Структура культуры. Материальная и духовная культуры — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Структура культуры. Материальная и духовная культуры

2022-08-21 52
Структура культуры. Материальная и духовная культуры 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Структура культуры. Материальная и духовная культуры

Культурный артефакт - все о том, что создано человеком

К ультура имеет свои сходные элементы - материальные и духовные.Они являются ее характеристиками со стороны внешнего и внутреннего содержания

  Внешний - организован по принципам материального существования.

  Материальная культура - результат творческой деятельности человека, ходе которого человек превращает природу и объекты и предметы в спицефические предметы, пригодные для своего существования

  Внутренний - организован по принципу духовно существования. Ведущая роль в нем играет идеалы и цели, побуждающие извлечение самого человека, его представление о себе и окружающем его мире.

  Духовная культура существует различных формах: нормы, обычаи, идеалы, и т.д.

 Материальной и духовной культуры условно можно отделить только в воображении. сущность культуры(Отличие от древних явлений и феноменов) заключается в единстве и гармонии внешний и внутренний(материальный и духовный)

Культура, субкультура, контркультура: соотношение понятий

Культура — это некая целостная система с присущей ей внутренней определенностью ценностно-иерархических взаимоотношений. В любой культуре существует ценностная доминанта, или ядро культуры, а рядом с ним ряд субкультурных образований. Принято считать, что субкультура — это подсистема целостной системы культуры. Возникновение субкультур связано с определенным уровнем развития общества. акцентируют момент, считая, что субкультура — современное порождение городского уклада жизни.

 Субкультура, как правило, частный случай культуры в целом. Она всегда отличается некоторой локальностью и в определенной степени замкнутостью, в той или иной степени лояльна к основным ценностным установкам господствующей культуры, хотя бывают и исключения. Субкультура — момент инаковости, непохожести, необщности в развитии ценностных предпочтений, а также при определенной самостоятельности и даже автономности. Следует различать понятия субкультуры и контркультуры.

Характеристика контркультуры — это протест, несогласие, активная оппозиция. Своего рода контркультурой являлось христианство в период своего зарождения и становления. Распятие Христа на Голгофе есть один из элементов этого духовного противостояния. Впоследствии, как известно, христианство вышло за рамки контркультуры, прочно укоренившись, легло в основу европейской культуры.

Подобная же эволюция прослеживается в различных сферах художественной культуры. Примечательна в этом плане смена общественного мнения по отношению к таким нетрадиционным направлениям в искусстве, как импрессионизм, авангардизм, постмодернизм.

Итак, субкультура и контркультура явления родственные, но нетождественные. Особенность молодежной культуры заключается в том, что она может одновременно выступать в качестве как первой, так и второй. Но субкультура более широкая дефиниция, чем контркультура.

Региональные культуры. Культура западного и восточного типов

Региональные культуры в определенном географическом ареале, они объединяет несколько родственных культур- философское культурное понятия, которые принципиально различны.

Самые крупномасштабные региональными, в которых сложные региональные культуры, является запад, восток, север, юг.

 Ряд культур занимает промежуточное отношения между западом и востоком, обладающий характеристиками этих обоих типов региональных культур(россия и турция).

(таблицу сами прочтете)

Историческая и культурологическая периодизация мировой культуры.

- культура первобытного общества (2-1млн до н. э – 2 тыс. до н э)

- культура каменного века (палеолит, мезолит)

- Культура бронзового века

- Культура железного века

- Культура Др. Востока (с 5тыс. до н э – 5 в)

- Культура Др. Египта

- Культура Др. Передней Азии

- культура Др. Индии

- Культура Др. Китая

-Культура Античности (6в до н э -5 в н э)

-Культура Др. Греции

-Культура Др. Рима

-Культура Средневековья(5в-15в)

-Культура эпохи возрождения (кон 12-13 вв)

-культура Итальянского возрождения

-Культ. Северного Возрождения

- культ Нового времени

-культ эпохи просвящения

-культ 19 века

-культ Новейшего времени (20в)

Периодизация

1) период Раннего царства (3100–2800 гг. до н.э.) – складывание единого государства, период царствования первых трех династий фараонов;

2) период Древнего (Старого) царства (2800–2250 гг. до н.э.) – завершение создания единого государства, распад Египта на номы, вновь централизация страны;

3) период Среднего царства (2250–1700 гг. до н.э.) – функционирование единого государства;

4) период Нового царства (1575–1087 гг. до н.э.) – расцвет могущества Египта, в конце данного периода его упадок;

5) период Позднего царства (1087–525 гг. до н.э.) – ослабление центральной власти, захват Египта Персией.

Египтоло ì гия — комплексная наука, изучающая Древний Египет, отрасль востоковедения,или область знаний, иногда как ветвь археологии. В сфере дисциплин находятся история, культура, религия, искусство, язык, письмо, литература, археологические памятники, повседневная жизнь и другие аспекты цивилизации на берегах Нила.

Периодизация истории Индии.

1. XXII - XVIII вв. до н.э. - древнейшая (Индская) цивилизация (возникновение первых городов, образование ранних государств);

2. конец II тыс. - середина I тыс. до н.э. - «ведийский»период

1) XIII -Х вв. до н.э. - ранний (расселение племен ариев в Северной Индии);

2) IX - VI вв. до н.э. – поздний, (образование первых государств).

3. VI - III вв. до н.э. -«буддийский период» (возникновения и распространения буддийской религии.

4. II в. до н.э. – V в. н.э. – «классическая эпоха»

(время становления наиболее характерных особенностей социальной организации и культуры Южной Азии.)

Соц. Структура. Население Древней Индии делилось на четыре варны: брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры.

Брахманы имели особый статус-они считались земными божествами и были свободны от налогов,повинностей и телесных наказаний. Религиозные ритуалы, которые совершали жрецы по древнеиндийским верованиям, магия, укрощение стихий и даже богов. Долг кшатриев – охранять подданных. Они должны раздавать милостыню, взимать налоги, изучать Веды, отказываться от мирских утех. Они освобождаются от грехов, когда ревностно охраняя подданных, взимают даже четвертую часть урожая. Вайшьи тоже обязаны изучать Веды, делать жертвоприношения, раздавать милостыню, выращивать скот, заниматься земледелием и торговлей. Шудры Шудры не были членами общин. Они были переселенцами, отбившимися от своего рода,они были вынуждены обслуживать брахманов, кшатриев и вайшьев. За убийство шудры полагалось только покаяние, как за убийство, к примеру, кошки.Эти люди считались нечистыми. Они должны обитать вне селений и появляться там только с особой меткой на одежде.Не допускались к общим колодцам. Именно они исполняли приговоры царя к казни, а одежду мертвецов они должны были забирать себе, и только ее и должны были носить.

Рабами в Древней Индии становились военнопленные, должники, преступники или добровольно продавшие себя в рабство.

19.общая характеристика культуры Древней Индии. Особенности буддийской архитектуры и живописи. Роль скульптурного декора в оформлении храмовых сооружений.

В древнейшие времена индийцы поклонялись силам природы, от которых зависела их производственная деятельность. Бог Индра был подателем дождя, борцом с духами засухи и грозным богом бури.

Бог солнца Сурия, каждое утро выезжал на золотой колеснице, запряженной огненно-рыжими конями. Богам приносили жертвы, молились им. Считалось, что боги не могут отказать человеку в просьбе, если она сопровождалась правильно произнесенными заклинаниями и правильно выполненным жертвоприношением.

В эпоху образования классового общества и государства боги природы превращаются в богов — покровителей государства и царской власти. Бог Индра превратился в покровителя царя, в божество грозной войны.
Со временем, в древней Индии складывается жреческая религиозная система — брахманизм. Жрецы считали себя единственными знатоками и хранителями священного знания. Они объявили себя лучшими из людей: Индийский храм. Ill—IV вв. божествами в облике человека. В период распространения брахманизма богам приносили обильные жертвы. Выгоду от этого получали жрецы. Брахманизм освящал рабовладельческое государство,укреплял выгодную рабовладельцам кастовую систему.

Индийские архитекторы сооружали замечательные храмы и дворцы. На священных для древних индийцев местах воздвигались ступы — огромные сооружения из кирпича или камня в форме кургана. Ступу окружала каменная ограда с одним или несколькими воротами. Ворота были сложным архитектурным сооружением, украшенным богатой резьбой и скульптурой.
Памятниками упорного труда являются сохранившиеся в горах древние пещерные храмы и монастыри. В скалах вырубались обширные залы и коридоры. Они украшались резными колоннами и цветной росписью, вызывающей восхищение современных художников.Превращение буддизма в государственную религию повлекло возникновение каменных культовых сооружений, служивших целям пропаганды идей буддизма.

Ступа или дагоба - архитектурное нововведение, импортированное из северной Индии, обычно заключает в себе реликвии Будды или другие святыни раннего буддизма, которым поклоняются даже сегодня и изначально представляла собой простую насыпь земли со всавленной в середину деревянной мачтой. Со II века до нашей эры начали строить ступы из кирпича на фундаменте. Внутри каждой ступы находится комната, украшенная живописью и скульптурами. В комнате замурованы реликвии. Вскоре ступы стали строить на платформах с входом с 4-х сторон света. Ступеньки начинались ванночками с водой для омовения ног верующих.

Дворцы и резиденции знати украшали великолепные настенные росписи и произведения станковой живописи. В основном это настенные росписи внутри некоторых пещерных храмов. Многие храмы украшались живописью, сами статуи были ярко раскрашены. Несколько гротов имеют грубые фрески, примитивного стиля.Наскальная живопись Аджанты рассматривается как фрески-настенные росписи Аджанты были созданы на сухом покрытии. Стены предварительно покрывались слоем глины или грязи, смешанной с шерстью или соломой, затем—слоем гипса.Покрытие было стойким,но оно портилось местами,зато сами цвета остались изумительно свежими.Картины изначально писались яркими красками.

Ориентация храма

Традиционно христианский храм обращен входом к западу, а алтарной частью, где совершается богослужение, – к востоку. Такое расположение устоялось еще в начале нашей эры. Так как на востоке восходит дающее жизнь солнце, с этой стороной света связывается множество буквальных и символических значений. В частности, считается, что рай находится на востоке, что восток – символ добра, а запад – символ зла и обитель дьявольских сил.

Родина барокко - Италия, где утверждение нового стиля означало конец Ренессанса с его гармоническим мировосприятием, верой в безграничные возможности человеческого разума.Главными характеристиками барокко стали масштабность, обилие декора, бурная динамика, увеличение размеров помещений с помощью зеркал; высоты залов благодаря живописным плафонам, имеющим сложное решение перспективы. Не случайно барокко уходит от ясности и простоты, предпочитая геометрической строгости, прямой линии изысканную кривую; упорядоченному движению - вихреобразное; локальному цвету - мерцающие, меняющиеся под воздействием светотени золотистые тона или яркие, праздничные, неожиданно дисгармоничные в своем победном звучании.Барокко поражает эффектными интерьерами, напоминающими театральные декорации, контрастным сочетанием использованных для их отделки материалов и фактур.Стиль барокко создал неповторимую ансамблевость, свойственный только ему синтез архитектуры, монументального и декоративно-прикладного искусства.

Поль Гоген, друживший с Ван Гогом, совмещал в своих работах действительность и миф, создавая иную реальность — непосредственную и чистую. Неприятие современного ему общества пробудило у Гогена интерес к традиционному укладу жизни, к искусству архаической Греции, стран Древнего Востока, первобытным культурам. В 1891 Гоген уехал на остров и после кратковременного (1893–1895) возвращения во Францию поселился на островах навсегда.

Модернизм. «Стиль модерн»

Стиль модерн (в переводе - современный) зародился в конце девятнадцатого века в Европе. Он пришел на смену стилю эклектики, который заключался в повторении более старых различных стилей. Основной чертой модерна было то, что он был основан на новых художественных приемах и не цитировал предыдущие стили. Главные особенности стиля модерн – это асимметрия, художественные орнаменты, криволинейность и неровные контуры.

Стиль модерн в архитектуре

Многие здания начала двадцатого века, сооруженные в стиле модерн, на сегодняшний день признаны памятниками архитектуры. Дома в стиле модерн сочетали в себе природную красоту и функциональность. Отсутствие прямых углов, использование стекла и металла, изогнутые и плавные линии – это основные черты стиля модерн в архитектуре.

Стиль модерн в одежде

Мода на одежду в стиле модерн появилась в конце девятнадцатого – начале двадцатого века. Наряды в этом стиле предпочитали женщины практически всех социальных слоев. Платья в стиле модерн в первую очередь подчеркивали тонкую талию. При помощи пояса фигура женщины как бы разделялась на две части. Верхняя часть – с небольшим напуском на груди, нижняя – с разлетающейся длинной юбкой. Дизайнеры тех времен стремились придать женскому платью образ легкой бабочки или цветка. Юбки платьев украшались росписью, аппликацией, вышивкой и другой отделкой. Плавные узоры располагались на одежде асимметрично. Наиболее популярные узоры для платьев в стиле модерн – вьющиеся растения, водоросли, цветы и листья.

Важную роль играли ткани – одежда в стиле модерн выполнялась из фактурных тканей, которые украшали камни и бисер. Платья дополнялись украшениями в стиле модерн – крупными браслетами и серьгами, а также огромными шляпами.

Стиль модерн в искусстве

Стиль модерн получил широкое распространение в живописи, скульптуре и декоративно-прикладном искусстве. Наиболее популярное произведение художников стиля модерн считалось панно, скульпторов – рельефные скульптуры. Силуэты, цветы, растительные орнаменты, плавные абстракции – это главные особенности стиля модерн в искусстве.

Структура культуры. Материальная и духовная культуры

Культурный артефакт - все о том, что создано человеком

К ультура имеет свои сходные элементы - материальные и духовные.Они являются ее характеристиками со стороны внешнего и внутреннего содержания

  Внешний - организован по принципам материального существования.

  Материальная культура - результат творческой деятельности человека, ходе которого человек превращает природу и объекты и предметы в спицефические предметы, пригодные для своего существования

  Внутренний - организован по принципу духовно существования. Ведущая роль в нем играет идеалы и цели, побуждающие извлечение самого человека, его представление о себе и окружающем его мире.

  Духовная культура существует различных формах: нормы, обычаи, идеалы, и т.д.

 Материальной и духовной культуры условно можно отделить только в воображении. сущность культуры(Отличие от древних явлений и феноменов) заключается в единстве и гармонии внешний и внутренний(материальный и духовный)


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.028 с.