Учебного предмета «Родной (русский) язык» — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Учебного предмета «Родной (русский) язык»

2021-11-25 23
Учебного предмета «Родной (русский) язык» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Пояснительная записка

Программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, примерной программы  по учебному предмету «Родной язык» для 10–11 класс (ФГОС СОО) Департамента образования Белгородской области, учебного плана лицея, планируемых результатов среднего общего образования.

В систему предметов общеобразовательной школы предметная область «Родной (русский) язык» и «Родная (русская) литература» включена приказом Минобрнауки от 31.12.2015 года №1577. Изучение данной предметной области должно обеспечить:

– воспитание ценностного отношения к родному языку и родной литературе как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа;

– приобщение к литературному наследию своего народа;

– формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, личной ответственности за сохранение культуры народа;

– обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;

– получение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение базовых понятий лингвистики, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.

Общая характеристика курса

Ведущая идея настоящего курса – изучение родного русского языка с позиции его духовной, культурно-исторической ценности.

Программа направлена на решение следующих целей:

– совершенствование норм и условий для полноценного функционирования и развития русского языка как государственного языка Российской Федерации и как языка межнационального общения;

– обучение русскому языку школьников, как средству укрепления русского языка (как родного).

Достижение поставленных целей изучения родного языка обеспечивается решением следующих задач:

– формирование представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

– развитие диалогической и монологической устной и письменной речи на родном языке, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности на родном языке.

 

Планируемые результаты изучения

Содержание учебного предмета

Класс

Вводное занятие

    Теоретическая часть. Родной (русский) язык – основа истории и сущность духовной культуры народа. Слово – не только единица языка, но и сам язык, способность человека выражать мысли и чувства на родном (русском) языке, охватывая все многообразие материальной и духовной жизни.

 

Родной (русский) язык и разновидности его употребления

    Теоретическая часть. Родной (русский) язык как система и развивающееся явление. Строй и употребление родного (русского) языка. Соотносительность (вариативность) средств и способов языкового выражения.

    Стиль. Разговорный язык и литературный язык. Их взаимосвязь и различие.

Разновидности родного (русского) разговорного языка: территориальный диалект, социально-профессиональный диалект, «полудиалект», просторечие, «общий» разговорный язык. Диалектная основа языкового своеобразия региона. Черты южнорусского наречия и курско-орловских говоров. Понятие о лингворегионализмах. Украинизмы в современной речи жителей Белгородской области. Понятие о социолекте.

Практическая работа. Работа с публицистическими текстами о языке. Лингвистический анализ публицистических и художественных текстов (в том числе писателей Черноземья). Фиксация и анализ разговорной речи.

 

Итоговое занятие.

Практическая часть. Защита мини-проектов по изученным темам.

 

Класс

Вводное занятие

Теоретическая часть. Родной (русский) разговорный и литературный язык. Их взаимосвязь и различия. Разновидности родного (русского) разговорного языка: территориальный диалект, социально-про­фессиональный диалект, жаргон, арго, просторечие, «полудиалект», «общий» разговорный язык. Разновидности родного (русского) литературного языка: официально-деловой, научный и публицистический стили, язык художественной литературы («художественный стиль»).

Итоговое занятие.

Практическая часть. Лингвостилистический анализ художественных прозаических и стихотворных текстов. Презентация работ.

Тематическое планирование

Класс

 

Тема урока Дата проведения урока по плану Дата проведения урока фактически Примечание
1. Вводное занятие. Родной (русский) язык – основа истории и сущность духовной культуры народа 1 1 -
 

Класс

№ п/п

Наименование разделов.

Темы разделов

Всего часов

В том числе

Теоретические занятия практические работы 2. Введение. Текст как явление употребления родного (русского) языка. Разговорный язык и литературный язык. 1 1 -

Пояснительная записка

Программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, примерной программы  по учебному предмету «Родной язык» для 10–11 класс (ФГОС СОО) Департамента образования Белгородской области, учебного плана лицея, планируемых результатов среднего общего образования.

В систему предметов общеобразовательной школы предметная область «Родной (русский) язык» и «Родная (русская) литература» включена приказом Минобрнауки от 31.12.2015 года №1577. Изучение данной предметной области должно обеспечить:

– воспитание ценностного отношения к родному языку и родной литературе как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа;

– приобщение к литературному наследию своего народа;

– формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, личной ответственности за сохранение культуры народа;

– обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;

– получение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение базовых понятий лингвистики, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.

Общая характеристика курса

Ведущая идея настоящего курса – изучение родного русского языка с позиции его духовной, культурно-исторической ценности.

Программа направлена на решение следующих целей:

– совершенствование норм и условий для полноценного функционирования и развития русского языка как государственного языка Российской Федерации и как языка межнационального общения;

– обучение русскому языку школьников, как средству укрепления русского языка (как родного).

Достижение поставленных целей изучения родного языка обеспечивается решением следующих задач:

– формирование представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

– развитие диалогической и монологической устной и письменной речи на родном языке, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности на родном языке.

 

Планируемые результаты изучения

учебного предмета «Родной (русский) язык»

 

Предметные результаты изучения предметной области «Родной язык и родная литература» включают предметные результаты учебных предметов «Родной язык», «Родная литература» (базовый и углубленный уровень)- требования к предметным результатам освоения базового курса родного языка и родной литературы должны отражать:

1) сформированность понятий о нормах родного языка и применение знаний о них в речевой практике;

2) владение видами речевой деятельности на родном языке (аудирование, чтение, говорение и письмо), обеспечивающими эффективное взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;

3) сформированность навыков свободного использования коммуникативно-эстетических возможностей родного языка;

4) сформированность понятий и систематизации научных знаний о родном языке, осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий родного языка;

5) сформированность навыков проведения различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста на родном языке;

6) обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;

7) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии родного языка, основными нормами родного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого; приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому совершенствованию;

8) сформированность ответственности за языковую культуру, как общечеловеческую ценность; создание значимости чтения на родном языке и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении, как средстве познания мира и себя в этом мире; гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

9) сформированность понимания родной литературы, как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

10)  обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры;

11)  сформированность навыков понимания литературных художественных произведений, отражающих разные этнокультурные традиции.

 

Содержание учебного предмета

Класс

Вводное занятие

    Теоретическая часть. Родной (русский) язык – основа истории и сущность духовной культуры народа. Слово – не только единица языка, но и сам язык, способность человека выражать мысли и чувства на родном (русском) языке, охватывая все многообразие материальной и духовной жизни.

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.