Хроника жизни и творчества Сальвадора Дали — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Хроника жизни и творчества Сальвадора Дали

2021-06-02 37
Хроника жизни и творчества Сальвадора Дали 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

1904, 11 мая – в испанской провинции Каталония, в городе Фигерасе близ Барселоны в семье нотариуса дона Сальвадора Дали‑и‑Куси и доньи Фелипы Доменеч родился сын Сальвадор Фелипе Хасинто.

1908–1910 – учеба в муниципальной начальной школе Фигераса, руководимой Эстебаном Трайта Коломером. С 1908 года Сальвадор каждое лето проводит на даче в приморском городке Кадакесе.

1910–1916 – учеба в коллеже Христианских братьев (Испано‑французский коллеж Непорочного Зачатия Безьер‑Фигерас) с преподаванием на французском языке.

1916–1921 – учеба в старших классах средней школы и в муниципальной художественной школе. Учителем рисования был Хуан Нуньес Вернандес.

1918 – первая выставка работ Дали в театре Принсипаль (Фигерас); поощрительные отзывы в прессе. «Портрет Лусии», няни художника. Пейзажи Кадакеса.

1921 – по заказу муниципалитета Фигераса участвует в оформлении городских праздников. Знакомится с книгой о футуризме.

6 февраля – смерть матери.

«Портрет моего отца» и «Автопортрет с рафаэлевской шеей», выполненные в импрессионистской манере. Сальвадор знакомится с сочинениями и репродукциями картин футуристов.

Осенью зачислен в Королевскую академию изящных искусств Сан‑Фернандо в Мадриде.

Декабрь – издан сборник «Общественное обновление» группы, в которую входил Сальвадор, выступающей за победу пролетариата над буржуазией.

1922, январь – февраль – участие в коллективной выставке Каталонской студенческой ассоциации в галерее Дальмау в Барселоне. Благожелательные отзывы в прессе о его работах.

Сентябрь – Дали поселяется в студенческой Резиденции (общежитии) при академии, где сформировались поколения испанских интеллигентов. Знакомство с Гарсиа Лоркой, Луисом Бунюэлем, Рафаэлем Альберти, Мануэлем де Фалья.

Узнает новые направления в искусстве: дадаизм (Ф. Пикабия), декоративизм (Ж. Брак), пуризм (Озанфан и Ле Корбюзье). Суждения и картины Дали быстро становятся известны всему Мадриду.

Декабрь – дон Сальвадор Дали‑и‑Куси с разрешения папы римского женится на сестре своей покойной жены Каталине.

1923, весна – получив премию за работу по истории искусств и сдав ряд экзаменов, Дали проваливает зачет по технике моделирования.

Первые работы в стиле кубизм.

Октябрь – на год исключен из академии за участие в студенческих волнениях. На короткий срок попадает в тюрьму в Фигерасе за свои публичные коммунистические высказывания.

1924, сентябрь – как вольнослушатель осваивает приемы реалистической живописи в Свободной академии X. Моизеса (Мадрид). Продолжает учебу в академии.

«Портрет Луиса Бунюэля» – в строгой скупой манере, отчасти, подобно «Натюрморту» и «Пуристическому натюрморту», напоминает стиль Де Кирико.

1925, апрель – Гарсиа Лорка гостит в Кадакесе у семьи Дали.

Лето – серия портретов сестры Аны.

Ноябрь – первая персональная выставка в барселонской галерее Дальмау. «Женская фигура у окна», выполненная отчасти в классической манере, удостоилась похвалы Пикассо.

Картины «Венера и амурчики», серия «Венера и матрос» (заметно влияние Пикассо, кубизма, авангардизма).

1926, апрель – впервые посещает Париж и Брюссель, где в музеях часами изучает фламандскую живопись. Встреча с П. Пикассо. Гарсиа Лорка опубликовал «Оду Сальвадору Дали».

Июнь – сдав несколько экзаменов, Сальвадор дерзко отказывается отвечать на вопросы преподавателей по теории изящных искусств. Он окончательно отчислен из Академии художеств.

Октябрь – в художественном салоне Барселоны показаны «Девушка за шитьем» и «Фигура среди скал». Период перехода от кубизма к сюрреализму. В прессе Дали провозглашает свои новые идеи.

Натюрморт «Корзинка с хлебом», исполненный реалистично и «Натюрморт (приглашение ко сну)», «Композиция из трех фигур (неокубистическая штудия)» – в авангардной манере.

Декабрь – вторая персональная выставка Дали в Барселоне.

1927 – с февраля проходит годичную воинскую службу в родном городе: летом на три месяца находится в отпуске.

Июнь – премьера в театре «Гойя» (Барселона) пьесы Гарсиа Лорки «Мариана Пинеда» с декорациями и костюмами по эскизам Дали.

Август – опубликована в журнале поэма Дали «Виноградная гроздь гонится за рыбкой».

Картины «Мед слаще крови», «Приспособление и рука» предвосхищают переход к сюрреализму.

1928 – Дали, Луис Монтанья и Себастьян Гаш подписывают «Желтый манифест», или иначе – «Каталонский антихудожественный манифест», предшествовавший появлению текстов итальянских футуристов, воспевающих технический прогресс.

В Париже происходят встречи, способствующие стремительному росту популярности Дали; знакомство с Андре Бретоном.

«Сюрреалистическая композиция (курятина для торжественного открытия)», «Мелкие останки», «Тлеющий осел».

1929 – присоединяется к группе сюрреалистов и вслед за А. Бретоном становится идеологом сюрреализма как художественного течения. Во время идейного раскола парижских сюрреалистов Дали остается с Бретоном.

Совместно с Л. Бунюэлем пишет сценарий и участвует в съемках фильма «Андалузский пес».

В картине «Незримый человек» показывает взаимные переходы, скрытые смыслы и контуры предметов. Этот прием станет повторяться во многих последующих работах.

Лето – по приглашению Дали в Кадакес приезжает Поль Элюар с женой Галой (Еленой Дьяконовой) и дочерью. С этой поры Дали и Гала стали неразлучны более чем на полвека.

«Просвещенные удовольствия», «Первые дни весны», «Портрета Поля Элюара», «Загадкижелания: «Моюмать, Мою мать, Мою мать», «Великий Мастурбатор», «Два балкона», «Осквернение гостии» демонстрируют идеи, навеянные знакомством с основами психоанализа и толкования сновидений Зигмунда Фрейда.

Осень – в Париже показан фильм «Андалузский пес». На персональной выставке Дали предисловие к каталогу написал А. Бретон; все 11 картин распроданы еще на предварительном просмотре.

1930, январь – март – Дали и Гала отдыхают в поселке неподалеку от Марселя.

Съемки в Париже фильма Дали и Бунюэля «Золотой век», сценарий которого написан в конце прошлого года.

Июль – публикация манифеста «Дохлый осел», где сформулированы идеи двойного воображения и бредовых видений.

Ноябрь – на выставке в Париже одна из картин Дали («Священное сердце») имела надпись: «Иногда ради удовольствия я плюю на портрет своей матери». Оскорбленный этим осквернением памяти усопшей, отец выгнал его из дома и лишил наследства.

Декабрь – выход в свет книги «Зримая женщина», посвященной Гала.

«Преждевременное окостенение станции» (мотивы одиночества, смены жизненного пути, текучего времени), «Головокружение», или «Башня удовольствий» (сексуальные мотивы), «Незримые лев, конь и спящая женщина» (трансформация образов), «Вильгельм Телль» (фрейдистские фантазии на тему конфликта с отцом).

1931 – статья «Сюрреалистические объекты».

Июнь – персональная выставка в галерее Пьера Коле (Париж).

Сентябрь – лекция «Сюрреализм на службе Революции», где призвал объединить идеи Маркса и Фрейда, отвергая «мерзкие идеалы отечества и семьи».

«Постоянство памяти» – одно из наиболее популярных произведений Дали с текучими часами. «Одиночество», «Старость Вильгельма Телля» (мотивы грехопадения и конфликта с отцом), «Сон приближается (морской пейзаж с кроватью)». «Частичная галлюцинация: шесть явлений Ленина на рояле», «Сон» – очередная фантазия на темы фрейдизма.

1932, январь – первая в США выставка сюрреалистов в галерее Жульена Леви. Начало популярности Дали в этой стране.

Май – июнь – вторая выставка Дали в галерее Пьера Колле.

«Параноические превращения лица Галы» – рисунок, показывающий приемы трансформации объектов.

Ноябрь – третья персональная выставка Дали в галерее Пьера Колле.

«Портрет виконтессы Мари‑Лор де Ноай – дочери американского банкира Бишофхайма». Маркиз Шарль де Ноай оказывает финансовую поддержку Дали.

«Рождение текучих желаний» – сексуальная фантасмагория. «Яйца на блюде в отсутствие блюда». «Сюрреалистический предмет. Способный измерить мгновенное воспоминание» – фантастический пейзаж с яичницей из двух яиц на сковородке.

1933–12 финансовых покровителей Дали образуют «Зодиак», обязуясь ежемесячно выкупать по его картине, обеспечив ему безбедное существование.

Июнь – четвертая выставка Дали в галерее Пьера Колле.

Иллюстрации к «Песням Мальдорора» Лотреамона (Исидора Дюкасса).

«Ретроспективный бюст женщины» (раскрашенный фарфор) – огромный хлеб и початки – символы плодородия, Сальвадор как бы подчеркивает цену, которой все это дается: на лице женщины полно изъедающих ее муравьев.

«Архитектонический «Анжелюс» Милле» гигантские пластичные фигуры, символизирующие мужчину и женщину, «Гала и Анжелюс Милле непосредственно перед наступлением конического анаморфоза» – репродукция этой картины Милле перед входом в комнату, где улыбающаяся Гала беседует с кем‑то, напоминающим Ленина, а некто, похожий на Максима Горького, с омаром на голове подслушивает у двери. Возможно, и здесь вождь выступает в роли родного отца.

«Загадка Вильгельма Телля» – образ Ленина, похожего на отца Дали, с непомерно удлиненной ягодицей на подпорке. По словам Сальвадора, в руках Телля младенец – это он сам, орущий: «Он хочет меня съесть!» Бретон воспринял картину как пасквиль на покойного вождя.

Статья «Трагический миф об «Анжелюсе» Милле. Параноидно‑критическое толкование».

Декабрь – персональная выставка Дали в галерее Жозефа Далмау (Барселона).

1934, январь – официальная регистрация брака Сальвадора и Галы во Франции.

Февраль – на собрании сюрреалистов Дали обвинили «в контрреволюционных действиях, направленных на прославление гитлеровского фашизма и расовых предрассудках, несовместимых с делом пролетариата».

Апрель – выставка рисунков и гравюр Дали к «Песням Мальдорора» в Нью‑Йорке.

Май – работы Дали выставлены в галерее Звеммера (Лондон).

Июнь – июль – персональная выставка Дали в Париже.

Октябрь – персональная выставка Дали в Лондоне.

14 ноября – Сальвадор и Гала прибыли в Нью‑Йорк.

Ноябрь – декабрь – персональная выставка Дали в Нью‑Йорке. Благодаря таланту, шутовству и рекламе Сальвадор обретает широкую популярность в США.

Картины на темы «Анжелюса» Милле: «Атавизм сумерек», «Созерцание арфы». Признание величия работ старых мастеров, в частности Яна Вермера Делфтского. В их стиле выполнены сюрреалистические картины на дереве: «Призрак Вермера Делфтского, способного послужить и столом (феноменологическая формула «Мебели‑корма»)», «Пейзаж с загадочными деталями», «Отнятие от груди, питающей мебелью‑кормом». В последней – у сидящей на морском берегу спиной к зрителю няни Лусии в теле вырезано окно; рядом – шкафчики с ящичками. Возможно, «окно» подчеркивает призрачность, мнимость образа, лишенного плоти.

«Призрак сексуальной притягательности» – мальчик в матроске и с обручем смотрит на гигантскую рыхлую фигуру на подпорках, составленную из разлагающихся фрагментов человеческого тела, мешков.

1935, январь – сюрреалистический «бал сновидений» в Нью‑Йорке перед отъездом четы Дали из США в Европу.

Июль – брошюра Дали «Завоевание иррационального».

Сентябрь – последняя встреча с Гарсиа Лоркой, который называет Сальвадора гением.

«Археологический отголосок «Анжелюса» Милле» – два гигантских полуразрушенных каменных изваяния, напоминающие образы из упомянутой картины. По‑видимому, намек на вечное противостояние в единстве мужчины и женщины.

«Портрет Галы» – с лица и со спины – на фоне все той же картины Милле, где образы искажены, а мужчина и женщина находятся в тачке. Но и Гала, с отрешенным взглядом, сидит лицом к зрителю на тачке, а спиной – на прочном предмете. Пожалуй, так показана ее двойственная роль в их союзе.

«Параноидально‑критическое одиночество» – автомобиль, увитый растениями, словно выступающий из скалы (по‑видимому, вариант на тему оптических «обманок», показывающих на рисунке невозможные в реальности объекты).

Сюрреалистические фантазии: «Всадник по имени Смерть» и «Женщина с головой из роз».

«Лицо Мэй Уэст (использованное в качестве сюрреалистической комнаты)» – картина‑коллаж, выполненная на бумаге, – была реализована позже в виде реальной комнаты с губами‑диваном, глазами‑картинами и т. д.

1936 – выставка «Коро – Сезанн – Дали» в галерее Макдональда (Лондон). Работы Дали хорошо распродаются.

Июль – Международная сюрреалистическая выставка в Лондоне. Дали читает лекцию «Подлинные параноидные фантазии» в водолазном скафандре. При этом «погружении в глубины духа» он едва не задохнулся.

Декабрь – Сальвадор и Гала в Нью‑Йорке. В Музее современного искусства выставка «Фантастическое искусство, дада, сюрреализм». Персональная выставка Дали в галерее Леви. Рекламный и коммерческий успех художника и его работ.

«Податливое сооружение с вареными бобами» – написано в период тяжелой психической депрессии. Огромное тело, разрывающее себя на части в бредовом экстазе; сбоку маленькая фигурка буржуа (отца?). Позже название он дополнил: «Предчувствие гражданской войны».

«Осенний каннибализм» – два пластичных тела сладострастно поедают друг друга на столе с приоткрытым ящиком.

«Солнечный столик» – светлая картина, навеянная воспоминаниями детства. На песке – пачка сигарет «CAMEL» (реклама?).

Скульптура «Венера Милосская с ящиками» – знаменитая античная скульптура изуродована выдвинутыми из тела ящиками.

«Антропоморфный шкафчик» – из тела лежащего человека выдвинуты несколько ящиков; он тянется рукой к светлым воспоминаниям детства.

«Окраина параноидально‑критического города: полдень на задворках европейской истории» – улыбающаяся Гала протягивает зрителю руку с кистью винограда. Конская статуя, показанная сзади, подобна по форме кисти винограда и лошадиному черепу. Силуэт девочки, бегущей на площади со скакалкой, повторяется в звучащем колоколе на башенке. Закрытый сейф с ключом на крышке (символ богатства?), где замочная скважина повторяет силуэт мальчика, стоящего в далекой подворотне. Общее впечатление упадка цивилизации.

«Больной параноик» – фигуры мужчин и женщин, изображающие отчаяние, стыд, горе, складываются в два образа человека с улыбкой идиота.

Август – замучен и убит фалангистами Федерико Гарсиа Лорка.

Декабрьский номер журнала «Time» с портретом Дали на обложке. Сальвадор признавался: «Слава опьянила меня, как весеннее утро».

1937, июнь – Дали по контракту с Э. Джеймсом 12 месяцев пишет картины для него. Закончена поэма «Метаморфозы Нарцисса».

Август – контракт на оформление балета «Безумный Тристан».

«Превращение Нарцисса» – Нарцисс, склоненный и отраженный в воде; рядом, повторяя части его тела, рука держит похожее на его голову треснутое яйцо, из которого пробивается цветок нарцисса. Рядом собака, грызущая кости. На заднем плене мужчина на пьедестале и фигуры обнаженных встревоженных мужчин и женщин.

«Лебеди, отражающиеся в слонах» – превращение в слонов лебедей и сухих деревьев на берегу, отраженных в воде. В стороне фигура мужчины, вдали в море лодка, а на горе крепость.

«Огненный жираф» – бредовые фигуры с ящичками и выростами, подпертыми костылями; жираф с пламенем вместо гривы.

«Сотворение чудовищ» – сложная композиция реальных и бредовых образов с пылающим жирафом в стороне.

«Загадка Гитлера» – маленький портретик фюрера в большом блюде, на сухой ветке телефонная трубка с каплей слюны.

1938, январь – выставка сюрреалистов в Галерее изящных искусств (Париж); картины Дали – на первом плане.

Февраль – март – чета Дали живет в Риме.

Июль – в Лондоне Дали посетил 3. Фрейда, написал его портрет.

Октябрь – работа с Л. Мясиным над либретто «Безумный Тристан» («Вакханалия»), по словам Дали, «первым параноидным балетом».

«Испания» – шкаф с выдвинутым ящиком; стоящая рядом женщина возникает из множества призрачных фигур (рука выписана натуралистично).

«Явление лица и вазы с фруктами на берегу моря» – подобие вазы с фруктами на столе и пейзаж образуют «составную» фигуру собаки и лицо человека, похожего на Гарсиа Лорку. Если это намек на «Андалузского пса» (Лорка воспринял этот фильм как обидный намек на себя), то кощунственный: к этому времени поэт был убит.

1939, февраль – апрель – чета Дали в США. Персональные выставки.

Оформление витрин, а также павильона аттракционов на Нью‑Йоркской всемирной выставке.

«Декларация независимости воображения и права человека на безумие» (протест против искажения заказчиками его первоначальных замыслов).

Бретон составил из букв имени и фамилии Дали анаграмму «Avida dollars» («Жажду долларов»). Окончательный разрыв Дали с сюрреалистами.

Ноябрь – премьера балета «Вакханалия» в Метрополитен‑Опера (Нью‑Йорк). Автор оформления и соавтор либретто С. Дали.

1940, апрель – май – персональная выставка в галерее Ж. Леви (Нью‑Йорк) с последующим показом ее в ряде городов США.

Август – чета Дали прибыла в США. Сальвадор заявил, что переходит от сюрреализма к классике.

«Невольничий рынок с явлением незримого бюста Вольтера» – образ философа возникает из фигур двух монашек.

«Лицо войны» – искаженное страданием лицо с черепами вместо глаз и рта, кусаемое змеями.

1941 – «Мягкий автопортрет с жареной грудинкой» – размякшая маска на подпорках, пустые глазницы, кое‑где насекомые; кусок нарезанного мяса напоминает фекалии.

«Мед слаще крови» – в облаках фигура обнаженной женщины (с подпоркой) и вдали кентавр, из ягодиц которого растут кусты.

Ноябрь – выставка работ Миро и Дали в Музее современного искусства (Нью‑Йорк) с последующим показом в ряде городов США.

Эскиз декораций к балету «Лабиринт», поставленному в Метрополитен‑Опера.

1942 – опубликована в США «Тайная жизнь Сальвадора Дали, написанная им самим», имевшая шумный успех и позже переизданная во многих странах. Отзыв А. Моруа: «Посмотрите, что стоит за этим: ум, полный уважения к традициям, и сердце, страстно жаждущее веры». Д. Оруэлл: «Зловонная книга». Оба мнения верны, хотя первое слишком наивное.

1943 – сотрудничество с парфюмерной фирмой Елены Рубинштейн (США). Портрет хозяйки фирмы.

Персональная выставка в галерее «Кнодлер и К°»(Нью‑Йорк).

«Геополитическое дитя, наблюдающее рождение нового человека» – любознательному ребенку изможденная мать указывает на вылупляющегося мужчину из мягкой планеты яйцевидной формы. Возможно, женщина олицетворяет европейскую науку. А новый человек рождается в Северной Америке. Аллегория пророчит глобальное владычество США (картина написана в США для американцев).

1944 – опубликован роман С. Дали «Скрытые лица».

«Сон, навеянный полетом пчелы вокруг граната, за миг до пробуждения» – обнаженная женщина безмятежно лежит, находясь в невесомости. Одна из лучших картин Дали.

1945 – находясь в США, Дали писал: «Взрыв атомной бомбы 6 августа 1945 года был для меня просто сейсмическим потрясением. С тех пор атом стал излюбленной пищей моего ума». Он словно не заметил чудовищного преступления американцев, спаливших в атомном пекле 200 тысяч жителей двух мирных японских городов.

«Моя жена, обнаженная, смотрит на собственное тело, ставшее лесенкой, тремя позвонками колонны, небом и архитектурой» – портрет Галы с архитектурными аналогиями.

«Апофеоз Гомера (Дневной сон Галы)» – фантасмагория, где он использует многие свои приемы и образы; смысл аллегорий путаный; на камне изображены алхимические символы и еврейские письмена.

1946 – выставка «Четыре испанца: Дали, Грис, Миро, Пикассо» в Институте искусств (Бостон, США).

Сотрудничество с американскими кинорежиссерами Хичкоком и У. Диснеем.

«Искушение святого Антония» – святой в пустыне, опираясь на камень, останавливает крестом соблазнительные видения, которые движутся на тонких длинных ногах, похожих на паучьи. На облаке нечто подобное граду небесному и фигура стоящего на коленях человека.

Ноябрь – персональная выставка Дали в галерее «Би‑нью» (Нью‑Йорк).

1948 – издана брошюра «50 секретов магии мастерства». Завершается она не без ханжества: «Когда вы садитесь перед мольбертом и начинаете писать картину, совершенно необходимо, чтобы рукой вашей водил ангел».

Июль – чета Дали вернулась в Европу. Сальвадор встретился с отцом.

1949, ноябрь – на аудиенции Дали преподнес папе Пию XII картину «Мадонна Порт‑Льигата»: Гала в образе Богоматери, а через тела ее и младенца прорезаны «окно в мир».

«Атомная Леда» – торжество невесомости: обнаженная Гала парит в воздухе; даже морская поверхность отделена от земли.

1950, октябрь – на лекции в Барселоне Дали назвал себя католиком и мистиком.

«Я в возрасте шести лет, когда я верю, что стал девочкой, осторожно приподнимаю кожу моря, чтобы рассмотреть собаку, которая спит под сенью воды». Вычурное название, а морская поверхность, лишенная массы воды, подобна искусственной пленке.

21 сентября – смерть отца художника Сальвадора Дали‑и‑Куси.

1951, апрель – публикация «Мистического манифеста».

Сентябрь – участие четы Дали в венецианском карнавале.

«Взрыв рафаэлевской головы» – картина, вдохновленная атомными взрывами: купол пантеона и разлетающиеся обломки образуют подобие головы одной из Мадонн Рафаэля; слева внизу деформированная тачка – из «Анжелюса».

«Христос Сан‑Хуана де ла Крус» – распятый Иисус Христос взирает с небес на землю.

1952 – «Ультрамариново‑корпускулярное Вознесение Богородицы», в образе которой показана Гала, здесь же (ниже) Христос Сан‑Хуана де ла Крус, обилие носорожьих рогов.

1953 – «Распад постоянства памяти» – вариация на тему «Постоянства памяти» с мягкими часами, геометрическими фигурами, носорожьими рогами, скалами мыса Креус, рыбой, лежащей под пленкой, изображающей море… Лежащая голова из «Великого Мастурбатора» расплылась, как кисель.

1954 – ретроспективная выставка работ Дали в трех городах Италии.

Персональные выставки в Нью‑Йорке и Денвере.

По свидетельству Дали, в этом году он написал пьесу «Эротико‑мистический бред» – для интимного круга; книгу «120 дней Содома прекрасного полоумного маркиза» и начал фильм «Удивительная истории о кружевнице и носороге».

«Обнаженный Дали, созерцающий пять упорядоченных тел, превращающихся в корпускулы, из которых внезапно создается Леда Леонардо, оплодотворенная лицом Галы» – попытка автопортрета с пленкой вместо моря и разноцветными шарами.

«Распятие, или Гиперкубическое тело» – трехмерный крест, перед которым вознесен Христос, как бы в магнитном поле, а перед ним Гала в образе Богоматери.

«Содомское самоудовлетворение невинной девы» – округлости стоящей спиной к зрителю женщины (в одних чулках) сопряжены с формами, напоминающими рог носорога, но больше – фаллос.

1955 – договор о совместной работе с театральным художником И. Беа.

Декабрь – лекция в Сорбонне: «Феноменологические аспекты параноидально‑критического метода».

«Тайная вечеря» – по мотивам фрески Леонардо да Винчи. Апостолы в позе спящих; стол из каменных плит. Христос, похожий на Галу, указывает вверх на проступающий гигантский образ (Бога‑Отца? Святого Духа?), утверждая свое единство с ним. Помещение в стиле модерн (или нынешнего хай‑тек) с большими стеклянными окнами.

1956 – «Живой натюрморт», где все предметы в динамике, словно поднятые вихрем; фрейдистские символы.

1958, август – венчание Сальвадора и Галы.

Сальвадор Дали награжден Золотой медалью Парижа.

1959, май – в Ватикане папа Иоанна XXIII принимает Дали.

«Гваделупская Богоматерь» – в пышных одеяниях и вновь похожая на Галу; младенец – по Рафаэлю.

«Открытие Америки усилием сна Христофора Колумба» – грандиозное по размерам полотно с туманными аллегориями и портретом Галы в образе Богоматери.

1960 – «Божественная комедия» Данте с иллюстрациями Дали.

«Вселенский собор» – фантасмагория с портретами автора и Галы.

1961, август – в Венеции поставлены опера и балет с декорациями Дали.

1962, декабрь – персональная выставка многочисленных и разнообразных работ Дали в Нью‑Йорке.

«Битва при Тетуане» – батальная сцена, где два марокканских воина похожи на автора и Галу, которая еще и витает в воздухе; композиция хаотична, а отдельные детали нелепы.

1966 – «Ловля тунца» – крупное полотно с кровавой резней рыбы и античными фигурами, без четкой композиции; реальные рыбаки деловито работают на заднем плане, где стоит едва заметная обнаженная женщина.

1964 – «Перпиньянский вокзал» – во всех случаях две одинокие фигуры на обработанном ими поле толкуются с убогих сексуально‑фрейдистских позиций.

1968 – завершение иллюстраций к «Дон Кихоту» Сервантеса.

1969 – приобретен замок Пуболь для Галы, Сальвадор участвует в его оформлении.

Завершение иллюстраций к «Одиссее».

1970 – «Галлюциногенный тореро» – крупное полотно: ряд фигур Венеры Милосской, превращающейся в мужчину, образует лицо тореадора; справа внизу мальчик Сальвадор с обручем, слева вверху «лик» Галы.

1974 – открытие Театра‑музея Дали в Фигерасе.

1976 – «Гала, глядящая на Средиземное море, на расстоянии двадцати метров превращается в портрет Авраама Линкольна».

1979, май – Дали избран во Французскую академию изящных искусств.

Декабрь – ретроспективная выставка в Центре Жоржа Помпиду.

1980, май – ретроспективная выставка в галерее Тейт (Лондон).

1982 – награжден высшими орденами Испании и Каталонии.

10 июня – смерть Галы.

Июль – пожалован титул маркиза Дали‑и‑Пуболь.

1983, апрель – в Национальном музее современного искусства (Мадрид) выставка «400 работ Сальвадора Дали с 1914 по 1983 год».

1984, март – открытие Фонда Гала – Сальвадор Дали.

1989–23 января смерть Сальвадора Дали.

 

Краткий список литературы

 

Баландин Р. К. Сто великих гениев. М., 2004.

Баландин Р. К. Сто чудаков и оригиналов. М., 2009.

Бердяев Н. Кризис искусства. М., 1918.

Бехтерев В. М. Внушение и его роль в общественной жизни. СПб., 2001.

Бунюэль о Бунюэле. М., 1989.

Бунюэль А. Смутный объект желания. М., 2009.

Гайеман Жан‑Луи. Дали. Великий параноик. М., 2006.

Гарсиа Лорка Ф. Самая печальная радость. М., 1987.

Гарсиа Лорка Ф. Федерико и его мир. М.: Радуга, 1987.

Гелескул А. Избранные переводы. М., 2006.

Гибсон Я. Гранада 1936 г. Убийство Федерико Гарсиа Лорки. М., 1983.

Гюйо М. Искусство с социологической точки зрения. СПб., 1900.

Дали А. М. Сальвадор Дали глазами сестры. М., 2003.

Дали. Автор текста и составитель Н. В. Геташвили. М., 2004.

Дали С. Дневник одного гения. М., 1991.

Зощенко М. М. Возвращенная молодость. Голубая книга. Перед восходом солнца. М., 1988.

Искусство. Книга для чтения. М., 1969.

Называть вещи своими именами. Программные выступления мастеров западноевропейской литературы XX века. М., 1986.

Дали С. Сюрреализм – это я. М., 2005.

Ортега‑и‑Гacceт X. Эстетика. Философия культуры. М., 1991.

Рейнак С. Аполлон. Всеобщая история пластических искусств. М., 1913.

Рохас К. Мифический и магический мир Сальвадора Дали. М., 1999.

Сальвадор Дали. Альбом репродукций. М., 2002. Тайная жизнь Сальвадора Дали, написанная им самим. М., 1986.

Гарсиа Лорка Федерико и его мир. М., 1987.

Уэллс Г. Павлов и Фрейд. М., 1959.

Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. М., 1989.

Фрейд 3. Труды разных лет. Книги 1, 2. Тбилиси, 1991.

Харрис Н. Жизнь и творчество Дали. Любляна; Москва. 1995.

Холлингсворт М. Искусство в истории человека. М., 1993.

Честертон Г. К. Избранные произведения. Т. 5. М., 1995.

 


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.151 с.