Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Топ:
Основы обеспечения единства измерений: Обеспечение единства измерений - деятельность метрологических служб, направленная на достижение...
Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного...
Интересное:
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Дисциплины:
2021-11-25 | 69 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Дни рождения членов Императорской фамилии в царской России относились к так называемым «высокоторжественным дням». В эти дни в храмах служились молебны, а в императорских резиденциях праздники торжественно отмечались. Уровень празднования дней рождений зависел от многих причин: положения в иерархической ступени дома Романовых, состояния здоровья и даже особенностей характера. Конечно, самыми торжественными днями считались дни рождения царствующих особ.
Николай I превратил празднование дня рождения своей жены в большой летний феерический спектакль, тем более что день рождения императрицы Александры Федоровны – 1 июля – совпадал с днем их бракосочетания. Как правило, день рождения императрицы отмечали в Петергофе, где в это время года обычно находилась императорская семья. Например, 1 июля 1832 г. день рождения Александры Федоровны отмечен вечерним феерическим балетом в саду Монплезира перед бьющими фонтанами, освещенными бенгальскими огнями699. Обильная иллюминация стала неотъемлемой частью праздника.
Примечательно, что ранее ежегодно 22 июля в Петергофе торжественно отмечалось тезоименитство вдовствующей императрицы Марии Федоровны, жены Павла I. Традицию нарушили в 1818 г., когда праздник впервые перенесли с 22 июля на 1 июля. Императрица Александра Федоровна вспоминала, что в 1818 г. «Петергофский праздник, справляемый всегда 22 июля, был на сей раз отпразднован 1 июля, по случаю прибывания короля, моего отца»700. После воцарения Николая I эта практика закрепилась.
Американский посол, уезжая на родину в июле 1839 г., посетил для прощальной аудиенции Петергоф в один из «высокоторжественных дней». Его, видевшего всякое, поразил размах торжеств по случаю дня рождения императрицы: «Картина была совершенно волшебная и напоминала чудеса Алладиновой лампы. Горело не менее 500 ООО шкаликов, расположенных причудливыми фигурами. Было светло как днем; огни отражались в гладких озерах… ликующая двухсоттысячная толпа, наполнявшая все дорожки парка, расступалась перед нашей кавалькадой и теснилась к балаганам»701.
|
Посол «немного» преувеличил, или ему «пустили пыль в глаза». По свидетельству более осведомленного мемуариста, в 1845 г. в день рождения императрицы в Петергофском парке впервые на деревьях в неимоверных количествах (до 52 ООО тыс.) развесили разноцветные стеклянные фонари в форме виноградных лоз. Для их изготовления остановлены все прочие работы на казенном Стеклянном заводе702.
Как водится, радостные события в жизни императорской семьи сопровождались высочайшими милостями. Поскольку 1 июля женский праздник, то милости распространялись преимущественно на женскую половину. И милости иногда оказывались весьма весомыми. Например, 1 июля 1845 г. бывшую воспитательницу царских дочерей статс‑даму Ю.Ф. Баранову возвели «с потомством» в графское достоинство. Современники немедленно отметили, что состоялся второй пример пожалования столь высокого титула придворной даме. Первый подобный случай связан пожалованием графского титула воспитательнице сестер Николая I госпоже Ш.К. Ливен. Затем ее пожаловали в княгини. Карьера княгини Ш.К. Ливен беспрецедентна, поскольку, будучи вдовой, «на воспитательном поприще» она последовательно получила два титула – графини и княгини.
Помощницу графини Барановой, фрейлину Акулову, наградили орденом Св. Екатерины – первый случай пожалования фрейлине столь высокого ордена. Ранее орденом Св. Екатерины награждали только придворных дам, имевших звание камер‑фрейлин (графиня Орлова‑Чесменская и княжна Волконская)703.
«Мужские» дни рождения отмечались гораздо скромнее. Подобная традиция оформилась в период правления Николая I, подчеркнуто демонстрировавшего свой аскетизм. Например, в июне 1854 г. по случаю начавшейся Крымской войны день рождения Николая I вообще не отмечался. Император просто провел вечер в кругу семьи704. Так же прошли и именины Николая Павловича 6 декабря 1854 г.: «Сегодня именины государя, но не было ни торжественного выхода, ни поздравлений. У обедни мы были в обыкновенных туалетах»705.
|
Подарки мужчинам в царской семье подносились довольно скромные. Высоко ценились и приветствовались подарки детей, сделанные собственными руками. Да и для жен российских императоров считалось весьма приличным заниматься различными женскими рукоделиями, например вышиванием бисером. Для этого на женской половине имелись все необходимые аксессуары не только в виде материалов, но и различных специальных столиков для рукоделий. Так, в молодые годы великая княгиня Александра Федоровна подарила мужу (будущему Николаю I) вышитые бисером домашние туфли, он носил их до конца жизни706.
Когда дни рождения императоров отмечались, то праздник являл собой соединение традиционного утреннего торжественного выхода в Зимнем дворце и развода полков на площадке перед дворцом. Затем следовали парадный обед во дворце и прием дипломатического корпуса. Завершалось торжество вечером «на площадке» перед Адмиралтейством, где звучала парадная «Зоря», которую исполняли две тысячи музыкантов707. Именно так отмечалось 55‑летие Александра II в апреле 1873 г.
Примерно таким же образом отмечались и другие дни рождения Александра II. К приведенной выше схеме можно только добавить утренние поздравления именинника всем семейством. Под всем семейством подразумевается буквально все разросшееся семейство Романовых. В апреле 1876 г. Александра II поздравлял и его старший 8‑летний внук, одетый в казачью форму, будущий Николай II. В этот день рождения великому князю Сергею Александровичу запомнилось, как отец вечером читал выдержки из камер‑фурьерского журнала, посвященные кончине императрицы Екатерины II708.
Поскольку дни рождения царствующих особ являлись общегосударственными праздниками, то для сановников и придворных они становились обязательными «присутственными днями», проходившими по определенному ритуалу. Например, день рождения жены Александра III, императрицы Марии Федоровны, отмечался ежегодно 14 ноября. Как правило, этот праздник проводился в Гатчине. За годы царствования Александра III сложилась стандартная, ежегодно повторяющаяся процедура празднования дня рождения императрицы.
|
14 ноября 1883 г. гости собрались на Варшавском вокзале Петербурга к 9.30 утра, к отходу экстренного поезда до Гатчины. Гостям предписывалось прибыть в Гатчинский дворец к 10.30, поскольку в 11 часов начинался высочайший выход в церковь Гатчинского дворца. Для сбора каждой из категорий гостей отводилось свое помещение. Так, в Тронном зале собирались свитские дамы (12 чел.), супруги бывших адъютантов Его Величества (9 чел.); в Белом зале собирались члены
Государственного совета, министры и военная свита Его Величества, в Чесменской галерее – офицеры Кавалергардского (45 чел.) и лейб‑гвардии Кирасирского полков (35 чел.), офицеры Сводной роты почетного конвоя и офицеры Собственного конвоя Его Величества (28 чел.). Выбор помещений был не случаен. Дело в том, что парадные залы Гатчинского дворца невелики по размерам. Поэтому в Белом зале могли собраться вместе только 33 члена Государственного совета, 14 министров и 48 генерал‑адъютантов. Всего же на день рождения императрицы, с учетом «высочайших особ» (23 чел.) и «прочих особ» (53 чел.), собралось более 300 человек709.
После церковной службы все гости приглашались на так называемый «фриштык». Так, еще по традиции, сложившейся в XVIII в., называли завтрак. Меню к завтраку печаталось на французском языке. После завтрака мужчины могли поиграть бильярд, а женщины общались или «пудрили носы». Затем начинался танцевальный вечер в Арсенальной зале. Он открывался «официальной частью», духовой оркестр исполнял марш «синих» кирасир, чьим шефом была императрица Мария Федоровна. Исполнялся также «Марш Ее Величества», сочиненный композитором Лумби.
Что касается дней рождений Александра III (26 февраля), то все они также проходили по устоявшейся схеме, которую описал один из современников: «…в 10 приезжаю в Аничков дворец. Съезжаются члены Государственного совета, очень польщенные приглашением. Поздравления происходят так, что императрица стоит посреди гостиной, и поздравляющие подходят к ней один за другим и целуют руку. Император каждому подходящему жмет руку, в этой же гостиной находятся приехавшие для поздравлений члены императорского семейства. После поздравления идут к обедне, но церковь так невелика, что большинство приехавших остается внизу, тут устраивается деловая биржа, тем более оживленная, чем дольше не виделись присутствующие, а при нашем климате сборища всякого рода весьма редки»710. После обедни гости рассаживались за малыми круглыми столами, накрытыми каждый на 10 человек. Поскольку во время дней рождений места за столами не распределялись заранее, то наиболее «бойкие» из гостей старались сесть поближе к царскому столу, чтобы «быть на виду».
|
Но так или иначе, за всеми столами немедленно возобновлялись деловые разговоры.
При Николае II празднование дня рождения императрицы Александры Федоровны проходило значительно скромнее. В этом сказывалась разница характеров двух императриц. Если Мария Федоровна никогда не отказывалась от превращения даже личных событий ее жизни в публичные действа, то Александра Федоровна с самого начала царствования всячески избегала публичности. Можно сколько угодно говорить об особенностях ее характера, но публичность императрицы была частью ее «профессии», следовательно, Александра Федоровна пренебрегала своими «должностными» обязанностями.
23 апреля 1897 г. в Полукруглом зале Александровского дворца в Царском Селе отмечался день рождения императрицы Александры Федоровны. Это был не семейный праздник, а придворная церемония со своим ритуалом, расписанным по часам. Праздник открыл в 9.25 утра хор Финского общества пения «Lieder‑Taffel», он исполнил серенаду под окнами комнат Александры Федоровны. Вместе с ними до 9.40 исполнял любимые произведения императрицы Придворный хор. В 11 часов в одном из дворцовых залов началась Божественная литургия. В 12.25 близких родственников пригласили к императорскому завтраку. Стол для самых близких (всего 30 кувертов, задействовано 28) накрыли в Полукруглом зале Александровского дворца. Эти 30 кувертов размещались на трех круглых столах, по 10 кувертов на каждом из столов. В середине каждого стола стояли корзины со свежими цветами, на четырех серебряных блюдах разложены конфеты, бисквиты, фрукты и свежая земляника. Рядом, в Портретном зале, поместили стол с закусками. В ходе завтрака гостям подавали различные вина (Мадера № 3; Rudesheimer Berg‑Rizling 1884 г.; Leoville 1874 г. и отечественное шампанское). На горячее подали суп из сливок со спаржей, пироги «гатчинские», форель «по‑американски», отбивные из баранины, филе молодой утки, фаршированное свежим горохом711, на десерт – персики. В завершение завтрака на балконе Александровского дворца пили кофе и шоколад.
|
К началу XX в. традиции празднования взрослых дней рождений соблюдались со всей строгостью. Экспромтов и импровизаций не допускалось по определению. В день своего 45‑летия (6 мая 1913 г.) Николай II записал в дневнике: «Странно делается при мысли, что мне минуло 45 лет! Погода была дивная. К сожалению, Алике себя чувствовала скверно и оставалась дома целый день. В 11 час. поехал за Мама во Дворец. Обедня, поздравления и большой завтрак, все по‑старому. Только и разница, что были все дочери».
Страницы из «Ювелирного альбома» Николая II с изображением ювелирных изделий, подаренных членами Императорской фамилии, а также иностранными государями и пояснения к ним. Автограф
Примечательно, что, когда собиралась вся родня, Александра Федоровна «немедленно» заболевала и под этим предлогом не выходила из своих комнат даже в день 45‑летия своего мужа.
Личность каждого человека многогранна. Естественно, при разработке психологического портрета кого‑либо из первых лиц страны очень важны различные мелочи, позволяющие высветить как различные достоинства, так и недостатки той или иной личности.
К таким мелочам повседневной жизни Николая II можно отнести и уникальный «Ювелирный альбом» царя. На протяжении всей жизни цесаревич, а затем император Николай II регулярно получал в качестве подарков различные ювелирные изделия.
Страница из «Ювелирного альбома» Николая II с изображением ювелирных изделий, подаренных членами Императорской фамилии, а также иностранными государями и пояснения к ним. Автограф
Как правило, различные мужские мелочи – запонки, галстучные булавки, цепочки для часов и т. д. Царь хранил эти дорогие для него мелочи в специальном сундучке, обшитом изнутри вельветовой тканью. К сундучку прилагался специальный альбом, в него царь лично зарисовывал эти украшения, сопровождая свои рисунки краткими комментариями. Примечательно, что свой альбом он заполнял на протяжении 25 лет – с 1 января 1889 г. по 1913 г. Рисунки выполнялись акварелью. Всего в альбоме 305 рисунков. Последний подарок под этим номером преподнесен царю 26 мая 1913 г. принцем Ганноверским Эдуардом Августом и принцессой Викторией‑Луизой, дочерью Вильгельма II, во время их бракосочетания712.
В альбоме император со свойственной ему скрупулезностью и педантичностью фиксировал подаренные ему ювелирные изделия. На самом деле предметов было больше. Как правило, одним рисунком царь изображал целую группу идентичных ювелирных предметов, каждый рисунок – с кратким пояснением и обозначением места подарка. Рисунки выполнялись акварелью с использованием чернил, мела и бронзовой краски. Качество рисунков достаточно высокое. На любительском уровне царь действительно умел неплохо рисовать.
Вещицы изготовлялись в модном тогда стиле «art nouveau», известном в России как стиль модерн. В небольших ювелирных украшениях присутствовали характерные для этого стиля растительные мотивы. Вещи делали лучшие европейские и российские ювелиры – К. Фаберже, А. Картье, К. Бланк и, соответственно, представляли различные ювелирные школы – французскую, дармштадтскую и русскую.
Присутствовала и определенная символика подарков. Изделия в виде сердца, иногда с инициалами имен членов семьи как символа любви и семейного счастья, наиболее часты в этой коллекции. Встречаются изделия в форме подков – символа удачи. Есть вещицы с изображением волшебной птицы Сирин, она считалась в России символом доброго предзнаменования. На Пасху дарились запонки и булавки в виде пасхальных яиц, на тезоименитство – с изображением Св. Николая Чудотворца, на годовщины коронации – с символами царской власти. Камням приписывают определенные мистические свойства. Николаю чаще всего дарили сапфир, он считается камнем тельца, под знаком которого 6 мая родился император.
Среди этой символики ювелирных изделий несколько раз встречается свастика. Ее изображение в Древней Индии считалось символом вечного возрождения и часто использовалось в Европе XIX в. как элемент ювелирных изделий или архитектурного декора. Именно свастику «на счастье» нарисовала императрица Александра Федоровна на косяке двери в Ипатьевском доме перед расстрелом в июле 1918 г.
«Вредные привычки»
Вредные привычки российских императоров и их ближайших родственников никогда не выходили за рамки относительной «нормы». Они курили, пили очень в меру, волочились за женщинами в пределах разумного. Самой распространенной «вредной привычкой» среди императоров было курение.
Из российских императоров XIX в. не курил только Николай I. Все остальные российские императоры завзятые курильщики и курили практически все: трубки, сигары, сигареты и пахитоски[24].
Изображать курящих императоров на картинах или акварелях было не принято. О том, что император Александр I курил, мы узнаем только по сохранившейся трубке, хранящейся в фондах Екатерининского дворца в Царском Селе.
Николай I не курил и не пил. Однако лояльно относясь к питию спиртного в своем присутствии, он совершенно не выносил курения поблизости от него. Это было отлично известно окружению императора, и в его присутствии свита воздерживалась от курения. По свидетельству мемуариста, «так как сам государь (Николай I. – И. 3.) не курил и терпеть не мог табачного дыма, то, конечно, и при дворе это удовольствие не имело места»713.
Более того, при Николае Павловиче ввели драконовские законы, связанные с курением. С 17 июля 1839 г. запрещалось курить на улицах и площадях714, что связано не с антипатией царя к курильщикам, а с реальной опасностью больших городских пожаров. Впоследствии при Николае Павловиче принимались и другие антитабачные законы. В 1848 г. в «Табачный устав» внесено положение, согласно которому запрещалось курение в общественных местах и даже на улице. Нарушение наказывалось крупным денежным штрафом.
Табакерка с вензелем Петра Федоровича. 1740‑е гг. Россия
Периодически боролись с курением и при Императорском дворе. Еще при Елизавете Петровне вышел указ от 9 января 1749 г., запрещавший употребление нюхательного табака во время церковных служб в императорских дворцах: «Ее Императорское Величество изволила указать именным Своего Величества указом обретающимся при дворе Ее Императорского Величества кавалерам и фрейлинам и прочим чинам без изъятия объявить Свой Императорского Величества указ, дабы никто в придворных церквах во время отправления службы Божией, стоящих как внутри, так и в близости и вне церкви в первых комнатах от церкви, в которых стоят для слушания божественного пения, табаку отнюдь не употребляли, а ежели затем Ее Императорского Величества указом, в противность оному, табак будет кто употреблять, у таковых табакерки отбирать камер‑лакеям и лакеям, кто таковых усмотрит, и обратно их не отдавать, а тому, у кого за приемы или употребление такого табаку табакерки требованы будут, отдавать без всякого спору, дабы, опасаясь того, охотники употреблять табак в таковое, божественной службы время, могли воздержаться… А у кого табакерки ими отобраны будут, в Придворную контору рапортовать»715.
Табакерка с мопсами. Мастер Д.И. Виноградов. СПб. 1752 г.
Следует отметить, что на протяжении XVIII – начала XIX вв. обычай нюхать табак был весьма распространен не только среди придворных кавалеров, но и придворных дам. Да и сама Екатерина II постоянно имела при себе табакерку. При этом императрица нюхала табак, используя для этого левую руку, на ней и оставались желтые следы табака, правая же рука предназначалась только для поцелуев.
Табакерка Н.А. Зубова, которой был убит Павел I. Конец XVIII в. Россия
Табак нюхали по ряду соображений. Во‑первых, «для здоровья». Считалось, что со «злым чихом» из человека «вылетают» все его болячки. Поэтому и во время бала не считалось дурным тоном зрелой матроне заправить ноздри доброй понюшкой табака. Во‑вторых, нюхательный табак, изготовленный на основе виргинского табака, со множеством самых разнообразных ароматизаторов, являлся простейшим средством взбодриться.
В первой половине XIX в. табакерки были вполне в ходу, и этому посвящено ироничное стихотворение А.С. Пушкина «Красавице, которая нюхала табак»:
Ах! Если, превращенный в прах,
И в табакерке, в заточенье,
Тогда б я в сладком восхищенье
Я в персты нежные твои попасться мог,
Тогда б я в сладком восхищенье
Рассыпался на грудь под шелковый платок
И даже может быть… Но что! Мечта пустая.
Не будет этого никак.
Ах, отчего я не табак!..
Видимо, традиция использования нюхательного табака сохранялась вплоть до середины XIX в., поскольку Николаю I пришлось фактически продублировать указ Елизаветы Петровны от 28 апреля 1847 г. «О неупотреблении табаку в церквах во время отправления службы».
Во второй половине XIX в. начались новые времена, когда отношению к курению радикально изменилось. Причина этого связана не только с либерализацией общественных отношений, но и с тем, что Александр II курил сам, курили и все его сыновья.
Зажигалка настольная. Западная Европа. Вторая половина XIX в.
Как известно, увлечения и пристрастия первых лиц России моментально становились увлечениями и пристрастиями всего их окружения. Известно, что Александр I и Николай I не жаловали «табашников». Тем не менее, иногда при императорах курили, но разрешение курить в присутствии лиц царской фамилии расценивалось как знак «высочайшей милости». При Российском императорском дворе открыто курить начали при Александре II. В его правление не считалось дурным тоном во время церковной службы великим князьям выскочить на пять минут перекурить на церковной лестнице. Курильщиками были и Александр III, и Николай II.
В результате в 1860 г. разрешили продажу раскурочного табака, папирос и сигар. 4 июля 1865 г. официально легализовано курение на улицах Петербурга. Запрет сохранился только для солдат и матросов. Кроме этого, запрещалось курение табака «на тротуаре, облегающем Зимний дворец».
В мемуарной литературе не осталось каких‑либо подробных эпизодов, связанных с курением Александра II, кроме констатации самого этого факта. Можно отметить только, что император предпочитал сигары.
Коробка табачная. Россия. Начало XX в.
Александр III унаследовал привычку своего отца и также предпочитал сигары и папиросы. Иногда он пользовался мундштуком. При Александре III в повседневный обиход широко входит фотография, но при этом до нас дошло очень мало семейных снимков курящего императора, это признанное табу.
Гильотинка для сигар. Западная Европа. Начало XX в.
В рабочих кабинетах императора имелось все необходимое для комфортного курения. Рабочий кабинет Александра III находился на втором этаже Аничкова дворца на углу здания так, что окна кабинета выходили в сад и на Невский проспект: «тут же лежали папиросы, которыми они угощали…»716. В рабочем кабинете Аничкового дворца на письменном столе у Александра III стояла «фигура пожарного, держащего факел, об этот факел зажигал он свою папироску.
Трубка фигурная со скульптурным портретом Вильгельма I. Западная Европа. Вторая половина XIX в.
Курил он большею частию папиросы, которые впоследствии стал ему доставлять султан. Курил иногда и сигары, но был бережлив и почти никогда сигарами не угощал»717. Следует отметить, что курила и императрица Мария Федоровна. Однако ни одного снимка курящей императрицы до нас не дошло. Здесь табу соблюдалось очень жестко.
«Коллективно» курить после семейных завтраков великие князья начали при Александре III. Эту традицию в семье ввел великий князь Владимир Александрович. Именно в его дворце мужчины, позавтракав, немедленно доставали портсигары по пути в библиотеку великого князя, где, собственно, и проходило священнодействие курения сигар и папирос718.
Самым заядлым курильщиком был Николай II. Курил он преимущественно папиросы, набитые первоклассным турецким (египетским) табаком. В списке императорских поставщиков с 1895 г. значились два поставщика, подданные Османской империи, специализировавшихся именно на поставках табака для российского императора.
Поскольку Николай II – завзятый курильщик, то до нас дошло множество фотографий, на которых царь запечатлен с папиросой в руке. Множество мемуаристов оставили описания того, как происходил процесс курения при Императорском дворе.
В парадных рабочих кабинетах российских императоров хранились и драгоценные вещи, связанные с процессом курения. Эти ювелирные изделия немыслимой стоимости так искусно сделаны, что использовать их по прямому назначению даже императоры позволяли себе только в особых случаях. Например, в «Библиотеке Его Величества» Николая II вплоть до мая 1917 г. находился курительный стол. Его инвентарное описание как‑то не увязывается с утилитарными задачами: «Крышка стола круглая, полированная, сделанная из золота; по фризу стола награвирован орнамент; между орнаментом награвированы военные атрибуты, украшенные сиянием. На крышке стола укреплены на железных винтах четыре стопки, сделанные из золота, из коих: одна для сигар, одна для папирос, одна для спичек и одна пепельница. Пепельница имеет вкладку круглой формы с ручкою посередине, вкладка сделана также из золота…
Император Николай II на скамейке перед Охотничьим домиком в Крыму. Фото 1914 г.
Император Николай II на борту яхты «Штандарт»
На туловище стопки для сигар, на верхней кромке, кругом сделан узор из бриллиантов, в которых 12 крупных бриллиантов, между ними сделаны листья из мелких бриллиантов….На стопке для папирос такое же украшение, состоящее из 10 крупных бриллиантов; между ними листья из мелких бриллиантов….На пепельнице такое же украшение, состоящее из 10 крупных бриллиантов; между ними листья из мелких бриллиантов….На спичечнице такое же украшение, состоящее из 6 крупных бриллиантов; между ними листья из мелких бриллиантов. На крышке стола прикреплена на винтах подставочка для зажигания спичек, сделанная также из золота, бока подставочки украшены золотым ажурным узором. Стол на 3 круглых ножках, сделанных из серебра, гладкими трубками….Ножки заканчиваются украшением, сделанным также из золота, рисунок которого – листья чеканной работы, а нижней части – точеные. На кромке стола имеется гравированная надпись: «Rossi. Bijonter. Pera».
Стол находится в футляре, сделанном из дерева и обтянутом снаружи бархатом красного цвета, а внутри – атласом красного цвета и украшен мишурным шнуром. Ручки, петли и застежки у футляра сделаны из меди»719.
В обычной жизни все выглядело скромнее, но соответствующий уровень курительных принадлежностей поддерживался неукоснительно. Пепельницы, спичечницы, зажигалки и гильотинки для сигар только от лучших ювелиров. Подросшие дочери довольно часто дарили отцу курительные принадлежности, которыми Николай II активно пользовался, и они постоянно находились в его рабочих кабинетах.
Особенно много воспоминаний о повседневной практике курения относится к 1915–1916 гг., когда Николай II принял на себя обязанности Верховного главнокомандующего и стал более открыт и доступен для повседневного общения.
Протопресвитер отец Шавельский вспоминал: «В конце завтрака, как и обеда, государь обращался к гостям: «Не угодно ли закурить?» И сам первый закуривал папиросу, вставив ее в трубку (или в мундштук) в золотой оправе, которую всегда носил в боковом кармане гимнастерки»720.
Один из генералов Ставки воспроизводит эту процедуру гораздо подробнее: «К концу обеда государь вынимал из портсигара папиросу; затем доставал из‑за пазухи своей серой походной рубахи пеньковый коленчатого вида мундштук; медленно и методично вставлял в него папиросу; закуривал ее и затем предлагал курить всем. Сигар не курили, так как государь не выносил их запаха.
Я никогда не видел, чтобы государь предлагал свои папиросы другим лицам. Он, как большой курильщик, видимо, очень дорожил своим запасом табака, который ему доставлялся из турецких владений в виде подарка от султана. Так как мы были в войне с Турцией, то, очевидно, приходилось быть экономным.
«Я очень рад, – говорил, шутя, император Николай, – что новый запас табака был мне привезен в Крым от султана незадолго до начала войны, и, таким образом, я оказался в этом отношении в довольно благоприятных условиях».
Период курения после еды был очень длителен и утомителен для не куривших, так как государь не спеша выкуривал за столом не менее двух‑трех довольно больших и толстых папирос»721. Этот же мемуарист уточняет, что «первую папиросу он курил, жадно втягивая в себя дым, и, докурив до половины, нервными толчками тушил ее… Тотчас закуривал вторую, которую и выкуривал до конца».
Примечательно, что эта привычка может дать нам некоторый объективный материал для оценки эмоционального состояния Николая II после отречения 2 марта 1917 г. В денежных документах царя счета за папиросы весной и летом 1917 г. начинают встречаться значительно чаще, чем раньше. В феврале 1917 г. царь уплатил папиросному магазину «Мусса» 30 руб. за 1200 шт. папирос. Тогда же ему починили мундштук (8 руб.). В апреле 1917 г. в том же магазине куплено 1200 шт. толстых папирос и 1800 шт. папирос тоненьких, всего на 87 руб. В мае бывший император купил себе две новые трубки (4 руб. и 5 руб.). Тогда же на 17 руб. 50 коп. вновь «куплены папиросы для Его Величества». Последний «папиросный счет» относится к сентябрю 1917 г., когда в магазине «Мусса» для царя купили 1460 шт. папирос толстых и 1800 шт. папирос тоненьких на 192 руб. 20 коп.722 Другими словами, только за 9 месяцев 1917 г. Николай Романов выкурил около 8000 папирос.
Курила и императрица Александра Федоровна. Судя по воспоминаниям, до 1905 г. она не курила, но «во время революции приохотилась к папиросам»723. О том, что императрица курила, свидетельствуют и ее денежные счета. Так, в сентябре 1914 г. ее Канцелярия оплатила счет табачного магазина фабрики «Стамболи» на 1 руб. 25 коп.724
Поскольку здоровье Александры Федоровны оставляло желать лучшего, то императрица неоднократно пыталась бросить курить. В одном из писем к мужу в апреле 1915 г. она упоминала, что нездоровье заставило ее попытаться отказаться от курения. В августе 1915 г. она упоминала в письме, что ее «пост состоит в том, что я не курю – я пощусь с самого начала войны и люблю ходить в церковь»725. Однако отказаться от курения было непросто, и в ноябре она пишет Николаю: «Я себя скверно чувствую, так что даже несколько дней не курила»726.
Граффити на стекле
Говоря о повседневной жизни российских императоров, следует упомянуть об одной традиции, воспроизводившейся в семье на протяжении нескольких поколений. Речь идет о граффити на стекле. Это был способ лично запечатлеть то или важное событие. Причем в фиксации событий проблем не возникало, поскольку российские императоры добросовестно вели поденные дневники, а все их «телодвижения» тщательно фиксировались в камер‑фурьерских журналах. В этом случае важна именно сиюминутная личная фиксация события. Технически все выполнялось очень просто несколько слов, дата или фраза выцарапывались на стекле бриллиантом. Подчас об этой надписи становилось широко известно, подчас о ней знали только авторы. К сожалению, стекло – очень хрупкий материал, а Зимний дворец и другие императорские резиденции пережили не одну войну.
Одно из самых ранних свидетельств граффити – это надписи на стекле в Датском дворце Фриденсборг. В сентябре 1864 г. наследник цесаревич Николай Александрович и датская принцесса Дагмар объяснились в любви. В память об этом событии на одном из окон дворца они выцарапали надписи «№х» и «Dagmar». После того как цесаревич умер в апреле 1865 г., невеста «перешла» к младшему брату – Александру. Когда в мае 1866 г. будущий Александр III прибыл в Данию для сватовства на той же Дагмар, его поселили в тех же комнатах, где всего два года назад жил его любимый старший брат. В этих комнатах он и обнаружил выведенные на стекле надписи. После удачного завершения сватовства Александр повторил «опыт» старшего брата, оставив на стекле свое имя, сделанное перстнем с бриллиантом727. Так что окна Фриденсборга, возможно, по сей день украшают четыре процарапанные на стекле имени – двух русских цесаревичей и дважды одной Дагмар.
Зимний дворец. Надпись на стекле. «Ники смотрит на гусар». 1902 г.
Другая дошедшая до нас история связана с «романом» цесаревича Николая и гессенской принцессы Алике. Во время их второй встречи в 1889 г. они оставили свои имена на стекле одного из окон Коттеджа в Петергофе. Тогда цесаревичу исполнился 21 год, а его будущей жене – 17 лет. История их граффити имела продолжение. В 1896 г. молодая семья императора Николая II и императрицы Александры Федоровны отправилась в первый заграничный вояж. В ходе путешествия они навестили родину императрицы, заехав в Дармштадт. И во дворце, в котором выросла девочка Алике, они вновь оставили свои имена, вырезанные бриллиантом на одном из «гостевых окон». Дело в том, что в Дармштадтском дворце было окно, на стекле которого из десятилетия в десятилетие все значимые гости оставляли автографы на стекле.
Прошли годы. Постоянной резиденцией императорской семьи вновь стал Зимний дворец. И вот как‑то в 1902 г., стоя у одного из окон дворца, императрица Александра Федоровна вновь вырезает на стекле ничего не значащие для посторонних слова: «Ники смотрит на гусар».
Как это ни удивительно, несмотря на революцию 1917 г., пожар Гражданской войны, ремонты дворца и страшную блокаду, это стекло с надписью уцелело. Поэтому сегодня мы, проходя по залам, можем приподнять одну из занавесей и увидеть «руку» императрицы, вырезавшую на стекле малопонятную для нас надпись.
|
|
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!