Несносная супруга и виселица — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Несносная супруга и виселица

2022-08-21 75
Несносная супруга и виселица 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

В Вест-Индии про майора Стеда Боннета ходили странные слухи. На разный лад сплетничали по поводу его исчезновения с острова Барбадос, где бравый отставной военный владел сахарными плантациями. В один прекрасный день он бросил все свое хозяйство, снарядил 10-пушечный шлюп «Ревендж» («Месть») и вышел в море на пиратский промысел. Какие причины толкнули почтенного, высокообразованного человека, глубоко уважаемого на острове, на подобный поступок? Злые языки поговаривали, что майор был не совсем в своем уме. Усердно муссировалась версия, согласно которой рассудок Боннета помутился в связи с дискомфортом, который он испытывал в семейной жизни, а его бегство в пиратство было вынужденным шагом незадачливого супруга, ищущего спасения от дражайшей жены.

Любил ли ее Боннет? Да, конечно, много лет назад, когда их супружеская жизнь только начиналась, — она была прелестной девушкой, обещавшей все радости совместной жизни. Но годы шли, а с ними менялось отношение Боннета к супруге. Она оказалась крайне раздражительной, нервной дамой, настоящей мегерой и закатывала ему постоянные сцены. Суровый военный, приверженец дисциплины, привыкший командовать солдатами майор Боннет ничего не мог поделать со скандальной женой. Она пилила его днем и ночью, превратив его жизнь в сущий ад. В конце концов Боннет не выдержал. Сухопутный человек, не нюхавший морского воздуха и не имеющий никакого представления о корабельной жизни, он махнул рукой на все блага цивилизации и удрал на пиратском корабле, только бы быть подальше от жены. Наверное, домыслы барбадосцев имели под собой веские основания, и не будь жена майора столь несносной дамой, мир никогда не узнал бы о Стеде Боннете. Он пошел вдоль юго-восточного побережья Северной Америки и пиратствовал сначала вместе с Тичем, затем самостоятельно, пока не был схвачен на одной из стоянок во время килевания судна. 10 декабря 1718 года Боннет был повешен в Чарлстоне.

 

Побег Дюге-Труена

 

Неизвестно, сколько бы лет гнил корсар Рене Дюге-Труен со своим экипажем в Портсмутской цитадели, если бы фортуна отступилась от него. Но нет, счастье сопутствовало красавчику французу и подарило ему любовь обворожительной соотечественницы, открывшей пленному путь к побегу. Почтенный муж этой дамы, честный английский торговец, даже помыслить не мог, какие чувства возникнут в сердце его супруги, когда в город пришло известие, что английские корабли захватили корсарское судно «Дилижант». Его капитан (Дюге-Труен), совсем молодой человек, был тяжело ранен в бою и после прибытия английской эскадры в порт отправлен в тюрьму. Город наполнили рассказы об отваге француза и многочасовом бое его корабля против шести судов эскадры контр-адмирала сэра Дэвида Митчела. Имя корсара все время было на слуху, его ранение взывало к милосердию и состраданию. Тюремный режим был нестрогим, и вскоре к больному стали допускать посетителей. Среди них оказалась и наша героиня. Воображение молодой женщины, взволнованное услышанным, разыгралось при встрече с бледным измученным моряком, тонкие черты лица которого светились благородством и красотой… Француз был опытным сердцеедом, и вскоре молодая женщина запуталась в свитой им любовной паутине. С помощью своей возлюбленной Дюге-Труен сумел договориться с капитаном шведского торгового судна, стоявшего в Плимутской гавани. Кошелек влюбленной дамы помог предприимчивому корсару подкупить офицера гарнизона. Майским вечером 1694 года Дюге-Труен с товарищами, переодевшись в одежду шведских матросов, хладнокровно проследовали мимо караула, вышли из крепости и спокойно прошли к гостинице на окраине города. Когда стемнело, беглецы добрались до уединенной бухты, где их поджидала быстроходная пинасса. Все было готово — шесть мушкетов, абордажные сабли, необходимый запас продуктов и воды. Лодка вышла в море и через несколько дней, переплыв Ла-Манш, корсар с друзьями высадился на берег Бретани, а его портсмутская спасительница осталась во власти воспоминаний о пережитом…

 

Пираты и семья

 

Название этой небольшой главы, по-видимому, удивит читателя. Действительно, как согласовать мрачную тональность морской разбойничьей жизни, жизни, наполненной жестокими буднями преступного промысла, и уют семейного очага, благополучие и мирный отдых? Тем более что ранее приведенные примеры «семейной жизни» пиратов не располагают к идиллическим настроениям.

Однако так ли все однозначно? Злодейский колорит пиратских романов и почерпнутые из них обыденные представления — насколько они соответствуют действительности? Может быть, реальная жизнь пиратов была более многогранной и буднично-естественной?

Нам уже не раз приходилось подчеркивать, что пиратский мир по своему составу был неоднороден, — его «рабочую часть» составляли не патологические злодеи-садисты, а люди, принадлежавшие в своем прошлом к самым мирным профессиям, оставившие в той, прежней жизни семью, детей, родителей, родственников. Многие из них, уйдя в разбойную жизнь, вовсе не порывали своих контактов с обществом, семьей и сотнями нитей оставались связанными с ними.

Купцы, торговцы, контрабандисты, скупающие награбленное на пиратских базах или в нейтральных портах, могли прихватить весточку от мужа-изгоя и привезти ответ; они не отказывались и передать семье что-нибудь из одежды, добытой разбойником. Более того, часто они становились посредниками в финансовых делах семьи, так как с их помощью пираты могли послать домой денежные суммы. Так, когда Гейбриел Лофф и Мартин Скайнс из команды капитана Кидда получили свои доли, они пристроили тюки с захваченной одеждой на судно, идущее в Нью-Йорк. Другой разбойник, Томас Прингл, послал жене 200 монет, особо наказав, чтобы она не тратила их, а отложила бы на черный день.

Пираты беспокоились и о своем состоянии и об обеспечении своей семьи. Они не выставляли напоказ свои семейные добродетели, но просили друзей или капитана в случае их смерти отправить оставшееся имущество домой. Например капитан Каллифорд писал некоей миссис Уэлей, что ее муж, член его команды, оставил все «состояние» ей, и капитан Шеелли из Нью-Йорка согласился переправить его.

Осмелимся предположить, что надежды благоустроить жизнь своей семьи выступали одним из побудительных мотивов при выборе преступного промысла. Эти люди, лишенные обществом всяких надежд на благополучие, уходили из дома, часто без шансов на возвращение, однако семья продолжала занимать большое место в их мыслях и жизни. Эйбрахам Сэснойя писал жене: «Думаю, что наше плавание продлится лет десять, но я не забываю тебя… потому что нет у меня ничего большего, чем любовь к тебе и к нашим детям. Остаюсь верным тебе, пока смерть нас не разлучит».   Эван Джонс сообщал жене Франсес, что после долгих лишений наконец стал капитаном и теперь идет в долгое плавание, и пусть она не надеется, что услышит о нем ранее чем через пять лет. Пираты интересовались тем, как живут их семьи и с нетерпением и любопытством читали переправляемые к ним письма. Ида Уилдей написала своему мужу Ричарду из команды Кидда, что в Нью-Йорке высокие цены; Сэра Хорн, супруга другого пирата из того, же экипажа, сообщала, что в соответствии с его желанием отдала сына на обучение к некоему Исааку Тейлону — портному. «Здесь столько ходит слухов о тебе, что я была бы очень рада получить какое-нибудь известие от тебя самого»,   — добавляла она и передавала привет от его друзей.

Кто знает, возможно, для некоторых пиратов переписка с семьей, эта не оборвавшаяся связь с мирной жизнью, составляла последнюю светлую надежду и в конце концов помогала вырваться из тисков преступного мира. Генри Кросли отправил брату на остров Сен-Мари послание, в котором написал, что уже никак не надеялся услышать что-нибудь о нем, а вот теперь узнал, что брат еще жив. Он заклинал его вернуться домой, сообщал, что хотя его жена и дети перебрались к друзьям на Лонг-Айленд, но если пират вернется, то он «поможет им, так как я уверен, что твоя жизнь сможет быть устроенной, лишь если ты будешь здесь со своей плотью и кровью».

 

 

СЛОВАРЬ ТИПОВ СУДОВ

 

БАРК (англ., гол. bark)   — парусный 3-мачтовый военный корабль XVI — XVII вв., водоизмещением около 400 т, распространенный на Средиземном море.

БАРКА (исп.-ит. bаrса, фр. barque; от лат. barca   — лодка)

1. парусно-гребное беспалубное судно;

2. легкое быстроходное судно типа галеры.

БРАНДЕР (гол., нем. brander, от brand   — пожар) —   судно, груженное горючими и взрывчатыми веществами и предназначенное для поджигания вражеских кораблей.

БРИГ (англ, brig)   — парусное 2-мачтовое судно, применяемое для дозора, посыльной службы, крейсерства и конвоирования.

БРИГАНТИНА (фр. brigantin, от brigand   — разбойник)   —

1. небольшое парусно-фебное быстроходное судно Средиземного моря в XV — XVIII вв.;

2. парусное 2 — 3-мачтовое судно XVIII — XX вв.

ГАЛЕАС (иг. galeazza)   — 3-мачтовое военное парусно-фебное судно типа большой галеры в XVI — XVIII вв.

ГАЛЕРА (ит. gales)   — европейское парусно-фебное судно VII — XVIII вв.

ГАЛИОН (исп. galeon, фр. gallon)   — военно-транспортное парусное судно XVI — XVIII вв., водоизмещением от 200 т (малый галион)   до 1600 т (большой галион),   с несколькими палубами и громоздкими надстройками.

ГАЛИОТ (фр. galiote)   — небольшое парусно-гребное судно, распространенное у барбарийских корсаров, отличавшееся быстроходностью.

ДЖОНКА (малайск. djong)   — китайское плоскодонное судно с малой осадкой, применявшееся в странах Юго-Восточной Азии и на Дальнем Востоке как грузовое, рыболовное, военное и пиратское.

КАРАВЕЛЛА (порт, caravela) —   морское 3 — 4-парусное однопалубное судно XIII — XVII вв. (сначала у итальянцев, затем у испанцев и португальцев), с высокими бортами и надстройками на носу и на корме.

КАРАККА (фр. caraque)   — большое торговое и военное судно XIII — XVI вв., водоизмещением до 2000 т, имевшее до трех палуб и рассчитанное на длительные океанские плавания; тяжелое на ходу, плохо поворотливое.

КОРВЕТ (гол. korver)   — малый фрегат.

НЕФ (исп. nave, от лат. navis   — корабль)   — европейское парусное военно-торговое судно X — ХVII вв. с высокими бортами и округленной формой корпуса.

ПИНАССА (иг. pinaccia)   — небольшое длинное гребное судно с парусом, предназначенное для обслуживания судов, иногда — с небольшими пушками.

ПИНК (гол. pink, ит. и фр. pinque)   — 2 — 3-мачтовое торговое судно XVI—XVII вв.

ПРАО (малайск. perahu)   — легкое парусно-гребное судно челночного типа, распространенное в Юго-Восточной Азии

ФЕЛЮГА, ФЕЛЮКА (ит. feluca, от араб, фулука —лодка)   —

1. лодка с парусом на галерах Средиземного моря, используемая для обслуживания судов;

2. парусно-гребное судно для прибрежного плавания на Средиземном море.

ФЛЕЙТ (гол. fluit)   — морское голландское транспортное парусное судно XVI —

XVIII вв. небольшой осадки и с закругленной кормой.

ФЛИБОТ (гол. vilebool)   — плоскодонное парусное 3-мачтовое судно XVI —

XIX вв., предназначенное для каботажного плавания и рыболовства; иногда вооружалось несколькими пушками, широко применялось гёзами в морской войне против Испании.

ФРЕГАТ (иг. fregata)   —

1. легкая беспалубная галера Средиземного моря, служившая посыльным судном; 2. парусно-гребной корабль XVII — XVIII вв., водоизмещением до 200 т, широко применявшийся испанцами для транспортировки драгоценностей и золота из Вест-Индии;

3. 3-мачтовый военный корабль XVIII — XX вв., предназначенный для военной разведки, крейсерской службы и конвоирования.

ШНЯВА (гол. snauw)   — небольшое 2-мачтовое парусное судно XVII — XIX вв., предназначенное для торговых и военных целей.

 

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ И ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

 

Источники неопубликованные

 

Архив Санкт-Петербургского филиала Института истории России Российской Академии наук. Фонд Ф. В. Каржавина.

Российский Государственный архив Военно-морского флота (РГАВМФ)

Ф. 212.

Ф. 233.

Ф. 223.

 

 

Источники опубликованные

 

Английские путешественники в Московском государстве в XVI в. М.—Л., 1936 Д'Асколи. Описание Черного моря и Татарии префектом Каффы, Татарии и проч. Эмиддио Дортелли д'Асколи/ Записки Имп. Одесского общества истории и древностей. Т. XXIV. Одесса, 1902.

Бернье Ф. История последних политических переворотов в государстве Великого Могола. М., 1936.

де Боплан Г. Л. Описание Украины//Мемуары, относящиеся к истории Южной Руси. Вып. 2. Киев, 1896.

Жизнь Бенвенутто, сына маэстро Джованни Челлини, флорентийца, написанная им самим во Флоренции. М., 1987.

Источники для истории/ Источники для истории запорожских казаков. В 2 т. Владимир, 1903.

Записки солдата Берналя Диаса. Т. 1 — 2. Л., 1923 — 1925.

Крестьянская война под предводительством Степана Разина Сб. док. в 4 т. М., 1954 — 1977.

де Марсильли. Военное состояние Оттоманской империи. Т. 1 — 2. СПб., 1737.

Материалы для истории Русского флота. Т 1 — IV. СПб., 1864 — 1868.

Лев Африканский. Африка — третья часть света: Описание Африки и достопримечательностей, которые в ней есть. Л., 1983.

Путешествие стольника П. А. Толстого по Европе. 1647 — 1699. М., 1992.

Письма и бумаги Петра Великого. Т 1 — 12. СПб., Л. — М., 1887 — 1977

Путешествия Христофора Колумба. Дневники. Письма. Документы. Под ред. И. П. Магидовича. М., 1956.

Стрейс Я. Я. Три путешествия. М., 1935.

Россия и Испания. Документы и материалы. 1667 — 1917. Т. 1. 1667 — 1799. М., 1991.

Русские акты Копенгагенского государственного архива. Извлечены Ю. Н. Шербачевым // Русская историческая библиотека. Т. XVI. СПб., 1897.

Русский дипломат во Франции. Записки Андрея Матвеева. Л., 1972.

Рэли У. Открытие обширной, богатой и прекрасной Гвианской империи. М., 1963.

Сервантес С. М. де. Собрание сочинений. В 5 т. М., 1961.

Фабрициус Л. Записки // Записки иностранцев о восстании Степана Разина. Л., 1968.

Туманский Ф. Собрание разных записок и сочинений, служащий к доставлению полного сведения о жизни и деяниях государя императора Петра Великого. Т. IX. СПб., 1788.

Эвлия Челеби. Книга путешествия. Вып. 1, 2. М. 1961 — 1963.

Эксквемелин А. О. Пираты Америки. М., 1968.

Brahimi D. Opinions et regards des europeens sur le Maghreb aux XVIIeme et XVIII-eme siecles. Alger, 1978.

Dampier W. A new voyage round the world. N. Y, 1968.

Doublet, le corsaire du Roi-Joseif. Presente par Iron Le Cozannet et Gerard Ducable. P., 1990.

English privateering voyages to the West Indies. 1588 — 1595. Cambridge, 1956.

Jameson J. F. Privateering and Piracy in the Colonial Period: illustrative documents. N. Y, 1923.

Johnson. Ch. A general history of the Nsyrater (repr.). Kensington, 1925.

Labat J. В Nouveau voyage aux isles de 1'Amerique. T. 2. La Haye, 1724.

Les Francaise en Amerique pendant la premier moitie du XVI-e siecle. (Introd. par Ch. A. Julien). P., 1946.

Malo H. Les corsaire. Memoires et documents inedits. P., 1908.

 

Литература

 

Андре-Жюльен Ш. История Северной Африки. В 2 т. М., 1961.

Архенгольц Ф. История морских разбойников Средиземного моря и Океана. М., 1991.

Блон Ж. 1) Великий час океанов: Средиземное море. М, 1982. 2) Великий час океанов: Индийский океан. М., 1983. 3) Флибустьерское море. М., 1985.

Боголюбов Н. П. История корабля. В 2 т. М., 1879 — 1880.

Бокшанин А. А. Китай и страны Южных морей в XIV — XVI вв. М., 1968.

Бейкер Д. История географических открытий и исследований. М., 1950.

Берзин Э.О. 1) Юго-Восточная Азия в XIII — XVI веках. М., 1982;. 2) Юго-Восточная Азия и экспансия Запада в XVII — начале XVIII века. М., 1987.

Ванецкий С. И. Загадки острова Кокос. М., 1990.

Веселаго Ф. Ф. Очерк русской морской истории. Ч. I. СПб., 1875.

Витвер. И. А. Историко-географическое введение в экономическую географию зарубежного мира М., 1963.

Горнунг М. Б., Липен Ю. Г., Олейников И. Н. История открытия и исследования Африки. М., 1973.

Гребельский П. X. Пираты. СПб., 1992.

Губарев В К. 1) Бертран д’Ожерон и колониальная политика Франции в Вест-Индии (60 — 70-е годы XVII в.)// «Французский ежегодник 1983. М., 1985; 2) Буканьеры (охотники на о-вах Вест-Индии в XVII в.)/ Новая и новейшая история. 1985. № 1; 3) Восстание на Гаити в 1670 — 1671 гг.// Вопросы истории 1984 № 3

Дэвидсон А. Б., Макрушин В. А. Зов дальних морей. М 1979

Заозерский А. И. Экспедиция на Мадагаскар при Петре Великом/ Россия и Запад. 41. Пг., 1923.

Зарин В. А. Запад и Восток в мировой истории XIV — XIX вв М 1991

Зейдель И. Снаряжение первой дальней экспедиции в царствование Петра Великого в 1723 году// Морской сборник. Сентябрь 1867. № 9.

Иванов М. А. Османское завоевание арабских стран. 1516 — 1574 М 1984

Ингрэм Д. К. История рабства. СПб., 1896.

Карпов С. П. Путями средневековых мореходов М., 1994.

Керов В. Д. 1) Французская колонизация островов Индийского океана XVII — XVIII вв. М., 1990; 2) Этьенн де Флакур — «правитель» Мадагаскара// Вопросы истории; 1988. № 7. Кривцов Н. Таинственный пират и его собратья. // Вокруг света. 1995. № 3.

Дангенбек В. История мировой торговли. М., Д. 1927.

Данитцки Г. Амфоры, затонувшие корабли, затопленные города. М., 1982.

Магидович И. П. История открытия и исследования Центральной и Южной Америки. М., 1965.

Магидович И. П., Магидович В. И. Очерки по истории географических открытий. В 5-ти т. М., 1982 — 1986. Малаховский К. В. 1) Кругосветный бег «Золотой лани». М., 1980; 2) Трижды вокруг света. М., 1982; 3) Пять капитанов. М., 1986.

Маховский Я. История морского пиратства. М., 1972.

Можейко И. В. 1) С крестом и мушкетом. М., 1966; 2) Он же. Пираты, корсары, рейдеры. М., 1991.

Нойкирхен X. Пираты. Морской разбой на всех морях. М, 1980.

Олтаржевский В. П., Бейдина Т. Е., Воронкова Г. В. Английская Ост-индская компания в XVII в. Иркутск., 1988.

Рамсей Р. Открытия, которых никогда не было. М., 1982.

Санин. Г. А. Отношения Росии и Украины с Крымским ханством в середине XVIII века. М., 1987.

Свет Я. М. 1) Пираты Антильских морей./ Новая и новейшая история. 1966. № 2; 2) В страну офир. М., 1967.

Скрягин Д. Легенда, утопия, быль в ранней американской истории. М., 1981. По следам морских катастроф. М., 1965.

Слезкин П. Ю. 1) Земля Святого Креста: Открытие и завоевание Бразилии. М., 1970.

Снисаренко А. Б. Рыцари удачи. СПб., 1991.

Субботин В. А. Васко да Гамо// Вопросы истории. 1995. № 9.

Тарасов К. С. Остров Пинос. М., 1975.

Тарле Е. В. Русский флот и внешняя политика Петра I. M., 1949.

Три века колониальной Америки/ Под ред. Б. Н Комиссарова. СПб., 1992.

Трутовский В. К. Флибустьеры XVIII века// Русский вестник. Т. 221. Август 1892.

Туманович Н. Н. Европейские державы в Персидском заливе в 16 — 19 вв. М., 1982.

Тушин Ю. П. Русское мореплавание на Каспийском, Азовском и Черном морях (XVII век). М., 1978.

Форстен Г. В. Балтийский вопрос в XVI и XVII столетиях. В 2-х томах. СПб., 1894.

Хазанов А. М. Экспансия Португалии в Африке и борьба африканских народов за независимость в XVI — XVIII в. М., 1976. Ханке X. На семи морях. Моряк, смерть и дьявол. М., 1989.

Холл Л. Дж. История Юго-Восточной Азии, М., 1958

Черняк Е. Б. 1) Секретная дипломатия Великобритании. Из истории тайной войны. М., 1975; 2) Пять столетий тайной власти. М., 1977; 3) Судьи и заговорщики. Из истории политических процессов на Западе. М., 1984.

Шабо-Арно К. История военных флотов. СПб., 1896.

Шершов А. П. История военного кораблестроения с древнейших времен и до наших дней. М.-Л. 1940.

Штениель А. История войны на море. Пг., 1917. Т. I — IV.

Шумовский Т. А. 1) По следам Синдбада-морехода. Океанская Аравия. М., 1986; 2) Арабы и море. М., 1986.

Эварницкий Л. И. История запорожских казаков. В 3 т. Т. II. СПб., 1892; Т. I. СПб., 1895; т. III. СПб., 1897.

Abun-Nasr J. A history of the Maghrib. Cambridge, 1971.

Adamson J. H., Folland H. F. The Shepherd of the Ocean. Boston, 1969.

Andrews K. R. The Colonial period of America history. T. I — IV. Oxford, 1934 — 1938.

Andrews K. The Spanish Caribbear. Trade and plunder. 1530 — 1630. N, J., 1978.

Apte B. K. A history of the Maratha navy and merchantships. Bombay, 1972.

Barbour V. Privateers and pirates of the West Indies// The American Historical Review. April 1911. Vol. XVI. N 3.

Belhamissi M. Histoire de la marine algerienne (1516 — 1830). Alger, 1983.

Braudel F. Le Mediterrane'e et la mande mediterranean a L'epoque de Philippe II. P. 1949.

Burney J. A chronological history of the voyages and discoveries in the South Sea or Pacific Ocean. Vol. IV. London, 1816.

Burns A. History of the British West Indies. L., 1954.

Cameron R. Viceroyalties of the West. The Spanish Empire in Latin America,

Chaunu P. Conquete et exploitation des Nouveaux Mondes. (XVIe siecle). P., 1969.

Chevallier C. Les Trente premiers anees de L'Etat d'Alger (1510 — 1541). Alger, 1988.

Clowes W. L. The Royal Navy. A history from the earliest times to the present. 5 vol. L, 1897.

Corbett J. S. 1) Englishmen in Mediteranean. L., 1892; 2) Drake and the Tudor navy. 2 vol. N. J., 1899.

Grouse N. M. The French struggle for the West Indies. 1665 — 1713. N. J., 1943.

Currey E. H. Sea-wolves of the Mediterranean. The grand period of the moslem corsaires. L., 1910.

De Joinville. Histoire generale de la marine. 4 vol. P., 1887.

Deshamps H. Histoire de Madagascar. P., 1961.

Elliot J. H. Spain and its world, 1500 — 1700. L., 1989.

Ellul J. 1565. The great siege of Malta. Malta, 1992.

Farrere C. Histoire de la marine francaise. P., 1956.

Func-Brentano F. L'je de la Tortue. P., 1902.

Gosse Ph. The History of piracy. N. Y, 1932.

Guida T. Dorgouth Raris, le magnifique seigneur de la mer. Tunis, 1974.

Hanotaux G., Martineau A. Histoire des colonies francaise et de L'expansion de la France dans le monde. T. 1 — VI. P., 1933.

Haring C. H. The Spanish Empire in America. N. Y., 1947.

Hughson S.C. The Carolina pirates and colonial commerce 1670 — 1740 Balhmore, 1894.

Jansen M. B. China in the Tokugawa world. L., 1992.

Julien Ch. A. Les voyages de decouverte et les premiers etablissements (XV-e — XVI e siecles). P., 1948.

Jurien de la Graviere. Doria et Barberousse. P., 1886.

Kaltenbergh L. Czarne zagle czterdziestu morz. Warszawa, 1979

Lacey R. Sir Walter Ralegh. L., 1975.

La Roncier Ch. Histoire de la Marine francaise. T. 1 — IV (T. III Les querres d'Italie. Liberte des mere. P., 1906; T. IV. En quete d'une empire colonial. Richelieu. P. 1910).

Laroui A. The history of the Maghrib. Princeton, 1977.

La Varende Jean Bart. Pour de vrai. P., 1957.

Lewis M. The Spanish Armada. L., 1960.

Lives, exloits, and cruelties of the most celebrated pirates and sea robbers. Halifax,

1861.

Mac-Farlane Ch. The lives and exploits of banditti and robbers. 2 vol. L., 1833.

Mollat. M. Le commerce maritime normand a la fin du Moyen age. P., 1952.

Monlau J. Les Etats barbaresques. P., 1964.

Morison S. E. The European discovery of America. The southern voyages, 1492 — 1616. N. Y, 1974.

Mota F. Piratas en el Caribe. Habana, 1973.

Norman C. B. The corsaires of France. L., 1887.

Parry J. H. The age af Reconnaissance. N. Y., 1963.

Pluchon P. Histoire de la colonization francaise. T. I. P., 1991.

Pringle P. Jolly Roger. N. Y, 1958.

Pyle H. Buccaneers and marooners of the Spanish Main. N. Y., 1899.

Rectoran P. Corsaires basques et bayonnais du XV-e au XIX-е siecle. Pirates, flibustieres, boucaniers. Bayonne, 1946.

Rediker M. Between the devil and the deep blue sea. Cambrige, 1987.

Ritchie R. C. Captain Kidd and the war against the pirates. N. Y., 1985

Rowse A. L. 1) The England of Elizabeth. L., 1953; 2) The expansion of Elizabethan England. L.. 1971.

Saintoyant J. La colonisation europeenne. Du XV-e au XIX-е siecle. T. I. La formation des empires (XV-e — XVII-es.). P., 1947.

Sheldon Ch. The rise of the merchant class in Tokugawa Japan, 1600 — 1868. N. Y, 1958.

Shipman J. C. Dampier W. Seaman — scientist. Lawrence, 1962.

Spate O. H. K. 1) The Spanish lake. Canberra, 1979; 2) Monopolists and Freebowters. Canberra. 1985.

Thornbury G. W. The monarch of the Main or adventures of the buccaneers. V. 1 — 3. L., 1855.

Villiers A. Monsoon seas. The Story of the Indian Ocean. N. Y. 1952.

Villiers P. Marine Royale, corsaires et trafic dans Г Atlantique Louis XIV a Louis XVI. Vol. 1—2. Dunkerque, 1991.

Wallace W. M. Sir Walter Raleigh. Princeton, 1959.

Wallerstein I. The Modern World Sustem. Mercantilism and the consolidation of the European World-Economy, 1600 — 1750. N. Y, 1980.

Williamson J. A. The age of Drake. L, 1938.

Zavala S. The colonial period in the history of the New World. Mexico, 1962

 


[1] Совр. Измир, турецкий порт в Эгейском море.

[2] Порт на юге Ливана, древний финикийский город, известный с IV тыс. до н. э.; до XVI в. назывался Сидон.

[3] Совр. Искендерун, порт на юге Турции.

[4] Блудница из Апокалипсиса — одно из пророческих видений в Новом завете (Откр. Иоанна Богослова, гл. 17, 18), символизирующее идолопоклонничество и земные богатства.

[5] Еще в «просвещенном» XVIII в. опасность сожжения преследовала отступников. 27 июня 1752 года английский корвет пришел в Алжир из испанского порта Кадис и принес известие, что на одном алжирском корабле захвачено шесть ренегатов. Четверо из них были возвращены в истинную веру, но двое других — англичанин и уроженец острова Мальорка — по приговору инквизиции погибли в пламени костра.

[6] Характерной была ситуация, сложившаяся в так называемом Дальнем Магрибе (включающем территории Марокко), расположенном на границах Средиземноморья и Атлантики, на перекрестках морских путей, связывающих Старый и Новый Свет. Местное пиратство, очаги которого рассыпались по всему побережью, получило новый импульс к развитию с приходом сюда с начала XVI века морисков — мусульман Пиренейского полуострова, насильственно обращаемых в христианство. Последовавшая в 1609 — 1614 годах серия указов испанского короля Филиппа III об их изгнании вызвала новую волну эмиграции, и сотни мусульман, осев на марокканских берегах, пополнили экипажи местных разбойников. Более того, в портах Рабат и Сале сложились вполне независимые республики, промышлявшие морским разбоем.

[7] Афонсу VI (1643 — 1683), король Португалии (1656 — 1668), брат Катерины Браганской, супруги английского короля Карла II.

[8] Война с Испанией началась в 1640 г. в результате отпадения Португалии от Испанского королевства, в составе которого она находилась с 1581 г. После нескольких неудачных попыток восстановления прежнего положения, Испания была вынуждена признать независимость Португальского королевства (1668 г.).

[9] Ввиду несовершеннолетия Афонсу VI государством управляла королева-мать, донна Луиза. В июне 1662 г. в результате государственного переворота к власти в стране пришел Афонсу VI.

[10] Нам неизвестны причины, в силу которых каперская грамота была потеряна. Версии могут быть приняты самые разнообразные — от несчастного случая, в результате которого грамота могла, например, сгореть, до осуществления де Билсом выгодной сделки — продажи ее какому-нибудь авантюристу. Нам представляется, что жизнь слишком разнообразна в своих проявлениях, чтобы при таком ограниченном количестве фактов принимать ту или иную точку зрения. Впрочем, при анализе этой ситуации читатель вполне может полагаться на свой жизненный опыт.

[11] Например, в 1665 г. губернатор предоставил грамоту пирату Эдуарду Мансфельду с позволением действовать против голландского Кюросао. У того же имелась и португальская грамота против испанцев, и он направился в поход на Кубу.

[12] Судно французского пирата Тристьяна было захвачено в 1683 г. Куком на рейде Пти-Гоав, когда Тристьян и его французский экипаж высадились на берег.

[13] Герцог Йоркский (1633 — 1701) — брат английского короля Карла II, английский король под именем Якова II (1685 — 1688).

[14] В 1224 г., например, Венеция, терпящая огромные убытки от пиратства, снарядила специальную флотилию в Адриатическом море под командованием капитана Гольфа. В задачи этого отряда входило конвоировать торговые суда, нападать на пиратские суда и производить проверку кораблей, подозреваемых в пиратстве.

[15] Арматор (фр. «armateur», от лат. «armator» — «вооружающий», «снаряжающий») — судовладелец, снаряжающий судно в рейс, вооружающий его, нанимающий команду и капитана.

[16] Заметим, что европейским пиратам в этот период особо не повезло. Тот же курс борьбы против морского разбоя проводил король Франции Генрих IV и голландское правительство, которое ввело в 1605 г. строгую регистрацию каперских грамот, а в 1606 г. приняло решение выдавать их после уплаты 20 тыс. флоринов и отдало приказ своим каперам возвратиться в родные гавани.

[17] Оставшиеся корабли рассеялись на следующий же день.

[18] Не обходилось без исключений. Примером могут служить действия двух голландских приватиров в Карибском море во время Войны за испанское наследство. Один из них, Рейнер ван Тонгерлоо, с полученной от правителя английской Ямайки грамотой благополучно захватил в водах Каракаса не менее восьми судов своих соотечественников, заподозренных им в торговле с врагом. Другой капер, Адриан Клавар, с грамотой, выданной губернатором голландского Кюросао, также пошел против своих: захватил и затопил в гавани Портобело голландский барк, а взятый груз доставил на Ямайку.

[19] Страны южных морей (за исключением Филиппинских островов) и Острова пряностей помещены здесь, в соответствии с разделом сфер влияния по Сарагосскому договору 1529 г., как сфера влияния Португалии.

[20] В 1717 — 1718 гг. Торговая палата была переведена в Кадис.

[21] Плавание Сан-Лукар — Веракрус с 1550 по 1650 г. совершили 40 конвоев, примерно 2 тыс. судов, в среднем оно занимало 91 день. Самые короткие плавания потребовали 70 — 73 дня (1652 г. — 72; 1576 г. — 70; 1586 г. — 73; 1615 г. — 73); самые длительные заняли от 132 до 179 дней. В ходе плаваний были установлены следующие «рекорды»: самые быстрые плавания (Сан-Лукар — Портобело) — 43 дня (апрель — май 1615г.); (Кадис — Портобело) — 39 дней (февраль — апрель 1609 г.). Самые продолжительные плавания (Кадис — Номбре де Диос) —120 дней (октябрь 1586 — февраль 1587 г.); (Сан-Лукар — Портобело) — 175 дней (февраль — август 1633 г.). В среднем путь из Сан-Лукара до Панамского перешейка занимал 92 дня; из Кадиса до перешейка — 75 дней.

[22] На всем пути движение флотов контролировали и защищали морские флотилии: в Атлантическом океане — Armada del Mar Oceano; в Карибском море — Armada de Barlovento, а непосредственное прикрытие обеспечивала Armada de la Quardia de las Indias. После рейдов Ф. Дрейка и Т. Ковендиша в Тихом океане, для охраны трасс в Южном море испанцы организовали Флотилию Южного моря (Armada de la Mar del Sur), опиравшуюся на Кальяо, Акапулько, Панаму и Вальдивию.

[23] Капудан-паша (тур. интерпретация итал. «capitano» — «капитан») — главнокомандующий всеми военно-морскими силами Османской империи.

[24] Бразильское дерево, или фернамбуковое дерево (семейство бобовых), — дает ценную древесину красного цвета и краску.

[25] Покхаут, или французское дерево — разновидность Lignum Sanctum L., — кустарник, из сока которого изготавливали лекарство от венерических болезней.

[26] Китайский корень — у Эксквемелина Radix China, — растение, принимаемое в Вест-Индии за женьшень.

[27] Род растений семейства молочайных — кустарники, травы или небольшие деревья.

[28] Сладкий картофель, многолетнее травянистое растение семейства вьюнковых.

[29] Вьюшиеся травы со съедобными клубневидными корнями, семейства диоскорейных.

[30] По-видимому, плоды папайи, плодового тропического дерева,

[31] Растение с плодами грушевидной формы, мягкость и аромат которых напоминают сливки.

[32] Маммей американский или абрикос из Сан-Доминго.

[33] Плоды красного дерева.

[34] Кольбер, Жан Батист, маркиз де Сеньелэ (1651 — 1690) — сын «Великого» Кольбера, статс-секретарь по морским делам, фактический руководитель военно-морскими силами Франции.

[35] Деволюционная война (1667 — 1668) — война Франции против Испании, основанная на «деволюционном праве» — праве детей на общее имущество родителей после смерти одного из них, — ставшем предлогом для Франции требовать Испанские Нидерланды (король Людовик XIV был женат на испанской инфанте Марии Терезе).

[36] Автор имеет в виду 1640 г., когда Португалия отделилась от Испании.

[37] В литературе можно встретить разные написания — Олоне, Олонуа, Лоллонуа, Лолоне.

[38] Общий ущерб, нанесенный испанцам, оценивается суммой в 1 млн экю.

[39] Этьенн де Флакур (1607 — 1660) — правитель Мадагаскара (1648 — 1654, 1660). Погиб в морском сражении с корсарами у Лиссабона по дороге из Франции в Форт-Дофин.

[40] Прони — основатель Форт-Дофина.

[41] Ануси — область на юго-восточной оконечности Мадагаскара.

[42] Впоследствии (в 1750 г.) Сен-Мари стал владением Франции. Это произошло при весьма примечательных обстоятельствах, о которых рассказывает легенда, по сей день живущая на острове. Дочь местного короля, Бетти, внучка английского пирата Томаса Уайта, полюбила некоего француза Форваля и, выйдя за него замуж, передала остров Франции, а сама перебралась на остров Бурбон (Маврикий).

[43] После того как в 1695 г. пират Г. Э. Авери захватил один из кораблей Моккского флота, султан Великих Моголов Аурангзеб потребовал от европейских держав (Голландии, Англии, Франции) ежегодного предоставления судов для конвоя.

[44] У Бомбея Кидд взял малабарское торговое судно под английским флагом.

[45] Информация о «подвигах» Кидда докатилась до Лондона лишь к лету следующего, 1698 г.

[46] Впрочем, к этому моменту присутствие пиратов на Мадагаскаре было чисто условным. По расчетам французского исследователя Ю. Дешана, к 1724 г. их вряд ли было более двухсот человек. Мадагаскарское гнездо разбоя развалилось.

[47] Осторожный и подозрительный император обезопасился и от неожиданностей со стороны Вильстера. В специальном указе от 5 декабря, посланном русским офицерам — командиру «Амстердам-Галей» капитану Данило Мясному и офицеру «Декронделивде», капитан-лейтенанту Михаилу Киселеву (заметьте, ему, а не командиру «Декронделивде» иностранцу Джеймсу Лоренсу), — прилагалась копия с инструкций, данных вице-адмиралу. Офицеры должны были распечатать пакет с инструкциями после прохода Зунда: «…прочтите токмо вы двое, а виие-адмиралу Билетеру и другим офицерам… отнюдь не объявлять, но содержать в таком крепком секрете, чтоб кроме Вас никто про оную не знал», и потом «...требовать у помянутого вице-адмирала аригиналной его инструкции и что повелено исполнять…»

[48] В Петербурге вряд ли имели представление о демократическом устройстве и принципах организации пиратской братии. Поэтому инструкции и грамоты были написаны в адрес некоего «короля Мадагаскарского». Можно предположить, что по прибытии на остров русскую делегацию ожидало бы немало сюрпризов, не предусмотренных политиками.

[49] Серия т. н. Итальянских войн Франции и Испании, начавшихся в 1494 г. походом короля Карла VIII на Неаполь и продолжавшихся с перерывами до заключения мира в Като-Камбрези (1559).

[50] Через несколько лет во Франции начался процесс о злоупотреблениях, допущенных адмиралом Шабо де Брионом. По вердикту (08.02.1541), адмирал бы смешен с должности с конфискацией имущества и запрещением занимать государственные должности, был посажен в Венсеннский замок и умер в 1543 г.

[51] Предание говорит, что было взято в плен 3 тыс. испанцев. Когда Хайраддину предложили большой выкуп за знатных пленников, он не принял его и приказал всех казнить.

[52] Бейлербей (дословно: бей над беями) — официальный титул правителя крупной провинции Османской империи, командующий ее войсками.

[53] В ночном сражении едва не погиб Эрнандо Кортес, покоритель Мексики. Он потерял свой корабль и три огромных изумруда, стоивших, по его словам, целого королевства. Он настаивал, чтобы император предоставил ему возможность продолжить штурм Алжира и взялся захватить его, но Карл V отклонил просьбу.

[54] Это, впрочем, не помешало ему вновь стать бейлербеем (1562), а затем и капудан-пашой.

[55] Средиземное море. Турки называли его Акдениз (досл. — Белое море).

[56] Бей предложил Мэйнуэрингу равное участие в доходах от грабежа, но потребовал принятия им мусульманства; испанский король — прощение за пиратскую деятельность, 200 тыс. золотых дукатов и пост командующего эскадрой.

[57] Капитуляция — от лат. capitulo — договариваюсь, разделяю на главы; capitulum — глава, статья, раздел.

[58] Любопытно, что после ее начала Карл V вызвал Франциска I на личный поединок. Это был уже второй вызов на дуэль со стороны императора. Первый последовал, когда Франциск I, освободившись из испанского плена, отказался от выполнения условий Мадридского договора (1526 г.) и, по мнению Карла V, нарушил данное им слово. Оба вызова остались без ответа.

[59] «Юдифь» стояла последней в ряду английских кораблей, и испанцы не успели атаковать ее.

[60] Современники шутили, отмечая, что Дрейк «подпалил бороду Его католического величества».

[61] Существует множество вариантов написания его фамилии. По-английски она ранее писалась — Ralegh, в современной транскрипции Raleigh, но произносилась и пишется по-русски и Рэли, и Рели, и Райлей, и Роли, и Ралей, и т. д.

[62] Через несколько лет, в 1583 г., Джилберт организовал экспедицию к Ньюфаундленду и на обратном пути утонул вместе со своим фрегатом «Сквирл».

[63] Это письмо пишет

[64] даже

[65] генерал-губернатор

[66] рабов

[67] порта

[68] Дюге-Труен

[69] К этому времени относятся закончившиеся неудачей переговоры Кассара о поступлении на русскую военно-морскую службу.

[70] Западная провинция Голштинии; вошла в состав Датского королевства в 1559 г.

[71] Он располагал также каперской грамотой (6.05.1570) от владетеля Эзеля и Курляндии гериога Магнуса, брата короля Дании.

[72] Неизвестно, выполнял ли Роде обязательства перед Иваном Грозным.

[73] До царя письмо дошло в августе 1571 г., но, по-видимому, Иван IV не счел возможным содействовать освобождению своего капера.

[74] Псковское

[75] Барон фон Левендаль Вольдемар, датский министр, генерал.

[76] Рейс действительно получил чин капитана-командора, но в 1713 г., по делу о потере корабля «Выборг», был вместе с вице-адмиралом К. Крюйсом приговорен к смертной казни, замененной ссылкой в Сибирь.

[77] Бредаль Петр Христиан (Петр Петро


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.21 с.