Глава IX. И до дня Пятидесятницы церковь не была без священства — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Глава IX. И до дня Пятидесятницы церковь не была без священства

2022-07-07 19
Глава IX. И до дня Пятидесятницы церковь не была без священства 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

I. Бл. Феофилакт Болгарский: а) «Бысть же во дни тыя изыде (Иисус) в гору помолитися, и бе обнощь в молитве Божии. И егда бысть день, призва ученики своя, и избра от них дванадесяте, ихже и апостолы нарече... Толкование. Господь все творит в наше научение, дабы и мы также делали... Избирает учеников после молитвы, желая научить, дабы и мы, когда нам приведется поставить кого-нибудь на духовное служение, брались за это с молитвою... Господь, рукоположивши учеников, чрез блаженства и учение приводит их в более духовное состояние» (Толк. на 23 зач. Луки; стр. 35–36; Москва 1864 г.).

 

б) В толк. на 66 зач. ев. Иоанна: «Он (Христос) вручает Петру попечение об овцах всей вселенной, вручает попечение не иному кому, а ему, во-первых, потому, что он был избранным из всех и был устами всего лика апостолов» (Ев. Иоанна; Москва, 1870 г., стр. 480–481).

 

II. Учительное Евангелие. В толк. 40 зачала ев. Марка: «Священных бо проповед, слово прияша апостоли и учители вселенной хиротонисана беша от Христа» (В нед. 4 В. поста; л. 72).

 

III. Св. Златоуст: а) «Молитеся Господину жатвы, да изведет делатели на жатву Свою, – и никого к ним не присоединит?.. Потому, что впоследствии Он (Христос) и двенадцатью заменил многих, не увеличив их числом, но даровав им силу. Далее, желая показать, как велик дар, говорит им: молитеся Господину жатвы и, хотя не прямо, дает разуметь, что Он есть этот Господин. Сказавши: молитеся Господину жатвы, без просьбы и без моления их, Сам немедленно рукополагает их в это звание и приводит им на память то, что говорит Иоанн о гумне, о лопате, о плевелах и о пшенице. Отсюда видно, что Он есть Делатель, Он есть Господин жатвы, Он есть Владыка пророков. Если Он послал жать, то конечно не чужое, но то, что Он сеял чрез пророков. И не тем только ободрил их, что назвал служение их жатвою; но особенно тем, что даровал им силу к этому служению. И призва, говорит евангелист, обанадесять ученики своя, даде им власть на дусех нечистых, яко да изгонят их, и целити всяк недуг и всяку болезнь (Мф.10:1). Впрочем, Дух еще не был ниспослан: не у бо бе Дух Святый, яко Иисус не у бе прославлен (Ин.12:89). Как же они изгоняли духов? Повелением и властью Христа. Смотри же, как благовременно это посольство» (т. VII, стр. 352).

 

б) «Яко же посла Мя Отец, и Аз посылаю вы. Для вас (т.е. апостолов) не будет никакой трудности, как по причине совершившихся уже событий, так и по достоинству Моего лица, – так как Я посылаю вас. Этим Он (Христос) возвышает души учеников и показывает, что их слова будут вполне достоверны, так как они примут на себя Его дело. И теперь Он уже не умоляет Отца, но собственною властью дарует ученикам силу. Дуну и глагола им: приимите Дух Свят: имже отпустите грехи, отпустятся има, и имже держите, держатся (ст. 22, 28). Как царь, посылая правителей, дает им власть и заключать в темницу, и освобождать из темницы, так и Христос, посылая учеников, облекает их такою же властью. Как же Он прежде сказал: аще не иду Аз, Утешитель не приидет (Ин.16:7), а теперь дает Духа? Некоторые говорят, что Христос не сообщил ученикам Духа, а только посредством дуновения сделал их способными к Его принятию... Но не погрешит тот, кто скажет, что и тогда ученики получили некоторую духовную власть и благодать, только не воскрешать мертвых и совершать чудеса, а отпускать грехи, – так как различны дарования Духа. Потому-то Христос и присовокупил: имже отпустите, отпустятся, показывая, какой род благодатной силы даруется им. А впоследствии, спустя сорок дней, они получили силу чудотворений»... (т. VIII, стр. 588–589).

 

в) В толк. 20 ст. 1 гл. кн Деяний апостолов: епископство его (т. е. Иуды) да приимет ин, т. е. начальство, священство» (т. IX, стр. 32).

 

IV. Бл. Феодорит: В толков. 109 псалма: «Христос не за Иудеев только, но за всех человеков принес Себя в жертву Богу. Начинает же священство в ту ночь, в которую претерпел страдание, когда прием хлеб, и благословив преломи, и рече: приимите ядите от него: сие есть тело Мое; а также и чашу растворив, даде ученикам Своим, глаголя, пийте от нея вси: сия бо есть кровь Моя, нового завета, яже за многия изливаема во оставление грехов» (Мф.26:26–28) (т. III, стр. 260).

 

V. Бл. Симеон Солунский: «О том, что после преображения Христос, какбы рукоположивши двенадцать и семьдесят учеников, послал их проповедывать пред лицем Своим.

 

Потом Христос вместе с ними избрал и других. Ибо после преображения, как Лука говорит тотчас (вслед за описанием его), великий и единый Архиерей, все содержащий в Себе и всем соделавшийся ради нас, поставил первых (т.е. 12 апостолов) Иерархами, а вторых (70 учеников) – Иереями и послал их проповедать пред лицем Своим. А наконец, принес в жертву Сам Себя и даровал таинства, и, пожершись за нас на кресте, умерши и воскресши, примирил нас с Отцем и дуновением сообщил начатки Духа, и окончательно потом рукоположил учеников по вознесении, посредством тех, разделенных им, огненных языков Духа, которые и сели на каждом из них порознь, почему и прияли все равную благодать, и все исполнились Святого Духа. Ибо ученики вначале избраны были и посланы к овцам погибшим, и получили дар, и повелено им было раздавать дары; но еще не были они совершенны, потому что еще не было принесено Отцу умилостивление и вольное за всех заклание, и нескверная жертва, – сам, пожершийся за нас, благий Бог наш, который, воплотившись ради нас, соделался начатком естества нашего. Но, как скоро, по благоутробию, соединился Он с нами, тотчас даровал нам и дары благодати» (В рус. пер. т. II, стр. 303–304).

 

VI. Иосиф Волоцкий. «Апостольский сан и образ и не токмо иноческого чина и образа, но и всех вышши и по премногу честнейши, елико суть под небесем и царя и патриархи и святители и иноки рукополагающе; поставлени (т. е. апостолы) убо быша от Христа и рукоположени, еже просветити вся человеки, и заблудшая обратити к благоразумию» (Слово 11-е, по перв. изд. стр. 491).

 

VII. Кириллова книга: «Рече (Иисус), шедше в весь мир, проповедите евангелие всей твари. Настоятельство убо и пастырство вселенское, в сих составляет Спас, и сие яко же некое всенародное сокровище церкви предлагает; но сия убо прежде Спасова еже от земли вознесения«(5-е Мелетиево посл. 469 л. об.).

 

VIII. Толковый апостол: «Господь наш Сын Божий новый иерей из иного колена нежели Аарон, новую жертву нового завета предаде на тайной вечери, и новый иерей по чину Мелхисидекову апостолы своя постави» (544 лист. См. еще в Б. Катехизисе л. 358-й).

 

IX. Бл. Иероним: а) «Каким образом Спаситель, по Иоанну, вдунул Святого Духа в святых апостолов, а по Луке, – обещал, что пошлет Его по вознесениии (Ин.20:22; см. Лук.24:49)? Решение этого вопроса весьма легко, как скоро нам известно из учения ап. Павла, что есть различные дарования Духа Святого. В первом послании к Коринфянам он писал: разделения дарованы суть, а тойжде Дух; и разделения служений суть, а тойжде Господь; и разделения действ суть, а тойжде есть Бог, действуяй вся во всех. Коемуждо же дается явление Духа на пользу, Овому бо Духом дается слово премудрости, иному же слово разума, о том же Дусе, другому же вера, тем же Духом, иному же дарования исцелений, о том же Дусе; другому же действия сил иному же пророчество, другому же рассуждения духовом, иному же роди языков, другому же сказания языков. Вся же сия действует един и тойжде Дух, разделяя властью коемуждо, якоже хощет (1Кор.12:4–11).

 

Господь, по евангелию Луки, говорил по воскресении Своем: се Аз послю обетование Отца Моего на вы; вы-же сидите во граде, Дóндеже облечетеся силою свыше (Лук.24:29), и по словам Луки же, в Деяниях Апостольских, повеле им от Иерусалима не отлучатися, но ждати обетования Отца, еже слышасте, говорил Он, от Мене: яко Иоанн убо крестил есть водою, вы же имате креститься Духом Святым, не по мнозех сих днех (Деян.1:4–6); а в конце Евангелия от Иоанна повествуется, что в самый день воскресения Своего, т. е. в день недельный, Он вошел к апостолам, дверем затворенным, и сказал им два раза: мир вам, прибавив: якоже посла Мя Отец, и Аз посылаю вы. И си рек, дуну, и глагола им: приимите Дух Свят: Имже отпустите грехи, отпустятся им; и имже держите, держатся (Ин.20:21–23). Это значит, что в первый день воскресения апостолы получили благодать Духа Святого, которою оставляли грехи, крестили, делали сынами Божиими и раздавали верующим права усыновления, как говорит Сам Спаситель: имже отпустите грехи, отпустятся им; и имже держите, держатся. В день же пятидесятницы им обещано было более, именно: что примут они крещение от Духа Святого; облекутся силою свыше, которою будут проповедывать Евангелие Христово всем народам, соответственно тому, что читаем в шестьдесят седьмом псалме: Господь даст глагол благовествующим силою многою (Пс.67:12); будут иметь действия сил и дарования исцелений, и когда пойдут на проповедь ко многим народам, получат роди языков, так что в то время уже будет известно, кто из апостолов должен благовестить каким народам. Впоследствии апостол Павел, прошедший с проповедью от Иерусалима до Иллирика и предполагавший оттуда отправиться чрез Рим в Испанию (Рим.15:19, 24), благодарить Бога, что паче всех апостолов языки глаголет (1Кор 14:18). – Тот, кто имел проповедать многим народам, получил дарования и многих языков. Это обетование Святого Духа исполнилось в десятый день по вознесении Спасителя, по свидетельству Луки.. (Деян.2:1–4)... Итак, Иоанн и Лука не разногласят, когда тот изображает данным в первый день воскресения, что этот представляет случившимся в день пятидесятый. Такова постепенность в приятии апостольства: получившие сперва благодать отпущения грехов получили затем действия сил и все роды дарований, которых описание мы приводили из апостола, и что особенно было необходимо – разнообразие языков всех народов, чтобы не нуждались ни в каком переводчике, когда станут благовестить Христа... Я же с своей стороны говорю смело и с полною свободою, что с тех пор, как апостолы уверовали в Господа, они всегда имели Духа Святого: без благодати Духа Святого они не могли творить знамения,.... имели Его в определенной мере. Поэтому и Спаситель взывал во храме, говоря: аще кто жаждет, да приидет ко Мне и пиет. Веруяй в Мя якоже рече писание, реки от чрева Его истекут води живи. Сие же рече о Дусе, Егоже хотяху приимати верующии в Него. (Ин.7:37–39). В том же месте прибавляется: не у бо бе дан Дух Святый, яко Иисус не у бе прославлен, но это не в том смысле, чтобы Духа Святого не было, так как Господь Спаситель говорил: аще ли же Аз о Дусе Святом изгоню беси (Мф.12:28), а в том, что, пребывая в Господе, Он не почил еще всецело на апостолах» (ч.III, стр. 150–153).

 

б) «Служение Духа восполнено и действием в апостолах Христа, как сами апостолы исповедуют что они говорят во Христе, говорят то, что они видели своими глазами и сделались служителями слова, то есть Христа, и раздаятелями таин Божиих. Притом апостолы поставляются Христом как бы первыми священниками и учителями веры, когда Христос говорит: идите научите вся языки, крестяще их во имя Отца, и Сына, и Святого Духа (Мф.28:19), и как апостол прямо пишет: един Господь, едина вера, едино крещение. Кто самою истиною не будет вынужден принять безразличие Св. Троицы, когда одна вера во Отце и Сыне и Святом Духе и когда, крещение дается и утверждается во имя Отца и Сына и Св. Духа?.. Итак, сия Троица есть спасение верующих, и раздаяние даров церкви совершается в сей Троице. Ибо тогда как Спаситель послал учеников Своих на проповедь Евангелия и тогда как говорится, что для наставления в учении истины Отец поставил в церкви во первых апостолов, во-вторых пророков, в-третьих учителей, чему соответствует и оное слово апостола: якоже искусихомся от Бога верни быти прияти благовествование, тако глаголем, не аще человеком угождающе, но Богу искушающему сердца наша (1Фес.2:4); тех самых, коим Христос повелел быть учителями и коих одобрил Отец, тех самых и Дух Святой поставлял в церкви строителями и предстоятелями. Ибо апостол Павел, собравши в Милете пресвитеров из различных мест и многих церквей, сказал им: внимайте себе и всему стаду, в нем же вас Дух Святой постави епископы пасти церковь Господа и Бога, юже стяжа кровью Своею (Деян.20:28). Ибо если тех, коих Христос послал для проповеди Евангелия и крещения народов, Дух Святой поставил предстоятелями церкви, и они назначены определением Отца: то несомненно для всякого, что Отца, Сына и Св. Духа одно действие и одно произволение и следовательно одно и тоже существо Св. Троицы» (ч.V, стр. 438–489).

 

X. Св. Григорий Богослов: «Дух Святой действовал в учениках Христовых (не скажу во Христе, в Котором Он пребывал не как действующий, но как сопутствующей равночестному), и в них троекратно, по мере их удобоприемлемости, и в три различные времена – до прославления Христова страданием, по прославлении воскресением, и по вознесении на небо, или по устроении (Деян.3:21), или как иначе должно назвать сие; как показывает первое очищение от болезней и духов, производившееся, конечно, не без Духа, также по совершении домостроительства дуновение Христово, которое очевидно было Божественным вдохновением, и, наконец, нынешнее разделение огненных языков, которое и празднуем» (т. IV, стр. 12, слово 41-е).

 

XI. Евфимий Зигабен: В толк. 8 ст. 108 псалма: «Да будут дни его малы, и епископство (достоинство) его да приимет ин. Скоро, говорит, Иуда умрет, ибо, прожив, на предательстве своем не много, тотчас, по Феодориту, пошел и повесился. А апостольское его достоинство получит, говорит, другой, т. е. Матфей, избранный по жребию вместо Иуды, как повествует верховный Петр о сих словах Давида в Деяниях (1:20); так как апостолы блюстители (епископы) и хранители и пастыри верующих во Христа» (Толк. Псал. стр. 866).

 

XII. Св. священномуч. Киприан: а) «Диаконы должны помнить, что апостолов, то есть, епископов и предстоятелей избрал Сам Господь, а диаконов, по вознесении Господа на небо, поставили апостолы, как служителей своего епископского звания в церкви» (т. I, стр. 81, письмо 4-е).

 

б) См. выше 17-е письмо к падшим, т. I, стр. 64.

 

XIII. Деяния Вселенских Соборов: а) «Если кто защищает Феодора Мопсуестского, говорившего, что иной есть Бог Слово, и иной Христос, и, сверх других бесчисленных богохульств своих, дерзнувшего сказать, что когда Господь по воскресении дунул на учеников и сказал примите Дух Свят (Ин.20:22), то не дал им Духа Святого, а дунул только образно: итак тем, которые когда-либо мудрствовали тоже и, подобно им, до смерти остались в том же нечестии, анафема» (т. V, стр. 202; изд. 3-е, 1889 г.).

 

б) См. тоже т. V, стр. 191.

 

Апостол Иаков был рукоположен Христом во епископа церкви Иерусалимской: а) «Господь вручил Петру попечение о ней верующих..., Иаков получил престол в Иерусалиме» (Благовестник в рус. пер, толк. на Иоанна стр. 484, изд. 1870 г.).

 

б) «Во Иерусалиме Иаков, брат Господень по плоти, от Самого Господа Иисуса Христа рукоположен (кн. о Вере, л. 11).

 

в) Тоже см. л.л. 24 и 107 кн. о Вере.

 

г) «Престол Иакова, который первый епископство над (иерусалимскою церковью получил от Самого Спасителя и апостолов, и которого божественное Писание (Галат. 1:19) нарицает братом Христовым, – сохранился еще доселе» (Церк. ист. Евсевия, кн. 7-я, гл. 19, стр. 388–389).

 

д) «Потом явися (Господь И. Христос) Иакову, – кажется, брату Своему; его, говорит, Он Сам рукоположил и поставит первым епископом в Иерусалиме» (пол. собр. тв. Златоуста, т. X, стр. 389).

 

е) «Иакова пастыреначальника (то есть преднейшего пастыря) и учителя неизреченного поставляет тя Христос» (Палинодия, стр. 482).

 

ж) «Наипервейший и наивысший архиерей и пастырь и фундатор веры в Иерусалиме сам Збавитель наш Господь и Бог Иисус Христос. Тая есть наивысшая столица наивысшего пастыря Иисуса Христа, по которому св. Иаков, брат по плоти Христов, и сын Иосифа Обручника, наипершим епископом в Иерусалиме был от Иисуса Христа хиротонисанный» (Палинодия, стр. 1157; тоже см. стр. 1068-я).

 

з) Тоже см. Ч. Минея – Макариевская, под 23 Октября; Пролог 23 Октября и 4 января; Минея – Служебная под 23 Октября и др.

 


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.039 с.