Проблемы взаимоотношений между ребенком и родителем, страдающим психическим заболеванием — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Проблемы взаимоотношений между ребенком и родителем, страдающим психическим заболеванием

2021-12-11 26
Проблемы взаимоотношений между ребенком и родителем, страдающим психическим заболеванием 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Обеспечение жизненно важных потребностей ребенка, безусловно, является первостепенной задачей родителей. Однако для нормального развития ребенка одного удовлетворительного ухода не достаточно.

Огромное значение имеют взаимоотношения, которые складываются между родителями и детьми. Нарушение этих отношений в детском возрасте может приводить к различным психологическим трудностям у детей, а в крайних случаях — к нарушениям развития ребенка.

Подобные проблемы могут возникать в любых семьях, однако, если родитель болен психическим заболеванием, детско-родительские отношения оказываются особенно уязвимыми. Для их коррекции обычно оказывается необходимой помощь специалиста.

Рассмотрим некоторые из наиболее типичных проблем во взаимоотношениях детей и родителей, страдающих психическими заболеваниями.

Первым камнем преткновения является сосредоточенность психически больных людей на своем внутреннем мире, на болезненных ощущениях и переживаниях.

Замыкаясь в себе, больной родитель часто отстраняется, не замечает ребенка и его потребностей, а иногда воспринимает его как помеху. В поведении это может выражаться в том, что больной лежит и страдает, не обращая внимания на ребенка, или всегда занят своими делами, живет сам по себе, своими интересами.

Например, больные родители могут быть вовлечены в деятельность какой-либо секты, общины, политической партии, проводить все время в компании собутыльников или сексуальных партнеров. Но при этом они физически или эмоционально «отсутствуют» для ребенка. Дети при таком отношении ощущают себя нелюбимыми, покинутыми и брошенными, чувствуют боль, ярость и винят себя в происходящем. Им кажется, что причина такого отношения к ним родителей в том, что они «плохие» дети и делают что-то не так.

Каким же представляется выход из этой сложной ситуации?

Во-первых, следует осознать, что эмоциональное отвержение ребенка в силу сверхвовлеченности в собственные проблемы может быть проявлением болезни. Поэтому не стоит обвинять в этом больного родителя, который не может справиться с собственными переживаниями, обычно это не приводит к изменению ситуации. Ему необходима помощь — правильное поддерживающее поведение родных, адекватное лечение и психотерапия.

Во-вторых, необходимо создать условия для нормального развития ребенка. Для этого взрослым, вовлеченным в воспитание ребенка, нужно стремиться компенсировать недостающую заботу и теплоту контакта. Кроме того, у маленького ребенка еще нет четкого понимания о том, что является «хорошим» или «плохим», «нормальным» или «не нормальным». Поэтому родные должны объяснять ребенку, что является нормальным в поведении родителя и его отношении к ребенку, а что — проявлением болезни. Это важно для формирования у ребенка адекватного, «здорового» представления о том, какие отношения между людьми являются нормальными, а какие — нет.

В случаях, когда родитель ведет себя чрезмерно агрессивно или демонстрирует слишком интенсивные, гипертрофированные эмоциональные реакции, травмирующие ребенка, очень важно объяснить ребенку, что это поведение не является нормальным.

Рассмотрим пример неадекватного враждебного поведения родителя по отношению к ребенку: в ответ на попытки шестилетней дочери привлечь к себе внимание мать запускала в нее тяжелыми предметами (стулом, банкой со сгущенным молоком, вазой). У дочери возникло убеждение, что за любой проступок мать и другие люди могут ее убить. Кроме того, став взрослой женщиной, она тяжело переживала собственную агрессию, считая любую злость проявлением сумасшествия. Когда она злилась, ей казалось, что она становится такой же, как мать, и может сойти с ума.

Приведенный пример также отражает другую проблему, типичную для детей, у которых родители страдают психическим заболеванием. Многие из них и во взрослом возрасте до конца не понимают, какие чувства и действия являются «нормальными» и свойственны всем людям в определенных ситуациях, а какие — «ненормальными». Поэтому любое сходство с больным родителем они воспринимают как признак сумасшествия и боятся заболеть психическим заболеванием.

Многие проблемы в детско-родительских отношениях возникают в силу имеющейся у психически больных людей особенности — слабой способности справляться со своими эмоциями (тревогой, страхом, гневом, печалью, сексуальным возбуждением и пр.) Даже обычные незначительные трудности в повседневной жизни и человеческих взаимоотношениях, которые относительно легко переносятся другими людьми, у больных часто вызывают очень интенсивные переживания. Поэтому им сложно выполнять одну из важных родительских функций — помогать ребенку справляться со своими эмоциями.

Например, когда у девочки-подростка возникло кровотечение и она поделилась этим с больной матерью, та, не справившись со своим испугом и стыдом, стала несправедливо обвинять дочь в развратном образе жизни. Она не смогла обсудить с ней проблемы женского здоровья и отправила испуганную и пристыженную дочь одну в женскую консультацию.

Неспособность родителя принять и разделить чувства ребенка приводит к тому, что ребенок ощущает себя непонятым, отвергнутым или виноватым, и в конечном итоге обижается, злится и перестает делиться с родителем своими проблемами. Это ведет к конфликтам и потере контакта между членами семьи. Кроме того, у детей, лишенных помощи родителя в совладании со своими болезненными переживаниями, не развивается навык делать это самостоятельно. Поэтому в зрелом возрасте у них может быть снижена устойчивость к различным стрессам, а также возникать схожие проблемы в общении уже со своими детьми.


Еще одной особенностью болеющих родителей, порождающей значительные проблемы во взаимоотношениях с детьми, является хаотичность их требований. Дело в том, что в любой семье родители выполняют одну очень важную функцию — приучают ребенка к режиму и порядку, устанавливают для ребенка понятные и непротиворечивые требования и правила, на которые ребенок может опираться в своем поведении, в оценке своих и чужих поступков, в прогнозе своих и чужих действий.

В поведении психически больных людей много непоследовательного и хаотичного, поэтому ребенок часто не знает, что ожидать от такого родителя, не понимает, чего от него хотят, что можно делать, а чего нельзя, что хорошо, а что плохо. Это приводит к тому, что не только поведение родителя, но отношения с другими людьми для ребенка, воспитывающегося в такой беспорядочной среде, становятся непредсказуемыми и вследствие этого — опасными. У ребенка могут возникать различные страхи, общее недоверие к миру и трудности в установлении и поддержании близких отношений с другими людьми.


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.