Сенситометрические характеристики контрастных фототехнических пленок для стандартного проявителя № 1 — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Сенситометрические характеристики контрастных фототехнических пленок для стандартного проявителя № 1

2021-10-05 71
Сенситометрические характеристики контрастных фототехнических пленок для стандартного проявителя № 1 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Фотографическая характеристика   ФТ-30 ФТ-ЗОП   ФТ-31 ФТ-31П   ФТ-32 ФТ-32П   ФТ-41 ФТ-41 П   ФТ-51  
Светочувствитель­ность, ед. ГОСТ   1...2   8...12   16...32   0,5...1   32  
Плотность вуали   0,06   0,05   0,07   0,06   0,08  
Коэффициент контрастности   3,4   3,4   3,2   4,5   5,0  
Разрешающая спо­собность, ЛИН. /ММ   116   116   116   125   180  
Максимальная плот­ность почернения   3,0   3,0   3,0   3,0   —  
Предел сенсибилизации   —   570   670   570   570  
Время проявления, мин   2   2   2   2   2  

279


Затруднения возникают лишь при копировании документов большого формата на репродукционных установках вертикального типа. Фотокамеру поднимают высоко над объектом, поэтому визу­альный контроль за резкостью изображения невозможен. Тогда при­меняют так называемый тест-объект. Его устанавливают на место визира и при точной наводке на экране установки передаются его четкие детали.

Величина экспозиции при репродуцировании зависит от осве­щенности и яркости оригинала, масштаба изображения, светочувст­вительности применяемого фотоматериала. При съемке штриховых оригиналов подбирают такую экспозицию, чтобы его черные элемен­ты получались на негативе прозрачными, а фон непрозрачным. Для полутоновых документов оптимальной считается экспозиция, при которой в черно-белом изображении переданы все яркости оригина­ла — от максимальных до минимальных. При репродуцировании оптимальную экспозицию, как правило, определяют опытным путем. С изменением масштаба изображения изменяется и выдержка. В каждом случае с помощью экспонометра можно определить исход­ную выдержку для обычной съемки, а затем сделать поправку на увеличение масштаба, умножая ее на поправочный коэффициент.

Относительное изменение выдержки, если она определена для какого-то масштаба изображения, можно установить по табл. 25.

Применение светофильтров. Съемка со светофильтрами позво­ляет компенсировать недостаточную или избыточную чувствитель­ность фотоматериала к тем или иным лучам спектра и получить черно-белое изображение цветного объекта с привычными для глаза яркостными соотношениями. На экспертное исследование нередко

Таблица 25

Уменьшение

 

Увеличение

 

Масштаб   Относит, выдержка   Масштаб   Относит, выдержка   Масштаб   Относит, выдержка   Масштаб   Относит, выдержка  
1:1   1   1:5   0,4   1:1   1   4:1   6  
1:1,3   3/4   1:6   1/3   1,5:1   1,5   5:1   9  
1:1,5   3/4   1:8   1/3   2:1   2,25   5:1   12  
1:2   3/5   1:10   1/3   2,5:1   3   8:1   20  
1:3   0,4   1:20   2/7   3:1   4   10:1   30  
1:4   0,4   1:30   1/4   3,5:1   5   12:1   42  

поступают документы, пожелтевшие от длительного хранения, с не­достаточно высоким контрастом выцветших штрихов. В таких слу­чаях необходимо усилить их контраст, ослабив окраску фона. Этого достигают съемкой со светофильтрами и применением фотоматери­алов различной сенсибилизации. Необходимо учитывать, что свето­фильтр делает более светлыми одинаковые с ним цветовые оттенки оригинала. Например, чтобы получить хорошие фотокопии с пожел­тевших рукописных документов, необходим желтый светофильтр. Его же используют и для фотографирования документов со слабови­димыми, но окрашенными в синий или голубой цвет штрихами. Используемые фотоматериалы должны быть чувствительны к про­ходящему через светофильтр излучению. При съемке документов с подложкой синего, зеленого или красного оттенка необходимы све­тофильтры того же цвета, что и подложка.

Особенности фотокопирования штриховых оригиналов. Съем­ку предпочтительнее вести при направленном освещении, создавае­мом источниками рефлекторного типа, способствующем повыше­нию контраста изображения. Ахроматические оригиналы снимают на контрастные фотоматериалы, несенбилизированные или ортохро­матические. Экспозицию подбирают таким образом, чтобы фон на негативе был плотным по всему полю кадра, а линии и штрихи прозрачными.

Копируя многоцветные штриховые оригиналы, необходимо передать реальное соотношение их цветовых оттенков либо усилить контраст отдельных штрихов. В первом случае съемку ведут только на сенсибилизированные фотоматериалы — изоортохроматические или изопанхроматические, если записи в документах выполнены соответственно желтыми и зелеными красителями (ФТ-31, ФТ-41, ФТ-51), или на изопанхроматические, если записи выполнены еще и красными красителями (ФТ-22, ФТ-32).

Обработку фотоматериалов ведут в контрастно работающих про­явителях до получения максимального контраста изображения.

Особенности фотокопирования полутоновых оригиналов. Вос­произведение всего интервала яркостей такого оригинала достижимо при мягком рассеянном освещении. Съемку ведут на репродукцион­ные полутоновые фотопластинки и фототехнические пленки с невы­соким коэффициентом контрастности, если оригинал черно-белый, и на плоские пленки типов «Фото» и ФН, если он многоцветный. Обрабатывают фотоматериалы в мягко или нормально работающих проявителях.


281


280


 


Техника микрофильмирования

Микрофильмирование — это процесс изготовления уменьшенных фотокопий с документов для их хранения, размножения и обмена, один из разделов репродукционной фотографии. Оно широко при­меняется в информационных центрах, архивах, библиотеках и дру­гих учреждениях, где приходится иметь дело с большим объемом документов правового, научного, технического или исторического характера.

Микрофильмирование на 90—95% сокращает размеры хранилищ для различных документов, позволяя размножать их; обеспечивает доступность для широкого круга читателей изданий, имеющих боль­шую историческую и художественную ценность; позволяет сохра­нять подлинники документов, исключая возможность их поврежде­ния от частого пользования; сокращает расходы на пересылку в связи с уменьшением веса и объема документов.

Микрофильмирование характерно копированием документов с большим уменьшением. Детали таких оригиналов (буквы, цифры, линии, точки) для обычного репродуцирования достаточно велики и передаются в копии без изменений. С уменьшением масштаба изо­бражения они становятся настолько мелкими, что не все фотомате­риалы могут воспроизвести их из-за ограничений по разрешающей способности.

Сейчас имеются светочувствительные материалы с высокой раз­решающей способностью на основе как галогенидов серебра, так и несеребряных, например, везикулярных, диазотипных, фотохром-ных и др. Процесс съемки на них документов принципиально не отличается от обычного фоторепродуцирования. Требования к тех­нике репродукционного процесса обязательны и для микрофильми­рования. Однако для съемки, тиражирования и считывания инфор­мации с микрофильмов необходимы специальное оборудование и фотоматериалы с высокой разрешающей способностью,

Формы микрофильмов. В настоящее время изготавливают ру­лонные и плоские (форматные) микрофильмы: кляссерные карты, микрофиши, микрокарты, а также перфокарты апертурные (с вкле­енным микрофильмом). Разнообразие форм объясняется эксплуата­цией различных информационно-поисковых систем для микро­фильмов.

Рулонный микрофильм используется чаще других. Информа­ция записывается последовательно кадр за кадром на рулоне фото­пленки. Для копирования применяются фотопленки шириной 16,35, 70 мм и длиной до 300 м.


По простоте и скорости изготовления эти микрофильмы превос­ходят все другие. Аппаратура, работающая на рулонной пленке, имеет высокую производительность и за час может перекопировать до 30 000 страниц оригинала. Поиск необходимой информации, ос­нованный на различных способах кодирования отдельных кадров, до некоторой степени автоматизирован. Так, зная размеры кадра и его порядковый номер, пленку перематывают на заданную длину. Можно также нумеровать кадры микрофильма и вести учет их содер­жания.

Существенным недостатком рулонных микрофильмов остается сложность поиска информации. При их значительной длине прихо­дится неоднократно перематывать большой метраж пленки, что ведет к ее быстрому износу. Неудобно копировать отдельные нужные страницы документов, сложно хранить и пересылать по почте такие микрофильмы.

Отрезки микрофильмов могут быть смонтированы на особых планшетах в карманах из прозрачной пленки. Такие карты именуют­ся кляссерными. Отрезки микрофильмов размещают по карманам в определенном порядке. Пленка надежно защищает микрофильмы от загрязнений и механических повреждений, практически не влияет на качество получаемых при тиражировании копий.

Кляссерная форма микрофильмов весьма удобна при комплекто­вании массивов документов, в которые приходится вносить измене­ния или дополнения, например законодательные акты и др. Для этого из кармана карты извлекают устаревший отрезок микрофильма, а на его место кладут новый.

Микрофиша — это микрофильм на плоской фотографической, диапозитивной или везикулярной пленке, обычно имеющей разме­ры 105x148 мм. При уменьшении в 24 раза на 98 кадрах такого микрофильма можно разместить до 190 страниц текста. Вся площадь микрофиши разделена на три зоны (рис. 62): первая предназначена для заголовка; вторая — кодовое поле с порядковым номером и реги­страционными отметками, а в третьей размещаются кадры с изобра­жениями документов. По сравнению с рулонными микрофильмами микрофиша имеет ряд преимуществ: высокую плотность информа­ции, механический износ сведен до минимума, облегчен поиск необ­ходимых документов, проще хранение и пересылка по почте. Прочи­тать тему микрофиши, название и содержание документа можно на специальном аппарате или диапроекторе.

Микрокарта аналогична микрофише, но имеет непрозрачную основу: фотографическую или обычную бумагу. Для микрокарт ха-


283


282


 


Рис. 62. Микрофиша: 1 — поле для заголовка;

2 — поле с порядковым номером и регистрационными отметками;

3 — поле для кадров с изображением документов

рактерны все преимущества микрофишей, а сверх того, для размеще­ния информации используются обе поверхности. На одной находят­ся поисковые данные документа, например библиографическое опи­сание, аннотация или реферат, на другой — его микроизображение. Читают микрокарты с помощью эпипроекторов.

Апертурные перфокарты (перфокарты с вклеенным микрофиль­мом) — это бумажные карты со специальным окном — апертурой. Они предназначены в основном для хранения чертежно-технической и патентной информации. Бумажные карты используются для запи­си (перфорирования) поисковых признаков, основную же информа­цию содержит микрофильм.

Аппаратура для микрофильмирования документов — это ста­ционарные и портативные репродукционные установки, аппараты статической, динамической и шаговой съемки.

Аппараты статической съемки предназначены для последова­тельного покадрового фотографирования оригиналов и обеспечива­ют самое высокое разрешение деталей вследствие неподвижности пленки и оригинала при копировании.

По основным конструктивным элементам они являются аналога­ми репродукционных установок СБ-2, «Уларус» (рис. 63).

Основные узлы установки: 1 — колонка (штанга) с подъемным механизмом; 2 — фотокамера с электромагнитным затвором и ме­ханизмом перемотки пленки; 3 — стол или оригиналодержатель с неподвижной стеклянной рамой; 4 — осветители; 5 — блок управ-

284


 

ления; 6 — приспособление для прижима сброшюрованных до­кументов.

Фотокамеры этих аппаратов имеют короткофокусные объек­тивы типа Индустар с высокой разрешающей силой. Фокуси-рование изображения автома­тическое. Положение фотока­меры согласовано с размерами копируемого документа.

Рис. 63. Схема микрофильмирующего аппарата статической съемки

Типичный представитель стационарных аппаратов для статической съемки — репро­дукционная установка УДМ-2, предназначенная для микро­фильмирования на 16- и 35-мм перфорированные и неперфо­рированные фотопленки. Она имеет ручной, полуавтомати­ческий и автоматический режи­мы и сориентирована на листовые и сброшюрованные документы форматом до 470 х 567 мм.

Репродукционная установка АКМ-22 позволяет копировать сбро­шюрованные документы, имеющие максимальные размеры 420 х 594 мм и толщину до 100 мм. Она оснащена фотокамерой УМ1-ЗМ с объективом «Индустар-50Р», обеспечивающим уменьше­ние от 5 до 20 крат.

Аппараты для динамической съемки работают по принципу син­хронного движения оригинала и пленки во время экспонирования. Все операции в аппаратах такого типа, за исключением подачи ори­гинала, автоматизированы.

Аппараты шагового типа предназначены для копирования доку­ментов на плоские пленки. В зависимости от кратности уменьшения на одной форматной пленке (микрофише) помещается различное количество кадров.

Для криминалистических целей удобнее использовать малогаба­ритные портативные микрофильмирующие установки С-64 и РУ-2, а иногда и киносъемочные аппараты с покадровым приводом, осна­щенные удлинительными кольцами или специальной приставкой.

285


Настольная репродукционная установка С-64 может работать как в лабораторных условиях, так и на местах проведения следственных и оперативно-розыскных действий. Она позволяет копировать доку­менты размерами до 240 х 320 мм только при 4 фиксированных мас­штабах. Размещение и смена оригиналов выполняются вручную. В рабочем состоянии она показана на рис. 64. Установка укомплектова­на специальной фотокамерой с форматом кадра 18x24 мм и объекти­вом «Индустар»(5,6/30). Затвор камеры электромагнитный с управ­лением от ножной кнопки-педали или спускового тросика.

Репродукционная установка РУ-2 — это упрощенный вариант уста­новки С-64, оснащенный полуформатной фотокамерой «Чайка-2». Объ­ектив «Индустар-69» 2,8/28 предназначен только для репродукцион­ной съемки, которая производится при 3 фиксированных масштабах. Максимальные размеры копируемых документов 240 х 360 мм.

Фотоматериалы для микрофильмирования типа «Микрат», имеющие цифровые индексы 200, 300, 900П, 900К и др., обладают высокой разрешающей способностью. Эти цифры обозначат разре­шающую способность фотоматериала, а буквенные индексы показы­вают наличие у пленок соответственно противореольного или про-тивоскручивающего слоя.

За последние годы для микрофильмирования разработаны новые более совершенные материалы, такие, как «Микрат-МФН» и «Мик-рат-МФП» — негативные изопанхроматическая и позитивная орто-

Рис. 64. Репродукционная установка С-64: 1 — осветители;

2 — подающая кассета; 3 — барабан установки выдержек затвора;

I — фотокамера; 5 — объектив; 6 — барабан перемотки пленки и взвода затвора;

7 — приемная кассета; 8 — штанга с кронштейном; 9 — корпус

286


хроматическая фотопленки; «Микрат-ВЭ» — ортохроматическая пленка для съемки графической документации с экранов электрон­но-лучевых трубок; «Микрат-Н» и «Микрат-ВН» позволяют прово­дить ускоренную обработку в интервале температур от 20 до 45°С. фотопленка МШ по своей разрешающей способности превосходит все остальные материалы для микрофильмирования.

Выпускаются листовые форматные и рулонные 16-, 35- и 70-мм фотопленки. Рулонные пленки могут быть перфорированными и неперфорированными. Фотографические свойства материалов для микрофильмирования представлены в табл. 26.

Выбор того или иного фотоматериала для микрофильмирования определяют свойства оригинала. Штриховые оригиналы снимают на высококонтрастные пленки, причем черно-белые — на несенсибили­зированные либо ортохроматические, а многоцветные — на изо-панхроматические. Полутоновые черно-белые и многоцветные ори­гиналы копируют на более мягкие фотоматериалы. При выборе пос­ледних следует учитывать, что чем сильнее уменьшается изображе­ние оригинала, тем с более высокой разрешающей способностью должны применяться фотопленки.

Фотопленки «Микрат-позитив П», «Микрат-позитив К», «Микрат-МФП» используются для изготовления позитивов с негативных мик­рофильмов.

Для микрофильмирования полутоновых черно-белых и много­цветных оригиналов в ходе оперативных и следственных мероприя­тий, а также экспертных исследований пригодны фото- и киноплен­ки, такие, как «Дубль-негатив А-2», «Дубль-позитив А-2», ФН-32, ФН-64, ФН-125, НК-1, НК-2 (КН-1, КН-2), МЗ-2, МЗ-3.

Наибольшее распространение для обработки микрофильмов по­лучили проявочные машины, предназначенные для профессиональ­ной кинематографии, например 40-ПЗ, 41-П1, 60-П4 с полным цик­лом проявления, закрепления и сушки фотопленки при ее непрерыв­ном движении. Применяются и специализированные проявочные аппараты ЕО11 и АФХО-Р. Последний настолько универсален, что обеспечивает обработку 16-, 35- и 105-мм фотопленок, поддерживает не только постоянную температуру проявителя и фиксажа, но и их оптимальную концентрацию за счет регенерации.

Чтение и просмотр микрофильмов требуют применения спе­циальной аппаратуры. Это, в частности, читальные аппараты, по­зволяющие получать увеличенное оптическое изображение микро­кадров. Это проекционные аппараты, в которых изображения кад­ров через объектив и систему зеркал проецируются на встроенный экран.

287


Таблица 26


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.033 с.