Мудрость, записанная на глине — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Мудрость, записанная на глине

2021-05-27 26
Мудрость, записанная на глине 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Я открою тебе сокровенное слово.

Из литературы Ассирии и Вавилона

 

Легендарный Вавилон… Висячие сады – одно из чудес света. Знаменитая ступенчатая башня – зиккурат. Древнее Двуречье…

«Месопотамия получила имя от своего положения… эта область расположена между Евфратом и Тигром; Тигр обживает только восточную ее сторону, тогда как Евфрат – западную и южную…» – писал о Древнем Двуречье – Халдее – живший на рубеже нашей эры греческий географ Страбон (География, XV, 1, 21). Именно там, между двух великих рек, возникла одна из первых в истории человечества цивилизаций.

Создание этой культуры относится к такой глубокой древности, что память об этом не сохранилась даже в древних летописях. Согласно Библии, Нимрод, сын Куша, внук Хама, явился завоевателем в Халдею, в состав которой входили четыре города (Бытие, X, 10). Но если, явившись завоевателем, он нашел там города, значит, цивилизация существовала уже до него.

Раскопки и исследования позволили установить следующее: к концу IV тысячелетия до н. э. шумеры, племена неизвестного этнического происхождения, освоили болотистую, но плодородную долину рек Тигра и Евфрата, осушили болота, справились с нерегулярными, а иногда и катастрофическими разливами Евфрата, создав сложную систему ирригации, и образовали первые в Двуречье города–государства.

В первой половине II тысячелетия до н. э. среди этих городов наиболее значительную роль стал играть Вавилон. Он достиг своего расцвета при царе Хаммурапи (1792–1750 гг. до н. э.). Позже, под нашествием горных племен, он пришел в упадок более чем на 500 лет. Новый расцвет Вавилона пришелся на годы правления царя Навуходоносора II (умер в 562 г. до н. э.). А в 538 году до н. э. легендарный город был завоеван персами.

За три с половиной тысячелетия жители Древнего Двуречья создали уникальную цивилизацию. Сделанные ими открытия не только перешагнули границу древнего государства, но и пережили свое время. В наследство от той далекой поры нам досталась семидневная неделя, деление суток на 24 часа, разбиение окружности на 360 градусов… Но среди разнообразных достижений цивилизации, приписываемых жителям Древнего Двуречья, наиболее значительным было изобретение письменности: они писали клинописью на глиняных табличках. Самые ранние образцы письменности относятся к концу IV – началу III тысячелетия до н. э., самые поздние датируются первыми годами нашей эры.

Наши представления о жизни и верованиях халдейских народов почерпнуты главным образом из многочисленных записанных на глине сочинениях, найденных в развалинах древних городов.

 

ДЕМОНОЛОГИЯ

 

Каждый год, каждый день умирают люди и рождаются новые. Где же находятся двойники умерших, эти бесчисленные духи, покинувшие свои тела одновременно с их смертью? Очевидно, они невидимо наполняют собой весь окружающий мир. Так думали шумеры и потому шагу не могли ступить, чтобы не «наткнуться» на какого–нибудь духа.

Из бесчисленных духов, населяющих мир, только немногие, по мнению шумеров, принадлежат к разряду добрых, ставших благодетелями людей. Благосклонно настроенные духи живут в полях, корнях и стеблях растений, в водах рек и озер. Но и они бывают порой капризны и могут даже навредить человеку, если тот их чем–нибудь обидит. Поэтому шумеры очень старались жить в ладу с этими сверхъестественными «соседями». Для этого обычно поступали следующим образом: на меже ставили камни, на которых вырезали изображение змеи или скорпиона. Шумеры были убеждены, что, увидав изображение своего любимого животного, полевой дух поселится в таком камне. Призвав дух поселиться в межевом камне, владелец поля старался затем, чтобы дух стал гением–хранителем поля. Лучшим средством для этого считалось принесение жертвы: масла, фиников, вина. При этом произносилась молитва. Аналогичные жертвы приносились и духам, живущим в водоемах. По мнению шумеров, это было гарантией неиссякаемости источника воды.

Но гораздо больше, чем добрых духов, было, по мнению шумеров, злых. Все зло, какое только есть в мире, болезни, несчастья и саму смерть они приписывали действию этих злых духов или демонов. Начнет косить народ чума, значит, напал на людей Намтар, демон чумы. Подует из Аравийской пустыни знойный юго–западный ветер, несущий с собой тучи песка, значит, налетел страшный демон юго‑западного ветра, крылатое чудовище с головой собаки и туловищем человека. В горах, в поле – повсюду летают злые демоны, нападают на человека, и бедственно положение несчастного, пораженного ими.

В демонологии Древней Халдеи среди добрых и злых духов был установлен строгий иерархический порядок, и личности демонов с их характерными чертами были старательно разграничены. Согласно верованиям шумеров, существовало два высших класса демонов, природа которых была близка к божественной: алад (гений) и ламма (колосс). Помимо них различали еще пять классов собственно демонов, природа которых была решительно злого характера: утук, алал, гигим, телал и шаским. Каждый класс образовывал группу семи, число, которому в особенности приписывали магическое значение.

Деятельность некоторых демонов была направлена на борьбу с мировым порядком в целом, с самими богами. Сто семь злых духов, или «огненных сфер», которые нарушают порядок движения планет, устраивают затмения Солнца и Луны, и при сотворении мира вели ожесточенную борьбу против небесных богов. Эти демоны часто нападают и на человека и производят страшные катастрофы:

«Нечистая сила, вихрем крутящая, злые духи, беспощадные демоны, рожденные у небесного края, злодеи и изверги, со злом каждый день выступавшие, – вперед все несутся они, чтобы бедствия всюду творить. Из этих семи первый есть буря, второй же дракон, и пасти его ядовитой никто не избежит, третий пантера и т. д., все семеро – вестники Ану царя, они город один за другим в темноту погружают; ураганы, в небе которые злобно бушуют, ураганы, что на небе тьму нагоняют, вихри, которые ясные дни в мрачные превращают; они несут дождевые потоки Раммона вместе со злыми ураганами и ветрами, а на окраинах неба молнией ярко сверкают они. Чтобы убивать, несутся они по широкому небу; они стоят враждебно к жилищу Ану и равных себе не имеют» (Леманн. Иллюстрированная история суеверия и волшебства от древности до наших дней. Киев, 1993, с. 26.)

Кроме них, человек окружен бесчисленным множеством демонов низшего ранга, деятельность которых влияет на события его повседневной жизни. Они делают исключительно человека целью своих нападений и вносят расстройства и несчастья всюду, где только можно:

«Они есть исчадия ада; тому, что есть высоко, падением угрожают, внизу же великие смуты творят… вокруг башен высоких, зданий просторных теснятся, кружатся они; они проникают из одного дома в другой, и удержать их дверями нельзя, нельзя запереть и замками; они проползают сквозь двери, как змеи; мешают жене от мужа зачать; из рук человека воруют детей, из отчих домов изгоняют владельцев. Они тот голос зловещий, который, людей проклиная, преследует всюду», – так говорится об этих демонах в одном заклинании (Леманн, с. 27).

Поскольку одни духи добрые, а другие – злые, между ними происходит непрерывная и повсеместная борьба за существование, причем победы сменяются поражениями. Именно это становится причиной, почему за спокойным состоянием природы следуют беспокойные периоды и бедствия для людей, почему правильное течение явлений природы нарушается неожиданными катастрофами.

Веря во все это, человек ни на минуту не мог считать себя в безопасности. Для борьбы с демонами он должен был искать помощи у добрых богов и духов, призывая их для изгнания злых. Иными словами, при таком представлении бытия магия становится необходимостью.

 

ИСКУССТВО ЗАКЛИНАНИЯ

 

Наиболее эффективным средством против демонов были заклинания – специально придуманные торжественные формулы. Искусство заклинания было делом необыкновенно сложным и чрезвычайно ответственным. Учитывая, что число добрых и злых духов невероятно велико, а неправильно прочитанное заклинание могло злых сделать еще злее, не всякий желающий мог производить магические операции. Они должны были исполняться человеком, посвятившим всю свою жизнь изучению мира духов, обладающим основательным знанием магических формул и хорошо знающим, что надо делать в каждом отдельном случае. Таким человеком был жрец. Но поскольку из–за сложности системы заклинаний ни один из них не мог оказывать помощь во всех возможных случаях, имела место своего рода специализация. Из глиняных табличек известно, что халдейские жрецы, совершавшие заклинания, разделялись на три класса: собственно заклинатели, врачи и жрецы–чародеи. Однако в повседневной жизни не всегда можно было прибегнуть к помощи мага, поэтому некоторые формулы заклинаний надо было знать наизусть. И каждый человек знал их столько, сколько требовалось для домашнего обихода.

Форма заклинаний была весьма однообразна. Прежде всего назывались имена злых демонов или изображались их действия, затем высказывалось желание, чтобы они были изгнаны. При этом желание часто выражалось в форме категорического требования, а сами заклинания в связи с этим можно разделить на три типа: содержащие прямые приказания, содержащие угрозу в адрес демонов и заклинания–молитвы. В заключение же приводилась неизбежная во всех заклинаниях формула: «Дух неба, заклинай их! Дух земли, заклинай их!», которой приписывали особенное магическое значение. Вот так звучит, например, заклинание против злых духов:

«Семь, их семь! Семь их в глубочайших пучинах моря. Семь смутителей небес; восстают они из глубочайших недр океана, из сокровенных тайников. Не мужчины они и не женщины они; распространяются, как семя. Нет у них женщин, не рождаются дети; честь и благость им неизвестны; молитв и просьб они не слушают. Нечисть, рожденная в горах, враги бога Эа, они есть орудие главы богов. Чтобы испортить дорогу, падают они наземь. Враги! Враги! Семь их, семь их, дважды семь их! Да заклянет их бог неба! Да заклянет бог земли!» (Леманн, с. 23).

Как видно из молитв и заклинаний, местопребыванием злых демонов считались пустыни, вершины гор, гиблые болота и моря. Отсюда они отправлялись в города и села, в жилища людей. И цель многих заклинаний состояла в том, чтобы загнать их обратно. Пройдут века, и через посредство иудеев древнее халдейское верование придет к нам вместе с выражением «козел отпущения» (раз в год грехи людей возлагали на животных, чаще всего на козла, которого затем изгоняли).

Лучшим защитником от демонов считался мудрый бог Эа, которому было известно все происходящее на земле и на воде. Искусству заклинания он научил своего сына бога Мардука, который, прежде всего в Вавилоне, занял его место. И все же, как следует из клинописных табличек, Мардук обычно обращался сначала за советом к своему отцу, который отвечал ему; «Сын мой, чего ты не знаешь, что я могу тебе еще сказать?», но тем не менее давал ему точные указания. К этим двум богам и обращались чаще всего за помощью в заклинаниях и молитвах.

Искусство заклинания требовало технических приемов. Для большей эффективности заклинания должны были произноситься ночью, шепотом; и нередко сопровождаться символическими действиями и употреблением разных снадобий. Как правило, для заклинаний были необходимы кедровый жезл, факел, курильница. Часто обряды–заклинания совершались в пустыне, куда намеревались загнать демона, или на берегу реки. В дополнение к заклинанию можно было изготовить фигурку демона, посадить ее на кораблик и пустить по течению реки или закопать в землю, чтобы демон не мог больше причинять вреда.

Большая часть заклинаний была направлена против болезней. Медицина в Халдее являлась отраслью магии. Все болезни представлялись невидимыми существами–демонами, нападавшими на человека (ну как не провести тут параллель с микробами), и задачей врача было изгнать их из тела. С этой целью вместе с произнесением заклинаний больному давались напитки, которым приписывалось магическое действие и которые могли быть действительно лекарствами. Помимо этого допускались и другие магические действия: накладывание различных материй, завязывание узлов и так далее.

Часто заклинания читались над изготовленными фигурками. Вот, например, как боролись с бичом древнего мира – чумой. Сначала читали заклинание: «Злобный Намтар, чума, сжигает страну, как огонь; Намтар на людей нападает, как Идиа, лихорадка; Намтар ползет по равнине, как цепь. Намтар, поймавши человека, обращается с ним, как с врагом; как пламя, сжигает Намтар человека; Намтар не имеет ни рук, ни ног; он на людей нападает подобно змее; словно узлом, вяжет Намтар человека, который хворает». Затем дается следующее предписание; «Вымеси ил океана, и образ, Намтару подобный, вылепи ты из него. Прикажи положить человека, затем очищенье над ним сотвори и образ, Намтару подобный, ему на распухший живот возложи; волшебство ему сообщи, что прямо из Эриду исходит. Взор его обрати на запад. Чтобы злобный Намтар, который в теле его обитает, тотчас бы вышел оттуда» (Леманн, с. 30). Заклинание сопровождалось таинственными обрядами, изготовлением фигурки того существа, которое надо было победить, и совершением над этой фигуркой магических действий.

Следует отметить, что при раскопках на местах древних городов Двуречья находили множество глиняных статуэток странного вида; они сочетали в своем облике черты различных животных. Очевидно, эти глиняные статуэтки изображали демонов различных болезней и использовались при известных заклинаниях.

Но если жрецы лепили фигурки демонов и, произнося определенные заклинания, сжигали их, то ведьмы изготавливали изображения людей, которым хотели нанести вред, и мучили их в уверенности, что те же муки будут испытывать их жертвы и в жизни.

Любопытно, что подобные верования получили широкое распространение в средневековой магии и в простонародном колдовстве. По свидетельству арабского писателя Ибн–Халдуна, еще в XIV веке таинственные операции над фигурками людей производили в тех же местах, что и в свое время халдеи.

«Мы видели собственными глазами, – писал Ибн–Халдун, – как один из этих чернокнижников изготовил фигурку лица, которое он хотел околдовать. Эти фигурки состоят из разных материалов, которых качество сообразуется с намерением колдуна и коих символическое значение соответствует в известной степени имени и состоянию жертвы колдуна. Поставив перед собой изображение, представляющее фактически или символически известное лицо, и проговорив над ним какие–то слова, колдун плюет на него, произнося при этом таинственную формулу, затем кладет на фигурку шнурок и завязывает на нем узел, обозначая тем, что он поступает с решительностью и твердостью, что заключает союз с бесом, помогавшим его действию при плевании, что имеет намерение сделать свое колдовство неразрушимым. Злой дух, исшедший изо рта колдуна с плевком, участвует в его пагубных действиях и словах, а затем последовательно к нему присоединяются и другие бесы, так что колдун вполне в состоянии причинить своей жертве то зло, которое пожелает».

Колдовство при помощи фигурок, изготовленных из глины, дерева и других материалов с целью нанесения вреда, и по сей день широко применяется у ряда народов Азии и Африки. Что касается Халдеи, то в клинописных заклинаниях упоминаются люди, «подделывающие подобие», которых следует наказывать.

 

АМУЛЕТЫ И ТАЛИСМАНЫ

 

Другим эффективным средством против демонов считались амулеты и талисманы. Им приписывали чрезвычайную защитную силу. До нас дошло одно обширное заклинание, в котором описывается сила талисмана, называемого «пограничным пределом между небом и землей», «богом, силу которого не может побороть ни один бог», и тому подобное.

Талисманы представляли собой изображения богов, и их ставили всюду: перед домом и в самом доме. Так, например, дом защищали «семеро мудрых». Это были человеческие фигурки с птичьими головами и крыльями или мужчины, покрытые рыбьей чешуей. Их зарывали у входа в дом, в четырех углах главного помещения и посреди комнаты. Изготавливали талисманы из глины, дерева, металла, теста, асфальта. В воротах же царского дворца стояли сказочные существа – защитники царя от демонов.

Амулеты были различного рода. Некоторые состояли из куска какой–либо материи, на которой были написаны магические формулы. Эти лоскутки прикреплялись к домашним сосудам или одеждам. Кроме того, использовались дощечки или статуэтки, изображающие богов или духов. Их носили на шее постоянно или только при определенных обстоятельствах.

Чаще всего амулеты и талисманы изображали добрых богов, но иногда тех самых демонов, которых хотели изгнать. Халдеи напрягали свою фантазию, чтобы изобразить этих демонов как можно более уродливыми. Так, например, Ламашу, распространявшего детскую лихорадку, они представляли в виде старухи с обнаженной грудью, лапами хищной птицы и гримасничающей головой льва. По большей части она стоит во весь рост или на коленях на осле и кормит грудью свинью или собаку, то есть животных, которых считали нечистыми. А у демона бури Пазузу, который насылал сильную головную боль и тошноту, было почти человеческое тело, вместо ног – лапы хищной птицы, голова, похожая на львиную, с огромными глазами и большими рогами, руки заканчивались звериными лапами, на спине крылья – символ бури. Халдеи делали фигурки демонов безобразными в надежде на то, что, увидя свой собственный образ, демоны сами себя испугаются и принуждены будут оставить свою жертву.

Помимо этого халдеи верили в магическую силу узлов и повязок (наузов) и носили их в качестве амулетов.

Примечательно, что в древности амулетом мог стать практически любой предмет, в том числе и предмет быта. Причина того – особенности восприятия древними окружающего их мира вещей. В современном обществе между человеком и вещью нет подлинной связи, человек стремится к вещам и ценит их как предметы, обеспечивающие ему комфорт, или как знаки социального престижа.

Совсем по–иному относились к вещам в древности. Тогда их было меньше, и находились они в обращении гораздо дольше: одна вещь могла служить нескольким поколениям и передаваться от отца к сыну, к внукам. Человека и его имущество – поле, дом, предметы быта – связывали глубокие личностные отношения. Вещи могли не только нести функциональную нагрузку, но и воплощать в себе качества их обладателя, иметь собственную душу, имя, жизнь.

Яркий пример тому – хорошо известные археологам и этнографам сосуды, наделенные деталями человеческого тела (глаза, грудь и т. д). Хотя этот сосуд имел прямое функциональное назначение, он был «очеловечен». Судя по археологическим раскопкам, такие сосуды были широко распространены в древности. Иными словами, ни один предмет не был для древних предметом самим по себе, он олицетворял еще что–то, являлся символом чего–то. Известный религиевед Мирча Элиаде писал: «Возделываемое поле это нечто большее, чем участок земли, это еще и тело Матери–Земли; соха – то фаллос, хотя в то же время и сельскохозяйственный инструмент; вспахивание – одновременно и механическая работа и сексуальное соединение».

В связи с этим любопытно происхождение такого амулета, как жезл (палка, скипетр). У богов в Халдее, у некоторых богов семитов и индоевропейцев символом святой божественной и царской власти была белая палка (часто в сочетании с красным кольцом). Восходит этот символ к Древу Жизни, которое, будучи очищено от ветвей, представляет собой столб. Изображение священного столба со временем превратилось в жезл. В Халдее не только боги, но и земные владыки обладали жезлом. Простые люди также считали палку амулетом. Они вставляли маленькие колышки в расширенные отверстия ушной мочки, в нос или губу.

Нередко амулетом становился обычный предмет, который передавался от отца к сыну и становился своего рода семейной реликвией. Такого рода амулеты ценились тем больше, чем были древнее.

Пройдут века, амулеты и талисманы войдут в арсенал средневековых чернокнижников, а написанные на них непонятные и потому таинственные восточные слова станут непременным атрибутом магии.

 

«ВЫСОЧАЙШЕЕ ИМЯ»

 

Заклинания, амулеты и талисманы не всегда были действенны. Но существовала одна власть, перед которой преклонялось все в мире: это было сокровенное, божественное имя, «высочайшее имя», всемогущее, имя, которое знал только великий бог Эа. Имя это навсегда осталось тайной Эа, так как если бы кто–нибудь узнал его, то получил бы могущество, опасное для самих богов. Лишь однажды бог Эа сообщил его своему сыну Иардуку, чтобы дать ему силу против демонов. Кроме того, в поэме о нисхождении Иштар в преисподню рассказывается, что, когда ее хотели удержать в аду, бог Эа послал своего служителя открыть богине ада Аллат «имя всемогущих богов» и тем побудил ее отпустить Иштар на свободу.

Не только Эа, но и другие боги носили, кроме общеизвестных, еще и тайные имена, знание которых давало власть над всей природой.

Аналогию этим верованиям можно найти у иудеев, индийцев и других народов. Так, у индийцев ребенок после первого кормления получал тайное имя, известное только его отцу и матери, а на десятый день ему давалось общественное имя. Тайное имя скрывалось на том основании, что существовало убеждение: тот, кто узнает его, получит власть над жизнью человека. То же представление переносилось и на мир богов. Тайные имена, как правило, не выходили за пределы религиозных обществ и союзов.

 

ТАЙНЫ ЧИСЕЛ И БОГОВ

 

Таинственную силу халдеи приписывали и некоторым числам, знание которых, согласно верованиям, могло дать успех в каком‑либо деле. Поэтому каждый из вавилонских богов был обозначен своим числом от 1 до 60:

Ану – 60

Эа– 40

Бэл – 20

Адад– 10

Энлиль – 50

Син – 30

Мардук – 11.

Злые демоны были обозначены дробными числами:

Утук – 30/60

Гигим – 40/60

Маским – 50/60.

Число «60» было ритуальным. Но почему именно 60? Исследования показали, что халдеи изобрели уникальную в своем роде шестидесятеричную систему счисления. Они считали тройками, по числу суставов на каждом пальце левой руки (без большого пальца), то есть до 12. А каждый палец правой руки (включая большой) означал 12. Благодаря этому счет продолжался до 60.

Будучи ритуальным, число 60 вошло в основу древневавилонского календаря. Наблюдая особенности кругового движения Луны и Солнца, халдеи пришли к выводу, что год состоит из 360 дней. Поэтому круг они разделили на 360 градусов, по одному градусу на каждый день. Позже шестидесятеричная система счисления была положена не только в основу деления углов, но и времени. Поэтому в одном часе 60 минут, а в одной минуте – 60 секунд.

Числа, кратные 60, например 360, также получили значение ритуальных. Так, по сообщению Геродота (История, I, 189, 190), древнеперсидский царь Кир (486–465 гг. до н. э.) раздробил реку Гинд, в которой утонул его любимый конь, на 360 ручьев.

Тем, что в сутках 24 часа, мир также обязан халдеям. Считая тройками, они разделили сутки на 12 двойных часов или – на 24.

Из Халдеи пришла и семидневная неделя. Наблюдая небо, древние астрономы насчитывали 7 планет, которые отождествляли с семью богами вавилонского пантеона. А каждый из богов, в свою очередь, имел свой день недели:

Солнце – бог справедливости Шамаш – воскресенье.

Луна – бог Луны Син – понедельник.

Марс – бог кровопролитной войны и владыка преисподней Наргал – вторник.

Меркурий – бог мудрости Набу – среда.

Юпитер – глава пантеона Мардук – четверг.

Венера – богиня любви Иштар – пятница.

Сатурн – бог счастливой войны Нинута – суббота.

Числовая магия получила широкое распространение в Халдее. Она использовалась даже в архитектуре для определения размеров различных частей храмов. Так, знаменитый вавилонский зиккурат имел 7 ступеней, плоскость каждой ступени куба была пропорциональна нечетным числам: 1,3,5,7,3,11,13. Сумма этих чисел давала 49, то есть 72, а 7 – число сакральное.

Позже числовая магия халдеев получила развитие в каббалистической литературе и стала предметом бесчисленных спекуляций вплоть до наших дней.

 

«ГОСПОДЬ ВОЗДВИГ НАМ ПРОРОКОВ И В ВАВИЛОНЕ»

 

– сказано в Библии (Иеремия, XXIX, 15). Ив самом деле, из множества дошедших до нас письменных источников очевидно, какое большое значение придавали в Халдее предсказанию будущего.

По своей сути предсказание – это способ общения со сверхъестественными силами – богами, духами, демонами, которые, согласно верованиям, влияют на жизнь отдельного человека или целой группы людей. В основе же предсказаний лежит глубокое убеждение в том, что все в природе взаимосвязано: движение планет, дожди и засуха, рождение животных с теми или иными физическими отклонениями от нормы, войны, перевороты, – все связано между собой незримыми, но прочными нитями и над всем воля божества. В практической деятельности предсказатели исходят из того, что сверхъестественные силы могут и хотят сообщить о своих намерениях, так как заинтересованы в благополучии индивида или группы: ведь если о грозящем зле узнать заранее, то несчастье можно предотвратить с помощью соответствующих средств.

Контакт или общение со сверхъестественными силами устанавливается несколькими способами: божество может либо отвечать на поставленные вопросы, либо сообщать то, что хочет, через посредника–жреца. Двустороннее общение требовало специальных методов. Их было два: действенный (оперативный) и магический. В обоих случаях возможны два вида ответов: один – бинарный (да – нет), другой основан на некоем коде, принятом обеими сторонами: и божеством и предсказателем.

При действенном методе божеству представлялась возможность непосредственно влиять на объект, когда предсказатель бросает, например, жребий, наливает масло в воду или возжигает курильницу. Иными словами, божество может повлиять на то, какой выпадет жребий, как растечется масло и так далее.

При магическом методе божество вызывает изменения в явлениях природы – ветер, гроза, движение звезд – или воздействует на поведение, внешние или внутренние особенности животных и даже человека. Магический акт направлен на то, чтобы дать ответ, при этом оговаривается время, в течение которого божество должно ответить.

Эти воззрения разделяли и халдеи. Уже в глубокой древности они верили, что все происходящее вокруг не только объясняется конкретными – пусть неизвестными – причинами, но имеет определенную цель: сообщать наблюдателю намерения той сверхъестественной силы, которая вызвала к жизни эти события. Поэтому все заслуживающее внимания, все значительное и необычное стало записываться. Так появились записи о небесных знамениях, о странном поведении животных и так далее. Позже эти записи систематизировали, и появились сборники клинописных текстов, содержащих знамения. Каждая запись в таких сборниках состоит из двух частей: претасиса, где излагается происшествие, и анодосиса, где содержится предсказание.

Большое количество гадательной литературы было найдено в развалинах библиотеки царя Ашшурбанипала (669 – ок. 633 г. до н. э.). Гадательные таблицы разбиты на большое число однострочных рубрик, каждая из которых относится к какому–либо специфическому случаю. В них указано, к чему может привести в будущем какое–либо точно охарактеризованное происшествие, о чем свидетельствует поведение или внешний вид животного, что сулят отклонения от норм тела человека или животных или удивительные формы растений. Предсказание каждый раз отнесено либо к положению дел в стране, либо к определенному человеку.

В этих записях поражает многообразие тем, охватывающих всевозможные явления: движение небесных тел, атмосферные явления, поведение животных и так далее. Иными словами, каких только гаданий не придумали халдеи.

Астрология – учение об определении будущих явлений при помощи звезд. Для халдеев она стала наукой, побуждавшей их к новым астрономическим наблюдениям.

Точность астрономических наблюдений халдеев была поразительной. И неспроста. Халдеи верили, что все, что происходит на Земле, имеет свою причину в движениях небесных тел, и все периодично, потому что повторяется само движение небесных тел. А значит, отмечая в пределах довольно продолжительного периода времени все замечательные и необыкновенные события, происходящие на Земле, и сопоставляя их с положением небесных тел, можно предсказать будущее.

Приведем отрывок из астрологического трактата: «В первый день, если случится затмение, если оно начнется на юге и будет светло – умрет великий царь. В месяц Таммуз, во второй день, если наступит затмение и начнется с севера и будет светло – царь будет воевать с царем. Таммуза в третий день, если наступит затмение и начнется с востока и будет светло – польются дожди и будут наводнения. Таммуза, четвертого дня, если наступит затмение и начнется с запада и будет светло – в Финикии уродится хлеб. Таммуза, пятого дня, если наступит затмение и взойдет великая звезда – будет голод в стране» (Леманн, с. 36).

По сути, астрология халдеев явилась смелой попыткой выразить волю бога в формулах и числах, в периодах восхода звезд, обращениях планет, их соединений и противостояний. Открывать соотношения божественных деяний и человеческой судьбы по движению небесных тел, выводить из воли божества, олицетворяющего весь космос, закономерности жизни и смерти – вот что стало задачей «звездной религии». В Средние века и в эпоху Возрождения это искусство достигло в Европе высокого развития, оно самостоятельно зародилось и развилось в Азии и Америке. И не умерло по сей день.

Экстипиция – предсказание будущего по виду, разного рода изменениям и другим особенностям внутренностей животных.

Халдеи верили, что бог солнца Гамаш «написал пророчество в утробе жертвенного животного». И задача жреца состояла в том, чтобы понять это пророчество и разъяснить его людям. Чаще всего гадали по печени. В помощь жрецам были составлены многочисленные таблицы, изготавливались даже из глины модели печени. Рассматривая печень, можно было сделать много разных наблюдений, поэтому в итоге подсчитывали благоприятные и неблагоприятные знаки, сумма их указывала на тот или иной исход гадания. О том, какие особенности при этом учитывались, свидетельствует один древневавилонский трактат, в котором называют различные формы желчного пузыря и истолковывается их значение для будущего:

«Если желчный проток набух сверху: созерцающий жертву приобретет добрую славу. Если левая сторона желчного пузыря набухла снизу: у врага твоего будут заботы на сердце. Если желчный пузырь тонкий, как игла: пленный сбежит. Если левая сторона желчного пузыря набухла сверху: падет дворец врага. Если желчный пузырь набух и слева, и справа: доверенный твой выдаст государственную тайну… Если оказалось три желчных пузыря и один взгромоздился на другой: сыновья при жизни отца промотают добро своего отца».

Поскольку все земные события, в том числе и изменения во внутренностях жертвенных животных, предопределяются движением небесных тел, то есть волей богов, то и все виды гаданий в той или иной степени связаны с астрологией. О последнем свидетельствует, в частности, тот факт, что фразеология древнейших астрологических трактатов близка к другим видам гадания. Вероятно, исходный месопотамский тип печени для гаданий отражен в знаменитой этрусской бронзовой модели печени из Пьяченцы, представляющей собой карту неба с нанесенными на нее названиями божеств.

Примечательно, что старовавилонские модели печени для гаданий в то же время представляли собой и образ города, о чем свидетельствуют названия отверстия пуповины – «Дворцовые ворота» (в греческой традиции, например, в описании гадания по печени в «Электре» Эврипида – «ворота») и такие тексты предсказаний, как «если остановка отсутствует, на месте же ее просвечивается пузырь, то царский город будет взят». Очевидно, взаимное соответствие неба и земного города воплощалось в печени для гаданий, добавлявшей к этому ряду соответствий еще один символический язык – анатомический.

Гадания по внутренним органам животных практиковались и в Китае, и в Юго–Восточный Азии с незапамятных времен. В Средние века эти гадания постепенно исчезли из арсенала магии.

Гадание по поведению животных и птиц. О толковании полета птиц известно только, что это гадание играло у халдеев весьма важную роль.

Зато сохранилось немало табличек об особенностях поведения животных и связанных с этим приметах. Вот например:

«Если овца родит трех барашков, страна будет вкушать свое счастье, дела у хозяина овцы пойдут хорошо, дом его расширится. Если овца родит четырех барашков, на страну нападут враги, заберут весь урожай. Восстанет мятежный царь, в стране будет переворот…

Если овца родит газель, то будут дни князя в согласии с богами или будут у князя храбрые воины».

Особенное значение придавали собакам, за поведением которых, судя по дошедшим до нас магическим трактатам, строго следили.

Многие предсказания, связанные с поведением животных, перешли в средневековую магию и дожили до наших дней в форме суеверий.

Гадание по аномалиям тела. Для Халдеи было характерно пристальное внимание к аномалиям в строении тела. Был даже особый жанр предсказаний по аномальным рождениям:

«Если женщина родит и (у ребенка) будет львиная голова, будет в стране сильный царь. Если женщина родит и (у ребенка) будет голова свиньи, будет скот плодовит и дом мужа ее расширится».

Особое значение придавалось рождению близнецов:

«Если женщина родит близнецов, держащихся за руки, – этой страной, где правил один, два будут править.

Если женщина родит близнецов и правый будет без правой руки, – будут враги убивать мечами, страна оскудеет, поражение войска».

Были написаны обширные труды, в которых перечислялись телесные уродства людей, в них значилось более 100 отклонений от нормы. До нас дошло обширное магическое сочинение по этой теме со множеством таблиц: одни таблицы трактуют об уродах царского происхождения, другие, – об уродах среди простых смертных, третьи – об уродствах животных.

Леканомантия – наблюдение за маслом на воде или гадание на чаше. Происходило это следующим образом: жрец наливал несколько капель масла в чашу, наполненную водой, и изучал затем, какую форму примет масло на поверхности воды, растечется или останется в виде сплошной массы.

«Если масло вспенится: больной умрет. Если масло разделится на 4 части: враг мой завладеет крепостями моего войска. Если после восхода солнца из масла вытечет капля воды, а затем скатится по поверхности до края масла: для больного – он выздоровеет, для похода – я разобью врага».

Вероятно, этот способ гадания явился прообразом гаданий на кофейной гуще.

Гадание по жребию. Бросание жребия было мало распространено в Халдее.

О халдейском обычае гадать по жребию упоминается в Библии: «…царь Вавилонский остановился на распутье, при начале двух дорог, для гадания: трясет стрелы, вопрошает терафимов, рассматривает печень» (Иезекииль, XXI, 21). На ассирийских и вавилонских памятниках часто изображались эти мантические стрелы, обычно их было 8. Они без перьев и тупы невероятно, употреблялись двояко: или ими стреляли в воздух, чтобы определить направление, которого держаться, или же, пометив их какими–либо знаками, одну из них вытаскивали из колчана.

Этот вид гадания в видоизмененной форме сохранился до наших дней.

Онейромантия – толкование снов. Уже в героическом эпосе о Гильгамеше главный герой и его друг Эабани предугадывают благодаря снам все выдающиеся события своей жизни. Большим почетом пользовались толкователи снов. Известно, что пророк Даниил сделался могущественным человеком в государстве, растолковав царю Навуходоносору его сон (Даниил, II, 48).

Сны играли столь важную роль у халдеев, что они даже подробно записывали их в свои ист<


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.125 с.