Глава I. Вне Церкви нет спасения и даров Св. Духа — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Глава I. Вне Церкви нет спасения и даров Св. Духа

2022-07-07 20
Глава I. Вне Церкви нет спасения и даров Св. Духа 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

I. Св. Ириней, еп. Лионский («Пять книг против ересей» в рус. перев. прот. Преображенского. Москва, 1871 г.).

 

а) Кто отделяется от церкви и последует бабьим басням, те по истине суть самоосужденные, которых Павел повелевает нам после первого и второго вразумления отвращаться (кн. 1, гл. 16, стр. 77).

 

б) «Не должно искать у других истины, которую легко получить от церкви, ибо апостолы, как богач в сокровищницу, вполне положили в неё все, что относится к истине, так что всякий желающий берет из нее питие жизни. Она именно есть дверь жизни, а все прочие (учители) суть воры и разбойники» (кн. III, гл. 4, стр. 279).

 

в) «Где церковь, там и Дух Божий; и где Дух Божий, там церковь и всякая благодать, а Дух есть истина. По сему кто непричастен Его, не питаются для жизни от сосцев матери, не пользуются чистейшим источником, исходящим от тела Христова, но выкапывают себе сокрушенные колодцы из земных рвов и пьют гнилую воду из грязи, удаляясь веры церкви, чтобы не обратиться, и отвергая Духа, чтобы не вразумиться» (кн. III, гл. 24, стр. 398).

 

II. Св священномуч. Киприан, еп. Карфагенский (Творения его. Киев, 1861 г.)

 

а) «Вне ее (церкви) нет, жизни: дом Божий один, и никто не может где-либо спастись, как только в церкви» (т. 1, п. 3, стр. 27).

 

б) «Кто бы и какой бы он ни был, он не христианин, как скоро он не в церкви Христа» (т. I., п. 43, стр. 173).

 

в) «Всяк, отделяющейся от Церкви, присоединяется к жене прелюбодейце и делается чуждым обетований церкви; оставляющий церковь Христову лишает себя наград, предопределенных Христом; он для нее чужд, непотребен, враг ее. Тот не может уже иметь Отцом Бога, кто не имеет матерью церковь. Находящийся вне церкви мог бы спастись только в том случае, если бы спасся кто-либо из находившихся вне ковчега Ноя. Господь так говорит в поучение наше: иже несть со Мною, на Мя есть; и иже не собирает со Мною, расточает (Мф.12:30). Нарушитель мира и согласия Христова действует против Христа. Собирающий в другом месте, а не в церкви, расточает церковь Христову» (т. II, стр. 174–175).

 

г) «Невозможно ни называться, ни на самом деле быть уже исповедником тому, кто отвергся церкви Божией» (т. 1, п. 42. стр. 147).

 

д) «Блаженный апостол Иоанн... всех отступивших от церкви и действующих против церкви, называл антихристами... Если она (церковь) есть единственный кладезь воды живой, находящийся внутри, то поставленный вне не может освящаться в оживляться от той воды, все употребление и питие которой уступлено находящимся внутри» (т. I, п. 62, стр. 311–312).

 

III. Блаженный Иероним Стридонский (Творения его. Киев, 1879–1903 г.г.).

 

а) Следует твердо держаться той церкви, которая, будучи основана апостолами, продолжает свое существование до настоящего дня. Услышишь где-нибудь о таких, которые, считая себя Христовыми, приняли имя не от Господа Иисуса Христа, а от кого-либо другого, как напр. о Маркионитах, Валентинианах, Монтенсах или Кампитах, знай, что то не церковь Христова, а синагога антихриста» (ч. 4, стр. 92).

 

б) «Кто отступил от церкви, тот немедленно умрет от язвы» (ч. X, стр. 74).

 

в) «Кто находится на поле и на равнине, вне пределов града Господа, означающего церковь, тот поражается мечем противника» (ч. X, стр. 88).

 

IV. Блаженный Августин:

 

а) «У них (еретиков донатистов) благодать крещения является лишь тогда, когда они возвращаются к церкви». (См. «Раскол Донатистов» стр. 123).

 

б) «Вне церкви можно иметь все, только не спасение. Вне церкви можно иметь духовный сан, таинства, аллилуйя и аминь (литургию), Евангелие, веру и проповедь во имя Триединого Бога, но спасение можно обрести только в кафолической церкви» (там же стр. 265).

 

V. Св. Иоанн Златоуст: «Пребывай в церкви и не будешь предан церковью. Если же ты убежишь из церкви, то церковь невиновна. Если бы ты был в ней, волк не вошел бы; а если выйдешь из нее, то будешь схвачен зверем, и это – не от ограды, но от твоего малодушия» (Полн. собр. твор. его в рус. пер., т. 3, стр. 409–410. СПб, 1896–1906 гг.).

 

VI. Св. Василий Великий: «Хотя начало отделения было в следствие раскола, но отступившие от церкви не имели уже на себе благодати Св. Духа, так как преподаяние оной оскудело по пресечении преемства, и хотя первые отделившиеся имели рукоположение от отцов, и чрез возложение рук их получили духовное дарование; но отторгнувшиеся, сделавшись мирянами, не имели власти ни крестить, ни рукополагать, и не в состоянии были передавать другим благодать Св. Духа, от которой сами отпали» (Твор. его в перев. Моск. дух. акад. т. 7, стр. 7).

 

VII. Св. Ефрем Сирин: «Благословен, кто избрал св. церковь. Это агница, – которую не растерзал волк; эго – чистая голубица, которую не мог настигнуть преслдующий ее ястреб..! Кто восстает на Церковь, у того плоть, как у Гиезия, да покроется проказою. Кто отступит от моей веры, того да постигнет Иудино удавление» (Твор. его в перев. Моск. дух. акад. т. 5, стр. 310–311).

 

VIII. Бл. Феодорит, еп. Киррский: «Нам спасение преподается церковью; а кто вне церкви, тот не примет жизни вечной» (т. 1, по изд. 1855 г. стр. 273).

 

IX. Св. Кирилл Иерусалимский: «Исповедание веры преподает нам ныне: во едину, святую, соборную церковь, чтобы ты убегал скверных еретических обществ, пребывал же всегда в святой соборной церкви, в которой ты и возрожден. И когда приходишь в какой город, не просто спрашивай: где дом Господень? Ибо и нечестивые еретики осмеливаются называть домами Господними свои вертепы, и не просто, также – где церковь? но: где церковь соборная? Ибо это есть отличительное имя сей святой, обшей всем нам матери, которая есть Невеста Господа нашего Иисуса Христа»... (Огласит, поуч. 18-е, ст. 26).

 

Глава II.Учение св. отцов о церкви (ее состав)

 

I. Бл. Феодорит: «Яко же бо тело едино есть, и уды имать многи, вси же уди единого тела, мнози суще, едино суть тело: тако и Христос. Христом назвал здесь апостол общее тело церкви; потому что глава сего тела есть Владыка Христос. Посему апостол повелевает обратить взор на тело, и познать, что, хотя слагается оно из разных членов, однако же одно есть тело, и называется одним, а из сего дознать и то, что и церковь, хотя называется телом Владыки Христа, однако же имеет многие и различные члены, и из них одни важны, другие менее важны, одни превосходнее честью, другие ниже, впрочем все необходимы и полезны».

 

Ст. 14. «Ибо тело несть един уд, но мнози. Тело есть не простое нечто, но сложенное из многих частей».

 

«Аще ли все тело око, где слух? Аще же все слух, где дыхание? Если все тело станет иметь один член самый достопочтенный; то оно без сомнения будет ни к чему не годно, как лишенное прочих членов».

 

«Аще ли быша все един уд, где тело? Ныне же мнози удове, едино же тело.

 

Ибо ни к чему негодным было бы тело, не имея разности в членах».

 

«Вы же есте тело Христово, и уди отчасти. Ибо не вы одни составляете тело сие, но все уверовавшие во вселенной. Потому апостол и прибавил: отчасти. Потом описывает чины церковные».

 

«И оных убо положи Бог в Церкви первые апостолов... Разумеет не двенадцать только, но и семьдесят, и впоследствии сподобившихся сей благодати»...

 

«Еда вси апостоли? Еда вси пророцы? Еда вси учителя? Еда вси силы?.. Сам апостол снова утешил приявших дарования, по мнению их, меньшие, и ясно научил, что невозможно всем иметь одни и теже дарования, и что они имеют нужду друг в друге, и как члены телесные, имеют нужду во взаимном пособии» (Толк. на 12 гл. 1-го посл. Коринф, стр. 257–261. Москва, 1861 г.).

 

II. Св. И. Златоуст:

 

а) «Якоже бо, говорит, тело едино есть и уды имать многи. Видишь ли его глубокую мудрость? Он доказывает, что одно и то же есть единое и многое. Раскрывая еще более этот предмет, присовокупляет: вси же уди единого тела, мнози суще, едино суть тело. Не сказал, многие члены принадлежат одному телу, но: единое тело есть многое, и многие члены его суть единое. Если же многое есть единое и единое многое, то где различие, где преимущество, где унижение? Вси же, говорит, едино суть: не просто едино, но, будучи рассматриваемы собственно в отношении к составу тела, все они едино; а когда они рассматриваются порознь, тогда – различие, и при том, различие во всех их. Ни один из них не может сам по себе составить тела, и каждый одинаково недостаточен к тому, чтобы составить тело, а необходимо для этого их соединение; когда многие сделаются единым, тогда и составляется одно тело... Не можешь сказать, что один какой-нибудь член составляет тело сам по себе, а другой нет; в этом отношении они все равны, и все одно тело.

 

Сказав и ясно доказав это по общему всем. Здравому смыслу, апостол присовокупляет: тако и Христос. Надлежало бы сказать: так и церковь, – это именно следовало из предыдущего, – но он не сказал так, а вместо церкви наименовал Христа, употребив выражение более возвышенное и более пристыдив слушателя. Смысл слов его следующий: так и тело Христово, которое есть церковь. Как тело и голова составляют одного человека, так и, церковь и Христос, говорит, едино суть; потому и именует вместо церкви Христа, разумея здесь тело Его.

 

Как наше тело есть нечто единое, хотя состоит из многих членов, так и в церкви все мы составляем нечто единое; хотя она состоит из многих членов, но эти многие суть одно тело»...

 

«Если же скажешь, что членов много, и они различны, то знай, что это самое и удивительно и составляет особенность тела, а именно, что в нем многое и различное составляет одно; а если бы не было множества, то не было бы так удивительно и чудно, что тело одно; или лучше, тогда не было бы и тела. Впрочем, это апостол объясняет после, а теперь пока обращается к самым членам и говорит: аще речет нога, яко несмь рука, несмъ от тела, еда сего ради несть от тела? И аще речет ухо, яко несмь око, несмь от тела, еда сего ради нестъ от тела (ст. 15, 16)? Если бы то, что один меньше, а другой больше, препятствовало входить в состав тела, то не стало бы всего тела. Потому не говори: я не тело, потому что я меньше других, и нога занимает нижнее место, но и она в составе тела. Быть или не быть в составе тела зависит не от положения в том или другом месте, – это производит только различие в месте, но от слития или раздела; быть или не быть телом зависит от соединения с ним или несоединения»...

 

«Аще же все тело око, где слух? Аще же все слух, где дыхание (ст. 17)? Так как он указал на различие членов, упомянул о ногах, руках, глазах и ушах, и тем подал мысль о низшем и высшем достоинстве, то, смотри, как опять утешает и показывает, что это полезно, что оттого преимущественно и бывает тело телом, что члены у него многие и различные. Если бы они все были одно, то я не составил бы тела; потому он и говорит: аще ли быша вси един уд, где тело»?..

 

«Ныне же, говорит, положи Бог уды единого коегождо их в телеси, якоже изволи. Хорошо он сказал: коегождо, выразив пользу всех их. Ты не можешь сказать, что такой-то член устроил Господь, а такой-то нет; но каждый поставлен так по Его воле; и ноге полезно быть на таком именно месте, а не одной только голове; и если бы какой-нибудь член переменил положение, оставил свое место и перешел на другое, то хотя, по-видимому занял бы лучшее место, но погубил бы и расстроил все; он потерял бы свое место и не достиг бы чужого»...

 

«И в теле члены, по-видимому, маловажные совершают немаловажные действия, но часто причиняют погибель и важным, если будут отделены от них. Что напр. в теле маловажнее волос? Но если уничтожишь их на бровях и ресницах, то отнимешь все благообразие лица, и глаза уже не будут так красивы; хотя потеря не важная, но и от нее теряется все благообразие, и не только благообразие, но в большей степени и употребление глаз»...

 

«Подобие тела приложим и ныне к церкви, и будем пещись о всех, как о собственных членах. И в церкви есть многие различные члены, и одни из них важнее, другие маловажнее; так, есть лики девственниц, есть общества вдовиц, есть братства сияющих в целомудренном браке, и много степеней добродетели».

 

«Но что я говорю о девах, вдовицах, и людях нестяжательных? Что униженнее просящих милостыни? Однако и они приносят в церкви великую пользу, находясь постоянно при дверях храма и составляя великое украшение, так что без них не была бы совершенна полнота церкви... Когда я исчисляю членов церкви, то, называя епископов, пресвитеров, диаконов, девственниц и воздержных, называю так же и вдовиц, потому что и они исполняют не маловажную службу».

 

«Не может же, говорит он, око рещи руце не требе ми еси; или паки глава ногам: не требе ми есте. И меньшее дарование также необходимо; как без великого был бы большой недостаток, так и без малого рушилась бы полнота церкви. Не скавал: не речет, но не может рещи, т. е. хотя бы оно и захотело, хотя бы и сказало, однако это невозможно по самому существу дела. Потому он берет два крайние члена и на них останавливает речь свою, именно приводит в пример, во-первых, руку и глаз, а во-вторых, голову и ноги. В самом деле, что маловажнее ноги, или что почтеннее и необходимее головы? Голова особенно и составляет человека. Однако и она сама по себе недостаточна и не может одна совершать всего, иначе нам напрасно даны ноги»...

 

Вы же есте, говорит, тело Христово. Если на нашем теле не должно быть несогласия, то гораздо более на теле Христовом, и тем более, чем благодать сильнее природы. И уди от части. Мы, говорит, не только тело, но и члены... Что значит: от части? Сколько это касается вас и сколько от вас зависит составлять часть. Он сказал: тело, а так как все тело составляла не коринфская церковь, но вселенская, то и присовокупил: от части; т. е. ваша церковь есть часть церкви вселенской, тела составляемого всеми церквами, так что вы обязаны быть в мире не только друг с другом, но и со всею вселенскою церковью, если вы в самом деле члены целого тела. И овых убо положи Бог в церкви первее апостолов, второе пророков, третье учителей, потом же силы, таже дарования исцелений, заступления, правления, роди языков (ст. 28). Не напрасно он говорит здесь: первое, второе, но поставляет превосходящий дар выше, а потом указывает на низший. Потому сначала он именует апостолов, которые имели в себе все дары» (т. X., стр. 297–298; 299, 300, 301, 302, 303, 306, 307, 314, 315, Толк, на перв. посл. Коринф.),

 

б) «И того даде главу выше всех церкви. О, и куда церковь Он возвел! Как бы некоторою машиною поднявши ее, Он возвел ее на высоту великую, и посадил ее на том же престоле, потому что где глава, там и тело, нет никакого перерыва между главой и телом. И если бы связь между ними прерывалась, то не было бы ни тела, ни главы...

 

Яже есть тело его. Чтобы ты, услышав слово «главу», не принял его в значении только власти, но в смысле собственном, не счел Его только начальником, но видел в Нем, как бы телесную (действительную) главу, апостол прибавляет: исполнение исполняющего всяческая во всех. Он считает как бы недостаточным (название главы для того), чтобы показать родство и близость церкви ко Христу, и что говорит? Церковь есть исполнение Христа, точно так же, как голову дополняет тело и тело дополняется головою. Видишь, каким орудием пользуется апостол, как он не останавливается ни пред каким оборотом речи, чтобы представить Божию славу. Исполнены, говорит, т. е. как глава пополняется телом, потому что тело составляется из всех членов, и каждый член необходим для другого. Видишь, как апостол представляет, что для Христа, как главы, нужны все вообще члены, потому что если бы многие из нас не были – один рукой, другой ногой, третий иным каким-либо членом, то тело Его было бы не полно. И так тело Его составляется из всех членов. И значит: тогда только исполнится глава, тогда устроится совершенное тело, когда мы все вместе будем соединены и скреплены самым прочным образом» (т. XI, стр. 26–27, Толк. на Ефес.).

 

в) «Тело не отделяется от духа, иначе оно не было бы телом, – потому что у нас о предметах, соединяемых между собою и имеющих большую связь, обыкновенно говорится: одно тело. Также точно и сами вы в соединении составляете одно тело, при одной главе. При единстве же того и другого, тело хотя и состоит из разных членов, важных и неважных, однако ни лучший из них не вооружается против члена ничтожного, ни первый не подвергается зависти со стороны последнего. И хотя не все члены имеют одинаковое отправление, а каждый подчиняется определенному требованию необходимости, однако, по этому самому, – что все совершается ими по необходимости, или по требованию различных нужд, – все они равно достойны уважения. Впрочем, есть между ними одни высшие, а другие низшие, как напр. голова господствует над всем телом, в ней заключаются все чувства и самое господство души, – вследствие чего без головы никому нельзя жить, тогда как, по отсечении ног, многие надолго еще остаются в живых. Таким образом голова лучше прочих членов не только по своему положению, но и по своей деятельности и значению. Но для чего я говорю об этом? И в церкви много есть таких, которые достигли такой же высоты, как и голова, созерцают небесное, как глаза в голове, весьма удалены от земли и не имеют ничего общего с ней. Иные же занимают место ног, попирая землю, – ног, впрочем, здоровых» (т. XI. Стр, 90; Толк. на Ефес.).

 

г) «Церковь есть тело; есть в ней глаз, есть и голова... Неравенство исправляется сочувствием и все соединяется любовью» (т. I, стр. 844).

 

III. Бл. Иероним Стридонский:

 

а) «Иной в церкви есть око, иной – язык, иной – нога, ухо, чрево, и прочие. Читай послание Павла к Коринфянам: как различные члены составляют одно тело (I Кор. 12)» (ч. II, стр. 64–66).

 

б) «Глава и начало всего тела и верующих и всякого духовного разумения (Христос). От этой Главы тело церкви чрез свои составы и соединения воспринимает жизненную силу небесного учения так что один за другим оживотворяются все члены и по сокровенным извивам вен льется очищенная кровь от пищи и сохраняется, поддерживается и возрастает сила тела, так что орошаемые от источника главы члены возрастают в совершенство Божие и исполняется молитва Спасителя: Отче, хощу, да яко же Ты во мне и Аз в Тебе, да и тии в нас едино будут (Иоан. 17:21), чтобы, после того как Христос предал нас Отцу, был Бог всяческая во всех» (ч. 3, стр. 207).

 

в) То же смотри ч. IV, стр. 267.

 

IV. Св. Григорий Богослов (Творения его в перев. Моск. дух. акад.):

 

а) Как в теле, иное начальствует и как бы председательствует, а иное состоит под начальством и управлением: так и в церквах (по закону ли справедливости, воздающей по достоинству, или по закону Промысла, все связующего) Бог постановил, чтобы одни, для кого сие полезнее, словом и делом направляемые к своему долгу, оставались пасомыми и подначальными; а другие, стоящие выше прочих и по добродетели и близости к Богу, были пастырями и учителями к совершению церкви, и имели к другим такое же отношение, какое душа к телу и ум к душе, дабы то и другое, недостаточное и избыточествующее, будучи, подобно телесным членам, соединено и сопряжено в один состав, совокуплено и связано союзом Духа, представляло одно тело, совершенное и истинно достойное самого Христа – нашей Главы... А поелику хорошо и справедливо – быть начальникам и подначальным; то, по моему мнению, равно худо и в одинаковой мере противно порядку, как всем желать начальства, так и никому не принимать оного на себя. Когда бы все стали избегать сего начальствования или, правильнее назвать, служения, тогда бы прекрасной полноте церкви не доставало бы значительнейшего, и она не была бы уже прекрасною» т. I, стр. 13–14).

 

б) «Воззрите на небо горе, и на земли низу (Ис.8:22), и размыслите, как и из чего составилась вселенная, чем была до своего устройства, и как называется она теперь. Все устроилось по порядку, и устроилось словом, хотя все могло быть произведено вдруг, как нечто единое... Итак, порядок устроил вселенную, порядок держит земное и небесное, – порядок у существ умопреставляемых, порядок в вещах чувственных, порядок и у ангелов, порядок в звездах, в их движении, величине, взаимном отношении и светлости...

 

Но к чему говорил я обо всем этом, и к чему давно поспешало мое слово? Порядок и в церквях распределял, чтобы одни были пасомые, а другие пастыри, одни начальствовали, а другие были подначальными; кто составлял бы Главу, кто ноги, кто руки, кто глаз, кто иной из членов тела – для устройства и пользы целого – как низших, так и высших. И в телах члены не отделены друг от друга, но целое есть одно из различных частей сложенное; не у всех членов один образ действования, хотя и все одинаково имеют нужду друг в друге для дружного и взаимного действования. Так глаз не ходит, но указывает путь; нога не смотрит, но переступает и переносит с одного места на другое; язык не приемлет звуков, ибо это дело слуха; ухо не говорит, потому что это дело языка, нос, ощущает запахи: гортань же вкушает брашна (Иов.34:3), говорит Иов; рука есть орудие к тому, чтобы давать и принимать; а ум вождь всего: от него, способность ощущать, и к нему возвращается всякое ощущение. Тоже и у нас в общем теле Христовом. Ибо все едино тело есмы о Христе, а по единому Христу и друг другу уди. (Рим.12:5). Один начальствует и председательствует, а другой водится и управляется; оба действуют неодинаково, если только начальствовать в быть подначальным – не одно и то же, но оба делаются едино во едином Христе, составляемые и слагаемые тем же духом… И овых убо, сказано, положи Бог в церкви первое апостолов, второе пророков, третье пастырей и учителей (1Кор.12:28). Будем браня уважать и соблюдать сей порядок. Пусть один будет слух, другой – язык, иной рука или что другое; пусть, один учит, другой учится... Пусть один начальствует и получает честь, а другой оправдывается своим служением. Учащий да учит благочинно; учащийся да учится в повиновении; служащий да служит с усердием. – Не все будем языком всегда готовым, не все пророками, не все апостолами, не все толкователями» (т. 3, стр. 115,117–118).

 

V. Св. Григорий Нисский (Творения его в перев. Моск. дух. акад.:

 

а) «Поелику вся церковь есть едино тело Христово, а во едином телеси, как говорит апостол, мнози уды, уды же вси не тожде имут делание (Рим.12:4,5), а напротив того, одного создал Бог в теле оком, а кто-либо другой насажден быть ухом, некие же по действию силы делаются руками, а некие, носящие бремена, называются ногами, а иное будет делом вкуса и обоняние и по порядку всего, из чего составляется человеческое тело, и в общем составе тела церкви можно находить уста, зубы, язык, сосцы, чрево, выю, я как говорит Павел, я даже мнящиеся неблагообразнии быти в теле (1Кор.12:22–24). Ибо в членах наших что дороже глаз? Они приемлют в себя свет; ими приобретается познание друзей и неприятелей; ими различаем свое и чужое; они бывают наставниками и учителями во всяком делании, природными и неотлучными путеводителями в непогрешительном шествии; их положение выше других чувственных орудий показывает предпочтительность ими доставляемой вам пользы. Без сомнения же, известно слушателям, к каким членам церкви относится похвала очам... И ныне занимающие место сие в теле церкви и поставленные епископствовать в собственном смысле именуются очами, если неуклонно будут взирать на солнце правды, никогда не притупляя зрения делами темными» (т. 3, стр. 185–187; 7-я беседа на кн. «Песнь Песней»).

 

б) Христос, питая тело Свое церковь, и приличным образом счиневая с общим телом члены, порождаемые верою в Него, все производить благолепно, как следует и как удобно, соделав верующих очами, устами, руками в прочими членами. Ибо так говорит Павел: тело едино есть, уды же имат многи (1Кор.12:12), и не все уды состоят в том же чине; но кто оком в теле, то не пренебрегает руки; и кто – глава, тот не отвергает ног, а напротив того все тело из членов разнообразием действий растворяется само в себе, так что члены не разногласят с телом (т. 3, стр. 830, Беседа 13-я на кн. Песнь Песней).

 

VI. Св. Климент Римский:

 

а) «Увещание к церковному порядку примером воинского порядка и стройности человеческого тела. И так, братия, будем всеми силами воинствовать под святыми Его повелениями. Представим себе воинствующих под начальством вождей наших; как стройно, как усердно, как покорно исполняют они приказания. Не все эпархи, не все тысяченачальники, или стоначальники или пятидесятиначальники, и так далее, но каждый в своем чине исполняет приказания царя и полководцев. Ни великие без малых, ни малые без великих не могут существовать. Все они как бы связаны вместе и это доставляет пользу. Возьмем тело наше: голова без ног ничего не значит, равно и ноги без головы, и малейшие члены в теле нашем нужны и полезны для целого тела; все они согласны и стройным подчинением служат для здравия целого тела... (Писания мужей ап. в переводе прот. Преображенского, гл. 37 стр. 97, СПб., 1895 г.).

 

б) Первосвященнику дано свое служение, священникам назначено свое дело, и на левитов возложены свои должности; мирской человек связан постановлениями для народа (Там же гл. 40, стр. 99).

 

VII. Св. священномученик Киприан:

 

а) «Господь наш, Коего заповеди и увещания мы должны хранить, определяя достоинство епископа и управление Своей церкви, говорит Петру, в Евангелие: Аз же тебе глаголю, яко ты еси Петр, и на сем камени созижду церковь Мою, и врата адова не одолеют ей, и дам ти ключи царствия небесного: и еже аще свяжеши на земли, будет связано на небесех; и еже аще разрешиши на земли, будет разрешено на небесех» (Мф.16:18–19). Отсюда последовательно и преемственно истекает власть епископов и управление церкви, так, что церковь поставляется на епископах и всяким действием церкви управляют, те же начальствующие. И так как это основано на божественном законе, – то я удивляюсь, что некоторые с дерзким безрассудством вздумали написать ко мне такое письмо, которое составлено от имени церкви, тогда как церковь заключается в епископе, клире и всех стоящих в вере» (т. I, 17-е письмо, стр. 64).

 

б) «Церковь не отступит от Христа, – а ее составляет народ, приверженный к священнику, и стадо, послушное своему пастырю» (т. I, 54 письмо, стр. 257).

 

VIII. Св. Ипполит еп. Римский (Творения его. Казань, 1898–1899 гг.):

 

а) Церковью называется не самое место, не храм, построенный из камней и главы; даже Сам по себе человек не может быть назван церковью. Ведь храм (как строение) разрушается, а человек умирает. Но что же такое есть церковь? Собрание святых, в правде живущих; единомыслие, которое есть путь святых к общению – вот церковь, этот духовный храм, насажденный на Христе, как бы на востоке, – храм, в котором обнаруживаются различные деревья всевозможного рода, и род отцов, еще издавна отлучившихся; и деяния пророков, совершенные ими по закону; и лик апостолов, умудренных в слове; и мученики, получившие избавление чрез кровь Христову; и звание девственниц, осветившихся чрез воду; и лик учителей; и чин епископов, священников и левитов. Всякою доблестью украшенные, все они процветают в церкви, не повергаясь тлнию» (вып. I, стр. 21–22).

 

б) «Крылья кораблей суть церкви, а море мир, в котором церковь, подобно кораблю в пучине, обуревается, но в то же время не погибает. Ведь она имеет у себя опытного кормчего Христа. Носит она в средине и победный трофей, направленный против смерти, – именно носит крест Господень вместе с собою. Есть у ней и нос – восток, и корма – запад; киль же ее составляет полдень; двумя рулями для ней служат два завета; веревки, протянутые вокруг, заменяет любовь Христова, связующая церковь; она же носит с собою и трюм, т. е. баню паки бытия, ту баню, которая обновляет верующих. Присуща ей и прозрачная тонкая ткань – это Дух с небес, которым верующие запечатлеваются Богу. При ней следуют и железные якори – это святые заповеди Самого Христа, которые имеют такую же крепость, как и железо. Имеет она и корабельщиков, как с правой, так и с левой стороны, – это святых ангелов служащих, благодаря которым беспрерывно содержится и охраняется церковь» (вып. 2, стр. 40, § 59).

 


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.061 с.