Законодательные акты Российской Федерации и ее субъектов. — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Законодательные акты Российской Федерации и ее субъектов.

2022-07-07 38
Законодательные акты Российской Федерации и ее субъектов. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 Конституция РФ как источник финансового права содержит в себе базисные регулирующие положения, определяющие основы публичной финансовой деятельности публично-правовых образований в бюджетной и налоговой сферах, эмиссионной деятельности и иных сферах финансовой системы государства. В частности, Конституция РФ относит к ведению Российской Федерации федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития (п. «з» ст. 71). Она устанавливает, что денежной единицей в Российской Федерации является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно ЦБ РФ. Введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускаются. Защита и обеспечение устойчивости рубля — основная функция ЦБ РФ, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти. Закрепляет конституционно-правовую обязанность платить законно установленные налоги и сборы.

Наряду с Конституцией РФ финансово-правовые нормы содержатся и в федеральных конституционных законах. В частности, Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» определяет, что Правительство РФ: • обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики; • разрабатывает и реализует налоговую политику; • обеспечивает совершенствование бюджетной системы; • принимает меры по регулированию рынка ценных бумаг; • осуществляет управление государственным внутренним и внешним долгом Российской Федерации; • осуществляет в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными указами Президента России валютное регулирование и валютный контроль; • разрабатывает и осуществляет меры по проведению единой политики цен (ст. 15). Значительное место в системе источников финансового права занимают федеральные законы как кодифицированные, так и некодифицированные.

В настоящее время в системе источников финансового права имеется два кодифицированных закона: БК РФ и НК РФ, определяющие механизмы бюджетно-правового и налогово-правового регулирования финансовых отношений. К сфере регулирования БК РФ относятся: • отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы РФ, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга; • отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы РФ, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, контроля за их исполнением, осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности.

В свою очередь НК РФ регулирует отношения: • по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации; • возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц; • привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Другими важнейшими источниками финансового права являются: • федеральные законы о федеральном бюджете на текущий год и плановые периоды1; • Федеральный закон от 10.07.2002 № 86‑ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»; • Федеральный закон от 10.12.2003 № 173‑ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» и др.

Важнейшим моментом для определения места законодательных актов субъектов РФ как источников финансового права является предъявление определенных требований к формам таких актов, обеспечивающих регулирование тех или иных видов финансовых отношений. В частности, нормативные правовые акты субъектов Федерации о бюджете субъекта РФ и региональных налогах и сборах могут приниматься только в форме закона субъекта РФ

2. Подзаконные нормативные акты.

К ним относятся:

а) указы Президента РФ. В рамках своих полномочий Президент России издает указы и распоряжения, которые обязательны для исполнения на всей территории РФ. Указы и распоряжения Президента РФ не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам (ст. 90 Конституции РФ). В соответствии со ст. 80 Конституции РФ Президент России является гарантом Конституции РФ и обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. В силу этого не противоречит Конституции РФ издание им указов, восполняющих пробелы в правовом регулировании по вопросам, требующим законодательного решения, при условии, что такие указы не противоречат Конституции РФ и федеральным законам, а их действие во времени ограничивается периодом до принятия соответствующих законодательных актов3.

 В настоящее время в части, не противоречащей положениям федеральных законов, сохраняют действие указы Президента РФ: от 14.05.1998 № 554 «О мерах по укреплению финансовой дисциплины и исполнению бюджетного законодательства Российской Федерации»; от 25.07.1996 № 1095 «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации»; от 04.03.2011 № 270 «О мерах по совершенствованию государственного регулирования в сфере финансового рынка Российской Федерации»;

б) постановления Правительства РФ.

К примеру, в целях реализации положений федеральных законов и указов Президента РФ принят ряд постановлений Правительства РФ: от 10.12.2012 № 1272 «О мерах по реализации Федерального закона “О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов”»; от 15.07.2009 № 602 «Об утверждении перечня российских организаций, получаемые налогоплательщиками гранты (безвозмездная помощь) которых, предоставленные для поддержки науки, образования, культуры и искусства в Российской Федерации, не подлежат налогообложению»; от 29.08.2011 № 717 «О некоторых вопросах государственного регулирования в сфере финансового рынка Российской Федерации»;

в) подзаконные нормативные акты федеральных органов исполнительной власти. Важная роль в регулировании публичных финансов подзаконными нормативными актами принадлежит Минфину России, поскольку только данный федеральный орган исполнительной власти осуществляет функции по нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, кредитной кооперации, микрофинансовой деятельности, финансовых рынков, государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности, производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей и др.;

г) подзаконные нормативные акты органов исполнительной власти субъектов РФ. Конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Федерации предусмотрено принятие органами исполнительной власти субъектов РФ в пределах их полномочий подзаконных нормативных актов, которые обязательны для исполнения всеми находящимися на территории субъекта РФ органами государственной власти, другими государственными органами и учреждениями, органами местного самоуправления, организациями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами. Невыполнение или нарушение указанных актов влечет ответственность, предусмотренную федеральными законами и законами субъекта РФ. Нормативные договоры. Особое место нормативных договоров в системе источников финансового права обусловлено тем, что в Конституции РФ установлен приоритет норм, содержащихся в международных соглашениях, над национальным законодательством.

Международные договоры, обеспечивающие регулирование финансовых отношений, могут быть связаны с участием Российской Федерации в международных финансовых организациях, с необходимостью урегулирования межгосударственных кредитных отношений, обеспечения интересов в сфере налогообложения. К примеру, если международным договором РФ, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотрено НК РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и сборах, то применяются правила и нормы международных договоров РФ (ст. 7 НК РФ).

Согласно ч. 4 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района в соответствии с БК РФ. Указанные соглашения должны заключаться на определенный срок, содержать положения, устанавливающие основания и порядок прекращения их действия, в том числе досрочного, порядок определения ежегодного объема указанных межбюджетных трансфертов, необходимых для осуществления передаваемых полномочий, а также предусматривать финансовые санкции за неисполнение соглашений.

Финансово-правовая норма – это установленное и охраняемое государством правило поведения участников финансовых отношений, выраженное в их правах и обязанностях, возникающих в процессе образования, распределения и использования государственных денежных фондов.

Вида:

обязывающие;

запрещающие;

уполномочивающие/управомочивающие.

Обязывающие нормы финансового права требуют от сторон, участвующих в экономических отношениях, а именно госорганов, органов местного управления, предприятий, гражданских лиц и других, определённых действий, закрепляют их обязанности в этой сфере.

В запрещающих нормах финансового права содержится запрет на совершение определённых действий, то есть они устанавливают обязанность сторон финансовых взаимоотношений воздержаться от них.

В уполномочивающих финансово правовых нормах определены права сторон финансовых отношений на осуществление конкретных самостоятельных действий в предусмотренных рамках. Таким образом, они предоставляют возможность принять самостоятельные решения в финансовой области, но в строгих границах.

Наука финансового права.

Наука финансового права — это совокупность знаний, положений, категорий, выработанных учеными, изучающими систему норм финансового права, анализирующими практику применения финансово-правовых норм. На основании полученных результатов ученые вырабатывают предложения по совершенствованию финансово-правового регулирования общественных отношений в области финансов. Наука финансового права использует знания, выработанные представителями других отраслей правоведения, и в первую очередь теории права и государства.

Предмет науки финансового права составляет совокупность следующих основных компонентов:

а) норм и институтов финансового права Российской Федерации;
б) финансово-правовых отношений;
в) финансового законодательства;

Принципы:


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.