История зарождения и развития пенсионной системы России — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История зарождения и развития пенсионной системы России

2021-10-05 32
История зарождения и развития пенсионной системы России 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Первые упоминания государственного пенсионного обеспечения в России существуют

с достаточно древних времен. Летописи содержат сведения, что князья и воеводы в славянских дружинах заботились как о пропитании и снаряжении своих подданных, так и об основе. С течением времени забота о раненых, а также престарелых стала осуществляться на регулярной Уже в 1663 году во время царствования Алексея Михайловича раненым были положены «лечебные» денежные выплаты, количество которых зависело от тяжести полученных ранений. к распространенным формам социальной поддержки военных, покинувших службу по ранению, относилось предоставление поместья либо прибавки земель к уже имеющемуся владению.

Во время царствования Петра I уход за увечными, ранеными и престарелыми воинами усилился. Их старались устроить так, чтобы у них был источник существования. В законодательных актах Петра I содержались обязательства государства оказывать необходимую помощь раненым и инвалидам за счет средств государственного бюджета.

Впоследствии эти традиции получили продолжение и развитие. Екатерина II назначила денежное содержание из средств государственной казны отставникам военной службы, а также увеличила размеры пенсий.

Необходимо отметить, что в те времена пенсионное обеспечение, как правило, распространялось только на государственных служащих, а также военных. Лишь со второй половины XIX в. получило распространение системное пенсионное обеспечение частных предпринимателей. Начал действовать закон, по которому владельцы частных железных дорог обязаны были создавать кассы по выдаче пособий по болезни, а также уходу с работы при инвалидности. В их основе находились отчисления с заработной платы работников, накапливавшиеся на личных счетах. В случае получения увечья либо профессиональной болезни происходила выплата пособий из накопленных на данных счетах средств. Данную систему назвали страховой, потому что взносы, уплаченные работником, являлись его страховкой при случае нетрудоспособности.

Радикальные изменения в пенсионном обеспечении произошли после социалистической революции. Так, в 1917 году было издано постановление «о выдаче процентных надбавок к пенсиям военно-увечных», а в 1918 году - постановление «об утверждении Положения о социальном обеспечении трудящихся». Также, в 1924 году вводилось пенсионное обеспечение за достижение выслуги лет для некоторых категорий: научных работников и преподавателей рабфаков. Затем, в 1925 году были установлены пенсии за достижение выслуги лет для учителей школ. Размер пенсии зависел от размера заработка, а также условий труда и состава семьи.

Впоследствии была проведена замена системы пенсионного обеспечения на систему социального страхования, работавшую так: все организации отчисляют государству налоги, которые формируют бюджет страны. Затем из средств бюджета производились необходимые расходы на нужды государства: строительство дорог, заводов, а также выплату пенсий гражданам.

Так, в результате этих действий к 1931 году сформировалась общегосударственная система назначения пенсии. В советской практике пенсионного обеспечения впервые появились термины «пенсия по старости», а также «пенсионный возраст». Пенсия начислялась в соответствии с размером максимальной зарплаты, который был установлен в размере 300 рублей.

окончательно советская пенсионная система сформировалась в 1950-1960 гг., и включала в себя два основных компонента: во-первых, пенсионное обеспечение рабочих и служащих государственных предприятий; во- вторых, пенсионное обеспечение колхозников. Существовало три вида пенсий: по старости, инвалидности, а также потере кормильца. Определенные категории граждан обладали правом на получение пенсий при выслуге лет, регулирование которых осуществлялось отдельными законами. Кроме того, были еще различные персональные пенсии, выплачиваемые за особые заслуги.

В качестве одного из завоеваний трудящихся во времена социализма следует считать довольно низкий возраст выхода на пенсию: для женщин - 55 лет, а для мужчин - 60 лет. Данный возраст оставался неизменным с 1930-х гг., когда обследования рабочих, которые выходили на пенсию в случае инвалидности при потере трудоспособности, показали, что к достижению указанного возраста большая часть женщин и мужчин не имеют возможности продолжать работать. С течением времени структура отраслей, а также условия труда менялись, и работники, согласно данных медицинских обследований,начали терять трудоспособность позже. однако увеличивать возрастную границу все-таки было невыгодно: при условии раннего выхода на пенсию гарантировалось терпимое отношение граждан к размеру выплат. При этом, пенсионером можно было стать и еще на несколько лет раньше. Подобные льготы предоставлялись при работе во вредных условиях труда, а также в сложных климатических условиях. Такие работы финансировались государством и применялись в качестве важного инструмента политики занятости.

Но даже с различными надбавками и компенсациями за работу во вредных условиях и на крайнем Севере пенсионное обеспечение в СССР оставалось низким по сравнению с иными социалистическими странами. Законодательно не был урегулирован порядок индексации пенсионных выплат при повышении стоимости жизни либо опережающего роста зарплаты. Так же не был продуман механизм изменения максимального и минимального размера пенсии. он устанавливался гражданину один раз и с тех пор не менялся, даже если росла зарплата либо увеличивалась стоимость жизни. Вследствие этого, по некоторым данным исследований, проводившихся в 1980-е годы, до 80 % бедных в СССР были пенсионерами.

Для стабилизации и повышения материального положения пенсионеров, снижения численности малообеспеченных граждан в 1990 г. был принят Закон СССР «О пенсионном обеспечении граждан в СССР».

Но вскоре государственное устройство России изменилось, и 20 ноября 1990 г. был принят Закон Российской Федерации № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации». Данным законом пенсионное страхование выделялось в автономную систему, методично и довольно отчетливо утверждались принципы государственного пенсионного страхования.

В 1991 году после трансформации централизованного планового руководства в народном хозяйстве к рыночным методам выяснилось, что и пенсионная система целиком исчерпала свои возможности. Даже самый большой размер пенсии не мог превышать трех установленных в законе минимальных размеров пенсии, и к тому же резко снизилась рождаемость. Вместе с этим цены быстро росли, а это снижало уровень обеспеченности пенсионеров. По некоторым расчетам, в 20102020 гг. могла возникнуть проблема нехватки финансовых ресурсов для выплаты пенсий, потому что число людей, становящихся пенсионерами, заметно превысит количество начинающих работать.

Решить данные проблемы можно было лишь через увеличение доходов пенсионной системы. С этой целью необходимо было создать систему, в которой существовал бы стимул к перечислению выплат в Пенсионный фонд. В качестве стимула в этом случае выступает уверенность работников, что взносы, выплачиваемые их работодателем или ими самими на пенсионное обеспечение, смогут без потерь вернуться к ним при выходе на пенсию. При этом, чем больше будет этих пенсионных отчислений, тем больше будет и размер пенсии.

В 2001 году Правительство Российской Федерации приняло решение о проведении пенсионной реформы, в результате которой стала использоваться новая модель, включавшая в себя такие элементы, как обязательное пенсионное страхование, государственное пенсионное обеспечение, а также негосударственное пенсионное страхование.

Через 10 лет после реализации пенсионной реформы 2001 года в Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2012 г. № 2524-р, подводились основные итоги функционирования данной пенсионной системы. Так, в данном документе отмечалось, что реализуемая пенсионная политика имела своей целью обеспечение приемлемого размера пенсий. Вместе с этим, пенсионная система не достигла долгосрочной финансовой устойчивости и сбалансированности бюджета Пенсионного фонда.

При инерционном сценарии развития пенсионной системы и в условиях отсутствия совершенствования пенсионного законодательства это неизбежно приведет к:

 невозможности поддержания уровня пенсий на достаточно приемлемом уровне и росту численности групп пенсионеров с низкими доходами;

 обострению проблемы обеспечения достаточного уровня пенсионных прав;

 нарастанию рисков, обусловленных недостаточной финансовой устойчивостью работы негосударственных пенсионных фондов;

 отсутствию источника, а также механизма обеспечения сохранности накопленных пенсионных отчислений, в том числе и с учетом их растущих объемов;

 увеличению межбюджетного трансферта из федерального бюджета в бюджет пенсионной системы для обеспечения ее сбалансированности [3].

кроме того, в пенсионной системе остается нерешенной проблема выплат досрочных пенсий. Так же не установлено сбалансированного тарифа страховых взносов для категории самозанятых граждан. В некотором смысле пенсия значительно утратила роль страхования потери заработка при достижении пенсионного возраста [7].

Необходимо отметить, что накопительный элемент данной пенсионной системы требовал значительной модернизации, в том числе в области обеспечения финансовой устойчивости негосударственными пенсионными фондами (НПФ) и гарантии исполнения ими полного объема обязательств по выплате пенсии, создания работоспособной системы контроля инвестирования средств пенсионных накоплений и расширения списка финансовых институтов, принимающих участие в соответствующих правоотношениях, а также инструментов для инвестирования финансовых средств пенсионных накоплений.

С целью реализации Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации 28 декабря 2013 г. были приняты федеральные законы № 400-ФЗ «о страховых пенсиях» и № 424-ФЗ «о накопительной пенсии», вступившие в силу с 1 января 2015 г. Вследствие этого в 2015 году пенсионная система претерпела значительные изменения, коснувшиеся всех участников системы обязательного пенсионного страхования: как нынешних, так и будущих пенсионеров и российских работодателей.

Особенности становления пенсионной системы оказали существенное влияние на развитие типов и моделей организации, а также способов финансирования пенсионного обеспечения.

Так, по форме собственности средств пенсионного обеспечения выделяют государственное и частное (негосударственное) пенсионное обеспечение. Необходимо подчеркнуть, что управление финансами государственного пенсионного обеспечения осуществляется как государственными органами, так и частными организациями, но под контролем государства.

Исходя из уровня возмещаемого дохода, принято выделять три типа государственного пенсионного обеспечения.

Первый тип - государственное пенсионное обеспечение, которое предусматривает высокое возмещение дохода. В этом случае граждане, выходящие на пенсию с полным трудовым (страховым) стажем, либо проживающие в стране не менее 15-45 лет, обладают правом на пенсионные выплаты в размере, существенно превышающем 50 % получаемого ранее заработка, согласно установленных в стране правил его определения. К данному типу относится государственное пенсионное обеспечение в Австрии (размер пенсии равен 79,5 % заработка при оплате страховых взносов в течение 45 лет), Испании (100 % заработка при оплате страховых взносов в течение 35 лет), Италии (80 % заработка при оплате страховых взносов в течение 40 лет), Германии (60 % заработка при оплате страховых взносов в течение 45 лет.

Второй тип - государственное пенсионное обеспечение, которое предусматривает среднее возмещение дохода. В этом случае граждане, выходящие на пенсию с полным трудовым (страховым) стажем, либо проживающие в стране не менее 35-45 лет, обладают правом на пенсионные выплаты в размере, примерно равном 50 % их заработка, получаемого ранее заработка, согласно установленных в стране правил его определения. К данному типу относится государственное пенсионное обеспечение в таких странах, как США, Великобритания, Дания, Норвегия, Япония, Нидерланды, Новая Зеландия.

Третий тип - государственное пенсионное обеспечение, которое предусматривает низкое возмещение дохода. В этом случае граждане, выходящие на пенсию с полным трудовым (страховым) стажем, либо проживающие в стране не менее 15-45 лет, обладают правом на пенсионные выплаты в размере менее 50 % заработка, получаемого ранее заработка, согласно установленных в стране правил его определения. К данному типу относится государственное пенсионное обеспечение в таких странах, как Австралия (пенсии в твердом размере после оценки «степени нуждаемости»), Ирландия, Канада.

Вместе с государственным пенсионным обеспечением в развитых государствах параллельно развивается и частное пенсионное обеспечение, необходимое для дополнения защитных механизмов, которые предоставляются государственным пенсионным обеспечением. Значение негосударственного пенсионного обеспечения, очевидно, определяется экономическими и правовыми аспектами его функционирования. Степень развитости негосударственного пенсионного обеспечения определяется тем, на каком уровне государственное пенсионное обеспечение может удовлетворить потребности обеспечения приемлемого уровня жизни граждан в стране, и от государственной политики по формированию благоприятных условий становления и функционирования дополнительного пенсионного обеспечения.

В этом смысле низкий уровень государственного пенсионного обеспечения, определяет высокое значение для частного пенсионного обеспечения и наоборот.

Форма участия в создании финансовых ресурсов, направленных на финансирование выплаты пенсий, позволяет выделить такие виды пенсионного обеспечения, как обязательное и добровольное.

В частности, обязательное пенсионное обеспечение необходимо для осуществления государственных социальных гарантий по материальному обеспечению в старости, при инвалидности, потере кормильца и в иных установленных законом случаях. В условиях обязательного пенсионного обеспечения размер пенсий и условия их получения регламентированы законодательными актами. Осуществление обязательного пенсионного обеспечения может быть возложено как на государственные, так и на частные организации. Обязательное пенсионное обеспечение посредством частных пенсионных фондов осуществляется в развивающихся странах, что стало возможным при проведении пенсионных реформ.

В свою очередь, добровольное пенсионное обеспечение предназначается для расширения возможностей, существующих у обязательного пенсионного обеспечения в размере пенсий и в условиях их получения. Вместе с этим, добровольное участие в формировании финансовых средств выплаты пенсий так же предполагает, что их размер, условия получения регламентируются нормативными актами. Необходимо отметить, что добровольное пенсионное обеспечение, в основном, осуществляется посредством негосударственного сектора. Принципиально возможна и обратная ситуация. Так, в российском законодательстве предусмотрены добровольные правоотношения по формированию страховой и накопительной частей трудовой пенсии через уплату страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации (ПФР).

В зависимости от масштабов распространения (круг лиц, имеющих пенсионное обеспечение), различают следующий ряд форм пенсионного обеспечения:

 общенациональное (всеобщее) - распространяющееся на всех лиц, которые работают для получения дохода;

профессиональное (отраслевое либо корпоративное) - распространяющееся на работников некоторых отраслей экономики либо компаний;

 территориальное - распространяющееся на лиц, выработавших необходимый стаж либо проживающих в определенной местности;

индивидуальное (личное) - обеспечивающее материальную защиту отдельных категорий граждан.

Соотношение перечисленных типов и моделей пенсионного обеспечения различается в разных государствах на разных этапах его развития.

Так, общенациональное, или, иначе говоря, всеобщее пенсионное обеспечение получило историческое развитие в качестве государственного.

Профессиональное пенсионное обеспечение создается работодателем добровольно либо является обязательным в соответствии с законом. кроме этого, оно может устанавливаться в соответствии с существующими общенациональными либо отраслевыми коллективными договорами работодателей и работников.

Наибольшее распространение корпоративное пенсионное обеспечение получило в таких странах, как Великобритания, Германия, швейцария, Ирландия, США. Данный вид пенсионного обеспечения охватывает, в основном, наиболее квалифицированных работников, а также лиц, трудоустроенных на крупных предприятиях.

В свою очередь, отраслевое пенсионное обеспечение получило распространение в Нидерландах и Франции. В управлении подобных системах участвуют совместно представители работодателей и работников. Так же они являются обязательными для всех работников на предприятиях отрасли.

Аналогично формированию профессионального пенсионного обеспечения развивалось территориальное пенсионное обеспечение. Например, в России этот вид пенсионного обеспечения применяется для граждан, работающих в условиях крайнего Севера или приравненных к ним территориям. Довольно распространенное дополнительное пенсионное обеспечение граждан, которые проживают в определенных субъектах Российской Федерации либо муниципалитетах, осуществляется из средств региональных или местных бюджетов.

Наконец, индивидуальное пенсионное обеспечение реализуется из личных сбережений работников, находящихся в негосударственных пенсионных фондах, а также страховых компаниях или коммерческих банках. Некоторые граждане самостоятельно принимают решение взять на себя обязательства финансирования негосударственных пенсий лично для себя или в пользу лиц, имеющих для них некоторый интерес.

Изначально индивидуальное пенсионное обеспечение формировалось из средств наемных работников или самозанятого населения с высоким уровнем заработной платы или доходов, не подлежавших обязательному пенсионному страхованию. Затем развитие индивидуального пенсионного обеспечения продолжилось после окончания Второй мировой войны, поскольку произошло значительное повышение качества жизни населения из-за промышленного развития некоторых стран и высокого темпа роста заработной платы, который не соответствовал росту пенсий. Данное обстоятельство обуславливалось наличием в большей части общенациональных экономических систем соответствующего уровня заработка, с которого возможно взимать страховые взносы для целей государственного пенсионного обеспечения и установления пенсий. Применение данного механизма было обусловлено необходимостью ограничения финансовой нагрузки на страхователей, а также упорядочивания перераспределения финансовых ресурсов среди застрахованных лиц с разными доходами. Вместе с этим подобный способ регулирования не позволял группам населения, обладающим высокими доходами получать такие пенсии, которые были бы соизмеримы с их заработком (к примеру, в диапазоне 65-70 %). Данные обстоятельства стали стимулом для роста индивидуального пенсионного обеспечения в ряде промышленно развитых стран в период 60-90-х гг. XX столетия.

Различные сочетания тех или иных видов и способов финансирования пенсионного обеспечения дают возможность получить разные институты пенсионного обеспечения. При этом есть возможность выделения базовых институтов пенсионного обеспечения, комбинации которых позволяют получить разные типы моделей национальных разноуровневых пенсионных систем. В качестве ключевого параметра при этом выступает метод финансирования пенсий.

Для финансирования государственного пенсионного обеспечения применяются такие методы, как бюджетный и налоговый. Данные институты используются для лиц, которые в силу определенных причин не смогли воспользоваться другими институтами пенсионного обеспечения.

Следует отметить, что обязательное пенсионное страхование основывается на распределительном либо накопительном методах финансирования, получивших широкую распространенность в индустриальном и постиндустриальном обществах. При помощи коллективных способов страхования социальных рисков данные институты позволяют сохранить достаточный жизненный уровень граждан, которого они достигли за трудоспособный период.

Дополнительное пенсионное обеспечение, которое создается из добровольных взносов работодателей, основывается на накопительном способе формирования фонда пенсий. Выплаты при этом производятся из средств регионального и местного бюджетов.

Соотношения применения каждого из указанных институтов пенсионного обеспечения, а также методов их финансирования указывают на тип используемых разными государствами пенсионных моделей.

Исходя из преобладающих методов финансирования пенсионного обеспечения, выделяют две принципиально разных модели пенсионных систем: распределительную и накопительную. кроме этого, существуют промежуточные варианты - так называемые смешанные модели пенсионной системы. Распределительная пенсионная система предусматривает финансирование текущих пенсионных выплат из обязательных взносов работающих; накопительная (фондируемая) система предусматривает финансирование пенсионных выплат из средств, предварительно собранных на именных счетах работников; смешанная пенсионная система предусматривает использование элементов и распределительной и накопительной пенсионных систем.

Сочетание используемых институтов пенсионного обеспечения, а также методов их финансирования определяет эффективность пенсионной системы, а также финансовую устойчивость денежных фондов, созданных для финансирования пенсий.

Негосударственный пенсионный фонд является некоммерческой организацией, которая накапливает денежные средства для выплаты своим участникам пенсий и пособий. Любой НПФ работает в соответствии с законодательством и собственными правилами и является самостоятельной юридической организацией, при этом непосредственно не связанной с государственной системой пенсионного обеспечения граждан.

По своей сущности НПФ обладают двойственным характером. Во-первых, возможно рассматривать их в качестве важного социального института, призванного решать задачи повышения материального положения нетрудоспособных граждан. НПФ предоставляют данным людям возможность иметь несколько более высокий доход в старости, чем тот минимум, который способно обеспечить государство. кроме этого, НПФ выступают как специфический институт финансового посредничества, аккумулирующий сбережения широких масс населения с целью осуществления долгосрочных инвестиций. Малый размер пенсионных взносов на длительном сроке платежей дает возможность привлекать сбережения лиц с низкими доходами и денежные ресурсы работодателей. Низкая ликвидность активов НПФ, а также длительный срок большей части пенсионных схем дает возможность данным институтам направлять накопленные средства на долгосрочное инвестирование, активно принимать участие в финансировании программ, имеющих низкую доходность, высокую надежность и длительный срок реализации. В целом, ни один другой финансовый институт не обладает достаточными конкурентными преимуществами перед НПФ непосредственно в данном сегменте долгосрочного инвестирования, так как их функционирование ограничено более строгими требованиями к ликвидности активов.

В качестве учредителей НПФ могут выступать как физические, так и юридические лица. Наиболее часто НПФ учреждаются предприятиями имеющими достаточно крупный и прибыльный бизнес, и заинтересованность в дополнительном пенсионном обеспечении для своих сотрудников, имеющим возможность финансировать данные расходы, и при этом стремящиеся контролировать деятельность тех организаций, которым они доверили долгосрочное пенсионное обслуживание.

С учетом того, что НПФ являются некоммерческими организациями, они не могут распределять полученные доходы среди своих учредителей. Доходы НПФ направляются только на определенные цели:

 пополнение пенсионных резервов (доход от размещения средств пенсионного резерва);

 пополнение пенсионных накоплений (доход от инвестирования средств);

покрытие расходов на обеспечение уставной деятельности НПФ;

 формирование имущества, необходимого для обеспечения деятельности фонда.

Целью создания НПФ, как правило, является реализация негосударственного социального обеспечения. Для достижения данной цели Фонд выполняет следующие виды деятельности:

деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению участников фонда в соответствии с договорами негосударственного пенсионного обеспечения;

 деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и договорами об обязательном пенсионном страховании;

 деятельность в качестве страховщика по профессиональному пенсионному страхованию в соответствии с федеральным законом и договорами о создании профессиональных пенсионных систем.

Указанные виды относятся к той деятельности, которая осуществляется только специальным субъектом, образованным в качестве НПФ в соответствии с Законом «О негосударственных пенсионных фондах». Фонды создаются специально и только для реализации пенсионного обеспечения и страхования, и вследствие этого не могут заниматься никакой другой предпринимательской деятельностью.

Управленческая структура органов НПФ совпадает со структурой органов управления акционерного общества. Высшим органом управления в большей части НПФ считается Совет фонда, который формируется учредителями, при этом в нем нет представительства вкладчиков либо участников. В компетенцию Совета входят:

 решение стратегических вопросов;

 утверждение важнейших документов (например, изменение устава);

 формирование инвестиционной политики.

Кроме того, Совет утверждает отчет о работе фонда за истекший финансовый год, а также план на следующий период, сметы расходов, формирует исполнительные органы и попечительский совет.

Осуществление оперативного управления деятельностью НПФ, как правило, находится в ведении специально назначенного исполнительного органа - единоличного (генерального или исполнительного директора) либо коллегиального (дирекции, правления). Исполнительный орган создается советом фонда и несет перед ним ответственность, при этом степень контроля может различаться. Оперативный контроль деятельности исполнительного органа НПФ осуществляют ревизионные комиссии.

Изначально исключительным видом деятельности, которым могли заниматься НПФ, было только негосударственное пенсионное обеспечение. Однако в настоящее время сфера деятельности существенно расширилась: НПФ вправе осуществлять не только негосударственное пенсионное обеспечение, но и профессиональное пенсионное страхование. Деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию заключается в аккумулировании, инвестировании и учете средств пенсионных накоплений застрахованных лиц, назначении и выплате им накопительной части трудовой пенсии.

Деятельность фонда по негосударственному пенсионному обеспечению осуществляется на добровольных началах. Вкладчики имеют право по своему усмотрению заключать пенсионные договоры в пользу участников с любым НПФ. Именно пенсионный договор определяет размер и порядок внесения в фонд вкладчиком пенсионных взносов, за счет которых будет осуществляться выплата участнику негосударственной пенсии. Предметом пенсионного договора является осуществление фондом негосударственного пенсионного обеспечения участника, включающее в себя аккумулирование пенсионных взносов, размещение и организацию размещения пенсионных резервов, учет пенсионных обязательств фонда, назначение и выплату негосударственных пенсий участникам фонда, а в установленных случаях - осуществление выплаты правопреемникам застрахованного лица.

Пенсионный договор заключается бессрочно и может быть расторгнут по решению суда, по желанию вкладчика, а также в случае ликвидации организации-вкладчика, либо по вине фонда (прекращение действия лицензии фонда, ликвидация фонда), либо в связи со смертью участника до наступления пенсионных оснований. Прекращение уплаты пенсионных взносов вкладчиком не может являться причиной расторжения пенсионного договора. При расторжении пенсионного договора фонд обязан выплатить вкладчику выкупную сумму или перевести ее в другой фонд.

Деятельность фонда в качестве страховщика по профессиональному пенсионному страхованию включает в себя аккумулирование средств пенсионных накоплений, инвестирование средств пенсионных накоплений, учет средств пенсионных накоплений застрахованных лиц, назначение и выплату профессиональных пенсий застрахованным лицам. Профессиональная пенсионная система создается путем заключения договора работодателя с фондом. После принятия решения о создании дополнительной профессиональной пенсионной системы она становится обязательной и не может быть ликвидирована по решению ее учредителей.

Профессиональная пенсионная система должна обеспечивать выплату пенсий, а не единовременных сумм и координироваться с государственной пенсионной системой в отношении видов пенсий и условий их назначения.

Примером профессиональной пенсионной системы является система негосударственного пенсионного обеспечения работников образования Российской Федерации, осуществляемая в целях повышения уровня пенсионного обеспечения и заинтересованности в результатах труда. Профессиональное пенсионное обеспечение осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и Положением о профессиональной системе на основании договора о негосударственном пенсионном обеспечении, заключаемого работодателями системы образования Российской Федерации и самими работниками с НПФ. Предусмотрено осуществление негосударственного пенсионного обеспечения работников образования в трех видах:

 обязательное негосударственное пенсионное обеспечение, которое регулируется действующим законодательством в области дополнительного пенсионного обеспечения;

 обязательное пенсионное страхование (накопительная часть трудовой пенсии), которое регулируется действующим законодательством;

 добровольное негосударственное пенсионное обеспечение, которое регулируется Положением о профессиональной системе, Отраслевым тарифным соглашением и действующим законодательством в области дополнительного пенсионного обеспечения.

Финансирование негосударственного пенсионного обеспечения осуществляется на основе накопительного принципа за счет пенсионных взносов работодателей системы образования, работников, а также доходов, полученных от размещения пенсионных резервов.

Право на осуществление деятельности в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию у фонда возникает после получения лицензии на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию, регистрации в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию.

Фонды осуществляют деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию независимо от осуществления деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению и по профессиональному пенсионному страхованию.

Деятельность по негосударственному пенсионному страхованию и деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению не зависят друг от друга. Однако на момент подачи заявления о намерении осуществлять деятельность по обязательному пенсионному страхованию в качестве страховщика фонд должен иметь опыт работы по осуществлению негосударственного пенсионного обеспечения не менее двух лет.

Деятельность фонда в качестве страховщика по профессиональному пенсионному страхованию не зависит от деятельности фонда по негосударственному пенсионному обеспечению и по обязательному пенсионному страхованию и может осуществляться отдельно. Деятельность по профессиональному пенсионному страхованию осуществляется фондом в соответствии с заключенным договором о создании профессиональной пенсионной системы.

Таким образом, поскольку деятельность НПФ имеет высокую социальную значимость, им должна оказывается активная государственная поддержка, тем более что Президентом и Правительством Российской Федерации неоднократно подчеркивалась особая роль НПФ в построении в России устойчиво развивающейся экономики. В то же время деятельность НПФ должна строго контролироваться государством. Контроль за деятельностью НПФ законодательно должен быть возложен на уполномоченный федеральный орган.


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.072 с.