Глава XXXV. Ошибки и порицания частных писателей, хотя бы и отцов церкви, в вину, в ересь, церкви ставить нельзя, тем паче отделяться от церкви — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Глава XXXV. Ошибки и порицания частных писателей, хотя бы и отцов церкви, в вину, в ересь, церкви ставить нельзя, тем паче отделяться от церкви

2022-07-07 16
Глава XXXV. Ошибки и порицания частных писателей, хотя бы и отцов церкви, в вину, в ересь, церкви ставить нельзя, тем паче отделяться от церкви 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

I. Бл.Иероним Стридонский: а) «Если бы даже из желания победы я сказал что-нибудь вопреки смыслу писания; то и, так как это обыкновенно бывает при спорах сильных людей, свою вину я искупал бы заслугой» (ч. II, пис. 46, стр. 31).

 

б) «И блаженный Киприан, как показывают его сочинения, пользуется Тертуллианом, но, услаждаясь умом этого ученого и пламенного мужа, не следует с ним Монтану и Максимилле. Аполлинарий пишет против Порфирия самые сильные сочинения; Евсевий прекрасно составил церковную историю; но один из них ввел половинное домостроительство, другой самый отъявленный защитник нечестия Ария (ч. II, пис. 77, стр. 361).

 

в) «Каким же образом, скажешь ты, в их книгах явились некоторые погрешности? Если я отвечу, что мне не иввестны причины погрешностей, то этим еще не признаю их еретиками.. Может быть, они или по простоте ошиблись, или в ином смысле написали, иди сочинения их мало помалу были испорчены неопытными переписчиками, или по крайней мере, прежде чем родился в Адександрии, как бес полуденный, Арий, они кое-что сказали простосердечно и не совсем осторожно, что не может отклонить обвинения злонамеренных людей» (ч. V, стр. 65).

 

II. Св. Иоанн Златоуст: а) «Земля же бе, говорится, невидима (1:2). Что значит невидима? Многие святые отцы, как я знаю, говорили, будто невидима была земля потому, что покрывалась водою. Но многие мнения, хотя и благочестивы, однако не истинны» (т. VI, кн. 1, стр. 747).

 

б) Том I, стр. 666–668. См. выписку выше.

 

Ш. Бл. Августин: а) «В наше еще время жил пресвитер Иероним, человек ученейший, сведущий во всех трех языках, переведший священные писания на латинский язык не с греческого, а еврейского. Но несмотря на то, что иудеи признают его ученый перевод правильным, а перевода семидесяти во многих местах погрешительным; однако церкви Христовы полагают, что никого не следует предпочитать авторитету стольких людей, избранных для этого дела тогдашним первосвященником Елеазаром, на том основании, что если бы даже и не проявился в них единый, без сомнения божественный, дух, а ученые семьдесятъ по обычаю человеческому входили между собою в соглашение относительно слова перевода, чтобы употребить такое, которое принималось всеми, то и в таком случае им не следует предпочитать одного, кто бы он ни был» (ч. VI, стр. 76).

 

б) «Послания епископов, если в них есть какое-либо уклонение от истины, дозволительно обличать словом более мудрым, большею важностью других епископов, соборами... Самые полные соборы прежнего времени исправляются последующими, когда опытом вещей открывают то, что было сокрыто, и дознают таившееся дотоле, – без споров зависти, со смирением святым, в мире всеобщем, с любовию христианскою» (Против Донатистов, 2. 3. См. Историч. уч. об отцах церкви Филарета, изд. 2, стр. 8).

 

IV. Св. Василий Великий: а) «Цель мне и вам теперь предлежащая во многом различна от тех предметов рассуждения, которые заставляли меня писать или говорить иногда так, а иногда иначе. Ибо тогда занимало меня обличение ереси и опровержение диавольского ухищрения; а теперь предполагается исповедание и простое изъяснение здравой веры. Поэтому неприличен мне теперь и прежний образ речи. Как человек не одни и теже снаряды взял бы в руки, идя воевать, и возделывать землю (ибо иные снаряды у тех, которые в безопасности трудятся для своего пропитания, и иные вооружения у тех, которые готовятся к битве): так не одно и то же могут говорить и тот, кто увещевает здравым учением, и тот, кто обличает противоречащих Ибо иной род речи обличительной, и иной род речи увещательной. Инакова простота в мире исповедующих благочестие, инаковы труды опровергающих возражения лжеименного ведения» (т. V, изд. 1892 г., стр. 25–26).

 

б) «Мое мнение о сочинениях Дионисия таково: не все хвалю у Дионисия, иное же и вовсе отметаю, потому что, сколько мне известно, он почти первый снабдил людей семенами этого нечестия, которое столько наделало ныне шуму, говорю об учении Аномеев. И причиною сему, полагаю, не лукавое его намерение, а сильное желание оспорить Савеллия. Обыкновенно, уподобляю я его садовнику, который начинает выпрямлять кривизну молодого растения, а потом, не зная умеренности в разгибе, не останавливается на средине, и перегибает стебель в противную сторону. Подобное нечто, нахожу я, было и с Дионисием. В сильной борьбе с нечестием Ливинина, чрезмерным своим ревнованием, сам того не примечая, вовлечен он в противоположное зло... То отвергает единосущее..., то принимает. Сверх же сего и о Духе употребит он речения всего менее приличные Духу, – исключает его из поклоняемого Божества, и сопричисляет к какому-то дольному, тварному и служебному естеству. Таков-то сей Дионисий» (т. VI, изд. 1892 г., стр. 42–43, Посл, к Максиму Философу).

 

в) «Должно писаниями поверять то, что говорят учители, и согласное с писанием принимать, а несогласное отвергать и всячески отвращаться тех, которые держатся такового учения» (Подвижн. соч. о вере).

 

V. Прел. Варсануфий Великий: «Не думайте, чтобы люди, хотя и святые, могли совершенно постигнуть все глубины Божьи... Святые, сделавшись учителями, или сами собою, или принуждаемые к тому другими людьми, весьма преуспели, превзошли своих учителей и, получив утверждение свыше, изложили новое учение, но вместе с тем сохранили и то, что приняли от прежних своих учителей, т. е. учение неправое. Преуспев впоследствии и сделавшись учителями духовными, они не помолились Богу, чтобы Он открыл им относительно первых из учителей: Духом ли Святым внушено было то, что они им преподали, но, почитая их премудрыми и разумными, не наследовали их слов, и таким образом мнения учителей их перемешались с их собственным ученьем, и святые сии говорили иногда то, чему научились от своих учителей, иногда же то, что здраво постигали собственным умом; впоследствии же и те и другие слова приписаны были им». («Руководство к духовной жизни» Пр. Варсануф. Вел., год. 1892 г., стр. 387–388).

 

VI. Патриарх Фотий в письме к Аквилейсвому епископу: «мало ли было затруднительных положений, которые вынуждали многих отцов частью неточно выражаться, частью говорить по примененью к обстоятельствам при нападении врагов, а иное и по человеческому неведению, которому подпали и они... Если же иные и говорили неточно, или по неизвестной для нас причине уклонились даже от пути, но исследований не было и никто не вызывал их к дознанию истины: мы оставляем их в числе отцов точно также, как бы и не говорили они того, оставляем частью за знаменитость их жизни и славу добродетелей, частью за непорочность веры их в прочих отношениях, но не следуем тем словам их, где погрешили они» («Историч. ученье об отцах церкви» – Филарета, изд. 2, стр. 8–9).

 

VII. Св. Кирилл Иерусалимский: «И мне не верь, когда говорю тебе просто, когда не будешь иметь доказательств на слова мои из Писания, ибо твердость нашей веры зависит не от слов отборных, а от доказательств из Писания» (4-е огласит. поучение, о Св. Духе, изд. 1855 г., стр. 60).

 

VIII. Макариевская Ч.-Минея: «Кто есть обезчествуяй священного Августина, и Амвросия и Иеронима? Не иже ли, иже тех вопреки поставляет общему Владыце и учителю вопреки глаголющих. Или иже ничто же убо сице творите, общего же всех владыки повелению последовати мня. Но глаголют, или добре они проповедаша, и подобает и учение их соблюдати, отцев их написующе. Аще ли злочестиве реша, и подобает с еретическим их учением, и их вкупе изврещи. Сице бо глаголют, не праведнейшие, нечестию и учеников себе известнейших Хаму согласныя показующе, иже отча безобразия не покры, но бесстудным лицем поругася. От церкве же воспитаннии, священных учений незабытливии, якоже Сим и Афет иже отеческое безобразие покрывати ведят, и подражателей хамовых осуждающе, отвращаются, колика же о блаженнейших онех отцах, глаголати может кто? Вся бо обстояния вещей того времени многа их понуждаху, ова убо смотрительне глаголати, ова же и неведением, яко же обыкоша человеческая поползатися. Ов бо нечто на ересь боря, ов же немощи слышателей сходя, ин же ино что действуя. И время и место понуждающее его, многа от известия препущати к концу лучшему, яже ни глаголати нам, ни действовати лепо есть. И да прочих оставлю: помысли ми пречуднейшего Павла учителя вселенныя, очищение еже остругати, еже млеком питати новонаставленнных в учении, а небрашном. Мы же понеже и иных неких блаженных отец и учителей наших, во многих многажды от известия правых догмат отведенных обретающе: отведения убо их не приемлем, мужей же облобызаем. Такожде и аще нецыи отведошася рещи, Духа от Сына исходит: учительство убо их, еже кроме Господского гласа не приемлем, тех же от стада отеческого не разлучаем, ибо и Дионисия Александрийского архиепископа, в лике святых отец соучиняюще, глаголанных же от него арианских словес, на Ливийского Савеллия, никакоже приемлем, но и отнюдь отбегаем, такожде и великого в мученицех Мефодия Патрского, такожде и Иринея Лугдунского епископа, мужей апостольских бывших, и житии и нравы удивления блистающих. Но обаче, зане от истины некако уклонишася, и отведошася глаголати кроме общего и церковного учительства, в сих убо им не последуем, от отеческия же и славы и чести их ничтоже отсекаем» (Месяц Август, 31 день).

 

IX. Преп. Викентий Лиринский: «А верить им (отцам) должно по такому правилу: что только или все они или большинство их единомысленно принимали, содержали, передавали открыто, часто, непоколебимо, как будто по какому предварительному согласию между собою учителей, то почитать несомненным, верным и непререкаемым, а о чем мыслил кто, святый ли он или ученый, исповедник ли и мученик, не согласно со всеми или даже противореча всем, то относить к мнениям личным сокровенным, частным, и отличать от авторитета общего, открытого и всенародного верования, дабы, оставив древнюю истину всеобщего учения, по нечестивому обычаю еретиков и раскольников, с величайшею опасностью относительно вечного спасения, не последовать нам новому заблуждению одного человека» (Памятн. Записки», изд. 1863 г., стр. 135–136).

 

X. Летописец Бароний: а) «В то время Папий, епископ Иерапольский, заблужденье оное нача, словеса св. Иоанна в Апокалипсисе, недобре уразумев: аки бы верши по воскресении от мертвых зде на земли, тысящу лет в сладости жити будут. Сей Папиа, понеже был в великой чести и святости у всех, ибо скоро по апостолех живяше, еще сам и ни единого апостола виде, повлече в тожде заблуждение за собою Иринея и Иустина мученика. Обаче сие во оно время не бе ересь, донеле же Аполлинарий еретик ста при сем, и донеле же Дамас папа за сие прокля его» (Лето 118, число 3).

 

б) «Некий Непос епископ вознови не истинное мнение о тысящи летех, о нихже есть во Апокалипсисе св. Иоанна: яко вернии в сладостех телесных зде на земли царствовати чрез оная лета имут, в котором мнении бе Папий и Ириней, и Иустин мученик, и Тертуллиан. Сие же им во оно время, в заблуждение великое, или в ересь, не вменяшеся» (Лето 264, число 1).


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.