Признаки экзистенцаналитического способа действий — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Признаки экзистенцаналитического способа действий

2022-08-21 24
Признаки экзистенцаналитического способа действий 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Феноменология. Отличительным признаком экзистенцанализа является феноменологический способ действий; это означает, что речь идет прежде всего о понимании, а не об истолковании, объяснении или интерпретации. Ведь экзистенцию нельзя объективировать и, следовательно, нельзя объяснить. Ее, по выражению Ясперса, можно только «высветлить» (Jaspers, 1935, 60; 1938, 17, 20f.), поскольку для себя самой «она самоочевидна» [Sie ist sich selbstverstandlich, S. 59] (Frankl, 1975, 170). Интерпретируя экзистенцию, мы проходим мимо ее сущности. Только попытка понять экзистенцию отвечает ее субъективному характеру, только такой открытый способ действий является экзистенциально‑аналитическим.

 

Для экзистенции нужен понимающий способ действий.

 

В экзистенцанализе речь идет о том, чтобы распознать то сущностное, что есть в ситуации, и за счет этого самому стать сущностным.

 

Фундаментальные мотивации. Чтобы наше бытие‑здесь могло стать сущностным, оно должно быть закреплено в фундаментальных измерениях экзистенции. Для этого необходимо открытое и сопровождающееся занятием позиции соотнесение человека:

• с данностями и возможностями;

• чувствуемыми ценностями как формами проявления жизни;

• подлинным в себе, с так‑бытием (Sosein) как выражением персональности;

• более широким контекстом, что переживается как осмысленность.

Благодаря этому экзистенция приобретает свою несущую структуру.

Персональный экзистенциальный анализ (ПЭА). Чтобы при рассмотрении конкретной ситуации соприкоснуться со структурой экзистенции, процесс должен проходить через следующие этапы:

1. Реальность. Экзистенцанализ имеет дело с реальностью и конкретными предметными фактами и в меньшей степени – с мнениями, фантазиями или внезапно возникающими мыслями (с ними только во вторую очередь). В ЭА постоянно проверяют, насколько переживаемое является реалистичным и предметным.

2. Переживание. Экзистенцанализ имеет дело с переживаниями. Исходным пунктом в работе являются субъективное переживание и ощущение ситуации: что и как переживалось? В переживании содержатся ценности.

 

Процесс = диалог.

 

3. Занятие позиции. Исцеление происходит через занятие позиции, через приход к решимости, через установку и позицию, через смысловые взаимосвязи и понимание жизни. Этот процесс происходит через диалог. Занятие позиции по отношению к реальности и по отношению к чувствам, которое осуществляется на базе первоначального внутреннего чувства, является выражением персональной свободы, ведет к аутентичности и к жизни по совести. В экзистенцанализе мы работаем, исходя из этого духовного уровня и двигаясь по направлению к психологическому.

4. Действие. Значение действия в том, чтобы я‑мог‑стоять‑за‑это. Когда я могу стоять за себя и за свои решения, это ведет к реализации ответственности и к осмысленному воздействию на мир.

В обобщенном виде о специфике экзистенцанализа можно сказать так:

 

В экзистенцаналитическом способе действий речь идет об освобождении Person от «вынужден» и о переходе к подлинному «хочу» (речь идет об обнаружении «да», внутреннего согласия, которое человек дает четырем фундаментальным измерениям бытия). Это путь от заранее заданной данности к тому, чтобы овладеть собой (выбрать себя), от пассивности к внутреннему согласию и личной ответственности.

 

2.6. Обзор персонально‑экзистенциальных фундаментальных мотиваций

 

Фундаментальные темы экзистенции. Человек как биологическое, психическое и духовно‑персональное существо неизбежно находится во взаимообмене с миром. Но не только с ним – он находится также в постоянных отношениях с самим собой. Через любой из этих путей, по которому осуществляется обмен, можно приблизиться к человеку и способствовать изменениям в нем. В экзистенцанализе мы выбрали такой подход к человеку, который осуществляется на духовно‑персональном уровне (см. раздел 6.2). На этом уровне взаимообмен только тогда соответствует человеку, когда он проводится диалогически. Диалог, как уже говорилось выше, мы определяем как персональный обмен в открытости.

 

Четыре фундаментальных условия экзистенции – это «блоки» (субстрат), из которых состоит экзистенция.

 

Обмен происходит с теми сферами, с которыми человек неизбежно должен иметь дело. Далее мы постараемся обосновать, почему в четырех фундаментальных условиях экзистенции речь идет о неустранимых с точки зрения строения экзистенции темах. Такое обоснование не может и не должно быть эмпирическим, поскольку в нем говорится о данностях, которые являются фактами или предпосылками, на базе которых осуществляется экзистенция. Как факты они непосредственно видны и понятны[34] нам: так, для нас непосредственно очевидно, что наша жизнь происходит в мире. Ни один человек не может избежать того, чтобы обнаружить этот факт: каждый должен познакомиться с условиями, в которые он попал, и как‑то иметь с ними дело. По‑другому мы не смогли бы выжить[35].

Другим фактом, который человек не может обойти, является тот факт, что он живет, что в нем пульсирует жизнь, со всем тем, что с этим связано. Предпосылкой для возможности экзистировать является сам факт «жизни в этом мире». Но экзистировать означает нечто большее.

Следующий факт заключается в том обстоятельстве, что экзистенцию проживает Я, которое, как Person, распоряжается моим бытием. Человеческая жизнь может проживаться только в Я‑форме.

И наконец, основополагающий факт, связанный с нашем бытием, состоит в том, что все находится в течении, ничто не остается таким, какое оно есть, все постоянно меняется. И в таком изменяющемся мире человек неизбежно имеет дело с новым и каждый раз по‑новому. Также и в этой сфере он постоянно сталкивается с вызовом: как он будет вести себя в новом контексте и какое направление он должен придать тем или иным происходящим изменениям.

 

Фундаментальные измерения были обнаружены феноменологически.

 

Эти четыре обнаруженных феноменологическим путем фундаментальных измерения экзистенции оказывают влияние на жизнь любого человека, осознанно или неосознанно для него, хочет он того или нет. Они представляют собой тот сырой материал, из которого состоит наша экзистенция и который прорабатывается благодаря нам.

Может возникнуть вопрос: возможно, существуют какие‑то другие фундаментальные измерения экзистенции? Откуда нам известно, что их только четыре? Наш ответ прагматический: с помощью феноменологического анализа бесед с пациентами нам до сих пор удалось обнаружить только эти четыре темы. Вопрос о том, существуют ли другие измерения, остается принципиально открытым. Тем не менее вероятность обнаружения новых измерений остается невысокой, поскольку до сих пор с помощью данных четырех фундаментальных условий удавалось объяснить весь спектр человеческих мотиваций. Скорее всего, это свидетельствует о том, что на этих четырех все заканчивается. Но все же и здесь остается феноменологическая открытость по отношению к экзистенции и тем самым вероятно, к тем измерениям, которые могут быть открыты.

 

Отсюда производен тезис о том, что все экзистенциально значимые для людей темы сводятся к одному или нескольким фундаментальным измерениям.

 

Фундаментальные мотивации (ФМ). Человек в своем бытии – таков тезис экзистенцанализа – постоянно и неизбежно имеет дело с четырьмя фундаментальными условиями экзистенции. Это означает, что человек постоянно движим этими условиями. Он должен что‑то делать в связи с ними, как‑то взаимодействовать с ними, поскольку он, по выражению Хайдеггера, должен «заботиться» об экзистенции. Он не может избежать здесь‑бытия (Dasein). Жизнь человека в глубине своей состоит в том, чтобы установить хорошо функционирующие и адекватные отношения с фундаментальными условиями экзистенции и, поддерживая их, развиваться в них. Поэтому фундаментальные условия экзистенции одновременно являются также фундаментальными мотивациями экзистенции (Längle, 1992, 2002, 2008).

 

Человек постоянно движим фундаментальными условиями экзистенции.

 

 

* * *

 

Развитие представлений о фундаментальных мотивациях. В логотерапии В. Франкл (см., например, Frankl, 1946a, 221; 1982) рассматривал стремление к смыслу как изначальную и наиболее глубокую мотивацию человека. Только она считалась фундаментальной мотивацией в собственном смысле слова, никакая иная. «Факт состоит в том, что у человека не просто есть смысл, но что с самого начала и до самого конца для него речь идет о смысле…» (Frankl, 1946a, 161).

 

Из фундаментальных условий экзистенции возникают персонально‑экзистенциальные фундаментальные мотивации.

 

На Третьем международном конгрессе по логотерапии, проходившем в 1983 году в Регенсбурге (Германия), Альфрид Лэнгле (Längle, 1984) в своем докладе «Ключ к переживанию смысла» рассказал о последовательно проведенном им анализе опыта работы с суицидальными людьми, а также с пациентами из сферы социальной психиатрии, которых невозможно было замотивировать ничем, в том числе никакими предложениями, связанными с нахождением смысла (Längle, 2011). В ходе анализа обнаружилась недостаточность методов, основанных лишь на когнитивно‑аргументационном подходе, принятом в логотерапии. Чтобы суметь добраться до смысла, необходимо было сначала заняться отношением человека к самой жизни и переживанием ценности этой жизни. Так родилась идея второй фундаментальной мотивации, хотя ее значение еще и не было вполне понятным. Позднее на проходившей в 1987 году в Берлине конференции GLE, посвященной депрессии, пришло осознание того, что возникновение депрессии связано с характером отношений человека с жизнью.

Присоединение знаний о Person и открытие третьей фундаментальной мотивации стали плодом многолетней феноменологической работы в области психотерапии истерии и области самопознания, проводившейся в рамках образовательного проекта, центральной темой которого было развитие личности (бытия‑Person, становления‑Собой).

Контуры системы проявились еще отчетливее, когда в 1988 году начала вырисовываться третья фундаментальная мотивация и одновременно в феноменологической работе со страхом обнаружилось содержание первой фундаментальной мотивации. Окончательно система четырех фундаментальных мотиваций оформилась в 1990 году, когда в нее был включен метод обнаружения смысла (Längle, 1987) (первый вариант его возник еще в 1984‑м). Впервые она была представлена в 1992 году в публичном докладе на конгрессе GLE в г. Цуг (Швейцария). Вследствие систематичности, универсального характера применения, а также высокого объяснительного потенциала[36] данной системы Лэнгле сравнил ее с периодической системой Менделеева в химии. Еще Карл Ясперс (Jaspers, 1938, 56) в свое время одним предложением точно выразил релевантную содержанию четырех фундаментальных мотиваций широту экзистенциального охвата: «Я хочу быть, хочу не просто витального существования, но хочу действительно стать самим собой, хочу вечности и иду путем поступков, влияющих на других».

Похожие идеи или концепции четырех основополагающих мотиваций мы находим и у других авторов, таких как Бинсвангер (Binswanger, 1942), Босс (Boss, 1963), Маслоу (Maslow, 1954) и Ялом (Yalom, 1980). Подобная концепция лежит и в основе Положения о психологической практике (см., например, Граве (Grawe, 1998; 2004), который присоединяется к Эпштайну (Epstein, 1993)[37]). Философским основанием для всех этих концепций о четырех основополагающих мотивациях является представление Хайдеггера об «экзистенциалах» (Heidegger, 1927; Längle, 2004).

Определение фундаментальных мотиваций. Введенное в экзистенциальный анализ в 1992 году Альфридом Лэнгле понятие фундаментальных мотиваций описывает глубинную мотивационную структуру Person в ее сущностном стремлении к исполненной экзистенции. Фундаментальные мотивации соотносятся с фундаментальными условиями экзистенции, определяющими такие тематические сферы, с которыми человек вынужден взаимодействовать, чтобы мочь экзистировать. Вследствие неизбежности такого взаимодействия, невозможности каким‑либо образом уйти от этих условий человек постоянно имеет с ними дело и постоянно движим их содержаниями. Поэтому они являются фундаментальными мотивациями, то есть мотивациями, лежащими в основе всех других мотиваций человека. Они требуют от человека во всех четырех сферах постоянного принятия персональных решений и дачи согласия. От того, каким образом человек обходится с ними, зависит, какой будет его экзистенция[38]. Дефициты в развитии фундаментальных мотиваций действуют деструктивным образом и ведут к появлению соответствующих психодинамических защитных реакций (копинговых реакций) или к психопатологии.

 

Фундаментальные мотивации характеризуют глубинную мотивационную структуру человека.

Четыре фундаментальные мотивации лежат в основе всех других мотиваций.

Фундаментальные мотивации означают, что на самом глубинном, сущностном уровне человек движим в направлении создания и поддержания предпосылок для фундаментальных измерений экзистенции и для их реализации.

 

 

Пояснения

 

Человек движим: мотивация означает быть в движении. Каждый человек движим тем, чтобы обеспечить безопасность своего существования, чтобы мочь выжить (это 1‑я фундаментальная мотивация, ФМ). Но если кто‑то добровольно подвергает себя опасности, например занимаясь экстремальными видами спорта, это означает, что он предпочитает безопасности и надежности (1‑я ФМ) что‑то более важное – интенсивные эмоции и жизненную стимуляцию (2‑я ФМ), или достижение для переживания чувства самоценности (3‑я ФМ), или переживание какого‑то большего смысла (4‑я ФМ). Для человека речь всегда идет об одном или нескольких измерениях экзистенции.

Предпосылки для реализации фундаментальных мотиваций – это, например, в 1‑й ФМ (см. раздел 3.1) нахождение и создание защиты, пространства и опор, чтобы мочь быть. Чтобы сделать имеющиеся предпосылки продуктивными в своей жизни, нужно применить персональные способности и дать свое согласие, в случае 1‑й ФМ это означает, что необходимы принятие и способность выдерживать.

Реализация, например, в 1‑й ФМ означает в соответствии с внешними возможностями и требованиями использовать собственные способности, свое «мочь‑быть» (Sein‑Können) таким образом, чтобы создать себе защиту и жизненное пространство и найти опоры, чтобы более безопасно и уверенно «мочь‑быть» здесь.

Конкретные мотивации, выводимые из фундаментальных условий экзистенции. Четыре фундаментальные мотивации соотносятся с условиями экзистенции таким образом:

1) мотивация физически выжить, а также духовно справляться с конкретными условиями своего бытия‑здесь переживается нами как «могу‑быть»;

2) мотивация психологически переживать удовольствия и ценности переживается нами как «нравится‑жить»;

3) мотивация стремиться к персональной аутентичности и справедливости переживается нами как «имею‑право‑быть‑таким»;

4) мотивация искать экзистенциальный смысл и создавать ценности переживается нами как «должен‑действовать».

Таким образом, фундаментальные мотивации дают доступ к исполненной экзистенции (то есть к персональному счастью). Они описывают инструментарий, позволяющий человеку самому быть активным ради достижения внутренней исполненности и вот так («с собой») делать полноценным свое бытие‑здесь.

 

Фундаментальные мотивации – это доступ к персональному счастью.

 

Требования со стороны фундаментальных мотиваций. Когда человек занимается четырьмя фундаментальными условиями экзистенции, это само по себе уже является выражением аффирмации жизни: только тот, кто говорит жизни «да», только тот, кто хочет жить, тот заботится о формировании и оптимизации своих фундаментальных условий. Благодаря фундаментальным условиям он чувствует себя поставленным в «экзистенциальную ситуацию» (см. подраздел 2.3.1), то есть чувствует себя стоящим перед необходимостью персонально обходиться с экзистенциальными измерениями как тот, кого запрашивают, кто должен выбирать и принимать решения. Это происходит во многом неосознанно, протекает незаметно в бесчисленных ситуациях нашей повседневной жизни. В тяжелых и кризисных жизненных ситуациях, в особенности при психических расстройствах, важность занятия персональной позиции по отношению к фундаментальным условиям экзистенции возрастает, поэтому эти процессы начинают осознаваться.

На рис. 11 дано схематическое изображение фундаментальных мотиваций. Рисунок показывает, что экзистенция (символически изображена в виде столешницы) покоится на четырех видах активности четырех фундаментальных мотиваций (символически изображены в виде ножек стола). Принципиальную способность человека к экзистенции в каждом из фундаментальных условий в самом кратком виде можно описать с помощью уже упоминавшихся модальных глаголов: мочь, нравиться, иметь право, быть должным. Поэтому они проставлены на «ножках стола».

 

Фундаментальные мотивации образуют основополагающую структурную модель экзистенцанализа.

 

Четырехкратное внутреннее согласие. Человек реализует себя через диалог и внутреннее согласие. Требование диалога и внутреннего согласия в равной мере актуально для всех четырех фундаментальных условий человеческой экзистенции. В соответствии с этим экзистенция конкретно означает найти четырехкратное согласие, а именно:

 

1. Да – миру

2. Да – жизни

3. Да – бытию собой (Person)

4. Да – смыслу

Исполненная экзистенция означает четырехкратное внутреннее согласие.

 

 

Рис. 11. Схематическое изображение персонально‑экзистенциальных фундаментальных мотиваций и их влияния на экзистенцию

 

На рис. 12 снова используется изображенная на рис. 11 схема, но уже дополненная с учетом теории четырех фундаментальных мотиваций. В соответствии с этой расширенной схемой исполненная экзистенция означает найти внутреннее согласие в отношениях с самими собой (соотнесение с собой), а также с миром (соотнесение с миром) и делать это в каждом из четырех фундаментальных измерений человеческой экзистенции.

 

Рис. 12. Четырехкратное внутреннее согласие с собой и с миром. Осуществление экзистенции требует четырехкратного внутреннего согласия как с самими собой, так и с соответствующими содержаниями из мира. На схеме показано распределение содержаний в каждой сфере

 

Соотнесение с собой. Каждая сфера реализации в рамках соотнесения с собой и соотнесения с миром разделена на четыре тематические сферы в соответствии с четырьмя фундаментальными условиями экзистенции. В рамках соотнесения с собой это означает найти внутреннее согласие с собственным телом, с собственными чувствами, с собой как Person (что лежит в основе аутентичности) и с собственным жизненным проектом, а именно (с прошлой и предстоящей) биографией (на схеме четвертая сфера изображена в основании трех предыдущих, поскольку она охватывает три других измерения, постоянно присутствуя в них как прошлое и будущее).

Соотнесение с миром. Аналогично обнаружение внутреннего согласия происходит и в соотнесении с миром, здесь оно так же осуществляется по отношению к тем же самым четырем фундаментальным условиям, корреспондирующим с внутренними фундаментальными условиями. Взаимоотношение с телом, то есть с материальным, физическим, вещественно‑фактическим, соответствует взаимодействию с фактическими условиями экзистенции, такими, например, как закономерности природы и общества. Существующая во внутреннем мире открытость по отношению к собственным чувствам создает открытость и восприимчивость к ценностям во внешнем мире. Способность быть собой как Person, нахождение аутентичности влияет на способность к реальной встрече с другим человеком (и это влияние внутреннего и внешнего взаимное).

Внутреннее согласие биографическим взаимосвязям экзистенции, которые присутствуют в каждой ситуации как наш собственный жизненный горизонт, не только открывает путь к взаимодействию с запросами и предложениями, идущими от актуальной ситуации, но и побуждает заняться более широкими всеохватывающими смыслами, «предельными вещами» (letzten Dingen), в которых мы находимся. Итак, мы описали, на что направлена активность Person в соотнесении с базовыми условиями экзистенции (определили содержания, по отношению к которым должно быть дано внутреннее согласие). При этом стало понятным, что эти содержания, взаимно дополняя друг друга, находятся как во внутреннем мире субъекта, так и в мире внешнем[39].

Если продвинуться на один шаг дальше, то можно увидеть, как отдельный человек может активно участвовать в создании основ для исполненной экзистенции. Снова оказывается, что есть различные виды активности, возникающие в каждой из фундаментальных мотиваций. Эти различения дают нам в руки дорожную карту, позволяющую локализовать и тематически упорядочить такие основные виды активности, как принятие, обращение и т. д.

 

Персональные виды активности в каждой фундаментальной мотивации.

 

Основные виды активности. Что может сделать сам человек, как он может развить те основания, которые ведут к исполненной экзистенции? Каждому из фундаментальных измерений присущ основной вид активности, через который происходит реализация данного измерения в жизни. Соответствующие персональные способности обобщены и схематично изображены на рис. 13.

Персонально‑экзистенциальные фундаментальные мотивации. В четвертом измерении представлена двойная активность. С одной стороны, она происходит в самом субъекте (привести себя в согласованность), с другой – одновременно «снаружи в мире» (в действиях). В этом отражается персональная ситуация (присущая ей двойная соотнесенность; см. подраздел 2.3.2), проявляющаяся в действенном осуществлении жизни: соотнесение с внутренним и соотнесение с внешним присутствуют одновременно. Поэтому четвертая фундаментальная мотивация является в собственном смысле экзистенциальной, она измеряет «реализацию». Первые же три мотивации, напротив, служат созданию внутренней структуры в диалогическом обмене с миром и называются персональными. Поэтому точное название всех четырех – персонально‑экзистенциальные фундаментальные мотивации, хотя на практике мы чаще всего говорим только об экзистенциальных фундаментальных мотивациях.

 

Рис. 13. Четыре центральных вида активности, открывающие доступ к фундаментальным условиям исполненной экзистенции

 

 

Резюме

 

• В соотнесении с переживаниями человека можно определить экзистенциальный анализ как психотерапевтический метод, цель которого сделать человека способным жить с внутренним согласием с собственными действиями и своим бытием.

• В соответствии с этим определением, согласно экзистенцанализу, человек болен тогда, когда он снова и снова переживает, что что‑то мешает его жизненной реализации, когда он не находит того, что для него важно, и того, ради чего он действительно хотел бы жить, или когда у него снова и снова не получается так жить.

• Внутреннее согласие – это акт согласия, внутренне ощущаемого как «да» по отношению к тому, что человек делает или чему он позволяет происходить. Это называется аффирмацией жизни. Важнейшим последствием внутреннего согласия является готовность к самоотдаче.

• В базовой теореме экзистенцанализа говорится о персональной запрошенности человека, с которой связано требование давать ответ. Речь идет о двойной запрошенности: извне, со стороны мира, и изнутри, со стороны самого себя.

• Понятие экзистенциальной ситуации человека высвечивает аспект его постоянной соотнесенности с другим, с тем, что уже не является им самим. Человек остается свободным в том, что именно он ответит на идущие от мира запросы, но несвободным в том факте, что он вынужден отвечать. Только как отвечающий и как несущий ответственность он получает доступ к действительности. С этой точки зрения быть человеком означает «быть под вопросом», жить означает «давать ответ».

• В персональной ситуации отображается двойная соотнесенность Person – с внутренним миром и с внешним миром. Быть Person означает быть открытым к миру вовне и к миру внутри. Чтобы прийти к себе, человеку нужен не только он сам, но и другой. «Я» неразрывно связано с окружающим миром (средой), с миром других, с собственным миром и с высшим миром.

• Фундаментальные темы экзистенции связаны с соотнесением с миром, соотнесением с жизнью, соотнесением с собой и соотнесением с контекстом (смыслом) и образуют ядро персонально‑экзистенциальных фундаментальных мотиваций.

• В свободной воле – и тем самым также во внутреннем согласии – содержатся все четыре измерения экзистенции: мочь, нравиться, иметь право и быть должным.

• Жить с внутренним согласием означает сказать четырехкратное «да», соотносящееся с каждым из четырех фундаментальных условий экзистенции.

• Экзистенциально‑аналитическая терапия и консультирование фокусируются на развитии диалогического обмена с фундаментальными измерениями экзистенции и тем самым на расширении свободного доступа к фундаментальным мотивациям. Удавшаяся жизнь состоит в том, чтобы находиться в адекватных и хорошо функционирующих отношениях с фундаментальными условиями экзистенции. Поэтому фундаментальные условия одновременно являются фундаментальными мотивациями.

 

 

Глава 3


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.089 с.