Младенческий возраст от 0 до 1 года. — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Младенческий возраст от 0 до 1 года.

2021-11-24 23
Младенческий возраст от 0 до 1 года. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Внутри младенчества выделяют 3 микро периода: - новорожденность и 2 этапа младенчества (первый и второй).

Новорожденность. Нет единой точки зрения на вопрос когда же закончится период новорожденности. Медики считают, что период новорожд-ти заканчивается через несколько дней после рождения, признаком окончания этого периода является восстановление первоначального веса после рождения ребенка. Физиологи считают, что период новорожд-ти заканчивается, когда у ребенка образуются условные рефлексы (в месяц). Психологи считают, что этот период заканчивается при появлении у ребенка комплекса оживления, это эмоциональная реакция, которая включает в себя след. компоненты: 1)зрительное сосредоточение(проявляется интерес к взрослому); 2)эмоциональное сосредоточение; 3)двигательное оживление. Нижней границей периода новорожденности является социальная улыбка. Верхней границей периода новорожд-ти является комплекс оживления(прежде всего это акт общения). Ребенок может реагировать и на другие радующие воздействия (игрушку), но при этом комплекс оживления должен быть сформирован сначала в общении со взрослым. У родившегося ребенка существует предрасположенность выделить в окружающем мире взрослого, биологическая предрасположенность. Однако, для того чтобы возникла потребность в общении со взрослым, нужно опережающее воздействие взрослого, который относиться к ребенку, как к личности. Ребенок привыкает к потоку ласки, внимания, доброжелательности и начинает в этом нуждаться. Основными потребностями в общении со взрослым, у ребенка является потребность во внимании и доброжелательности. Появляющийся комплекс оживленности означает переход ребенка к новой ступеньке развития. Начинается новый этап в развитии ребенка – собственно младенчество.

Характеристика 1 этапа младенчества. Эта ситуация зависимых отношений младенца от окружающих. Ребенок беспомощное существо, он без взрослого не может реализовать свои потребности. Ведущей деят-тью является эмоциональное общение от взрослого. На этом этапе развития ведущая деят-ть совпадает с формой общения. Ведущей формой общения является ситуативно-личностная форма. В рамках эмоционального общения у ребенка формируются положительные самоощущения, на основе аффективно-личностной связи со взрослым, формирование акта хватания. Аффективно-личностная связь считается базовой, потому что она создает условия для проявления познавательной активности у детей. Формирование акта хватания не связано с цеплятельным рефлексом, а связано с комплексом оживления. Случайное соприкосновение с предметом при вскидывании ручек кладет начало целенаправленным действиям. Акт хватания приводит к тому, что ребенок начинает проявлять интерес к предметному миру.

На втором этапе младенчества мы говорим о формировании у ребенка предпосылок к предметно-манипул. деят-ти. Ребенок знакомиться со свойствами, функциями, общение со взрослым. В качестве доминирующей формы общения начинают выступать другие функции общения – ситуативно-деловая. Ведущая потребность- во взаимопомощи, поддержке. Ведущий мотив – деловой; взрослый как помощник, образец действия. Ведущие средства общения – изобразительные.

Новообразование. Обогащение содержания потребности в общении со взрослым. Формируется самосознание ребенка, он начинает выделять себя в качестве субъекта общения, деят-ти. О формирующемся самосознании свидетельствует узнавание себя в зеркале. Формирование у ребенка ходьбы. Эксперименты свидетельствуют о том, что уже в 1ом полугодии ребенок реагирует на разрешающие и запрещающие действия. Во 2ом полугодии эта тенденция представлена еще ярче, дети протестуют, обижаются на взрослых - это свидетельствует о том, что к конце года у ребенка складывается.(Л.С.Выготский). Ходьба ребенка делает его независимым от взрослого, расширяет возможности его познания. Кризис 1 года – может приобретать некие негативные характеристики, при условии не правильного воспитания.

 

9. Психологические особенности развития ребенка в раннем возрасте.

Ранний возраст – это период с года до 3 лет. В это время происходят важнейшие изменения в психическом развитии детей – формируется мышление, активно развивается двигательная сфера, появляются первые устойчивые качества личности. Ведущей деятельностью в этом возрасте является предметная деят-ть, Эта деят-ть подразумевает, что предмет используется в качестве орудия по закрепленным в данной культуре правилам и нормам (ложкой едят, лопаткой копают, молотком забивают гвозди). Выявляя в процессе деят-ти наиболее важные свойства предмета, ребенок начинает соотносить их с определенными операциями, которые он совершает, при этом открывая, какие операции лучше всего подходят к конкретному предмету. Т.о. дети учатся пользоваться предметами так, чтобы они не были просто продолжением их руки, но использовались, исходя из логики самого предмета, т.е из того, что им лучше всего можно делать. В течение второго года жизни дети обучаются большинству предметных действий. Большое значение для психического развития в этом возрасте имеет формирование сенсорики. Исследования многих ученых (Запорожца, Венгера) показали, что в первые годы жизни уровень развития восприятия влияет на мышление. Это связано с тем, что действия восприятия связаны с такими операциями мышления, как обобщение, классификация. Развитие восприятия определяется тремя параметрами: перцептивными действиями, сенсорными эталонами и действиями соотнесения. Перцептивные действия помогают изучить основные свойства и качества воспринимаемого предмета, выделив из них главные и второстепенные.. В раннем возрасте также начинается формирование сенсорных эталонов – вначале как предметных, которые затем, постепенно обобщаясь, переходят на уровень сенсорных. Сначала представления о форме или цвете связаны у реб-ка с конкретным предметом(круглый мяч, зеленая трава). Постепенно это качество обобщается, и отрываясь от предмета, становится обобщенным эталоном – цвета, формы, размера. В раннем возрасте кроме наглядно-действенного мышления начинает формироваться и наглядно-образное. При наглядно-действенном мышление возникает к концу первого года жизни и является ведущим видом мышления. Наглядно-образное возникает в 2,5-3 года и является ведущим до 6-6,5 лет. Наглядно-схематическое мышление возникает в 4,5-5 лет, оставаясь ведущим видом мышления до 6-7 лет. Словесно-логическое мышление возникает в 5,5-6 лет, становясь ведущим с 7-8 лет и остается основной формой мышления у большинства взрослых людей.

Развитие речи

Речь маленького ребёнка возникает и первоначально проявляется в общении со взрослым. Поэтому первая задача воспитания – это развитие активной, коммуникативной речи. Для этого необходимо не только постоянно разговаривать с ребёнком, но и включать его в диалог, создавать потребность в собственных высказываниях. Чтобы ребёнок заговорил, у него должна быть необходимость выразить словом то, что другими средствами выразить невозможно..

Другой важной линией речевого развития является совершенствование так называемой пассивной речи, т.е.понимания речи взрослого. В раннем возрасте возникает ещё одна важнейшая функция речи – регулятивная. Появляется способность управлять своим поведением с помощью слова. Если до двух лет действия ребёнка определяются в основном воспринимаемой ситуацией, то во второй половине раннего возраста возникает возможность регулировать поведение ребёнка посредством речи, т.е. выполнение речевых инструкций взрослого. Для этого используются игры и занятия, включающие простые поручения: Развитие игровой деятельности

Главным условием перерастания стереотипных, процессуальных действий с игрушками в настоящую игру является эмоциональная вовлечённость ребёнка в действия взрослого. Дети принимают и усваивают игровые, замещающие действия только в том случае, если взрослый активно выражает свою увлечённость игрой и если ребёнок «заражается» этой увлечённостью.

Важнейшим шагом в развитии игры является введение предметов-заместителей.

. Первоначально игра существует как индивидуальная деятельность ребёнка и разворачивается как самостоятельная или совместная со взрослым активность. Однако на определённом этапе развития к игре ребёнка могут присоединиться сверстники. Организация первых совместных игр между детьми – специальная задача воспитателя, решение которой способствует становлению творческой, самостоятельной и саморазвивающейся игровой деятельности ребёнка.

Своевременно сформированная игра ребёнка является залогом полноценного развития ведущей деятельности дошкольника, которая является главным условием нормального психического и личностного развития ребёнка в этот решающий период становления человека.

Предпосылки формирования личности в раннем возрасте. Особенности первых представлений о себе: узнавание своего имени, отдельных частей своего тела, своего изображения в зеркале и т.д. Установление связи чувств и желаний с представлениями. Роль оценки поведения ребенка взрослыми в развитии зачатков самосознания. Усвоение правил взаимоотношений людей и формирование притязаний на признаниеВозникновение мотивов поведения и стремления к самостоятельности.


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.