Семь навыков высокоэффективных семей — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Семь навыков высокоэффективных семей

2022-08-21 22
Семь навыков высокоэффективных семей 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Всех родителей, с которыми я знаком, тревожит вопрос: как передать детям важнейшие ценности? Как донести до них, что некоторые убеждения – вне времени? Как создать здоровую семейную культуру?

Многие поколения родителей озадачивались этими вопросами, но по большому счету ученые их игнорировали. В начале XX в. семьеведение фокусировалось в основном на слабостях, которым подвержена семья. Однако в 1960‑е гг. несколько ученых предприняли попытку выявить общие для здоровых семей черты. Герберт Отто из Университета Юты составил один из первых списков, который включал в себя религиозные и моральные ценности; уважение; общие интересы; любовь и счастье детей; совместный труд и игры. Похожие попытки были предприняты академиками из Миннесоты, Алабамы и Небраски.

К 1989 г. появилось такое количество подобных списков, что Министерство здравоохранения и социальных служб США пригласило около десяти исследователей на конференцию в Вашингтоне и попросило их найти точки соприкосновения в этом вопросе. Накануне конференции ее организаторы заявили: «Исследователи, политические деятели и средства массовой информации сосредоточили свое внимание на том, как и почему семьи распадаются. Намного меньше внимания уделяется крепким, здоровым семьям и тем характерным чертам, которые делают их столь благополучными».

Каждый ученый, присутствовавший на той конференции, уже опубликовал список качеств, общих для благополучных и крепких семей. Однако впервые за все время организаторы внимательно изучили два десятка таких списков, чтобы выяснить, можно ли достичь консенсуса в этом вопросе. Задача оказалась на удивление простой. Итоговый список включил в себя девять пунктов:

Коммуникация. Члены успешной семьи часто разговаривают друг с другом; их манера общения – честная, ясная и открытая, даже когда они не согласны друг с другом.

Поощрение индивидуальности. В крепких семьях высоко ценится уникальность каждого их члена и вместе с тем культивируется чувство принадлежности к целому.

Преданность семье. Члены успешных семей ясно дают понять друг другу и всему миру, как сильна их преданность своей семье.

Духовное благополучие. Исследователи заключили, что члены высокоэффективных семей обладают общей системой ценностей и разделяют одни и те же нравственные убеждения, но подчеркнули, что эти убеждения не ограничиваются принадлежностью к какому‑либо вероисповеданию и не сводятся к частым посещениям религиозных служб.

Социальные связи. Успешные семьи не изолированы; они связаны с обществом и в моменты кризиса обращаются к друзьям и соседям.

Умение адаптироваться. Крепкие семьи структурированные, но гибкие, и их структура видоизменяется под влиянием стресса.

Умение ценить. Члены крепких семей глубоко ценят друг друга и часто выражают свои чувства. А те, кто не любит показывать свои эмоции, передают их посредством поступков, делая для других нечто значимое.

Ясные роли. Члены благополучных семей осознают свою ответственность перед коллективом.

Совместное времяпрепровождение. Члены крепких семей проводят время вместе, занимаясь чем‑то, что им нравится.

 

Результаты этой конференции были опубликованы в работе под названием «Как распознать успешную семью» (Identifying Successful Families). Из этого проекта в итоге не получилось ничего особенного, но он совпал с публикацией гораздо более популярной работы в этой области (и, вероятно, помог ей снискать признание), написанной Стивеном Кови. Кови, работавший консультантом по вопросам управления в Юте, получил степень MBA в Гарвардском университете, а кроме того, был активным членом мормонской конгрегации. Расстроенный тем, что он называл угасанием характера в обществе, Кови написал книгу «7 навыков высокоэффективных людей» (The 7 Habits of Highly Effective People: Restoring the Character Ethic)[10], которая была опубликована в 1989 г. Она сочетает в себе бизнес‑идеи и принципы позитивного мышления. Ее признали одной из самых влиятельных бизнес‑книг XX столетия.

Кови, отец девяти детей и дед 52 внуков, с огромным энтузиазмом относился к своей семье. В 1997 г. он переосмыслил свои идеи и изложил их в книге «7 навыков высокоэффективных семей» (The 7 Habits of Highly Effective Families)[11] Ключевые навыки остались теми же, но посыл немного изменился.

Навык 1. Будьте проактивны. Станьте проводником перемен в своей семье.

Навык 2. Начинайте, представляя конечную цель. Имейте ясное представление о семье, которую хотите построить.

Навык 3. Уделяйте главное внимание главным вещам. Пусть ваша семья станет для вас приоритетом в нашем турбулентном мире.

Навык 4. Мыслите в духе обоюдной победы. Перейдите от «я» к «мы».

Навык 5. Сначала старайтесь понять, потом – быть понятым. Решайте семейные проблемы посредством коммуникации.

Навык 6. Добивайтесь синергии. Укрепляйте семью как целое, но и умейте ценить различия.

Навык 7. «Затачивайте пилу». Обновляйте семейный дух с помощью традиций.

 

Этот список поразительно похож на тот базовый перечень, что был составлен на конференции в Вашингтоне. Но одной идеи, предложенной Кови, не было ни в одном из знакомых мне списков. Работая консультантом по организации управления, Кови часто просил клиентов – сотрудников какой‑либо корпорации в одном предложении написать ответ на вопрос: «Какова основная миссия или цель вашей организации и какова стратегия, посредством которой организация намерена ее осуществить?» Затем он просил управленцев зачитать свои ответы вслух. Участники, как правило, были поражены тем, насколько отличаются их ответы. Затем Кови помогал им сформулировать общее для всех описание миссии.

Разумеется, он был не одинок. Компании на протяжении нескольких десятилетий идентифицировали свои базовые ценности и формулировали миссии. В 1980‑х гг. прошлого столетия произошел резкий всплеск интереса к дисциплине организационного поведения, причем исследователи сфокусировались на способах создания эффективной командной культуры. Такие книги, как «В поисках совершенства: Уроки самых успешных компаний Америки» (In Search of Excellence: Lessons from America’s Best Run Companies) Тома Питерса и Роберта Уотермана‑младшего[12] опубликованная в 1982 г., стали феноменально популярными во всем мире.

Кови был первопроходцем в том, что применил похожие методы по отношению к семье. Он предложил семьям формулировать свою миссию. «Цель заключается в том, – писал он, – чтобы у вас сложилось ясное представление о том, какой должна быть ваша семья». Кови говорил, что описание семейной миссии сродни плану полета самолета. «Хорошие семьи – даже превосходные семьи – 90 % времени отклоняются от намеченного маршрута». Хорошими их делает то, что они точно знают, каков конечный пункт, и у них есть план полета к цели. В итоге, столкнувшись с неизбежной турбулентностью и человеческим фактором, успешные семьи все равно возвращаются к плану.

Кови утверждал, что определение семейной миссии стало самым значимым событием в истории его семьи. Они с женой сначала пересмотрели свой брачный контракт (еще раньше в него были включены десять навыков, которыми, по их мнению, должны обладать их дети). Затем задали детям ряд вопросов, например: «Что влечет тебя домой?» и «Что смущает тебя в нашей семье?» После чего все дети предложили свое видение семейной миссии. Их сын Шон, старшеклассник и звезда футбола, написал: «Мы клевая семья, и мы круче всех!» В итоге Кови с женой сформулировали одно‑единственное предложение:

 

Миссия нашей семьи состоит в том, чтобы быть источником веры, порядка, истины, любви, счастья и покоя и предоставлять возможность каждому члену семьи быть сознательно независимым и в то же время эффективно взаимозависимым человеком, способным служить достойным целям общества.

 

Кови приводит в пример миссии других семей, от проповеднической «Любить друг друга… помогать друг другу… верить друг в друга… мудро распоряжаться своим временем, талантами и ресурсами во благо другим… молиться вместе… всегда» до метафорической «Нет пустым стульям».

Мое впечатление от идеи Кови было неоднозначным. С одной стороны, все это представлялось мне в некоторой степени старомодным, трудоемким, тяжеловесным и чуточку унылым, а необходимость уместить все в одном‑единственном предложении показалась прямой дорогой к витиеватой и многословной фразе. С другой стороны, идея Кови понравилась. Я старомоден! Я также подумал, что она отражает нечто очень верное по своему существу: как мы можем просить детей хранить верность семейным ценностям, если не обозначили, что это за ценности?

Примерно в тот же период времени, когда я изучал идеи Кови, Линда как‑то пришла домой и пожаловалась на проблему с одним из брендов, с которой столкнулась на работе. Она является соучредителем и руководителем компании под названием Endeavor, оказывающей поддержку влиятельным предпринимателям по всему миру. Долгие годы Линда работает с гуру в области брендинга с Мэдисон‑авеню, которые помогают организациям определить основную миссию и базовые ценности. Для всей команды Линды это очень мощный эмоциональный процесс.

Вот тогда меня осенило: а что если мы попробуем воплотить нечто подобное в нашей семье? Что если мы попытаемся создать, так сказать, семейный бренд? Он может включать в себя описание семейной миссии, сродни тому, что предложил Кови, а также список общих семейных ценностей и, возможно, даже какой‑то символ или логотип.

Линда отметила, что у брендов есть внешняя цель, которой нет у семьи. В конце концов, мы не продаем беговые кроссовки. Но, как я убедился на примере организации Линды, у брендов есть еще и внутренняя цель. Моя жена и ее коллеги просят всех сесть, рассказать о том, во что они верят, а потом вместе формулируют общую для всех концепцию развития. Можем ли мы прибегнуть к такой же схеме, чтобы определить для наших дочерей и самих себя те ценности, в которые мы по‑настоящему верим? Был лишь один способ это выяснить.

 

«Я верю в то, что слова выражают суть, даже если их немного»

 

Когда Дэвид Киддер решил создать руководство для своей семьи, они с женой целую ночь не спали – составляли список общих ценностей. У них получилось 30 пунктов. Прошло еще несколько недель, и супруги Киддер свели все эти ценности в манифест, состоящий из одного предложения:

 

Наша цель – применить наши уникальные, данные Богом способности так, чтобы оказать позитивное влияние на жизни других людей и всего мира.

 

– Это наша общая цель выражена в одном предложении. Вот что значит быть членом семьи Киддер, – сказал мне Дэвид.

Но они на этом не остановились и составили дополнительный список из десяти качеств, которые специалисты в области брендинга назвали бы основополагающими ценностями. Я спросил Дэвида, не думал ли он о том, чтобы сделать 20‑страничный буклет, как тот, что он создал для своей компании.

– Нет, потому как сложнее всего сделать нечто простое. Менеджеры решают текущие вопросы; лидеры творят реальность и ведут всех к ней, – ответил Дэвид, а затем с иронией добавил: – Кроме того, в таких вещах очень легко переусердствовать.

Первой ценностью в списке была ВЕРА: Мы идем к Богу каждый СВОИМ путем.

– Мы хотим, чтобы наши дети знали, что они – божественные создания, – пояснил Дэвид. – Я не могу решать, что для них значит Бог, но я хочу, чтобы у них были с ним свои отношения. Ведь если что‑то пойдет вкривь и вкось в их карьере или супружеской жизни или здоровье подкачает (а это рано или поздно непременно случится), они в какой‑то момент окажутся наедине с Богом.

Второй ценностью была СЕМЬЯ: мы любим и уважаем друг друга, преданы друг другу и создаем семейные ТРАДИЦИИ.

– Мы знаем, что однажды наши мальчики вырастут, и их пути могут разойтись, – говорит Дэвид. – Поэтому мы создаем особенные традиции, которым следуем каждый год: ходим на лыжах, каждое лето ездим в определенное место, каждое Рождество делаем одни и те же вещи. Мы хотим создать в умах наших детей некие зацепки, которые будут связывать их с семьей.

Еще одна фраза, которая меня заинтриговала, гласила: «Мы БЛАГОДАРНЫ, умеем ПРОЩАТЬ, оптимистичны и вежливы».

– Мы знаем, что один из лучших способов почувствовать себя счастливым – быть благодарным, – говорит Дэвид. – Поэтому каждый вечер, перед тем как мальчики идут спать, мы молимся вместе с ними и просим их подумать о том, за что они кому‑то благодарны. Это один из психологических механизмов, запускающих здоровое отношение к жизни.

Мне стало интересно, не беспокоится ли Дэвид о том, что его список убеждений немного не соответствует реальности. Не создал ли он некий утопический идеал?

– Возможно, – ответил Дэвид, – но я такую цель не преследовал. Я всего лишь хотел свести воедино и записать все то, во что мы верим. Послушайте, мой отец – потрясающий человек, но если вы спросите меня, во что он верил как родитель, я не смогу вам ответить. Я хочу, чтобы мои сыновья знали, во что верят их родители.

А в чем же состоит самая главная польза от такого документа?

– В конечном счете, – говорит Дэвид, – родители хотят, чтобы их дети были по‑настоящему счастливы. Именно с этой целью и придуман мой список. Я верю в то, что слова выражают суть, даже если их немного. Возможно, они повлияют на жизнь моих детей, пока они еще молоды, или сыграют свою роль, когда им стукнет 80. Кто знает? Но сейчас на одном листке бумаги записаны все слова, которые имеют значение для их родителей.

 

 

Построенные навечно

 

Прежде чем мы с Линдой попытались определить наши основополагающие ценности, я успел посоветоваться еще с двумя людьми. Первым был ведущий в стране эксперт в области создания культуры великой компании.

В своих работах Коллинз систематически возвращается к тому, что успешные организации должны определять свои сильные стороны и пользоваться этими преимуществами. Быть харизматичным лидером легко, как написал Коллинз в книге «Построенные навечно»[13], намного сложнее создать организацию, «которая сможет процветать вне зависимости от присутствия какого‑либо лидера».

Как отец я счел эту идею особенно значимой и в то же время вызывающей беспокойство. Подать хороший пример своим детям уже достаточно сложно, а как сделать так, чтобы они усвоили основные семейные ценности и пронесли их с собой через всю жизнь, передав следующему поколению?

Коллинз, как оказалось, очень близок моей семье: он был и является наставником моего брата, который учился у него еще в Стэнфордской школе бизнеса. Коллинз любезно согласился побеседовать со мной о том, как результаты его исследования можно применить в семейной жизни.

– Предмет моего интереса – жизнестойкая, крепкая общность людей, – сказал он мне. – Это может быть религиозное общество, компания, нация или семья. Все эти общности базируются на принципе двойственности. Я говорю о сохранении основ и стимулировании прогресса. Крепкими такие общности делает тот факт, что они сформированы на базовых ценностях, долговечны и представляют собой связующий элемент, который выходит за пределы времени и не ограничивается территорией. Но, с другой стороны, сохраняя основы, общность всегда стремится к развитию, к тому, чтобы остаться значимой. Вот это и есть «стимулирование прогресса», т. е. способ скорректировать повседневную рутину таким образом, чтобы быть успешным в данный конкретный период времени.

Мне понравилась эта идея, особенно потому, что она была сродни тем гибким семейным практикам, с которыми уже экспериментировала моя семья. Гибкие техники особенно эффективны в том, что касается «стимулирования прогресса». Они дают возможность ориентироваться в повседневной жизни. Но для того, чтобы быть по‑настоящему эффективными, мы должны были обратиться к самой, на мой взгляд, сложной части уравнения – сохранению основ. Что Коллинз мог посоветовать на этот счет?

– Если вы пытаетесь определить базовые ценности своей семьи, – пояснил он, – самое главное – понять, каковы эти ценности на самом деле, а не какими они, по‑вашему, должны быть. Если вы заявите, что должны обладать ценностью Х, а этого не произойдет, весь опыт окончится плачевно. Только если ценности подлинны, вы сможете держаться их в затруднительных ситуациях, и именно так вы осознаете, что они и есть основополагающие. Базовая ценность, – продолжал он, – нечто настолько важное, что вы можете сказать: «Мы должны придерживаться этой ценности даже в ущерб себе. Даже если нам придется расплатиться за свои ошибки, если придется наказать детей за то, что они пренебрегли этим, или отказать им в чем‑то, что доставило бы им удовольствие, мы все равно должны ее придерживаться». Вот о чем нужно помнить, создавая семейный бренд: он будет работать, только если представляет собой нечто важное.

 


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.028 с.