Краснофлотец- торпедист Щ-304                          — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Краснофлотец- торпедист Щ-304                         

2021-12-11 20
Краснофлотец- торпедист Щ-304                          0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ПЯТКОВ Аверьян Иванович, горьковчанин

Фотография прислана в городской музей

Г. Сосновый Бор родственниками погибшего

ПОДВОДАЯ ЛОДКА Щ-305 («ЛИНЬ»

Подводная лодка типа Щ V-бис серии. Построена в Ленинграде на заводе им Марти и 3 декабря 1934 года вступила в строй. Состояла в Отдельном Учебном дивизионе подводных лодок (ОУДПЛ).

 

 

В первый боевой поход вышла 25.06.1941 г. из Ораниенбаума в западную часть Финского залива и 7.07. возвратилась в базу.

Во время второго похода с 28 сентября по 28 октября патрулировала в районе о. Лавенсари. 

В третий боевой поход под командованием капитана 3 ранга Дмитрия Михайловича Сазонова лодка вышла 27 октября 1942 года к западному побережью о. Готланд. 5 ноября днём при выходе в атаку на обнаруженный ею конвой лодка сама была атакована финским сторожевиком «Уиско», о чём Сазонов в 20.00 сообщил в базу. Этот радиообмен был запеленгован и туда была направлена финская подводная лодка «Ику Турсо». В 23.53 она обнаружила нашу лодку, производившую зарядку батарей и атаковала её торпедами. Поняв, что обе торпеды в цель не попали, командир финской лодки пошёл на таран. Удар форштевня пришёлся в район боевой рубки и Щ-305 пошла ко дну со всем экипажем.

 

САЗОНОВ Дмитрий Михайлович,

Командир подводной лодки Щ-305

(с 7 апреля 1942 года)

 

 

 

ПОДВОДНАЯ ЛОДКА Щ-306 («ПИКША»)

Подводная лодка типа Щ V-бис 2 серии. Построена в Ленинграде на Балтийском заводе и 4 августа 1935 года вошла в состав КБФ.

   

 

Первый боевой поход лодки проходил с 25 июня по 7 июля 1941 года и был безрезультатным, так как немцы резко сократили своё судоходство на Балтике. Объектов для атаки попросту не было.

29 октября 1942 года командир Щ-306 капитан-лейтенант Николай Иванович Смоляр согласно приказу вышел в боевой поход для действий в районе к западу от о. Борнхольм. 

В час ночи 25 октября от Щ-306 было получено сообщение об окончании форсирования Финского залива и выходе Балтику. 

После этого лодка на связь не выходила и в базу не возвратилась.

12 и 13 ноября финскими моряками было отмечено 4 безрезультатных торпедных атаки финского минного заградителя «Руонсинсалми», во время одной из которых торпеда прошла под килем заградителя в районе ходового мостика.

 

 

Капитан 3 ранга

СМОЛЯР Николай Иванович,

командир подводной лодки Щ-306

(с 17 декабря 1939 года)

 

ПОДВОДНАЯ ЛОДКА Щ-323

Типа Щ Х серии. Построена в г. Горьком на заводе «Красное Сормово» и 3 ноября 1936 года вошла в состав КБФ.

 

 

Под командованием ст. лейтенанта Иванцова Ф.И. лодка принимала активное участие в «Финской» войне. Ночью Иванцов встретил неопознанное судно. На переданное сигналом приказание остановиться и застопорить ход, судно не реагировало и Иванцов приказал открыть огонь из обоих 45-мм орудий. Судно было потоплено, а спущенную шлюпку обстреляли из пулемёта.  

Иванцов доложил о потоплении судна водоизмещением 2000 т. Выяснилось, что судно было потоплено вне объявленной блокадной зоны и было совсем небольшим, всего 379 брт, оказалось эстонским сухогрузным пароходом «Кассари».

Получился большой конфуз, однако Иванцова всё-таки наградили орденом Красной Звезды.

Начало войны лодка встретила в бухте Локса под командованием уже ставшего капитан-лейтенантом Иванцова. Первый боевой поход к побережью Швеции в район Стокгольма продолжался с 13 июля по 4 августа и был безрезультатным.       

 

ИВАНЦОВ Фёдор Иванович,

командир подводной лодки Щ-323

(с 27 ноября 1938 года)

 

10 октября Иванцов снова повёл свою лодку в море, в район Норчёпингской бухты и ночью 14 октября лодка прибыла на позицию. В тот же день Иванцов в 06.10 и в 09.45 атаковал два транспорта одиночными торпедами. В первой атаке выпущенная торпеда уклонилась и сошла с курса. Во втором – прошла под килем цели.

16 октября днём был потоплен немецкий пароход «Балтенланд» с грузом крепёжного леса для шахт. 

17 октября было безуспешно атаковано ещё два судна, а 30 октября еще одно. 3-го и 5-го ноября выпущенные по идущим без охраны одиночным судам, как выяснилось уже после войны, торпеды взрывались, не дойдя до цели. Разумеется, подводники посчитали взрывы торпед как явное доказательство гибели атакованных ими судов.

 

10 ноября 1941 года Щ-323 возвратилась в Кронштадт. В июле 1942 года командиром Щ-323 был назначен капитан 2 ранга Алексей Герасимович Андронов.

1 сентября лодка выведена эскортом в точку погружения, в 02.37 погрузилась и начала переход в Данцигскую бухту, однако прибыть на позицию ей не пришлось: на 25 метров выше лодки взорвалась антенная мина, в результате чего получил повреждения прочный корпус и Андронов возвратился в базу.

 

 

АНДРОНОВ Алексей Герасимович,

командир подводной лодки Щ-323

(с 9 июля 1942 года)

 

В начале 1943 года Щ-323 совместно со Щ-406 совершали переход из Ленинграда в  Кронштадт. В 00.25, когда отряд находился на траверзе Стрельны, шедшая головной Щ-323 подорвалась на донной мине. Катера подобрали с воды трёх человек. Первые пять отсеков лодки были разрушены и затоплены и находившиеся в них люди погибли. Из шестого отсека оставшиеся в живых перешли в сохранившийся неповреждённым седьмой. Теперь там было 11 человек. Им удалось подняться на поверхность через пустой торпедный аппарат и расположиться на возвышавшихся над водой тумбах перископов. Наверху дул лёгкий ветерок и шёл снег. Для промокших людей это грозило гибелью от переохлаждения.

Так и случилось: подошедший в сумерках катер снял лишь двоих оставшихся в живых.

После снятия блокады, летом 1944-го лодка была поднята, а останки членов экипажа похоронены на Смоленском кладбище.

 

 

ПОДВОДНАЯ ЛОДКА Щ-408

Подводная лодка типа Щ Х-бис серии. Лодка Щ-408, однотипная со Щ-406, была построена на ленинградском судостроительном заводе им. Марти (позже –Адмиралтейский) и вступила в строй 10 сентября 1941 года.

 

24 октября её командиром стал капитан-лейтенант Павел Семёнович Кузьмин.                     

В июне 1942-го, находясь у стенки родного завода, лодка была серьёзно повреждена в результате прямого попадания двух артиллерийских снарядов, вследствие чего ей не пришлось принимать участия в боевых походах второй военной навигации.

18 мая 1943 года, не дождавшись возвращения подводной лодки

Щ-303 и результатов её разведки обстановки в районе Нарген-Порккала-Уддского противолодочного рубежа, куда 13 мая была направлена подводная лодка Щ-303 И.В.Травкина, командование посылает Кузьмина в тот же район с задачей прорваться через признанный непреодолимым противолодочный рубеж, выйти в открытую Балтику и далее к берегам Швеции, в район Норчёпингской бухты.

 

В 02.55 от Кузьмина поступило радиодонесение: «Атакован силами ПЛО, имею повреждения. Противник не даёт заряжать батареи. Прошу выслать авиацию. Моё место – Вайндло».

С о. Лавенсари вылетело 8 истребителей типа И-153 «Чайка» и И-16 («ишачок»).  Эта группа при штурмовке катеров потеряла два самолёта и возвратилась на остров, не выполнив задачи. Командир островной базы Г.В. Жуков не мог рисковать оставшимися у него шестью устаревшими истребителями.

 

Пока «достучались» до командующего авиацией КБФ, чтобы тот приказал выслать ударную группу на выручку Кузьмину, прошло целых 8 часов, но и посланная к Вайндло группа из десяти истребителей Ла-5 тоже не смогла уничтожить или разогнать преследующую лодку Кузьмина группу хорошо вооружённых немецких быстроходных десантных барж – БДБ,  тоже потеряв при штурмовке пару самолётов от их зенитного огня.

Лишь по прошествии 20 часов после получения радиограммы Кузьмина к о. Вайндло была послана большая группа штурмовиков Ил-2 под прикрытием истребителей, однако было уже поздно - помогать было уже некому – глубинные бомбы вражеских БДБ сделали своё дело.

                          

 

 

Капитан-лейтенант

КУЗЬМИН Павел Семёнович,

командир подводной лодки Щ-408

(с октября 1941 года)

 

                             

 

ПОДВОДНАЯ ЛОДКА Щ-406

Типа Щ Х-бис серии. Построена на заводе «Судомех» и вступила в строй 7 июня 1941 года.

 

 

Краснознамённая подводная лодка Щ-406 Героя Советского Союза капитана 3 ранга Е.Я.Осипова (он принял лодку 23 сентября 1941 года, когда её первый командир, Максимов был предан суду Военного Трибунала за самовольную отлучку с корабля).

 

Щ-406 была построена на заводе «Судомех» и вступила в строй 7 июня 1941 года, за две недели до начала войны. Лодка совершила 4 боевых похода. В 1942 потопила финский транспорт «Агнес» и шведский «Бенг Стуре» и повредила финский лесовоз «Фидес» (не затонул, поскольку был битком набит лесом).

За боевые успехи лодка 23 октября 1942 г была награждена орденом Красного Знамени, а её командир удостоен звания Героя Советского Союза и повышен в звании.

 

В час ночи 29 мая 1943 года корабли и катера эскорта вывели Щ-406 с рейда острова Лавенсари в точку погружения, откуда Осипов должен был вести свою лодку в Данцигскую бухту.

1 июня финские самолёт южнее банки Порккалан-Каллбода обнаружил подводную лодку и навёл на неё финские корабли ПЛО, которые также обнаружили и атаковали её. После взрывов глубинных бомб на поверхность всплыли воздушные пузыри, куски дерева и пробковой изоляции и пятна соляра.

 

 

 

ОСИПОВ Евгений Яковлевич,

командир подводной лодки Щ-406

(назначен в октябре 1941 г.)

 

 

ПОДВОДНАЯ ЛОДКА С-12

Также, как и С-9, она была построена на заводе «Красное Сормово» и вступила в строй 24 июля 1941 года.

 

Лодкой командовал капитан 3 ранга В.А.Тураев, который совершил на ней в 1942 году два боевых похода и повредил торпедами и артиллерией немецкие транспортные суда «Мальгаш» и «Сабина Ховальд». В конце июля 1943 года, накануне боевого похода в район противолодочного рубежа командир лодки А.В.Тураев был в строчном порядке откомандирован на Северный флот, а на его место был назначен не менее опытный подводник - капитан 3 ранга Александр Аркадьевич Бащенко. 26 июля лодка вышла из Кронштадта на Лавенсари, а 28 июля эскорт сопроводил её от острова в точку погружения.

За время перехода к противолодочному рубежу Бащенко четыре раза выходил на связь (последний – ночью 1 августа). Контактов с кораблями ПЛО противника лодка не имела.  

Предположительно С-12 подорвалась на минном заграждении «Насхорн» («Носорог») северо-восточнее острова Нарген.

 

 

 

БАЩЕНКО Александр Иванович,

 командир подводной лодки С-12

назначен 21 июля 1943 года

 

ПОДВОДНАЯ ЛОДКА Щ-323

Подводная лодка типа С 1Х –бис серии. Построена на заводе «Красное Сормово» и вступила в строй 31 октября 1940 года.

 

 

За время войны совершила 5 боевых походов и повредила торпедами и артиллерийским огнём два вражеских судна.

7 ноября 1941 года в 8 часов утра в девятибалльный шторм в Аландском море при всплытии смыло за борт командира лодки С.А. Рогачевского, вахтенного офицера И.И. Милованова и сигнальщика Н.И. Дорохина, а затопившая по колено центральный пост вода утяжелила лодку и та буквально упала на каменистое дно, повредив кормовые рули и правый гребной винт.

 

РОГАЧЕВСКИЙ Сергей Антонович,

командир подводной лодки С-9

(с 4 марта 1939 года)

Погиб 7 ноября 1941 г.

 

 

Подводная лодка С-9

В свой роковой поход С-9 вышла 30 июля 1943 года с задачей отыскать проход в сетевом заграждении Нарген -Порккала-Уддской противолодочной позиции. Отметим, что в начале июня оттуда вернулась, не выполнив поставленной задачи, подводная лодка И.В.Травкина Щ-303, а направленные с той же задачей 22 мая Щ-408 и 29 мая Щ-406 погибли на пути к сетевому заграждению.

Первая, капитан-лейтенанта Кузьмина П.С.– у о. Мохни. Вторая - Героя Советского Союза, капитана 3 ранга Осипова Е.Я.- южнее банки Каллбода-грунд.

 

 

 

МЫЛЬНИКОВ Александр Иванович,

командир подводной лодки С-9                     

(назначен 14 января 1942 года)

 

Лодка С-9 без помех достигла сетевого заграждения Нарген-Порккалауддского противолодочного рубежа, предприняла несколько попыток его преодолеть, была обнаружена и атакована противолодочными силами противника, удачно оторвалась от преследования и 12 августа из района о. Вайндло командир лодки запросил у базы координаты встречи с эскортом. Так как у Лавенсари, куда должна была прибыть С-9  разгулялся шторм, Мыльникову было предложено перенести встречу на 14 августа, но после этого радиосеанса С-9 на связь больше не выходила и в базу не возвратилась. Предположительно лодка подорвалась в Нарвском заливе на вражеском минном заграждении «Зееигель»(«Морской Ёж»). Корпус лодки был обнаружен в 2014 году.

 

ПОДВОДНАЯ ЛОДКА М-96

М-96 была построена на заводе «Красное Сормово» и 9 ноября 1939 года вошла в состав КБФ.

 

С 22 мая 1939 года командовал этой «малюткой», ставший знаменитым на весь мир Александр Иванович Маринеско. В 1941 году он совершил на своей лодке один боевой поход, в 1942 –два.

Днём 14 августа 1942 года Маринеско атаковал одной торпедой транспорт (8000 т.) и вскоре на лодке отметили взрыв. Командир увидел в перископ тонущий транспорт. Фактически была атакована немецкая канонерская лодка SAT-4 (400т), которая повреждений не получила.

3 ноября М-96 вышла к о. Лавенсари, чтобы в развитие операции по захвату шифровальной машинки «Энигма» высадить разведгруппу

(5 чел) на побережье Нарвского залива. Разведгруппа была высажена, захватила пленного, но «Энигмы» в штабе противника не оказалось. При возвращении на «малютку» шлюпка опрокинулась. Трое из 5 разведчиков и пленный утонули. 12 ноября М-96 возвратилась на Лавенсари.

 

После того, как в марте 1943 г. А.И. Маринеско принял подводную лодку С-13, командиром М-96 был назначен капитан-лейтенант Н.И. Карташев.

 

 

КАРТАШЕВ Николай Иванович,

командир подводной лодки М-96

(назначен 28 апреля 1943 года).

 

19.6.1943 г. М-96 перешла по Неве в Ладожское озеро и прибыла в Новую Ладогу. С 22 по 29 июня лодка перешла в район остров Валаам для прикрытия Тулоксинской десантной операции.

13 июля лодка возвратилась в Кронштадт. Вечером 7 сентября вышла в боевой поход в Нарвский залив.

На связь командир лодки не выходил и в базу она не возвратилась

Считается, что подводная лодка подорвалась на мине в Нарвском заливе 8 сентября 1944 г.

ПОДВОДНАЯ ЛОДКА С-4

Построена в Ленинграде на Балтийском заводе и 20 октября 1939года вошла в состав КБФ.

 

Лодка принимала активное участие в финской кампании.

В полддень 23 июня 1941 года лодка вышла из Усть-Двинска в район Мемеля. Контактов с кораблями противника не имела и 10 июля прибыла в бухту Трийги (Усть-Двинск был уже захвачен противником).

6 августа вышла в район Либава-Мемель. Днём 10 августа командир лодки капитан-лейтенант Дмитрий Сергеевич Абросимов атаковал торпедами одно из судов встреченного в районе маяка Папензее конвоя. Атакованное судно сумело уклониться от торпед, а корабли конвоя быстро обнаружили лодку по следам выпущенных торпед и принялись бомбить её. С-4 легла на грунт. Глубина места была всего 21 метр. Глубинные бомбы взрывались близко и лодку с силой било о песчаное дно. К счастью, корпус лодки выдержал жестокое испытание. Сбросив на лодку 33 глубинные бомбы, противник исчерпал боезапас. Выставив вокруг лежавшей на дне лодки вешки, корабли противника удалились. В полночь С-4 всплыла с грунта и полным ходом направилась с опасного места в сторону больших глубин. 17 августа лодка возвратилась в Таллин.

 

Капитан 2 ранга

АБРОСИМОВ Дмитрий Сергеевич,

командир подводной лодки С-4

(назначен в июле 1938 года)

 

 

14 июня 1942 года лодка вышла от Лавенсари в Данцигскую бухту. За время пребывания на позиции произвела две безрезультатные торпедные атаки.  28 июля прибыла в Кронштадт.

Ночью 15 августа во время перехода в Ленинград в 30 метрах от

лодки взорвалась донная магнитная мина, взрывом которой Абросимов был сброшен с мостика лодки в воду и погиб.

Новым командиром С-4 был назначен А.А. Клюшкин. 17 марта 1944 года лодка прибыла из Кронштадта в Хельсинки, откуда на следующий день  7 октября С-4 вышла на позицию в район банки Штольпе.

 

 

12 октября С-4 потопила немецкий траулер «Таунус» из состава встреченного ею конвоя, а на следующий день –танкер «Терра».  Атаки 14 и 16 октября оказались неудачными, а 20 октября был потоплен ещё один траулер – «Золлинг» 23 октября лодка прибыла в базу в Хельсинки.

 

 

 9 ноября Клюшкин вышел в очередной боевой поход, оказавшийся роковым. Сначала он занял позицию в районе Либавы, а затем перешёл в Данцигскую бухту.

1 января 1945 года Клюшкин сообщил в базу о потоплении транспорта, после чего лодка на связь больше не выходила.

                                      

          

 

Капитан 3 ранга                                                                                                                                                         

КЛЮШКИН Алексей Александрович,

командир подводной лодки С-4

(назначен 17 марта 1944 года)

 

Как выяснилось после войны, в ночь на 7 января в северной части Данцигской бухты подводная лодка С-4 в девяти- балльный шторм погибла в результате тарана или столкновения в условиях плохой видимости с немецким миноносцем Т-3 (скорее последнее, т.к. в девяти-балльный шторм миноносец почти неуправляем и его командиру впору было крепко беспокоиться о безопасности собственного корабля)

                       

                                                                 Игорь Алепко,  май 2015 г.            

                                                   

                                                                                                     


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.096 с.