Речевая карта  для обследования письменной речи школьника — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Речевая карта  для обследования письменной речи школьника

2021-12-07 50
Речевая карта  для обследования письменной речи школьника 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Понимание: на, у, в, под, над, около, из, от, с, к, между, через, за, из-за, из-под.

ОБСЛЕДОВАНИЕ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ:

 ЧТЕНИЕ

1 класс:

Чтение слов:

Мак, нож, день, пила, ем, юг, юла, курица, дерево, собака, сапоги, голубика, флаг, йод, крик,шмель, ствол

2-6 классы:

 Чтение текста на уровень А1:

Рано утром в воскресенье

Пью я чай и ем варенье

Ем печенье и варенье

А варенье – объеденье

И печенье объеденье

Сел за стол и съел всё

Мама просит объясненья

Почему я съел варенье?

Почему я съел печенье?

Почему съел всё?

Маме снова объясняю,

Объясняю, всё, что знаю:

Рано утром в воскресенье

Пью я чай и ем варенье…

Вопросы к прочитанному. Выберите правильный ответ:

1.Когда это было?

- в среду

-в субботу

-в воскресенье

2.Что пил мальчик?

-воду

-кофе

-чай

3.Что ел мальчик?

-суп

-конфеты

-варенье

4.Мальчик съел всё, что было?

-печенье

-суп

-всё

5.Что спросила мама?

Почему он съел:

-шоколад

-печенье

- конфеты.

Скорость чтения:

Правильность чтения:

Понимание прочитанного:

 

При необходимости выявления дислексии проводится более тщательное обследование У БИЛИНГВОВ, обучающихся чтению 2 года:

 

Выявление дислексии.

См. А.Н.Корнев «Методика выявления дислексии».

Педагог: «Предлагаю тебе познакомиться с интересным рассказом. Хочу узнать твое мнение о нём. Читай вслух так, как тебе удобнее. Сначала заголовок, потом рассказ» (когда ребенок читает заголовок, педагог засекает время у себя).

 

 

    Вопросы для оценки и понимания прочитанного (первая половина текста) и нормативные ответы на них (если педагог сомневается в точности ответа, то можно уточнить: «Я не поняла, что ты имеешь в виду, можно поподробнее», «уточни, пожалуйста». Ответ: «не помню» не засчитывается как правильный).

 

1. Сколько ручейков текут в деревне? - Два ____________________________

2. Кто в них живёт? - Раки_______________________________________________

3. В каких местах ловят раков? - Под камнями, в дырах между корнями, под берегом. (засчитывается при назывании не менее двух). _______________________

4. Что мальчики с ними делают? - Варят, лакомятся ими (если названо «едят», требуется уточняющий вопрос «сырыми?»; не засчитывается при ответе «жарят» и др.)____________________________________________________________________

5. От кого мальчик получил рака? – От друга ___________________________

6. Чего захотелось мальчику? – Ловить раков.____________________________

7. Что есть у раков? – Клешни____________________________________________

8. Что боялся сделать мальчик? – Сунуть руку в дыру между корнями._______

9. Почему? - Можно прикоснуться к лягушке или к змее._______________________

10. Что посоветовал ему друг? – Ловить раков по-другому.___________________

 

Ответ считается правильным, если в нем содержится не менее 2/3 информации, в соответствии с текстом. Полученный результат соотносим с одним из 4-х уровней качества понимания (Подчеркнуть).

Уровень А – правильные ответы на 10 вопросов из 10.

Уровень Б – Правильные ответы на 7-9 вопросов из 10.

Уровень В – правильные ответы на 4-6 вопросов из 10.

Уровень Г – правильные ответы на 3 и менее вопросов из 10.

 

Количество слов на 1 мин.___________________________________________

Количество неисправленных ошибок (ошибки на ударение не засчитываются)_____________________________________________________________

 

Таблица оценки способа чтения. Обвести цифру.

способ Как я ловил раков.
1 Преимущественно побуквенное. Более половины прочитанных слов читаются побуквенно.
2 Переход от буквенного к слоговому. Больше половины слов читаются по слогам (без двойного чтения). Короткие, частотные слова может читать целиком.
3 Преимущественно слоговое чтение. Слогослияние автоматизировано (СГ, ГС). Короткие, частотные слова читает целиком.
4 Переход от слогового к чтению целыми словами. Больше половины 2-3хсложных слов читает слитно. Более длинные, со стечением согласных или малознакомые слова – по слогам. 
5 Чтение целыми словами.
6 Чтение группами слов. Беглое.

 

Кл.

Наступает радостное время года. Ласковое весеннее солнце согревает всё вокруг. Синее небо высокое. По небу плывёт лёгкое облачко. Крепкий лёд на реке потемнел. Сонный лес стоит голый. Пахучие почки уже набухли. На вербах отпали тонкие чешуйки, показались серебряные барашки. На земле лежит прошлогодняя листва, сухие травинки. В вершинах деревьев шумит весенний ветер. Счастливое время!

Кл

Спинка у дятла чёрная, крылья пёстрые, на головке шапочка с красным кантиком. Лапки у него большие, когти цепкие. Наступила холодная и голодная зима. Нашёл дятел в лесу корявое дерево с трещинкой на стволе и начал сосновые и еловые шишки таскат ь. Засунет шишку в трещинку, выбирает из неё семечки. Некоторые семечки он роняет на землю. Пройдут годы, около зимней столовой вырастут молодые деревья. Берегите, ребята, лесных птиц!

6кл.   

       Однажды в летнюю ночь я сидел в моей комнате за письменным столом. Ночь была тихая, только с реки доносились какие – то далёкие лёгкие звуки. В полной ночной тишине под полом вдруг послышались какие – то тихие голоса. Они были похожи на шёпот птенцов, которые пробудились в гнезде. Но какие птенцы могли быть в подполье? Я долго не мог понять, кто разговаривает у меня под полом. Потом я догадался, что это ежи.                                                                                                                                            Ежи – смирные и кроткие звери. Разговаривать они не умеют. Это я слышал их возню. Они никому не причиняют вреда и никого не боятся. Днём они спят, а ночью выходят на охоту. Они уничтожают вредных насекомых, воюют с крысами и мышами. На зиму ежи засыпают. Их маленькие берлоги покрывают снежные сугробы, и они преспокойно спят всю зиму.

Диктант фотографируется мамой и сразу высылается педагогу. Педагог распечатывает и отмечает на полях буквами О и Д ошибки дисграфические и дизорфографические. Количество этих ошибок записывает внизу диктанта.

Дополнительные сведения:

1. Какие буквы смешивает при написании?

2. Какие делает ошибки:

пропуски букв _________________слогов_________________перестановка слогов_________________недописывание слов____________­­­­­­____искажения слов__________________замена букв_____________недописывание букв_____

Оценка почерка:

ü Посадка за столом, захват ручки_________________________________

ü Удержание рабочей строки______________________________________

ü Скорость письма (кол-во знаков в минуту)_________________________

ü Сформированность образа буквы_________________________________

ü Читаемость почерка, соединения букв _________________________________

Исследование ВПФ.

Таблица Шульте ___________ сек

Нормативы: Норма: 8 лет (2 класс массовой школы) – 45 (40-60) сек., 9 лет – 51 (38-65) сек., 10 лет – 45 (38-55) сек., 11 лет – 44 (38-55) сек., 12 лет 41 (37-43) сек.

Методика «10 слов»:

 

хлеб

друг

ель

река

ключ

глаз

брат

пила

звон

снег

дополнительные слова, те, которых не было

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отсрочен-ное воспроиз-ведение ч/з 20 мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Копирование фигуры Тэйлора (пространственный гнозис)____________________________________________________________

«Продолжи ряд» (удержание моторных программ)_____________________

Проба Хэда: «Дотронься левой рукой до правого уха», «Смотри влево, а кружись вправо», «Покажи мои движения наоборот»___________________ ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­

Корректурная проба ___________________________________________

Проба «кулак-ребро-ладонь» (кинетический фактор, удержание моторной программы)_______________________________________________________

Графическая проба «Заборчик» (для 1 кл – вместо фигуры Телора____________________________) ____________________________

Состояние общей моторики (прыжки на одной/ на обеих ногах и т.п.)_______________________________________________________________

РЕЧЕВАЯ КАРТА  ДЛЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ ШКОЛЬНИКА

1. Фамилия, имя ребенка_______________________________________________

3. Дата рождения, класс________________________________________________

4. Страна проживания и телефон________________________________________

6. ФИО родителей, носитель какого языка.

мать______________________________________________________________

__________________________________________________________________

отец_______________________________________________________________

__________________________________________________________________

7. Анамнез:

а)от какой беременности по счету______________________________________

б)осложнения во время беременности и родов___________________________

____________________________________________________________________

в)сразу ли закричал ребенок__________________________________________

г)когда стал сидеть_______вставать_______ходить_______________________

д)какие заболевания перенес__________________________________________

е)когда появился лепет_________первые слова____фраза___________ (на каком/каких языках)___________________________________________________

ж)отмечалась ли задержка речи (в частности, понимания, контакта_____________________________________________________________

общего развития______________________________________________________

8.Речевая среда и социальные условия____________________________________

9.Состояние: зрения___________слуха______интеллекта____________________

10. Информация о языковом окружении.

Язык среды____________________________ домашний язык________________

На скольких языках общается ребенок, указать, на каких____________________

Ребенок: билингв, мультилингв, монолингв (инофон)______________________

Говорит на________________ языке, пишет и читает на _______________языке

Лучше понимает_______________________язык.

Уровень владения РЯ: А1, А2, В1, В2, С1, С2. Уровень владения языком среды: А1, А2, В1, В2, С1, С2.

Дополнительная информация___________________________________________

12. История обучения чтению и письму на русском языке:

- с какого времени начал обучаться грамоте?_____________________________

- какие трудности встретились при обучении грамоте_____________________

-на каком языке сначала обучался чтению и письму (параллельно или последовательно)______________________________________________________

13.Текущая школьная ситуация:

-язык(и) преподавания в школе________________________________________

-отношения с учительницей____________________________________________

-торопит ли учитель в классе__________________кричит___________________

- уровень чтения и письма на родном языке_______________________________

Мотивация к изучению русского языка___________________________________

БЕСЕДА НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ.

Расскажи о себе. Где ты живешь, где учишься? Нравится учиться? Почему? Есть у тебя друзья?  Сколько им лет? Во что вы играете? И т.д.

В СЛУЧАЕ ОБУЧЕНИЯ ЯЗЫКУ С НУЛЯ, БЕСЕДА НА РОДНОМ ЯЗЫКЕ (если это возможно)

14.Общее звучание речи:

темп (ускоренный, быстрый, замедленный, N)__________________________

голос(громкий, тихий, хриплый, звонкий, N) __________________________

разборчивость(внятная, смазанная, нечеткая)___________________________

артикуляция (вялая, N)______________________________________________

дыхание (прерывистое, с придыханием, N) ___________________________

15.Состояние артикуляционного аппарата:

губы (расщелина верхней губы, N)___________зубы(кривые, вне челюстной дуги,смена зубов, N)____________________прикус(прогения, прогнатия, открытый передний, боковой, N)___________ язык (массивный, маленький, укорочена подъязычная уздечка, N)_________  саливация__________________

16.Обследование звукопроизношения (заполняем, только если есть нарушения)

а)гласные (а, о, у, и, ы, э)____________________________________________

б)свистящие (с, с’, з, з’)_____________________________________________

в)шипящие (ш, ж, щ)_______________________________________________

г)аффрикаты (ц,ч)_________________________________________________

д)соноры (н, н’,м, м’, р, р’,л, л’,й)____________________________________

е)взрывные и фрикативные (г, г’,к, к’, х, х’)____________________________

ж)звуки б,б’,д, д’,т, т’,в,в’,ф,ф’_____________________________________

17. Состояние фонематического слуха:

 а) повторение слов с оппозиционными звуками:

бочка – почка-бочка                    рак – лак - рак

дочка – точка -дочка            усы- уши-уши-усы

гора – кора-кора-гора                        

б) повторение слогов с оппозиционными звуками:

са-ша-ша-са         ла-ра –ра- ла                       ца-са-са-ца

ба-па-па-ба           да- та-та-да                         ша-ща-ша-ща

га-ка-ка-га             ча-тя-тя-ча-ча        сю-щу-щу-сю

в) Навыки языкового анализа (если не понимает инструкцию на русском, просим маму перевести и слова для фонетического анализа берем на родном языке):

- Сколько слов в предложении «Около дома росла береза?».

- Какое второе слово в этом предложении?

- Сколько слогов в слове «рак»?
– В слове «машина»?

- Сколько звуков в слове «рак»?

- В слове «шапка»?

- Какой 3-й звук в слове «школа»?

- Какой звук после ш в слове «школа»?.

 

г) Инструкция: «Какой звук находится в начале (конце, середине) слова?»

выделение согласного в начале слова__________________________________

 выделение конечного гласного из слов мука, метро______________________

 выделение конечного согласного из слов мак, кот______________________

 выделение гласного из середины слов  кот, рак (где находится звук О в слове кот?»)_____________________________________________________________  

 синтез слова из отдельных звуков (м, а, к) «Угадай слово, которое я задумала»___________________________________________________________

18. Произнесение слов сложного слогового состава, уточнить, есть ли нарушения слоговой структуры на родном языке (языке среды) (N, нарушена структура слова на уровне 5,6,7,8,9,10,11,12,13 классов слоговых структур): аквариум(13)______________милиционер(7)_____строительство(13)___________________велосипед(7)_______памятник(9)_______________________________

Повторение предложений (заполняем, если есть подозрение на ОНР)

Мама жарит котлеты на сковородке_____________________________________

Вуалехвосты плавают в аквариуме______________________________________

Мотоциклист ремонтирует мотоцикл____________________________________

Предметный словарь:

а)объяснение значения слов:

пылесос__________________________________________________________

компьютер________________________________________________________                

 

б)показ и называние частей предметов:

  чайник (носик, крышка, дно, ручка, стенки) платье (рукава, воротник, рюшки, пояс, застежка, манжеты, швы)_______________________________________________

 

19. Состояние фразовой речи (в полном объеме, встречаются аграмматизмы, неудовлетворительное) ОБЯЗАТЕЛЬНО ВЫЯСНЯЕМ СИТУАЦИЮ С ФРАЗОВОЙ РЕЧЬЮ НА РОДНОМ ЯЗЫКЕ______________________________________________________________

а)составление рассказа по сюжетной картинке___________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________

содержание передано: полно, кратко, точно, неточно.

справился: самостоятельно, с помощью логопеда, перечислял предметы, отвечал односложно на вопросы.

б)составление рассказа по заданным словам:

Утро.Дети.Жучка.Корзинка. Лес.Грибы.Белка.Собака.Сосна.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________в)Понимание пословиц и метафор. Что значит «золотые руки», «кот наплакал», объясни половицу «Поспешишь – людей насмешишь», «За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь», «Назвался груздем – полезай в кузов». ПОНИМАЕТ ЛИ ПОСЛОВИЦЫ НА РОДНОМ ЯЗЫКЕ__________________

20. Состояние словаря (заполняем, если есть подозрение на ОНР, ЗПР):

а)уровень обобщений:

свитер, платье, шорты, юбка, колготки___________________________________

сапоги, туфли, тапочки, валенки_________________________________________

молоток, пила, топор, ножницы_________________________________________

автобус, электричка, трамвай, самолет___________________________________

б)подбор антонимов:

широкий__________твердый___________весело________________________

толстый__________светлый___________высоко________________________

гладкий__________сухой_________темно______________________________

смелый___________больной_______далеко____________________________

в)образование притяжательных прилагательных:

чей хвост?_______________________________________________________

г)образование прилагательных от имен существительных:

сумка из кожи_________________стакан из стекла_______________________сок из яблок_____________шуба из меха_____________________________________ Глагольный словарь:

 что делают:

  повар______________________учитель________________________________

врач_______________________почтальон__________продавец____________

скрипач_____________

 

21.Обследование грамматического строя (заполняем обязательно, уточняем, какого рода аграмматизмы встречаются в родном языке (языке среды): образование уменьшительно-ласкательной формы («Скажи ласково»)

дом___________________елка____________Женя_____________

стул____________гриб_____________ведро__________________

клюв_________воробей________платье______________________

Понимание: покажи, где елка, где елочка, где мячик, где стул, мяч, стульчик.

согласование прилагательного с существительным шар - какой по цвету (величине)?__________________________________________________________

платье - какое по цвету(величине)?_______________________________________

звезда - какая по цвету(величине)?______________________________________________________

сапоги какие по цвету (величине)?_________________________________________________________

Согласование существительного и глагола в прошедшем времени и понимание рода: Покажи, где Саша упал, где Саша упала? Что сделала девочка? Что сделал мальчик? Про какие предметы можно сказать ОН?(ОНА, ОНО). МОЙ, МОЯ, МОЁ.

 д)согласование существительных с числительными:

         1                                   2               5

ухо______________ ________________ ______________

мяч______________ ________________ ______________

флажок___________ ________________ ______________

стул_____________ ________________ ______________

Предложно-падежные формы (употребляет верно): И, Д, Р, В, Т, П.

Понимание: И, Д, Р, В, Т, П

образование множественного числа существительных и родительного падежа существительных множественного числа:

стул____________________пчела________________________________________

ведро____________________ухо________________________________________

воробей_________________утенок______________________________________

22. Употребление в речи предлогов и предложных конструкций:

на, у, в, под, над, около, из,от, с, к, между, через, за, из-за, из-под  


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.121 с.