Понятие и роль контрольной власти в обществе. — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Понятие и роль контрольной власти в обществе.

2021-10-05 45
Понятие и роль контрольной власти в обществе. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Контрольная власть предполагает, что: 1) существуют обособленные органы государства (а не общественные организации в виде низовых звеньев народного контроля), осуществляющие только контрольную деятельность и не подчиненные при таком осуществлении никакой другой власти, другим органам; 2) каждая ветвь власти связана с определенной организационно-юридической трансформацией определенной функции государственной власти; 3) система органов данной ветви власти является иерархической или может быть рассредоточена, но они объединены всегда общим функциональным назначением; в деятельности той или иной ветви власти существует

функциональное единство; 4) деятельность системы органов той или иной ветви власти имеет общий, общегосударственный, а не ведомственный характер. Контрольная власть обусловлена контролирующей деятельностью государства, но эта власть осуществляется разнородными органами. Поэтому она имеет совокупный, кумулятивный характер.

Специфика состоит в том, что органы рассредоточены, и каждый из них (или система однородных органов) осуществляет частичную функцию общегосударственного контроля (контроль за соблюдением конституции, нормативных актов, законностью деятельности органов управления, использованием государственных финансов, соблюдением прав человека и т.д.). Контроль — это особая деятельность государства. Она, как правило, исключает иерархию и соподчиненность всех контролирующих органов, иначе могла бы сложиться слишком сильная концентрация власти у одного вида органов и вместо противодействия усилению власти, ее неправомерным акциям, мы бы получили один всеконтролирующий авторитарный орган.

Сфера применения контрольной власти не ограничена. Любой закон, регулирующий самые разные отношения (кроме принятых путем референдума, о чем делается специальная оговорка, например, в конституции Сирии 1973 г.), может быть рассмотрен конституционным судом (советом, другим уполномоченным на то учреждением) с точки зрения его конституционности; жалоба в связи с нарушением прав личности может быть принесена омбудсману на любой орган государственного управления, причем в некоторых странах не только лицом, полагающим, что оно ущемлено в своих правах, но и третьими лицами, органами (например процесс ампаро или народное действие); счетная палата (счетный трибунал, суд счетов) вправе проверять любые предприятия и учреждения, финансируемые хотя бы наполовину из государственной казны или выполняющие публичные работы. Во многих странах органы контрольной власти (государственный контролер) обладают даже полномочиями проверять судебные учреждения и вооруженные силы, не вмешиваясь в их оперативную деятельность. Органы контрольной власти независимы в осуществлении своих функций и в процессе этого осуществления не подчинены никаким другим органам. Контрольную власть в целом в государстве осуществляют, как правило, общенациональные органы различных видов, не соподчиненные между собой, и каждый в своей сфере (есть страны, например США и Япония, где такая власть в конечном счете принадлежит одному органу —только Верховному суду и реализуется в виде контроля за конституционностью), но все же единичные конституции говорят об их определенной системе. В некоторых конституциях есть особый раздел ≪Органы контроля≫.

Основная задача органов контрольной власти — установление фактов нарушений закона, а в ряде случаев — недобросовестности, нецелесообразности и даже иногда неэтичного поведения со стороны государственных служащих, составление акта о нарушениях, представление доклада соответствующему органу или обращение в суд. Непосредственно санкции они сами могут применять в крайне редких случаях.

Органы контроля занимаются лишь расследованием, проверкой, изучением состояния дел и не вправе вмешиваться в оперативную деятельность других органов государства, предприятий, учреждений.

Некоторые органы контрольной

власти делают обобщения и обязаны периодически докладывать парламенту о своих выводах. Это ежегодная обязанность омбудсмана, народного защитника, счетной палаты. В своих отчетах они указывают меры, по их мнению, необходимые для совершенствования деятельности тех или иных сторон деятельности государственного аппарата.

Однако в целом акты органов контрольной власти имеют конкретный, обычно индивидуальный характер и адресованы определенным органам, учреждениям, должностным лицам.

 


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.006 с.