Не вступать в диалог, а прижать к стенке — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Не вступать в диалог, а прижать к стенке

2021-06-02 37
Не вступать в диалог, а прижать к стенке 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Шесть первых томиков серии написал дон Боско. Они были изданы в период с марта по август 1853 и имели общее название: «Католик, знающий свою религию».

Дон Боско рассказывал позже с улыбкой, как генеральный викарий в Турине сказал ему:»Я боюсь поставить под этим мою подпись. Вы бросаете вызов и атакуете противника». Он же написал эти книжечки с таким настроением, с каким бы шел и в бой. Он не знал, что такое диалог. Его стиль можно было сравнить с прижатием к стенке. Здесь речь шла о спасении молодежи и старшего поколения для Церкви, Бога и вечной жизни. Ради этого надо было бороться и идти в бой. «Католическая хрестоматия» снискала всеобщее признание, число читателей было огромным. Это, конечно, возбудило гнев протестантов. На Вальдокко прибыли главари вальденсов: Берт и Меилле, а также евангелик Пуньо. Они старались уговорить дона Боско перестать издавать «Хрестоматию» или хотя бы изменить тон. Но они ничего не добились.

«Однажды январским вечером – пишет дон Боско, ко мне прибыли двое господ. Войдя, они приветствовали меня:

– Вы, синьор теолог, обладаете великим дарованием. Народ Вас понимает и читает Ваши брошюры. Вы должны посвятить себя обучению истории, географии и физики. Будет лучше, если Вы перестанете издавать свою «Католическую хрестоматию». Это уже избитая тема. Если Вы согласитесь написать книги из области истории и оставите бесполезную работу, которую Вы вели до сих пор, мы готовы финансировать издательство Ваших книг.

Одновременно они положили передо мною четыре купюры по тысяче лир.

– Если это бесполезная работа, то зачем вы выбрасываете деньги на то, чтобы я оставил ее? Став священником, я принял обет действовать на благо Церкви и бедных людей. Эту деятельность я буду продолжать, также путем публикации «Католической хрестоматии».

Тогда они поменяли тон. В их голосах послышалась угроза:

– Плохо Вы делаете. Разве Вы уверены, что выйдя на улицу, Вы сможете живым вернуться домой?

Я встал и открыл дверь комнаты. – Буцетти – позвал я Джузеппе – проводи, пожалуйста, господ до ворот».

 

Вино и каштаны

 

Уходя, господа пообещали: «Мы еще встретимся». В последней главе своих «Воспоминаний» дон Боско рассказывает, каким путем они потом «встретились». «Мне кажется, что против меня был организован заговор» добавляет он. В некотором сокращении здесь приводятся его воспоминания об этих инцидентах:

«Однажды вечером, когда я вел в школе занятия, вошли двое мужчин и предложили мне срочно пойти в трактир „Золотое сердце“ на Виа Коттоленго 34, где находился умирающий. Я отправился туда, предварительно взяв с собою несколько ребят постарше, хотя прибывшие старались отговорить меня от этого сопровождения. Когда мы оказались на месте, меня провели в комнату на первом этаже, где много весельчаков угощалось каштанами. Они хотели, чтобы и я разделил с ними трапезу.

Я отказался.

– Тогда выпейте, пожалуйста, рюмочку вина с нами. Один глоток, наверняка, не повредит.

Наполнили рюмки для всех, но когда подошла моя очередь, наивно пошли за другой бутылкой.

Я взял рюмочку, провозгласил «за здравие» и поставил на стол.

– Не делайте так, это нас огорчает! – Это оскорбление!

– Но я не хочу пить.

Тогда они стали мне угрожать.

– Вы обязательно должны выпить!

Один из мужчин схватил меня за левую руку, другой за правую.

– Выпьете добровольно, а нет, то заставим!

– Если хотите, чтобы я выпил, отпустите мои руки – сказал я, освобождаясь от них. – Но поскольку я сам не могу выпить, то это за меня сделает один из моих воспитанников.

Говоря это, я сделал большой шаг к дверям и, открыв их, попросил ребят войти. При виде ребят мужчины смутились. Стали объяснять, что больной исповедуется завтра. Один из моих друзей впоследствии рассказал мне, что кое‑кто обещал угостить этих мужчин ужином за то, что напоят меня вином, специально приготовленным для меня».

 

Еще одно покушение

 

«Можно считать невероятным все эти покушения, о которых я рассказываю – пишет дон Боско – но, к сожалению, так было, и многие могут это подтвердить.

Однажды сентябрьским вечером меня срочно вызвали в дом Сарди, который находился рядом с Приютом, чтобы исповедовать умирающую женщину. Я попросил несколько старших ребят пойти со мной, так как ко всему теперь относился с некоторым подозрением. Подойдя к дому, я оставил нескольких ребят у входа на лестницу. Джузеппе Буцетти и Джиацинто Арнауд подошли со мной к комнате больной. Войдя, я увидел задыхающуюся женщину, казалось, что она вскоре умрет. В комнате находилось еще четыре человека, которых я попросил выйти, так как хотел ее исповедовать.

– Прежде, чем исповедоваться, я хочу, чтобы этот подлец извинился передо мной! – закричала больная.

– А я ничего плохого тебе не сделал! – последовал ответ.

– Успокойтесь! – крикнул другой, встав с места. Вспыхнула ссора и, пока я понял в чем дело, кто‑то погасил свет, и град ударов обрушился на меня. Я успел схватить стул и, прикрыв им голову, быстро двинулся к дверям. Удары, предназначенные мне, разбили стул вдребезги. Один удар пришелся по моей левой руке, был сорван ноготь на большом пальце. Вместе со своими ребятами я вернулся домой».

«Мне кажется – пишет дон Боско – было сделано все, чтобы отвести меня от обвинения протестантов».

 

«Серый»

 

«В связи с частыми нападениями на меня – продолжает рассказывать дон Боско – я вынужден был отказаться от уединенных прогулок в город (в те времена между ораторией и городом находился длинный отрезок пути, проходящий между зарослями кустарников и акаций).

Однажды вечером я возвращался домой с душой в пятках. Неожиданно я заметил рядом большого пса, вначале тоже меня испугавшегося. Но я стал себя вести с ним как хозяин, и мы быстро подружились. Он проводил меня до оратории, впрочем, не один раз. Здесь я должен отметить, что Серый (так дон Боско назвал собаку) оказал мне большие услуги. Лучшим подтверждением будет факт, о котором хочу рассказать.

В конце ноября 1854 года в туманную и дождливую погоду мне пришлось одному возвращаться домой. Вдруг я заметил двух мужчин, идущих впереди меня. Они явно приспосабливали свои шаги к моим. Я хотел повернуть обратно, но было уже поздно: в два прыжка они очутились рядом со мной и набросили мне на голову плащ. Попробовав защищаться, хотел крикнуть, но ничего у меня не получалось. И вот в этот момент прибежал Серый. Не переставая лаять, он бросился лапами в лицо одному бандиту, потом зубами схватил другого.

– Отзовите эту собаку – взмолились бандиты.

– Отзову, – ответил дон Боско – если вы оставите меня в покое.

– Уберите ее сейчас же – продолжали просить они.

Серый тем временем продолжал бешено лаять. Освобожденные бандиты быстро удалились; а пес, не отступая ни на шаг, проводил меня домой.

Каждый вечер, когда некому было проводить меня, в момент, когда я входил в заросли кустарника, неожиданно появлялся Серый. Ребята из оратории много раз видели, как он входил во двор. Однажды двое ребят, испугавшись его, хотели забросать пса камнями, но Джузеппе Буцетти сдержал их.

– Оставьте его в покое, это пес дона Боско.

Тогда ребята стали его ласкать и привели в столовую, где я как раз ужинал с семинаристами и матерью. Ребята смотрели на собаку с испугом.

– Не бойтесь – сказал я. Это мой Серый, разрешите ему подойти поближе. Действительно, пес обошел вокруг стола и приблизился ко мне, радостно виляя хвостом. Я попробовал покормить его супом, остатками второго, хлебом, но он ничего не тронул. Подойдя ко мне, он положил голову на мою салфетку, как бы желая доброй ночи, а потом позволил ребятам проводить его к дверям. Я вспомнил, что сегодня очень поздно возвратился домой. Один из моих друзей привез меня своей повозкой».

Карло Томатис, который в то время приходил в ораторию, подтвердил:

«Собака действительно имела очень грозный вид. Увидев его, мама Маргарита не раз говорила: „Ах ты, противный звереныш“. Он был похож на волка, рост его достигал одного метра, морда была длинной, он имел стоящие торчком уши и серую шерсть».

Однажды – рассказывает Микеле Руа, который видел Серого дважды – дону Боско надо было выйти по делам в город. Выходя из комнаты, он встретил собаку, лежащую на пороге. Дон Боско старался отодвинуть ее, потом перешагнуть через нее. Собака, однако, грозно рычала и толкала дона Боско обратно в комнату. Мама Маргарита, хорошо знавшая Серого, сказала сыну:

– Если ты не слушаешь меня, то по крайней мере послушай собаку. Не выходи!

На следующий день дону Боско доложили, что вчера какой‑то бандит, вооруженный пистолетом, ждал его за поворотом.

Дон Боско не раз пытался узнать что‑нибудь поближе о происхождении своего спасителя. Однако никогда это ему не удавалось сделать. Когда в 1872 году баронесса Ацелия Гасати спросила его, что он думает о Сером, дон Боско, шутя, ответил:

– Было бы смешным считать его ангелом. Но нельзя утверждать также, что это обыкновенная собака.

 

Дремота у сапожника

 

Днем дон Боско трудился для своих ребят, собирал пожертвования, исповедовал, гласил проповеди во многих заведениях города. Ночью чинил обувь и одежду воспитанников, писал свои книги. Дефицит сна все время возрастал. Случалось так, что неожиданно морил его сон.

– Иногда после обеда – вспоминает Джованни Кальеро – дон Боско внезапно засыпал, сидя в кресле, с опущенной на грудь головой. Тогда все на пальчиках тихо выходили, чтобы не разбудить его.

Это послеобеденное время было для него самым трудным, поэтому он отправлялся по делам в город, навещал своих благодетелей, собирал пожертвования.

«Во время ходьбы я не засыпаю» – говорил он, улыбаясь. Но не всегда ему это удавалось.

Однажды пополудни он оказался на небольшой площади перед храмом Матери Божьей Утешения. Он был такой сонный, что не ориентировался, где находится и куда идет. Вблизи находилась сапожная мастерская. Дон Боско вошел туда и попросил у хозяина разрешения сесть в кресло и поспать несколько минут.

– Пожалуйста, пожалуйста, отче! Досадно мне только, что я буду мешать вам стуком молотка, – ответил хозяин.

– Никак нет, это мне совсем не помешает!

Дон Боско уселся за прилавком и уснул. Спал с половины третьего до пяти часов. Проснувшись, он огляделся вокруг и, посмотрев на часы, воскликнул:

– О, я бедный! Почему же вы меня не разбудили?

– Дорогой отче, – ответил сапожник. – Вы спали так сладко, что было бы грехом вас разбудить. Хотел бы и я так спать!

 

 

Собственные мастерские

 

Вначале помещение оратории (которое дон Боско называл приютом, а мы сегодня назвали бы интернатом) открывало свои двери прежде всего молодым ребятам.

После первого паренька из Валь Сезиа, который попал в кухню мамы Маргариты во время грозы, после Буцетти и Гастини – сюда ежегодно прибывали десятки ребят. Были такие, которые жили там по 3 года, некоторые пару месяцев, другие всю жизнь. Только с 1856 года большинство жителей интерната составляли ученики.

Первое место занимали рабочие, так как у них были жалкие условия жизни. Рабочий, особенно молодой, был предоставлен исключительно себе, был совершенно беззащитен перед хозяином. Не существовали профсоюзы. Карло Альберто разрешил всего лишь на образование «Общества опеки», но либералы не соглашались даже на это.

Дон Боско, устраивая своих ребят на работу, охранял их права соответствующим контрактом.

Ежедневно он навещал их по месту работы в качестве поручителя семьи». Если наниматель не придерживался договора, дон Боско забирал от него ученика. В 1853 году, после окончания строительства нового дома, он решил основать у себя первые мастерские.

 

Для начала два столика

 

В ноябре 1853 года были основаны две мастерские – сапожная и портняжная. Сапожников дон Боско разместил в узенькой комнатке, которая в настоящее время выполняет роль мини – ризницы в часовне Пинарди, радом с колокольней. Здесь были размещены два столика и четыре табуретки. Сначала наставником был сам дон Боско. Он уселся на табуретку и объяснил четверым подросткам, как приготовить подметку. Потом научил их обращаться с шилом и шпагатом, смазанным смолой. Через несколько дней он уступил это место Доминико Гоффи, швейцару оратории.

Портные разместились в бывшей кухне. Горшки и печки перенесли в новый дом. Первыми мастерами портняжного дела была мама Маргарита и, конечно, дон Боско, который передавал своим ученикам умение шить, приобретенное еще в Кастельнуово у Джованни Роберто.

Весной 1854 года, как бы в шутку, открыл он третью мастерскую: переплетную. Ни один из его подопечных не знал этой работы. Однажды, дон Боско, окруженный ребятами, разложил на столе печатные листы своей последней книги «Ангелы Хранители». Потом указал пальцем на одного из воспитанников:

– Ты будешь переплетчиком.

– Я? Но ведь я не имею понятия, что это такое.

– Это не мешает. Подойди сюда поближе. Видишь? Эти напечатанные листы называются печатными. Надо сложить их пополам, потом еще раз наполовину и еще раз. Ну‑ка, попробуем!

При помощи окруживших стол ребят все листы вскоре были сложены. Дон Боско привел их в порядок, уложил страницы по очереди.

– Вот теперь книга сложена. Остается только ее сшить.

Приглашенная на помощь мама Маргарита принесла крепкую иглу. Книгу удалось сшить, хотя пальцы немного пострадали. Мукой, разбавленной водой, была приклеена обложка. Оставалась последняя операция: срезать края книги. Но как это сделать? Собравшиеся вокруг стола ребята давали различные советы: ножницами, острым ножом, напильником. Дон Боско пошел в кухню и принес полукруглый нож, который служил для нарезки овощей. Несколькими ловкими движениями он выровнял края книги. Все смеялись, смеялся также и он. Таким образом, мастерская была открыта и заняла отдельную комнату в новом доме.

 

 

 


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.031 с.