Особенности поэтики: абсурд и способы его создания. Своеобразие фантастики в произведении (жизнеподобие невероятного). — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Особенности поэтики: абсурд и способы его создания. Своеобразие фантастики в произведении (жизнеподобие невероятного).

2021-12-11 45
Особенности поэтики: абсурд и способы его создания. Своеобразие фантастики в произведении (жизнеподобие невероятного). 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Особенности поэтики Кафки:

• Иррационализм в интерпретации мира и человека, фантасмагоричность изображаемых событий. Соединение невероятного и действительного, подрывающее и ликвидирующее читательское доверие к последнему ‒ эта эстетическая структура определяет все произведения писателя. Здесь всё «сдвинуто», лишено разумных основ; здесь нет места человеку и человечности, безымянные мировые силы неустанно заняты делом расщепления гуманистической сущности индивида. Кафка далёк от того (и это отличает его от реалистов), чтобы объяснять неблагополучие человеческого бытия социальным дисгармонизмом, общественными противоречиями. Оно универсально, извечно. Герои Кафки блуждают в отчуждающем лабиринте, загадку которого им не разгадать, выхода из которого не найти. Эти особенности обусловили использование таких приемов, как символика, гротеск, парадокс, поэтика сновидения.

• Восприятие мира как абсурда, а человеческой жизни как бессмысленного движения к смерти. Абсурдные парадоксы Кафки принципиально неразрешимы, так как базируются на наложении разных логик, например, логики единичного и логики всеобщего (в новелле «Приговор» и романе «Процесс» герои действуют по логике, навязанной чужим сознанием, ‒ в результате наложения логик появляется абсурд в чистом виде);

• Условность пространственно-временной организации произведений.

• Предельная обобщенность характеристик персонажей. Герой скорее являлся реализованной, персонифицированной (предметной, «внешней») метафорой определенного эмоционального состояния, которое характеризуется чувством априорной виновности человека, глобальным ощущением несвободы, полной зависимости личности от враждебного мира. Тотально в произведениях Кафки также ощущение неизбывного одиночества личности, вызванное осознанием своей чуждости, непохожести на других. Эту обреченность на непонимание, одиночество, духовную изоляцию своих героев Кафка заостряет до предела.

• Аллегоризм, притчеобразность прозы (смысловая многослойность, открывающая возможность разноплановых толкований).

Притягательная особенность новеллы «Превращение», как и многих других произведений Франца Кафки, в том, что фантастические, абсурдные события описываются автором, как данность. Он не поясняет, почему коммивояжер Грегор Замза однажды проснулся в своей постели насекомым, не дает оценку событиям и персонажам. Кафка, как сторонний наблюдатель, описывает историю, произошедшую с семейством Замза.

 

Превращение Грегора в насекомое продиктовано абсурдностью окружающего мира. Находясь в противоречии с действительностью, герой вступает с ней в конфликт и, не находя выхода, трагически погибает

Стоит отметить, что само превращение героя в насекомое подводит читателя к сказочному. Обратившись, его может спасти только чудо, какое-то событие или действие, которое поможет снять чары и победить. Но ничего подобного не происходит. Вопреки законам сказки, счастливого конца не случается. Грегор Замза остается жуком, никто не протягивает ему руку помощи, не спасает его. Проецируя сюжет произведения на сюжет классической сказки, Кафка пусть и невольно, но дает понять читателю, что если в традиционной сказке всегда происходит победа добра, то здесь зло, которое отождествлено внешним миром, побеждает и даже «добивает» главного героя. Владимир Набоков пишет: «Единственным спасением, возможно, видится сестра Грегора, которая, поначалу, выступает как некий символ надежды героя. Однако, окончательное предательство фатально для Грегора». Кафка показывает читателю, как исчез Грегор-сын, Грегор-брат, а теперь должен исчезнуть Грегор-жук. Сгнившее яблоко в спине не есть причина смерти, причина смерти – предательство близких, сестры, которая была неким оплотом спасения для героя.

Задания для самостоятельной работы студентов

1. Изучите рекомендованную литературу по теме, составьте конспект по вопросам плана практического занятия.

Составьте глоссарий:

Метафора – это перенос названия с одного предмета или явления действительности на другой на основе их сходства в каком-либо отношении или по контрасту.

М иф – повествование, передающее представления людей о мире, месте человека в нём, о происхождении всего сущего, о богах и героях и предполагающее приоритет режима одновременности восприятия и мышления.

А бсурд – нечто алогичное, нелепое, противоречащее здравому смыслу. Приведение чего-либо к абсурду (доведения до абсурда) означает доказать бессмысленность какого-либо положения тем, что логически развивая это положение, в итоге приходят к нелепости.

Притча – малый поучительный рассказ в дидактико-аллегоричном литературном жанре, заключающий в себе моральное или религиозное поучение. Притча – необъемное произведение, включающее в себя материал от нескольких строк до пары страниц.

Иносказание – выражение, заключающее в себе скрытый смысл; употребляется, как литературный приём. В широком смысле иносказание понимается как фундаментальная особенность искусства и, в частности, художественной речи.

Символ – образ, выражающий смысл какого-либо явления в предметной форме.


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.