Посвящается Российскому флоту — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Посвящается Российскому флоту

2022-07-07 28
Посвящается Российскому флоту 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вечерняя Уфа 21.04.1999

Б ольшой популярностью пользуется у филателистов, особенно у юных, знаки почтовой оплаты, посвященные Российскому флоту.

Односторонняя карточка с оригинальной маркой издана к 150-летию со дня рождения С. О. Макарова (1849-1904), русского флотоводца, океанографа, вице-адмирала, и 100-летию первого в мире ледокола «Ермак».

Новый почтовый блок посвящен 200-летию Средиземноморского похода русской эскадры под командованием Ф. Ф Ушакова. На марке и полях блока – высадка десанта с кораблей русской эскадры и штурм крепости Корфу в 1799 году, портрет адмирала Ф. Ф Ушакова в овале и памятный текст.

Блоком с маркой отмечен юбилей Андреевского флага, в 1699 году он был утвержден царем Петром 1.

Вячеслав КАРПУШЕНКО

ФИЛАТЕЛИЯ

ОТЕЦ РАДИО

Связист Башкортостана, 1-10.04.1999

Имя Александра Степановича Попова, выдающегося русского физика и электротехника, изобретателя электрической связи без проводов (радиосвязи) известно многим. Исполнилось 140 лет со дня его рождения.

Родился А.С Попов на Урале в нынешнем г.Краснотурьинске. Работая преподавателем в Минноле офицерском классе в Кронштадте после окончания университета в 1862 году, он все свободное время посвящает физическим опытам и изучению электромагнитных колебаний, открытых Г. Герцем. В результате многочисленных опытов и тщательных исследований Попов пришел к изобретению радиосвязи. 25 апреля (7 мая) 1895 года он на заседании Русского физико-химического общества в Петербурге продемонстрировал прибор «грозоотметчик» - первый в мире радиоприемник. Этот день стал днем рождения радио. Много сил и времени посвятил Попов совершенствованию радио и радиосвязи. В марте 1886 года он осуществляет телеграфирование без проводов. Весной 1887 года достиг дальности радиосвязи 600м, летом того же года – 5 км, а в 1901 году уже около 150 км.

А. С Попову посвящены многие знаки почтовой оплаты – почтовые марки, художественные конверты, спецгашения.

Впервые марка с портретом русского изобретателя радио была выпущена почтой в 1925 году по фотографии 1900 года. Ученый запечатлен на фоне антенны – впервые в мире созданного им индикатора электромагнитных колебаний.

Первое в мире использование радиосвязи в Балтийском море при спасении рыбаков ледоколом «Ермак» изобразил художник Н. Круглов на марке, выпущенной в марте 1959 года в честь 100-летия со дня рождения изобретателя радиофизика А.С Попова.

В мае 1995 года в ознаменование 100-летия изобретения радио Министерство связи РФ выпустило почтовую марку и художественный конверт. На марке художник В. Коновалов изобразил портрет А. Попова и радиотелеграфный аппарат его конструкции. Очень выразительный рисунок сделал В. Коновалов на конверте. Он изобразил первый в мире радиоприемник с расходящимися радиоволнами, сверху надпись «100-летие изобретения радио» и портрет А.С Попова. 3 мая на почтамтах г. Москвы конверт был погашен специальным штемпелем: «Первый день. 100 лет изобретения радио».

Вячеслав КАРПУШЕНКО

 

 

Певец родного края

Филателия

Истоки, №19(209), октябрь 1999 год.

Памятник С.Т. Аксакову

 

В девятый раз на земле Башкирии проходит Международный Аксаковский праздник. Это не случайно. Ведь именно в Уфе 1 октября 1791 года в доме на берегу озера в Голубиной слободе родился будущий большой писатель Сергей Тимофеевич Аксаков. Дом этот не сохранился, но сохранился тот, где Сережа провел свои детские годы на Бельской (ныне Благоева) ули­це.

В Башкирии есть немало аксаковских мест — село На­деждино Белебеевского рай­она, села Зубово и Касимово (Шакша), озеро Киишки, где находилось село Сёргеевка, названное в честь писателя.

В 1908 г. к 50-летию со дня смерти писателя Аксаковский комитет принял решение о строительстве Аксаковского народного дома на добро­вольные пожертвования граж­дан России. Строительство было завершено в 1914 г. В этом доме сейчас находится Башкирский государственный театр оперы и балета. В день столетия со дня смерти писа­теля — 12 мая 1959 г. — у это­го здания на улице Пушкина был открыт памятник С. Т. Аксакову. Авторы его — уфимский скульптор Т. Не­чаева и архитектор В. Кон­драшов.

В 1959 г. в серии “Писа­тели нашей Родины" совет­ской почтой была выпущена марка (пока единственная), посвященная С. Т. Аксако­ву. Левая половина ее занята портретом писателя по картине И. Н. Крамского (1878). Справа — иллюстрация к “Запискам ружейного охот­ника Оренбургской губернии" (1849—1851). Снизу вправо и вверх идет надпись: «Выдаю­щийся русский писатель».

Особым годом в возрожде­нии Аксаковского наследия является 1991 г. — год 200-летия со дня рождения писате­ля. Именно тогда, благодаря инициативе общественности, в Башкирии открылся Дом-му­зей С. Т. Аксакова, состоялся первый Международный Акса­ковский праздник, в котором приняли участие не только представители Башкирии, России и СНГ, но и зарубеж­ные гости.

По инициативе Башкирско­го отделения Всероссийского Союза филателистов России и его старейшего члена филоло­га Я. И. Гельблу к 200-летию со дня рождения С. Т. Аксако­ва появился художественный конверт с изображением памятника писателю в Уфе. К этой дате Министерство связи СССР выпустило односторон­нюю почтовую карточку с ори­гинальной маркой с портре­том С. Т. Аксакова и возком, запряженным четверкой ска­чущих лошадей. В левой части марки надпись: «200 лет со дня рождения С. Т. Аксакова». На рисунке карточки — книги с надписью «С. Т. Аксаков — русский писатель», лента с да­тами рождения и смерти его и гусиное перо. Конверт и кар­точка гасились 1 октября 1991 г. на Уфимском почтамте па­мятным штемпелем с надпи­сью «200 лет со дня рождения С. Т. Аксакова».

Знаменательным для всей России ста­ло учреждение в Рес­публике Башкорто­стан Всероссийской литературной пре­мии им. С. Т. Аксако­ва. Первым лауреатом ее стал 27 сентября 1996 г. замеча­тельный русский писатель В. И. Белов. На днях появился новый лауреат этой престиж­ной премии — Мустай Карим.

Мэрией г.Уфы утверждены аксаковские студенческие стипендии.

12 ноября 1996 г, издатель­ство “Марка" выпустило худо­жественный конверт с изобра­жением мемориального Дома-музея С. Т. Аксакова в Уфе. Этот конверт в почтовом отде­лении № 57 г. Уфы гасился и до сих пор гасится штемпелем с

 рисунком конверта. По овалу штемпеля надпись: «Россия: мемориальный Дом-музей С. Т. Аксакова». На фоне рисунка штемпеля — дата гашения и номер почтового отделения — «Уфа-57».

В Башкирии успешно ра­ботает Аксаковское отделение Международного фонда сла­вянской письменности и куль­туры во главе с директором Дома-музея С.Т. Аксакова писателем М. А. Чвановым.

 

Виктор Соколов

Вячеслав Карпушенко

 

Г.

«Рояль» для асов

Авиатор №23, 14.09.2000

К 100-летию со дня рождения русского авиаконструктора Семена Алексеевича Лавочкина.

«Внимание, Ла-5 в воздухе». Пилоты фашистских «юнкерсов», летев­шие 6 июля 1943 года бомбить советские войска на Курской дуге, не обра­тили внимание на это предупреждение наземных наблюдателей: ведь к ним мчался один-единственный истребитель Ла-5. Но то, что произошло дальше, оказалось полной неожиданностью. Истребитель атаковал фашистов в момент их разворота для захода на цель. Он закладывал крутые виражи, взмывал вверх и падал на противни­ка. Один за другим вспыхнули и рухнули на землю девять «юнкерсов». Эта цифра - наибольшее количество самолетов, сбитых в одном бою, харак­теризует не только мужество и искусство летчика гвардии лейтенанта Ге­роя Советского Союза А. Горовца, но и его самолет - прославленный Ла-5.

Семен Алексеевич Ла­вочкин с детства меч­тал о самолетах. Об этом хорошо знали в полку, где он служил во время граж­данской войны, и в 1920 году командование отпра­вило его на учебу в МВТУ им.Баумана. Еще студен­том он пришел работать в отдел ЦАГИ, руководи­мый Туполевым.

Самолетами его жизни стали истребители. В 1939 году был объявлен кон­курс на создание скорост­ного истребителя, кото­рый выиграли машины Яковлева (Як-1), Микояна и Гуревича (МиГ-1) и Лавочкина, Горбунова и Гудкова (ЛаГГ-1). Особен­ностью самолета Лавоч­кина было применение дельта-древесины - лис­тов шпона, пропитанного, спрессованного и склеен­ного фенольными смола­ми. Этот материал был тверд, не боялся воды и огня. В открытом пламени он не горел, а лишь обуг­ливался. И хотя Яковлевский истребитель был не­много легче, чистота форм и тщательная полировка поверхностей, за которую техники прозвали ЛаГГи роялями, позволили само­лету Лавочкина показать большую, чем у Як-1 ско­рость. Более мощным бы­ло и вооружение.

Самолеты Лавочкина хорошо проявили себя в первые месяцы Отечествен­ной войны. Но требования военного времени застав­ляли постоянно модерни­зировать истребитель. В 1942 году двигатель водя­ного охлаждения замени­ли двигателем воздушно­го охлаждения - появился Ла-5. Именно этот само­лет успешно противосто­ял фашистским «мессе­рам и фоккевульфам», а после установки нового двигателя АШ-82ФН ис­требитель Ла-5ФН зна­чительно превосходил их в скорости и маневренно­сти.

В конце 1943 года по­явилась новая модификация - Ла-7. В конструкции его крыльев дельта-дре­весина была вменена хромансилем и дюралем, благодаря чему были увеличены скорость и воору­жение.

Эти истребители пользовались заслужен­ной любовью советских асов. На лавочкинских машинах сбил 62 вражес­ких самолета трижды Ге­рой Советского Союза И.Кожедуб. В их числе - Ме-262 - первый реактив­ный самолет фашистской Германии.

Работу по созданию чисто реактивных само­летов Лавочкин начал в 1945 году. Через два года им впервые было приме­нено стреловидное крыло, а осенью 1948 года само­лет Ла-176 превысил скорость звука. Началась эра сверхзвуковых скоростей полета.

В.КАРПУШЕНКО

Александр Мурашко

Истоки №15 Август 2000

В Государственном художественном музее имени М.В. Нестерова РБ находятся два портрета, выполненных выдающимся украинском художником Александром Александровичем Мурашко. Это портреты художника М.В. Нестерова и его дочери О.М. Нестеровой.

7 августа видному мастеру бытовой картины и портрета, художнику большого и многогранного таланта А.А. Мурашко (1875-1919) исполнилось 125 лет. Родился он в Киеве в семье художника-иконописца. По окончании Киевской рисовальной школы своего дяди - Н.И. Мурашко - юноша становится вольным слушателем Петербургской Академии искусств, где его непосредственным учителем был И.Е. Репин, от которого А.А. Мурашко унаследовал великую любовь к искусству и неудержимое желание овладеть секретами живописного мастерства.

За дипломную работу - историческую картину «Похороны Кошевого» - молодой художник получил право на пенсионную поездку за границу. Пребывание за границей (1902-1903) - в Италии, Франции, Германии - стало важным этапом в формировании индивидуального творческого лица А.А. Мурашко. Художник пишет цикл картин из жизни парижан. Наиболее характерным произведением цикла является картина «В кафе» (1902) из экспозиции Одесского художественного музея. Картина воспроизведена на художественном конверте с оригинальной маркой, который был выпущен в 1999 году почтой Украины к 100-летию музея. Интересны портретные работы А.А. Мурашко этого периода: «Портрет девушки в красной шляпе» и «Татьяна».

В начале 1904 года А.А. Мурашко возвращается в Петербург. Он активно включается в деятельность «Нового товарищества художников», вступает в тесные творческие контакты с выдающимися мастерами отечественной живописи, в частности, В.А. Серовым, М.В. Нестеровым, Б.М. Кустодиевым. С апреля 1907 года и до конца своих дней А.А. Мурашко живет и работает в Киеве, лишь изредка выезжая за границу и в Петербург. Наряду с картинами «Воскресенье» (1909), «Воскресный день» (1911), «Сельская родня» (1914), которые принесли А.А. Мурашко славу первоклассного мастера бытового жанра, он создает самые значительные картины: П.Ф. Куксиной (1909), В.А. Дитятиной (1910), «Портрет дамы в белом» (1911), «Портрет старой» (1916), «Женщины с настурциями» (1918) и незаконченный групповой портрет-картину «Продавщицы цветов» («Киевские цветочницы», 1917).

В конце своей жизни А.А. Мурашко активно включается в художественную жизнь Киева, становится одним из инициаторов образования украинской Академии искусств, он полон творческих планов. Но осуществиться этим планам было не суждено. В июне 1919 года при загадочных и невыясненных обстоятельствах художник трагически погиб.


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.