Поучение в Неделю мясопустную — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Поучение в Неделю мясопустную

2021-06-02 23
Поучение в Неделю мясопустную 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Святая Церковь постепенно, в течение нескольких седмиц, приготовляет нас к предстоящим подвигам Великого поста. Из сегодняшнего Евангельского чтения о Страшном суде мы видим, что Господь сколь милосерд, столь же и правосуден. Это напоминание о Страшном суде Божием, по учению Святой Церкви, является одним из самых действенных средств к пробуждению нас от сна греховного.

Памятование о великом дне Суда Христова всегда служило утешением и укреплением для истинных последователей Христовых на тернистом пути, ведущем в Царствие Божие, укрепляло святых мучеников в неимоверных страданиях за имя Христово, вдохновляло пустынников на тяжелую и мужественную борьбу с собственными страстями, услаждало труды великих пастырей Церкви.

Мысль о Страшном суде побуждала грешников к искреннему покаянию, соделывала разбойников и мытарей избранными сосудами благодати Божией.

И вот ныне Святая Церковь перед наступлением дней поста и покаяния снова представляет перед нашим духовным взором образ Страшного суда Божия. «Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей» (Мф. 25, 31). Если Сын Божий приходил однажды на землю в смиренном образе раба для спасения падшего человека, то в день Судный Он придет во славе, которую Он имел прежде сложения мира. И придет Он для того, чтобы произвести Свой Страшный суд над родом человеческим. Мы знаем из Священного Писания, что Господь, придя на землю, много пострадал и не имел места, где главу приклонить, был гонимым, страждущим, распятым; но во второе и славное пришествие Христово мир увидит Его окруженным тьмами тем ангелов и архангелов, херувимов и серафимов. Мы увидим Законодателя, заповеди Которого мы многократно нарушаем; узрим Сердцеведца, Которому известны не только все наши дела, но и мысли, все наши желания; увидим нелицеприятного Судию, Который воздаст каждому по делам его.

В день Страшного суда вместе с праведным Судией явятся и все святые Ангелы. Как свидетели верные и неподкупные, они представят и раскроют все дела, совершенные нами от рождения и до смерти, все наши слова и намерения сердечные.

В этот последний день пред лицом страшного Судии и святых Его Ангелов все мы предстанем такими, какими застанет нас час смертный.

И если во время земной жизни под действием злого духа многое скрывается от наших глаз и даже изглаждается из памяти, покрываясь как бы пеленою, то в книге жизни пишется все и ничто не исчезает бесследно, ничто не забыто и не скрыто пред очами всеведущего Судии. В страшный час Суда все оживет в нашей совести, прошедшее сделается настоящим и явным, перед нашим взором предстанет полная картина нашей жизни - внешней и внутренней. Воскреснут в нашей памяти заблуждения детства; греховные порывы юности; предстанут нашему взору пороки зрелости и старости со всеми их плодами. Не скроются от нас и праздные слова и даже тайные мысли нашего сердца: студные пожелания, нечистые помыслы, праздные мечтания - все обнаружится пред всевидящим оком Божиим. Кроме того, мы дадим отчет не только в том, что сделали доброго, но и в том, что могли и должны были сделать, но не сделали. Особенно будем мы наказаны за то, что не помогали нашим ближним в их горе и несчастье, не позаботились вовремя подсказать им и тем самым удержать их от греха. При жизни нам было даровано от Бога столько даров естественных и благодатных, но мы по своей беспечности не воспользовались ими, как должно, и остались бесплодными смоковницами. Все, что нам кажется теперь невинным и в чем мы не каялись, предстанет на Суде Христовом в наше обвинение.

Дадим мы ответ пред Богом и за грехи наших ближних, которых мы соблазнили. Нашему взору предстанут невинные души, соблазненные нашим плохим примером, советом или растленными нашими речами. Как спрашивал Творец Каина: «Где Авель, брат твой?», так же Он спросит и нас и повторит те же слова, которые были сказаны первому братоубийце: «Голос крови брата твоего вопиет ко Мне». Перед нами предстанут не только наши мнимые добродетели, но откроется их истинный источник. Господь раскроет их пред нашими глазами, как они есть, и мы увидим их оскверненными нечистыми побуждениями, честолюбием, своекорыстными целями. «Кто выдержит день пришествия Его, и кто устоит, когда Он явится? - говорит пророк. - Ибо Он - как огонь расплавляющий и как щелок очищающий. И сядет переплавлять и очищать серебро» (Мал. 3, 2-3).

После испытания совести и дел каждого человека последует отлучение грешников от праведников: «и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов» (Мф. 25, 32). В земной жизни не всегда удается распознать, кто искренне служит Богу, а кто притворно, потому что и в Церкви Христовой, как на ниве, растут «вкупе плевелы и пшеница», но в день Страшного суда Божия все откроется в настоящем виде, сделается очевидным для каждого человека. Судия мира представит взору каждого все то, что им было сделано, то есть добро и зло, после чего уже не трудно будет отличить овец от козлищ. И если доселе слабости и пороки были тщательно скрываемы нами, то теперь все они обнажатся и станут известными всем, и знавшие нас увидят и ужаснутся. Сердцеведец раскроет пред всеми наше сердце, в котором гнездится множество пороков, скверных помыслов и дел. Именно эти грехи, содеянные нами против самих себя или наших ближних, будут терзать нашу совесть.

День Суда Божия положит конец всем беспорядкам. Праведный Судия не будет разбирать узы родства и дружбы: Он беспристрастно отделит добродетель от порока, пшеницу от плевел и поставит овец одесную Себя, а козлищ - ошуюю. И вполне может случиться так, что добродетельный отец станет по правую сторону и порочный сын - по левую, добродетельный супруг окажется на стороне праведников, а порочная супруга - в сонме грешников, богобоязненный человек вознесется на небо и будет ликовать вместе с Ангелами, а недостойный служитель алтаря сойдет во тьму кромешную.

Добродетель восторжествует и оправдает творивших ее, удостоит их блаженной участи. Это им изречет праведный Судия радостные слова: «Приидите... наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня, был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне» (Мф. 25, 34-36).

После этого праведный Судия произнесет Свой страшный приговор и находящимся по левую сторону: «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня» (Мф., 25, 41-43). Тогда они скажут: «Господи! когда мы видели Тебя... и не послужили Тебе?» Господь ответит им, что, не оказав милости своим ближним, они презрели Его Самого. Для них личное благополучие и греховное увлечение плоти были дороже Царствия Божия. Забыв свое назначение, они погрязли в тине греха и беззакония и потому понесут должное наказание.

«И пойдут сии, - сказано в Евангелии, - в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» (Мф. 25, 46). Это решение будет окончательное и бесповоротное, для праведников - чаемое и радостное, а для грешников - плачевное и горестное.

Таким образом, главным условием вхождения в жизнь вечную Господь ставит милость по отношению к нашим ближним, которых Спаситель именует Своими меньшими братьями. Это те люди, с которыми мы живем и общаемся и которым подчас мы не считаем нужным помочь в их нуждах и скорбях. Иногда, прикрываясь благочестивыми предлогами и намерениями, мы отказываем ближним в самом необходимом. Наглядным подтверждением этому служит следующий пример, приводимый в душеспасительных книгах. Одна благочестивая и богобоязненная женщина молилась Богу, чтобы Он пришел в ее дом видимым образом и она смогла насладиться Его беседой. Господь, Который, как говорит Псалмопевец, слышит молитвы праведных, обещал в назначенный день посетить ее. Эта женщина с великой радостью стала готовиться к встрече с Богом. Убрала свой дом, зажгла свечи и так прождала до самого вечера, но Гостя все не было. Прошло еще несколько минут, и вдруг стучит в окно старушка и просит оказать ей милость. Женщина отказала ей в том, сказав, что ждет дорогого Гостя. Через некоторое время обратился к ней старичок; эта женщина и его не приютила. Затем она вышла из дому на улицу, чтобы там встретить Бога, и неожиданно видит ребенка, лежащего на земле, окровавленного и плачущего. И здесь она не склонилась к состраданию и любви, оправдывая себя тем, что ждет Бога. Когда она вернулась в свой дом, опечалившись, что Господь не посетил ее, к ней был голос Божий: «Я дважды приходил к тебе, и ты не приняла меня, а третий раз видела Меня окровавленного и не оказала мне помощи».

Вот что значит оказать милость нашим братиям: принимая участие в их нуждах, мы служим Самому Христу. Поэтому мы должны стараться проводить свою жизнь так, чтобы она была полезной для других. Поспешим, отцы, братия и сестры, к доброделанию, пока есть еще время благоприятное, пока сияет день спасения; поспешим омыть слезами истинного покаяния грехи свои, чтобы в страшный день Судный всем нам соделаться причастниками вечного блаженства в обителях Отца Небесного. Аминь.

 

Проповедь в Крестопоклонную Неделю
(Схиархимандрит Иоанн (Маслов) предлагает вторую часть этой проповеди в двух вариантах.)

 

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня Святая Церковь чтит Святой Крест Господень, тот Крест, на котором Христос Спаситель принес Себя в жертву за спасение рода человеческого.

Возлюбленные отцы, братия и сестры! Сегодня в Евангельском чтении мы с вами слышали такие слова, сказанные Христом Спасителем: «Да возьмет крест свой и по Мне грядет» (Мк. 8, 34).

Прежде чем приступить непосредственно к разъяснению этих слов о Кресте, вспомним, хотя вкратце, о тех событиях, которые привели весь род человеческий к крестоношению.

В раю не было ни скорбей, ни болезней. Они появились после того, как первые люди нарушили заповедь Божию, вкусив от запрещенного древа плод. И поэтому в лице падшего Адама все мы достойно и праведно осуждены Богом на труды, болезни, скорби и бедствия. «Проклята земля в делех твоих, - изрек правосудный Бог преступному человеку, - в печалех снеси тую вся дни живота твоего» (Быт. 3, 17). С тех пор не было на земле ни одного человека, который бы не испытывал в своей жизни скорбных обстоятельств.

Кроме того, человек, живя на земле, непрестанно согрешает и этим самым вносит в окружающий нас мир постоянные беспорядки и нестроения, чем также огорчает Милосердного Бога и удаляется от Него «на страну далече». О возвращении человека к Богу, о примирении его с Высшим Существом уже не могло быть и речи, если бы Сам Господь не сжалился над Своим созданием и не послал Своего Сына для его искупления.

Для примирения человека с Богом нужно было кому-либо понести тяжесть заслуженного за грехи наказания Божия. А так как сделать этого никто из сотворенных существ не мог, то Сам Единородный Сын Божий, по воле Бога Отца, по Своей благости воспринял на Себя грехи всех людей и умер за них позорной смертью на Кресте. Крест, после распятия на нем Христа Спасителя, стал для нас знамением нашего искупления от греха и избавления от власти диавола. Св. Иоанн Златоуст о Древе Крестном говорит следующее: «Диавол чрез древо одолел Адама. Христос Древом же препобедил его (то есть диавола), и то древо низвело нас во ад, а это Древо вывело нас оттуда» (Беседа в Великий Пяток). Без Креста, без крестной смерти Спасителя не было бы прощения, ни помилования, ни примирения нас с Богом. Крест, по словам Златоуста, есть ключ рая. Вот почему для верующего человека Крест стал предметом радования и поклонения.

Крестом запечатлевается вся жизнь христианина - от рождения до самой смерти. При таинстве Крещения на нас возлагается священнослужителем крестик, который мы должны носить всегда на своей груди, не снимая его ни при каких обстоятельствах нашей жизни. Как воин без оружия во время войны остается незащищенным и даже подвергается смертельной опасности от врага, так и христианин, не носящий на своем теле Креста Господня, подвергает свою душу той же участи от врага рода человеческого - диавола.

Крест для христианина является непобедимым оружием. Святая Церковь в своих песнопениях воспевает: «Господи, оружие на диавола - Крест Твой дал еси нам: трепещет бо и трясется, не терпя взирати на силу его». Крест ограждает христианина во всех обстоятельствах его жизни. И он же, если мы того заслужим, будет увенчивать и нашу могилу.

Кроме внешнего креста, мы должны еще нести и крест внутренний. Сын Божий говорит: «Кто не несет креста своего и идет за мною, не может быть Моим учеником» (Лк. 14, 27). Что же это за крест, который мы должны нести? Это - жизненный путь наш, путь скорбей, бедствий, страданий, горя, нередко преследующих человека с детства до самой смерти. Этот крест является уделом каждого человека на земле. И притом у каждого из нас есть свой крест, который мы должны нести, хотим этого или нет. Никто не свободен от этого крестоношения. И благо тому, кто несет свой крест безропотно, достойно христианина. Мы должны быть учениками Христовыми не по имени только, но и по жизни. Например, посетила нас тяжелая болезнь или лишились мы своих родных, друзей и благодетелей, которых унесла неумолимая смерть, или кто-то нас напрасно поносит, или другая какая скорбь - мы не должны унывать и падать духом, но все терпеть и считать несчастье вполне заслуженным и даже малым по сравнению с нашими грехами. Это - крест наш, доставшийся нам в сей жизни, его нужно взять и нести по примеру Спасителя.

Так ли мы поступаем в нашей жизни? Конечно, нет. Мы часто с вами ропщем, унываем, а подчас даже и отчаиваемся в своем спасении, жалуясь на тяжесть своего креста. Из наших уст очень часто слышатся слова: «О, как трудно жить, как много скорбей и горя окружает меня!». А подчас мы с вами произносим и такие слова: «Прогневался на меня Господь, оставил Он меня» и т. д.

Это неверно. Господь никого не оставляет, но мы сами по своей греховности удаляем Его из своего сердца, а водворяем в нем злые пороки, которые терзают и угнетают нашу душу. Вот почему нам и бывает трудно нести иго Христово.

(1-й вариант). В душеспасительных книгах на эту тему приводится следующий пример. Один человек, постоянно жалуясь на тяжесть своего жизненного креста, стал роптать и даже отчаиваться в своем спасении. Но, как говорит слово Божие, Господь не желает смерти грешника (Иез. 33, 11). Желая вразумить этого человека, Он послал к нему Ангела Своего, который привел его на то место, где находилось очень много крестов разной величины и тяжести, и сказал ему: «Выбери для себя крест, который ты смог бы нести без ропота». Тот стал выбирать, но все кресты оказались совершенно не по его силам. Тогда Ангел указал ему на самый маленький крестик, находящийся среди всех остальных. Этот человек обрадовался и стал просить, чтобы именно этот крест дали ему. Ангел же ответил, что это и есть тот самый крест, который он несет в своей жизни. «А все остальные кресты, которые ты видел, - добавил небесный житель, - несут другие христиане и без ропота». После этого видения человек возблагодарил Бога и с тех пор стал с радостью переносить все испытания своей жизни.

И каждому из нас в жизни дается именно тот крест, который нам под силу, и поэтому мы не должны роптать, но за все благодарить Бога, подражая в этом Христу Спасителю.

По словам Святогорца, скорби являются нашими проводниками, ведущими нас в жизнь вечную. А отсутствие их служит вернейшим доказательством того, что за нашу нерадивую жизнь Господь нас лишил Своей милости.

Путь в Царствие Божие тернист и труден. Священное Писание говорит, что «многими скорбьми подобает нам внити во Царствие Божие» (Деян. 14, 22). Но безропотное несение их облегчает наш жизненный крест и, кроме того, спасительно действует на нашу душу, очищает сердце и делает его способным к восприятию Божественной благодати.

Таким образом, взирая ныне на видимое изображение Креста Господня и усердно поклоняясь ему, как бы Самому Животворящему Древу, «на нем же распяся Христос, Царь и Господь», будем с сердечным сокрушением и молитвенным воплем просить Бога, чтобы Он оградил нас благодатной силой Креста Своего от невидимых и видимых врагов наших и укрепил наши духовные силы в борьбе с искушениями, неизбежными в этой жизни, чтобы, усовершившись в доброделании, удостоиться нам получить и победный венец славы, который воздаст Бог всем любящим Его. Аминь.

(2-й вариант). Скорби, по словам Святогорца, являются нашими проводниками, ведущими нас в жизнь вечную. А отсутствие их служит вернейшим доказательством того, что за нашу нерадивую жизнь Господь нас лишил Своей милости.

Об этом мы находим пример в душеспасительных книгах, где повествуется о женщине, которая пришла к одному святителю и просила дать ей немощного престарелого человека, ухаживая за которым, она могла бы спастись. Святитель, видя ее доброе намерение, сказал своим приближенным, чтобы они дали ей расслабленную телом, но спокойную и добрую старушку. Приведя ее в свой дом, эта женщина стала ухаживать за ней с любовью, за что последняя весьма была ей благодарна. Но человек без скорбей, по мысли Святогорца, как птица без крыльев. Поэтому благотворительная раба Божия размышляла в себе, что если она здесь будет получать только одну похвалу за свои дела и не будет иметь скорбей, о которых Христос сказал: «В мире скорбны будете», то призрачно и ее спасение.

Тогда она снова пришла к тому же святителю и сказала ему: «Святитель Божий, я просила у Вас такого человека, чрез посредство которого я бы могла спастися». Богомудрый пастырь, провидя Духом Святым, какого человека она желает взять к себе, благословил дать ей такую старицу, которая по своему строптивому характеру была бы хуже других. Когда женщина стала ухаживать за больной, то постоянно слышала от нее одни только укоризны и поношения. Но она все переносила это с терпением и любовью, за что в короткий срок, как повествуется в душеспасительной книге, обрела милость у Бога, а после кончины ее душа была водворена в вечные обители Отца Небесного.

Вот какой яркий пример оставлен для нашего назидания. А мы с вами не желаем не только нести немощи другого человека, но и своим собственным крестом тяготимся.

Путь в Царствие Божие тернист и труден. Священное Писание говорит, что «многими скорбьми подобает нам внити во Царствие Божие» (Деян. 14, 22).

Безропотное несение жизненного креста не усиливает в нашей душе страданий, а наоборот, облегчает их и, более того, смягчает самую очерствелую душу. Каждый подвиг благочестия проливает в наше сердце неизъяснимое утешение. Каждая победа над страстью сопровождается благодатным миром в душе и приносит радость нашему духу, с которою не могут сравниться все радости мира. За каждым делом любви и милосердия христианского следует услаждение сердца от Духа Святого, о котором не может иметь понятия человек, преданный плотским удовольствиям.

Только под крестом мы научаемся любить, жалеть и снисходить друг к другу. Тяжесть креста согревает и зажигает пламенем благодати наше сердце. Крест Христов - слава наша, похвала наша, победное знамя наше.

Таким образом, взирая ныне телесными очами на видимое изображение Креста Господня и усердно поклоняясь ему, как бы самому Животворящему Древу, «на нем же распяся Христос, Царь и Господь», будем с сокрушенным сердцем и молитвенным воплем просить Владыку Мира, да оградит Он нас благодатной силой Креста Своего от невидимых и видимых врагов наших и да укрепит на духовную брань с искушениями, неизбежными в сей жизни, чтобы усовершившись в борьбе, удостоиться нам получить и победный венец славы, который воздаст Бог всем любящим Его. Аминь.

1977, 1982 гг.

 


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.026 с.