Кафедра пожарной профилактики и предупреждения чрезвычайных ситуаций — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Кафедра пожарной профилактики и предупреждения чрезвычайных ситуаций

2021-12-11 39
Кафедра пожарной профилактики и предупреждения чрезвычайных ситуаций 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

МИНИСТЕРСТВО ПО ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

КОМАНДНО-ИНЖЕНЕРНЫЙ ИНСТИТУТ

КОМАНДНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА ПОЖАРНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к курсовому проекту на тему:

Управление предупреждением чрезвычайных ситуаций в аммиачно-компрессорном цеху ОАО «Спартак» г.Гомель

МИНСК 2004


Содержание

Введение

1. Общие сведения об объекте

1.1 Краткие сведения об объекте

1.2 Характеристика месторасположения объекта

1.3 Обоснование идентификации особо опасных производств

1.4 Данные о персонале и населении, работающем, проживающем и находящемся вблизи производственного объекта

2. Общие сведения о технологическом процессе

Характеристика опасного вещества

Описание технологического процесса.

3. Анализ технических решений, направленных на обеспечение техногенной безопасности

Решения, направленные на предупреждение развития промышленных аварий и локализацию выбросов опасных веществ

3.2 Описание систем автоматического регулирования, блокировок, сигнализаций

4. Анализ опасностей на объекте

4.1 Сведения об известных авариях

Условия возникновения и развития аварий

5. Организация работы КЧС на объекте

5.1 Создание в соответствии с организационными документами КЧС объекта

5.2 Разработка Положения о КЧС

5.3 Разработка плана работы КЧС

5.4 Разработка и утверждение в установленном порядке «Плана ликвидации аварийных ситуаций на объекте

5.5 Организация обучения руководящего состава и специалистов объекта по выработке навыков управления силами и средствами для ликвидации ЧС

5.6 Создание и поддержание в готовности локальной системы оповещения персонала производственного объекта и населения о возникновении чрезвычайных ситуаций

5.7 Мероприятия по защите персонала производственного объекта в случае возникновения чрезвычайных ситуаций

5.8 Информирование местных исполнительных и распорядительных органов, населения о прогнозируемых и возникших на производственном объекте чрезвычайных ситуаций

6. Прогнозирование последствий чрезвычайных ситуаций на территории объекта

6.1 Прогнозирование и оценка последствий аварий, связанных с выбросом хлора

7. Оценка производственных возможностей объекта

7.1 Сведения о необходимых объемах и номенклатуре резервов материальных и финансовых ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций

Порядок оказания до врачебной помощи пострадавшим

Литература


Введение

Хозяйственная деятельность человека приводит к нарушению экологического равновесия, возникновению аномальных природных и техногенных ситуаций: стихийные бедствия, катастрофы и аварии с многочисленными человеческими жертвами, огромные материальные потери и нарушений условий нормальной жизнедеятельности.

В течение последних лет в крупных и мелких авариях и катастрофах ежегодно в мире гибло 50 тысяч человек 250 тыс. получили ранения. По прогнозам с каждым годом число катастроф будет расти.

Человечество ежедневно сталкивается с множеством суровых природных явлений. На земле ежегодно происходят десятки тысяч гроз. Примерно 10 тыс. наводнений. Свыше 100 тысяч землетрясений, многочисленные пожары и оползни, извержения вулканов и тропические циклоны. По данным ООН. За последние 20 лет на нашей планете в результате стихийных бедствий и катастроф погибло боле 3 млн. человек.

В последние десятилетия 20 века защита населения и территорий от ЧС природного и техногенного выделилась в отдельную, четко выраженную область человеческой жизнедеятельности, составными частями которой стали специфичные для неё круг знаний, правовое поле, арена деятельности и нормы морали. Суть деятельности в этой сфере состоит во всестороннем противодействии этим чрезвычайным ситуациям. Сегодня деятельность по противодействию ЧС приобрела общенациональную значимость, поднялась на уровень государственной политики и является одной из сфер национальной безопасности страны.

Предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций – одна из актуальных проблем современности. Умелые действия по спасению людей, оказанию им необходимой помощи, проведению аварийно-спасательных работ в очагах поражений позволяют сократить число погибших, сохранить здоровье пострадавших, уменьшить материальные потери.

Деятельность по предупреждению чрезвычайных ситуаций имеет приоритет по сравнению с другими видами работ по противодействию этим ситуациям.

Предупреждение ЧС основано на мерах. Направленных на установление и исключение причин возникновения этих ситуаций, а также обуславливающих существенное снижение потерь и ущерба в случае их возникновения.

В связи с этим актуальной становится проблема обеспечения устойчивого функционирования объектов экономики.

Настоящий курсовой проект выполнен на аммиачно-компрессорный цех ОАО «Спартак» г.Гомель, который связан с приемом, хранением и технологическим использованием аммиака.

Курсовой проект выполнен с учетом требований «Порядка разработки декларации безопасности промышленных объектов Республики Беларусь», утвержденным приказом Проматомнадзора при Министерстве по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 11 мая 1998 года №44.

В курсовом проекте отражен характер опасностей, имеющихся на производственном объекте, возможные масштабы их проявления, а также выработанные мероприятия по обеспечению промышленной безопасности и готовности к действиям в случае чрезвычайной техногенной ситуации.

В ходе выполнения курсового проекта:

- проанализировано состояние действующей на ОАО «Спартак» нормативно-эксплутационной документации (технологического регламента, рабочих инструкций и инструкций по охране труда, графика ППР оборудования);

- использованы результаты исследований и оценки промышленных аварий в мировой химической промышленности за последние годы;

- учтены зарубежные данные по оценкам интенсивности отказов (неполадок) технологического оборудования, аналогичного эксплуатируемому на ОВС;

- использованы имеющиеся разработки, методики, касающиеся вопросов прогнозирования и оценки последствий аварий на химически опасных объектах, а также опыт декларирования безопасности промышленных объектов в Российской Федерации.

 


Общие сведения об объекте

Краткие сведения об объекте

 

Работой аммиачно-компрессорного цеха ОАО «Спартак» руководит начальник аммиачно-компрессорного цеха. Общее руководство предприятия возложено на генерального директора.

ОАО «Спартак» находится по адресу: г. Гомель, ул. Советская 63. ОАО «Спартак» тел. 57-15-59 факс 55-11-53.

Место нахождения аммиачно-компрессорного цеха: г. Гомель, ул. Советская 63, строение № 5; телефон 56-30-94.

Краткое описание предприятия:

В системе циркулирует около 3 тонн аммиака.

Здание компрессорной одноэтажное, 2-й степени огнестойкости, размеры в плане 18х24 м, стены и перегородки кирпичные, перекрытие ж/б. В здании компрессорной установлено оборудование холодильной установки, в качестве хладагента используется аммиак. Установлено 3 компрессора высокого давления, 2 испарителя, 2 дренажных ресивера под давлением. Емкость дренажного ресивера 1000 литров. Имеется 2 пожарных крана и система трубопроводов при помощи которой можно создать водяную завесу (пуск ручной). В компрессорной круглосуточно дежурят 2 машиниста, у которых имеются промышленные противогазы, костюмы Л –1.

Расположение помещений в здании - на первом этаже расположены: холодильные камеры; электрощитовая; слесарный цех; контрольно - диспетчерский пункт; раздевалка. На втором этаже размещены: кладовой; кабинета начальника цеха

Вокруг здания аммиачно-компрессорного цеха (далее АКЦ) предусмотрены пожарные проезды. Покрытие проездов асфальтированное, их минимальная ширина 3,5 м. На расстоянии 10 и 30 метров от цеха находится противопожарные водоемы объемом 150 м3 и 200 м3 соответственно. На расстоянии 40 и 50 метров от цеха находится 2 ПГ установленных на тупиковой сети.

 

Сведения о численности персонала на окружающих объектах и организациях, которые могут оказаться в зоне действия поражающих факторов в случае промышленной катастрофы на подлежащем декларированию безопасности производственном объекте.

В зоне действия поражающих факторов (максимальный радиус зоны возможного заражения, определенный в соответствии с РД 52.04.253-90) могут оказаться следующие объекты:

- Дворец спорта -.;

- ООО “Автодинамо” – 20 чел.;

- Кооператив “Гарант – Авто” - 20 чел.;

- ООО “Акмигран” – 10 чел.;

- ООО “Прима” – М – 50 чел.;

- Завод “Стройматериалов” - 66 чел.;

- ГП “Цветы” – 201 чел.;

- Станция защиты растений – 9 чел.;

- ЗАО “Белспецэнерго”, участок - 38 чел.;

- ОАО “Электроцентрмонтаж” – 100 чел.;

- ОАО “Минскэнергострой” – 80 чел.;

- ОАО “Белэнергосвязь” – 40 чел.;

- Филиал “БЕЛэнергоспецстроймеханизация” – 88 чел.;

- Филиал СМУ “Белэнергомонтаж” (отдел главного механика, цех металлоконструкций, Минский монтажный участок) – 55 чел.;

- РУБМНП “Белэлектромонтажналадка” (производственно-ремонтная база) – 19 чел.;

- РСМП “Белэнергозащита” (Минский объединенный участок) – 80 чел.;

- ОАО “Центроэнергомонтаж” (Минский объединенный участок) – 64 чел.;

- ОАО “Белэнергоремналадка” (филиал “Энергозапчасть) – 87 чел.;

- Филиал “Энергостройкомплект” (база комплектации) – 24 чел.;

- ОАО “Белэнергоснабкомплект” (производственная база) – 27 чел.;

- ОАО “Белтрубопрводстрой” (филиал № 4, филиал № 2) – 18 чел.;

- ООО “Энергожилпромстрой” (производственная база) – 6 чел.;

- НП ЗАО “Синта” – 20 чел.;

- СП ООО Совместное Беларуско-Германское предприятие “Белкарго” (производственно-складская база СП “Белкарго”) – 70 чел.;

- Минская центральная таможня (склады) – 11 чел.;

- ПП “Белинтеравтосервис” (автокомплекс) – 10 чел.;

Расстояние до ближайшего промышленного объекта (ТЭЦ-4) составляет 400 м.

Выявление возможных причин возникновения и развития аварийных ситуаций с учетом отказов и неполадок оборудования, возможных ошибочных действий персонала, внешних воздействий природного и техногенного характера.

Процесс хранения хлора на очистной водопроводной станции не связан с химическим процессом (нет реакционных химических превращений, отсутствуют экзо- и эндотермические реакции, нет образования химических соединений, повышающих опасность ОВС).

Продукт, хранящийся на ОВС относится к токсичным. Поэтому разгерметизация оборудования может привести к образованию облака с возможностью последующего поражения людей.

К основным причинам возникновения аварийных ситуаций, в результате которых возможен выброс хлора в окружающую среду, относятся:

- отказ (неполадки) оборудования;

- ошибочные действия персонала;

- внешние воздействия природного и техногенного характера.

Ниже рассматриваются возможные причины возникновения аварийных ситуаций и кратко анализируются возможные их последствия.

Отказ оборудования возможен при:

- внезапном прекращении подачи на участок энергосредств (электроэнергии, воздуха КИП и А);

- выходе из строя средств контроля и сигнализации;

- разгерметизации аппаратов и трубопроводов.

ОВС является источником повышенной опасности из-за значительных объемов хлора, находящегося в емкостях. Отказы емкостного оборудования следует ранжировать по уровню потенциальных утечек и выбросов продукта. Поэтому оценка производится по вероятности возникновения крупной аварии, связанной с разрушением сосудов. В рассмотрение не принимаются отказы прокладок и сварных швов, поскольку при этом эквивалентный диаметр отверстий обычно меньше 10мм, подобные утечки легко локализуются и не приводят к выбросам больших количеств продукта.

Причинами разгерметизации емкостей могут быть:

- ошибки при проектировании и изготовлении;

- нарушение режимов эксплуатации;

- нарушение герметичности прокладок, сальников, фланцевых соединений оборудования и трубопроводов с хлором, находящихся под давлением.

По данным, опубликованным в зарубежных источниках, примерно половина аварийных выбросов происходит из-за разрушения трубопроводов. К основным типам отказов трубопроводов, приводящим к значительным утечкам, следует отнести образование протяженных трещин с эквивалентным диаметром более 10 мм. Отечественная статистика по отказам технологических трубопроводов весьма ограничена. При оценке вероятности отказов (разрушения) трубопроводов учитывалось, что трубопроводы эксплуатируются при сравнительно невысоких давлениях и температурах и скорость коррозии относительно невелика.

Трубопроводы ОВС, находящиеся под избыточным давлением, характеризуются незначительной протяженностью (не более 10 м) и небольшими диаметрами (25 мм). Основная часть трубопроводов находится под вакуумом и не представляет опасности. В оборудовании минимизировано количество резьбовых, фланцевых и сварных соединений, чтобы предотвратить возможность потери плотности соединений и не допустить к утечке хлора. Поэтому аварии, связанные с разгерметизацией трубопроводов и арматуры в декларации не рассматривались.

По степени надежности электроснабжения склады хлора и хлораторная относятся к потребителям первой категории по ПУЭ. Поэтому аварии, связанные с внезапным прекращением подачи на участок энергосредств (электроэнергии, воздуха КИП и А), выходом из строя средств контроля и сигнализации в декларации не рассматривались.

Ошибочные действия производственного персонала возможны при:

- экстремальных ситуациях;

- нарушении правил и норм техники безопасности;

- принятии неправильных решений при ведении технологического процесса, при остановке или пуске в работу оборудования.

К внешним воздействиям природно-техногенного характера относятся:

- разряды статического электричества;

- грозовые разряды, в результате которых может произойти взрыв или пожар на участке;

- смерч, ураган, сопровождающийся повреждением оборудования и коммуникаций;

- диверсии.

Учитывая, что территория ОВС охраняется, в данном проекте аварийные ситуации от диверсий не рассматриваются.

 


Разработка Положения о КЧС

Основные мероприятия по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного характера и от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, выполняются на ОВС по следующим направлениям:

— планирование и осуществление необходимых мер по защите работников объекта от чрезвычайных ситуаций;

— планирование и проведение мероприятий по повышению устойчивости функционирования объекта и обеспечению жизнедеятельности их работников в любых чрезвычайных ситуациях;

— обеспечение, создание, подготовка и поддержание в готовности сил и средств для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Проведение обучение рабочих и служащих способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;

— создание локальной системы оповещения на объекте для своевременного информирования о чрезвычайных ситуациях;

— и другие мероприятия.

ПОЛОЖЕНИЕ

о комиссии по чрезвычайным ситуациям очистной водопроводной станция (ОВС) производства “Минскводопровод” унитарного предприятия “Минскводоканал”

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Комиссия по чрезвычайным ситуациям (КЧС) является координирующим органом объектового звена ГСЧС объекта. Она создается приказом по объекту из наиболее подготовленных, опытных и ответственных специалистов структурных подразделений объекта, выполняющих задачи по защите от ЧС, во главе с начальником ОВС и призвана проводить единую государственную политику по предупреждению и ликвидации производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий на объекте.

2. Комиссия по чрезвычайным ситуациям в своей работе руководствуется законами РБ, указами Президента РБ, постановлениями Правительства РБ, приказами, постановлениями и распоряжениями территориальных органов управления, настоящим Положением и другими нормативными документами по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

3. Решения комиссии, принятые в пределах ее компетенции, являются обязательными для выполнения всем руководящим составом объекта.

4. В процессе сбора и обмена информацией о возникшей чрезвычайной ситуации и ликвидации ее последствий комиссия взаимодействует с администрацией, комиссией по чрезвычайным ситуациям Фрунзенского района г. Минска и вышестоящими ведомственными органами управления.

5. Расходы по возмещению материального ущерба и по восстановлению производства от чрезвычайных ситуаций, возникших от внутренних (производственных) потенциально опасных источников, осуществляются за счет средств объекта, а возникших от внешних (природных или иных) потенциально опасных источников — по согласованию с органами местной исполнительной власти и ведомственными органами управления.

6. Рабочим органом КЧС является сектор ГО объекта. Руководитель указанного подразделения (начальник штаба ГО) является секретарем комиссии по должности и на него возлагаются планирование, организация и контроль за выполнением принятых комиссией решений, техническое обеспечение работы комиссии.

Организацию и руководство повседневной деятельностью КЧС осуществляет начальник ОВС — начальник ГО объекта.

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ КЧС ОБЪЕКТА

1. Руководство разработкой и осуществлением мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций, повышению надежности работы потенциально опасных объектов, обеспечению устойчивости функционирования организаций и объектов при возникновении чрезвычайных ситуаций.

2. Организация работ по созданию на объекте локальной системы контроля и оповещения и поддержание её в постоянной готовности.

3. Обеспечение готовности органов управления, сил и средств для действий в чрезвычайных ситуациях, руководство ликвидацией их последствий, организация эвакуационных мероприятий.

4. Руководство созданием и использованием производственных резервов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

5. Организация подготовки руководящего и командно-начальствующего состава, сил и средств, а также персонала для умелых и активных действий в чрезвычайных ситуациях.

3. КЧС ИМЕЕТ ПРАВО:

1. В пределах своей компетенции принимать решения, обязательные для исполнения руководящим составом, структурными подразделениями и службами объекта.

2. Осуществлять контроль за деятельностью структурных подразделений, органов управления сил и средств объекта по вопросам предупреждения и ликвидации ЧС.

3. Привлекать силы и средства объекта для ликвидации последствий ЧС.

4. Устанавливать на объекте в соответствии со сложившейся обстановкой особый режим функционирования объектового звена РСЧС с докладом в вышестоящую КЧС.

5. Приостанавливать функционирование отдельных участков и объекта в целом при непосредственной угрозе возникновения ЧС.

6. Привлекать специалистов к проведению экспертиз потенциально опасных участков производства и контролю за их функционированием.

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ КЧС

1. Повседневная деятельность КЧС организуется в соответствии с планом ее работы. Заседания проводятся один раз в квартал, неплановые — по решению председателя. В период между заседаниями решения принимаются председателем и доводятся до всего состава КЧС или, в виде поручений, — отдельным ее членам.

2. Распределение обязанностей в КЧС осуществляется председателем и оформляется в виде функциональных обязанностей штабом (отделом, сектором, специально назначенным лицом) по делам ГО и ЧС объекта.

3. Оповещение членов КЧС при угрозе или возникновении ЧС (с получением сигнала, распоряжения) осуществляется дежурной службой объекта по распоряжению председателя КЧС или его заместителей.

СОСТАВ КЧС

1. Руководство КЧС:

Председатель КЧС— начальник ОВС «Минскводопровод» А.С.Иванов.

Заместители председателя КЧС — главный инженер ОВС Проткевич В.П.

Секретарь КЧС- начальник штаба ГО, руководитель сектора ГО ОВС Игнатьев О.Ю.

2. Состав КЧС:

- главный технолог Аникей В.В.;

- механик Пески В.С;

- энергетик Черник И.Р.;

- инженер по технике безопасности Василевский А.А.;

- главный бухгалтер Юшкевич О.В.;

- заместитель начальника по кадрам Потребко В.О.;

- начальники служб ГО:

- оповещения и связи Мрачик П.Н.;

- радиационной и химической защиты Абрамов Л.Б.;

- убежищ и укрытий Игрушин И.Н.;

- материально-технического снабжения Рыбак С.Д.;

- медицинской Родошкевич А.Г.;

3. Рабочим органом КЧС является сектор ГО объекта.

4. Для выявления причин возникновения ЧС непосредственно на участках или объекте в целом для прогнозирования и оценки масштабов и характера ЧС, выработки предложений по локализации и ликвидации ЧС из состава КЧС формируются оперативные группы с привлечением необходимых специалистов.

Начальник штаба ГО

УП «Минскводоканал»

А.С. Иванов

ПЛАН

Разработка и утверждение в установленном порядке «Плана ликвидации аварийных ситуаций на объекте

А.В. Шаройко А.С. Иванов

ПЛАН

ликвидации аварийных ситуаций очистной водопроводной станция (ОВС) производства “Минскводопровод” унитарного предприятия “Минскводоканал”

РАЗДЕЛ I

Раздел II

Требования к передаваемой при оповещении информации.

Сообщение об аварии должно содержать:

1. Должность, фамилия, имя, отчество лица, сообщающего информацию.

2. Указание факта происшествия (аварии, пожара и т.п.). Краткие сведения о нем.

3. Подтверждение лица, принявшего сообщение, о правильности приема информации от сменного инженера ОВС.

Принятые допущения

Емкость (контейнер), содержащий СДЯВ, при аварии разрушается полностью.

Толщина слоя жидкости для СДЯВ (h), разлившихся в поддон или обваловку, определяется при разливах из емкостей, расположенных группой, имеющих общий поддон (обваловку), следующим образом:


=1/126х1.553= 0.0051м.

 

где: Qo - количество выброшенного (разлившегося) при аварии вещества, т;

d - плотность СДЯВ, т/м3;

F - реальная площадь разлива в поддон (обвалование), м2;

Литература

- Закон Республики Беларусь от 5 мая 1998 г. «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;

- Закон Республики Беларусь от 15 июня 1993 г. «О пожарной безопасности»;

- Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29 ноября 1998 г. №1800 «О создании республиканской системы резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций»;

- Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 10 апреля 2001г. №495 «О государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»;

- СНиП 2.04-02-84 “Водоснабжение. Наружные сети и сооружения”;

- Правила безопасности для производств, хранения и транспортировки хлора ПБХ-83 (с дополн. Пост. ГГТН от 24.09.86 г. № 29);

- Правила техники безопасности при эксплуатации систем водоснабжения и водоотведения населенных мест (Разработан МЖКХ РСФСР, 1979 г.);

- Порядок разработки, согласования и утверждения инструкций по охране труда (Постановление №82 от 14.06.1994 г. Госкомтруд Республики Беларусь);

- Типовое положение об обучении, инструктаже и проверке знаний. (Утв. Министерством труда РБ №62 от 29.08.1996 г.);

- типовая инструкция по организации безопасности проведения газоопасных работ (Утв. Госпроматомнадзором от 20.02.1994 г.);

- Правила пожарной безопасности и техники безопасности при проведении огневых работ на предприятиях Республики беларусь (Утв. ГУПО МВД от 31.07. 1992 г., утв. Госпроматомнадзором РБ от 28.07.1992 г.);

- Правила технической безопасности электроустановок потребителей и правила техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей (Утв. ГГЭН от 21.12.1984 г.);

- Правила устройства электроустановок ПУЭ (утв. ГТУ по эксплуатации энергосистем МэиЭ, 1987 г.);

- Методические рекомендации по применению правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах (Приказ № 16 от 15.02. 2002 г. Департамент по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и атомной энергетике МЧС Республики Беларусь).

- РД 52.04.253-90 «Методика прогнозирования масштабов заражения сильнодействующими ядовитыми веществами при авариях (разрушениях) на химически опасных объектах и транспорте».

МИНИСТЕРСТВО ПО ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

КОМАНДНО-ИНЖЕНЕРНЫЙ ИНСТИТУТ

КОМАНДНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА ПОЖАРНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к курсовому проекту на тему:


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.107 с.