Место и роль общей теории права в системе общественных наук — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Место и роль общей теории права в системе общественных наук

2022-08-21 57
Место и роль общей теории права в системе общественных наук 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Методы ОТП

Методом общей теории государства и права является системная совокупность приемов и способов исследования общих закономерностей возникновения, функционирования и развития государства и права.

Многообразие методов общей теории государства и права условно можно подразделить на три основные группы:

1. Всеобщие методы — это философские, мировоззренческие подходы, выражающие наиболее универсальные принципы мышления. Среди всеобщих методов можно выделить:

• метафизику, которая рассматривает государство и право, как вечные и неизменные институты, глубоко не связанные друг с другом и с другими общественными явлениями;

• диалектику (материалистическую и идеалистическую).

Материалистическая диалектика рассматривает государство и право в развитии, в конкретной исторической обстановке и во взаимосвязи с другими явлениями.

Идеалистическая диалектика может выступать в виде объективного или субъективного идеализма. Объективный идеализм связывает причины возникновения и функционирования государства и права с Божественной силой либо объективным разумом, субъективный идеализм — с сознанием человека, с волей людей.

2. Общенаучные методы — это приемы, применяемые на отдельных этапах научного познания и используемые в различных науках. К общенаучным методам можно отнести:

• анализ — метод исследования отдельных сторон, свойств, частей государственно-правового явления;

• синтез — метод исследования государственно-правового явления в его едйнстве и взаимной связи отдельных сторон, свойств, частей;

• системный подход — метод исследования государственно-правового явления, направленный на раскрытие его целостности и выявление закономерных связей в нем;

• индукция — метод исследования государственно-правового явления от частных фактов, положений к общим выводам;

• дедукция — метод исследования государственно-правового явления от общих положений к частным выводам.

3. Частнонаучные методы — это приемы, основанные на достижениях технических, естественных и общественных наук и применяемые отдельными науками. К ним относятся:

• конкретно-социологический метод, который позволяет с помощью специальных приемов (анкетирования, интервьюирования, наблюдения и др.) получать данные о фактическом поведении субъектов в государственно-правовой сфере;

• статистический анализ — метод исследования количественных показателей того или иного государственно-правового явления;

 • формально-юридический метод, который позволяет определять юридические понятия, выявлять их признаки, проводить классификацию, толковать содержание правовых норм и т.д.;

• сравнительно-правовой метод, позволяющий сопоставлять общие и особенные свойства правовых систем или их отдельных элементов (законов, юридической практики и т.п.) и другие методы.

Форма государства (понятие, основные элементы) взаимосвязь между типом и формой государства.

форма государства — это организация политической власти, охватывающая форму правления, форму государственного устройства и политический (государственный) режим.
К важнейшим признакам государства относятся:

• форма государственного правления;

• форма государственного устройства;

• политический (государственный) режим.

  Формы государства
 Формы гос. правления делится на:

 1. Монархия:

- неограниченную
- ограниченную (делится на дуалистическая; парламентарная)

2. Республика 

- президентская

- республика парламентарная

- смешанная

Форма гос. устройства

1. унитарное

2. федеративное

3. конфедерация

Политический (государственный) режим

1. демократический

2. либеральный

3. авторитарный

4. тоталитарный (делится на: фашистский, полуфашистский, военно-диктаторский)

Политико-правовой режим

Политический (государственный) режим — это совокупность методов, способов и средств осуществления политической власти.

Различают следующие политические режимы:

• демократический;

• либеральный;

• авторитарный;

• тоталитарный.

Демократический режим — это правление народа, избранное народом и для народа.

При демократическом режиме высшие органы государства имеют мандат народа, власть реализуется в его интересах демократическими и правовыми методами, права и свободы человека всесторонне гарантированы и защищены, закон господствуетво всех сферах общественной жизни.

Либеральный режим — это переходный режим от недемократического режима к демократическому.

Для либерального режима характерно отсутствие стабильных политических структур, слабость социально-экономических программ, невысокая активность граждан в общественно-политической жизни, отсутствие гласности. Насильственные методы решения той или иной проблемы не используются.

Авторитарный режим. — это власть одного человека или группы людей.

При авторитарном режиме существенно ограничены демократические свободы граждан, запрещены оппозиционные партии и движения, оппозиционная пресса, профсоюзы и т.п.

Тоталитарный режим — крайняя форма авторитаризма. При тоталитарном режиме существует одна партия, одна государственная идеология, осуществляется монопольный контроль над всеми сферами жизни общества, над личностью, подчинена государству общественная и частная жизнь, преследуется гласность, отсутствует плюрализм, устанавливается жесткое идеологическое давление на людей, отсутствует принцип разделения властей и т.д.

Тоталитарный режим можно подразделить:

• на фашистский;

• полуфашистский;

• военно-диктаторский.

Они различаются той или иной степенью применения насильственных методов и средств осуществления власти, контроля за общественной жизнью населения.

 

31. Функции государства: понятие, классификация, содержание.

Функции государства — это основные направления деятельности государства (всех его органов) по решению стоящих перед ним задач, реализуемые в характерных для данного государства формах и свойственными ему методами.

Содержание показывает, что делает государство, чем занимаются органы государственной власти, какие вопросы они решают.

В юридической литературе существуют различные критерии классификации функций государства: по продолжительности действия, по сферам действия и др.

В зависимости от продолжительности действия функции государства классифицируются:

• на постоянные (осуществляются на всех этапах развития государства);

• временные (прекращают свое действие с решением определенных задач).

В зависимости от того, в какой сфере общественной жизни осуществляются функции государства, они подразделяются:

• на внутренние;

• внешние.

Внутренние функции государства — это основные направления деятельности государства по выполнению стоящих перед ним внутренних задач.

К внутренним функциям государства можно отнести экономическую, социальную, идеологическую, культурную, экологическую и функцию охраны правопорядка.
Внешние функции государства это основные направления деятельности государства по выполнению стоящих перед ним внешних задач.

К внешним функциям можно отнести обеспечение обороноспособности страны, сотрудничество с другими государствами, поддержание мира.

 

28. Понятие и назначение аппарата (механизма) государства, принципы его организации и деятельности.

Государственный аппарат — это система государственных органов, непосредственно осуществляющих управленческую деятельность и наделенных для этого властными полномочиями.

Механизм государства — это система государственных органов, учреждений и иных организаций, призванных выполнять задачи и функции государства.

Различие между государственным аппаратом и механизмом государства заключается в том, что последний включает в себя не только органы государственного управления, но и материальные придатки (вооруженные силы, милицию, исправительные учреждения и др.).
Механизм государства не только главное, но и определяющее звено политической системы. Он обеспечивает функционирование всех сфер общественной жизни и может оказывать как положительное, так и отрицательное воздействие на процессы, происходящие в обществе.
деятельность механизма в современных демократических государствах должна осуществляться на следующих основных принципах:

1) демократизма в формировании и деятельности государственных органов;
Этот принцип предполагает, прежде всего, широкое и активное участие граждан в формировании и организации деятельности органов государственного механизма. Он обеспечивает каждому равные возможности для участия в управлении государством, вне зависимости от политических, религиозных

и иных взглядов.

2)разделения властей;
Этот принцип предусматривает разделение государственной власти:

• на законодательную;

• исполнительную;

• судебную.

3)гласности;

4) законности;
Этот принцип выражает такое состояние общества, при котором государственный орган с одной стороны и граждане — с другой обязаны строго соблюдать конституцию, законы и подзаконные акты. Толкование и применение правовых актов на всей территории государства должно быть единообразно, а последние, в свою очередь, — подчиняться и соответствовать конституции.

5) профессионализма и компетентности;
При помощи этого принципа создаются благоприятные условия для подбора и использования наиболее квалифицированных работников в государственных органах. Наличие высоко-профессиональных служащих, прогрессивная организация их труда обеспечивают высокую эффективность деятельности органов государственного механизма.

6) сочетания единоначалия и коллегиальности и др.

Все перечисленные принципы крайне важны для построения и деятельности механизма современного государства, однако многие исследователи выделяют в качестве основного принцип разделения властей.

 

29. теория разделения властей.
Теория разделения властей — это рациональная организация государственной власти в демократическом государстве, при которой осуществляются гибкий взаимоконтроль и взаимодействие высших органов государства как частей единой власти через систему сдержек и противовесов.
Джон Локк (1632-1704) — английский философ, который в своих произведениях, в частности «О государстве», разделил государственную власть на законодательную, исполнительную и союзную. Законодательная власть должна принадлежать парламенту, издающему законы, исполнительная — королю, который обеспечивает исполнение законов, а также осуществляет союзную (федеративную) власть, т.е. решает вопросы «вой- ны и мира», международных отношений. Дж. Локк не выделяет отдельно судебную власть.

Шарль Монтескье (1689-1775) — французский мыслитель, который в своих трудах («О разделении властей») обосновывает идею, согласно которой для обеспечения политической свободы необходимо разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. Он, в отличие от Дж. Локка, выделяет судебную власть в качестве одной из ветвей государственной власти. Все три ветви государственной власти должны иметь систему сдержек и противовесов, обеспечивающую баланс власти. Таким образом, главное требование принципа разделения властей, сформулированное Дж. Локком и Ш. Монтескье, заключается в том, что для утверждения политической свободы, обеспечения законности и устранения злоупотребления властью со стороны какой-либо социальной группы или отдельного лица, необходимо разделить государственную власть на законодательную (избранную народом и призванную вырабатывать стратегию развития общества и регулировать общественные отношения), исполнительную (назначаемую законодательным органом и занимающуюся реализацией принятых законов), судебную (выступающую гарантом восстановления нарушенных прав). Причем каждая из этих властей, являясь самостоятельной и взаимосдерживающей друг друга, должна осуществлять свои функции посредством особой системы органов. Среди высших государственных органов, осуществляющих свою деятельность на основе принципа разделения властей, дол-

жен быть орган, занимающий лидирующее положение. Это необходимо прежде всего для того, чтобы исключить возможность борьбы между ними за лидерство, поскольку борьба и раздоры могут ослабить государственную власть. Основоположники теории разделения властей «пальму первенства» в этом вопросе отдавали законодательным (представительным) органам.

Исполнительную власть представляют глава государства (президент) и правительство, которые осуществляют организацию исполнения законов, принимаемых законодательной властью, руководят системой подчиненных им органов государственного управления и других органов исполнительной власти, обеспечивают исполнение конституции и законов, а также выполняют другие функции, возложенные на них конституцией и законом.

 Судебная власть — это система независимых государственныхорганов (судов), призванных от имени государства осуществлять правосудие, разрешать в судебном порядке все возникающие споры и конфликты. В системе органов государственной власти суд занимает особое место, определяемое его задачами, назначением, а также принципами организации и осуществления судебной деятельности. Суд выполняет специфическую (принадлежащую только ему) государственную функцию — осуществление правосудия. Он рассматривает в установленном законом порядке уголовные, административные и гражданские дела, решает вопрос о виновности привлеченных к ответственности лиц. Результатом этой деятельности является применение мер государственного принуждения к правонарушителям. Таким образом, суд обеспечивает

исполнение норм права присущими только ему специфическими средствами и методами.

Исключительность судебной власти проявляется в том, что только суд (и никто другой) осуществляет правосудие.

Судебная власть — независимая ветвь государственной власти, осуществляемая путем гласного, состязательного рассмотрения и разрешения в судебном порядке споров о праве. Роль судебной власти в механизме разделения властей состоит в сдерживании двух других ветвей власти в рамках конституционной законности, прежде всего путем осуществления конституционного надзора и судебного контроля. Применительно к законодательной власти используется довольно жесткая юридическая процедура законотворческого процесса, регламентирующая законотворческую деятельность. В системе сдержек и противовесов важную роль может играть президент, подписывающий законы и имеющий право применения отлагательного вето при принятии поспешных некачественных актов законодательной властью. Деятельность Конституционного Суда также можно рассматривать в качестве сдерживающей, так как он обязан отменять все неконституционные акты. Исполнительная власть (правительство) ограничивается пределами ведомственного правотворчества, запретами на принятие актов, затрагивающих такие отношения, которые должны быть урегулированы только законами или иными законодательными актами. Для судебной власти ограничивающие средства определяются конституцией, процессуальным законодательством, принципами и гарантиями (презумпция невиновности, равенство граждан перед законом и судом, право на защиту и др.) Государственные органы всех трех ветвей власти в пределах своих полномочий самостоятельны, они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга. Государственные органы законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти обеспечивают выполнение определенных функций государства, что требует четкого их взаимодействия, поскольку у каждой из властей главной и конечной целью деятельности являются интересы человека, гражданина. Без четкой согласованной деятельности добиться этой цели невозможно.

ВИДЫ

В зависимости от территориальной сферы деятельности органы государства подразделяются на три вида:

• высшие;

• центральные;

• местные.

Высшие органы государства (президент, парламент, правительство, Верховный суд) осуществляют властные полномочия на территории всего государства.
Центральные органы государства (отраслевые министерства, комитеты) осуществляют свою деятельность в рамках предоставленных полномочий на всей территории государства.

Местные органы государства (советы, муниципалитеты, исполнительные и распорядительные органы) осуществляют свою деятельность в пределах административно-территориальных единиц.

По характеру компетенции государственные органы бывают:

• общей компетенции;

• специальной компетенции.

К органам общей компетенции можно отнести правительство, муниципалитеты, поскольку они решают широкий спектр вопросов. Правительство, например, участвует в осуществлении всех функций государства.

К органам специальной компетенции можно отнести министерства, комитеты, которые осуществляют один вид деятельности, выполняют одну функцию, например, министерство юстиции, министерство финансов.

По порядку осуществления своих полномочий можно выделить следующие государственные органы:

• коллегиальные;

• единоначальные.

К коллегиальным органам государства можно, например, отнести парламент, правительство, а к единоначалъным — президента, министерства.

По срокам полномочий выделяют следующие органы государства:

• постоянные;

• временные.

Постоянные органы государства создаются без ограничения срока действия. Временные создаются для выполнения краткосрочных задач и достижения краткосрочных целей.

По принципу разделения властей выделяют следующие

государственные органы:

• законодательные;

• исполнительные;

• судебные.

К законодательным органам относится высший представительный орган государства — парламент, основной функцией которого является принятие (издание) законов.

К исполнительным органам относится правительство, непосредственно управляющее государством и осуществляющее свою многостороннюю деятельность с помощью многочисленных органов государства.

К судебным органам относятся суды различных компетенций, которые реализуют правосудие посредством судопроизводства.
По форме осуществления государственной деятельности выделяют контрольно-надзорные органы государства.

Классифицируются органы государства и по другим критериям. Например, по структуре или способу организации, по правовым формам деятельности и др.

 

Формы (источники) права

Форма права — это способ выражения вовне юридических правил поведения.

Источник права — материальные условия жизни, определяющие появление и действие права.
Выделяют четыре основных источника права (в отдельные исторические периоды признавались и другие источники, например, такие как юридические доктрины, религиозные писания).

1. Нормативный правовой акт — это правовой документ, содержащий нормы права и направленный на урегулирование определенных общественных отношений. Во всех правовых системах мира он является доминирующим источником права в силу своих неоспоримых преимуществ.

2. Правовой обычай — исторически сложившееся правило поведения, содержащееся в сознании людей и вошедшее в привычку в результате многократного применения, приводящее к

правовым последствиям.

Обычай является наиболее древней формой права, признается источником права только тогда, когда закрепляет уже давно сложившиеся отношения, одобряемые людьми. В современных законах встречаются отсылки к правовым обычаям.

3. Юридический прецедент — это судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, которому придается сила нормы права и которым руководствуются при разрешении схожих дел. Юридический прецедент распространен преимущественно в Великобритании, Соединенных Штатах Америки, Канаде и др.

4. Нормативный договор — соглашение о взаимных обязательствах, имеющее силу правовой нормы (коллективный договор, международный договор и др.).

 

Понятие и признаки НПА

НПА- это официальный документ, установленной формы принятый в приделах компетенции гос. органов или путем референдумов и содержащий правовые нормы, рассчитанные на неопределенный круг лиц и на неоднократное применение.

характерные признаки:

• является результатом правотворческой деятельности специально на то уполномоченных органов государства;

• содержит общеобязательные правила поведения;

• обладает соответствующей юридической силой.

Виды НПА

По юридической силе все нормативные правовые акты подразделяются на две группы:

1. Законы.

2. Подзаконные акты.

Закон — это нормативный правовой акт, принятый в особом порядке высшим представительным органом государства или референдумом, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

Закону присущи следующие признаки:

• принимается только высшим органом законодательной власти или референдумом;

• обладает высшей юридической силой;

• регулирует наиболее важные общественные отношения.

Выделяют законы конституционные и обыкновенные.

К конституционным законам относится конституция и конституционные законы, регулирующие основы государственного устройства и органически связанные с конституцией.

Подзаконные акты, — это изданные на основе и во исполнение законов акты, содержащие юридические нормы.
• указы1 и распоряжения президента;

• постановления правительства;

• приказы, инструкции, правила, постановления государственных органов и др.;

• решения местных исполнительных и распорядительных

органов;

• локальные нормативные акты.

59. Систематизация нпа
Систематизация – деятельность по упорядочению нпа, приведению их в единую внутренне согласованную систему, с целью обеспечения удобства их применения и дальнейшего развития правовой системы государства.
Виды систематизации:
1.консолидация- нпа объединяются в один укрупненный акт, который утверждается государством и признается новым источником,
2. кодификация- нпа коренным образом перерабатываются (кодекс), проводит гос.орган
Инкорпорация – объединение полностью или частично в сборники нпа.

19. Закон: понятие и виды. Стадии законодательного процесса
Закон
– это обладающий высшей юридической силой нормативный акт, принятый в особом порядке высшим представительным органом государственной власти и регулирующий наиболее важные общественные отношения.
Конституционный закон – закрепляет основы общественного и государственного строя, служит юридической базой для текущего законодательства.
Программный закон – нормативный акт об основных направлениях внутренней и внешней политики, о военной доктрине Республики Беларусь.
Текущий (обыкновенный) закон – принимается на основе и во исполнение конституционных законов. Эти законы составляют текущее законодательство и регулируют различные стороны жизни страны.
Чрезвычайный (исключительный) закон – принимается при тех или иных чрезвычайных обстоятельствах, носит временный характер.
Органический (кодифицированный) закон – юридически цельный, внутренне согласованный акт, призванный комплексно регулировать определенную сферу общественной жизни.
Стадии законодательного процесса:
Законодательная инициатива (исходящая от народа 50тыс человек, Президент, Парламент, Правительство) →постоянная комиссия Палаты Представителей (составление законопроекта)→Совет Палаты Представителей(внесение законопроекта в повестку дня)→«Чтение» законопроекта в Палате Представителей(2 раза: 1. Целесообразное принятие (если проголосовало более 50% проект отправляется на 2 чтение. 2. Обсуждение текста законопроекта (если проголосовало более 50% проект отправляется далее) →в течение 5 дней→направляется в Совет Республики(может рассматриваться не более 20 дней, если является срочным не более 10 дней.(если в течении этого времени не принимается решение, то закопроект считается принятым)→в течении 10 дней→Президенту на подпись(если в течении 2 недель законопроект не возвращается назад, то  неподписанный законопроект считается подписанным)

67.Понятие и основные требования юридической техники

Юридическая техника (ЮТ) - система средств, правил и приемов подготовки и упорядочения правовых актов, применяемая в целях обеспечения их совершенства и повышения эффективности.

Основной объект юридической техники - текст правовых актов, информационное воплощение юридических предписаний. При их принятии важно учитывать, чтобы содержание таких предписаний (дух) и форма (буква) соответствовали друг другу, чтобы не было неясности, двусмысленности.

Юридическая техника признана структурировать правовой материал, совершенствовать язык правовых актов, делать его более понятным, точным и грамотным. Во многом именно уровень юридической техники символизирует определенный уровень правовой культуры конкретного общества.

К техническим средствам относят:

1) юридические термины (словесное выражение понятий, используемых при изложении содержания правового акта);

2) юридические конструкции (специфическое строение нормативного материала, складывающееся из определенного сочетания субъективных прав, льгот, поощрений, обязанностей, запретов, приостановлений, наказаний и т.п.).

К техническим правилам относят:

1) ясность и четкость, простоту и доступность языка правовых актов;

2) сочетание лаконичности с необходимой полнотой, конкретности с требуемой абстрактностью выражения соответствующих правовых предписаний;

3) последовательность в изложении юридической информации;

4) взаимосвязь, согласованность и внутреннее единство правового материала.

К техническим приемам относят:

1) способы, фиксирующие официальные реквизиты (наименование правового акта, дата и место его принятия, подписи должностных лиц и т.п.);

2) структурную организацию правового акта (вводная часть - преамбула, общая и особенная части, нумерация разделов, глав, статей, пунктов и т.д.).

Нормативные акты имеют особый, юридический стиль изложения: они должны быть официально и терминологически строги. Для юридического языка характерны повелительный, императивный стиль изложения, специальная терминология.

20. Порядок опубликования и вступления в силу НПА
Опубликование нормативного правового акта.

Нормативные правовые акты подлежат официальному опубликованию для доведения до всеобщего сведения путем воспроизведения текста нормативных правовых актов в официальных изданиях. Официальное опубликование нормативных правовых актов осуществляется на том государственном языке, на кото-ром они приняты. Датой официального опубликования нормативного правового акта считается день первоначального выхода в свет официального издания, в котором помещен этот акт. Нормативный правовой акт после его официального опубликования может быть напечатан в изданиях, не являющихся официальными, а также доведен до всеобщего сведения по телевидению и радио, передан посредством иных способов распространения информации. Такое опубликование нормативных правовых актов является неофициальным.

Действие НПА во времени

Действие во времени связано с вступлением нормативного правового акта в силу и моментом утраты им юридической силы. В каждом государстве действуют правовые нормы о порядке опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов.

Как правило, нормативные правовые акты вступают в силу:

• в срок, указанный в тексте нормативного правового акта;

• в результате указания на иные обстоятельства (с момента опубликования и т.п.);

• согласно общему правилу, закон вступает в силу через десять дней после его официального опубликования, если иной срок не указан в самом законе.

Нормативные правовые акты утрачивают свою силу:

• по истечении срока действия;

• в связи с изданием нового нормативного правового акта, заменившего ранее действующий;

• на основании прямого указания органа, принявшего данный акт, об отмене этого акта.

Действие НПА по кругу лиц

Действие по кругу лиц обусловлено тем, что нормативные правовые акты имеют отношение ко всем адресатам в рамках определенной территории. Адресатами нормативных правовых актов могут быть все граждане или определенные группы населения, все должностные лица или отдельные их категории, юридические лица. Вместе с тем имеются специальные нормативные правовые акты, распространяющиеся только на отдельные категории граждан. Также существует так называемый принцип экстерриториальности, согласно которому часть территории государства (здания иностранных посольств, их средства транспорта и т.п.), дипломатические представители иностранных государств признаются находящимися не на территории государства, где они реально пребывают, а на территории того государства, чье посольство расположено в данном здании или чьими представителями они являются.

65. Правосознание, его структура и виды.

Правовое сознание (правосознание) я вляется одной из форм общественного сознания и представляет собой совокупность взглядов, идей, представлений, убеждений, настроений, эмоций, чувств индивидов, социальных групп или всего общества в целом, выражающих отношение к праву.
По своей структуре правосознание можно условно подразделить:

- Правовая психология отражает переживания, чувства, настроение, эмоции, выражающие отношение к праву. Это эмоциональная оценка права, которая может быть как положительной, так и отрицательной либо нейтральной.

- Правовая идеология отражает понятия, принципы убеждения, выражающие отношение к праву. Это рациональная оценка права на уровне теоретического, научного обобщения и на основе глубоких знаний и анализа правовых явлений.

- Правовая мораль отражает представления людей о праве с точки зрения их моральных убеждений. Это нравственная оценка права с позиций моральных принципов.
По содержанию выделяют следующие виды правосознания:

- Обыденное правосознание — это представления основной массы людей о праве, возникающие под влиянием жизненного опыта, обстоятельств, повседневных факторов.

- Профессиональное правосознание — чувства, убеждения, традиции юристов-профессионалов.

- Научное правосознание — это идеи, понятия, концепции теоретического освоения права исследователями, научными работниками.

По субъектному составу можно выделить еще два вида правосознания:

- Индивидуальное правосознание — это правовые представления и чувства индивидуума.

- Коллективное правосознание — это правовые представления и чувства тех или иных социальных групп, классов, слоев общества и общества в целом.

 

43. Понятие и основные формы реализации права.
Реализация норм права — это фактическое осуществление их предписаний в поведении субъектов.
В зависимости от поведения субъектов выделяют четыре формы реализации права.

1. Соблюдение запретов.

Соблюдение запретов — это воздержание от поступков, запрещенных действующими правовыми нормами.

2. Исполнение обязанностей.

Исполнение обязанностей — это активное исполнение юридических обязанностей (например, выполнение определенной работы по договору) в интересах управомоченной стороны.

3. Использование субъективного права.

Использование субъективного права — это форма реализации права, при которой участники правоотношений удовлетворяют свои интересы путем юридических действий (например, использование вещи собственником, передача вещи в залог, продажа), требований к обязанному лицу (требование вернуть долг) или притязаний (обращение в суд).

4. Применение права.

Применение права — это разрешение конкретного юридического дела компетентными государственными органами путем принятия соответствующего индивидуального акта.

 

 

Способы толкования

1. Грамматическое толкование — способ, основанный на данных тщательного анализа морфологической и синтаксической структуры текста правовой нормы. Он охватывает уяснение отдельных слов и терминов, грамматического смысла всего предложения, группы предложений. Среди других способов грамматическое толкование является первичным, так как правовые нормы существуют только в языковой форме, конструируются в виде грамматических предложений.

2. Логическое толкование — способ, основанный на законах и правилах логики, использующий формально-логические приемы (аналогию, преобразование предложения, сведение к абсурду, аргументы от противного и др.). Поскольку мысль и воля законодателя выражается не только

в виде грамматических предложений, но и в логическом содержании, то, не выходя за пределы текста правовой нормы, путем формальной логики раскрывается содержание этой нормы.

3. Специально-юридическое толкование — способ, основанный на специальных юридических знаниях, на данных юридических наук. Специальные юридические знания используются юристом профессионалом в процессе толкования правовой нормы. Во многих случаях только с их помощью можно раскрыть в необходимом объеме содержание юридических норм. Данные юридических наук могут содержаться в самом тексте закона в виде терминов, понятий и их определений (например, понятие о залоге), в научных комментариях, разъяснениях юрисдикционных органов.

4. Систематическое толкование — способ, основанный на знаниях связей юридической нормы с другими нормами, с общими нормативными положениями, с принципами права. Этот способ позволяет раскрыть содержание правовой нормы в связи с другими нормами, поскольку она действует не изолированно. Правовая норма сопоставляется с другими пра-вовыми нормами, устанавливается ее место в данном нормативном правовом акте, в отрасли права, в правовой системе.

5. Историческое толкование — способ, основанный на данных исторической обстановки, исторических событий при издании закона. Этот способ может затрагивать основательные историко-правовые данные, которые используются только как способ толкования.

Все способы толкования используются в комплексе, при этом устанавливается действительное содержание правовой нормы, благодаря чему охватываются все уровни юридического анализа.

Субъективные права и обязанности участников правоотношения. Содержание правоотношения.

Субъективные права и обязанности сторон правоотношения-это содержание правоотношения. Субъективные права и обязанности служат юридическим средством удовлетворения различных потреб


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.145 с.