Система судов общей юрисдикции Украины — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Система судов общей юрисдикции Украины

2021-12-07 25
Система судов общей юрисдикции Украины 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Правовые принципы формирования судов общей юрисдикции предусмотрены Конституцией Украины, Законом Украины «О судоустройстве и статусе судей» и другими нормативно-правовыми актами.

Деятельность судов общей юрисдикции направлена на укрепление законности и правопорядка, предупреждение правонарушений, защиту прав и законных интересов физических и юридических лиц и государства. Эти суды рассматривают гражданские, уголовные, хозяйственные, административные дела, а также дела об административных правонарушениях.

Суды общей юрисдикции создаются и ликвидируются Президентом Украины по предоставлению Министра юстиции Украины, на основании предложения председателя соответствующего высшего специализированного суда.

Система судов общей юрисдикции в Украине строится на принципах территориальности, специализации, инстанционности (ст. 17 Закона Украины «О судоустройстве и статусе судей»).

В системе судов общей юрисдикции действуют общие и специализированые суды отдельных судебных юрисдикций.

Общие суды осуществляют правосудие путем рассмотрения и разрешения гражданских, уголовных и административных дел. Гражданские —это такие дела, которые возникают в результате споров между гражданами, гражданами и юридическими лицами и касаются имущественных, трудовых, семейных, жилищных и иных прав и интересов. Уголовные дела —это такие дела, которые возбуждаются соответствующими органами в результате совершения преступления, предусмотренного Уголовным кодексом. Дела об административных правонарушениях —это такие дела, которые возникают в результате административного правонарушения и предусмотрены Кодексом об административных правонарушениях.

Хозяйственные суды осуществляют правосудие в хозяйственной сфере, они разрешают хозяйственные споры, возникающие между юридическими лицами (например, дела о возмещении ущерба, дела о банкротстве и другие).

Административные суды рассматривают споры физических или юридических лиц с субъектом властных полномочий (органом государственного управления) по поводу его решений, действий или бездеятельности и т.д.

В систему судов общей юрисдикции входят:

Верховный Суд Украины —наивысший орган в системе судов общей юрисдикции, который возглавляет всю систему судов общей юрисдикции;

Высшие судебные органы (суды высшего звена):

— Высший хозяйственный суд Украины;

— Высший административный суд Украины.

— Высший суд по рассмотрению гражданских и уголовных дел;

Апелляционные суды:

— Апелляционные суды областей, г. Киева (на правах областных);

— Хозяйственные апелляционные суды. Юрисдикция соответствующих апелляционных хозяйственных судов распространяется как на одну, так и на несколько областей;

— Административные апелляционные суды. Юрисдикция каждого апелляционного административного суда распространяется на несколько областей.

Местные суды:

— районные, районные в городах, городские и межрайонные суды;

— хозяйственные суды (областей, г. Киева);

— окружные административные суды (областей, г. Киева).

Местные суды являются судами первой инстанции. В этих судах рассматриваются гражданские, уголовные, хозяйственные и административные дела по существу, то есть в судебном заседании впервые, непосредственно с участием сторон и на основе их равенства и состязательности процесса и других принципов правосудия. Эти суды исследуют доказательства путем допроса обвиняемого, потерпевшего, свидетелей, других участников, в результате чего выносят судебное решение (или приговор).

Суды апелляционной инстанции рассматривают дела в апелляционном порядке коллегиально, в составе не менее 3-х судей. Если участники судебного процесса не довольны решением или приговором суда, они имеют право направить апелляционную жалобу (через суд первой инстанции, который вынес судебное решение). Процессуальным законодательством установлен срок для обжалования судебного решения в апелляционном порядке, после чего оно вступает в законную силу. Кроме этого, процессуальное законодательство предусматривает некоторые особенности рассмотрения общими и специализированными судами дел в апелляционном порядке.

Суды кассационной инстанции (Высший хозяйственный суд Украины, Высший административный суд Украины, Высший суд по рассмотрению гражданских и уголовных дел) проверяют законность и обоснованность судебных решений, которые вступили в законную силу (местных и апелляционных судов). Эти суды имеют право выйти за пределы кассационных требований (изложенных в кассационной жалобе), если этим не ухудшается положение осужденного или оправданного.

Таким образом, деятельность судов направлена на укрепление законности и правопорядка, предупреждение преступлений и иных правонарушений. Основной целью деятельности судов является защита и восстановление нарушенных прав и свобод, в частности и путем применения мер государственного принуждения к лицам, которые нарушают права и интересы, охраняемые законом.

§ 4. Статус судей как носителей судебной власти.
Гарантии независимости судей

 

Судьяэто должностное лицо органа государственной власти, наделенное в конституционном порядке полномочиями осуществлять правосудие и выполнять свои обязанности на профессиональной основе. Статус судьи —это совокупность его прав, обязанностей, а также гарантий обеспечения этих прав и исполнения обязанностей.

Все судьи имеют единственный статус и отличаются только полномочиями и компетенцией.

В «Рекомендации Комитета министров государствам-членам Совета Европы о независимости, действенности и роли судей» (от 13 октября 1994 г.) отмечается, что судьи обязаны: действовать по каждому делу независимо и без любого постороннего влияния; рассматривать дело беспристрастно, опираясь на собственную оценку фактов и собственное толкование закона; обеспечивать каждой стороне равные возможности быть выслушанной; придерживаться процедурных прав каждой из сторон и другое. «Европейская хартия о статусе судей» установила, что судьи обязаны воздерживаться от любого поведения, действий или высказываний, которые могут серьезно повлиять на доверие общественности к их беспристрастию и независимости.

В соответствии с этим документом, судьей может быть лицо, которое способно свободно и беспристрастно оценивать дела, которые передаются на его рассмотрение, и применять закон с уважением достоинства человека.

В законодательстве установлены требования к лицам, которые намереваются заниматься судебной практикой, а также сформулированы правовые гарантии их деятельности, ответственность и т.д. В частности, профессиональный судья не может принадлежать к политическим партиям, принимать участие в какой-либо политической деятельности, иметь представительский мандат (например, быть депутатом), занимать другие оплачиваемые должности, выполнять другую оплачиваемую работу, кроме научной, преподавательской и творческой.

Украина. Судьей местного суда может быть назначен гражданин Украины, не моложе 25 лет, который имеет высшее юридическое образование и стаж работы в отрасли права не менее 3-х лет, проживающий в Украине не менее 10 лет, владеющий государственным языком. Для избрания судей апелляционных судов и судей высшего звена системы судов общей юрисдикции необходим повышенный возрастной ценз и более длительный стаж работы по юридической специальности (возраст — не менее 30 и 35 лет, стаж — соответственно не менее 5 и 7 лет, в том числе не менее 3 и 5 в должности судьи).

К судьям специализированных судов устанавливаются дополнительные требования. Эти должности могут занимать только лица, которые имеют профессиональную подготовку в сфере юрисдикции этих судов.

Кандидаты в судьи судов общей юрисдикции обязаны сдать квалификационный экзамен Высшей квалификационной комиссии судей Украины в установленном законом порядке. Как отмечалось выше, первое назначение судьи на должность осуществляется Президентом Украины сроком на 5 лет по предоставлению Высшего совета юстиции Украины. По окончании указанного срока назначение судей судов общей юрисдикции осуществляется Верховной Радой Украины бессрочно в установленном законом порядке.

Особое место в характеристике правового положения судей занимает вопрос о гарантиях их независимости. Под независимостью судей понимается обеспечение им возможности рассматривать и разрешать конкретные дела на основе закона, их внутреннего убеждения и без какого-либо влияния, в частности со стороны вышестоящих судов, других государственных органов и должностных лиц и т. д. Независимость судей является необходимым условием объективного рассмотрения ими конкретных дел.

В соответствии с законодательством независимость судей обеспечивается:

— особым порядком назначения и избрания судей, прекращения их полномочий и освобождения с должности;

— специальной процедурой осуществления правосудия;

— тайной принятия судебных решений и запретом разглашения решения суда. Во время принятия решения в совещательной комнате могут находиться только судьи, которые входят в состав суда по данному делу. Присутствие других лиц запрещается.

— запретом под угрозой ответственности вмешательства в осуществление правосудия;

— установленной ответственностью за неуважение к суду или судье.

Так, например, административная ответственность за неуважение к суду наступает в случаях: а) преднамеренного уклонения от явки в суд свидетеля, потерпевшего, истца, ответчика; б) неповиновения указанных лиц и других граждан распоряжению председателя в судебном заседании; в) нарушения порядка во время судебного заседания; г) осуществления кем-либо действий, которые свидетельствуют об очевидном пренебрежении к суду или установленным в суде правилам. Уголовная ответственность наступает в случае преднамеренного неисполнения должностным лицом решения, приговора, определения или постановления суда или воспрепятствование их исполнению. Уголовная ответственность наступает в случае совершения преступления против правосудия: вмешательство в деятельность судебных органов, угроза или насилие относительно судьи, народного заседателя или присяжного; преднамеренное уничтожение или повреждение имущества судьи, народного заседателя или присяжного; посягательство на жизнь судьи, народного заседателя или присяжного в связи с их деятельностью, связанной с осуществлением правосудия; неисполнение судебного решения и в других случаях;

— правом судьи на отставку (каждый судья при условии, что он проработал в должности судьи не менее 20 лет, имеет право на отставку. За судьей, который находится в отставке, сохраняется звание судьи);

— неприкосновенностью судей;

— созданием необходимых организационно-технических и информационных условий для деятельности судов, материальным и социальным обеспечением судей в соответствии с их статусом;

— особенным порядком финансирования судов;

— системой органов судейского самоуправления.

 

 

Глава 2. Органы прокуратуры


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.