Разработка подраздела 4.2 « Календарный учебный график» — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Разработка подраздела 4.2 « Календарный учебный график»

2021-11-25 22
Разработка подраздела 4.2 « Календарный учебный график» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ И РАЗРАБОТКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, РЕАЛИЗУЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В СООТВЕТСТВИИ С ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ СТАНДАРТАМИ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ

 

Методические рекомендации

 

 

Донецк,

2021


УДК 377.5

ББК 74.567

М 54

Методические рекомендации по проектированию и разработке образовательных программ среднего профессионального образования для образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования в соответствии с Государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования нового поколения [Текст] / общ. ред. Л. Н. Арешидзе. – Донецк: ГО ДПО ИРПО, 2021. – 59 с.

Составители:

Жеренкова Светлана Викторовна, заведующий учебно-методическим отделом профессионального образования Государственной организации дополнительного профессионального образования «Институт развития профессионального образования»;

Бервина Елена Вадимовна, заведующий центром анализа и прогнозирования развития профессионального образования Государственной организации дополнительного профессионального образования «Институт развития профессионального образования».

Общая редакция:

Арешидзе Людмила Николаевна – заместитель директора по организационно-методической поддержке программ образования Государственной организации дополнительного профессионального образования «Институт развития профессионального образования».

 

Рецензенты:

Демура Юрий Николаевич, директор Государственного профессионального образовательного учреждения «Донецкий транспортно-экономический колледж», председатель Совета директоров образовательных организаций среднего профессионального образования.

Мирошниченко Елена Викторовна, заведующий кафедрой профессиональной и общепрофессиональной подготовки Государственной организации дополнительного профессионального образования «Институт развития профессионального образования».

 

Методические рекомендации подготовлены в целях методического сопровождения проектирования и разработки образовательных программ среднего профессионального образования и обеспечения реализации Государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования нового поколения.

Рекомендации включают методику разработки основных элементов образовательной программы среднего профессионального образования – рабочих программ профессиональных модулей, учебных дисциплин и практик.

Адресатами методических рекомендаций являются педагогические работники и администрация образовательных организаций среднего профессионального образования, представители методических служб.

 

Рассмотрено и одобрено Научно-методическим советом Государственной организации дополнительного профессионального образования «Институт развития профессионального образования». Протокол № 04 от    03.06.2021г.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

    Стр.
  Сокращения 4
I ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 5
II РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ И РАЗРАБОТКЕ СТРУКТУРЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ     7
III МЕТОДИКА РАЗРАБОТКИ И ОФОРМЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ     10
IV МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ РАБОЧИХ ПРОГРАММ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН, ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ МОДУЛЕЙ И ПРАКТИК     28
  Приложение 1 36
  Приложение 2 42
  Приложение 3 53

 


Сокращения

 

ОП СПО – образовательная программа среднего профессионального образования

ОО СПО – образовательная организация среднего профессионального образования

ГОС СПО – государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования

ГОС СОО – государственный образовательный стандарт среднего общего образования

ПООП – примерная основная образовательная программа

ППССЗ – программа подготовки специалистов среднего звена

ППКРС – программа подготовки квалифицированных рабочих,

УМК – учебно-методический комплекс

КМО – комплексное методическое обеспечение

ГИА – государственная итоговая аттестации

ОК – общие компетенции

ПК – профессиональные компетенции

ОП – общепрофессиональный цикл

УД – учебные дисциплины

ПМ – профессиональный модуль

РП – рабочая программа

УП – учебный план

ФОС – фонд оценочных средств

ПА – промежуточная аттестация

 


I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Методические рекомендации по проектированию и разработке образовательных программ среднего профессионального образования (далее – ОП СПО) разработаны на основе следующих нормативно-правовых и методических документов Донецкой Народной Республики в сфере образования:

Закона Донецкой Народной Республики «Об образовании» (Постановление Народного Совета Донецкой Народной Республики от 19.06.2015г № 55-IHC), с изменениями;

Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования (Приказ Минобрнауки ДНР от 20 июля 2015 г. № 328);

Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования (Приказ Минобрнауки ДНР от 10.09.2015 г. № 478);

Методических рекомендаций по реализации государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования нового поколения (Письмо Минобрнауки ДНР от 09.09.2020 г. № 3006/18.1-28);

Методических рекомендаций по разработке учебного плана образовательной организации, реализующей образовательные программы среднего профессионального образования по государственным образовательным стандартам среднего профессионального образования нового поколения (Письмо Минобрнауки ДНР от 11.09.2020 г. № 3067/18.1-28);

Инструктивно-методических рекомендаций по учебно-методическому обеспечению практики обучающихся, осваивающих образовательные программы среднего профессионального образования (Письмо Минобрнауки ДНР от 30.07.2019 г. № 2201/18.1-31);

Методических рекомендаций по организации текущего контроля знаний и промежуточной аттестации, обучающихся в образовательных организациях среднего профессионального образования                           (Письмо Минобрнауки ДНР от 31.07.2019 г. № 2223/18.1-31).

Разработка ОП СПО в условиях вступления образовательных организаций среднего профессионального образования (далее – ОО СПО) в процесс внедрения наиболее востребованных, новых и перспективных профессий и специальностей, а также их актуализации, становится неотъемлемой частью методического сопровождения перехода ОО СПО к новым форматам организации образовательного процесса, инструментом достижения установленных в государственных образовательных стандартах среднего профессионального образования (далее – ГОС СПО) единых требований к содержанию, уровню и качеству среднего профессионального образования.

К основным образовательным программам относятся основные профессиональные образовательные программы – образовательные программы среднего профессионального образования: программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих (далее – ППКРС) и программы подготовки специалистов среднего звена (далее – ППССЗ) (пункт 2 части 3 статьи 10 Закона Донецкой Народной Республики «Об образовании»).

Образовательная программа среднего профессионального образования, реализуемая в ОО СПО – это система документов, разработанная и утвержденная ОО СПО самостоятельно с учетом потребностей регионального рынка труда на основе ГОС СПО нового поколения.

ОП СПО регламентирует цели, ожидаемые результаты, условия и технологии реализации образовательного процесса, оценку качества подготовки выпускника по специальности/профессии и включает в себя: учебный план, календарный учебный график, рабочие программы учебных дисциплин/профессиональных модулей, оценочные и методические материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся, а также рабочие программы учебной и производственной практик, рабочую программу воспитания, календарный план воспитательной работы, формы аттестации и иные компоненты, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.

Рекомендации включают методику разработки основных элементов ОП СПО – рабочих программ профессиональных модулей, учебных дисциплин и практик.

Данные рекомендации подготовлены в целях методического сопровождения адаптации ОО СПО к требованиям ГОС СПО нового поколения Донецкой Народной Республики, а также соблюдения единых требований к формированию и реализации ОП СПО.


 

II. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ И РАЗРАБОТКЕ СТРУКТУРЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

В соответствии с Законом Донецкой Народной Республики «Об образовании», образовательная программа среднего профессионального образования – это комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты) и организационно-педагогических условий, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных дисциплин /профессиональных модулей, иных компонентов, оценочных и методических материалов, а также в виде рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной работы, форм аттестации

ОП СПО разрабатываются с учетом их уровня и направленности на основе Государственных образовательных стандартов (часть 9 статьи 10 Закона Донецкой Народной Республики «Об образовании»).

Структура ОП СПО регламентируется Государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования по соответствующим профессиям/специальностям. Образовательный стандарт задает общие рамочные требования к результатам освоения образовательной программы, общие цели организации образовательного процесса, а образовательная программа – конкретное содержание в конкретный период времени. Программа должна ежегодно обновляться, образовательные организации должны постоянно изучать меняющиеся требования рынка труда и потребителей образовательных услуг (обучающихся) и вносить соответствующие изменения.

    Для разработки ОП СПО образовательной организации необходимо разработать комплекс нормативно-правовой и методической документации, регламентирующий содержание, организацию и оценку качества подготовки обучающихся и выпускников по специальности/профессии.

Примерный (возможный) перечень локальных нормативных правовых актов ОО СПО для разработки образовательной программы:

1. Положение о разработке и утверждении основной профессиональной образовательной программы (ОП СПО).

2. Положение о порядке зачета результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в образовательной организации или в других образовательных организациях.

3. Положение о порядке реализации права обучающихся образовательной организации на обучение по индивидуальному учебному плану.

4. Положение об организации образовательного процесса в образовательной организации.

5. Положение об электронном обучении и использовании дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ.

6. Положение об организации и контроле самостоятельной работы обучающихся.

7. Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся.

8. Положение о порядке выполнения курсовой работы обучающимися.

9. Программа проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования.

 

При проектировании образовательной программы СПО разработчики могут воспользоваться следующими рекомендациями.

 

Макет ОП СПО должен содержать титульный лист и пояснительную записку, отражающую структуру, особенности и изменения образовательной программы СПО.

Рекомендуемый (возможный) Макет содержания ОП СПО может состоять из следующих разделов:

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.

1.1. Нормативно-правовые основы разработки образовательной программы СПО;

1.2. Цель разработки ОП СПО;

1.3. Нормативный срок освоения ОП СПО;

1.4. Трудоемкость ОП СПО;

1.5. Особенности ОП СПО;

1.6. Требования к поступающим на обучение по образовательной программе СПО;

1.7. Соответствие профессиональных модулей присваиваемым квалификациям;

1.8. Распределение обязательной и вариативной части образовательной программы;

1.9. Востребованность выпускников.

2. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ И ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОП СПО.

2.1. Область профессиональной деятельности;

2.2. Виды профессиональной деятельности и компетенции;

2.3. Требования к результатам освоения ОП СПО.

3. ДОКУМЕНТЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.

3.1. Учебный план (Приложение 1);

3.2. Календарный учебный график (Приложение 2);

3.3. Рабочие программы общеобразовательного цикла (при наличии):

3.3.1. Рабочая программа учебной дисциплины ОДБ (Приложение N);

3.3.2. Рабочая программа учебной дисциплины ОДП (Приложение N)

3.4. Рабочие программы общего гуманитарного и социально-экономического  цикла:

3.4.1. Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.01.(Приложение N);

3.4.2. (Приложение N)

3.5. Рабочие программы учебных дисциплин математического и общего естественнонаучного цикла:

3.5.1. Рабочая программа учебной дисциплины ЕН.01. (Приложение N);

3.5.2. (Приложение N)

3.6. Рабочие программы общепрофессионального цикла:

3.6.1. Рабочая программа учебной дисциплины ОП.01. (Приложение N);

3.6.2. (Приложение N)

3.7. Рабочие программы профессиональных модулей (с практиками при наличии в модуле);

3.7.1. Рабочая программа профессионального модуля ПМ.01. (Приложение N);

3.7.2. Рабочая программа профессионального модуля ПМ.02. (Приложение N);

3.7.3. (Приложение N)

3.8. Программы учебной, производственной (по профилю специальности) и производственной (преддипломной) практик (Приложение N)

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ СПО.

4.1. Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация;

4.2. Государственная итоговая аттестация выпускников.

5. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ.

5.1. Требования к кадровым условиям реализации образовательной программы;

5.2. Требования к материально-техническому оснащению образовательной программы;

5.3. Учебно-методическое и информационное обеспечение.

6. ХАРАКТЕРИСТИКА СРЕДЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЙ РАЗВИТИЕ ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ ВЫПУСКНИКОВ.

7. ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ ОП СПО (по специальности/профессии ____________________________ на 20___ / 20___ учебный год)

ПРИЛОЖЕНИЯ

III. МЕТОДИКА РАЗРАБОТКИ И ОФОРМЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Разработка ОП СПО и ее элементов имеет итеративный характер: после прохождения каждого этапа при необходимости можно корректировать материалы, полученные на предыдущих этапах.

 

ЗАПОЛНЕНИЕ ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА

Титульный лист ОП СПО оформляется в соответствии с установленным в ОО СПО макетом. Титульный лист содержит: наименование учредителя, полное наименование ОО СПО в соответствии с Уставом; гриф утверждения образовательной программы СПО; гриф согласования с работодателем (социальным партнером); код и название ОП СПО; квалификацию выпускника; нормативный срок освоения ОП СПО; вид и форма подготовки; место и год разработки.

Квалификация(-и) выпускника, присваиваемая(-ые) по итогам освоения образовательной программы СПО, указываются в соответствии с Перечнем профессий среднего профессионального образования (Приказ Минобрнауки ДНР от 25.06.2015 г. № 280, с изменениями) и Перечнем специальностей среднего профессионального образования (Приказ Минобрнауки ДНР от 25.06.2015 г. № 281, с изменениями) и приводятся по алфавиту в том же порядке.

На оборотной стороне титульного листа указываются: аннотация к образовательной программе СПО, в которой содержатся данные нормативных (ГОС СПО и др.) и методических документов (ПООП), на основе которых разработана образовательная программа СПО; организация-разработчик; ФИО составителей, ФИО рецензента полностью, с указанием должности и места работы; сведения о прохождении процедуры рассмотрения ОП СПО на заседании Педагогического совета (дата и номер протокола, подпись председателя.

ЗАПОЛНЕНИЕ РАЗДЕЛА «СОДЕРЖАНИЕ»

В содержании необходимо указать наименования всех рабочих программ и документов, включаемых в качестве приложений.

ЗАПОЛНЕНИЕ РАЗДЕЛА 1 «ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ»

В разделе «Общие положения» раскрывается социальная значимость ОП СПО, ее главная цель по развитию у студентов личностных качеств, а также формированию общих и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ГОС СПО по соответствующей специальности/профессии, срок освоения ОП СПО.

Перечень сокращений, используемых в тексте ОП СПО, содержит сокращения, наиболее часто применяемые в ОП СПО (указываются те сокращения, которые повторяются в тексте не менее 3-х раз).

Раздел «Общие положения» может состоять из следующих подразделов:

- Нормативно-правовые основы разработки ОП СПО;

- Цель разработки ОП СПО;

- Нормативный срок освоения ОП СПО;

- Трудоемкость ОП СПО;

- Особенности ОП СПО;

- Требования к поступающим на обучение по образовательной программе СПО;

- Соответствие профессиональных модулей присваиваемым квалификациям;

- Распределение обязательной и вариативной части образовательной программы;

- Востребованность выпускников и т.п.

В подразделе 1.1. «Нормативно-правовые основы разработки образовательной программы СПО» ОО СПО необходимо конкретизировать нормативно-правовую и методическую основу разработки ОП СПО опираясь на следующий перечень:

Закон Донецкой Народной Республики «Об образовании» (Постановление Народного Совета Донецкой Народной Республики от 19.06.2015г № 55-IHC), с изменениями;

Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования нового поколения (указывается номер приказа, утверждающего ГОС СПО по соответствующей специальности/профессии);

Государственный образовательный стандарт среднего общего образования (указывается номер приказа, утверждающего ГОС СОО);

Примерная основная образовательная программа (указывается номер приказа о присвоении грифа «Рекомендовано Министерством образования и науки Донецкой Народной Республики»);

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования (Приказ Минобрнауки ДНР от 20 июля 2015 г. № 328, с изменениями);

Порядок приема на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования (указывается номер приказа, утверждающего Порядок);

Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования (указывается номер приказа, утверждающего Порядок);

Типовое положение о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы СПО (Приказ Минобрнауки ДНР от 14.08.2015г. № 401);

Методические рекомендации по реализации государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования нового поколения (Письмо Минобрнауки ДНР от 09.09.2020 г. № 3006/18.1-28);

Методические рекомендации по разработке учебного плана образовательной организации, реализующей образовательные программы среднего профессионального образования по государственным образовательным стандартам среднего профессионального образования нового поколения  (Письмо Минобрнауки ДНР от 11.09.2020 г. № 3067/18.1-28);

Инструктивно-методические рекомендации по учебно-методическому обеспечению практики обучающихся, осваивающих образовательные программы среднего профессионального образования (Письмо Минобрнауки ДНР от 30.07.2019 г. № 2201/18.1-31);

Методические рекомендации по организации текущего контроля знаний и промежуточной аттестации, обучающихся в образовательных организациях среднего профессионального образования (Письмо Минобрнауки ДНР от 31.07.2019 г. № 2223/18.1-31).

При заполнении подраздела 1.2. «Цель разработки ОП СПО» необходимо указать, что ОП СПО имеет своей целью развитие у обучающихся личностных качеств, а также формирование общих и профессиональных компетенций в соответствии с ГОС СПО.

При этом формулировка целей ОП СПО как в области воспитания, так и в области обучения, дается с учетом специфики конкретной ОП СПО, а также потребностей рынка труда.

В подразделе 1.3. «Нормативный срок освоения ОП СПО» необходимо учитывать то, что сроки освоения ОП СПО и присваиваемые квалификации определяются ГОС СПО и уточняются в ОП СПО в зависимости от формы обучения и присваиваемых квалификаций.

В зависимости от базового образования срок реализации ОП СПО меняется. Срок освоения ОП СПО на базе основного общего образования увеличивается по сравнению со сроком ОП СПО на базе среднего общего образования.

Для специальностей срок освоения ОП СПО в очной форме обучения для лиц, обучающихся на базе основного общего образования, увеличивается на 52 недели из расчета:

 

 

Для специальностей срок освоения программы в очной форме обучения для лиц, обучающихся на базе основного общего образования, увеличивается на 52 недели из расчета: теоретическое обучение (при обязательной учебной нагрузке 36 часов в неделю) 39 нед 1404 ч.
промежуточная аттестация 2 нед. 72 ч.
каникулы 11 нед.  

 

Для профессий срок освоения ОП СПО в очной форме обучения для лиц, обучающихся на базе основного общего образования, увеличивается на 82 недели из расчета:

 

Для профессий срок освоения программы в очной форме обучения для лиц, обучающихся на базе основного общего образования, увеличивается на 82 недели из расчета: теоретическое обучение (при обязательной учебной нагрузке 36 часов в неделю) 57 нед 2052 ч.
промежуточная аттестация 3 нед. 108 ч.
каникулы 22 нед.  

 

Возможно увеличение срока освоения программы для лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Срок получения образования по ОП СПО, реализуемой на базе основного общего и среднего общего образования приводится в соответствии с пунктами 1.9/1.10 ГОС СПО по специальности/профессии.

Так же перечисляются квалификации, которые могут быть присвоены по результатам обучения (в соответствии с перечнем профессий СПО /(перечнем специальностей СПО)).

Например,

Нормативный срок освоения образовательной программы СПО по профессии 43.01.09 Повар, кондитер при очной форме обучения и присваиваемая квалификация приводятся в таблице.

 

На базе Наименование квалификаций по образованию Сроки
среднего общего образования Повар, кондитер 1 год 10 мес.
основного общего образования Повар, кондитер 3 года 10 мес.

 

В подразделе 1.4. «Трудоемкость ОП СПО» необходимо указатьнормативный срок освоения ОП СПО с учетом базы образования и формы обучения в неделях по рекомендуемой форме:

 

№ п/п Учебные циклы Кол-во недель
1 Обучение по учебным циклам

Указывается кол-во недель в соответствии с объемом образовательной программы ГОС СПО

2 Учебная практика
3 Производственная практика (по профилю специальности для ППССЗ)
4 Преддипломная практика (для ППССЗ)
5 Промежуточная аттестация
6 Государственная итоговая аттестация
7 Каникулы

 

Подраздел 1.5. «Особенности ОП СПО» ориентирован на указание особенностей освоения образовательной программы СПО.

В данном подразделе следует отразить особенности разработки ОП СПО с учетом реализации образовательной программы среднего общего образования, возможности обучающихся из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья обучаться по адаптированным ОП СПО, отличительные особенности каждой формы обучения, применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий и т.п.

Например,

ОП СПО, реализуемые на базе основного общего образования, разрабатываются на основе требований соответствующих государственных образовательных стандартов среднего общего и среднего профессионального образования с учетом получаемой специальности/профессии среднего профессионального образования.

Рабочие программы учебных дисциплин общеобразовательного учебного цикла разрабатываются с учетом специфики осваиваемой специальности/профессии среднего профессионального образования.

Обучающемуся из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья предоставляется возможность освоения как основной образовательной программы, так и адаптированной образовательной программы.

Выбор основной или адаптированной образовательной программы осуществляется обучающимся по личному заявлению. При обеспечении инклюзивного образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья предметно-цикловая комиссия включает в образовательную программу специализированные адаптационные дисциплины (модули) …… (перечень).

Адаптированная образовательная программа среднего профессионального образования (далее - АОП) разрабатывается в целях обеспечения права инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на получение среднего профессионального образования, а также реализации специальных условий для обучения данной категории обучающихся. АОП разрабатывается на основе соответствующего ГОС СПО в соответствии с особыми образовательными потребностями инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей. Структура АОП устанавливается с учетом Методических рекомендаций по разработке и реализации адаптированных образовательных программ среднего профессионального образования (приказ Министерства образования и науки ДНР от 22 августа 2016 года № 853).

Для заочной формы обучения отличительными особенностями являются…..

Используется сетевая форма реализации образовательной программы с использованием ресурсов нескольких образовательных или иных организаций … (перечисляются какие).

При заполнении подраздела 1.6. «Требования к поступающим на обучение по образовательной программе СПО» необходимо предварительно установить перечень документов, которые должен предъявить поступающий, каким входным требованиям должен соответствовать абитуриент в соответствии с Порядком приема на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования.

Заполняя подраздел 1.7. «Соответствие профессиональных модулей присваиваемым квалификациям» необходимо учитывать, что для присвоения требуемых квалификаций определяются соответствующие виды профессиональной деятельности, соответствии с которыми дается определение профессиональным модулям, формирующим необходимые компетенции. При наличии нескольких квалификаций, предусмотренных ГОС СПО, необходимо определить какие из квалификаций планируется присваивать выпускникам в рамках реализации конкретной ОП СПО и определить соответствие виду деятельности.

Например,

Квалификации Вид деятельности Наименование ПМ
Квалификации для специальностей/профессий берутся из п. 1.11 (1.12) ГОС СПО ВД для специальностей/ профессий берутся из п. 3.3 (3.4) ГОС СПО Наименования могут быть из ПООП(при наличии)

 

Проектируя подраздел 1.8. «Распределение обязательной и вариативной части образовательной программы» существенно обозначитьструктуру образовательной программы СПО, которая включает обязательную часть и вариативную часть, формируемую участниками образовательных отношений.

Обязательная часть образовательной программы направлена на формирование общих и профессиональных компетенций и должна составляет не более 70 % (ППССЗ) и не более 80% (ППКРС) от общего объема времени, отведенного на ее освоение.

Вариативная часть образовательной программы составляет (не менее 20% ППКРС) и (не менее 30% ППССЗ) и дает возможность:

расширения основного(ых) вида(ов) деятельности, к которым должен быть готов выпускник, освоивший образовательную программу, согласно получаемой квалификации, сочетанию получаемых квалификаций, указанных в ГОС СПО;

углубления подготовки обучающегося, определяемой содержанием обязательной части;

получения дополнительных компетенций, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования.

Конкретное соотношение объемов обязательной части и вариативной части образовательной программы ОО СПО определяет самостоятельно с учетом рекомендаций ПООП (при наличии).

Разработка вариативной части может включать:

формирование программы (или раздела) новой учебной дисциплины общепрофессионального цикла;

формирование отдельных элементов программ учебных дисциплин и профессиональных модулей;

формирование программы (или раздела) профессионального модуля, в том числе учебной и производственной практики.

Размер вариативной части рассчитывается от всего объема, отводимого на освоение ОП СПО, за исключением ГИА.

При введении дополнительных учебных дисциплин за счет часов вариативной части, перечень и индексация составляющих ОП СПО продолжается.

Например,

Распределение вариативной части образовательной программы по профессии 43.01.09 Повар, кондитер

Наименование учебной дисциплины (МДК) Количество часов (базовая часть) Добавлено из часов вариативной части Всего часов Обоснование
ОП 00. Техническое оснащение и организация рабочего места (наименование учебной дисциплины из ПООП) 36 час. (в соответствии с ПООП) 12 час. 48 час. Постоянное обновление и расширение спектра новейшего оборудования индустрии питания
МДК.01.01 Организация приготовления, подготовка к реализации и хранения кулинарных полуфабрикатов (наименование МДК из ПООП) 32 час. (в соответствии с ПООП) 4 час. 36 час. На формирование умений по приготовлению кулинарной продукции разнообразного ассортимента из расширенного спектра полуфабрикатов
МДК.05.02 Процессы приготовления, подготовки к реализации хлебобулочных, мучных кондитерских изделий (наименование МДК из ПООП) 128 час. (в соответствии с ПООП) 92 час. 220 час. Отработка умений по приготовлению большого спектра хлебобулочных, мучных кондитерских изделий в соответствии с требованиями ПС и другой документации,  используемых на предприятиях общественного питания

В подразделе 1.9. «Востребованность выпускников» следует отметитьвостребованность выпускников на рынке труда. Сотрудничество ОО СПО  с предприятиями и организациями различных форм собственности и сфер деятельности (сохраняется и развивается сотрудничество с постоянными базовыми предприятиями и организациями города; развивается сотрудничество с предприятиями и организациями Республики; ведется постоянный поиск новых баз и объектов для реализации учебно-производственного процесса, в том числе с учетом изменений структуры подготовки специалистов в ОО СПО и потребности предприятий, организаций Донецкой Народной Республики в специалистах среднего звена и квалифицированных рабочих, служащих).

Описать мероприятия по содействию трудоустройству выпускников. Сослаться на основных партнеров при реализации ППССЗ/ППКРС.

Дополнением к договорам о сотрудничестве и о производственной практике можно обозначить соглашения о трудоустройстве, заключаемые студентами во время производственной (преддипломной) практики и обеспечивающее последующее трудоустройство выпускников после завершения обучения.

ЗАПОЛНЕНИЕ РАЗДЕЛА 2 «ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ И ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОП СПО»

 

Раздел «Характеристика профессиональной деятельности выпускников и требования к результатам освоения ОП СПО» определяет задачи профессиональной деятельности выпускника:

- область профессиональной деятельности, в которой выпускники, освоившие ОП СПО, могут осуществлять профессиональную деятельность.

- основные виды деятельности, предусмотренные ГОС СПО по специальности/профессии, к выполнению которых должен быть готов выпускник, освоивший ОП СПО;

- требования к результатам освоения ОП СПО.

В подразделе 2.1. «Область профессиональной деятельности выпускника» разработчикамнеобходимо указатьобласть профессиональной деятельности, в которой выпускники, освоившие образовательную программу, могут осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с ГОС СПО нового поколения.

Например,

Области профессиональной деятельности, в которых выпускники, освоившие образовательную программу, могут осуществлять профессиональную деятельность: строительство и жилищно-коммунальное хозяйство (в соответствии с ГОС СПО по профессии 08.01.07 Мастер общестроительных работ);

Область профессиональной деятельности, в которой выпускники, освоившие образовательную программу, могут осуществлять профессиональную деятельность: в сфере сервиса, оказание услуг населению (торговля, техническое обслуживание, ремонт, предоставление персональных услуг, услуги гостеприимства, общественное питание и пр.) (в соответствии с ГОС СПО по профессии 43.01.09 Повар, кондитер).

В подразделе 2.2. «Виды профессиональной деятельности выпускника» необходимо перечислить основные виды профессиональной деятельности выпускника, к выполнению которых должен быть готов выпускник, освоивший соответствующую ОП СПО (предусмотренных ГОС СПО по соответствующей специальности/профессии), исходя из выбранной квалификации специалиста среднего звена, сочетания квалификаций квалифицированного рабочего, служащего.

Например,

    Выпускник, освоивши


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.138 с.