е.
Iс.р ≥ kзапkсх(3) Iд. ном/(kВKI); (14.2)
реле должно срабатывать при пусках электродвигателя, т. е.
Iс.р ≤ 0,75 kсх(3) Iпск /KI.
Недействие защиты в нормальном пусковом режиме обеспечивается выдержкой времени, превышающей время нормального пуска (не менее t = З с). При длительной перегрузке и при затянувшимся пуске реле времени успевает сработать и, размыкая контактом КТ цепь КМ катушки контактора, отключает электродвигатель.
Защита от перегрузки, выполняемая посредством электротепловых реле, обычно использует реле, встроенные в магнитный пускатель. Если электродвигатель подключается к сети через автоматический выключатель, то используют тепловые расцепители. Ток срабатывания расцепителя выбирается с учетом условий, изложенных в §5.5.
Как и в тепловом расцепителе автомата, основным элементом электротеплового реле является биметаллическая пластинка. В защищаемую цепь (фазу статора) электротепловое реле включается непосредственно или через трансформатор тока (для крупных электродвигателей).
|
Чтобы использовать электротепловые реле для защиты электродвигателя от работы на двух фазах, магнитный пускатель содержит два электротепловых реле (KST1 и KST2 на рис. 14.1,б). В отличие от рассматриваемых ниже специальных схем после обрыва фазы электротепловые реле отключают электродвигатель не мгновенно, а через некоторое время. Количество теплоты, выделяемой в реле, и количество теплоты, выделенной в электродвигателе, пропорционально квадрату тока, поэтому при полном соответствии их тепловых характеристик рассматриваемая защита позволяет наиболее полно использовать перегрузочную способность электродвигателя. С помощью тепловых реле наиболее удовлетворительно защищаются от перегрузки электродвигателя длительного режима работы.
Номинальный ток электротеплового реле Iр.ном и номинальный ток его сменного нагревателя Iнг.ном выбирают, исходя из номинального тока электродвигателя:
Iр.ном ≥ Iнг.ном ≈ Iд.ном/KI (14.3)
Для настраиваемых реле одной из характеристик является номинальный ток уставки Iу.ном. Это наибольший длительный ток, который при данной настройке реле не вызывает его срабатывания. Для таких реле должно соблюдаться условие Iу.ном ≥ Iнг.ном > Iд.ном / KI.
При настройке реле серий ТРП и ТРН ток уставки может изменяться в пределах Iу.ном = (0,75÷1,25) Iнг.ном, поэтому для них
Iу.ном ≥ (0,75 KI) > Iнг.ном > Iд.ном / (1,25KI) (14.4)
При коротком замыкании нагреватель реле может перегореть раньше, чем реле отключит электродвигатель. Поэтому в большинстве случаев защита с электротепловыми реле устанавливается только при наличии быстродействующей защиты от коротких замыканий, например плавких предохранителей [83].
Температурная защита [23, 83] использует измерительные преобразователи (датчики) нагрева обмоток электродвигателя: температурные реле и терморезисторы, встраиваемые в лобовые части обмотки статора или вблизи от нее. Основным элементом температурного реле является биметаллическая мембрана. Нагреваясь теплотой обмотки статора, она при определенной температуре скачкообразно изменяет направление изгиба и размыкает контакты, включенные в цепь катушки контактора [14].
|
Для электродвигателей, используемых в сельскохозяйственном производстве, разработаны схемы температурной защиты на основе терморезисторов [23]. Одна из них типа УВТЗ-2 показана на рис. 14.2. Исполнительным элементом устройства является реле постоянного тока KL, в цепь обмотки которого включены последовательно соединенные между собой позисторы RK, встроенные в обмотки фаз электродвигателя. Питание реле осуществляется через стабилизированный выпрямитель, состоящий из диода VD1, резистора R1, стабилитрона VD2 и конденсатора С1. При допустимых температурах обмоток сопротивление позисторов не превышает R = 150÷450 Ом и реле KL находится в состоянии после срабатывания, замыкая своим контактом цепь катушки КМ контактора. В аварийных режимах, когда температура обмотки электродвигателя достигает установленного значения, сопротивление позисторов резко возрастает, ток в обмотке реле уменьшается и оно возвращается в исходное состояние, размыкая цепь катушки контактора. Электродвигатель отключается.
Рис. 14.2. Температурная защита.
Рис. 14.3. Защита от обрыва фазы
В системах электроснабжения напряжением до 1000 В обрыв нулевого провода недопустим, так как при этом нарушается связь между корпусом электрооборудования и заземленной нейтралью электроустановки и это может привести к поражению людей электрическим током. Устройство УВТЗ-2 является защитой и от обрыва нулевого провода. При обрыве напряжение на обмотке реле KL исчезает и электродвигатель отключается. Несмотря на многообразие схем и принципов выполнения защиты от перегрузки, требуется дальнейшая работа по ее усовершенствованию. Необходимо более полное согласование характеристики защиты с тепловой перегрузочной характеристикой двигателя. Имеется ряд предложений (например, [82]) по созданию такой защиты на основе полупроводниковых элементов.
Защита от обрыва фазы — если для электродвигателя, защищаемого предохранителями (или подключенного к сети с такой защитой), возникает необходимость в защите от обрыва фазы, то она может выполняться по одной из схем, показанных на рис. 14.3
[83]. В первой схеме (рис. 14.3, а) при перегорании одного из предохранителей F1— F3 на обмотке соответствующего реле контроля обрыва фазы KS1— KS3 возникает напряжение, реле своим размыкающим контактом KS1—KS3 разрывает цепь самоудерживания контактора КМ и электродвигатель отключается. Во второй схеме (рис. 14.3,6) применены реле тока КА1—КАЗ, обмотки которых выбираются по номинальному току электродвигателя, а токи отпускания — меньше тока холостого хода электродвигателя. При нормальном пуске реле времени КТ не успевает срабатывать и его контакт не размыкает цепь самоудерживания контактора КМ. После исчезновения тока в одной из фаз реле КТ отключает электродвигатель. В третьей схеме (рис. 14.3, б) использовано одно реле KV(KA), реагирующее на смещение нейтрали обмотки статора при обрыве фазы. При этом может использоваться или реле напряжения KV, имеющее уставку U с.р≈0,3Uном, или реле тока КА с уставкой Iс.р < 0,3Iд ном. По такой схеме можно включить и обмотку максимального расцепителя (если электродвигатель подключается к сети через автомат).
|
Отметим, что в эксплуатации находятся и другие схемы защиты от обрыва фазы, разработанные непосредственно на промышленных предприятиях. В таком устройстве обычно совмещается защита от обрыва фазы и перегрузки (см., например, [84]).
Минимальная защита напряжения и автоматика асинхронных электродвигателей. Минимальная защита напряжения может быть осуществлена, если электродвигатель включается в сеть через автоматический выключатель, контактор или магнитный пускатель. При этом в ряде случаев дополнительное реле не требуется, так как схема управления аппаратом уже содержит элементы минимальной защиты напряжения. Такой, например, является схема управления магнитным пускателем, показанная на рис. 14.1, так как исчезновение или снижение напряжения на катушке КМ магнитного пускателя приводит к его отключению. При восстановлении напряжения пускатель автоматически включиться не может. Для этого нужно нажать на кнопочный выключатель SB1.
Если в цепях управления используется ключ SA с фиксированными положениями (рис. 14.4, а) или цепи управления подключаются к независимому источнику питания (рис. 14.4,6), то для минимальной защиты напряжения применяется реле напряжения KV, которое может размыкать цепь удерживающей катушки КМ контактора при напряжении U = (0,25—0,7) (7ном (в зависимости от типа реле и его уставки). Причем в схеме (рис. 14.4, а) контактор после восстановления напряжения автоматически включается, производя автоматическое повторное включение электродвигателя.
Рис. 14.4. Минимальная защита напряжения электродвигателей напряжением до 1000 В
Для ответственных электродвигателей схемы управления, защиты и автоматики обычно выполняются так, что повторное включение контактора или пускателя обеспечивается лишь при восстановлении напряжения в течение заданного времени. В схеме, показанной на рис. 14.4, в, выдержку времени создает реле KL, имеющее замедление на возврат. Недостатком этой схемы является то, что при оперативном отключении электродвигатель отключается не сразу после нажатия на кнопочный выключатель SB2; длительность нажатия должна быть больше выдержки времени, создаваемой реле KL.
Одна из схем, не имеющих указанного недостатка, приведена на рис. 14.4, г. В схеме применены двухпозиционное реле фиксации команды KQ, получающее питание от независимого источника переменного оперативного тока, и реле времени КТ, начинающее отсчет времени при снятии напряжения с его обмотки (реле типа ЭВ-235). Обмотка реле К.Т питается от силовой сети. При подаче команды на включение реле KQ переключается и включает контактор КМ. Вспомогательный контакт КМ2 контактора подает питание на обмотку реле КТ. При исчезновении напряжения в силовой сети контактор КМ отключается, а реле КТ начинает отсчет времени. Если восстановление напряжения происходит раньше замыкания контакта реле КТ, то через контакты непереключившегося реле KQ на обмотку КМ контактора подается напряжение и электродвигатель включается. Если перерыв питания длительный, то контакт реле КТ замыкается и переключает реле KQ в положение, не допускающее повторный пуск электродвигателя при последующем восстановлении напряжения.
Некоторые из рассмотренных схем минимальной защиты напряжения одновременно выполняют функции устройств АПВ, так как допускают повторное включение электродвигателей при восстановлении напряжения. Поэтому такие схемы часто называют схемами АПВ электродвигателей. Схему, показанную на рис. 14.4, а, можно назвать схемой АПВ постоянного действия, а схемы, приведенные на рис. 14.4, в, г, — схемами АПВ с действием в течение заданного времени. Устройство АПВ постоянного действия включает электродвигатель и при подключении его к сети через контактор с защелкой, однако функций минимальной защиты напряжения такой контактор не выполняет. Приведенные схемы не исчерпывают всего многообразия устройств АПВ, применяемых на промышленных предприятиях. Многие из этих устройств выполнены на полупроводниках [85].
Если по условиям технологического процесса требуется автоматическое включение резервного электродвигателя, то схему АВР можно выполнить также на контакторах или магнитных пускателях. Для примера на рис. 14.5 показана комбинированная схема АПВ—АВР электродвигателей низкого напряжения. Взаимно резервируемые электродвигатели M1 и М2 присоединены к разным источникам питания ИП1 и ИП2 через магнитные пускатели КМ1 и КМ2, схемы управления которыми подключены, например, к фазам В и С источников питания (b1, c1 и b2, c2 ). Для выбора рабочего и резервного электродвигателей служит ключ SA.
Рис. 14.5. Комбинированная схема устройства АПВ-АВР электродвигателей напряжением до 1000 В |
Если, например, электродвигатель M1 является рабочим (контакт SA1 разомкнут, a SA2 замкнут), а М2 — резервным, то после исчезновения напряжения источника питания ИП1 магнитный пускатель КМ1 отключает электродвигатель Ml. При этом одновременно начинают отсчет времени реле KL1 с задержкой на отпускание якоря (реле, разрешающее АПВ) и реле КТ2 (реле, осуществляющее АВР). Выдержка времени реле KL1 составляет около t1 == 1,3 с, а реле КТ2 — около t2 = 2 с. В зависимости от того, на какое время нарушилось электроснабжение (менее 1,3 с или более), происходит АПВ электродвигателя Ml или АВР электродвигателя М2.
При АВР схема действует в следующем порядке: замыкается контакт К.Т2, срабатывает реле K. L2, контактом KL2 подается питание на катушку магнитного пускателя К.М2, и он включает резервный электродвигатель М2.
Если электродвигатель Ml отключается защитой (автоматом SF1 или электротепловыми реле KST1), то происходит только АВР электродвигателя М2. Схемы УАПВ и УАВР электродвигателей на основе автоматов SF почти не применяются, так как большинство типов автоматов не имеет приводов для их дистанционного включения.
Защита с использованием полупроводниковых элементов. Стремление использовать для защиты электродвигателей низкого напряжения наиболее простые элементы сдерживало применение полупроводников. Однако прогрессивная тенденция бесконтактного выполнения схем автоматизации проявилась и в разработке новых устройств управления низковольтными электродвигателями и их защиты. Отдельные образцы таких устройств уже находятся в опытной эксплуатации.
С использованием полупроводников выполнена, например, так называемая аналоговая защита электродвигателей [86]. Известно, что процессы нагрева электродвигателя и заряда конденсатора в активно-емкостной цепи описываются одними и теми же уравнениями. Это позволяет создать достаточно простую математическую модель (аналог) нагрева электродвигателя, которая используется для его защиты от перегрева. Аналог состоит из трансформатора тока, квадратора, создающего напряжение, пропорциональное квадрату тока электродвигателя, и резисторно-конденсаторной цепи. Напряжение на конденсаторе пропорционально температуре электродвигателя. После усиления это напряжение подается на исполнительное реле, отключающее электродвигатель при опасном перегреве. По сравнению с защитой, выполненной на тепловых реле, аналоговая защита имеет большее соответствие защитных характеристик тепловым характеристикам электродвигателей. Поэтому она защищает электродвигатель от перегрузок во всех режимах работы.
Для электродвигателей, работающих с частым пуском, магнитные пускатели оказываются мало пригодными из-за быстрого механического износа. Освоение промышленного выпуска тиристоров большой мощности позволило разработать на их основе тиристорные выключатели - бесконтактные аналоги магнитных пускателей, не подверженные износу [87]. Особенностью тиристорного выключателя является то, что устанавливаемая на нем защита должна защищать не только электродвигатель, но и тиристоры. Защита должна быть быстродействующей, чтобы не допустить длительного прохождения по тиристорам тока к.з. Поэтому она, как и силовая часть выключателя, выполняется бесконтактной.
Управление и защита электродвигателей постоянного тока. Защита электродвигателей постоянного тока от коротких замыканий, перегрузок и понижений напряжения осуществляется аналогично соответствующим защитам асинхронных двигателей. Схема управления и защиты электродвигателя постоянного тока средней мощности с независимым возбуждением приведена на рис. 14.6, о, б. В этой схеме контактор К.М1 служит для подключения цепи якоря к источнику питания в момент пуска, а контактор КМ2 — для закорачивания пускового реостата Кпск. После того как электродвигатель наберет обороты, его пусковой ток уменьшится, а создаваемая якорем
противо-ЭДС станет достаточной для срабатывания контактора КМ2. Так как коэффициент возврата контакторов постоянного тока очень низок (kв = (0,1¸0,15), то контактор К.М1 для минимальной защиты напряжения непосредственно использовать нельзя, поэтому защита выполнена с помощью реле напряжения KV. Вспомогательный контакт контактора К.М1.3 (в цепи катушки К.М2) осуществляет защиту электродвигателя от запуска с закороченным пусковым реостатом в случаях, когда запуск осуществляется вскоре после его отключения. Отсутствие этого контакта привело бы к длительному удерживанию контактора КМ2 за счет противо-ЭДС якоря, вращающегося по инерции после отключения питания.
Цепь якоря и цепи управления защищены от коротких замыканий плавкими предохранителями F - F3, а для защиты якоря от перегрузок служит реле тока КА. При обрыве цепи обмотки возбуждения LM срабатывает реле обрыва поля K. S и электродвигатель отключается.
|
|
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!