Правовая культура : понятие и структура . — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Правовая культура : понятие и структура .

2021-05-27 29
Правовая культура : понятие и структура . 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Правовой культурой считают особое юридическое достояние общества, которое можно воспринимать как качественное правовое состояние общества, личности или социальной группы.

В связи с данным определением можно выделить следующие виды правовой культуры:

1) правовая культура общества – это доля общей культуры, которая передает степень правового сознания и правовой активности общества;

2) правовая культура личности – это культура отдельного члена общества, человека;

3) правовая культура социальной группы – это специфичная культура для таких социальных групп, как профессиональная группа, молодежь и т. д.

Правовую культуру общества отличают следующие черты: 1) уровень совершенства законодательства; 2) правовая активность населения государства; 3) уровень развития в государстве юридических норм, литературы и образования; 4) соотношение в нормах права национального и общечеловеческого начал; 5) эффективность работы правоприменительных органов государства.

Правовая культура личности состоит из следующих элементов:

1) знание, а вместе с этим и понимание права;

2) отношение человека к праву, т. е. привычка, проявляющаяся в законопослушном и правомерном поведении человека;

3) уровень правового поведения – юридически значимого поведения, которое может проявляться в наличии у человека умений эффективного использования средств права с целью осуществления субъективных прав и свобод или для достижения своих личных целей;

4) правовая психология;

5) правовая идеология.

В правовой культуре личности также выделяют три категории, которые находятся в неразрывной связи, представляют единое целое, такие как: 1) идейно-теоретические правовые представления. Это система мнений на реальное или желаемое право, его явления, на правовую жизнь в целом; 2) позитивные правовые чувства, которые представляют собой правовое чувство, которое наряду с настроением, психологическим настроем, а также традициями в сфере действия права представляют социально-правовую психологию. Положительное ее проявление и выступает элементом правовой культуры; 3) творческая деятельность человека в области права.

Правовую культуру социальных групп отличают следующие черты: 1) знание, почитание права и законодательства; 2) соблюдение законности; 3) наличие умения использовать предоставленную народом и правом власть; 4) наличие умений по эффективному обеспечению прав и свобод граждан; 5) правовое обучение и воспитание граждан; 6) способность правильно и быстро составлять, оформлять нужные юридические документы.

Правовая культура выполняет следующие функции: 1) познавательно - преобразовательную, которую связывают с теоретической и организаторской деятельностью по формированию правового государства и гражданского общества; 2) праворегулятивную, которая направлена на реализацию эффективного и устойчивого функционирования элементов правовой системы и всего общества; 3) ценностно - нормативную, которая проявляется в различных, имеющих ценностное значение фактах жизни, которые отображаются в поступках и сознании людей; 4) правосоциализаторская, через которую правовая культура выражается в формировании правовых качеств личности, а также организации самовоспитания и правового обучения, юридической помощи населению; 5) коммуникативная, реализуемая через общение граждан в юридической сфере.

Невозможно получить достаточно полное представление о сущности любого социально-правового явления без анализа его структуры.

Представления современных ученых о структуре гражданского общества весьма разноречивы [7, с. 36], но несмотря на это большинство авторов соглашаются с мнением, что элементы гражданского общества образуют систему горизонтальных связей, «не знающих такой зависимости, как «веление (команда) — подчинение» [5, с. 112]. Основываясь на имеющихся точках зрения, рассмотрим систему институтов, благодаря которым обеспечивается развитие гражданского общества.

Ключевая роль в жизни гражданского общества отводится семье, поскольку гражданская жизнь берёт своё начало именно с семейной жизни. Семья служит основой и основной ячейкой воспроизводства социальных отношений и социальной жизни общества в целом. В семейных отношениях индивид учится социальной активности и приобщается к жизни в гражданском обществе.

В дальнейшем стремление граждан к удовлетворению своих интересов, определяет необходимость получения материальных средств для существования. Как справедливо отметил Н.И. Матузов: «Гражданское общество оправдывает свое название не тем, что состоит из граждан, а тем, что создает надлежащие условия для них. Нищая, голодная, отсталая страна с неразвитой экономикой не может иметь статуса гражданского общества» [6, с. 88].

Развитая экономика базируется на рыночных отношениях, которые включают в себя: частную собственность, частное предпринимательство, бизнес, коммерцию, конкуренцию, прибыль, производство и распределение, движение капиталов, экономические стимулы и интересы. Рыночные отношения гарантируют гражданам личную экономическую автономию, независимость и свободу, а субъектам хозяйствования — свободу предпринимательства, товарного обращения, конкуренции и т. д. «Рынок в гражданском обществе действует как саморегулирующаяся система, а государству отводится роль в отлаживании и совершенствовании этой системы» [7, с. 36].

Как только человек удовлетворяет потребности первого уровня (условно указывая — исключительно материальные), у него возникает потребность в другом: положении в коллективе, общности ценностей, нематериальной мотивации. Здесь на первый план выходят личностно общественные отношения.

Материальной формой таких взаимоотношений выступают общественные организации, создаваемые самими гражданами для решения своих вопросов или удовлетворения самых разнообразных интересов. В гражданском обществе те же союзы филателистов или какие-нибудь садоводческие и жилищные товарищества имеют такое же право на место в общей структуре, как, например, Союз композиторов или политические партии и движения.

Основное назначение этих институтов заключается в возможности для отдельного человека, индивида, реализовать свои интересы, принимать участие в согласовании интересов различных «заинтересованных групп» и социальных слоев. Посредством этих институтов общество отражает и реализует все многообразие экономических, религиозных, этнических, профессиональных и иных потребностей. Такие объединения граждан строятся на сугубо добровольном характере, их деятельность подчинена собственным уставным положениям и действующим законам. Специфичность этих организаций заключается в том, что «выросли они в рамках гражданского общества, но функционируют ещё и в рамках правового государства» [2, с. 74], принимая участие в общественно политической жизни страны.

В процессах, связанных с социальным и политическим развитием гражданского общества, важная роль отводится средствам информационного обмена. Как отмечает Р. Алапуро, «понятие гражданское общество включает социальные условия, обеспечивающие возможности устойчивого постоянного действия людей независимо от государственной власти, или в противовес ей, т. е. возможности эффективно использовать политические права, такие как право публичной речи, право собраний и демонстраций» [1, с. 29].

Подтверждение процитированной мысли можно наблюдать в политической жизни любого демократического государства, где деятельность политических партий или политизированных общественных объединений немыслима без свободных СМИ, работа которых обеспечивает «информационную прозрачность», открытость общества, создаёт общественное мнение, участвует в достижении социального согласия и удовлетворении частных целей в соот­ветствии с интересами социальных слоев, групп.

В качестве следующего элемента в структуре гражданского общества можно выделить местное самоуправление. В соответствии с Европейской Хартией местного самоуправления, данный институт представляет собой «….право и действительную способность местных сообществ контролировать и управлять в рамках закона под свою ответственность и на благо населения значительной частью общественных дел» [3, с. 8]. Таким образом, функционирование этого элемента находится в прямой зависимости от инициативы и самодеятельности людей. Государственному управлению отводится роль только контроля за соблюдением законности его действий. Поэтому, когда выдвигается идея об ограничении местного самоуправления в целях укрепления власти по вертикали, это подрывает основы гражданского общества, снижает его уровень развития [4, с. 194].

Исследуя структуру гражданского общества, необходимо признать многообразие его элементов. Авторы выделили наиболее значимые играющие особую роль в формировании этого явления.

В соответствии с вышеизложенным, в качестве элементов гражданского общества можно выделить: семью, негосударственные субъекты рыночных отношений; общественные объединения (религиозного, политического, культурного и иного характера); средства массовой информации, органы местного самоуправления и т. д.

На основе анализа проведённого исследования, можно сделать следующий ряд заключений. Основным действующим элементом жизни такого общества выступает человек. В функционирования гражданского общества лежит добровольный и самодеятельный характер деятельности граждан. Основой функционирования институтов гражданского общества являются экономическая и политическая свобода человека, как необходимые условия реальной свободы во всех остальных сферах жизни. Нормативной базой в гражданском обществе могут выступать как правовые акты государства, так и акты самих общественных образований.

Пожалуйста, не забудьте правильно оформить цитату: Струсь К.А., Аракелян Э.Р. ЭЛЕМЕНТЫ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА // Вопросы современной юриспруденции: сб. ст. по матер. XXVII междунар. науч.-практ. конф. – Новосибирск: СибАК, 2013.

Сферы общественной жизни – это подсистемы общества, в рамках которых люди вступают в различные отношения. Элементы общества – это составляющие сфер общества. Другое название социального элемента – социальный субъект, то есть это отдельные индивид, группа или организация, основополагающая в каждой, конкретной сфере. Итак, рассмотрим основные сферы и элементы.

Гражданское общество представляет собой сложную структуру, имеющую различные грани своего проявления и состоящую из элементов. Основными элементами являются:

1) добровольность формирования первичных самоуправлящихся общностей людей

2) совокупность негос общественных отношений

3) производная и частная жизнь людей

4) сфера самоуправления свободных индивидов и их организаций

5) защита законом от прямого вмешательства в нее со стороны гос власти и политики

6) развитая и независимая сеть СМИ

 

Экономическая сфера.

Экономическая сфера включает в себя процессы производства чего-либо, потребления, обмена. Если общество - организм, то экономическая сфера - это его физиологические процессы, благополучное течение которых гарантирует его нормальное существование. Главная сфера в процессе предпринимательской деятельности, а также в отношениях государства и экономики. Основные ее элементы – рынки, банки, деньги, налоги, производство товара и т.д.

 

Политическая сфера.

Политическая сфера – сфера управления обществом, национальными отношениями, связи человека и государства. От политической сферы во многом зависит жизнедеятельность остальных сфер. В воыременном обществе нетрудно заметить влияние политики на культуру и искусство, на образование и на экономику. Например, санкции сильно влияют на торговлю и предпринимательство, а неправильная оценка некоторыми государствами событий времен II Мировой войны вызвала отклик в творчестве исполнителей, писателей, журналистов, то есть повлияла на духовную сферу жизни общества. Ключевые элементы – политика, государство, политические партии, право, суды, парламент, армия и т.д.

 

Социальная сфера.

 

Социальная сфера включает в себя отношения между разными социальными и возрастными группами, а также принципы этих отношений. Эта сфера является первым показателем уровня благосостояния и комфортабельности проживания в государстве. Короче - это показатель благополучия и стабильности общественной жизни. Элементы – нации, классы, страты, семья, социальное обеспечение, здравоохранение.

 

Духовная сфера.

Основные процессы – формирование нравственных ценностей, их распространение и передача последующим поколениям. Элементы – культура, образование, мораль, этика и эстетика.

Иногда еще отдельно выделяют институт родства (институт брака и семьи) как сферу общества, связанную с отношениями между супругами и детьми, регулированием рождаемости и воспитанием молодежи. Элементы – муж, жена, ребенок, родственники, семейные отношения, брак.

 

 

29. Государство и гражданское общество

Исходной идеей гражданского общества является преобразова­ние коллективности (организованной по законам природы совместной жизни людей в обществе), и развитие человека, вышедшего из мира всеобщей вражды, необузданной свободы, в гражданина этого общества. В самом понятии гражданского общества заложено постоянное изменение, совершенствование и переход от менее развитого состояния человека, общества и власти к более развитому и цивилизованному. Условием такого развития является равновесие, равное развитие, взаимное равенство прав, свобод и обязанностей всех трех главных составляющих гражданского общества — человека, общества и государства. Доминирование одной из этих сфер разрушает гражданское общество.


Формулирование понятия гражданского общества предполагает выявление его составляющих, присущих ему черт и свойств, осмысление особенностей его функционирования и развития.

Несомненно, что первым, исходным элементом гражданского об­щества является функционирующая в условиях правового государства и демократии суверенная личность. Гражданское общество потому и называется «гражданским», что состоит не из стесненных в своих дей­ствиях, подневольных подданных, а из свободных граждан. Личность гражданского общества ориентирована на созидание и во многом су­ществует и функционирует в автономном режиме, вне рамок и без вмешательства государства, общественных структур, других личностей, но в постоянном, разнообразном взаимодействии с ними. Реализация личностью своего суверенитета, своей автономии, своих прав и свобод предполагает добросовестное выполнение ею своих гражданских обя­занностей. «Простые» свойства порядочности, честности, человечнос­ти составляют фундаментальные устои гражданского общества и его второй составляющей — правового государства.

В условиях гражданского общества государство не остается пре­жним, а становится правовым, деятельность которого ог­раничивается строго установленными законом рамками. Оно позво­ляет, с одной стороны, преодолеть мертвящее огосударствление жиз­ненных сфер, а с другой стороны, обеспечить их необходимое эффек­тивное регулирование. Однако подобное государство практически невозможно без целостного политического, идеологического, культур­ного, этического механизма воздействия гражданского общества на структуры власти и социальную жизнь страны. Такой механизм фак­тически составляет реализацию демократизма на практике.

Признаками правового государства являются:

1. Безраздельное верховенство в государственной и обществен­ной жизни правового закона, т.е.:

а) Правовой закон, принимаемый либо высшим представительным органом государственной власти, либо непосредственным волеизъяв­лением населения (например, на референдуме), составляет основу всей системы права и обладает наибольшей юридической силой. Любые другие нормативные акты (указы, постановления, решения, распоряже­ния, приказы директивы, инструкции) являются подзаконными.

б) Правовой закон распространяется на все сферы общественной жизни, все составляющие общество элементы, всех без исключения граждан. Везде утверждается приоритет правового закона, и никто не обходить его предписания. В случае нарушения предписаний виновные несут предусмотренное правовым законом наказание.

в) Правовой закон распространяется не только на общество, но и на само породившее его государство. Он ограничивает, связывает деятельность государственных органов, должностных лиц строго установленными рамками компетенции и не допускает какого-либо выхода из них. Этим предотвращается произвол, вседозволенность и злоупотребления властью в государственных делах.

г) Правовой закон регулирует ключевые вопросы государственной и общественной жизни, не допуская приоритета каких-либо подзакон­ных нормативных актов, носящих ведомственный характер и обслуживающих не общенародные, не общегосударственные, а групповые интересы. Официально верховенство правового закона в первую очередь отражается в конституции страны.

2. Признание за личностью неотъемлемых, нерушимых, неприкосновенных прав и свобод, взаимная ответственность государства и личности.

3. Организация и функционирование государственной власти на основе принципа разделения властей. Полномочия различных ветвей государственной власти в обществе должны быть сбалансированы через систему сдержек и противовесов, препятствующих утверждению опасной односторонности в управлении. Использование их создает условия для оптимизации деятельности всех структур государства, повышения эффективности управленческого механизма в целом.

Третьей составляющей гражданского общества является собственно общество и различные элементы, его составляющие, такие как семья, трудовые коллективы, общественные организации, кооперативы, ассоциации и союзы предпринимателей, средства массовой информации, церковь.

Разумеется, прежде всего речь должна идти об экономике. Центральное место в экономике, имущественных отношениях гражданского общества занимает человек-собственник, причем содержание понятия «собственник», очевидно, неправильно ограничивать только владением средствами производства.

Еще одна специфическая особенность жизни гражданского обще­ства состоит в том, что в основе его функционирования и развития лежат самоуправленческие начала, согласно которым граждане явля­ются управляющими и управляемыми одновременно. Если демокра­тия образует политическую оболочку гражданского общества, то сами управленческие начала гражданскому обществу присущи внутренне, составляют его неотъемлемую качественную черту. Гражданское об­щество является саморегулирующейся, самоорганизующейся и само­развивающейся системой.

В органичном единстве с самоуправленческими началами нахо­дится и такая специфическая особенность жизни гражданского обще­ства, как преобладание, приоритет в ней горизонтальных связей и отно­шений над вертикальными, иерархическими.

Наконец, к числу существенных специфических особенностей жизни гражданского общества по праву следует отнести мировоззренческий плюрализм (от латинского «плюралмс» — множественный). Струк­тура гражданского общества, включая в себя целый ряд разнообраз­ных, независимых элементов, изначально предполагает плюралистичес­кий характер отношений между ними. В этой связи исключительное значение имеет такой важный атрибут плюралистически организован­ного общества, как консенсус (лат. согласие, единодушие).

Таким образом, гражданское общество — это совокупность само­стоятельных, независимых социальных элементов (отдельных индиви­дов и создаваемых ими учреждений, объединений, организаций), кото­рые в процессе свободных, равноправных взаимоотношений друг с другом выражают свою волю, реализуют свои интересы и удовлетворя­ют свои потребности, обеспечивая тем самым необходимые условия для своего успешного функционирования и развития.


 

30. Политическая система общества: понятие и уровни политической системы.

 

 

В социальном управлении принимают участие различные субъекты: государство (специально предназначенное для этой цели), партии, политические движения, общественные объединения и т.п. Все они, оказывая активное влияние на политическую жизнь общества и осуществляя политическую власть, объединяются в политическую систему.
Политическая система общества - это упорядоченная на основе права и иных социальных норм совокупность институтов (государственных органов, политических партий, движений, общественных организаций и т.п.), в рамках которой проходит политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть.
Понятие "политическая система общества", вошедшее в научный оборот во второй половине ХХ в., показывает, как регулируются политические процессы, как формируется и функционирует политическая власть. Это механизм организации и реализации политической деятельности.
Политическая система имеет ряд характерных черт:
1) именно в ее рамках и с ее помощью осуществляется политическая власть;
2) она зависит от характера общественной среды, социально-экономической структуры общества;
3) она обладает относительной самостоятельностью.
Любая система общества, в том числе и политическая, представляет собой целостное, упорядоченное множество элементов, взаимодействие которых порождает новое качество, не присущее ее частям. Категория "политическая система" позволяет глубоко проникнуть в политические интересы классов, социальных и этнических групп, разобраться во взаимосвязи и взаимозависимости отражающих эти интересы политических явлений.
Политическая система в конечном счете регулирует производство и распределение благ между социальными общностями на основе использования государственной власти, участия в ней, борьбы за нее.

 

Политическая система является сложным явлением и включает в себя различные части (или подсистемы). Она складывается из подсистем трех уровней власти и политических отношений: двух институциональных – высшего (мегауровень) и среднего (мезоуровень) и неинституционального – нижнего, массового (микроуровень). В свою очередь, они делятся на параллельные, обычно конкурирующие структуры (на тех же уровнях): легальные и теневые. Внутри этих структур политическая система включает деление на субъекты политических отношений: носителей власти (руководителей, правящих) и исполнителей (рядовых членов массовых ассоциаций).

На институциональном макросистемном уровне политическая система включает в себя центральный аппарат государственной власти (в демократическом обществе и в правовом государстве разделенной на законодательную, исполнительную и судебную). Вид политической системы зависит от типа общества и правления: приоритетной власти главы правительства (то есть приоритета исполнительной власти), президента (вплоть до так называемой президентской формы правления, допускающей временное или длительное совмещение функций разделенных властей), монарха, парламента (если он наделен прерогативами контроля президентской и исполнительной власти), правящей партии, верховного или конституционного суда (при приоритете права и закона). Особую арбитражную роль играет общественный контроль государственной власти. Он организуется на разных уровнях (макро- и мезо-) и многими средствами: массовой информации, ассоциациями, массовыми движениями, народными обществами. Непосредственно в макросистему входят различные формы политической оппозиции.

На том же уровне располагаются теневые, скрытые политические структуры и функции макровласти. К ним относятся скрытые действия легальных учреждений высших рангов; секретные документы, распоряжения, приказы и тому подобные акты; скрытый смысл открытых политических действий, политических текстов; негласные функции и неявная роль разных официальных лидеров и центральных органов власти и управления, руководства учреждениями, партиями, армией, руководства промышленностью и другие; официальные и легально существующие учреждения с секретными функциями, а также полностью законспирированные учреждения.

Аналогична по своему строению и мезоструктура политической системы. Она образована аппаратами управления, органами выборной и назначаемой власти, которые непосредственно слиты со структурами макроуровня, но составляют его периферию. Они расположены в политическом пространстве между высшими эшелонами государственной власти и обществом, которое они связывают с государством. Это так называемые аппараты и органы, региональная и муниципальная администрация, советы разных рангов, иерархия партийных, профсоюзных и других ассоциативных структур, крупные предприятия, лидеры экономики, органы правосудия и охраны порядка, другие учреждения, через которые осуществляется политическая социализация.

Структуры среднего уровня служат связующим звеном между макроструктурами политической системы и обществом, организуют их отношения, передают импульсы государственных центров власти обществу и его ответные реакции – инициаторам политики. В организации и осуществлении политического процесса мезоуровень политической системы играет ключевую роль. На этом уровне формируются наиболее влиятельные бюрократические аппараты управления и самые массовые параллельные (теневые) структуры. К скрытым функциям легальных государственных, партийных, административных учреждений на этом уровне, при определенных негативных условиях, добавляются особенно распространенные конфликты аппаратов и их лидеров, групповщина, земляческие и кровнородственные связи, противоправная активность и коррупция официальных лиц и властей.
На этом же уровне формируются нелегальные структуры неполитического характера (мафиозные структуры, черный рынок
и т.д.), которые имеют тенденцию смыкаться с легальными структурами и могут оказывать на них серьезное влияние, вплоть до скрытого участия в политической жизни отдельных регионов.

Микроуровень политической системы образуется массовым участием общественных групп, граждан общества в политической жизни: членством в массовых политических или неполитических организациях, участием в массовых политических акциях поддержки власти или протеста, в социальном контроле политики, в процессах ее демократической организации. На микроуровне формируются политические народные движения, зарождаются политические группировки и партии, формируется общественное мнение, складывается политическая культура общества – важная составная часть и характеристика политической системы. Пространство микроструктур отнюдь не ограничивается неким нижним, массовым уровнем. В нем расположено все общество и все его граждане, с их политическими взглядами, формами участия в совместной политической жизни, хотя политические роли организационно и функционально разводят их по разным уровням.

Политическая система сформирована по принципу пирамидальной иерархии: с массовой социальной базой в основе и вершиной государственной власти в высшем ее эшелоне. Таким же образом построены и ее подсистемы, имеющие вертикальные структуры (от массовой базы – к руководящим учреждениям): партии, крупные общественные организации, союзы и т.п. На каждом из уровней, на которые разделена политическая система, образуются специфические структуры и отношения между ними.

Исследование столь сложно организованной системы составляет одну из центральных задач политической науки и определяется несколькими руководящими принципами.

1. Для построения полной теории политической системы исследуются не только ее институциональные элементы (подсистемы) и отношения, но и неинституциональные, не только легальные, но и скрытые элементы и функции, которые также входят в политическую систему, глубоко интегрированы ею и, в совокупности с другими, определяют ее облик. Учитываются все характеристики, которые формируют отношение общества к его политическому устройству.

2. Определяется основное членение политической системы на вертикальные структуры институтов, горизонтальные уровни власти и компетенции, затем выявляются легальные и нелегальные структуры и функции, а также взаимодействие между субъектами и объектами власти и политических отношений.

3. Обозначаются границы, отделяющие систему от ее окружения, уточняется представление о самой системе, ее пространстве, ее окружении и о разделяющей их границе, т.е. о социальных, идеологических, культурных, экономических, правовых явлениях и процессах и о том рубеже, за которым они становятся политическими, иначе говоря, совокупность явлений, потенциально значимых для организации и жизни политической системы. Граница – это порог, который такие явления переходят, чтобы стать политически значимыми. Следовательно, требуется определение политического пространства и времени вступления в жизнь системы новых явлений, определение того, когда, где, как и почему они происходят. Например: экономическая и социальная дестабилизация? движение протеста? образование народного фронта? формирование политической партии? выборы? приход партии в руководящие политические органы страны
(региона, города).

4. Центральный аспект исследования – определение иерархии подсистем и элементов системы и отношений между ними, основных членений системы, а также отношений между субъектами и объектами (носителями и исполнителями) этих отношений. Имеется в виду передача власти и политических импульсов в системе от одного субъекта (активного) к другому (пассивному) их носителю, исполнителю, который, в свою очередь, передает волевые импульсы (приказы, распоряжения) следующему (например, от премьер-министра к министру, от министра к руководителю ведомства и т.д., вплоть до исполнителей).

5. Когда определены элементы системы, выясняются их функциональные связи, т.е. устанавливается, что данный процесс (явление) есть функция другого процесса (явления). Знание функциональных зависимостей между частями системы позволяет построить модель, по которой эти части складываются в систему. Например: закон об ассоциациях? образование групп по неполитическим интересам (ветеранов, инвалидов, пилотов и т.п.)? их взаимное определение с политическими движениями и партиями? их вступление в политическую жизнь.

6. Теория политической системы – это не только структурная схема, но и содержательный анализ отношений в ней, от политических до социально-психологических, поведенческих и культурных. В ней анализируется принцип политической организации общества, рассматриваются отношения большинства и меньшинства и способы их защиты от взаимной тирании.

7. Описание статичного состояния системы не дает представления о ее подлинной природе. Исследование должно включать в себя изучение динамики развития политической системы (направления и интенсивность изменения ее специфических признаков; появление новых органов власти, смена их функций, возникновение новых политических сил и т.п.). Предметом исследования динамики системы является также ее гибкость и способность изменяться. Учет этих положений может дать представление о жизнеспособности, адекватности политической системы общественному процессу, о ее способности формировать сплоченное общество, реальное единство интересов и целей государства и народа либо порождать конфликт между ними.

 

 

31. Место государства в политической системе

 

Политическая система общества – это упорядоченная на основе права и иных социальных норм совокупность институтов (государственных органов, политических партий, движений, общественных организаций), в рамках которой проходит политическая жизнь об­щества и осуществляется политическая власть.

Понятия государство и политическая система общества соотносятся как часть и целое.

Государство концентрирует в себе все многообразие политических интересов, регулируя явления полити­ческой жизни через призму «общеобязательности».

Именно в этом качестве государство играет особую роль в политической системе, придавая ей своего рода целостность и устойчивость, оно выполняет основной объем деятельности по управлению, пользуясь ресурсами общества и упорядочивая его жизнедеятельность.

Место и роль государства в политической системе общества зависит от типа политической системы и форма правления. Особенность – государство играет роль основного орудия, так как обладает такими средствами, которыми не обладают другие субъекты.

Государство занимает центральное, ведущее место в политической системе общества, так как оно:

Выступает в качестве единственного официального представителя всего народа, объединяемого в пределах его территориальных;

Границах по признаку гражданства; Является единственным носителем суверенитета;

Обладает специальным аппаратом (публичной властью), предназначенным для управления обществом;

Обладает силовыми структурами (вооруженными силами, милицией, службой безопасности);

Обладает, как правило, монополией на правотворчество;

Обладает специфическим набором материальных ценностей (государственная собственность, бюджет, валюта);

Эти свойства дают государству возможность оказывать влияние на общественную жизнь путем:

Установления правового режима организации и функционирования всех других субъектов политической системы;

Осуществления надзора за соблюдением законности в деятельности субъектов политической системы;

Только государство способно применять меры государственного принуждения (юридической ответственности) за нарушение действующего законодательства;

В Конституции имеется статья, которая провозглашает РФ социальным и правовым государством. Формирование правового государства - одно из направлений развития нашей политической системы. Государство выступает не только самостоятельным субъектом политики, но и призвано регулировать поведение иных субъектов политических отношений.

Роль государства в политической системе:

Может устанавливать в законодательстве правовой режим организации и функционирования всех иных субъектов политики – политических партий, движений, групп давления;

Регистрирует их соответствующими органами (как правило Минюстом) и привлекает к участию в общественных и государственных делах;

Может осуществлять надзор за законностью деятельности всех иных субъектов политики и применять меры принуждения за соответствующие правонарушения;

 

32. Происхождение права.

 

 

Происхождение права, так же как и происхождение государства является дискуссионным в науке, но протяжении длительного времени сформировались различные теории, характеризующие данный процесс. Теологическая теория (Фома Аквинский, Аврелий Августин). В ее основу положен тезис о существовании божественного закона, который составляет основу действующего права. В своей аргументации теория ссылается на положения Библии, где утверждается, что основные законы – заповеди Моисея – были даны человечеству Богом. В основе системы права находится вечный закон, Божественный разум, управляющий миром, его нельзя ставить под сомнение. Вторым по значению идет естественный закон, который отражает вечный закон в людях и находит выражение в позитивном праве. Оценить данную теорию довольно сложно, поскольку она опирается на вопросы веры, тем не менее, теологическая теория распространена и по сей день среди ученых западных католических университетов, мусульманских правоведов.

 

 

Естественно-правовая теория (Г. Гроций, Ж.-Ж. Руссо, Ш.Л. Монтескье и т.п.) гласит, что кроме установленного госуда

Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.077 с.