Учебник психологии для средней школы — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Учебник психологии для средней школы

2021-12-11 27
Учебник психологии для средней школы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Б. М. Теплов. «Психология». Учебник для средней школы. Госполитиздат. 1946 г.

 

Введение в учебные планы средней школы психологии как учебного предмета имеет существенное значение для улучшения качества обучения и воспитания учащихся. В нашей школе довольно обстоятельно изучается физиология человека. Но нельзя считать завершенным среднее образование, когда не даются знания о закономерностях духовной деятельности человека, о развитии его психики. Этот недостаток теперь устранен введением преподавания психологии.

Большая и трудная задача ложится на тех, кто работает над созданием учебников для учащихся. Особенно сложна задача авторов учебника психологии. У нас еще не было советских учебников психологии для средней общеобразовательной школы. Взять же за образцы учебники дореволюционные или современные буржуазные невозможно, так как они чисто идеалистически трактуют возникновение и развитие психики человека. Авторы учебника должны найти средства для популярного изложения психологии и при этом избегнуть упрощенчества, сохранив строгую научность в трактовке сложных психических процессов.

Профессор Б. М. Теплов, автор учебника по психологии для средней общеобразовательной школы, сумел преодолеть многие трудности. Написанный им учебник отличается хорошим и ясным языком, в нем доступно изложены сложные проблемы психологии. Материалистическая точка зрения на развитие психики проведена в этом учебнике последовательно, как ни в одном другом учебнике и учебном пособии по психологии, по которым обучаются в специальных учебных заведениях студенты. Начиная от определения психологии как науки и кончая определением отдельных психологических функций, автор стоит на строго научных позициях. Но дело, конечно, не в одних только определениях. Можно дать правильное определение и неправильно раскрыть его. Проф. Б. М. Теплов дает строго научное раскрытие основных психологических понятий.

Не имея возможности подробно остановиться на каждой главе учебника, мы хотим обратить внимание на главы VIII-XI. В этих главах излагаются вопросы: «Мышление и речь» (гл. VIII), «Воля» (гл. IX), «Психологический анализ деятельности» (гл. X), «Психологическая характеристика личности» (гл. XI). Именно в этой части авторы учебников и учебных пособий по психологии допускали наиболее грубые ошибки и вульгаризацию. Б. М. Теплову удалось в доступной научной форме показать истинные мотивы деятельности людей.

«Исходным побуждением к деятельности является потребность, т. е. испытываемая человеком нужда в чем-либо. Можно различать потребности материальные – потребность в пище, одежде, жилище и т. п.; духовные или культурные – потребность в общении с людьми, потребность в образовании, в книге и музыке и т. д. … Сама трудовая деятельность родилась из необходимости удовлетворения этих насущных материальных потребностей». Развивая эту мысль, проф. Теплов говорит, что в дальнейшем трудовая деятельность становится источником новых потребностей, важнейшая из которых – потребность в самом труде.

Хорошо и убедительно раскрыт вопрос о способности и одаренности. Автор правильно говорит, что по наследству передаются известные задатки, но, чтобы они превратились в способности, нужна большая и напряженная работа, специальное обучение и воспитание. Цитатой из М. Горького автор подчеркивает: «Талант развивается из чувства любви к делу, возможно даже, что талант – в сущности его – и есть только любовь к делу, к процессу работы». Одна из важнейших задач учителя – воспитать у детей любовь к труду, к деятельности физической и духовной.

Мы знаем, сколько ошибочных положений высказали психологи по вопросу развития характера людей. Не избежал этой ошибки и видный ученый К. Н. Корнилов в своей последней работе – в учебнике по психологии для педагогических училищ, положив в основу классификации характеров психофизиологические факторы, главным образом темперамент людей. Проф. Теплов убедительно доказывает, что темперамент ни в какой мере не определяет способностей и одаренности людей. Большие способности могут встречаться при любом темпераменте. «Нельзя ставить вопрос, – пишет проф. Теплов, – какой из темпераментов лучше? Каждый из них имеет свои положительные и отрицательные стороны. Страстность, активность, энергия холерика, подвижность, живость и отзывчивость сангвиника, глубина и устойчивость чувств меланхолика, спокойствие и отсутствие торопливости флегматика – вот примеры тех ценных свойств личности, наклонность к которым связана с отдельными темпераментами. Но не всякий холерик энергичен и не всякий сангвиник отзывчив. Эти свойства надо вырабатывать в себе, а темперамент лишь облегчает или затрудняет эту задачу» (стр. 215).

В каждом разделе учебника имеется большое количество примеров, характеризующих определенные положения и дающих возможность легче понять и усвоить эти положения.

Необходимо, однако, отметить некоторые, на наш взгляд, существенные недостатки рецензируемого учебника.

Введение и глава I трудно будут восприниматься учащимися. Здесь дается множество философских понятий (материя, сознание, идеализм, материализм, диалектика и т. п.) без достаточного раскрытия их содержания.

В разделе «Классификация психических процессов» различие между восприятием и ощущением дано как количественное различие и не показано качественное различие» (стр. 5).

Односторонне, и поэтому и неправильно дано определение «воображения». Проф. Б. Теплов дает следующее истолкование: «Воображением называется создание образов тех предметов и явлений, которых мы не только не воспринимаем в данный момент, но которых мы не воспринимали и раньше» (стр. 6). Такое определение может привести к неправильным выводам, будто воображение не имеет в своей основе никакой реальности. Правда, дальше дается правильное истолкование этого понятия, но не сразу же будут учащиеся изучать VII главу.

Учебник велик по объему. В нем 14 печатных листов (220 страниц). По учебному плану на изучение психологии отводится 33 часа, и совершенно ясно, что за 33 часа нельзя основательно и глубоко изучить весь материал, изложенный в учебнике.

Отмеченные недостатки не снижают значения работы. Выход учебника по психологии для общеобразовательной школы является серьезным достижением не только в области психологии, но и на общекультурном фронте. Этот учебник с большой пользой прочтут и учащиеся школы, и партийные и комсомольские работники.

Н. Гончаров

 

 

[11]Цитируется в работе М. В. Соколова (Психолог. наука в СССР, т. 2).

[12][Всесоюзная конференция «Актуальные проблемы истории психологии». Тексты докладов. г. Ереван, 25-26 марта 1982 г. Т. 1. Ереван: Изд-во Ереванского университета, 1982. 165 с.]

[Министерство высшего и среднего специального образования Армянской ССР. Ереванский государственный университет] [Составитель-редактор: Тутунджян О.М. Заместитель: Абрамян Д.Н. Члены редакционной коллегии: Будилова Е.А., Ждан А.Н., Никольская А.А., Радзиховский Л.А., Саркисян А.А., Тутунджян А.О.]

[13][Всесоюзная конференция «Актуальные проблемы истории психологии». Тексты докладов. г. Ереван, 25-26 марта 1982 г. Т. 1. Ереван: Изд-во Ереванского университета, 1982. 165 с.]

[Министерство высшего и среднего специального образования Армянской ССР. Ереванский государственный университет] [Составитель-редактор: Тутунджян О.М. Заместитель: Абрамян Д.Н. Члены редакционной коллегии: Будилова Е.А., Ждан А.Н., Никольская А.А., Радзиховский Л.А., Саркисян А.А., Тутунджян А.О.]


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.