Советская политическая система в условиях замедления темпов общественного развития 1964-1981 — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Советская политическая система в условиях замедления темпов общественного развития 1964-1981

2022-08-21 44
Советская политическая система в условиях замедления темпов общественного развития 1964-1981 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Важнейшей составляющей нового политического курса стала концепция «развитого социализма», заменившая концепцию развернутого строительства коммунизма. Эта концепция позволяла, с одной стороны, констатировать «большие успехи», достигнутые страной под руководством партии, а с другой – снять какую-либо определенность в достижении конкретных целей повышения благосостояния народа, демократизации общества, перехода к общественному самоуправлению. Концепция «развитого социализма», объявив существовавший в стране порядок высшим достижением социального прогресса, создавала теоретическую базу для увековечивания и апологетики тоталитарной системы. Эта идеология показала, что руководство не видит перспективы в развитии системы.

На укрепление власти партийной номенклатуры было направлено и принятие новой Конституции. В 6 статье она закрепила монопольное положение КПСС в политической системе, определив Коммунистическую партию как руководящую и направляющую силу общества, ядро его политической системы. В конституции в особую главу была выделена проблема прав и свобод, их список был расширен, но с различными оговорками, к тому же отсутствовал механизм их реализации. Свобода научного, технического и художественного творчества гарантировалась, но лишь «в соответствие с целями коммунистического строительства». Таким образом, Конституция СССР 1977г. окончательно оформила консервативный курс брежневской внутренней и внешней политики, узаконила жесткий идеологический контроль партии над обществом, законсервировала взрывоопасные противоречия в национальном вопросе.

В идеологии наблюдался процесс ресталинизации. Впервые за последние годы высокая оценка вклада Сталина в победу прозвучала в докладе Брежнева на праздновании 20-летия Победы. С тех пор все чаще не только имя Сталина, но и образ начинают присутствовать в художественных произведениях, кинофильмах, периодике.

Одна из характеристик структурного кризиса – бюрократизация управленческого аппарата и его быстрое разбухание. На содержание бюрократических структур ежегодно расходовалось до 10% госбюджета, расширялась система льгот и привилегий для сотрудников аппарата всех уровней. Подчеркивание неуклонного возрастания роли КПСС сопровождалось постоянным численным ростом партии, при этом рядовые коммунисты практически были отстранены от принятия партийных решений, не могли влиять на положение дел.

Высшее руководство страны к концу 70-х гг. было старше 60 лет. Средний возраст членов и кандидатов в члены Политбюро, секретарей ЦК составлял 68 лет.

Параллельно с этим шло моральное разложение общества. В нем как бы легализовалась двойная мораль, двойные стандарты жизни. На ответственные посты Брежнев назначал, главным образом, своих близких или лиц, преданных ему лично.

Структурный кризис политической системы, всевластие номенклатуры привело к обострению всех общественных противоречий, в т.ч. и национальных. Происходит неравномерное развитие национальных регионов.

О кризисе системы свидетельствовало появление ростков «антисистемы», выразившихся в зарождении и развитии диссидентского движения. Четкая идеология у диссидентского движения отсутствовала, в нем можно выделить множество направлений: правозащитное, религиозное, национальное. Диссиденты используют в основном мирные формы: петиционные, подписные кампании, реже – манифестации и пикеты. В основном власть использовала административные методы борьбы с диссидентами: привлечение за тунеядство, лишение социальных льгот; появляются новые формы репрессий – внесудебное помещение в психиатрические лечебницы.

Основная причина кризиса общественно-политической системы – противоречие между потребностью радикальных перемен и неумением, нежеланием правящей структуры государства оперативно решать назревшие проблемы в экономике, социально-политической и духовной жизни.

Можно выделить следующие особенности, характеризующие политическую систему:

– закостенелость партийно-государственного аппарата;

– усиление бюрократизации политической системы;

– существование расхождения между формальными документами и фактической деятельностью;

– ужесточение репрессий против инакомыслящих;

– накопление противоречий между политической элитой и потребностями общества.

Консервация политического режима не могла не привести к застою во всех сферах жизни.

Со второй половины 60-х годов значительно усиливается идеологический контроль за СМИ, учреждениями культуры. Эта политическая линия вполне закономерно вылилась в кампании травли и проработок деятелей науки, искусства и культуры. Отсюда – снижение уровня художественного творчества, распространение бездарной конъюнктуры.

С середины 70-х гг. стала активно внедряться практика госзаказов на постановку фильмов, написание сценариев, романов и пьес. В партийных инстанциях заранее определялись не только их количество и тематика, но и исполнители тех или иных ролей. Театральные постановки выпускались лишь с одобрения специальной комиссии. Такой подход очень скоро привел к застою и в художественной культуре.

В обществе в результате противоречия между провозглашенными ценностями и реальностью начинается поиск новых идеалов. Главной причиной духовного кризиса являлся политический, номенклатурный режим. Заслуга общества в том, что оно пыталось оказать сопротивление, смогло сберечь определенный интеллектуальный и нравственный потенциал.

 

47. Российский вариант перехода к рыночной модели хозяйствования

В октябре 1991 г. правительство России представило первую программу радикальных реформ. Она предусматривала экономическую стабилизацию в течение года с последующим подъемом производства. Главным звеном программы стала реформа ценообразования, автором которой выступал Е. Гайдар. С 1 января 1992 г. намечалось отпустить цены на большинство продуктов.

В декабре того же года, после распада СССР, Россия объявила себя правопреемницей Союза и унаследовала всю союзную собственность, расположенную на ее территории, включая остатки золотого запаса. Предполагалось также осуществление жесткой финансово-кредитной политики.

Авторы нового курса рассчитывали ослабить экономический кризис в стране и сформировать новый класс собственников.

Реформа Гайдара исходила из того, что вначале произойдет либерализация цен, а уже затем начнется приватизация. В результате освобождения цен с 1 января 1992 г. денежные, средства населения были, по существу, конфискованы. Соответственно покупать акции приватизируемых предприятий оказалось не на что.

Летом 1992 г. была утверждена программа приватизации, согласно которой с 1 октября 1992 г. началась выдача приватизационных чеков (ваучеров) всем россиянам. С 1993 г. было разрешено вложение этих ценных бумаг в акции предприятий, которые должны были обеспечить получение прибылей. Однако одновременно с выдачей ваучеров началась их неконтролируемая скупка новыми предпринимателями, банкирами, иностранцами.

И все же центральным положением реформы стали новые цены. При сохранении сверхмонополизации экономики они выросли в 100—150 раз, в то время как средняя зарплата лишь в 10 -15 раз. Начался сильный отток научных и педагогических кадров в коммерческие и иные структуры (в том числе и за границу).

Продолжался спад промышленного производства. Не удалось добиться перелома и в проведении финансовой реформы. В январе 1993 вспыхнула новая волна инфляции.

Не оправдались и расчеты Гайдара на значительную финансовую поддержку Запада. Ссылаясь на неустойчивость политической ситуации в России, Международный валютный фонд и страны «семерки» отказали России в обещанных кредитах. Нестабильность обстановки вела и к тому, что российские предприниматели полученные в ходе реформ доходы вкладывали в западные банки и предприятия.

В результате главная задача первого года реформ — макроэкономическая стабилизация — так и не была решена. В декабре 1992 г новым главой правительства был избран бывший руководитель газовой промышленности СССР В. С. Черномырдин.

Корректировка курса реформ. С его приходом в рыночные реформы были внесены коррективы. Сохраняя общее направление движения в сторону рынка, новый премьер сделал ставку на поддержку государственных (в том числе убыточных) предприятий. Особое внимание было уделено топливно-энергетическому и оборонному комплексам, получившим от правительства значительные кредиты.

В декабре 1992 г. была принята единая тарифная система оплаты труда, которая позволила несколько смягчить ситуацию в бюджетной сфере.

Все это потребовало новых средств и привело в итоге к усилению инфляции. На Западе да и в самой России заговорили не о корректировке, а о смене курса реформ. В этих условиях Президент Б. Ельцин назначил вице-премьером Гайдара, который вместе с министром финансов Б. Федоровым путем возобновления жесткой финансовой политики сумел снизить темпы инфляции к концу 1993 г.

В то же время протекционизм продолжал оставаться главной чертой политики Черномырдина. Из-за несогласия в принципах проведения реформ Гайдар и Федоров в начале 1994 г. покинули правительство, перейдя в парламентскую оппозицию.

Экономика России в 1993 г. В 1993 г. чековая приватизация продолжалась. К концу года было приватизировано почти 40 тыс. предприятий. Росло количество частных банков и бирж. Продолжался спад производства, как в промышленности, так и в сельском хозяйстве. Бюджетный дефицит составил свыше 12 трлн. рублей.

Осложнение экономической ситуации не могло не вызвать и обострения социальных проблем. Цены на потребительские товары за 1993 г. выросли в 9 раз, а на платные услуги — в 25 раз.

Ускорилось расслоение общества на богатых и бедных. Численность безработных составила почти 8 млн. человек.

Первые годы реформ привели к переходу к экономическим методам регулирования. Завершилась первая стадия приватизации, вновь возникла частная собственность. Центр деловой активности переместился в негосударственный сектор. Удалось обеспечить внутреннюю конвертируемость рубля, пополнять золотой и валютный запасы. Россия постепенно интегрируется в мировое хозяйство.

Издержки реформ объяснялись тремя группами причин. Во-первых, неблагоприятной стартовой ситуацией. К началу реформ экономика находилась на грани полного краха: были разорваны традиционные хозяйственные связи, рухнул прежний механизм управления, был опустошен потребительский рынок, отсутствовали золотые и валютные резервы, рубль перестал что-либо стоить.

Во-вторых, половинчатость и непоследовательность реформ были обусловлены политическими обстоятельствами, прежде всего обострением борьбы законодательной и исполнительной властей в 1992—1993 гг. В-третьих, безусловно, влияли на результат ошибки теоретиков и исполнителей реформ. В 1994 г. правительство В. С. Черномырдина сосредоточило свои усилия на стабилизации уровня жизни населения, поощрении предпринимательской деятельности граждан, целевой поддержке наименее защищенных слоев населения, привлечении иностранных инвестиций.

На 1995—1996 гг. приоритетной задачей была вновь провозглашена жесткая финансовая политика.

 


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.