История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Топ:
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов...
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Интересное:
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Дисциплины:
2021-11-25 | 16 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Профессионального модуля
ПМ.02 КОНТРОЛЬ ЗА БЕЗОПАСНОСТЬЮ
ГОРНЫХ И ВЗРЫВНЫХ РАБОТ
По специальности 21.02.17 «Подземная разработка месторождений полезных ископаемых»
Донецк
2021
ОДОБРЕНА цикловой комиссией горно-экологических дисциплин протокол № ______ от «_____»____________20___ | Разработана на основе Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 21.02.17 «Подземная разработка месторождений полезных ископаемых», утвержденного приказом Министерства образования и науки ДНР от 17.09.2015 г. № 529 |
Председатель цикловой комиссии горно-экологических дисциплин ______________И.В.Устименко | Заместитель директора по учебно-методической работе ________________Л.И.Григорьева |
Составитель (автор):
Устименко И.В. - специалист высшей категории, преподаватель горно-обогатительных дисциплин ГПОУ «ДонТЭК», преподаватель-методист
Рецензенты:
1. Борщевский С.В. – декан горного факультета, зав.кафедрой «Строительство зданий, подземных сооружений и геомеханика» Института горного дела и геологии ГОУВПО «Донецкий национальный технический университет», председатель учебно-методической комиссии по горному делу, д.т.н., профессор.
2. Червяк В.М. – преподаватель цикловой комиссии горно-экологических дисциплин ГПОУ «ДонТЭК», специалист первой категории.
СОДЕРЖАНИЕ
1 | Паспорт рабочей программы профессионального модуля | 4 |
2 | Результаты освоения профессионального модуля | 9 |
3 | Структура и содержание профессионального модуля | 10 |
4 | Условия реализации программы профессионального модуля | 20 |
5 | Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности) | 24 |
|
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ.02 Контроль за безопасностью ведения горных и взрывных работ
Иметь практический опыт:
– участия в проведении нарядов на горном участке;
– контроля за соблюдением требований правил безопасности при проведении подготовительных и очистных работ;
– участия в контроле за технологическим процессом при работе горного оборудования в опасных зонах;
– контроля за соблюдением требований правил безопасности при ведении взрывных и транспортных работ; составления паспортов крепления горных выработок;
– участия в составлении паспортов буровзрывных работ; контроля за состоянием средств пожаротушения согласно табелю противопожарного инвентаря;
– контроля за сроками поверки огнетушителей при тушении пожаров электроустановок до 1000 V и свыше 1000 V;
– участия в учениях военизированной горноспасательной части по ликвидации пожара или аварии согласно плану ликвидации аварий;
– контроля за соблюдением должностной и производственной инструкции по охране труда на рабочих местах;
– контроля за использованием персоналом средств коллективной и индивидуальной защиты;
– участия в разработке комплексного плана по улучшению условий труда на рабочих местах;
– контроля выполнения комплексного плана и плана ликвидации аварий;
– проверки объекта горных работ на соответствие требованиям промышленной безопасности и охраны труда; выявления нарушений при эксплуатации горнотранспортного оборудования, которые создают угрозу жизни и здоровью работников;
– выявления нарушений при ведении горных работ, которые создают угрозу жизни и здоровью работников;
уметь:
– контролировать выполнение правил безопасности при ведении подготовительных, добычных и ремонтно-восстановительных работ на участке;
|
– анализировать нормативные правовые акты и инструкции; составлять и читать паспорта крепления горных выработок; составлять и читать паспорта буровзрывных работ;
– применять действующие правила и нормативные правовые акты в области пожарной безопасности;
– разрабатывать мероприятия по улучшению условий труда на рабочих местах;
– различать вредные и опасные производственные факторы;
– анализировать и сопоставлять должностные, производственные инструкции по охране труда в соответствии с нормативными правовыми актами;
– пользоваться средствами коллективной и индивидуальной защиты;
– владеть методами оказания доврачебной помощи пострадавшим;
– идентифицировать опасные производственные факторы;
– разрабатывать перечень мероприятий по локализации опасных производственных факторов;
– определять перечень мероприятий по ликвидации аварий; определять перечень мероприятий по производственному контролю;
– анализировать локальные документы организации в области управления охраной труда и промышленной безопасностью;
знать:
– требования межотраслевых(отраслевых) правил и норм по охране труда и промышленной безопасности; требования правил безопасности в соответствии с видом выполняемых работ;
– правила безопасности при разработке угольных месторождений подземным способом;
– единые правила безопасности при разработке месторождений полезных ископаемых подземным способом;
– единые правила безопасности при ведении взрывных работ;
– правила технической эксплуатации рудничного транспорта;
– требования региональных нормативных правовых актов, инструкций;
– содержание паспортов крепления горных выработок и буровзрывных работ;
– требования правил пожарной безопасности;
– требования к средствам пожаротушения;
– действия в чрезвычайных и аварийных ситуациях;
– содержание и организацию мероприятий по пожарной безопасности;
– организацию работы горноспасательной службы;
– требования трудового законодательства Донецкой Народной Республики;
– требования охраны труда;
– опасные и вредные производственные факторы;
– основные положения по обеспечению гигиены труда и производственной санитарии;
|
– требования охраны труда по обеспечению работников средствами коллективной и индивидуальной защиты;
– методы и средства оказания доврачебной помощи пострадавшим при несчастных случаях и авариях; содержание должностной инструкции;
– содержание инструкций по охране труда;
– требования по обеспечению безопасности технологических процессов, эксплуатации зданий и сооружений, машин и механизмов, оборудования, электроустановок, транспортных средств, применяемых на участке;
– требования нормативных правовых актов в области промышленной безопасности опасных производственных объектов;
– способы и средства предупреждения и локализации опасных производственных факторов, обусловленных деятельностью организации;
– организацию, методы и средства ведения спасательных работ и ликвидации аварий в организации;
– полномочия инспекторов государственного надзора и общественного контроля за охраной труда и промышленной безопасностью;
– значение и содержание производственного контроля в горной организации; значение и содержание плана ликвидации аварий.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
3.1 Тематический план профессионального модуля ПМ.02. Контроль за безопасностью ведения горных и взрывных работ
Коды
Всего часов
Объём времени, отведенного на освоение междисциплинарного курса (курсов), часов
Практика, часов
обязательная аудиторная учебная нагрузка студента
самостоятельная работа студента
Учебная
Производственная
Содержание обучения по профессиональному модулю ПМ.01 Контроль за безопасностью ведения горных и взрывных работ
Наименование разделов профессионального модуля ПМ.02, междисциплинарных курсов (МДК) и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы, практические занятия, самостоятельная работа студентов, курсовой проект
| Объём часов | Уровень освоения | ||
Содержание
Лабораторные работы
Практические занятия
Практическое занятие № 1. Квалификация несчастных случаев и аварий. Расследование несчастных случаев. Составление актов Н-5 и Н-1.
Примерная тематика домашних заданий:
Структурные схемы для кодирования межотраслевых и отраслевых Государственных нормативных актов об охране труда.
Органы государственного управления охраной труда и их обязанности. Органы государственного надзора за охраной труда и их обязанности.
Функции предприятия по управлению охраной труда
Функции структурного подразделения предприятия по управлению охраной труда. Обязанности и функции работников в Системе управления охраной труда
Положение о стимулировании работ по охране труда в угольной промышленности
Изучение понятия «травма». Классификация травм и причин несчастных случаев. Расследование и учет несчастных случаев. Способы анализа производственного травматизма.
Требования к администрации предприятия по созданию безвредных и безопасных условий труда. Ответственность за нарушение норм охраны труда.
Правила приема на работу в шахту. Обучение по охране труда и профессии.
Требования межотраслевых и отраслевых правил и норм по охране труда и промышленной безопасности.
Требования правил безопасности при ведении подготовительных и очистных работ
Правила безопасности при разработке угольных пластов в нормальных горно-геологических условиях
Правила безопасности при разработке угольных пластов, склонных к внезапным выбросам угля и газа
Полномочия инспекторов государственного надзора и общественного надзора за охраной труда и промышленной безопасностью
Полномочия инспекторов общественного контроля за охраной труда и промышленной безопасности
Система управления охраной труда и промышленной безопасностью в горной организации. Виды ответственности должностных лиц за нарушение ПБ
|
Требования охраны труда по обеспечению работников средствами коллективной и индивидуальной защиты
Содержание
Лабораторные работы
Практические занятия
Практическое занятие № 2. Изучение ЕПБ при разработке месторождений полезных ископаемых.
Примерная тематика домашних заданий:
Обязанности горного надзора по обеспечению безопасности работ. Устройство выходов из горных выработок. Требования ПБ при проведении и креплении горных выработок.
Содержание паспорта выемочного участка, проведения и крепления подземных выработок.
Минимальные площади поперечных сечений горных выработок в свету и величины зазоров между транспортными средствами.
Периодичность осмотра горных выработок ИТР шахты. Основные требования ПБ при ремонте и ликвидации горных выработок. Предупреждение падения людей в горные выработки.
Паспорт проведения и крепления горной выработки, составление и утверждение
Ознакомление персонала участка с паспортом проведения и крепления горной выработки
Паспорт крепления (ремонта), восстановления, погашения и ликвидации горных выработок
Паспорт погашения и ликвидации аварийных ситуаций в горных выработках
Решение ситуационных задач по ТБ при проведении и креплении горной выработки
Решение ситуационных задач по ТБ при перекреплении и восстановлении горных выработок
Решение ситуационных задач по ТБ при ремонте и ликвидации горных выработок.
Решение ситуационных задач по ТБ при перекреплении и восстановлении горных выработок
Содержание
Лабораторные работы
Практические занятия
Примерная тематика домашних заданий:
Возобновление работ в лавах после остановки. Необходимый запас крепежных материалов, устойчивости кровли и другие.
Основные требования ПБ при устройстве бутовых полос и при посадке кровли.
Стадии протекания внезапного выброса угля и газа. Признаки, предшествующих внезапному выбросу. Разделение шахтных пластов на категории опасности по внезапным выбросам угля и газа. Понятие «защитный пласт».
Решение ситуационных задач по мерам безопасности при ведении очистных работ
Содержание
Лабораторные работы
Практические занятия
Практическое занятие № 3. Составление перечня правил поведения для лиц, допускаемых к ведению взрывных работ и к руководству ведения взрывных работ.
Примерная тематика домашних заданий:
Основные причины травматизма во время производства БВР.
Особенности ведения взрывных работ на угольных шахтах, опасных по газу или разрабатывающих пласты, опасные по взрывам пыли.
Дополнительные требования при сотрясательном взрывании.
Правила ведение взрывных работ в шахте
ЕПБ при ведении сотрясательного взрывания в шахте
Лица, допускаемые к ведению взрывных работ
Лица, допускаемые к руководству ведения взрывных работ
Паспорт буровзрывных работ (БВР): составление, утверждение
Инструктаж персонала горного участка по ведению БВР, виды контроля за деятельностью персонала при ведении БВР
Содержание
Лабораторные работы
Практические занятия
Примерная тематика домашних заданий:
Требования ПБ к составу рудничного воздуха и вентиляционным сетям шахт.
Требования ПБ к вентиляционным сооружениям.
Требования ПБ к вентиляторным установкам.
Проветривание тупиковых выработок.
Дополнительные требования для шахт, опасных по газу.
Требования ПБ к дегазации пластов и вмещающих пород.
Контроль состояния атмосферы в горных выработках.
Содержание
Лабораторные работы
Практические занятия
Практическое занятие № 4. Решение ситуационных задач по правилам безопасности при доставке груза, людей и материалов
Примерная тематика домашних заданий:
Безопасное передвижение людей по горным выработкам. Условия безопасной перевозки людей по горизонтальным и наклонным выработкам. Основные требования ПБ при перевозке людей и грузов по горизонтальным и наклонным выработкам.
Требования ПБ к средствам шахтного транспорта.
Требования ПБ к путевому хозяйству, локомотивной откатке, контактной сети и зарядке аккумуляторных батарей.
Требования ПБ к шахтному подъему, шахтным канатам, подвесным и прицепным устройствам, армировке стволов шахт, подъемным машинам и проходческим лебедкам. Требования к обслуживанию подъемных установок. Сигнализация и связь на шахтном транспорте и подъеме.
ПБ при эксплуатации локомотивного транспорта
Требования ПБ по эксплуатации подземных электровозных гаражей
ПБ при эксплуатации грузового конвейерного транспорта
ПБ при эксплуатации грузолюдского конвейерного транспорта
ПБ при доставке груза, людей
ПБ при доставке взрывчатых материалов, негабаритных грузов
Решение ситуационных задач по правилам безопасности при эксплуатации локомотивного транспорта.
Решение ситуационных задач по правилам безопасности при эксплуатации конвейерного транспорта
Содержание
Лабораторные работы
Практические занятия
Примерная тематика домашних заданий:
Общие требования к шахтному электроснабжению и электрооборудованию.
Область и условия применения шахтного электрооборудования.
Электрические машины и аппараты. Камеры для электрических машин и подстанций.
Защита кабелей, электродвигателей и трансформаторов.
Электроснабжение участка и управление машинами.
Заземление электротехнических устройств, трубопроводов, сигнальных тросов, вентиляционных труб.
Освещение поверхностного комплекса шахты и подземных выработок. Шахтные ламповые.
Контроль за электрохозяйством шахты.
Компрессорные установки и воздухопроводы
Правила ведения горных работ в зонах, опасных по прорывам воды, глины и пульпы и меры безопасности. Требования ПБ к водоотливным установкам. Водосборники. Насосные камеры.
Решение ситуационных задач по правилам ведения горных работ в зонах, опасных по прорывам воды, глины и пульпы.
Содержание
Лабораторные работы
Практические занятия
Примерная тематика домашних заданий:
Основные положения по обеспечению гигиены труда.
Основные положения по обеспечению промышленной санитарии.
Разработка перечня мероприятий по обеспечению гигиены труда и промышленной санитарии.
Медицинское и гигиеническое обеспечение работников шахт: медпункты, аптечки для оказания первой помощи пострадавшим, санитарные носилки, медицинские осмотры, питьевое водоснабжение, АПК, раздевалки и душевые, стирка и ремонт спецодежды.
Воздействие шума и вибрации на человека. Источники шума и вибрации в шахте и меры борьбы с ними. Профилактика вибрационной болезни.
Влияние освещения на безопасность и производительность труда. Аккумуляторные светильники индивидуального пользования.
Изучение применения средств коллективной и индивидуальной защиты.
Содержание
Лабораторные работы
Практические занятия
Примерная тематика домашних заданий:
Требования правил пожарной безопасности на горном предприятии
Лица, ответственные за противопожарную защиту на горном предприятии
Причины возникновения экзогенных и эндогенных пожаров и меры их предупреждения.
Способы тушения пожаров. Правила тушения пожаров водой, пеной и порошком. Раскрытие участков с погашением пожарами. Порядок
ведения работ в районе пожарных участков.
Распределение промышленных зданий и сооружений на категории по пожарной и взрывной опасности. Пожарные резервуары.
Насосные станции. Противопожарная защита лесных складов,
копров и стволов. Склады аварийного оборудования и материалов.
Виды средств пожаротушения и требования к ним
Применение специальных средств пожаротушения в шахте
Содержание и организация мероприятий по пожарной безопасности
Состав и функции комиссии по противопожарной защите шахты
Типы пенных и порошковых ручных огнетушителей. Стационарные и передвижные огнетушители. Автоматические установки пожаротушения.
Подземный пожарно-оросительный трубопровод. Размещение первичных средств пожаротушения и их количество. Огнестойкость крепления горных выработок.
Решение ситуационных задач по выполнению требований правил пожарной безопасности на горном предприятии
Изучение устройств различных видов средств пожаротушения
Разработка противопожарного режима на горном предприятии
Содержание
Лабораторные работы
Практические занятия
Примерная тематика домашних заданий:
Назначение и содержание плана ликвидации аварии (ПЛА)
Содержание оперативной части ПЛА
Документы, которые прилагаются к оперативной части ПЛА. Мероприятия по спасению людей, ликвидации и предупреждения развития аварий.
Загазованности, внезапная остановка ВГП, общешахтное отключение электроэнергии, застревание в стволе подъемных сосудов, поражение эл.током.
Организация работы горноспасательной службы (ВГСЧ)
Организация работы горноспасательной службы шахты (ВГК)
Правила поведения во время аварий: пожар, взрыв газа или угольной пыли, внезапный выброс угля и газа, горный удар, обрушения, затопления, заиливания.
Действия работников в чрезвычайных ситуациях.
Действия работников в аварийных ситуациях.
Самостоятельная работа
- работа с конспектом лекций
- работа с основной и дополнительной литературой
- ознакомление с нормативными материалами
- выполнение контрольной работы
- подготовка к опросам на занятиях
- подготовка к квалификационному экзамену по ПМ.02
- подготовка к выполнению раздела выпускной квалификационной работы
Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы профессионального модуля ПМ.02 Контроль за безопасностью ведения горных и взрывных работ требует наличие учебного кабинета: Охрана труда (№ 400).
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству студентов;
- учебная доска;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий, учебно-методические стенды, плакаты, действующие макеты оборудования, учебно-методический комплекс по МДК.
Технические средства обучения:
– компьютер с лицензионным программным обеспечением;
– мультимедиа проектор;
– калькуляторы;
– учебные видеоролики по безопасности ведения горных и взрывных работ.
Реализация программы модуля предполагает производственную практику.
Оборудование и оснащение рабочих мест:
Тренажер по оказанию первой медицинской помощи ВИНТИМ;
Электрифицированные макеты:
1. Правила техники безопасности при ведении очистных работ в комплексной механизированной лаве.
2. Газовый электрогенератор.
3. Правила техники безопасности по проведению уклона.
4. Правила техники безопасности по проведению откаточного штрека.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Профессионального модуля
ПМ.02 КОНТРОЛЬ ЗА БЕЗОПАСНОСТЬЮ
ГОРНЫХ И ВЗРЫВНЫХ РАБОТ
|
|
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!