Наконец, о грудах битого кирпича — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Наконец, о грудах битого кирпича

2021-06-02 40
Наконец, о грудах битого кирпича 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Как только начались раскопки Вавилона, к его руинам потянулись толпы людей разных рас, национальностей и вероисповеданий. Поток не прерывается и доныне. Все хотят увидеть Вавилон своими глазами; люди, не имеющие отношения ни к археологии, ни к исторической науке, испытывают неодолимую потребность убедиться в том, что Вавилон и его чудеса были.

 

Но многих ждет разочарование. Даже раскопанные в прошлом и начале нынешнего века руины снова занесены песком, многое рассыпается. Город не возвышается над местностью, а утопает среди строительных холмов‑курганов. Большая часть Вавилона не раскопана. Реконструирован лишь один Храм Иш‑тар‑Нинмах да часть царского дворца. Героическое стремление правительства Ирака превратить Вавилон в самый большой музей мира, восстановив его полностью, становится еще одной, современной легендой Вавилона. Климат, почва, вода и солончаки, бедность страны, разбросанность экспонатов по музеям мира и все остальные причины "вавилонского столпотворения" наших дней против возрождения "чуда света". Может быть, поначалу надо вернуть в Вавилон статую Мардука‑Бела?

 

Однако раскопки продолжаются, и именно в жилых районах города. Говорят, что там археологов подстерегают неожиданные открытия.

 

Месть проститутки

 

Давно уже приближенные Александра Македонского не видели своего царя, в общем‑то, сдержанного (в трезвом виде) человека, таким разозлившимся. Только что он принял послов горного племени уксиев, обитающих между Сузианой и Персидой, и те имели наглость потребовать с него – покорителя Востока – плату за проход через свои земли. Александр отослал послов, "велев идти к теснинам, господство над которыми позволяет им думать, что проход в Персию находится в их власти: там они получат установленную плату" (Арриан).

 

Зимой 331–330 годов до н. э. – время, мало располагающее к военным действиям – македонцы очень торопились достичь главной резиденции Ахеменидов – Персеполя. Они боялись, что сокровища растащит стража, наверняка уже слышавшая о поражении персов при Гавгамелах и о бегстве Дария. Об этом же предупреждал письмом Александра хранитель царских сокровищ Персеполя – Тиридат. В Сузах македонцы уже взяли очень большую добычу, но у алчности нет границ. Да и Персеполь – не Сузы. Надет Персеполь – главная резиденция персидских Царей, последняя из трех столиц, – и конец войне, как тогда думали многие.

 

И вот теперь какие‑то уксии, у которых даже денег не было, потому что натуральнохозяйственным умом они не понимали их смысла; которые не умели обрабатывать землю, а самым благородным занятием почитали разбой и воровство; которые даже соитие совершали открыто, не стесняясь зрителей, – эти самые недочеловеки‑уксии преградили путь македонцам! А впереди их еще ждало сорокатысячное войско сатрапа Ариобарзана, которое заградило дорогу в ущелье, называвшееся Персидскими воротами.

 

Ранней ночью Александр выступил с телохранителями, щитоносцами и еще 8 тысячами солдат, а полководца Кратера отправил занять те высоты, куда, по его мнению, должны были отступить уксии. На рассвете Александр напал на деревни гордых, но нищих горцев. Спросонья они даже не приняли бой, а бежали к тем теснинам, в которых собирались держать Александра до тех пор, пока он не заплатит выкуп. Но и там лучшие позиции уже занял Кратер. Большинство уксиев либо были убиты, либо сорвались в пропасть. Побежденные с трудом вымолили у Александра право остаться на своих землях, обещая платить дань натурой, то есть животными, которых они пасли.

 

Ариобарзана у Персидских ворот Александр разбил примерно таким же маневром. Теперь путь на Персеполь был открыт. Но случилось еще одно событие, которое, возможно, главным образом и повлияло на решение уничтожить Персеполь.

 

Уже недалеко от города македонцы заметили группу из восьмисот пожилых людей – пленных греческих ремесленников. Вид их был ужасен: у кого‑то были отрублены нос и уши, у кого‑то ступни ног или рука. Персы изувечили их преднамеренно, оставив только ту часть, которая была необходима для работы по украшению и поддержанию в порядке дворца Ахеменидов. «Лишнее» персы отрубили, дабы исключить возможность побега. Один вид соотечественников вызвал слезы на глазах закаленных македонцев и греков.

 

Калеки стали молить Александра о заступничестве. Царь приказал выдать каждому по 3 тысячи драхм, по 5 одежд, по 2 пары волов, по 50 овец и по 50 медимнов пшеницы. Само собой, он освободил их и от уплаты податей.

 

Александр вступил в город I февраля 330 года до н. э. и увидел беспорядочную толпу, стекавшуюся во дворец. Возле дворца лежала опрокинутая этой же толпой огромная статуя Ксеркса. Царь лишь на секунду задержался у статуи другого царя и сказал:

 

– Оставить ли тебя лежать здесь за то, что ты пошел войной на греков? Или поднять за величие духа и доблесть, проявленную тобой в других делах?

 

Так ничего и не решив, Александр прошел во дворец и сел под расшитый золотом балдахин на царский трон. При этом зрелище коринфянин Демарат, уже старик, заплакал и сказал:

 

– Какой же великой радости лишились греки, которые умерли, не увидев Александра восседающим на троне Дария!

 

Возможно, пытаясь поквитаться за искалеченных греков, Александр отдал приказ перебить всех пленных. Впрочем, местные жители ему тоже чем‑то не приглянулись: город был отдан на разграбление. Македонцы бросились насыщаться грабежом и насилием: бедных, с кого нечего было взять, убивали; богатые кончали жизнь самоубийством, бросаясь с городских стен или сгорая в собственных жилищах. Так продолжалось, пока сам Александр не положил этому конец.

 

Добыча, доставшаяся победителям, была огромной: 120 тысяч талантов серебра и 8 тысяч золота, не считая драгоценной утвари. Для ее перевозки понадобилось 10 тысяч парных подвод и 5 тысяч верблюдов.

 

Пока войско отдыхало и переправляло на родину добычу, Александр в окружении друзей заслуженно пировал. В подобных весельях принимали участие и малопотребные женщины, следовавшие за войском из самой Греции. Среди них находилась и афинянка Таида, в тот момент – подружка в утехах Птолемея Лага, будущего фараона. Она‑то и "решилась произнести слова, вполне соответствующие нравам и обычаям ее родины, но слишком возвышенные для нее самой" (деликатный Плутарх не решился написать, что на этой девице клейм из трех лилий ставить было негде). Таида сказала Александру примерно следующее:

 

– Глумясь над чертогами персидских царей, я вполне вознаграждена за те лишения, которые испытала в блужданиях по Азии, Но мы – афиняне, всегда помнили, что Ксеркс сжег наш город и все святилища. Для меня было бы высшим удовольствием самой погубить его дворец. Пусть говорят люди, что женщины сумели отомстить за Грецию лучше, чем прославленные полководцы.

 

Слова проститутки встретили пьяным гулом одобрения и рукоплесканиями. Тогда Александр, сам еле державшийся на ногах, с венком на голове и факелом в руке пошел впереди всех. Дворец запылал сразу со всех сторон, так как внутри был покрыт драпировкой, тканями и коврами. Александр скоро протрезвел, раскаялся и приказал тушить, но было поздно: деревянные перекрытия потолка перегорели и рухнули, довершив гибель дворцового комплекса; Сгорели и окружающие дворец постройки и дома частных лиц.

 

Такова история гибели Персеполя, столицы персидских владык.

 

Существует мнение, что Александр сжег город намеренно, что это входило в его планы, и падшая девушка Таида – домысел античных историков, ведь Александр в первую очередь шел мстить за поруганную Элладу. Именно таким обещанием он и собрал греков под свои знамена. За это предположение говорит очень многое: например, убийство жителей и грабеж, вывоз всего ценного из города еще до пожара и т. д. Но все‑таки нельзя забывать, что пьяный Александр был способен и на большее: на одной из пирушек он поразил насмерть молочного брата Клита, который однажды спас ему жизнь в битве. Как бы там ни было на самом деле, скоро Александр покинул выгоревший город.

 

Гибель Персеполя ознаменовала конец Ахеменидской державы, но поджог оказал несомненную услугу последующим поколениям: развалины дворца и города дошли до нас, можно сказать, в образцовом состоянии, если учитывать их возраст.

 

Вскоре после сожжения территория города вновь была заселена персами, им даже удалось восстановить некоторые дворцы и строения. Однако и это селение (оно называлось Истарх) погибло от нашествия арабских полчищ в VII веке н. э. Описания руин Персеполя средневековыми мусульманскими географами настолько схожи между собой, что, вероятно, они списывали друг с друга. Город они назвали "Троном Джемшида": под этим именем у них фигурировал некий мифический владыка Ирана. Назвали его этим именем только потому, что Джемшид считался великим охотником, а на многих барельефах Персеполя присутствуют сцены охоты.

 

В 1474 году Персеполь посетил первый европеец, Иосафат Барнабо, и оставил такое описание:

 

"В поле зрения появляется круглая гора, срезанная с одной стороны, а спереди она 6 шагов высотой. Наверху – терраса, а вокруг колонны, всего их 40. Каждая из них длиной 20 ярдов, а ширина такова, что ее могут обхватить три человека. Но некоторые из них разрушены. И все же, судя по тем, которые остались, это было прекрасное сооружение. На террасе есть огромный камень из одного куска. На нем много людей, напоминающих великанов. А над ними в круге фигура, чем‑то напоминающая нашего Бога. В каждой руке он держит шар, под ним небольшие изображения, а перед ним стоит человек, опирающийся на арку, которая, как говорят, была увенчана фигуркой Соломона. Под ними много других рельефов, среди них есть одно, напоминающее митру папы. Он держит руку так, как будто собирается благословить всех, кто находится внизу. Они же смотрят на него так, как будто ожидают его благословения".

 

Весьма забавно, что в изображениях Ахурамазды и царя на троне европеец отыскал элементы христианства.

 

Первые раскопки в Персеполе в 1876 году производил человек с чуждым нам именем Моххамед ад‑даула Фархад Мирза. Он искал спрятанные сокровища, но не нашел. Затем раскопки продолжали европейские авантюристы, в результате чего многие барельефы перекочевали в музеи и частные коллекции, где пребывают и по сей день. Те же доморощенные археологи и просто посетители высекли на камнях свои имена, заметно изувечив "Ворота Всех Стран". Только в 1931 году в Персеполе появилась экспедиция под руководством Херцфельда. На сегодняшний день раскопки практически закончены и начата реконструкция.

 

Дарий Гистасп начал строить свою столицу (он назвал ее Парса; Персеполь – греческий эквивалент, букв, город персов) в 520 году до н. э. Ксеркс и Артаксеркс I продолжили и закончили в 450 году до н. э. Строительство основных сооружений велось около 50 лет и на нем одновременно было занято около 4 тысяч человек. Какие‑то работы велись и позднее, но в основном они сводились к поддержанию в должном порядке кирпичных стен, которые разрушались от проливных дождей.

 

Персеполь находится на террасе (800 х 320 метров), возвышающейся над равниной на 13 метров. Сооружения, которые сохранились до наших дней, включают царскую резиденцию, город и гробницы. На самой равнине, под царскими дворцами, находились дома придворных. Есть сведения, что когда‑то всю территорию окружала двойная стена, которую отделял от террасы широкий ров. Обнаружены небольшие фрагменты этой стены.

 

Терраса Персеполя воздвигнута на естественной скале, которую пришлось выравнивать на площади в 120 тысяч квадратных метров. На разной высоте были сооружены три площадки. Подпорные стены их сложены из тщательно обработанных блоков, скрепленных железными скобами: эта мера должна была предохранить Персеполь от землетрясений (с чем и справилась). По краям террасы поднималась массивная стена с башнями из сырцового кирпича. Интересно, что при обследовании террасы археологи не нашли никаких следов канализации (не оказалось отхожих мест и в зданиях).

 

На террасу с противоположных сторон ведут две монументальные лестницы по 111 ступеней. Главная упирается в "Ворота Всех Стран", которые охраняют фигуры крылатых быков. Тут же еще можно разобрать трехъязычную надпись:

 

"Я – Ксеркс, великий царь, царь царей, царь многих стран, царь всей земли, простирающейся вдаль и ширь. По воле Ахурамазды я сделал эти "Ворота Всех Стран". Я и мой отец построили в этом городе Парсе много других прекрасных зданий. Все прекрасное, что построено здесь, все это мы совершили по воле Ахурамазды".

 

За воротами следует ападана – колонный зал или зал приемов. Ее (когда‑то) 72 колонны возвышаются на 23 метра. Во время раскопок в углах зала под стенами были найдены два каменных ящика. В обоих находилось по одной серебряной и золотой пластинке с надписями Дария:

 

"Вот царство, которым я владею: от Скифии, которая по ту сторону Согдианы, – до Куш, от Индии – до Лидии. Это царство даровал мне Ахура‑мазда, величайший из богов".

 

Ападана могла вместить одновременно до 10 тысяч человек.

 

Еще больших размеров был тронный зал или, как его еще называют, зал "Ста колонн", ибо их здесь было именно столько.

 

Далее расположены дворцы Дария[32] и Ксеркса, сокровищница и гарем, склады и казармы.

 

Сокровищница на протяжении истории Персеполя не единожды перестраивалась, причем каждый раз увеличиваясь в размерах. О чем это говорит – догадаться не трудно. Раскопки в сокровищнице, которая состояла из ста залов, комнат и альковов, засвидетельствовали, что она подвергалась разграблениям еще до пожара. Посуда (стеклянная, глиняная, бронзовая) оказалась разбита или разломана, когда с нее сдирали золотую или серебряную окантовку. Кусочки этой окантовки нашлись тут же, но оказались столь малы, что не представляли художественной ценности. Здесь же найдено около трехсот ритуальных сосудов, бронзовый пьедестал из трех шествующих львов, ступки и пестики из зеленого камня, которые использовались при приготовлении хаомы – напитка, игравшего важную роль в ритуальных обрядах древнейших арийцев. Хаому, как полагают, получали из ветвей растения эфедры, растолченных в ступке и затем смешанных с молоком, в результате чего получался алкалоидный напиток. По другим сведениям, хаому приготовляли из сушеных мухоморов. Геродот пишет, что персы принимали важные решения только в пьяном состоянии. На самом деле они напивались хаомы.

 

В сокровищнице хранились не только драгоценности, ритуальные предметы, мебель и одежда, но и то, что было доставлено из завоеванных стран. На одном сосуде из гранита сохранилось имя Ашшурбанапала, на алебастровой вазе – картуш фараона Нехо, на другой – фараона Амасиса. «Досталась» археологам и греческая статуя сидящей женщины. А вот статую Гармодия и Аристогитона – национальную реликвию Афин, которую вывез Ксеркс, Александр отыскал в сокровищнице Ахеменидов и отослал обратно в Афины. Правда, и там она долго не задержалась и перекочевала в Неаполь.

 

Но основным шедевром Персеполя являются рельефы, которыми покрыты буквально все стены города. Многие из них пострадали от рук мусульман, которые никак не хотели понимать, что есть! и другие боги, кроме Аллаха. (Справедливости ради надо заметить, что и христиане обошлись с античностью не лучше.) Но те рельефы, что к приходу арабов оказались уже в земле, сохранились очень хорошо. На многих из них даже сохранились следы краски, так как все рельефы были раскрашены, Наиболее впечатляющи фигуры стражников, персов и мидийцев, и двадцать три группы данников. По их костюмам и подношениям можно узнать, кто в то время признал власть Ахеменидов: мидийцы, эламитяне, армяне, арейи, лидийцы, арахосийцы, согдийцы, каппадокийцы, египтяне, сакитиграхайда, греки‑ионийцы, парфяне, гандхарцы, бактрийцы, сагартийцы, хорезмийцы, индийцы, фракийцы, арабы, дрангианцы, ливийцы] и эфиопы. Вероятно, данники эти прибывали Персеполь раз в году и все вместе.

 

Рельефы, как и сами здания, исполнены не только персами, но и пленными мастерами со всего света: египтянами, вавилонянами, лидийцами, ионийцами, каппадокийцами – теми, кто уже имел достаточный опыт и прославился монументальными сооружениями. Персеполь – своего рода Вавилонская башня наоборот: если при ее постройке люди рассеялись по всему свету, то в Персеполе они встретились, чтобы показать друг Другу, чему научились. Люди, создававшие это незаслуженно упущенное чудо света (греки о нем просто не подозревали), большей частью отбывали на‑царя годовую повинность. Были среди них рабы‑военнопленные и даже вольнонаемные. Последние появились потому, что администрация Персеполя не делила «трудящихся» на категории, именуя всех работников словом курташ. Им выдавалось из царского хозяйства зерно, пиво, сезамное масло и мясо (мужчинам). При Ксерксе, наряду с провиантом, даже стали выдавать зарплату: от 1 до 8 сиклей серебра в месяц, в зависимости от квалификации. Эта сумма в 3–4 раза превышала аналогичную в Вавилоне того же времени. Собственно, курташ и составлял основной контингент жителей Персеполя. Некоторые из них через год‑другой уходили, другие обзаводились семьями и оставались навсегда (кстати, те несчастные, которые вышли встречать Александра Македонского, также отказались возвращаться на родину). Другую часть населения Персеполя составляли солдаты гарнизона, священнослужители и аппарат чиновников с собственными слугами.

 

Материалы, которые применялись при постройке дворцов, тоже «интернациональны», что зафиксировал сам персидский царь в надписи:

 

"Кедр доставлен с горы Ливан. Тиковый лес доставлен из Гандхары и Кармании. Золото, которое здесь использовано, привезено из Лидии и Бактрии. Самоцветы, лазурит и сердолик доставлены из Согдианы, бирюза – из Хорезма, серебро и эбеновое деревo – из Египта, украшения для стен – из Ионии. Слоновая кость доставлена из Эфиопии, Индии и Арахозии. Каменные колонны, которые здесь возведены, доставлены из селения Абирадуш в Эламе".

 

В ансамбль города входило и поселение, расположенное под террасой на равнине, где жили управляющие и их подчиненные. Здесь тоже сохранились порталы из камня и колонны. В 1952 году был раскопан дворец, на колоннах которого имелась надпись "дворец царя Ксеркса" и двойная китель от них с двуглавым орлом. Рядом (судя по руинам), закрытый песками, ждет своей очереди другой дворец.

 

Наконец, стоит упомянуть о некрополе Накш‑и Рустам, расположенном в 10 километрах от Персе‑поля. Здесь в скале высечены гробницы всех семи царей из династии Ахеменидов. Гробницы Дария I, Ксеркса, Артаксеркса и Дария II расположены «компактно», остальные на большом друг от друга расстоянии. Все они разграблены в древности, и до нашего времени сохранились только сами гробницы и украшающие их барельефы с остатками надписей.

 

До сих пор Персеполь является одним из самых загадочных городов древности. Ученые сломали немало копий, споря о его назначении. Дело в том, что до нас дошли только памятники ахеменидского искусства и духовной культуры. Правда, в сокровищнице оказался царский архив, насчитывающий 8 тысяч клинописных табличек, но эти тексты лишь фиксируют выдачу рационов для работников, выплату жалованья и служебную переписку, то есть для понимания жизни обычного горожанина, да и самого факта появления города их недостаточно.

 

Известно, что административной столицей Ахеменидов были Сузы. Вместе с Экбатанами и Вавилоном они являлись царской резиденцией, куда время от времени наезжал царский двор: в Сузы – весной, в Экбатаны – летом, в Вавилон – зимой. Какова же тогда роль Персеполя?

 

Некоторые ученые полагают, что Персеполь был ритуальной столицей царей, и двор встречал здесь первый день Нового года, который приходился на день весеннего равноденствия – 22 марта. На этот праздник приезжали и представители всех подвластных народов и складывали перед царем, восседающим на троне, дары своей земли. Нашлись, как обычно, и "больные звездами": они утверждали, что Персеполь – оригинальная астрономическая обсерватория, что расположение его зданий позволяло наблюдать за небесными светилами. Но этим даже Дени‑кен не поверил.

 

Л. Трюмпельман считает, что Персеполь был обычной резиденцией, где цари проводили осень. Об этом же пишет и древнегреческий автор Афиней в "Пире мудрецов", он же свидетельствует, что стоимость царского обеда (пира) доходила до 400 талантов серебра. И это как будто подтверждают хозяйственные отчеты Персеполя, в которых не редко зафиксированы выдачи более 100 тысяч литров зерна и сотни голов скота. Но и это могло быть связано, скажем, с каким‑то праздником и раздачей продовольствия народу.

 

Сейчас большинство ученых склонно принять вывод А. Олмстеда, что после Дария, Ксеркса и Артаксеркса персидские цари редко навещали Персеполь, но именно туда их привозили хоронить и именно поэтому не построены для них такие же дворцы, как для Дария и Ксеркса. Д. Уилбер добаштяет к этому, что в Персеполе происходила и коронация, но прямых доказательств этому нет. Согласно же Плутарху, персидские цари короновались в Пасаргадах.

 

Но и это не столь важно. Русские императоры тоже короновались в Москве, а хоронили их в Санкт‑Петербурге. Так может быть, Персеполь играл ту же роль, что и Александровская слобода при Иване Грозном? В конце концов, и мы, и персы – арии, и психология на генном уровне у нас одинаковая.

 

Есть и еще одно предположение, опять‑таки религиозного толка. В годы правления Дария в Персию стал проникать зороастризм. Имя Зороастр означает "Тот, кто ведет верблюдов". Верблюды – это мы с вами. Зороастр советовал держаться добрых мыслей, хороших слов и благих поступков. Ахурамазда избрал его проповедовать дуализм добра и зла. Возможно ли, что персидские цари и их советники (маги), не решаясь одним махом менять государственную религию, сделали Персеполь испытательным полигоном? Многое в надписях Дария, где восхваляется правда и порицается ложь, словно копирует учение Зороас‑тра. Есть и другие аргументы, но все они косвенные и умозрительные. Более того, никто не может доказать, что Персеполь был центром зороастризма хотя бы один день.

 

О Персеполе – довольно.

 

Мираж сирийской пустыни

 

Сказочный восточный город, находящийся в 240 километрах от Дамаска, люди покинули и забыли на тысячу лет. Чем так провинился Пальмоград, называемый еще и "царственной Пальмирой" (в отличие от Санкт‑Петербурга – "северной Пальмиры")? За что столица обширной восточной державы в древней Сирии в 272 году была разрушена римлянами, и город был засыпан песками пустыни, подступавшей с юга? Почему про него забыли? Только устоявшие под ветром «рощи» колонн да выступавшие стены напоминали о былом величии и великолепии Пальмиры.

 

Честь ее «открытия» в XVII веке принадлежит итальянцу Пьетро делла Балле. За ним последовали другие любопытные. Но им не поверили. Только через сто лет английский художник Вуд привез зарисовки Пальмиры. Он сумел сделать так, что они стали модными гравюрами, а вместе с ними стала модной и тема Пальмиры. Последовали хищнические и профессиональные раскопки, в которых активное участие приняли русские. Один из них – С. Амалебек‑Лаза‑Рев – сделал самую интересную с исторической точки зрения находку – пятиметровую стелу с Пальмирским пошлинным декретом 137 года. Она стояла на агоре (плошадь) напротив храма бога Рабасирэ, владыки подземного царства, а теперь стоит в Эрмитаже.

 

Увидев впервые Пальмиру, С. Амабелек‑Лазарев воскликнул:

 

"О, не сон ли это? Вдруг дорога круто повернула вправо, и невольно останавливаешь свою лошадь – впечатление поразительное. Вы стоите на склоне горы между высокими погребальными башнями. Ветер в них неистово ревет. Перед вами обширное поле, на нем несколько сот колонн, то тянущихся аллеями в версту длинной, то составляющих рощи; между ними здания, триумфальные арки, портики, стены посреди картины, за городом – развалины храма Солнца – колоссальное квадратное здание. Стены его до сих пор целы и поражают вас своими размерами издалека. Направо от храма Солнца – паль‑мирский оазис; взор очарован яркой зеленью посевов с лежащими на них темными пятнами пальм и серебристыми грядами маслин. За городом простирается безбрежная пустыня, за оазисом – солончаки. Освещение волшебное, сочетание тонов не поддается описанию. Нежные розовые и золотистые тона развалин лежали на фиолетовом фоне гор и на синеве пустыни".

 

И в самом деле, красота Пальмиры – это красота города, естественно вписавшегося в окружающую природу.

 

Абсолютно точно известно, что уже в III тысячелетии до н. э. Пальмиру населяли семитские племена. Первый раз она упоминается в каппадокийс‑ких табличках II тысячелетия до н. э. под именем Тадмор (на арамейском языке это слово означает «чудесный», "прекрасный"). В следующий раз город упоминается в надписи ассирийского царя Тиглатпаласара I в списке покоренных городов: "Тадмор, который лежит в стране Амурру". Предположительно на город нападал царь Вавилона Навуходоносор II в VI веке до н. э..[33]

 

Затем о Тадморе не было упоминаний вплоть до римского времени. У Аппиана в "Гражданских войнах" рассказывается о том, как римский полководец Марк Антоний в 42–41 годы дон. э. безуспешно пытался ограбить город. Не удалась ему эта операция только потому, что жители, прихватив все самое ценное, ушли к берегам Евфрата.

 

Вероятно, они почувствовали, что победа в гражданской войне останется не за Антонием с Клеопатрой, а за Октавианом Августом, и не ошиблись. Ведь еще в III веке до н. э. Тадмор стал «союзником» Рима и служил буфером в борьбе Рима с парфянами. Формально он оставался самостоятельным и даже не был включен в римскую провинцию Сирия. Только при Тиберии, преемнике Августа, город начал платить налоги и получил название Пальмира – город пальм.

 

В 105 году до н. э. император Траян захватил соседний город Петру и уничтожил самостоятельность Южной Сирии, игравшей основную роль в транзитной торговле Восток – Запад. Вот тут и пришло время Пальмиры, избавившейся от главного конкурента. Особенно после 200 года, когда на римский трон воссели выходцы из Сирии – Северы.

 

Ведь Тадмор‑Пальмира был прежде всего купеческим, караванным городом. Он и возник в оазисе на краю пустыни и гор, где бил подземный источник Эфка с тепловатой сернистой водой. Каждую секунду из подземной пещеры длиной 100 метров выбрасывалось 150 литров воды (там и сейчас бани). Странствующие купцы устраивались здесь на ночлег, а то и на многодневный отдых. Постепенно источник стал местом встреч и рынком перепродаж для тех, кто не желал двигаться дальше, предпочитая пожертвовать часть перекупщику, нежели потерять все в случае нападения разбойничьих бедуинских племен.

 

Эфка находилась на расстоянии пяти дней пути от Евфрата и вблизи того места, где из оазиса возникла Пальмира. Исключительная важность этого перекрестка состояла в том, что он объединял Рим с Южной Аравией, Ираном и Индией. В Пальмире кончались западные колесные дороги, здесь любой товар приходилось перегружать на верблюдов, и наоборот. Пальмирские купцы организовывали, снаряжали и вели караваны через пустыню к Евфрату. Дополнительную прибыль они получали в том случае, если им удавалось избежать нападений на караван вездесущих кочевников. Из‑за всего этого Пальмира быстро стала городом таможен, постоялых дворов и харчевен. Здесь поселились коновалы, носильшики, воины, менялы, проститутки, жрецы даже самых мелких божков, переводчики, лекари, ветеринары, беглые рабы, зодчие, мастера любых ремесел, шпионы, люди других профессий – собственно, здесь не было только римских прокуратора и императора.

 

Огромные доходы юрод имел от взимания пошлин. Самый крупный памятник пальмирского законодательства, о котором уже упоминалось, как раз посвящен пошлинам и высечен на двух языках, греческом и арамейском.

 

"При Боннее, сыне Боннея, сыне Хайрана, и грамматевсе Александре, сыне Филопатора, в архонство Малика, сына Солата, сына Мокиму, и Зобейды, сына Несы, когда был собран Совет в соответствии с законом, он постановил то, что записано ниже.

 

Так как в прежние времена в законе о пошлинах многие предметы, подлежащие пошлине, не были перечислены и взимались согласно обычаю, потому что было записаны в договоре, чтобы сборщик пошлины взимал согласно закону и обычаю, и поэтому часто по этим делам происходили тяжбы между купцами и сборщиками, решено Советом, чтобы архонты эти и декапроты рассмотрели то, что не перечислено в законе, и пусть будет записано в новом договоре для каждого предмета пошлина его".

 

Далее следовал внушительный список облагаемого товара: рабы – 12 денариев каждый, верблюжий груз – 3 денария, ослиный – 2, пурпурная шерсть – 28 денариев за руно, благовонное миро – 25 за алебастровый сосуд, елей в козьих мехах – 7, масло – 4, рыба соленая – 10 et cetera.

 

Но это была пошлина, которую брал город. Во второй части декрета выясняется, что еще одну пошлину брал префект Гай Лициний Муциан, причем брал не сам, а отдал на откуп некоему Алкиму с компаньоном. Эти тянули деньги за все: за прогон скота, за торговлю в городе, за груз орехов, скрупулезно отмечая каждую мелочь (даже проституток они поделили на два разряда: на тех, кто берет за соитие денарий, и на тех, кто больше, и соответственно обложили налогом).

 

Ознакомившись детально с этой "поэмой справедливого вымогательства", венчающей общественно‑социальную жизнь города, понимаешь, как далеки были интересы этой «вице‑империи» Рима на Востоке от имперских проблем «метрополии» и в то же время как заинтересованы были пальмирцы в спокойствии. Известно ведь, воевать будут римляне, а платить за войну – купцы. И не случайно в конце II века римляне создали в Пальмире специальный полицейский магистрат – для наблюдения за настроениями горожан и проезжавших купцов. Мера вполне понятная: можно сколько угодно уповать на лояльность пальмирцев, но если чаша весов склонится к врагам, "друзья римского народа" вряд ли пожертвуют ему последнюю рубаху, да и не последнюю тоже.

 

По всему образу жизни патьмирцы были типичные космополиты‑коммерсанты. Многие из чисто меркантильных интересов даже брали себе вторые, римские, имена, хотя все они были симбиозом арамеев, семитов и арабов. При этом, оберегая свои богатства от черни, пальмирцы использовали именно римский опыт, постоянными подачками сдерживая возмущение нищих масс и недовольных. В Пальмире не было голодных. Для этого раздавались тессеры – своеобразные жетоны в виде монет, дававшие право владельцам участвовать в раздачах продовольствия, погребальных тризнах и свадебных пиршествах, посещать театр и пользоваться прочими УДОВОЛЬСТВИЯМИ. С помощью тессера можно было отправиться в путешествие и, предъявив его в чужом городе человеку, который считался здесь "другом и гостем" Пальмиры, получить бесплатно еду и ночлег. В ряде случаев тессеры играли роль талисманов под покровительством того или иного божества, поэтому имена владельцев у них не римские, а местные. Из них же можно узнать наименования родов и наследственную профессию.

 

Многобожие пальмирцев объяснялось многонациональным населением и присутствием разноплеменных купцов. С последними боги прибывали из всех уголков Востока. Тут мирно «уживались» Атар‑гатис, Иштар, Анахита, Таммуз, Аллат, Арду, Таратэ, Ману, Нэбо и сотни других. Но больше всего храмов было выстроено в честь бога Солнца (Бол, – Бел – Баал). Он имел десятки ипостасей, например, Малак‑Бол – Солнце Ночи, или Махак‑Бед – Посланец, или Баал‑Шамен – Гром и Молния, он же Великий и Милосердный. Разобраться в пальмирском многобожии человеку не посвященному с ходу невозможно. Вполне вероятно, что и сами пальмирцы, как египтяне, не знали всех своих богов. Да у них не хватило бы ни времени, ни средств, ни физических сил почитать всех. Поэтому остановимся на главном. Это солнечная триада Бел‑Бол, Иарих‑Бол и Али‑Бол, во многом сходная с аналогичной египетской триадой Ра‑Гор‑Ахт. Главный из них Бел‑Бол, и ему за чертой города поставлен самый знаменитый храм Пальмиры – храм Солнца, ставший прообразом для храма в Баальбе‑ке (Баальбек – букв. "Долина Солнца"). Одновременно это и самый большой храм Пальмиры, постт Роенный во II веке.

Храм стоит на наращенном фундаменте посреди огромного двора, окруженного колоннами. Длина его 60 метров, а ширина – 31. К храму ведут три входа, украшенные порталами, которые в свою очередь украшены барельефами. На одном из них изображена жертвенная процессия: женщины, закрытые покрывалами, шествуют за верблюдами. Этот барельеф – немое доказательство того, что чадру на Востоке ввели вовсе не исламисты.

 

Описать весь грандиозный комплекс храма практически невозможно, это надо видеть. Скажем лишь, что по своей грандиозности его смело можно поставить в один ряд с Колизеем и что элементы греко‑римского архитектурного стиля в нем мирно уживаются с восточными традициями. Например, балки перекрытий венчали острые треугольные зубцы, как в Вавилоне, а капители были сделаны из бронзы, которые сняли и переплавили мародореры‑легионеры Аврелиана. Сам Аврелиан пытался воздвигнуть аналогичный храм Солнца в Риме и даже затратил на него 3 000 фунтов золота, 1800 фунтов серебра и все драгоценности пальмирской царицы.

 

Позднее арабы использовали руины храма в качестве опорной крепости в борьбе против крестоносцев, здание сильно пострадало, но по сравнению с другими памятниками все‑таки сохранилось до наших дней в удовлетворительном состоянии.

 

Впрочем, и храм Солнца не самая главная достопримечательность Пальмиры: всемирную славу ей создала главная улица, начинавшаяся от Триумфальной арки, построенной около 200 года, и проходившая через весь город с юго‑востока на северо‑запад. Двойная Триумфальная арка стоит не поперек улицы а углом – чтобы спрямить изгиб в этом месте. Парадоксально, но тот же архитектурный прием был повторен в Северной Пальмире – Санкт‑Петербурге: это арка Главного штаба.

 

Протяженность главной улицы 1100 метров. Она состояла из проезжей части шириной 11 метров, обрамленной во всю длину колоннами,[34] и двух крытых тротуаров шириной 6 метров. По обеим сторонам тротуара располагались мастерские ремесленников, которые одновременно были и лавками. Коринфские колонны (общее число их насчитывалось в древности не менее 1124) достигали 10 метров высотой. На‑особых выступах колонн – консолях, иногда выше, иногда ниже, выставлялись скульптурные бюсты купцов, начальников караванов и лиц, оказавших городу услуги. Отличительной чертой пальмирцев можно считать ту, что бюсты они ставили друг другу, а не сами себе. Колонны центральной квадратной площади – агоры – несли около 200 скульптурных изображений. Причем существовало «местничество»: на севере колонны украшались бюстами чиновников, на юге – водителями караванов «синодиархами», на западе – военачальников, на востоке – архонтов и сенаторов. Вся знать олигархической республики, где правили "Совет и народ" под неусыпным оком Рима, была представлена весьма наглядно. Позднее на памятных колоннах появились бюсты членов монархически правящей династии Оденатов. Они носили пышные римские титулы: "Глава Пальмиры" ("Рас Тадмор"), консуляр Рима, вице‑император Рима на Востоке, вождь Римлян на Востоке. Сами бюсты до нас дошли в единичных экземплярах,[35] но сохранились надпи


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.09 с.