Правоприменение как форма реализации права . Субьекты и стадии правоприменительного процесса . — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Правоприменение как форма реализации права . Субьекты и стадии правоприменительного процесса .

2021-05-27 31
Правоприменение как форма реализации права . Субьекты и стадии правоприменительного процесса . 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

 

Применение права - это властная деятельность компетентных органов и лиц по подготовке и применению индивидуального решения по юридическому делу на основе юридических фактов и конкретных правовых норм.

Субъектами правоприменительной деятельности являются специально уполномоченные государственные органы либо должностные лица: органы государственной власти, органы государственного управления, органы правосудия, контрольно-надзорные органы, органы местного самоуправления, их должностные лица.

Стадия правоприменительного процесса:

1. Установление фактических обстоятельств дела (предварительная стадия): сбор фактов, имеющих значение для вынесения решения по делу. Они должны быть достоверными, полными и относимыми к делу.

2. Юридическая оценка фактических обстоятельств (юридическая квалификация): выбор и анализ нормы права, рассчитанной на установленные фактические обстоятельства.

3. Вынесение субъектами правоприменения правоприменительного акта (решения по делу), в котором фиксируются юридические последствия для конкретных лиц.

Таким образом, правоприменение как особая форма реализации права осуществляется только от имени государства и состоит из нескольких последовательных стадий.

 

 


 


 

 

78. Правоприменительные акты: понятие и классификация

 

 

Акт применения права — это официальное решение компетентного государственного органа по конкретному юридическому делу, содержащее государственно-властное веление, выраженное в определенной форме и направленное на индивидуальное регулирование общественных отношений.

Официальной формой и итогом выражения правоприменительного процесса выступают акты применения права, посредством которых закрепляются решения компетентных государственных органов по конкретному юридическому делу. Акты применения права обладают следующими характерными, отличительными особенностями:

1. Акт применения права — это решение по конкретному юридическому делу компетентного государственного органа.

2. Акт применения права содержит государственно-властное веление, обязательное для соблюдения и исполнения всеми, кому оно адресовано, и обеспечиваемое силами государства.

3. Акт применения права имеет определенную, установленную законом форму.

4. Акт применения права нацелен на индивидуальное регулирование общественных отношений, т. е. он регулирует не вид общественных отношений, а единичное, конкретное правовое отношение.

 

 

По субъектам Акты органов государственной власти Акты органов государственного управления Акты судебных органов Акты контрольно-надзорных органов Акты органов местного самоуправления Постановления Совета Федерации о назначении ген прокурора РФ Приказ об увольнении конкретного лица Приговор суда Положение санитарной инспекции о наложении штрафа Распоряжение мера города о назначении главы районной администрации
По характеру правового воздействия Регулятивные Охранительные Решение суда по гражданскому делу Приговор суда
По значению Основные Вспомогательные Приговор суда Определение о предании обвиняемого суду
По форме Отдельный документ письменный Резолюция на материал дела Устная форма Акты действия Приговор суда Утверждение прокурором обвинительного заключения Наложение штрафа за безбилетный проезд в общественном транспорте Требования инспектора ГАИ остановить машину, выполненное в виде жеста

 

Большинство актов применения права являются актами – документами. В них есть текст, который составляется в соответствии с требованиями использования юридической терминологии, четких юридических конструкций. Со временем вырабатываются и получают закрепление в нормативных актах и в обыкновениях практики типизированные, стандартные формуляры актов-документов, которые упорядочивают юридическую работу, вносят в нее необходимую определенность, юридическую и документальную строгость. Особенности правоприменительных актов, требования к ним изучаются в специальных юридических науках, прежде всего науках процессуального права – уголовного, гражданского, административного права.
Наименование акта применения права может совпадать с наименованием нормативно-правового акта (например, «указ»), поэтому необходимо четко представлять принципиальные отличия одних от других.
Самое главное отличие состоит в том, что в правоприменительных актах содержатся индивидуально-конкретные предписания, а в нормативно-правовых – нормы права, то есть предписания общего характера. «Нормы права адресованы всем, кто оказался в определенных условиях, они регулируют определенные виды общественных отношений и рассчитаны на неоднократное применение. Индивидуально-конкретные предписания адресованы конкретным субъектам права, они регулируют конкретные общественные отношения (конкретные ситуации) и имеют обычно разовое значение».
Правоприменительные акты, условно, можно разделить на группы:
1. «собственнические» акты управления;
2. властные акты в области применения права;
3. акты прямого осуществления центрального руководства;
4. координационные акты;
5. ориентировочные индивидуальные акты.
Такая классификация носит локальный характер и не может представить всю систему правоприменительных актов органов государственного управления в целом.
Также в основу разделения актов на виды могут быть положены самые различные признаки.
К числу таких признаков можно отнести:
а) цель правоприменительного акта;
б) сферу использования;
в) характер регулируемых отношений;
г) характер отражения содержания нормы права в содержании правоприменительного акта;
д) степень отражения нормативного веления в содержании правоприменительного акта;
е) орган, издающий правоприменительный акт;
ж) способ принятия акта;
з) особенности содержания акта;
и) форма выражения.
Правоприменительные акты могут быть самыми различными. В связи с этим их можно классифицировать (объединить в группы) по различным основаниям:
1. По сфере действия:
· во времени:
o акты однократного действия (штрафы);
o длящиеся акты (регистрация брака, зачисление в вуз)
· в пространстве (к гражданам Российской Федерации, совершившим преступление вне пределов Российской Федерации, если совершенное ими деяние признано преступлением в государстве, на территории которого оно было совершено, и если они не были осуждены в иностранном государстве, подлежат уголовной ответственности по Уголовному кодексу Российской Федерации);
· по кругу лиц (общего действия, индивидуальные).
2. В зависимости от субъектов, применяющих нормы права, индивидуальные правовые акты подразделяются на следующие виды:
· акты представительных органов государственной власти;
· акты исполнительных органов государственной власти;
· акты правоохранительных государственных органов (суда, прокуратуры, арбитража и др.);
· акты контрольно-надзорных органов.
3. По наименованию: постановления, приказы, указания, представления, резолюции, указы Президента о награждении, о помиловании, протоколы, решения, разрешения, предупреждения, предписания, приговоры и др.
4. По отраслевой принадлежности применяемых норм права:
· акты применения норм уголовного права (приговор суда);
· акты применения норм гражданского права (постановление о взыскании долга);
· акты применения норм других отраслей права.
5. По функциональному признаку:
· правонаделительные;
· правообеспечительные;
· акты-регламентаторы.
6. По способу принятия:
· коллегиальные (например, постановление Государственной Думы о создании согласительной комиссии);
· единоначальные (например, приказ директора предприятия о принятии на работу сотрудника). Теория государства и права: Учебник для вузов / Под ред. проф.В. М. Корельского и проф. В. Д. Перевалова. — 2-е изд., изм. и доп. — М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА—ИНФРА • М), 2002. — С. 186-187.
7. По способу выражения:
· акты-документы;
· акты-действия;
· акты-символы.
8. По характеру содержащегося в них решения:
· обязывающие;
· управомочивающие (поощрительные, удостоверительные).
9. В зависимости от содержания общественных отношений и применяемых к ним норм права правоприменительные акты подразделяются на регулятивные и охранительные. Такие акты выполняют различные функции в механизме правового регулирования.
· регулятивные, которые устанавливают конкретные юридические права и обязанности в связи с правомерным поведением людей (например, приказ ректора учебного заведения о зачислении в вуз; решение органа социального обеспечения о назначении пенсии);
· охранительные, издаваемые в связи с совершением отдельными людьми правонарушений (приговор суда, постановление следователя о привлечении подозреваемого в качестве обвиняемого, протест прокурора).
10. По своему юридическому значению акты применения права различают основные и вспомогательные.
· Основные акты - это акты, которые содержат веление, выражающее конечное решение юридического дела (приговор, решение суда).
· Вспомогательные - это акты, которые содержат предписания, подготавливающие издание основных или же направленные на них осуществление (различные акты надзора и контроля, акты следственных действий).
11. В соответствии с тем, какие юридические последствия вызывают акты применения (а они являются юридическими фактами) их можно разделить на:
· правообразующие;
· правоизменяющие;
· правопрекращающие.
Такое деление является условным, поскольку один и тот же акт может вызвать все указанные последствия.
Таким образом, правоприменительные акты являются важнейшим средством реализации предписания правовых норм.

 

 

80. Отличие правоприменительных актов от нормативных правовых актов

 

 

Отличие нормативных актов от актов применения права Нормативный правовой акт — это правовой акт, принятый полномочным на то органом и содержащий правовые нормы, т.е. предписания общего характера и постоянного действия, рассчитанные на многократное применение. Акт применения права — официальный правовой акт, содержащий индивидуальное гос-но-властное веление, вынесенный компетентным органом по конкретному юридическому делу, и обеспечиваемый мерами государственных гарантий и санкций. Общим между ними является то, что: — это правовые акты; — они принимаются и обеспечиваются компетентными (прежде всего государственными) органами; — они выступают властными по своему характеру документами. В отличие от нормативного акта правоприменительный акт: 1) применяется именно на основе нормативного; 2) конкретизирует норму права, содержащуюся в нормативном акте, применительно к индивидуальным ситуациям, отношениям; 3) носит персонифицированный (индивидуально-определенный) характер; 4) не является источником (формой) права и рассчитан только на однократное применение; 5) выступает юридическим фактом для возникновения, изменения и прекращения соответствующих правоотношений Главным отличием правоприменительного акта от нормативно - правового акта является то, что нормативно-правовые акты имеют общеобязательный характер, а правоприменительный акт – строго индивидуален. От других индивидуальных актов (например, сделок в гражд. праве) правопримен-й акт отличает гос.-властный характер.

 

81. Пробелы в праве: понятие и виды. Способы устранения и преодоления пробелов.

 

Пробел в праве — это полное или частичное отсутствие норм, необходимость которых обусловлена развитием общественных отношений и потребностями практического решения дел.


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.