Глава 4. Двойка, как червь точит душу — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Глава 4. Двойка, как червь точит душу

2021-10-05 24
Глава 4. Двойка, как червь точит душу 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Маргарите сказочно повезло с учительницей. Валентина Сергеевна оказалась ласковой, доброй, внимательной, а самое главное, у нее был огромный дар - любовь к детям. Она любила всех до одного: и любознательных, и не очень, и скромных, и задиристых, и говорунов и молчунов, старательных и даже тех, кто не прикладывал особых усилий. Для каждого ученика у нее был золотой ключик. С его помощью она устанавливала душевную связь с каждым человеком. Этим ключиком был ее голос. Голос у Валентины Сергеевны был нежный и мягкий.

На ее уроках в классе всегда стояла тишина. Тишина не от страха, а от любви к учителю. В этой женщине было много простоты, искренности,  душевности. Валентина Сергеевна - талантливый учитель. Она всегда спокойна. От нее идет материнское тепло, свет любви и нежности. Она интересно и разнообразно проводит уроки. Валентина Сергеевна в вечном поиске, разрабатывает нестандартные уроки. В занятие включает много игр, через которые дети быстрее запоминают учебный материал. Учительнице нравится, когда глаза у детей горят от жажды познания. Всю свою энергию и силу она вкладывает в учеников.

Рита чувствовала любовь учительницы и с радостью бежала в школу. Рита полюбила чтение, русский язык, но особенно окружающий мир. Валентина Сергеевна на уроки по окружающему миру приносила игры, чтобы ученики были активными участниками познавательного процесса, у нее был  деятельный подход.

Рита быстро научилась читать, понимать содержание прочитанного, но математика приводила ее в ступор. Цифры прыгали, устраивали скачки, как лошади на ипподроме. Паника и ужас одолевали Риту при решении задач.  Валентина Сергеевна видела и чувствовала, как потела Рита на уроках математики. Она часто жаловалась на боли в животе. Учительница понимала, что боль у Риты от математики. Это страх самосохранения и выживания. Учительница принимала меры по устранению этих болей, вселяла в девочку веру, видела, как ее тело откликается на доброе слово. Рита старалась, но результат был лишь с горошину. Нужен большой успех, чтобы пришла долгожданная вера в себя. Для успешной работы, необходимо задействовать все мыслительные процессы: память, внимание, речь, воображение, логику.

У Риты высокая мотивация к учению, она хочет быть значимой, ей нужно признание, она талантливая девочка. А что такое талант? Это 99% труда и 1% способностей. Наши способности дремлют. Развитие приходит через действие, когда у человека есть цель. У Риты цель есть. Она хочет быть отличницей. Учительница начальных классов Валентина Сергеевна в каждого ученика вкладывала душу. По их глазам она читала мысли, чувствовала их настроение и понимала, главное - вселить в ученика веру, что у него все получится. Валентина Сергеевна развивала личные качества ученика, а не просто давала знания. Все дети разные: одни шустрые, другие робкие, третьи очень самостоятельные, четвертые нуждаются в постоянной опеке. Всем нужен индивидуальный подход. Шустрым детям она давала задания повышенной сложности, приводила их к пониманию, что человек развивается тогда, когда он себя преодолевает, трудится. Робким ученикам она оказывала поддержку, вселяла в них веру. Самостоятельных приучала помогать слабым. С каждым учеником выстраивала доверительные отношения. Она умела раскрывать в каждом ребенке талант. Каждый человек имеет своих внутренних злодеев: злость, страх, подавленность. И когда человек побеждает себя, у него просыпается душа.

Валентина Сергеевна любила детей, рядом с ними ей становилось хорошо и комфортно. Каждую четверть она проводила в классе праздники вместе с родителями. Это сближало детей и родителей, и ее класс становился дружным. Дружба строится на уважении и внимании.

Риту она просто обожала за ее старание, за огромную волю к победе, за  трудолюбие. Рита чувствовала любовь Валентины Сергеевны, с радостью бежала в школу получать новые знания и слышать добрые слова учительницы в свой адрес. Хорошее отношение учительницы и старание ученицы привели к положительному результату. Начальную школу Рита закончила с отличием, с огромным букетом из пятерок. За все четыре она  года ни разу не получила двойки, позорной двойки. Да, это Валентина Сергеевна не знала, что такое двойка и не использовала ее никогда. Валентина Сергеевна считала, что двойка не воспитывает, а унижает ребенка. Когда ученик оскорблен, он начинает вредничать, не хочет слушать.

«Какие знания получит ребенок, когда он не слушает?» - это было личное мнение Валентины Сергеевны.

Это была ее личная педагогика, методика и психология.

И вот Рита пришла в пятый класс, в новую школу, в большой класс, где преподают предметы разные учителя. Есть молодые, амбициозные   преподаватели, которые думают, что знают все и считают себя асами. Они напичканы теорией. Теория и практика, как часто они маршируют под разную музыку.

На уроке русского языка Риту вызвала к доске Зоя Игоревна, которая  приехала в село из Москвы. Она аккуратная, стильно одетая, молодая высокая девушка на выданье, но ее громовой голос не внушал доверия, не усмирял мальчишек, а создавал шум, от которого весь класс приходил в движение.

Рита вышла к доске, на которой было написано задание. Нужно было вставить пропущенные буквы и подчеркнуть главные члены предложения. Задание легкое, материал начальной школы, Рита это знала, но в классе стоял шум, и от него у девочки разболелась голова.

- Я не могу писать, - еле слышно промолвила Рита.

- Ты не хочешь или не знаешь? - ехидно переспросила Зоя Егоровна.

- Рита - отличница, она знает, но у нее заячья душа, - пыталась объяснить  учительнице добрая девочка с круглым лицом, с ямочками на щеках подружка Риты Маша.

- Да она еще и отличница! Да какая же отличница, если не может выполнить такое простое задание? Садись, Рита, два, - резко произносит учительница и,  открыв журнал, спокойно ставит двойку.

Это была первая двойка в Ритиной жизни. От этой двойки она на несколько секунд перестала дышать, внутри у нее все сжалось, в горле появился комок, который давил. Рита кое-как дошла до парты. Ее затошнило, захотелось в туалет. Она вышла.

Интерес к русскому языку пропал. Все, что было привито Валентиной Сергеевной, куда-то исчезло, испарилось. У заячьей души вместо веры появилась обида. Рита долго вела внутренний диалог: «За что? Почему?»

«Это несправедливо, нечестно» – закипала, как самовар, Рита.

Эта обида, как червь, грызла и грызла ее хрупкое тело. Голова шла кругом, потому что двойка, как гусеничный трактор, прошлась по ее телу, она ее истоптала, изваляла в грязи.

После урока русского языка ребята с громким криком побежали на физкультуру. Рита медленно поплелась за ними. Прозвенел звонок. Петр Андреевич дал задание детям:

- Бежим по периметру зала пять кругов в быстром темпе.

Рита пробежала один круг и села:

- Ты почему сидишь? Что случилось, Рита? - заинтересованно и мягко спросил Петр Андреевич.

- У меня нет сил, тошнит, - сквозь слезы невнятно ответила Рита.

- Она сегодня двойку получила, понимаете, первую в жизни двойку. У нее заячья душа. Валентина Сергеевна ее понимала, - объясняла Петру Андреевичу Маша, верная подруга Риты.

- Хорошо. Я понял. Сила всегда с тобой. Верь в себя, и к тебе придет медвежья сила вместо заячьей души, – посоветовал добрый и внимательный  учитель физкультуры.

Рита сначала медленно и не спеша шла, но добрые слова учителя, как церковный звон, согрели душу и звали к действию, она побежала и догнала ребят.

Вместо обиды пришла злость на учительницу русского языка. Рите хотелось отомстить, навредничать Зое Егоровне, стереть ее с лица земли.

В этот день уроки, как назло, длились бесконечно. Эта первая двойка давала о себе знать. Она нет-нет, да всплывала наружу и, как червь, точила ее заячью душу. Ей хотелось скорее прийти домой, на свое любимое место, уединиться на печке.

«Никому не буду рассказывать о своей двойке» - с глубокой грустью решает Рита.

Но на пороге дома ее встречает мама и внимательно смотрит на нее. Рита опускает глаза. Она не выдерживает пристального внимания и тихо-тихо шепчет:

- Мне сегодня Зоя Егоровна, учительница русского языка поставила двойку. Просто так. Господин шум вел урок, а она изображала из себя крутую учительницу. Я не смогла сосредоточиться, и она влепила мне эту ужасную двойку. Я знала, но не могла писать, у меня дрожали руки. В классе стоял шум. Я больше не пойду в эту ужасную школу! - с ненавистью сказала Рита.

- Смирись, дочка, смирись. Все учителя разные: одни учат терпению, другие - смирению. Зоя Егоровна тебя смирению учить будет, - спокойно растолковывала житейские истины мудрая мама.

Мама у Риты очень мудрая. Она верила в Бога. И радость, и грусть, и печаль - все от него, от Всевышнего.

В то время правила в стране коммунистическая партия и детей в школе учили быть атеистами. Храмы во многих селах закрыли, но мама Зина изредка ходила на службу в село «Русский Пычас» и там училась смирению. Она обладала огромным смирением не на словах, а на деле.

- Мама всегда относилась ко всему с глубоким пониманием и осознанием.

- Зачем мне ее смирение? Мне пятерки нужны!

Совершенно не откликался ум Риты на мудрые слова матери.

- Это дочка в тебе говорит обида. А обида грызет душу и тело. Береги себя,  дочь, не позволяй обиде проникать глубоко, гони ее от себя подальше, - мягко и нежно настаивала мама.

- Да как их гнать, эту злость и обиду, если они, как осиный рой, жужжат и жужжат во мне? - продолжала петь свою песню дочка.

- А ты не слушай их. Займись делом. Иди, побегай, попрыгай, и двойка выпрыгнет из тебя. А завтра пойдешь в школу и пять получишь, - спокойно объясняла мама.

Глава 5. Такие разные гости

Хозяйка-зима от души постаралась, кругом намела сугробы. На деревья набросала огромные комья снега. Ветки деревьев согнулись до земли. Трескучий мороз гуляет повсюду, а в доме у Вороновых важный гость. Председатель колхоза имени Ленина Кротов Александр Иванович   собственной персоной за пять километров в такую даль к ним приехал на санях. Что заставило его в такую погоду приехать? Рита, как всегда, на своем наблюдательном пункте сидит на печи и, навострив уши, внимательно слушает.

- Григорий Сергеевич, я приехал сватать вас на должность заведующего фермой. Выбор пал на вас. Вы - человек открытый, честный, прямой, трудолюбивый. Вы любите животных. Умеете крепкое слово сказать, когда надо, - прямо с порога заявляет председатель. 

- Крепкое слово я сказать могу, за мной действительно не заржавеет. Да будут ли слушать люди? Быть заведующим фермой, значит, отвечать за всех и вся. Это большая ответственность. Это трудно, - не соглашается папа Гриша.

- Это действительно большая ответственность - отвечать за других людей. Это огромный труд души. Думать обо всех, заботиться, принимать верные решения. А где легко? - спрашивает председатель.

- Не знаю. Не думал об этом, – очень неуверенно отвечает отец.

- Легко из чашки ложкой. Это очень легко и просто. Самое легкое занятие.

- Но чтобы что-то было в ложке, для этого нужно серьезно потрудиться. Кто-то же должен брать ответственность. Я вот взял и отвечаю за колхоз. А ты будешь отвечать за ферму. Кроме тебя некому, – убеждал отца председатель.

На следующий день Григорий Сергеевич пошел принимать дела на ферме.

- И зачем только я согласился повесить себе на шею такую обузу? Это же  головная боль и днем, и ночью, - делился за ужином отец со своими домочадцами.

А вечером к нему пришел друг Игорь Митрофанов и с порога заявил:

- Я рад за тебя, Гриша. Теперь ты - большой человек. Ты у власти. А это значит, жить будешь сладко. Власть – это сласть.

- Не пори ерунды, ты не понимаешь, какой хомут я на себя надел. Отвечать за всех - это большая ответственность для меня, а не сласть, - отвечал другу отец. Отвечать за других - очень сложно.

Наступило жаркое лето. В лесу поспела ароматная малина. Собирай, не ленись. Рита с подружками и старшими сестрами каждый день по полному ведру приносят малину. Мама Зина варит из нее варенье, сушит на зиму, а иногда они кушают свежую малину с молоком.

В деревню приехала дальняя родственница Арбузкиных. Арбузкины переехали жить в другой город, она об этом не знала, ведать не ведала.

Добрая и внимательная мама Зина приютила ее у себя. Целую неделю жила тетя Мотя у Вороновых, и все время делала замечания, как правильно воспитывать детей. Все слушали ее внимательно, ловили и запоминали каждое слово. В семье Вороновых царило правило - гостям почет и уважение.

Гостья жила вольготно и, похоже, забыла дорогу домой. Она начала делать замечания папе Грише, как правильно разговаривать с соседями. Папа Гриша слушал, а потом и говорит:

- Дорогая тетя Мотя, а не пора ли вам домой собираться? И запомните пословицу: «В чужой монастырь со своим уставом не ходят».

Тетя Мотя вещички свои собрала и тихо уехала, про нее тут же все и забыли. Папа Гриша не позволял в его доме чужим командовать:

- В своем доме я хозяин, и никто мне не указ, - любил часто произносить эти слова папа Гриша.

Дом Вороновых стоял на краю деревни. Сегодня в их семье ночуют цыгане - семья из шести человек. Это огромное событие для деревни. Старая цыганка всем гадает, говорит она только хорошее. А как по-другому? Наговори плохое, в следующий раз не пустят переночевать.

На следующий день вечером все жители деревни: и взрослые, и дети собрались на лугу у речки. Цыгане устроили цирк. Цена билета пять копеек. Цыганенок лет десяти посадил в банку летучую мышь и громко объявляет:
- Летучая мышь, самая настоящая мышь танцует краковяк.

Все дети внимательно смотрят и наблюдают, как изгибается, вьется в такт музыки летучая мышь.

- Вот это мышь! Смотри, Ваня, она танцует, - кричит дружно детвора и от этого приходит в восторг, визжит и прыгает от удовольствия.

- Молодец, цыганенок! Долго, наверное, тренировал мышь? - говорит смелый мальчик Ваня.

- Нет, я не хочу на это больше смотреть. Мне очень жаль мышь. Она не танцует, ей не хватает воздуха, вот она и крутится, - еле слышно говорит

Рита своей сестре Вале.

- Ты права, Рита, пойдем отсюда, - соглашается с ней сестра.

- Я думаю, что мышь уже устала, выпустим ее на свободу, - читая мысли зрителей, под шумные аплодисменты цыганенок выпускает летучую мышь на свободу.

 

Глава 6. Сенокос

Наступило жаркое лето - пора сенокоса. Все мальчики и девочки, которые учились в средней школе, дружно ходили на сенокос - загребать граблями сено. Веселая была пора. Вставали рано, брали с собой еду: пол-литра молока в стеклянной бутылке, яйцо вареное и хлеб, посыпанный сахаром. Шли пешком километра три до луга, на котором был покос. Солнце печет. Птицы задорно и радостно поют: каждый выводит свою любимую песню. Кузнечики активно стрекочут. Осы, пчелы шмели устраивают стремительные гонки в воздухе. Жизнь кипит. Каждый занят своим делом. Задорно и радостно работают ребята. Поработают часа два и на отдых:

- Ребята, перекур, идем купаться, - подает команду восьмиклассник Ваня Смирнов.

Мальчики и девочки дружной ватагой кинулись в воду. Шум, визг, плеск воды доносится из речки. Смелые и отважные мальчики ныряют глубоко, доставая дно неглубокой реки. Вода теплая, как парное молоко. Некоторые  девочки плавают по-лягушачьи, разбрызгивая воду ногами. А кто-то играет в догонялки в воде. Всем весело и радостно. Только Рита отошла подальше от   всех и мочит ноги в воде, не плавает и не ныряет. Она боится плавать. Заячья душа не позволяет ей. Она все время слушает ее, свою заячью душу. Ребята искупались и пошли кушать. Расстелили на травке свои полотенца и достали из тряпочных сумок все, что принесли. Кушают и друг друга слушают:
- Интересно, а на Марсе жизнь есть? - спросила Света у ребят.
- Конечно, есть, - ответила добрая и внимательная Маша.
- Когда я вырасту, буду работать стюардессой, - почти шепотом проговорила Рита.

- Ты, стюардесса? Не смеши народ! Куда народ, туда и урод. Ты со своей заячьей душой? - задорно и весело наперебой кричали мальчики.
- А что такого? Вот возьмет, да и станет, - заступилась в очередной раз за Риту Маша.
- Куда она встанет? В очередь за хлебом? - продолжали издеваться мальчики.
Рита молча отошла в сторонку. У нее внутри все кипело. Она взяла большой камень и кинула в мальчиков, но камень не долетел до них.

- Каши мало кушала. Силы у тебя, как у комара. Ты - Геракл в сушеном виде, - показывали ей фиги, кричали и дразнили ее мальчики.

Рита закрыла уши ладошками, чтобы не слушать, что они ей кричат. Она  закрылась, отошла от всех и молча работала. Она не вникала, о чем говорят ребята, чтобы не расстраивать себя. Солнце продолжало также ярко светить. Птички распевали свои веселые песни. Осы, пчелы, шмели не прекращали своих гонок. Жизнь кипела, но Рита закрылась, обиделась, ушла в свою обиду и ничего не слышала. Ее раздражало все, слезы ручьем текли по ее лицу. Она кое-как дождалась вечера.
Перед сном в полной тишине к ней пришли светлые слова учителя физкультуры Андрея Николаевича: «Сила всегда с тобой».
«Да, я про них забыла» - вспомнила Рита.
На следующий день она все время повторяла эти слова, как молитву, ходила радостная и счастливая.
«У меня все получилось. Я сегодня не плакала, эти слова придают силу.» - так успокаивала Рита себя перед сном.

 

Глава 7. Прыжок, еще прыжок


На календаре 1967 год. Рита учится в шестом классе. На очередном классном часе звучит вопрос классного руководителя Вахрушева Василия Викторовича:
- Ребята, а кем вы хотите стать, когда вырастите?
- Я - космонавтом!– не задумываясь, ответил Петя, выпрямил свою широкую спину и гордо посмотрел на всех свысока, показывая всем своим видом, что он уже освоил космические дали.
- Я - летчиком, - радостно сообщил Миша и начал бить себя по груди кулаками, изображая гигантскую силу.

- Мальчики, вы правы. Конечно, физическая сила нужна, чтобы освоить космос, но важнее сила духа.

- Сила духа? А что это такое? С чем ее едят? Я не понял. Объясните, пожалуйста, Василий Викторович, - попросил учителя деловой мальчик Петя.

- Дух – это психические способности: сознание, мышление, то, что побуждает к действию. Начало, определяющее поведение. Дух – это внутренняя, сила. Обладая сильным духом, наш народ победил, выстоял в Великой отечественной войне. И сейчас, благодаря крепкому духу, Юрий Алексеевич Гагарин первый в мире полетел в космос. День 12 апреля 1961 года разделил историю освоения космических далей на два периода: когда, человек только мечтал о звездах, и время, когда он покорил космос. Юрий Гагарин стал первым человеком, который отправился в космос. Первый полет длился 108 минут. За это время корабль "Восток" успел совершить полный оборот вокруг земли. В ходе полета было проведено множество базовых тестов: человек впервые пил, ел, делал записи и выполнял простые математические расчеты в космосе. Вслед за полетом Гагарина знаменательные вехи в истории освоения космоса посыпались одна за другой:

- был совершен первый групповой космический полет;

- затем в 1963 году в космос отправилась первая женщина-космонавт Валентина Терешкова;
- Алексей Леонов в 1965 году стал первым человеком, совершившим выход в открытый космос.

- Именно крепкая сила духа позволяет человеку победить просторы Вселенной, - убедительно, просто и ясно объяснял учитель.

- А как развить силу духа? - перебивая друг друга, спрашивали ребята учителя.

- Сила духа может быть, как врожденной, так и приобретенной. Формирование здоровых привычек и осознанного выбора, посвящать свое время и энергию самосовершенствованию, развивать самооценку, уверенность в себе и идти к намеченной цели - все эти слагаемые в сумме ведут к силе духа. Полюбите процесс преодоления. Помните, что вы довольны собой настолько, насколько можете контролировать свою жизнь.
И в школе, и дома все говорили о космосе, о силе духа и разума человека. Рита мечтала летать на самолете, работая стюардессой.
- Я хочу летать, - говорила она своим подружкам.

- Летать во сне или наяву? - ехидно спросила вредина Симка с вечно растрепанными волосами, а из носа всегда торчала зеленая козявка, которую она доставала и пробовала на вкус, не стесняясь никого, как будто она жевала не козявку, а сладкую конфету. Риту при виде Симки всегда выворачивало наизнанку, а от Симкиных слов тело сжималось.

- Тебе бы только вредничать и язвить, - резко ответила ей Рита.

- Девочки, не ссорьтесь. У меня есть идея. Давайте залезем на стог соломы и представим, что мы летим на самолете, прыгая со стога. Как вам моя идея? - спросила Маша, у которой был нежный тоненький голосок и подвижный носик, который помогал ей чувствовать настроение людей.

- Ура! Мы летим! - хором поддержали ее девочки.

Они выбежали в поле, на котором были рассыпаны копны, как звезды на небе.
- Внимание! Внимание! Первой в полет отправляется Мария Соколова.
Маша раскинула руки в стороны, как птица крылья, и мягко приземлилась на снежную землю. Настала очередь Риты. Она стояла на вершине копны. Робко посмотрела вниз, и от страха у нее закружилась голова.
- Ну, что же ты не прыгаешь? Прыгай или мы тебя столкнем! - командовали подружки.
- Нет, нет, я сама, подождите минутку, – собиралась с силами робкая Рита.

- Ждать я тебя не буду, ты не королева и не принцесса, - кричала противная  Симка.
Она со скоростью реактивного самолета поднялась на стог, а Рита в это время непонятно почему оказалась внизу по уши в снегу. Рита долго соображала и никак не могла понять, как она на земле очутилась. Наконец, она осознала и поняла это.

- Симка, это ты меня столкнула? Говори правду или я сейчас из тебя котлету сделаю. Ты меня поняла? - со слезами кинулась на нее Рита.

- Вот тебе моя правда, – высунув длинный язык, дразнила ее вредина Симка.

- Вы как хотите, а я буду прыгать, - скромно заявила о себе Маша.

И начались настоящие полеты с громким криком.

- Ура! Я сама спрыгнула. Сама! – кричала радостная на все поле Рита.

-Да угомонись ты, сама, сама, - передразнивала ее Симка, но Рита не обращала внимания на эти слова и продолжала свои прыжки-полеты:

- Смотрите, я лечу! - и, раскинув руки широко в стороны, она парила в воздухе.

Прыжок, еще прыжок!

- А, давайте устроим конкурс, кто дальше прыгнет от копны, - предложила Симка.
Девочки по очереди залазили на копну, прыгали и визжали, как поросята от радости. Процесс прыжков полностью завладел ими. Визг стоял, как на свиноферме.

- Смотрите, на небе луна сияет. Она нас домой отправляет, - показывая на небо, констатировала факт Симка.

- Странно, откуда взялась луна? Мы совсем немного попрыгали, – рассуждала вслух Маша.

- Ой, что дома-то будет? Папа от души «помассажирует» мягкое место широким ремешком, - чуть не плача, говорила Рита.

- Нашла о чем горевать! В чем я завтра в школу пойду? Одежда за ночь не высохнет, а другой у меня нет! – кричала, надрываясь на все широкое поле,   растерянная Симка.

- Девочки, мы так здорово порезвились! Нам даже луна радуется, вон, она как симпатично подмигивает. Ну, посмотрите, полюбуйтесь на нее, - уверенно заводила диалог Маша.

- Тебе она светит радостно, а мне печально. Почему она так рано сегодня на небо вылезла? Ты, Машка, спроси у нее, – настаивала Симка.

- Конечно, спрошу, когда спать буду ложиться спать. Поговорю обязательно, - пообещала Маша.

Рита шла, слушала слова Маши, и настроение ее менялось в лучшую сторону.

«Я в полете была. Полет, о котором я мечтала, он совершен, правда, пока я с копны прыгала, но это пока. И мне не страшен никакой ремень, сила всегда со мной.» - рассуждала про себя Рита.

- Папа, посмотри на меня, я сегодня была в полете. Правда, пока я всего лишь с копны прыгала, но все же прыгала, - радостно заявила о себе Рита на пороге дома.

- Иди, кушай, прыгунья ты наша, – равнодушно пригласил к столу отец.
Рита, как голодный зверь, с жадностью налетела на пищу. Она съела две тарелки супа заварихи. Он показался ей необыкновенно вкусным. Мама сварила его из ржаной муки и заправила подсолнечным маслом. Она съела много, но почему-то чувство голода не ушло, не покинуло ее. Живот урчал и  просил еды. Она долго не могла заснуть, и вместо полетов ей приснился мамин суп.

- Мама, я кушать хочу, – проснувшись ночью, заревела Рита.

- Да, что такое? Все спят, а ей кушать подавай. Иди, ешь, вечно голодная, -  ворчала мама.

Рита ела, но после маминых слов она не чувствовала вкуса супа, а все-таки ела. Насытившись, она легла на кровать, закрыла глаза, однако сон как будто забыл про нее. Мышцы ног гудели после прыжков. В животе, как в русской печке, после супа стало жарко. А в голове мелькали светлые мысли.

«Хорошо бы еще завтра так полетать, попрыгать» - засыпая, думала Рита.

 

Глава 8. Телевизор


В деревне, в которой жила Рита, было двадцать деревянных домов. Жители этой деревни жили дружно, как одна семья. Двери домов всегда были открыты друг для друга. В семье Бусоргиных, у самых первых в деревне появился телевизор. Эта радостная новость быстро облетела всю деревню.
- Что такое телевизор? – спрашивала любознательная Рита у мамы.
- Это деревянный ящик, в котором помещается весь мир, - неуверенно отвечала мама.
- В ящик? Помещается весь мир? - переспросила любознательная Рита. - А как можно в ящик поместить весь мир? Как? Мир огромный.
- Как весь мир может уместиться в ящик? - сыпала вопросы, как горох, Рита.
- Сходи к Бусоргиным, посмотри, и удовлетворишь свое любопытство, - пояснила мама.
Рита надела свой любимый ситцевый сарафан в горошек, заплела волосы в две косички, на ногах красовались бежевые босоножки:
- А что я на гостинцы возьму?
- Да, в гости ходим с гостинцами. Такие правила в нашей деревне. Возьми коробочку с сахаром.
Рита с коробочкой сахара направилась в гости. До Бусоргиных рукой подать.
Дошла, открыла деревянные резные ворота, вошла в чистый большой зеленый двор, поднялась по лесенкам, в сенцах сняла бежевые босоножки,
постучалась и вошла в избу:
- Здравствуйте! - громко поприветствовала всех Маргарита.
Из-за печки вышла старая бабушка Дуся.
- Баба Дуся, я пришла посмотреть телевизор.
- Телевизор? Вот он, смотри, - показала баба Дуся на комод.
Рита направила свой взгляд на комод, который стоял в переднем углу избы. На нем стоял квадратный телевизор коричневого цвета, а сверху на него была накинута вышитая салфетка.
- Это телевизор?
- Да, телевизор.
- А когда можно посмотреть весь мир?
- Новости? - переспросила баба Дуся.
Сейчас телевизор не работает. Рита, ты пришла рано. Время работы телевизора с 16 до 22 часов. Приходи попозже, вечером.
- А почему он сейчас не показывает?
- Сейчас все взрослые на работе. Дети гуляют, дышат свежим воздухом.
Для кого он будет работать? - спокойно объясняла баба Дуся.
Рита оставила гостинец и побрела домой. Ящик она увидела, а мир, который помещается в этот ящик, ей увидеть не довелось. Расстроенная она пришла домой.
Вечером после ужина старшие сестры пошли в гости к Бусоргиным, она тоже присоединилась к ним.
- Рита, что ты хочешь посмотреть по телевизору? - дружно спросили ее сестры.
- Весь мир! - не задумываясь, ответила Рита.
- Значит, новости, - пояснили сестры.
В избе у Бусоргиных было много народу, человек пятнадцать, но стояла удивительная тишина. Кто-то сидел на полу, а кто-то на скамейке. Все внимательно слушали новости. Речь шла о космосе.

Продолжается освоение космоса. 18 октября 1967 года в атмосферу запущен советский зонд «Венера-4», который возвращается с данными о состоянии планеты.
Рита не слушала, о чем шла речь. Она смотрела на ящик под названием телевизор и никак не могла понять, как в таком маленьком ящике поместились люди? Этот вопрос еще долго не давал ей покоя.
Как устроен телевизор, она потом узнала на уроках физики. Но это было потом, а любознательный ум хотел получить ответ сейчас. Откуда-то из глубины своего существа Рита услышала мамины слова: «Всему - свое время». И она успокоилась.


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.073 с.