Тема: РНК геномные вирусы и их роль в патологии человека — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Тема: РНК геномные вирусы и их роль в патологии человека

2021-11-24 29
Тема: РНК геномные вирусы и их роль в патологии человека 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ЗАНЯТИЕ 2

ТЕМА: РНК ГЕНОМНЫЕ ВИРУСЫ И ИХ РОЛЬ В ПАТОЛОГИИ ЧЕЛОВЕКА

УЧЕБНАЯ ЦЕЛЬ: изучить роль РНК-геномных вирусов в патологии человека, понимать механизм их взаимодействия с чувствительной клеткой человека и его значение в патогенезе инфекционного заболевания

В результате изучения темы студент должен

знать:

1. РНК - вирусы, вызывающие преимущественно респираторные, кишечные и нейротропные инфекции.

2. Возбудителей РНК-вирусных инфекций, представляющих наибольшую эпидемическую опасность для населения и в чем ее причина.

3. Механизм взаимодействия РНК-вирусов с чувствительной клеткой человека.

4. Механизм изменчивости в вирусных популяциях и его практическое значение в клинической практике.

5.Особенность патогенеза инфекционных заболеваний, вызванных РНК-вирусами.

6. Особенности забора и транспортировки исследуемого материала от больных с вирусными инфекциями микробиологическую лабораторию.

7.  Принципы микробиологической диагностики вирусных инфекций и биологические особенности вирусов, положенных в основу их идентификации.

8. Почему при серологической диагностике вирусных инфекций соблюдают принцип «парных сывороток».

9. В чем трудности и недостатки микробиологической диагностики вирусных инфекций.

уметь:

1. Устанавливать причинно-следственные связи развитии вирусных инфекций, формулируя выводы на основе выполненных вирусологических исследований

2. Анализировать и прогнозировать последствия эпидемической ситуации, складывающейся при развитии вирусных инфекций в популяции человека

3. Публично излагать свои мысли

4. Самостоятельно обосновывать свою точку зрения при участии в дискуссии, используя знания биологических и физиолого-биохимических закономерностей, происходящих в  вирусных популяциях при развитии инфекционного процесса

владеть:

1. Навыками обоснования характера патологического процесса, развивающегося под влиянием вирусов и проявления его клинической картины.

2. Техникой безопасности при работе с инфицированным биоматериалом.

3.  Публичной речью – навыками ведения дискуссии.

4. Анализом теоретического материала и умением формулировать выводы на основе самостоятельных логических построений.

Программа выполнения самостоятельной работы

На практическом занятии

1. Ответить на предложенные теоретические вопросы исходного уровня знаний

2. Феномен генетического взаимодействия РНК вирусов с чувствительной клеткой человека (МУ 3.1.2)

3. РНК – содержащие вирусы в патологии человека (МУ 3.2.2)

4. Особенности патогенеза вирусных инфекций, вызванных РНК – содержащими вирусами (МУ 3.2.3)

5. Принципы микробиологической диагностики возбудителей инфекционных заболеваний вирусной этиологии (МУ 3.2.4)

6. Препараты для специфической профилактики вирусных инфекций, вызванных РНК-содержащими вирусами (МУ 3.2.5).

7. Текущий контроль уровня знаний студента

МУ 3.2.1 ФЕНОМЕН ГЕНЕТИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РНК-ВИРУСОВ С ЧУВСТВИТЕЛЬНОЙ КЛЕТКОЙ ЧЕЛОВЕКА

 

Задание 1. Опишите механизм взаимодействия РНК(-) вирусов с чувствительной клеткой человека

 

Рисунок 1. - Механизм взаимодействия РНК-вирусов

С чувствительной клеткой человека

Задание 2. Опишите механизм взаимодействия РНК(+) вирусов с чувствительной клеткой человека

 

Задание 3. Проведите сравнительный анализ и укажите различия в механизме взаимодействия РНК-вирусов с чувствительной клеткой в зависимости от их особенностей.

МУ 3.2.2 РОЛЬ РНК – СОДЕРЖАЩИЕ ВИРУСЫ

В ПАТОЛОГИИ ЧЕЛОВЕКА

ЗАДАНИЕ 4. Используятаблицу 1, укажите систематическое положение РНК-вирусов, вызывающих инфекционные заболевания у человека:

Таблица 1. Этиологическая структура РНК-вирусов, вызывающих инфекционные заболевания у человека

Оrthomyxo- viridae Paromyxo- viridae Rhabdo-viridae Corona- viridae Togoviridae Picorna- viridae
Вирус гриппа Вирус парагриппа   Вирус паротита   Вирус кори   Вирус подострого склерози-рующего панэнце-фалита Вирус бешенства   Вирус везикулярного стоматита Корона- вирусы Вирус краснухи Вирусы полиомиелита   Вирусы Коксаки   Вирусы ЭСНО   Вирус гепатита А
           
Retroviridae Flaviviridae Bunyaviridae Reoviridae Cаliciviridae Filoviridae
ВИЧ Вирус желтой лихорадки   Вирус клещевого энцефалита   Вирус гепатита С Вирус крымской геморраги-ческой лихорадки   Реовирусы   Ротавирусы   Вирус гепатита Е Вирус Эбола   Вирус Марбург
           

Задание 5.   Используя рисунок 2, дифференцируйте пути инфицирования организма человека РНК- вирусами:

 

Рисунок 2.- Пути инфицирования человека РНК-содержащими вирусами

РНК – СОДЕРЖАЩИМИ ВИРУСАМИ

Задание 6.   Укажите чувствительные клетки в организме человека к РНК-содержащим вирусам, используя рисунок 3:

                                                                                                                            

Рисунок 3. Чувствительные клетки человека к РНК-содержащим вирусам

Задание 7. Используя рисунок 4, назовите факторы РНК-вирусов, определяющие развитие вирусной инфекции в чувствительной клетке человека:

Рисунок 4.- Роль факторов патогенности, определяющих характер взаимодействия РНК-вирусов с чувствительной клеткой

Задание 8. Укажите возможные пути развития вирусной инфекции в организме человека (рисунок 5) и факторы определяющие их:

 

Рисунок 5 .- Пути развития вирусной инфекции в организме человека

ВИРУСНОЙ ЭТИОЛОГИИ

 

 

Задание 9. В приемное отделение больницы поступил больной с головной болью, тошнотой, рвотой, повышением температуры, который считал себя больным в течение 3 дней. Из анамнеза известно, что 4 дня назад больного покусала кошка.

У больного отмечалось повышение активности симпатической нервной системы: слезотечение, расширение зрачков, наблюдалось потоотделение, обильное слюноотделение, при глотании – болезненные спазмы. При виде воды отмечалось чувство страха. Больной был агрессивен, наблюдались конвульсивные судороги. Снижена сердечная деятельность. На основании клинической картины заболевания и анамнеза выставлен диагноз: бешенство. Через 6 дней от начала заболевания больной умер.

Как можно подтвердить диагноз посмертно на основе микроскопического метода. Определите клинический материал для исследования. Результаты исследования внесите с протокол рабочей тетради. Укажите, какие специфические образования можно обнаружить при микроскопии. Сделайте заключение.

ВИРУСНЫХ ИНФЕКЦИЙ

 

       Культуральный метод основан на выделении вируса из клинического материала и его идентификации. Концентрация вируса в клиническом материале недостаточна для прямого обнаружения вируса или его антигена. В этом случае вирус накапливают путем культивирования на культуре ткани или курином эмбрионе.

    Это очень трудоемкий процесс, требующий продолжительного времени

для его постановки. Поэтому результаты, полученные при культуральном методе исследования, чаще всего носят ретроспективный характер.

 

 

Рисунок 6.- Применение культурального мтода исследования

В вирусологической практике

 

Клиническим материалом для диагностических целей при гриппе является десквамативный эпителий слизистой оболочки носоглотки, кусочки легких или трахеи, полученные при аутопсии. Клинический материал обрабатывается смесью антибиотиков (с целью подавления бактериальной микрофлоры) и центрифугируется. Надосадочной жидкостью заражают куриный эмбрион (аллантоис). После гибели куриного эмбриона отбирается аллантоисная жидкость, содержащая накопленный вирус.

 Идентификация вируса проводится на основе его антигенных свойств, используя РТГА с набором типоспецифических сывороток (А1- сыворотка, содержащая АТ (антитела) к вирусу А1, А2- сыворотка, содержащая АТ к вирусу А2, А3- сыворотка, содержащая АТ к вирусу А3, В- сыворотка, содержащая АТ к вирусу В, С- сыворотка, содержащая АТ к вирусу С).

Для постановки РТГА нанести на поверхность стекла, разделенного на квадраты, типоспецифические сыворотки, в контрольный вариант – нормальная сыворотка крови кролика.

В каждый вариант вносится по 1-2 капли аллантоисной жидкости. Аккуратно перемешать смесь каждого варианта (обезвреженной бактериальной петлей) и добавить по 1-2 капли эритроцитов крови человека. Через несколько секунд результат учитывается:

А1 А2 А 3  
В С нормальная сыворотка крови кролика

 

 

 

 


ВИРУСНЫХ ИНФЕКЦИЙ

 

Целью серологического метода является обнаружение в сыворотке обследуемого антител к возбудителю инфекционного заболевания. Критерии этиологической значимости:

►диагностический титр

 

 

►динамика антителообразования в парных сыворотках

► циркуляция в крови иммуноглобулинов разных классов

ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТА

 

Задание 13. Решение ситуационных задач

Задача 1. Перед клиницистом стоит задача выявить напряженность иммунитета у пациента, находящегося в контакте с больным корью. Определите тактику врача. Смоделируйте результаты исследований, которые будут указывать о наличие адаптивного иммунитета у пациента. Смоделированные результаты внесите в протокол исследования и на их основе сформулируйте заключение.

Задача 3. В инфекционное отделение госпитализирован больной С., у которого отмечается лихорадка, бред. В анамнезе: 10 дней назад больной находился в лесу, собирал черемшу. Отмечал факт снятия с себя клещей, два из которых были насосавшимися крови.

- Какое заболевание можно предположить?

- Какие методы можно использовать для диагностики этого заболевания?

- На основании каких данных можно поставить диагноз?

Задача 4. Беременная женщина находилась в контакте с ребенком больным краснухой. Оценить и прокомментировать опасность заражения краснухой беременной женщины. Определите тактику врача-гинеколога в отношении данной пациентки.

 

Задание 14. По условию задачи смоделируйте результат, который бы подтвердил диагноз «клещевой энцефалит».

Больному К. по данным анамнеза и клиническим проявлениям поставлен диагноз: «клещевой энцефалит». Проведена серологическая диагностика. Для этого с помощью РСК исследованы парные сыворотки.

 Смоделируйте результаты исследования парных сывороток и внесите их в таблицу, оцените их. Напишите заключение в протоколе рабочей тетради.

 

Таблица 3. Результаты РСК при исследовании парных сывороток больного К.

с предварительным диагнозом «клещевой энцефалит»

 

  1:50 1:100 1:200 1:400 1:800 1:1600 КА КС
1-я сыво-ротка                
2-я сыво-ротка                

Заключение: В парных сыворотках больного титр антител …… раза. Клинический диагноз «клещевой энцефалит» подтвержден.

 

ЗАНЯТИЕ 2

ТЕМА: РНК ГЕНОМНЫЕ ВИРУСЫ И ИХ РОЛЬ В ПАТОЛОГИИ ЧЕЛОВЕКА

УЧЕБНАЯ ЦЕЛЬ: изучить роль РНК-геномных вирусов в патологии человека, понимать механизм их взаимодействия с чувствительной клеткой человека и его значение в патогенезе инфекционного заболевания

В результате изучения темы студент должен

знать:

1. РНК - вирусы, вызывающие преимущественно респираторные, кишечные и нейротропные инфекции.

2. Возбудителей РНК-вирусных инфекций, представляющих наибольшую эпидемическую опасность для населения и в чем ее причина.

3. Механизм взаимодействия РНК-вирусов с чувствительной клеткой человека.

4. Механизм изменчивости в вирусных популяциях и его практическое значение в клинической практике.

5.Особенность патогенеза инфекционных заболеваний, вызванных РНК-вирусами.

6. Особенности забора и транспортировки исследуемого материала от больных с вирусными инфекциями микробиологическую лабораторию.

7.  Принципы микробиологической диагностики вирусных инфекций и биологические особенности вирусов, положенных в основу их идентификации.

8. Почему при серологической диагностике вирусных инфекций соблюдают принцип «парных сывороток».

9. В чем трудности и недостатки микробиологической диагностики вирусных инфекций.

уметь:

1. Устанавливать причинно-следственные связи развитии вирусных инфекций, формулируя выводы на основе выполненных вирусологических исследований

2. Анализировать и прогнозировать последствия эпидемической ситуации, складывающейся при развитии вирусных инфекций в популяции человека

3. Публично излагать свои мысли

4. Самостоятельно обосновывать свою точку зрения при участии в дискуссии, используя знания биологических и физиолого-биохимических закономерностей, происходящих в  вирусных популяциях при развитии инфекционного процесса

владеть:

1. Навыками обоснования характера патологического процесса, развивающегося под влиянием вирусов и проявления его клинической картины.

2. Техникой безопасности при работе с инфицированным биоматериалом.

3.  Публичной речью – навыками ведения дискуссии.

4. Анализом теоретического материала и умением формулировать выводы на основе самостоятельных логических построений.

Программа выполнения самостоятельной работы

На практическом занятии

1. Ответить на предложенные теоретические вопросы исходного уровня знаний

2. Феномен генетического взаимодействия РНК вирусов с чувствительной клеткой человека (МУ 3.1.2)

3. РНК – содержащие вирусы в патологии человека (МУ 3.2.2)

4. Особенности патогенеза вирусных инфекций, вызванных РНК – содержащими вирусами (МУ 3.2.3)

5. Принципы микробиологической диагностики возбудителей инфекционных заболеваний вирусной этиологии (МУ 3.2.4)

6. Препараты для специфической профилактики вирусных инфекций, вызванных РНК-содержащими вирусами (МУ 3.2.5).

7. Текущий контроль уровня знаний студента


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.077 с.