Целевая программа Калининградской области — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Целевая программа Калининградской области

2021-10-05 39
Целевая программа Калининградской области 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Целевая программа Калининградской области

 «Повышение уровня финансовой грамотности жителей

Калининградской области в 2011 - 2016 годах»

 

________________________________

 

Учебно-методическое пособие

по повышению финансовой грамотности

«Деньги в твоей жизни»

 (для учащихся 1-4 классов общеобразовательных учреждений)

Разработчик:

 

Крючкова Н.А., директор АНО «Агентство развития квалификаций «ЭКОС»

КАЛИНИНГРАД, 2013

СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка 3
2. Мероприятие №1. Классный час «Будущее в наших руках» 5
3. Мероприятие №2. «В гостях у гнома Эконома. Все о деньгах» (внеклассное мероприятие) 17
4. Мероприятие №3. Классный час по финансовой грамотности «Как распорядиться личными доходами?» 27
5. Мероприятие №4. Итоговая интеллектуальная игра «Деньги дикие и домашние» 36

I. Пояснительная записка

    Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки. Учащиеся в возрасте 7-11 лет вполне способны воспринять финансовые понятия, изложенные простым языком и на доступных примерах.

Финансовая грамотность, так же как и любая другая, воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков.

Важно помнить, что сегодняшние дети – это будущие участники финансового рынка, налогоплательщики, вкладчики и заемщики. Вот почему обучение финансовой грамотности целесообразно начинать в раннем возрасте на начальных ступенях образовательной системы.

Формирование полезных привычек в сфере финансов, начиная с раннего возраста, поможет избежать многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни.

Настоящее учебно-методическое пособие разработано в рамках реализации целевой программы Калининградской области «Повышение уровня финансовой грамотности жителей Калининградской области в 2011 - 2016 годах», Проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации», предназначено для учащихся 1-4 классов и направлено на развитие полезных навыков обращения с деньгами в следующих основных направлениях: поступления, расходы, экономия, сбережения. Учебный материал, изложенный в пособии, содержит план образовательных мероприятий, посвященных повышению финансовой грамотности  школьников начальных классов;  сценарии мероприятий с мультимедийными иллюстративными материалами и методическими рекомендациями для учителей. В подборе тематики мероприятий учитывались: возрастная категория обучаемых, их уровень подготовки и цели обучения. Сценарии мероприятий, изложенные в учебно-методическом пособии, могут оказать положительное воздействие при соблюдении ряда ключевых условий, к которым относятся: доступность и увлекательная форма изложения, адаптация к возрастным особенностям восприятия, мотивация, непрерывность, массовость.

Целью предлагаемого пособия является помощь учителю в формировании у сегодняшних младших школьников представлений о  финансовых инструментах, навыках экономного поведения. Главная образовательная и воспитательная задача – подготовить детей к жизни в реальных условиях рыночной экономики, научить их эффективно использовать возможности, предоставляемые современным обществом, в том числе и финансовые услуги для повышения собственного благосостояния и успешности в будущем.

Авторы надеются, что практическая апробация мероприятий учебно-методического пособия «Деньги в твоей жизни» позволит сделать выводы о том, что у детей и их родителей есть интерес и потребность в повышении финансовой грамотности в младшем звене школы; появится стойкая заинтересованность у учащихся в получении этих знаний; ученики станут более дисциплинированными, экономными, бережливыми к школьному имуществу и финансам семьи, целеустремленными.  Повышение финансовой грамотности имеет образовательное, развивающее и воспитывающее значение.

Содержание

Мероприятие №1

Классный час «Будущее в наших руках»

 

Технологическая карта

Продолжительность занятия – 45 минут

Внеурочное мероприятие: классный час

Тема: «Будущее в наших руках»

Цель: развитие у учащихся интереса к изучению вопросов финансовой грамотности

УУД:

Метапредметные:

Регулятивные:

· определять степень успешности своей работы и работы других;

· проверять и оценивать друг друга.

Познавательные:

· делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

· учиться работать в группе.

Коммуникативные:

· развивать умения договариваться о совместной работе;

· умение слушать других;

· предлагать помощь, сотрудничество.

Личностные:

· формировать умение высказывать своё отношение к работе.

Оборудование, дидактический материал: лепестки волшебной ромашки с надписями: «Укрепление здоровья», «Работа по душе», «Экономия и накопление денег», «Развитие интеллекта», призы, игрушка «гном Эконом», ширма, конверты с заданиями, презентация «Будущее в наших руках».

Технические средства обучения: ноутбук/компьютер, мультимедиапроектор, экран.

Методика и технология проведения мероприятия

В мероприятии участвуют обучающиеся 4 классов (детское объединение из трех классов). В процессе подготовки участники готовят домашнее задание (проведение капитаном команды физкультурной минутки с классом по заданному сценарию). Готовый сценарий участникам мероприятия давать не следует, поскольку это исключает творчество и самостоятельную продуктивную деятельность.

Ход мероприятия: 1. Ведущий: Здравствуйте, ребята!        Многие из вас уже сейчас задумываются о взрослой жизни, о том, как выбрать хорошую профессию, реализовать свои планы и мечты. А для этого не в последнюю очередь важно достичь финансовой независимости и уметь грамотно обращаться со своими деньгами. Ведь вам придется самостоятельно принимать множество финансовых решений во взрослой жизни. Мы начинаем с вами делать первые шаги  по повышению финансовой грамотности и проведем несколько мероприятий, по итогам которых вы представите свои проекты, как контролировать расходы, как сделать так, чтобы приручить деньги, и они стали вашими, домашними. Вы получите задание провести исследование бюджета вашей семьи. По завершении работы над проектом представите его на итоговом мероприятии. Учащиеся, представившие лучшие проекты, будут отмечены дипломами.       Сегодня мы с вами поговорим о финансовой грамотности. (Слайд 1). Основную ответственность за свое будущее человек несет сам. Но для того, чтобы его выбор жизни был правильным, человек должен быть всесторонне грамотным, в том числе и финансово грамотным.Финансово грамотные люди в большей степени защищены от финансовых рисков и непредвиденных ситуаций. Они более ответственно относятся к управлению личными финансами, способны повышать уровень благосостояния за счет распределения имеющихся денежных ресурсов и планирования будущих расходов. Послушайте, пожалуйста, эту притчу. (Слайд 2). Жил-был мудрец. К нему все шли за советами, его все уважали. Но один завистник сказал, что мудрец не такой уж умный, и он может это доказать:  «Я задам вопрос, на который он не сможет ответить. Я поймаю бабочку, зажму ее в руках и спрошу – что у меня в руках: живое или неживое. Если он скажет: «Неживое», я выпущу ее. Если он скажет: «Живое», я ее задавлю, и он будет неправ». Завистник на глазах у толпы подошел к мудрецу с зажатой в руках бабочкой и спросил: «Отгадай, что у меня здесь: живое или неживое?». «Все в твоих руках и все зависит от тебя!» - ответил мудрец. Эта притча как нельзя лучше подходит к вопросу об ответственности человека за свое будущее – оно в руках каждого из нас, и каждый сам выбирает свою дорогу в жизни. Финансовая грамотность позволит человеку не зависеть от обстоятельств, от воли других людей, системы. Образованный человек сам станет выбирать те пути в жизни, которые будут для него наиболее привлекательными. Возможно, вы считаете, что сегодня еще рано думать об этом. Но уже сегодня вы можете начать с малого: планирования собственных расходов и участия в планировании бюджета вашей семьи, моделирования различных ситуаций и принятия практических финансовых решений (как заработать на каникулах и на что использовать эти деньги, какой мобильный телефон вам реально нужен — дорогой или просто удобный). По мере того как вы будете упражнять свои навыки, качество решений будет возрастать. Удачи вам на пути построения собственного счастья и благополучия! 2. Сценка с игрушкой гнома Эконома (кукольный театр). (Слайд 3). Гном Эконом: Здравствуйте, ребята! Я – гном, а зовут меня Эконом. Живу я в лесу. Вот пришел вам подарить замечательный подарок – волшебный цветок – ромашку из моего леса. Ой, а где он? (У гнома Эконома в руках один стебель). Наверное, всемогущий ветер разбросал по всему лесу лепестки волшебной ромашки. А я старенький, мне 150 лет. Помогите собрать волшебный цветок и разгадайте формулу благополучия. Почему он волшебный, вы узнаете позже, когда его соберете. Вам необходимо будет выполнить определенное количество заданий. С выполнением каждого задания мы будем открывать один из компонентов нашей формулы благополучия. И в конце всех заданий вы узнаете эту формулу и ту команду, которая лучше всех справлялась с заданиями.Ведущий, возьмите, пожалуйста, то, что осталось от моей любимой ромашки. Ведущий: Спасибо вам, гном Эконом, что пришли к нам в гости, да еще и с подарком. Мы постараемся собрать цветок. Гном Эконом: Но, а я отправляюсь восвояси, домой в лес. Стар я для таких приключений. Ведущий: Не волнуйтесь, дедушка, мы все вместе соберем лепестки и разгадаем формулу благополучия. Дети, а мы с вами отправляемся на поиски лепестков. Нам предстоит не легкий путь. Судить нашу конкурсную программу будет жюри (представление жюри).3. Разрешите представиться! (Каждая команда состоит из 3-4 человек, остальные учащиеся - болельщики). Ведущий: В этом конкурсе мы познакомимся с нашими командами. Задание №1. «Откуда берутся деньги?» (Слайд 4). Из папиного кошелька или маминой сумочки. И это правильный ответ стандартного ребенка-потребителя, коим до поры довремени является каждый из нас в силу своего нежного возраста. Хорошо бы при этом понимать, что деньги — это труд наших родителей, их здоровье, их мастерство и их время. Кошелек и сумочка — последние звенья сложной цепочки. Пока ты сам не начнешь работать, ты никогда не узнаешь настоящую цену деньгам. Вот какую байку рассказывают американские родители своим подрастающимбизнесменам: «Сын богатых родителей рос в благополучии и ни в чем не знал отказа. Что бы он ни попросил, ему покупали. Но он никогда не просил денег, потому что был еще маленьким. И вот однажды он пришел к отцу и попросил 10 долларов. «Тебе уже шестнадцать, — сказал отец, — пойди и заработай сам». Получив такой отказ, мальчик обиделся и пошел к маме. Она дала ему 10 долларов. Желая отомстить отцу за обиду, сын показал ему деньги и сказал: «Вот, заработал!» Папаша взял купюру и бросил ее в камин. 10 долларов сгорели мгновенно. От обиды мальчик чуть не плакал. «Ты не заработал эти деньги. Ты обманул меня», — сказал отец, — теперь ты тем более не получишь ни цента». На этот раз сын разозлился. Он пошел на бензоколонку и договорился, что будет помогать заправлять машины, пока не заработает 100 долларов. Со своими заработанными деньгами он опять пришел к отцу. Реакция отца поразила мальчика: тот взял деньги и без колебаний бросил их в огонь. Разъяренный сын бросился к камину и стал руками разгребать угли, чтобы спасти деньги. «Вот теперь я верю: эти деньги ты заработал. За них ты готов полезть в огонь, потому что ты теперь знаешь цену деньгам». Прошу подняться на сцену по одному представителю от каждой команды. Сейчас вы получите карточки с вопросами. Вам необходимо ответить на вопросы.Карточка №1. Какова для тебя цена денег?Карточка №2. Как можно, применив свои способности и талант, сделать деньги?Карточка №3. Какие полезные навыки ты мог бы приобрести, продавая газеты, подрабатывая мытьем машин?Предполагаемые ответы:1. Пока я сам не начну работать, я никогда не узнаю настоящую цену деньгам.2. Способности и талант – это уникальный капитал, который можно использовать и конвертировать в деньги. Например, если я хорошо играю на гитаре, то могу: создать свою группу и выступать; могу научить любого желающего и т.д.3. Полезные навыки: общения с людьми, профессиональные.Пока наши участники будут готовиться, мы выполним следующее задание. Задание №2. Здоровье – одна из самых больших ценностей жизни. (Слайд 5). У всех команд было домашнее задание и сейчас капитаны команд проведут физкультурные минутки с каждым классом под музыку. Жюри оценивает слаженность, дисциплинированность команд и правильное выполнение упражнений по 5 бальной системе. Ведущий: Сейчас вам ______________ команда покажет упражнения для поддержания всего организма. Оздоровительная минутка «Упражнения животных» 1. «Жираф» - голова вверх-вниз, круговые движения вправо-влево.2. «Осьминог» - круговые движения плечами назад – вперед, плечи поднять, опустить (оба вместе, затем по очереди).3. «Птица» - руки поднять, опустить (как крылья), круговые движения назад – вперед.4. «Обезьяна» - наклон вперед, круговые движения туловищем вправо-влево.5. «Лошадь» - поднятие ног по очереди, сгибая в коленях.6. «Аист» - подняться на носки, опуститься, круговые движения правой ногой, затем левой (по полу).7. «Кошка» - понягивание всем телом, поднять вытянутую правую руку, а затем – левую. Ведущий: Сейчас ____________ команда покажет упражнения для поддержания осанки. Упражнение «Деревце» Поставьте ноги вместе, руки опустите, спина прямая. Сделайте спокойно вдох и выдох, плавно поднимите руки вверх. Держите их ладонями друг к другу, пальцы вместе. Потянитесь всем телом. Вытягиваясь вверх, представьте крепкое, сильное деревце. Высокий, стройный ствол тянется к солнцу. Организм, как дерево, наливается силой, бодростью, здоровьем. Опустите руки и расслабьтесь. Упражнение выполнить 5 раз. Ведущий: Сейчас ____________ команда покажет упражнения, которые помогают нашим глазам зорко видеть. Гимнастика для глаз Если глаза устали, выполните такие упражнения:1. Зажмурьте глаза, а потом откройте их. Повторите 5 раз.2. Делайте круговые движения глазами: налево- вверх – направо – вниз – направо – вверх налево – вниз. Повторите 10 раз.3. Вытяните вперед руку. Следите взглядом за ногтем пальца, медленно отодвиньте обратно. Повторите 5 раз.4. Посмотрите в окно вдаль 1 минуту. Ведущий: Молодцы. Открываемое слово в формуле благополучия: «Укрепление здоровья». Ведущий: А мы вернемся к первому заданию. Приглашаю на сцену участников. Жюри оценивает по 3-х бальной системе, если участник дал аргументированный ответ. Открываемая фраза формулы благополучия: «Работа по душе».

Задание №3. Найди пару. (Слайд 6).

Ведущий: Cтаринная русская пословица гласит: «Легче деньги прожить, чем нажить. Легче деньги нажить, чем сберечь».Переходим к следующему заданию. Вам необходимо составить пословицы. (Слайд 7).
Ближняя копеечка Копейка Худо жить тому, Долго спать На дырявый кошелек Денежка Без копейки Деньги – пух, Деньги – как навоз: Не спеши языком, Голод не тетка, пирожка не подсунет. дороже дальнего рубля. рубль бережёт. с долгом вставать. если их не разбрасывать, от них будет мало толку. дорожку прокладывает. денег не наберешься. у кого ничего нет в дому. рубля не бывает. спеши делом. только дунь на них – и нет.
Эталон ответа:Ближняя копеечка дороже дальнего рубля.Копейка рубль бережет.Худо жить тому, у кого ничего нет в дому.Долго спать с долгом вставать.На дырявый кошелек денег не наберешься.Денежка дорожку прокладывает.Без копейки рубля не бывает.Деньги – пух, только дунь на них – и нет.Деньги – как навоз: если их не разбрасывать, от них будет мало толку.Не спеши языком, спеши делом.Голод не тетка, пирожка не подсунет. Жюри оценивает правильность и быстроту по 3-х бальной системе.Открываемая фраза формулы благополучия: «Экономия и накопление денег». Задание №4. Интеллектуальное (Слайд 8,9). Ведущий: Ребята, имейте в виду – вопросы будут необычные. Первый правильный ответ получает 1 балл.1. Что случилось 31 февраля? Ответ: такого дня нет.2. Что надо иметь, чтобы потратить? Ответ: деньги.3. Емкость, куда складываешь деньги – это… Ответ: копилка.4. В каком учреждении можно хранить деньги? Ответ: в банке.5. Что тяжелее: 1 кг пуха или 1 кг пятирублевых монет? Ответ: одинаково.6. Деньги, взятые в долг в банке – это…. Ответ: кредит. Задание №5. Конкурс капитанов Ведущий: А теперь переходим к последнему заданию для капитанов. Трудно поставить точку, когда нужно поставить многоточие. Ведь по большому счету это только начало знакомства с огромным и очень сложным миром личных финансов, с которым вам сегодня или завтра обязательно придется соприкоснуться.Мы очень рассчитываем, что это мероприятие поможет вам познакомиться с основами финансовой грамотности, заинтересует и позволит более осознанно делать первые шаги в новом для вас мире. Итак, в основе  финансовой грамотности лежат три простые житейские мудрости. Уважаемые капитаны! Прошу вас получить задание. (Слайд 10). Вам предлагается пояснить следующие житейские мудрости:1. Бесплатный сыр бывает только в мышеловке.2. Под лежачий камень вода не течет.3. Доверяй, но проверяй.Данное задание оценивается по 3-х бальной системе.Предполагаемые ответы:1. За все в этой жизни нужно платить. В личных финансах все то же самое: хотите высокую доходность — тогда придется пожертвовать надежностью; хотите надежность — в таком случае забудьте про доходность. А все и сразу… бывает, но недолго и, как правило, заканчивается плохо.2. Любое финансовое решение должно приниматься осознанно. Для этого необходимо постоянно повышать свою финансовую грамотность. Это вовсе не означает, что вы обязательно должны получить диплом экономиста. Это означает лишь то, что вы должны понимать суть финансовых инструментов.3. Никогда не подписывай документы, не прочитав их.Открываемая фраза формулы благополучия: «Развитие интеллекта».

Ведущий:

Вот мы и открыли с вами формулу благополучия (слайд 11), который состоит из 4 компонентов:

1. Укрепление здоровья.

2. Работа по душе.

3. Экономия и накопление денег.

4. Развитие интеллекта.

Ребята, мы с вами сдержали слово, данное гному Эконому. Мы все вместе собрали лепестки.

Пока жюри подводит итоги, мы с вами поиграем в игру «Вставь пропущенное в рифме слово».

ТЕСТ – РИФМЫ.

Продукт труда, что можно обменять,
Купить и самому перепродать,
Свезти на ярмарку, на рынок, на базар.
Что это за продукт? Скажи – …  (Товар)

Получил купец доход,
Увеличил оборот,
Все расходы оплатил,
Свою … получил. (Долю)

Деньги взяты в долг, на срок
И возможно, под залог.
Делу это не вредит,
Коль под дело взят … (Кредит)

Мог вчера на сто рублей
Взять ты тысячу сухарей,
А сегодня сто рублей –
Это девять сухарей.
И такая ситуация
Называется … (Инфляция)

Обязан деньги ты вложить,
Чтоб производство запустить,
И чтоб ты прибыль получал
Начальный нужен … (Капитал)

Ты построил новый дом
И живёшь спокойно в нём.
Вдруг случилось наводнение,
И поплыло всё строение.
Чтобы всё не потерять,
Нужно дом … (Застраховать)

Мы в полном изумлении.
В каком мы заведении?
Быки, медведи здесь встречаются,
А место … называется. (Банком)

Ведущий: Я надеюсь, что жюри подвело итоги нашего мероприятия и скажет, какая команда победила.Слово жюри. Награждение команд. Ведущий: И в заключении, ребята, хочу вам сказать, что для достижения успеха необязательно иметь большую сумму денег. Инвестиции (вложения) могут быть не только финансовыми. Это и ваше время, знания, энергия, которые в будущем превратятся в доход.

С писок источников и литературы для педагогов:

1. Бокарев А. А. Повышение уровня финансовой грамотности населения в Российской Федерации / А. А. Бокарев // Финансы. - 2010. - № 9. - С. 3-6.

2. Горяев А., Чумаченко В. Финансовая грамота для школьников. Спецпроект Российской экономической школы по личным финансам. – 2010. – С.42.

3. Е.Г.Фирсов. Интеллектуальные игры для школьников. Экономика. Ярославль. – 1998.- С.280.

Электронные ресурсы для педагогов:

1. Начальная школа [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.n-shkola.ru/arch/161.html, свободный. - Загл. с экрана.

2.  Школа личных финансов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.familyfinance.ru, свободный. - Загл. с экрана.  

3. Финграмота. Ру [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.fingramota.ru, свободный. - Загл. с экрана. 

4. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» [Электронный ресурс]. - Режим доступа:  www. festival.1september.ru, свободный. - Загл. с экрана. 

Список источников и литературы для участников:

1. Горяев А., Чумаченко В. Финансовая грамота для школьников. Спецпроект Российской экономической школы по личным финансам. – 2010. – С.42.

Мероприятие  № 2

Классный час «В гостях у гнома Эконома. Все о деньгах»

Технологическая карта

Продолжительность занятия – 45 минут

Внеурочное мероприятие: классный час

Тема: «В гостях у гнома Эконома. Все о деньгах»

Цель: знакомство учащихся с новыми понятиями («деньги», «монета»), историей появления денег, планированием расходов денег.

УУД:

Метапредметные:

Регулятивные:

· определять степень успешности своей работы и работы других;

· проверять и оценивать друг друга.

Познавательные:

· делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

· учиться работать в группе.

Коммуникативные:

· развивать умения договариваться о совместной работе;

· умение слушать других;

· предлагать помощь, сотрудничество.

Личностные:

· формировать умение высказывать своё отношение к работе.

Тип: игра – путешествие (получение новых знаний на основе имеющихся).

Продолжительность занятия – 45 минут.

Оборудование, дидактический материал: карточки с заданиями (см. Приложения); листы бумаги для выполнения задания, фломастеры, мультимедийная презентация “Все о деньгах”.

Технические средства обучения: ноутбук/ компьютер, мультимедиапроектор, экран.

Методика и технология проведения мероприятия

В мероприятии участвуют обучающиеся 2-3 классов. В процессе подготовки участники выполняют опережающее задание по истории возникновения денег. В ходе проведения мероприятия за правильный ответ или сообщение ученик получает жетон. Ведущему помогают помощники – по одному представителю от класса (команды). В конце мероприятия по количеству жетонов у учащихся определяются три победителя и класс-победитель.

Ход мероприятия Ведущий: (показывает игрушку гнома).

Он желает всем удачи! За работу, в добрый час!

V. Задание  «Мой бюджет».

Ведущий: Сегодня мы узнали много интересного о деньгах. Знаем, что их надо зарабатывать, чтобы они у нас были. Но, почему-то денег всегда не хватает. Как говорил Винни-Пух, мед если есть, то его сразу нет. Так же и деньги. Как только они появляются, тут же куда-то исчезают. И проблема не столько в их количестве, сколько в желании тут же их потратить. То есть первый враг денег — это мы сами, если наши желания опережают наши возможности. И сейчас мы вместе с гномом Экономом выясним, что же надо делать, чтобы были деньги.

Гном Эконом:

Ребята, первый шаг выйти из замкнутого круга нехватки денег очень прост — разумное планирование расходов и контроль за ними. Это вовсе не означает, что надо отказаться от покупок и удовольствий. Нужно лишь понять, что действительно необходимо, а без чего можно обойтись, и спланировать свои расходы, исходя из доступных средств. Такой план называется бюджетом. И он должен работать. Мало его составить — его надо реализовать. И начнем мы прямо сейчас. В течение месяца записывайте свои расходы и затем обсудите ваш бюджет с родителями. (Слайд 12).

Раздаются карточки «Мой бюджет» (приложение №3).

Ведущий:

На этом наше путешествие заканчивается. Подведем итоги нашего мероприятия:

1. Некоторые люди думают, что счастье – это много иметь денег. Но деньги – это только средство, чтобы купить какие-нибудь вещи. За деньги счастье не купишь, не купишь и друзей.

2. Чтобы деньги были, расходы надо планировать и контролировать.

Награждение.

Приложение №1

Фамилия _______________________ Имя ____________________ Класс ____

Фамилия _______________________ Имя ____________________ Класс ____

 

Задание «Знакомство со словами: «деньги», «монета»»

 

Соедините стрелками (работа парами с карточками).

ПИЩА ОДЕЖДА ТОВАРЫ

 

 

ДЕНЬГИ

ЗДОРОВЬЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДРУЖБА
БЕЗОПАСНОСТЬ УСЛУГИ УДАЧА
РАЗВЛЕЧЕНИЯ ВОЗДУХ СЧАСТЬЕ

 

Приложение №2

Фамилия _______________________ Имя ____________________ Класс ____

Фамилия _______________________ Имя ____________________ Класс ____

Задание «По странам и континентам»

Необходимо соединить прямыми линиями страну и её валюту

Литва Иена
Латвия Лира
Венгрия Рупия
Италия Лат
Индия Форинт
Япония Лит

 

Приложение №3

Задание «Мой бюджет»

1. Попробуй провести небольшое исследование. Подойди ОТДЕЛЬНО к папе, к маме, к бабушке, к дедушке и спроси: «Сколько наша семья примерно тратит в месяц?». Запиши все полученные ответы.

Насколько расходятся ответы? Как ты думаешь, с кем это связано?

Для беседы с родными можешь использовать следующую табличку:

ФИО Ответ
   
   
   
   

2. А теперь составим бюджет на месяц.

Попробуй спрогнозировать бюджет на следующие 2-3 месяца, а затем сравни факт с планом. Получилось ли у тебя? Насколько план был далек от реальности? Почему так произошло? Как можно повысить свои доходы? Как можно снизить расходы?

Статья расходов Пример расходов План Факт Альтернатива
         
         
         
         
         
         
ИТОГО        

Итого: дефицит (не хватает средств)/профицит (возникают сбережения).

Составьте таблицу и обсудите ее с родителями. Для каждой статьи расходов есть три колонки: «План» — утвержденная мамой сумма, «Факт» — то, что получилось в действительности, «Альтернатива» — как можно было бы сэкономить.

Ребята! Ждем ваши исследовательские проекты. Удачи!!!

С писок источников и литературы для педагогов:

1. Бокарев А. А. Повышение уровня финансовой грамотности населения в Российской Федерации / А. А. Бокарев // Финансы. - 2010. - № 9. - С. 3-6.

2. Горяев А., Чумаченко В. Финансовая грамота для школьников. Спецпроект Российской экономической школы по личным финансам. – 2010. – С.42.

3. Е.Г.Фирсов. Интеллектуальные игры для школьников. Экономика. Ярославль. – 1998.- С.280.

Электронные ресурсы для педагогов:

1. Начальная школа [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.n-shkola.ru/arch/161.html, свободный. - Загл. с экрана.

2. Школа личных финансов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.familyfinance.ru, свободный. - Загл. с экрана. 

3. Финграмота. Ру [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.fingramota.ru, свободный. - Загл. с экрана. 

4. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www. festival.1september.ru, свободный. - Загл. с экрана. 

Список источников и литературы для участников:

1. Горяев А., Чумаченко В. Финансовая грамота для школьников. Спецпроект Российской экономической школы по личным финансам. – 2010. – С.42.

Мероприятие  №3

Технологическая карта

Продолжительность занятия – 45 минут

Внеурочное мероприятие: классный час

Тема:   «Как распорядиться личными доходами?»

Цели:

обучающая - ознакомить учащихся с понятием доход и источниками формирования доходов семьи;

развивающая - формировать умение коллективного обсуждения, правильно расставлять приоритеты и принимать разумные решения;

воспитательная - воспитывать экономность, бережливость, предприимчивость;

мотивационная - побудить интерес к повышению своего уровня финансовой грамотности, поиску оптимальных решений в зависимости от текущих условий и планов на будущее.

УУД:

Метапредметные:

Регулятивные:

· определять степень успешности своей работы и работы других;

· проверять и оценивать друг друга.

Познавательные:

· делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

· учиться работать в группе.

Коммуникативные:

· развивать умения договариваться о совместной работе;

· умение слушать других;

· предлагать помощь, сотрудничество.

Личностные:

· формировать умение высказывать своё отношение к работе.

Оборудование, дидактический материал: карточки с названиями команд: «Буратино», «Мальвина», «Папа Карло», «Лиса Алиса и кот Бразилио», «Черепаха Тортило»; бланки ответов по тестированию (приложение №1), анкеты для учащихся (приложение №2),  бумага для рисования, фломастеры,  конверты с заданиями, презентация «Как распорядиться личными доходами?».

Технические средства обучения: ноутбуки/ компьютеры, Интернет,  мультимедиапроектор, экран, диск с записью песен из сказки «Буратино».

Методика и технология проведения мероприятия

Данное мероприятие можно провести для обучающиеся 1-4 классов. Предварительно, накануне классного часа, проводится анкетирование. Класс делится на 5 групп (по 4-5 человек). Каждая группа выполняет определенное задание. Группа определяется жеребьевкой. В качестве консультантов-экспертов для каждой группы можно пригласить учащихся старших классов.

Ход мероприятия Учитель:

Здравствуйте, ребята, присаживайтесь. Давайте поприветствуем друг друга и улыбнемся. Сегодня мы проведем необычный классный час.

Задумайтесь над тем, зачем мы собрались? Если ваш ответ: «Узнать новое», то посмотрите на тему нашего мероприятия «Как распорядиться личными доходами?» и подумайте над следующим вопросом. Что вы хотели бы узнать или понять?

Да, мы сегодня познакомимся с новыми словами и узнаем, что они означают. Узнаем, какой у вас бюджет, куда уходят деньги и как правильно тратить  их. Услышим полезные советы.

1. Обсуждение результатов интервью с учащимися класса (анкетирование проводится накануне классного часа по следующим вопросам):

1) Какова для тебя цена денег?

2) Почему разная работа оценивается по-разному?

3) Какие способности ты видишь в себе? Напиши несколько вариантов их реализации.

4) Какие таланты ты видишь у твоих друзей? Как их модно конвертировать в деньги?

5) Какие варианты подработки возможны в твоем городе?

6) Почему, на твой взгляд, люди жалуются на нехватку денег?

7) Сколько человек в твоей семье? Перечисли их. Как бы ты организовал бюджет своей семьи?

8) Предложи свои советы, как экономить на покупках.

9) Как, ты считаешь, можно сохранить и сэкономить деньги?

Учитель:

Давайте, ребята, попытаемся все вместе ответить на все вопросы, а помогут нам герои из всеми нами любимой сказки (звучит песня из сказки «Буратино»).

2. Давайте вспомним главных героев и определим их социальный статус. Но прежде подумаем, что такое социальный статус.

Ответ: Социальный статус — положение, которое занимает человек в обществе. Определяется по признакам: экономическим, национальным, возрастным и др. Социальный статус разделяется по умениям, навыкам, образованию.

Буратино – деревянный мальчик школьного возраста (Слайд 2).

Папа Карло – столяр, отец Буратино, предприниматель, малообеспеченный. (Слайд 3).

Мальвина – девочка с голубыми волосами, учит Буратино уму разуму. Назовем её финансовым консультантом. (Слайд 4).

  Черепаха Тортила –  хранительница золотого ключика. Где можно хранить материальные ценности? (в банке). Её мы будем называть банкиром.

(Слайд 5).

Лиса Алиса и Кот Базилио – безработные, мошенники, которые хотят отнять у Буратино деньги. Они у нас будут финансовой пирамидой.

(Слайд 6). (Все новые слова записываются на доске, к концу занятия учащиеся, с помощью дополнительной литературы, Интернета, должны написать, что они обозначают).

3. Работа в группах с использованием дополнительной литературы и Интернета.

Цель: помочь папе Карло и Буратино поправить свое финансовое положение.

Задание для групп (слайды 7 -11):

Группа «Буратино» – нарисовать, что необходимое можно приобрести на личный доход.

Группа «Папа Карло» – составить проект бизнес-плана для достижения цели – открыть кукольный театр.

Группа «Мальвина» – объяснить Буратино и папе Карло, что такое доход и как выгоднее его использовать.

Группа «Черепаха Тортила» – рассказать, что такое банк, его функции и какие операции проводит банк.

Группа «Лиса Алиса и Кот Базилио» – рассказать, что такое финансовая пирамида, постараться убедить Буратино отдать им деньги.

4.Дополнительное задание для группы, которая справиться быстрее. (Слайд 12-14).

Тест

1. Какие формы денег бывают?

a. Наличные и безналичные

b. Наличные, безналичные, электронные

c. Наличные и электронные

d. Наличные, счет в банке, карточка в банке, электронный кошелек

Верно: a

2. Какая форма денег может быть опасна из-за мошенничества в интернете?

a. Наличные и безналичные

b. Безналичные (счет в банке и карта в банке)

c. Безналичные (электронный кошелек)

Верно: b,с

3. В чем преимущество безналичных денег перед наличными?

a. Они не изнашиваются со временем

b. Ими невозможно воспользоваться мошенникам

c. Они могут быть удобнее в расчетах

Верно: a, с

4. если у человека есть банковская карточка, то что это означает?

a. У него точно есть электронный кошелек

b. У него есть счет в банке

c. а, b

d. Ничего из вышеперечисленного

Верно: b

5.Обмен мнениями по предложенной ситуации для принятия оптимального решения.

Защита выполненной работы (для каждой группы 3 - 4 минуты).

Записи на доске. (Слайды 15-17). Личный доход – личные доходы граждан, семей и домохозяйств, получаемых в виде денежных средств. К


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.258 с.