Уникальный творческий процесс — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Уникальный творческий процесс

2021-05-27 65
Уникальный творческий процесс 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

С приходом в творческую группу Александра Птушко начался съемочный процесс, равного которому еще не было в советском кинематографе. Наше кино не имело опыта создания фильмов ужасов, но мастерство Птушко, умевшего создавать образы леших и домовых, создавать атмосферу сказки, стало надежным залогом спасения ленты. В титрах картины Птушко был упомянут только как один из авторов сценария, хотя на самом деле он был полноценным режиссером картины, разработчиком и постановщиком трюковых съемок.

В финальной сцене фильма Хому окружают разные представители нечистой силы – чертенята, нетопыри (летучие мыши). У зрителя оставалось ощущение, что вся нечисть вполне реальна. В действительности под ногами у Леонида Куравлева бегали черные котята, которым надели шапочки с рожками. Но мало было придать актерам и животным черты нечистой силы, необходимо было еще воспроизвести на экране полеты чертей и свободное движение домовых по отвесным стенам церкви.

Но больше всего хлопот доставил съемочной группе сам Вий – мистический повелитель темных сил. Его тяжелый костюм был сделан главным образом из мешковины, обработанной разными смолами, и актеру было очень трудно передвигаться.

По сюжету гоголевской повести гроб с телом ведьмы должен был летать по воздуху. Этот сложнейший трюк снят так, что у зрителя создается полная иллюзия полета, однако на съемках едва не произошла трагедия. Во время полетов Наталья Варлей выпала из гроба, но, к счастью, ее подхватил Леонид Куравлев. С тех пор все российские актрисы, которым по сюжету фильмов приходится умирать, настаивают на том, чтобы в гроб вместо них ложились дублерши. И вообще – умирать по сюжету фильма стало считаться плохой приметой.

 

Таинственное исчезновение из проката

 

После событий 1968 года в Чехословакии в СССР всерьез заговорили о растлевающем влиянии Голливуда на молодых режиссеров и в качестве яркого примера подражания американским образцам, в первую очередь, называли «Вия». Не помог даже мировой авторитет Птушко, по фильмам которого уже тогда учились спецэффектам голливудские режиссеры, в частности молодой Стивен Спилберг.

«Вий» мог и далее давать Госкино большие прибыли, так как интерес к жанровому кинематографу всегда был поистине огромен, но идеологические догмы взяли верх. Фильм разругали и надолго убрали из проката. Многие идеологи возмущались, как накануне 50‑летия Октябрьской революции могла выйти на экраны такая безыдейная лента.

Однако в эпоху Горбачева «Вий» все же вернулся. Он был восстановлен и вновь выпущен на экраны лишь в 1988 году. Реставрированный фильм сделал большие кассовые сборы, словно только что был снят. Выяснилось, что сотни тысяч зрителей помнили о своих первых зрительских впечатлениях и долгие годы ждали возвращения любимой картины на экран.

 

После «Вия»

 

Но период признания советских фильмов ужасов был недолгим. Распался Советский Союз, и эпоха советского кино завершилась. В 2007 году на экраны вышел фильм «Ведьма», поставленный по мотивам «Вия». Действие было перенесено в США, а фабула Гоголя была подвергнута значительным изменениям. Главную роль сыграл известный актер Валерий Николаев.

Но «Ведьма» была снята через много лет после распада СССР, когда жанр хоррор‑фильма уже давно существовал в российском кино. Это лента нового поколения, и авторы создавали ее в условиях свободы творчества. Зритель сам решит, сохранился ли в ленте гоголевский дух.

Между тем интересно, чем завершилось развитие жанра фильма ужасов в советском кинематографе. Едва ли не последним произведением в жанре хоррор оказался фильм Андрея Харитонова «Жажда страсти», поставленный по мотивам ранней прозы Валерия Брюсова. Брюсов обожал Эдгара По, любил мистику и пробовал себя как фантаст. Написанные им фантастические рассказы надежно прятали от советского читателя, ведь Брюсова подавали чуть ли не как писателя‑коммуниста и революционера. А в фильме появился ангел смерти, возникла тема двойника и мотив погребения заживо. Образ роковой женщины играла не зарубежная актриса‑вамп, а хорошо знакомая нашему зрителю Анастасия Вертинская. Да и все ужасы происходили не где‑нибудь, а в Москве эпохи молодого Брюсова. Но СССР распался, в прокат хлынул поток зарубежных лент, и вскоре в мистических и готических мотивах уже не усматривали ничего необычного. А фильм «Вий» остался в истории как замечательный памятник советского жанрового кинематографа.

 

 

Часть четвертая

КЛАДБИЩА

 

Глава 1

КЛАДБИЩЕНСКИЕ АНОМАЛИИ

 

Необъяснимые явления, так или иначе связанные с кладбищем, во все времена пугали и волновали людей. Движущиеся в могилах гробы и растущие кресты – это ли не доказательства существования загробной жизни?

 

Огонь на могилах

 

«Как‑то летом мы с приятелем ремонтировали памятник на могиле родственников, – пишет Александр С., рабочий из Томска.

– Возвращались через все кладбище. Был вечер, кругом ни души. В отдалении среди могил заметили костер. Решили, что это бомжи. Пошли туда, чтоб шугануть их, и видим: никаких бомжей нет, вообще никого нет, а горит надгробие на чьей‑то могиле. Это был мраморный или гранитный памятник. Горело хорошо, будто бензином облили. И самое странное, что уж очень долго горело. Нам с приятелем даже жутковато стало. Мы ушли, не дождавшись, когда погаснет.

А на другой день нам снова надо было идти туда – накануне мы не закончили работу. Утром мы нарочно свернули к тем надгробиям. Какое из них горело – мы не запомнили. Искали его, но так и не нашли. Все памятники были целые, нигде ни следа копоти. Получается, что пламя даже следов не оставило!»

Похожую картину наблюдали в Англии в 1979 году на кладбище близ города Ипсвич. Несколько очевидцев видели, как горело гранитное надгробие некоего Роберта Милкинса, весьма набожного человека, пожертвовавшего свое имущество приюту. Люди тоже сначала решили, что это акция вандалов. Огонь погас довольно быстро – еще до того, как принесли воду. Как и в случае, описанном Александром С., на памятнике не обнаружили никаких следов от горения. Не нашли и признаков горючей жидкости, без которой гранит просто не мог быть объят пламенем.

Феномен необычных возгораний на могилах наблюдался и раньше. Больше всего поражает то, что огонь появляется сам по себе и так же неожиданно пропадает, не причинив надгробию видимого ущерба.

В конце XIX века на кладбище сицилийского города Палермо огнем был охвачен деревянный крест. Пламя угасло, как только к нему приблизился человек с ведром воды. Крест не только остался цел, но даже не обуглился. Позднее было высказано предположение, что этот огонь в чем‑то мог быть схож с тем, что раз в году появляется в храме Гроба Господня в Иерусалиме.

 

Таинственные линии и круги

 

Другой необычный кладбищенский феномен – знаки и рисунки, появляющиеся на надгробиях. Это можно было бы принять за чью‑то нехорошую шутку, но все не так просто.

В 1995 году на старинном кладбище близ Пармы (Италия) на одном из гранитных надгробий начала XX века обнаружились вырезанные линии, внешне смахивающие на строчки какого‑то непонятного письма. Осматривавшие надгробие реставраторы были поражены: глубина линий достигала четырех сантиметров, хотя сами они были меньше миллиметра толщиной. Края линий – абсолютно ровные и проделаны под прямым углом. Гранит даже не искрошился. Создать такое невозможно и в специализированной лаборатории. Значение линий и всей надписи осталось неразгаданным, как и то, кто и зачем все это мог сделать.

В 1988 году странные круги появлялись на мраморных надгробиях близ Антофагасты (Чили). Круги были идеально ровными и глубоко врезанными в камень. Внутри некоторых кругов имелись изгибающиеся линии или узоры. Непонятные изображения удалось заделать, но вскоре на одном из надгробий прежний рисунок проступил сквозь ретушь, став еще заметнее. Лишь после третьей замазки изображение перестало появляться.

Аномальные знаки и узоры на надгробиях появляются не только «вырезанные резцом», но и нанесенные с помощью других «технологий». К примеру, в Чехии на одном из могильных камней затейливый узор был словно выжжен. Специалисты заключили, что паяльником или сварочными агрегатами нанести такое на мрамор невозможно.

В Англии на замшелом надгробном камне XVIII века проступило женское лицо, обрамленное длинными волосами (это при том, что в могиле покоится мужчина, облысевший чуть ли не с молодых лет!). На старинном могильном памятнике в Аргентине ржавые потеки сложились в слово «ад», написанное по‑латыни. Потеки соскоблили, но через какое‑то время надпись появилась снова.

 

Растущие надгробия

 

Пожалуй, из всех способов, которыми духи напоминают о себе, самый поразительный – это растущие надгробия. Наиболее известен каменный крест на кладбище в белорусском городе Туров. Он начал тянуться вверх, расталкивая землю, в середине 1990‑х годов, и рост его продолжается до сих пор.

Меньше известно другое надгробие – прямоугольная каменная стела на кладбище в городе Индианаполис (США). Впервые ее рост был замечен в 1982 году. Земля вокруг памятника вдруг странным образом взбугрилась. Это дало основание Тому Ли, внуку захороненного, измерить основание стелы и сравнить с сохранившимся чертежом памятника. Выяснилось, что памятник раздался в длину почти на дюйм, а в ширину – на четверть дюйма. С тех пор стела продолжает расти, правда, очень медленно. Измерения 2003 года показали, что стела разрослась в длину еще на полдюйма.

 

Гробы поднимаются из могил…

 

Не менее загадочен феномен «движущихся», или «всплывающих» гробов. Проявление его имело место в Болгарии в начале 1960‑х годов. Широкая публика узнала о нем только тридцать лет спустя.

Началось с того, что на простом деревенском кладбище на могильном холмике начала вспучиваться земля. Сельчане сначала не понимали, в чем дело, пока наконец из земли не показался край полусгнившего гроба. Нашлись люди, которые в середине 1940‑х годов присутствовали на похоронах погребенного здесь человека. Они в один голос заявили, что яма была вырыта на достаточно большую глубину. Как гроб мог подняться к поверхности – осталось загадкой, тем более что соседние могилы находились в полном порядке.

При перезахоронении гроб вскрыли. Покойник на удивление хорошо сохранился, причем его одежда и все тело были пропитаны чем‑то маслянистым, не имеющим запаха.

Почти аналогичный случай произошел в 1920‑е годы в Аргентине, на старом кладбище близ Росарио. После прошедших дождей из могилы, к всеобщему удивлению, выступил край гроба. Гроб как будто «всплыл» из‑под земли. В нем покоилась некая Мария де Лера, скончавшаяся в возрасте 65 лет. О ней было известно, что большую часть жизни она провела в параличе. Гроб, не вскрывая, перезахоронили рядом с прежней могилой, но через 28 лет он снова оказался на поверхности.

По приказу священника гроб вынесли за кладбищенскую ограду и похоронили в третий раз. С тех пор он больше не «всплывал», но, по сообщению местной газеты, в 1959 году власти решились еще раз потревожить могилу. Гроб находился на прежней глубине, только почему‑то был наклонен. Его изголовье оказалось приподнятым под углом примерно в 30 градусов, что выглядело довольно необычно. Нашлись свидетели, которые утверждали, что во время зарывания в землю гроб находился в горизонтальном положении.

 

…и проваливаются в землю

 

Гробы могут не только подниматься из земли, но и опускаться в нее. Это можно было бы объяснить подмывом почв грунтовыми водами, если бы то же самое происходило и с соседними могилами. Но когда погружается в землю, причем в сухую, только один гроб из множества закопанных на том же кладбище, это выглядит более чем странно.

В 1930‑е годы в Южной Африке, на сельском кладбище близ Йоханнесбурга, почва на одном из могильных холмиков все время проседала вниз. Родственникам покойного приходилось подсыпать новую землю, чтобы восстановить холм. Земля, однако, продолжала опускаться. Причем, что самое удивительное, образующаяся яма соответствовала длине и ширине захоронения.

Поскольку с соседними могилами ничего подобного не происходило, решили, что кто‑то шутит. Но позже выяснилось: проседала сама земля. Раскопки показали, что полуистлевший гроб находится почти на три метра ниже той глубины, на которой на этом кладбище обычно зарывают покойников. Причину странного опускания гроба определить не смогли, решили, что здесь замешано колдовство.

Естественного объяснения не удалось подыскать не только этому, но и другим эпизодам подобного рода. Поэтому ничего не остается, как зачислить кладбищенские явления в разряд паранормальных и ждать, может быть, не один десяток лет – пока, наконец, наука не объяснит, в чем тут дело.

 

Глава 2

КЛАДБИЩЕНСКИЕ ФАНТОМЫ

 

Есть анекдот о том, как встречаются на кладбище два мужика. Один бежит сломя голову, волосы дыбом, поджилки трясутся, а другой его спрашивает: «Ты чего бежишь?» Тот отвечает, что боится покойников. «Я, когда живой был, тоже боялся», – признается незнакомец. Анекдот анекдотом, но на тему появления на кладбищах привидений ходит масса увлекательных и пугающих историй…

 

Призрачные зеки

 

Например, в шотландской столице Эдинбург есть старинная церковь Грейфраерс, а рядом не менее старинное кладбище, где снималось немало исторических фильмов, место довольно популярное у туристов. Именно они и рассказывают о том, что во время экскурсий по кладбищу им порой слышатся чьи‑то недовольные голоса и видятся призрачные фигуры. А некоторые даже утверждают, что какая‑то неведомая сила толкает их и наносит удары…

Дело в том, что в XVII веке на территории кладбища располагалась тюрьма. В 1679 году при короле Карле II сюда поместили политических преступников, многих из которых приговорили к смертной казни и затем похоронили на том же кладбище. Здесь же был погребен и лорд Маккензи, выносивший заключенным смертные приговоры.

На Весерфилдском кладбище в американском штате Коннектикут по ночам не раз видели призраки похороненных там людей, бродящие среди могил. Иногда их наблюдали и днем. Один фотограф специально охотился на кладбище за привидениями, и в конце концов ему удалось сфотографировать фантом возле могилы, где был похоронен человек, умерший от укуса змеи. Правда, впоследствии в снимках заподозрили подделку.

 

Сухая Река

 

Призраки водятся и вблизи старого кладбища в поселке Сухая Река под Казанью. Вот история Нины Савельевой: «Вторая смена на заводе заканчивается поздно. Упросила одного сослуживца довезти до Сухой Реки, так как на даче ждали муж и дочь. Вышла из машины на автобусной остановке и вдруг вижу: впереди метрах в пяти стоит женщина в длинном белом одеянии. Подумала, что пройду быстро мимо, и ускорила шаг, но расстояние между мной и женщиной не сокращалось. Все было как‑то нереально. Привидение преследовало меня до поворота, а за ним я буквально столкнулась с мужем, вышедшим меня встречать. Я долго не могла вымолвить ни слова, только рукой показывала в сторону „белой женщины“, но видение уже исчезло».

«Белую женщину» видели и другие дачники, живущие недалеко от кладбища. Они рассказывали, что обычно привидение сначала стучит в окно, затем медленно проплывает мимо дома к калитке и постепенно исчезает. А одну из дачниц как‑то ударил клюкой незнакомый старик в лохмотьях, который потом будто растворился в воздухе.

Еще одно старое казанское кладбище находится в городской черте в районе улицы Сабан. Жители близлежащих домов часто видят там каких‑то необычных животных и светящиеся шары, не говоря уж о привидениях…

Рядом с деревней Неялово, что расположена в Пестречинском районе Татарстана, есть заброшенное кладбище. Один из местных жителей, Алексей, шофер по профессии, утверждает, что как‑то встретил там свою покойную сестру. В другой раз, когда Алексей перевозил мешки с пшеницей, его машина вдруг забуксовала возле кладбища, и пришлось там заночевать. Внезапно, то ли во сне, то ли наяву, мужчина услышал голос сестры: «Леш, дай пшеницы!» – «Бери!» – ответил шофер. И надо же – наутро и впрямь недосчитался одного мешка. И зачем призраку пшеница?

 

Облака над могилами

 

В Тюмени целых три погоста, где наблюдаются привидения. На фотографиях, сделанных на Текутьевском кладбище возле могил, иногда проявляются какие‑то странные белые овалы. Однажды на снимке девушки‑готессы оказалось черное полупрозрачное облако, висящее у нее над головой. Местные ребята‑готы убеждены, что это души умерших.

Те же готы рассказывают, что на Червишевском кладбище в сумерках можно наблюдать белую полупрозрачную дымку, по форме напоминающую человеческие фигуры. Стоит приблизиться к призракам, как они исчезают. Некоторых, впрочем, удалось сфотографировать.

На улице Республики, 4, располагается академия культуры и исскуств. По ночам здесь слышатся чьи‑то шаги, и даже звуки музыки. Рядом расположены так называемый мост Влюбленных и старинное кладбище XVII–XVIII веков. Студенты академии утверждают, что несколько раз видели возле моста призраков. Скорее всего, все дело в кладбище. Во время дорожных работ не раз раскапывали захоронения, а часть погоста и вовсе уничтожили, когда строили жилой квартал. Вот усопшие и недовольны, маются теперь…

 

Загадочные шары

 

9 мая 1978 года экстрасенс Вячеслав П., находясь в командировке в Волгограде, посетил Мамаев курган, где находятся братские могилы солдат, погибших в Сталинградской битве. На кургане в тот день собралось множество людей. Звучала траурная музыка, возлагались венки… Неожиданно Вячеслав увидел, как из одной могилы вылетают оранжевые шары. Поднявшись вверх, они зависли над толпой, выстроившись в гирлянду. Оглядевшись, П. обнаружил, что точно такие же шары парят и над другими могилами. Кроме экстрасенса, их, по‑видимому, никто не замечал.

А вот какая история приключилась с фотографом из Нижнего Новгорода Константином Покровским. Началось все много лет назад. Как‑то раз Константина пригласили вести съемку на чьей‑то свадьбе. Цифровых камер тогда еще не было, снимали обычными пленочными фотоаппаратами. Когда Костя стал проявлять пленки, то обнаружил, что они испорчены – по всему пространству кадров плыли какие‑то круглые белые пятна.

На всякий случай он все же отпечатал фотографии и принялся рассматривать «брак» в лупу. Оказалось, что загадочные пятна при увеличении выглядят как витающие в воздухе шары.

Пришлось разыскивать заказчиков, чтобы извиниться перед ними за испорченные снимки и вернуть деньги. Костя узнал, что молодожены проводят медовый месяц в глухой деревушке на севере области. Туда и направился он на своей «Ниве». У калитки его встретила молодая женщина в черном траурном платье с заплаканными глазами. Фотограф с трудом узнал в ней бывшую невесту.

Женщина узнала Константина.

– Не надо нам теперь никаких фотографий! – сказала она.

Выяснилось, что ее молодого мужа убили какие‑то неизвестные.

Костя вспомнил, что отец жениха был криминальным авторитетом. Возможно, сын стал жертвой какой‑то мафиозной разборки. Скорее всего, и в глушь молодые укатили не случайно – прятались от кого‑то.

В следующий раз шар посетил Костю в июле 2007 года на даче. Фотограф с женой пили чай на веранде. Шар появился сначала на крыше, потом опустился на стол и стал плавно вращаться, при этом издавая тихий шелест. Костя внезапно потерял ощущение времени. Он не знал, сколько прошло: час или всего несколько минут. Спросил супругу, видит ли она что‑нибудь на столе. Женщина ответила, что там нет ничего, кроме чашек. Для нее «визитер» оставался невидимым.

Наконец шар взлетел вверх. Он совершал такие движения, будто звал за собой. Костя, как под гипнозом, вышел из дома, завел машину и поехал вслед за «пришельцем».

Ехать за шаром пришлось часа три. Наконец показалось кладбище близ села Починки. Константин вылез из машины и пошел за шаром. Тот остановился возле одной из могил. Выглядела она заброшенной, деревянный крест покосился. С трудом Костя сумел прочитать на нем полустертую надпись: «Покровский Г. Я. 1874–1918». Когда он очнулся, шар куда‑то исчез.

Несколько месяцев фотограф рылся в архивах и докопался до истины: в могиле был похоронен его прапрадед! Григория Яковлевича Покровского, сельского священника, во время революции расстреляли чекисты. Оставшиеся в живых члены семьи уехали в город, попытались замести следы, боясь обвинений в связях с «контрреволюционным элементом».

Константин подправил могилу, установил хороший памятник, сделал надпись о том, что прапрадед был замучен в застенках ЧК. Выходит, это шар привел его на могилу предка!

Почему все‑таки призраки появляются вблизи могил? Парапсихологи считают, что душа – энергоинформационная сущность человека – вследствие каких‑то обстоятельств, например насильственной смерти или ненадлежащих условий захоронения, может быть привязана к тому месту, где он похоронен. И она может обитать там очень долго…

 

Глава 3

БЕСПОКОЙНЫЕ ОБИТАТЕЛИ МОГИЛ

 

Вокруг кладбищ и захоронений всегда ходит много мифов и легенд. В древности эти места служили предметом сакрального почитания, а в наши дни они нередко связаны с различными культами. Особенно привлекают любителей оккультизма могилы, отмеченные «печатью дьявола». Речь идет о захоронениях предполагаемых вампиров, черных магов или злодеев, перед которыми люди испытывают суеверный ужас.

 

«Кладбища вампиров»

 

С давних пор бытуют предания о покойниках, по ночам встающих из могил и сосущих кровь у живых людей. Обычно они зовутся вампирами, упырями или вурдалаками. У разных народов есть свои традиционные способы защиты от мертвецов‑кровососов. Наиболее распространенный из них – загонять вампиру в сердце осиновый кол: якобы это убивает «астральную» сущность упыря.

В 1994 году в Чехии, близ городка Челяковицы, было обнаружено странное захоронение, отнесенное археологами к концу X столетия. Это место назвали «кладбищем вампиров». В 11 могилах лежали 13 скелетов, связанных кожаными ремнями. В область сердца у всех были воткнуты осиновые колья, у некоторых отрублены головы и руки. Все останки принадлежали мужчинам примерно одного возраста, предположительно – местным жителям. Несомненно, односельчане сочли их вампирами и потому убили, а затем похоронили согласно ритуальной традиции.

В Венеции при раскопках средневекового кладбища, где хоронили жертв чумной эпидемии, обнаружили останки женщины, держащей во рту камень. Маттео Борини, археолог из Университета Флоренции, утверждает: в ту далекую эпоху люди верили в то, что чуму распространяют упыри, пьющие по ночам человеческую кровь. Возможно, такое поверье возникло из‑за того, что у больных чумой изо рта иногда шла кровь. Поэтому, когда человек, подозреваемый в вампиризме, умирал, ему затыкали рот камнем: считалось, что тогда мертвец не станет беспокоить живых…

Совсем недавно подобное захоронение было обнаружено в болгарском городе Созополь возле церкви Николая Чудотворца. Оно датировано XIII–XIV веками. Там покоились останки 70 человек, причем два скелета пронзены железными кольями. Директор национального исторического музея Божидар Димитров сообщил, что в районе раскопок пока не обнаружили ни одной надгробной надписи. Однако ученый считает, что «вампиры» принадлежали к знати. Вероятнее всего, при жизни их считали злодеями, отсюда и «антивампирские» меры. Кстати, всего в Болгарии найдено около ста скелетов людей, тела которых были пронзены деревянными или железными кольями.

 

Сент‑Луис и культ вуду

 

Сент‑Луис в Новом Орлеане (США, штат Луизиана) представляет собой комплекс из трех католических кладбищ, расположенных в разных концах города. Характерная особенность здешних захоронений в том, что они расположены над землей, так как город часто затапливают грунтовые воды. Может быть, поэтому с кладбищем связано так много загадочных историй: души усопших в такой обстановке никак не могут обрести покой. Так или иначе, знатоки называют Сент‑Луис самым мистическим кладбищем мира.

Старейшее из кладбищ Сент‑Луиса – то, что под номером один. Оно основано в 1789 году и там до сих пор хоронят усопших. После выхода в 1969 году легендарного фильма Денниса Хоппера «Беспечный ездок» и книг вампирского цикла Энн Райс сюда устремились туристы. Опасаясь вандализма, власти запретили посещения кладбища в одиночку, разрешаются лишь организованные экскурсии.

Многие посетители рассказывают о том, что из склепов раздаются плач и стоны, а некоторые даже видели призраков – в виде туманных облачков над гробницами или даже человеческих фигур… Порой на стене одного из склепов начинает проявляться призрачное лицо неизвестного старика – видимо, того, кто там похоронен.

Больше всего легенд ходит о похороненной здесь «королеве вуду» – Мари Лаво. На кладбище якобы часто видят ее призрак, прогуливающийся между гробницами. Узнать жрицу вуду можно по красно‑белому тюрбану с семью узлами.

Под нос себе дух бормочет особое проклятие, предназначенное для того, чтобы покарать нарушителей кладбищенского покоя.

Иногда рядом с Мари Лаво видят большую змею. Это символ Боа – одного из главных вудуистских божеств. У Мари была настоящая змея, носившая имя Зомби, и когда колдунья умерла, ее похоронили вместе с питомицей. Змею также видят ползающей возле могилы хозяйки.

Существует поверье, что Мари Лаво и после смерти способна исполнять желания. Для этого нужно нарисовать на стене ее усыпальницы крестик или положить рядом три монетки, встать возле могилы, трижды повернуться вокруг своей оси и три раза постучать в дверь склепа. Некоторые проводят здесь и вудуистские ритуалы. После них нередко остаются различные предметы – цветы, свечи, бусы, куклы… Но трогать их ни в коем случае нельзя – на них может лежать проклятие или заговор на болезнь.

Еще одно местное привидение – Дельфина ла Лори, местная Салтычиха. Она прославилась издевательствами над своими черными рабами. Рассказывают, что как‑то в доме ла Лори начался пожар, и прибежавшие на помощь соседи обнаружили на чердаке «камеру пыток», где не то лежали отрезанные части человеческих тел, не то находились семеро избитых и истощенных рабов, прикованных к стенам цепями… Садистку собирались линчевать, но она бежала и, по преданию, была похоронена на кладбище Сент‑Луис.

Еще здесь встречается призрак, который выглядит как огромный черный кот с огненно‑красными глазами. Его так и называют – дьявольский кот. Считается, что увидев призрачного кота, следует непременно трижды перекреститься и отойти от него, но так, чтобы он не смог увидеть вашу спину. Точно так же нужно поступать и при встрече с призраком Мари Лаво. По поверью, если злые духи посмотрят вам в спину, то вы до конца жизни попадете к ним в рабство…

 

Черные мессы на Пер‑Лашез

 

На парижском кладбище Пер‑Лашез похоронено множество знаменитостей. Среди них, например, писатели: Мольер, Бальзак, Пруст, оккультист Папюс, художник Модильяни, расстрелянные коммунары времен Великой французской революции, многие русские эмигранты, звезды кино и эстрады: Эдит Пиаф со своим мужем, Ив Монтан, Симона Синьоре и Джим Моррисон. Ежедневно сюда приходят посетители, но не только для того, чтобы почтить память знаменитостей, но и… чтобы совершить магический ритуал!

К примеру, надгробие могилы возлюбленной Робеспьера Элеоноры Дюпле испещрено надписями, оставленными жертвами несчастной любви. Говорят, это помогает добиться взаимности. У гомосексуалистов свой кумир – писатель Оскар Уайльд. Вернее, полуангел‑полусфинкс, находящийся на могиле писателя. Раньше самые рьяные поклонники умудрялись совокупляться с этим каменным монстром, который по воле скульптора был наделен внушительным фаллосом. Тогда по приказу властей памятник «кастрировали». Но на нем по‑прежнему остаются следы поцелуев – отпечатки губной помады, а у подножия лежат горы любовных посланий…

По ночам сатанисты и искатели острых ощущений, жаждущие легкого богатства, пытаются проникнуть в склеп княгини Демидовой, которая будто бы каждую ночь восстает из гроба, чтобы отслужить черную мессу. Прежде с той же целью посещали могилу известного спирита Аллана Кардека, однако в 1990‑х годах ее взорвал некий злоумышленник.

На могиле мистика Дюпле в полдень гадают на картах Таро, и предсказания всегда сбываются… А надгробный памятник коммуниста‑утописта Луи Огюста Бланки якобы помогает от бесплодия. Для этого нужно сесть на лежащую статую, вернее, прикоснуться к определенному месту. Привлекает скульптура и поклонниц фаллического культа… Те же функции выполняет статуя молодого журналиста Виктора Нуара, убитого на дуэли в 1870 году принцем Пьером Бонапартом: то место, где у мужчины находится половой орган, до блеска отполировано многочисленными «клиентками».

Думается, большинство иррациональных историй о кладбищах – не более чем легенды и поверья. Однако какая‑то их часть все же не поддается логическому объяснению. Да и сама атмосфера кладбища, особенно если оно имеет богатую и насыщенную историю, настраивает на мистический лад.

 

Глава 4

ТЕНИ МАРСОВА ПОЛЯ

 

Марсово поле – мемориальный комплекс в центре Санкт‑Петербурга. Расположен к западу от Летнего сада. Это кладбище, где хоронили всех известных деятелей революции и социалистического государства с 1918 по 1933 год.

 

Кое‑что из истории

 

В начале XVIII века здесь был большой пустырь, а после смерти Петра I в 1725 году поле получило название Царицын луг, поскольку с юга на нем был построен дворец Екатерины I. С началом царствования Павла I Царицын луг превратился в плац для строевой муштры, парадов и смотров. Именно тогда, по подобию аналогичных полей у западных стран, за ним официально закрепили название Марсово поле. Но все изменилось после Февральской революции 1917 года, когда в многочисленных уличных баталиях погибло много народа, среди которых было немало зевак и случайных прохожих, не имеющих отношения к политике. Жертв решили похоронить не где‑нибудь, а на Дворцовой площади. «Это будет как символ крушения того места, где сидела гидра Романовых», – написали «Известия Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов». Однако М. Горький и ряд деятелей культуры высказались категорически против, заявив, что площадь и комплекс зданий на Дворцовой площади – это исторически сложившийся архитектурный ансамбль, имеющий косвенное отношение к царизму, и его не надо превращать в погост.

Таким образом, в качестве революционного кладбища выбрали пустующее Марсово поле, на котором похоронили все 180 жертв Февральской революции. По проекту архитектора Л. Руднева началось возведение массивного гранитного надгробия. В 1918 году была организована специальная комиссия, которая решала, кто из большевиков заслуживает чести быть похороненным здесь. С этого времени кладбище получило вид, говоря современным языком, элитного. Именно там находятся могилы В. Володарского, М. Урицкого, нескольких красных латышских стрелков, двух десятков видных большевиков и военных деятелей, погибших на фронтах Гражданской войны, и некоторых других партийных функционеров. Среди них могила девятилетнего актера‑агитатора Коти Мгеброва‑Чекана, что вызвало недовольство отдельных деятелей партии, «Чем руководствовалась комиссия, дав разрешение на захоронение какого‑то мальчишки среди заслуженных революционеров?» – гневно вопрошал один старый большевик. «Как это чем?! – возмутился председатель комиссии Виноградов. – Да если хотите знать, Котя был коммунаром не хуже некоторых». Последний довод был признан оскорбительным, и комиссию упразднили. А Котя Мгебров‑Чекан так и остался лежать на Марсовом поле – не выкапывать же труп из‑за партийных разборок. Однако история юного Коти на этом не заканчивается, и к ней мы еще вернемся по ходу повествования.

 

Там чудеса…

 

О том, что Марсово поле, или, как его поначалу называли, Царицын луг, место гиблое, где водится всякая нечисть, люди знали давно. Известно, что вдовствующая императрица Екатерина I была женщиной суеверной, панически боялась русалок, леших и домовых. О дурной репутации этого жуткого места она, видимо, не знала, иначе никогда бы не построила здесь дворец. Однако когда ей все же рассказали о связанных с пустырем народных поверьях, императрица зареклась появляться в своем новом доме…

В 1918 году, после превращения неухоженного Марсова поля в революционное кладбище, многие старались обходить его стороной, а тот, кто шел напрямик, считался храбрецом. Говорили, что здесь пропадают люди, которых сначала зазывают, а потом топят в Неве русалки. Но уже к началу 1930‑х годов на Марсовом поле посадили декоративные кусты и деревья, разбили газоны, установили фонари и скамейки, и прежние страхи горожан как будто исчезли.

Однако старым ленинградцам еще памятна история, когда в мае 1936 года в психиатрическое отделение больницы имени Фореля доставили рабочего Патрубкова. Скорая помощь забрала его прямо с территории Марсова поля в состоянии дикого ужаса.

А дело было так. После работы Патрубков решил расслабиться, купив чекушку, а самым тихим и незаметным местом, где можно было оприходовать выпивку, оказалось Марсово поле. Дело шло к вечеру, народу там не было. Патрубков вальяжно расположился на скамейке у памятника павшим борцам, отхлебнул из бутылки, занюхал мануфактурой, крякнул от удовольствия, как вдруг с удивлением обнаружил возле себя какого‑то пацана. «Тебе чего, пионэр?» – спросил рабочий, но мальчик молчал. Патрубков отхлебнул еще раз, а потом снова посмотрел на ребенка. Его поразили запавшие тусклые глаза, распухшее лицо синюшного цвета и особенно – исходящий от тела какой‑то неприятный запах. «Сгинь, нечисть!» – выкрикнул Патрубков и попытался оттолкнуть мальца. В то же мгновение мальчик открыл большой рот и цапнул мозолистую ладонь пролетария гнилыми зубами, а сам осыпался наземь кучкой зловонного праха…

На дикие крики рабочего прибежали люди, которые и вызвали скорую. В больнице врач, заполняя историю болезни, только качал головой: «Интересный случай. Явно алкогольный психоз, но почему‑то без длительного запоя. И эти непонятные следы укуса. Что же, будем наблюдать». Однако наблюдения врачей длились недолго. Через несколько дней Патрубков умер от заражения крови.

А вот другая история. В 1970‑е годы прошлого века известный социолог С. Балмашев собирал материал по теме «Проблемы брака в социалистическом обществе». В ходе исследований выявилась странная закономерность: преобладание жителей Дзержинского района Ленинграда по количеству неполных и распавшихся семей. Ученый решил выяснить причины феномена, о чем по окончании расследования горько пожалел. Изучение актов гражданского состояния показало, что подавляющее большинство семей распалось по причине преждевременной смерти одного из супругов, его систематического пьянства или тюремного заключения на длительный срок. Но почему это происходит только в Дзержинском районе? А причина этому такова. Оказывается, в начале 1970‑х годов работники загса Дзержинского района выступили с инициативой внедрения новой традиции, заключающейся в возложении новобрачными цветов на местах, связанных с героическим прошлым города. Партийные власти охотно под<


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.